- Что означают цвета в психологии
- Цвет и возраст
- Цвет и пол
- Цвет и вкус
- Нарушение восприятия цвета
- Цветовые ассоциации и характер
- Красный цвет
- Розовый цвет
- Оранжевый цвет
- Желтый
- Зеленый
- Фиолетовый
- Синий и голубой
- Коричневый
- Белый
- Серый
- Черный
- Цветовая диагностика
- Ассоциации с цветом
- Цвет и ассоциации
- Цветовые ассоциации и характер
- Красный цвет
- Розовый цвет
- Оранжевый цвет
- Желтый
- Зеленый
- Синий и голубой
- Черный
- Цветовая диагностика
- 5.2. Цветовые ассоциации и зрительные иллюзии
Что означают цвета в психологии
«Цвета — родной язык подсознания», — Карл Юнг, психоаналитик.
Реакции на цвет человека связаны с изменением моторики и сознания. Мышцы тела могут сокращаться или расслабляться в зависимости от увиденного цвета. Но все мы по-разному воспринимаем цвет в зависимости от нашего культурного воспитания, пола и возраста.
Цвет и возраст
У детей до 1 года нет цветовых предпочтений. Дети в возрасте 4 месяцев хорошо различают красный, желтый, зеленый и синий, но не дифференцируют их по оттенкам.
Считается, для детей от 4 до 10 лет излюбленными чаще всего являются красный и синий цвета . При этом, красный предпочитают дети младшего возраста.
Детям школьного возраста обычно нравятся яркие и насыщенные цвета и не нравятся нейтральные серые тона.
Цвет и пол
Цветовые предпочтения различны в зависимости от пола. Мальчикам чаще нравятся (по убыванию) синий, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый и желтый, а девочкам — синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, желтый и белый. Взрослым мужчинам нравятся синий, фиолетовый и зеленый, а взрослым женщинам — красный, оранжевый и желтый.
Цвет и вкус
Цвет может усиливать даже вкусовые ощущения и этот принцип используется в дизайне упаковки. Самыми неаппетитными являются желтый и желто-зеленый. Более сладкими кажутся продукты, упакованные в красный, оранжевый, белый и розовый.
Натуральные продукты в упаковке ненатуральных цветов имеют меньший успех у аудитории.
Упаковка сине-зеленых тонов подсознательно ассоциируется с грибковой плесенью.
Продукты синего и черновато-пурпурного цвета избегаются покупателями из-за инстинкта самосохранения, так как в природе встречаются ядовитые ягоды и фрукты такой окраски.
Красные и оранжевые соки кажутся более сладкими чем другие.
Нарушение восприятия цвета
Около 8% мужчин и всего 0,5% женщин страдают дальтонизмом. С чем связан дальтонизм? В нашем глазу находятся три вида колбочек: L-колбочки отвечают за распознавание длинных (красных) волн, M-колбочки распознают средние (зеленые) волны и S-колбочки — короткие (синие) волны. Дефекты L- и M-колбочек называются дальтонизмом красного и зеленого. Крайне редко встречаются дефекты S-колбочек. Если у человека нарушено восприятие красного цвета, то для него такой свет будет выглядеть как зеленый.
Цветовые ассоциации и характер
Для каждого цвета у нас есть негативные и позитивные ассоциации, что связано не только с физиологическими реакциями на него, но и с культурным воспитанием.
Красный цвет
Если человека поместить в комнату с обилием красного цвета, то у него может даже кратковременно повыситься давление и участиться пульс, ускориться дыхание. Кроме этого, красный цвет заставляет нас считать, что время идет быстрее, чем на самом деле.
Ассоциации с красным цветом насыщенных тонов: энергичный, сексуальный, веселый, пылкий, активный, агрессивный, жаркий, взволнованный, теплый, святой, патриотичный, сухой, воинственный, беспокойный, напряженный, греховный, ненависть, гнев, снижение прибыли, то, что сбивает с толку, страх, восстание.
Немецкие ученые определили, что красный цвет формы футбольной команды повышает шансы на победу при игре на своем поле.
Наличие красного в образе увеличивает привлекательность как мужчин, так и женщин. Женщины, которые носят красное, кажутся мужчинам более интересными и красивыми.
Считается, что люди, предпочитающие красный цвет, — страстные, с выраженными лидерскими качествами, эмоциональные, целеустремленные, склонные к экстриму.
Розовый цвет
Ассоциации с розовым цветом насыщенных тонов: волнующий, счастливый, возбуждающий, цвет любви, молодой, жизнерадостный, чувственный, девический, инфантильный, незрелый.
Пастельный розовый вызывает уже другие ассоциации: мягкий, сладкий, нежный, детский, уютный, тонкий, романтический, женственный, ласковый, интимный, слабый, хрупкий, сентиментальный.
Люди, предпочитающие розовый, часто мягкие, нежные, слабовольные и мечтательные натуры, любят комфорт, инфантильны.
Оранжевый цвет
Ассоциации с оранжевым цветом насыщенных тонов: продуктивный, вкусный, теплый, жизнерадостный, мужественный, бесстрашный, любопытный, детский, счастливый, энергичный, горячий, сочный, общительный, дружелюбный, громкий, лучистый, отзывчивый, комедийный, гордый, амбициозный, веселый, радостный, оживленный, стремительный, юный, опасный.
Оранжевый — цвет жизнерадостных и активных людей, мечтателей с развитой интуицией.
Желтый
Желтый является тонизирующим и бодрящим цветом.
Ассоциации с желтым цветом насыщенных тонов: радостный, гостеприимный, решительный, благородный, молодой, скорость, движение, Солнце, дружелюбие, энергия, интуиция, интеллект, благоприятный, безопасный, высокодуховный, здоровый, веселый, громкий, подлость, трусость, тупость, обман, предательство, ревность, зависть.
Ассоциации с желто-оранжевым цветом насыщенных тонов: предприимчивость, целеустремленность, богатство, жизнерадостность, веселье, агрессия, сила, энергия, тепло, удовольствие, здоровье, гордость, назойливость.
Желтый — цвет общительных , смелых и интеллигентных людей, которые умеют приспосабливаться. Обычно этот цвет не нравится пессимистам и замкнутым личностям.
Зеленый
Зеленые и синие тона в отличии от красных могут снизить давление и мускульное напряжение, успокоить нервы, расслабить.
Ассоциации с зеленым цветом насыщенных тонов: жизнь, польза, движение, младенчество, природа, надежда, мир, изобилие, приспособляемость, тишина, нетребовательный, миролюбивый, мягкий, не нервный, безмятежный, задумчивый, сосредоточенность, размышление, прохлада, изобилие, здоровье, сочувствие, слабый, неопытность.
Зеленый цвет текста может вызывать согласие с утверждением.
Зеленый — цвет искренних и честных людей
Фиолетовый
Ассоциации с пурпурно-фиолетовыми насыщенными тонами: ностальгия, воспоминания, сила, духовность, бесконечность, достоинство, созерцательный, мистический, ночь, консервативный, мысль, царственность, благородство, меланхолический, траур, помпезность, одиночество, отчаяние, грусть.
Ассоциации с красно-фиолетовыми насыщенными тонами: сладкий вкус, утонченный, жажда нежности, романтизм, взволнованность, страсть, творчество, уникальный, хитрый.
Фиолетовый — цвет творческих и эмоциональных людей.
Синий и голубой
Ассоциации с синими насыщенными тонами: достоинство, умеренность, спокойный, богатый, приятный, сила, робота, расслабленность, зрелость, тихий, холодный, надежный, хладнокровный, меланхолия, пустота, грусть.
Оттенки синего служат для расслабления, снятия напряжения, тревоги.
Синий — цвет духовно развитых людей, возвышенных, часто меланхоличных и скромных.
Коричневый
Ассоциации землистыми тонами: простой, богатый, теплый, дружелюбный, жизнь, мужественный, прочный, безопасный, фамильярный, грязь.
Коричневый — цвет уверенных в себе и консервативных людей.
Белый
Ассоциации с белым цветом: свет, прохлада, снег, чистота, ясность, надежность, невинность, тишина, нормальность, гармония, познание, духовность, молодость, пустота, страх, грусть, труд.
Белый цвет нравится почти всем, поэтому интерпретация его неоднозначна — он может означать и холод, и духовность, гармонию.
Серый
Ассоциации с нейтральными серыми тонами: качественный, спокойный, инерция, практичный, старый, холодный, сообразительный, здравомыслящий, бесшумный, эгоизм, депрессия, безразличие, самостоятельность, нерешительный, обман, недостаток сил.
Серый — цвет рассудительных и осторожных людей.
Черный
Ассоциации с черным цветом: столкновение, сильный, элегантный, таинственный, тяжелый, престижный, хладнокровный, неэмоциональный, благородный, отчаяние, тишина, сдержанный, негативный, уныние, ненависть, злоба, гнев.
В Западной культуре черный цвет является цветом траура, тогда как на Востоке это символ добра, благородства и опыта.
Цветовая диагностика
Макс Люшер (1923 —2017 годы) , бывший директор Института психолого-медицинской диагностики в Люцерне, — известная личность в области психологии цвета. Знаменитый «тест Люшера» используют психологи, терапевты и психиатры с 1947 года. Кстати, в 1947 году Люшеру было всего 23 года, когда он представил основные положения цветовой диагностики на всемирном конгрессе по психологии.
Проведение теста заключается в выборе человеком наиболее предпочтительного цвета из 8 карточек. После выбора карточка убирается и тестируемому предлагается выбрать из оставшихся, и так до момента, когда все карточки будут выбраны.
Карточки анализируются по системе Люшера и от порядка выбора делаются выводы о личности. Цвета в системе Люшера не простые, а наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Цвета, участвующие в тесте, выбирались из 4500 тонов и оттенков.
При письменных опросах в форме анкетирования человек может слегка приукрашивать, выбирая морально правильные с его точки зрения ответы. Но выбор цвета происходит бессознательно и это помогает выявить то, каков человек на самом деле.
Вы можете пройти цветовой тест Люшера на нашем сайте.
А еще у нас есть тест для девушек, состоящий всего из одного вопроса — Характер по цвету лака для ногтей.
Изображение в шапке — Marion Michele, Unsplash.
Источник
Ассоциации с цветом
Цвет и ассоциации
Важной составляющей хорошего логотипа является цвет. Правильно подобранные цвета оживляют форму и ассоциируются с родом деятельности компании и тематикой сайта. Цветовая гамма должна соответствовать общей тематике, усиливать выразительность формы, текста, выделять определяющие элементы и маскировать второстепенные. Следует помнить, что пёстрые логотипы плохо запоминаются и даже иногда раздражают глаз. Кроме того, при обилии цветов сложно добиться желанного чувства гармонии и равновесия. В хорошем логотипе количество цветов обычно не превышает двух, но и тут не стоит забывать о соотношение цветов друг с другом.
«Радуга Рунета» по результатам исследования компании «Яндекс». 2007
Как известно, цвета могут влиять на психическое восприятие. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закреплённым в данной культурной традиции символическим смыслом. Рассмотрим значения основных девяти цветов.
Как известно, цвета могут влиять на психическое восприятие. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закреплённым в данной культурной традиции символическим смыслом. Рассмотрим значения основных девяти цветов.
Цветовые ассоциации и характер
Для каждого цвета у нас есть негативные и позитивные ассоциации, что связано не только с физиологическими реакциями на него, но и с культурным воспитанием.
Красный цвет
Если человека поместить в комнату с обилием красного цвета, то у него может даже кратковременно повыситься давление и участиться пульс, ускориться дыхание. Кроме этого, красный цвет заставляет нас считать, что время идет быстрее, чем на самом деле.
Ассоциации с красным цветом насыщенных тонов: энергичный, сексуальный, веселый, пылкий, активный, агрессивный, жаркий, взволнованный, теплый, святой, патриотичный, сухой, воинственный, беспокойный, напряженный, греховный, ненависть, гнев, снижение прибыли, то, что сбивает с толку, страх, восстание.
Немецкие ученые определили, что красный цвет формы футбольной команды повышает шансы на победу при игре на своем поле.
Наличие красного в образе увеличивает привлекательность как мужчин, так и женщин. Женщины, которые носят красное, кажутся мужчинам более интересными и красивыми.
Считается, что люди, предпочитающие красный цвет, — страстные, с выраженными лидерскими качествами, эмоциональные, целеустремленные, склонные к экстриму.
Розовый цвет
Ассоциации с розовым цветом насыщенных тонов: волнующий, счастливый, возбуждающий, цвет любви, молодой, жизнерадостный, чувственный, девический, инфантильный, незрелый.
Пастельный розовый вызывает уже другие ассоциации: мягкий, сладкий, нежный, детский, уютный, тонкий, романтический, женственный, ласковый, интимный, слабый, хрупкий, сентиментальный.
Люди, предпочитающие розовый, часто мягкие, нежные, слабовольные и мечтательные натуры, любят комфорт, инфантильны.
Оранжевый цвет
Ассоциации с оранжевым цветом насыщенных тонов: продуктивный, вкусный, теплый, жизнерадостный, мужественный, бесстрашный, любопытный, детский, счастливый, энергичный, горячий, сочный, общительный, дружелюбный, громкий, лучистый, отзывчивый, комедийный, гордый, амбициозный, веселый, радостный, оживленный, стремительный, юный, опасный.
Оранжевый — цвет жизнерадостных и активных людей, мечтателей с развитой интуицией.
Желтый
Желтый является тонизирующим и бодрящим цветом.
Ассоциации с желтым цветом насыщенных тонов: радостный, гостеприимный, решительный, благородный, молодой, скорость, движение, Солнце, дружелюбие, энергия, интуиция, интеллект, благоприятный, безопасный, высокодуховный, здоровый, веселый, громкий, подлость, трусость, тупость, обман, предательство, ревность, зависть.
Ассоциации с желто-оранжевым цветом насыщенных тонов: предприимчивость, целеустремленность, богатство, жизнерадостность, веселье, агрессия, сила, энергия, тепло, удовольствие, здоровье, гордость, назойливость.
Желтый — цвет общительных , смелых и интеллигентных людей, которые умеют приспосабливаться. Обычно этот цвет не нравится пессимистам и замкнутым личностям.
Зеленый
Зеленые и синие тона в отличии от красных могут снизить давление и мускульное напряжение, успокоить нервы, расслабить.
Ассоциации с зеленым цветом насыщенных тонов: жизнь, польза, движение, младенчество, природа, надежда, мир, изобилие, приспособляемость, тишина, нетребовательный, миролюбивый, мягкий, не нервный, безмятежный, задумчивый, сосредоточенность, размышление, прохлада, изобилие, здоровье, сочувствие, слабый, неопытность.
Зеленый цвет текста может вызывать согласие с утверждением.
Зеленый — цвет искренних и честных людей
Ассоциации с пурпурно-фиолетовыми насыщенными тонами: ностальгия, воспоминания, сила, духовность, бесконечность, достоинство, созерцательный, мистический, ночь, консервативный, мысль, царственность, благородство, меланхолический, траур, помпезность, одиночество, отчаяние, грусть.
Ассоциации с красно-фиолетовыми насыщенными тонами: сладкий вкус, утонченный, жажда нежности, романтизм, взволнованность, страсть, творчество, уникальный, хитрый.
Фиолетовый — цвет творческих и эмоциональных людей.
Синий и голубой
Ассоциации с синими насыщенными тонами: достоинство, умеренность, спокойный, богатый, приятный, сила, робота, расслабленность, зрелость, тихий, холодный, надежный, хладнокровный, меланхолия, пустота, грусть.
Оттенки синего служат для расслабления, снятия напряжения, тревоги.
Синий — цвет духовно развитых людей, возвышенных, часто меланхоличных и скромных.
Ассоциации землистыми тонами: простой, богатый, теплый, дружелюбный, жизнь, мужественный, прочный, безопасный, фамильярный, грязь.
Коричневый — цвет уверенных в себе и консервативных людей.
Ассоциации с белым цветом: свет, прохлада, снег, чистота, ясность, надежность, невинность, тишина, нормальность, гармония, познание, духовность, молодость, пустота, страх, грусть, труд.
Белый цвет нравится почти всем, поэтому интерпретация его неоднозначна — он может означать и холод, и духовность, гармонию.
Ассоциации с нейтральными серыми тонами: качественный, спокойный, инерция, практичный, старый, холодный, сообразительный, здравомыслящий, бесшумный, эгоизм, депрессия, безразличие, самостоятельность, нерешительный, обман, недостаток сил.
Серый — цвет рассудительных и осторожных людей.
Черный
Ассоциации с черным цветом: столкновение, сильный, элегантный, таинственный, тяжелый, престижный, хладнокровный, неэмоциональный, благородный, отчаяние, тишина, сдержанный, негативный, уныние, ненависть, злоба, гнев.
В Западной культуре черный цвет является цветом траура, тогда как на Востоке это символ добра, благородства и опыта.
Цветовая диагностика
Макс Люшер (1923 —2017 годы) , бывший директор Института психолого-медицинской диагностики в Люцерне, — известная личность в области психологии цвета. Знаменитый «тест Люшера» используют психологи, терапевты и психиатры с 1947 года. Кстати, в 1947 году Люшеру было всего 23 года, когда он представил основные положения цветовой диагностики на всемирном конгрессе по психологии.
Проведение теста заключается в выборе человеком наиболее предпочтительного цвета из 8 карточек. После выбора карточка убирается и тестируемому предлагается выбрать из оставшихся, и так до момента, когда все карточки будут выбраны.
Карточки анализируются по системе Люшера и от порядка выбора делаются выводы о личности. Цвета в системе Люшера не простые, а наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Цвета, участвующие в тесте, выбирались из 4500 тонов и оттенков.
При письменных опросах в форме анкетирования человек может слегка приукрашивать, выбирая морально правильные с его точки зрения ответы. Но выбор цвета происходит бессознательно и это помогает выявить то, каков человек на самом деле.
Вы можете пройти цветовой тест Люшера на нашем сайте.
А еще у нас есть тест для девушек, состоящий всего из одного вопроса — Характер по цвету лака для ногтей.
5.2. Цветовые ассоциации и зрительные иллюзии
«В природе нет неокрашенных объектов и нет ни одного оттенка цвета, не вызывающего эмоционального отклика» ..Любое произведение искусства создает цветовую среду, которая оказывает влияние на душевное состояние человека, характер его мысли, уровень работоспособности. Все спектральные цвета вызывают в той или иной степени вызывают физиологические реакции человека. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние, «психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим» . Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации. Сегодня психофизиология способна дать исчерпывающие ответы на вопросы: каким образом мы различаем цвета? Для чего мы их различаем? Какие реакции, эмоции, чувства, установки вызывают те или иные цвета?
По своему психофизиологическому воздействию на человека цвета делятся на несколько основных групп:
1. Стимулирующие – символизируют открытость к общению, активность, радостное состояние, приятные ощущения:
2. Тормозящие – ассоциируются с рассудком и замкнутостью, тревогой, грустью, печалью:
3. Статические – символизируют стабильность, погруженность в себя, эгоизм, но и спокойствие, уравновешенность:
4. Пастельные – ассоциируются с деликатностью, нежностью, способностью к компромиссу:
5. Угнетающие – закрытые, тяжелые:
Существует также связь между восприятием цвета и другими органами чувств:
•при резком запахе и звуке цвет видится ярче;
•фиолетовый цвет усиливает запах, зеленый и желто-зеленый смягчают звуки;
•красный и оранжевый делают пищу слаще;
•желтый и желто-зеленый – придают пище более кислый и острый вкус;
•зеленый – ассоциируется с соленостью, а зелено-голубой – с горечью.
Кроме того, можно найти соответствие между основными цветами и геометрическими формами:
•желтый – ассоциируется с изменчивым движением;
•синий – с замкнутостью, спокойствием;
•зеленый – с равновесием, четкостью;
•красный – равновесием, четкостью, длительностью.
Ассоциации на конкретный цвет, безусловно, говорят о субъективных и объективных установках людей, и об этом никогда не надо забывать.
С начала культуры человек пытался овладеть способностью цвета влиять на свое душевное состояние. Достиг он этого путем создания краски – внешнего средства изменения своего психического состояния. Создав краску, человек окружил себя цветом.
Виды цветовых ассоциаций. Отдельно взятый цвет или сочетание цветов могут вызвать различные воспоминания и связанные с ними эмоции и образы. Все это называется цветовыми ассоциациями. Естественно, что цветовые ощущения у всех людей не одинаковы. Во многом это зависит от расовой и этнической принадлежности, от культурных традиций, от образования, рода деятельности, возраста, нервно-психического склада каждого человека. Цветовые ассоциации зависят и от объективных свойств цвета. Так, чем ярче и чище цвет, тем определеннее и устойчивее реакция человека: сложные, малонасыщенные цвета вызывают более разнообразные и неустойчивые реакции. Желтые и зеленые цвета вызывают самое большое количество ассоциаций. Это вызвано тем, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, желтых и зеленых цветов больше всего вприроде.
Цветовые ассоциации могут быть физическими и эмоциональными (Таб. 4). К физическим относятся температурные (теплые, горячие, холодные), акустические (тихие, громкие, музыкальные) и весовые (легкие, тяжелые, воздушные) ассоциации. К эмоциональным относятся позитивные (радостные, приятные, веселые), негативные (трагические, грустные, скучные) и нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные) ассоциации.
Один и тот же цвет у большинства людей вызывает одинаковые физические ассоциации, эмоциональная реакция на цвет различается гораздо чаще. Однако для создания нужного настроения при восприятии художественной композиции используются определенные цветовые приемы. Каждый художник не должен забывать, что он создает свое неповторимое художественное произведение и должен выразить в нем свое настроение. Продуманное использование цвета поможет усилить впечатление от всей композиции.
Таблица 4. Классификация цветовых ассоциаций .
Виды цветовых ассоциаций
тихие – голубой – музыкальные
тромкие – красный – свистящие, лающие
Мы стараемся во всем найти равновесие, гармонию. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного, привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективный характер. Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления и чувств, но знание общих объективных законов работы с цветом помогут осознать собственные предпочтения и получить естественный стимул для нового творческого поиска.
Символическая характеристика цвета
Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям или событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы .
Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм). Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и более цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа – символика цветных форм, причем как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.
Символика цветов имеет древнейшее происхождение. Она возникла в те времена, когда человек научился добывать и использовать природные краски. С этой поры цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики во многом утеряны, особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.
Рассмотрение цветовой символики в историческом аспекте, во-первых, показывает ее глубокую связь с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей, а во-вторых, позволяет выделить основные этапы развития цветового символизма.
Первый – космологический, или мифологический, – включает в себя цветовую символику первобытных народов, древнего мира и античности. В ней цвет предстает как символ мировых сил, стихий и начал. Второй этап – религиозный или богословский, начинающийся от поздней античности и продолжающийся до эпохи Возрождения. Свет и цвет в то время представлялся категориями божественного. Третий – социально-психологический, от Ренессанса до XX в. Он характеризуется цветовой символикой общественно-политических, социальных и индивидуальных процессов и явлений.
Придерживаться объективности при изучении вопроса о взаимосвязи цвета и психики практически невозможно, так как сложно отделить психологию цвета от его символического значения.
Первый тип цветового символа – цвет сам по себе. Символическое значение цветов складывалось у определенных народов на протяжении веков. Например, символическое значение черного и белого цветов. На Западе черный цвет воспринимается как серьезный, драматичный, печальный. При использовании черного цвета в декорировании часто звучит предупреждение о его угнетающем воздействии. Черный – традиционно цвет траура. Белый – ассоциируется с чистотой, миролюбием и оптимизмом (белый – традиционно цвет подвенечного наряда невесты). Тем не менее, в некоторых странах Востока, некоторых странах Юго-Восточной Азии и в культуре Индии именно белый, а не черный цвет является цветом траура.
Символическое значение белого и черного цветов в мусульманском и европейском цветовом коде несколько отлично. Белый – сумма семи цветов на Востоке считался лучшим цветом, так как отражал множество достоинств: духовное очищение, перерождение, цвет траура (так как смерть воспринималась не как трагедия, а как переход к вечной жизни и покою). Черный также не ассоциировался только с негативом и символом греха. По Корану ночь прекрасна не менее чем день, и земля, кормящая людей также черная . При более внимательном анализе символики смерти выясняется, что различия связаны не с эмоциональным значением цветов (белый цвет повсюду связан с позитивными эмоциями, а черный – с негативными), а с противоположным отношением к смерти.
Если даже на протяжении истории менялась трактовка цвета, содержательный компонент цветовых символов и отношение к ним, то ядро цветовой символики оставалось неизменным. Не меняется та часть цветового символа, которая остается даже в том случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций.
Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека. Их интерпретация порождает цветовые ассоциации и символы, вызванные впечатлениями от цвета. Никто не воспринимает цвет без этих и подобных впечатлений. Именно цвета вызывают впечатление.
Цветовая символика лишь верхушка взаимосвязей и отношений между человеческой психикой и цветом. Основанием служат объективные законы цветового воздействия на человека.
Всякий цвет может быть истолкован как сигнал, символ. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов.
Цвет может служить знаком отличия предметов, средством сообщения информации, цветовым кодом. При этом код должен быть понятен всем, использоваться во всех видимых глазом творениях человека, например, в интерьерах домов, храмах, живописи, графике, архитектуре и пр. Система цветовой символики должна быть устойчивой для того, чтобы быть узнаваемой. Критериями устойчивости являются обоснованность символов и общепринятость.
В основе символики лежат цветовые ассоциации, возникающие из жизненного опыта, физиологическое и психологическое воздействие цвета, культурная традиция. В ходе истории символы пояснялись, закреплялись и канонизировались. В итоге появились символические значения основных цветов (таблица 5).
Источник