- Что означает голубой цвет в психологии
- Происхождение и распространенность в природе
- Оттенки
- Кто выбирает голубой цвет
- Голубой в одежде и интерьере
- Влияние голубого цвета на человека
- Интересные факты о голубом цвете
- Ассоциации с цветом
- Цвет и ассоциации
- Цветовые ассоциации и характер
- Красный цвет
- Розовый цвет
- Оранжевый цвет
- Желтый
- Зеленый
- Синий и голубой
- Черный
- Цветовая диагностика
- 5.2. Цветовые ассоциации и зрительные иллюзии
Что означает голубой цвет в психологии
Голубой цвет с давних времен считается символом невесомости и безмятежности. В психологии человека голубой цвет имеет разные значения. Он ассоциируется с гармонией, свежестью и воздушной легкостью. Этот цвет пленит мечтательных личностей своей нежностью и ясностью. Голубой и синий цвет расслабляет, приносит спокойствие и умиротворение. Благодаря универсальности, он привлекает разных людей и часто находит применение в дизайне интерьера, одежды и украшений.
Происхождение и распространенность в природе
Люди научились различать синий и голубой цвет относительно недавно. Из множества древних культур лишь египтяне умели получать и правильно использовать эти краски. Представители античной литературы описывают цвет неба и моря как «винный» и «широкий».
Ученые считают, причина подобного явления связана с редкостью пигмента в природе. Даже небесный цвет кажется человеку голубым только из-за оптического рассеивания света. В природе этот окрас наиболее распространен среди минералов, драгоценных и полудрагоценных камней. Самоцветы голубого цвета символизируют чистоту и благополучие, что объясняет их немалую популярность.
Топаз синего цвета ассоциируется с долголетием и эмоциональным равновесием, чем нравится многим любительницам украшений. Сапфир, аквамарин, шпинель и бирюза не уступают ему в распространенности. Считается, что камни голубого цвета имеют серьезное символическое значение и целебные свойства.
Редкость голубого цвета в природе не означает, что он мало использовался в других отраслях. Этот оттенок имеет богатую историю. Древние египтяне расписывали свои храмы и гробницы узорами голубого цвета, который считался символом истины, божественной силы и плодородия.
Китайские мастера использовали синеватый кобальт для получения тонкого фарфора с характерным окрасом. Европейские художники соединяли оксиды ферума (железо) и купрума (медь) с кальцием, чтобы создать голубые пигменты. Они использовались для оформления витражей и росписи церковных зданий.
В 19 веке на смену натуральному пигменту пришел синтетический синий аналог, который стал более доступным для применения. Исследователи считают, что в вексиллологии (историческая дисциплина о флагах, знаменах, штандартах) голубой цвет обозначает независимость, чистое небо, мир и духовность. Известно, что этот цвет преобладает на полотнах флагов 52% стран мира.
Больше половины знатных фамилий Франции и Испании используют лазурь для своих гербов. В геральдике ассоциации голубого цвета связаны с величием, красотой, мягкостью, искренностью и безупречностью. Также он символизирует аристократическое происхождение, от него пошло выражение «голубая кровь», обозначающее знать.
Оттенки
В цветовую гамму голубого цвета входят как теплые, так и холодные оттенки. Каждый из них своеобразен и имеет отдельное значение. Среди этих тонов:
- Бледно-голубой полутон. Это самый светлый оттенок из палитры. Считается, что чем легче оттенок, тем приятнее воспринимается он организмом человека. Доминантный белый полутон положительно влияет на психику, оказывает успокаивающее действие.
- Стальной синий. Это родственный тон фиолетового, но с синеватым оттенком. Часто используется при изготовлении мебели и оформлении интерьера. Он символизирует решительность и настойчивость.
- Цвет морской волны. В отличие от предыдущих оттенков, этот более теплый и глубокий. Бирюзовый считается олицетворением чистоты и невинности в мусульманской культуре. Цвет морской волны способствует поддержанию хорошего настроения, поэтому в гардеробе каждой яркой женщины есть бирюзовые вещи. Особенно гармонично выглядит одежда этого тона в сочетании с соответствующим камнем.
- Воды пляжа Бонди – это глубокий тон холодного спектра. В психологии считается, что этот цвет расслабляет, приносит покой и умиротворение.
- Светлая и берлинская лазурь. Эти два лазурных оттенка отличаются друг от друга. Светлый тон символизирует бесконечность, а берлинская лазурь – сосредоточенность и мудрость.
- Бледно-васильковый полутон – самый нежный оттенок палитры. Он позаимствовал название у красивого лугового цветка – василька. Это оттенок, ассоциирующийся с романтизмом и легкомысленностью.
- Кобальтовая синь. Цвет металла кобальта символизирует гармонию и уверенность.
- Королевский синий. Этот вид синего цвета нравится тем, кто любит классику. Он используется при пошиве деловых костюмов и другой официальной одежды. Его выбирают уверенные в себе, серьезные люди.
- Защитно-синий полутон. Часто встречается в природе как камуфляжный окрас животных и растений.
- Лавандовый, барвинок, перванш. Оттенки названы в честь горного растения лаванды и цветка барвинка. Они ассоциируются с таинственностью, загадочностью, и в то же время с нежностью и чувственностью.
Известно, что оттенки голубого цвета могут означать разные категории в психологии. Они по-разному влияют на человека. Теплые тона оказывают на психику возбуждающее действие, в то время как холодные успокаивают и приносят умиротворение.
Кто выбирает голубой цвет
По любимому цвету человека легко определить его тип характера и преобладающие качества, особенно, если ему нравится синий. Люди, предпочитающие темные тона этого оттенка, склонны к стойкости и самоуверенности. Они постоянны, терпеливы и рассудительны. Таким личностям важна поддержка и одобрение окружающих, они зависят от чужого мнения. Однако неодобрительные слова со стороны других людей не способны повлиять на их самооценку и испортить настроение.
Любители королевского и стального синего серьезны и сдержанны. Они недоверчивы, требовательны и суровы. Большую часть времени уделяют карьере и личностному развитию. С ними сложно построить доверительные, близкие отношения из-за их тяжелого, неуживчивого характера.
Эти люди предпочитают руководящие должности, любят контролировать все, что происходит вокруг. Редко признают свои ошибки. Консервативны, не любят перемен. Хотят нравиться каждому, стараются завоевать уважение людей, с которыми имеют дело.
Если любимый цвет человека голубой, это значит, что он склонен к темпераменту меланхолика. Спокойствие в любой ситуации, умиротворенность и гармония с окружающим миром выделяют его из толпы. Он – вечный борец за справедливость, который обладает высокими моральными качествами.
Круг общения людей, которым понравился голубой, невелик. Они тщательно выбирают друзей. Они всегда молоды душой, свободны и беззаботны. Любят перемены и готовы идти на риск. Любители нежно-голубого оттенка сохранили детскую наивность и романтичность.
Голубой в одежде и интерьере
Одежда небесного оттенка выглядит элегантно и стильно. Этот тон подходит как блондинкам, русым, так и девушкам с более темными волосами. В психологии голубой цвет символизирует уравновешенность, это значит, что девушки, которые носят подобную одежду, спокойны и уверенны в себе. Наряды такого оттенка отлично сочетаются с предметами гардероба белого, бежевого, серого, коричневого, розового и других пастельных тонов.
Ювелирные украшения с топазами, аквамарином, бирюзой в серебряном обрамлении гармонично дополнят образ. Одежда этого цвета помогает создать образ надежного человека и произвести приятное первое впечатление. Недаром он так часто встречается в оформлении офисных принадлежностей. Синеватые костюмы носят деловые, преуспевающие люди. Но не все оттенки подходят для официального дресс-кода.
Например, бирюзовый гораздо лучше смотрится в отделке повседневных предметов гардероба. Его теплые полутона в одежде характеризуют человека как открытого, энергичного и веселого. Бледно-голубой и лазурный – распространенные краски для декора спальни. Оформление стен и мебели в этой гамме способствует улучшению сна и глубокой релаксации.
Кухонный интерьер в голубоватой гамме делает комнату более просторной и светлой. Также он угнетает аппетит, поэтому не рекомендуется использовать его в столовой. Гостиная в синих тонах помогает побороть застенчивость и располагает к общению. Нет более удачного оттенка для оформления ванной комнаты. Сочетание бирюзового с теплыми тонами расслабляет, устраняет последствия стресса.
Влияние голубого цвета на человека
Синие тона применяются в цветотерапии для влияния на психику человека. Они приносят ощущение невесомости и легкости. Небесно-голубой помогает снять стресс и усталость после рабочего дня, в то время как ярко-бирюзовый способствует хорошему настроению. Берлинская лазурь и воды пляжа Бонди часто используются в учебных заведениях для повышения креативности и творческих способностей студентов.
Эти оттенки развивают воображение и активизируют работу мозга. Васильковый и лавандовый считаются лечебными тонами. Они положительно влияют на здоровье щитовидной железы, нормализуют давление и препятствует воспалениям. Бирюзовый применяется для успокоения психически больных людей и лечения ипохондриков.
Стальная синь и кобальтовый стимулируют интеллектуальную деятельность, развивают дисциплинированность. Лавандовый и светло-лазурный увеличивают продуктивность и поднимают настроение. Также они помогают раскрыть творческий потенциал человека, проявить скрытые таланты.
Интересные факты о голубом цвете
Не секрет, что синий – один из наиболее загадочных и таинственных цветов в мире. Вот 5 интересных фактов о голубом цвете:
- Синий – самый любимый цвет в мире. По подсчетам статистиков, этот оттенок предпочитают больше половины населения планеты. Он используется на большинстве гербов и флагов мира и не менее распространен в дизайне рекламных стендов.
- В древности считали, что этот тон приносит проблемы. Древние римляне называли его символом варварства и враждебности. Любое упоминание об оттенке ассоциировалось с бедами и болезнями. Считалось, что голубоглазые люди – неполноценны. Напротив, в Древнем Египте женщины разрисовывали свои вены кобальтовой краской, чтобы подчеркнуть благородное происхождение.
- Цвет неба создается оптическим эффектом. Небесно-голубой цвет возникает в результате рэлеевского рассеяния света (когерентное рассеивание без изменения длины волн). Феномен объясняется тем, что синие волны имеют более короткую длину, чем красные и поэтому рассеиваются шире.
- Тайна бабочек Морфо. Глубокий кобальтовый окрас этих бабочек, которых называют чудом природы, обусловлен не пигментом, а наличием на их крыльях маленьких чешуек. Их форма заставляет лучи света преломляться и создавать нашим глазам оптическую иллюзию.
- Голубой – символ аристократии. В древности считалось, что люди благородного происхождения имеют голубую кровь. Это словосочетание, означающее, что человек проявляет аристократические манеры, используется до сих пор. Хоть это всего лишь метафора, но голубая кровь действительно встречается у некоторых представителей головоногих моллюсков. Кровь осьминога имеет характерный оттенок благодаря пигменту гемоцианину.
Синий – редкий и необычный цвет, который имеет богатую историю. Он – универсален и подойдет каждому, вне зависимости от характера и темперамента индивида. Цвет стихии воды и воздуха благоприятно повлияет на нервную систему и общее самочувствие человека.
Голубой – многоликий, многогранный, благородный оттенок, который покорил многочисленных поклонников приятными ассоциациями (небо, море), эстетической привлекательностью и положительным влиянием на эмоциональный фон.
Источник
Ассоциации с цветом
Цвет и ассоциации
Важной составляющей хорошего логотипа является цвет. Правильно подобранные цвета оживляют форму и ассоциируются с родом деятельности компании и тематикой сайта. Цветовая гамма должна соответствовать общей тематике, усиливать выразительность формы, текста, выделять определяющие элементы и маскировать второстепенные. Следует помнить, что пёстрые логотипы плохо запоминаются и даже иногда раздражают глаз. Кроме того, при обилии цветов сложно добиться желанного чувства гармонии и равновесия. В хорошем логотипе количество цветов обычно не превышает двух, но и тут не стоит забывать о соотношение цветов друг с другом.
«Радуга Рунета» по результатам исследования компании «Яндекс». 2007
Как известно, цвета могут влиять на психическое восприятие. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закреплённым в данной культурной традиции символическим смыслом. Рассмотрим значения основных девяти цветов.
Как известно, цвета могут влиять на психическое восприятие. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закреплённым в данной культурной традиции символическим смыслом. Рассмотрим значения основных девяти цветов.
Цветовые ассоциации и характер
Для каждого цвета у нас есть негативные и позитивные ассоциации, что связано не только с физиологическими реакциями на него, но и с культурным воспитанием.
Красный цвет
Если человека поместить в комнату с обилием красного цвета, то у него может даже кратковременно повыситься давление и участиться пульс, ускориться дыхание. Кроме этого, красный цвет заставляет нас считать, что время идет быстрее, чем на самом деле.
Ассоциации с красным цветом насыщенных тонов: энергичный, сексуальный, веселый, пылкий, активный, агрессивный, жаркий, взволнованный, теплый, святой, патриотичный, сухой, воинственный, беспокойный, напряженный, греховный, ненависть, гнев, снижение прибыли, то, что сбивает с толку, страх, восстание.
Немецкие ученые определили, что красный цвет формы футбольной команды повышает шансы на победу при игре на своем поле.
Наличие красного в образе увеличивает привлекательность как мужчин, так и женщин. Женщины, которые носят красное, кажутся мужчинам более интересными и красивыми.
Считается, что люди, предпочитающие красный цвет, — страстные, с выраженными лидерскими качествами, эмоциональные, целеустремленные, склонные к экстриму.
Розовый цвет
Ассоциации с розовым цветом насыщенных тонов: волнующий, счастливый, возбуждающий, цвет любви, молодой, жизнерадостный, чувственный, девический, инфантильный, незрелый.
Пастельный розовый вызывает уже другие ассоциации: мягкий, сладкий, нежный, детский, уютный, тонкий, романтический, женственный, ласковый, интимный, слабый, хрупкий, сентиментальный.
Люди, предпочитающие розовый, часто мягкие, нежные, слабовольные и мечтательные натуры, любят комфорт, инфантильны.
Оранжевый цвет
Ассоциации с оранжевым цветом насыщенных тонов: продуктивный, вкусный, теплый, жизнерадостный, мужественный, бесстрашный, любопытный, детский, счастливый, энергичный, горячий, сочный, общительный, дружелюбный, громкий, лучистый, отзывчивый, комедийный, гордый, амбициозный, веселый, радостный, оживленный, стремительный, юный, опасный.
Оранжевый — цвет жизнерадостных и активных людей, мечтателей с развитой интуицией.
Желтый
Желтый является тонизирующим и бодрящим цветом.
Ассоциации с желтым цветом насыщенных тонов: радостный, гостеприимный, решительный, благородный, молодой, скорость, движение, Солнце, дружелюбие, энергия, интуиция, интеллект, благоприятный, безопасный, высокодуховный, здоровый, веселый, громкий, подлость, трусость, тупость, обман, предательство, ревность, зависть.
Ассоциации с желто-оранжевым цветом насыщенных тонов: предприимчивость, целеустремленность, богатство, жизнерадостность, веселье, агрессия, сила, энергия, тепло, удовольствие, здоровье, гордость, назойливость.
Желтый — цвет общительных , смелых и интеллигентных людей, которые умеют приспосабливаться. Обычно этот цвет не нравится пессимистам и замкнутым личностям.
Зеленый
Зеленые и синие тона в отличии от красных могут снизить давление и мускульное напряжение, успокоить нервы, расслабить.
Ассоциации с зеленым цветом насыщенных тонов: жизнь, польза, движение, младенчество, природа, надежда, мир, изобилие, приспособляемость, тишина, нетребовательный, миролюбивый, мягкий, не нервный, безмятежный, задумчивый, сосредоточенность, размышление, прохлада, изобилие, здоровье, сочувствие, слабый, неопытность.
Зеленый цвет текста может вызывать согласие с утверждением.
Зеленый — цвет искренних и честных людей
Ассоциации с пурпурно-фиолетовыми насыщенными тонами: ностальгия, воспоминания, сила, духовность, бесконечность, достоинство, созерцательный, мистический, ночь, консервативный, мысль, царственность, благородство, меланхолический, траур, помпезность, одиночество, отчаяние, грусть.
Ассоциации с красно-фиолетовыми насыщенными тонами: сладкий вкус, утонченный, жажда нежности, романтизм, взволнованность, страсть, творчество, уникальный, хитрый.
Фиолетовый — цвет творческих и эмоциональных людей.
Синий и голубой
Ассоциации с синими насыщенными тонами: достоинство, умеренность, спокойный, богатый, приятный, сила, робота, расслабленность, зрелость, тихий, холодный, надежный, хладнокровный, меланхолия, пустота, грусть.
Оттенки синего служат для расслабления, снятия напряжения, тревоги.
Синий — цвет духовно развитых людей, возвышенных, часто меланхоличных и скромных.
Ассоциации землистыми тонами: простой, богатый, теплый, дружелюбный, жизнь, мужественный, прочный, безопасный, фамильярный, грязь.
Коричневый — цвет уверенных в себе и консервативных людей.
Ассоциации с белым цветом: свет, прохлада, снег, чистота, ясность, надежность, невинность, тишина, нормальность, гармония, познание, духовность, молодость, пустота, страх, грусть, труд.
Белый цвет нравится почти всем, поэтому интерпретация его неоднозначна — он может означать и холод, и духовность, гармонию.
Ассоциации с нейтральными серыми тонами: качественный, спокойный, инерция, практичный, старый, холодный, сообразительный, здравомыслящий, бесшумный, эгоизм, депрессия, безразличие, самостоятельность, нерешительный, обман, недостаток сил.
Серый — цвет рассудительных и осторожных людей.
Черный
Ассоциации с черным цветом: столкновение, сильный, элегантный, таинственный, тяжелый, престижный, хладнокровный, неэмоциональный, благородный, отчаяние, тишина, сдержанный, негативный, уныние, ненависть, злоба, гнев.
В Западной культуре черный цвет является цветом траура, тогда как на Востоке это символ добра, благородства и опыта.
Цветовая диагностика
Макс Люшер (1923 —2017 годы) , бывший директор Института психолого-медицинской диагностики в Люцерне, — известная личность в области психологии цвета. Знаменитый «тест Люшера» используют психологи, терапевты и психиатры с 1947 года. Кстати, в 1947 году Люшеру было всего 23 года, когда он представил основные положения цветовой диагностики на всемирном конгрессе по психологии.
Проведение теста заключается в выборе человеком наиболее предпочтительного цвета из 8 карточек. После выбора карточка убирается и тестируемому предлагается выбрать из оставшихся, и так до момента, когда все карточки будут выбраны.
Карточки анализируются по системе Люшера и от порядка выбора делаются выводы о личности. Цвета в системе Люшера не простые, а наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Цвета, участвующие в тесте, выбирались из 4500 тонов и оттенков.
При письменных опросах в форме анкетирования человек может слегка приукрашивать, выбирая морально правильные с его точки зрения ответы. Но выбор цвета происходит бессознательно и это помогает выявить то, каков человек на самом деле.
Вы можете пройти цветовой тест Люшера на нашем сайте.
А еще у нас есть тест для девушек, состоящий всего из одного вопроса — Характер по цвету лака для ногтей.
5.2. Цветовые ассоциации и зрительные иллюзии
«В природе нет неокрашенных объектов и нет ни одного оттенка цвета, не вызывающего эмоционального отклика» ..Любое произведение искусства создает цветовую среду, которая оказывает влияние на душевное состояние человека, характер его мысли, уровень работоспособности. Все спектральные цвета вызывают в той или иной степени вызывают физиологические реакции человека. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние, «психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим» . Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации. Сегодня психофизиология способна дать исчерпывающие ответы на вопросы: каким образом мы различаем цвета? Для чего мы их различаем? Какие реакции, эмоции, чувства, установки вызывают те или иные цвета?
По своему психофизиологическому воздействию на человека цвета делятся на несколько основных групп:
1. Стимулирующие – символизируют открытость к общению, активность, радостное состояние, приятные ощущения:
2. Тормозящие – ассоциируются с рассудком и замкнутостью, тревогой, грустью, печалью:
3. Статические – символизируют стабильность, погруженность в себя, эгоизм, но и спокойствие, уравновешенность:
4. Пастельные – ассоциируются с деликатностью, нежностью, способностью к компромиссу:
5. Угнетающие – закрытые, тяжелые:
Существует также связь между восприятием цвета и другими органами чувств:
•при резком запахе и звуке цвет видится ярче;
•фиолетовый цвет усиливает запах, зеленый и желто-зеленый смягчают звуки;
•красный и оранжевый делают пищу слаще;
•желтый и желто-зеленый – придают пище более кислый и острый вкус;
•зеленый – ассоциируется с соленостью, а зелено-голубой – с горечью.
Кроме того, можно найти соответствие между основными цветами и геометрическими формами:
•желтый – ассоциируется с изменчивым движением;
•синий – с замкнутостью, спокойствием;
•зеленый – с равновесием, четкостью;
•красный – равновесием, четкостью, длительностью.
Ассоциации на конкретный цвет, безусловно, говорят о субъективных и объективных установках людей, и об этом никогда не надо забывать.
С начала культуры человек пытался овладеть способностью цвета влиять на свое душевное состояние. Достиг он этого путем создания краски – внешнего средства изменения своего психического состояния. Создав краску, человек окружил себя цветом.
Виды цветовых ассоциаций. Отдельно взятый цвет или сочетание цветов могут вызвать различные воспоминания и связанные с ними эмоции и образы. Все это называется цветовыми ассоциациями. Естественно, что цветовые ощущения у всех людей не одинаковы. Во многом это зависит от расовой и этнической принадлежности, от культурных традиций, от образования, рода деятельности, возраста, нервно-психического склада каждого человека. Цветовые ассоциации зависят и от объективных свойств цвета. Так, чем ярче и чище цвет, тем определеннее и устойчивее реакция человека: сложные, малонасыщенные цвета вызывают более разнообразные и неустойчивые реакции. Желтые и зеленые цвета вызывают самое большое количество ассоциаций. Это вызвано тем, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, желтых и зеленых цветов больше всего вприроде.
Цветовые ассоциации могут быть физическими и эмоциональными (Таб. 4). К физическим относятся температурные (теплые, горячие, холодные), акустические (тихие, громкие, музыкальные) и весовые (легкие, тяжелые, воздушные) ассоциации. К эмоциональным относятся позитивные (радостные, приятные, веселые), негативные (трагические, грустные, скучные) и нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные) ассоциации.
Один и тот же цвет у большинства людей вызывает одинаковые физические ассоциации, эмоциональная реакция на цвет различается гораздо чаще. Однако для создания нужного настроения при восприятии художественной композиции используются определенные цветовые приемы. Каждый художник не должен забывать, что он создает свое неповторимое художественное произведение и должен выразить в нем свое настроение. Продуманное использование цвета поможет усилить впечатление от всей композиции.
Таблица 4. Классификация цветовых ассоциаций .
Виды цветовых ассоциаций
тихие – голубой – музыкальные
тромкие – красный – свистящие, лающие
Мы стараемся во всем найти равновесие, гармонию. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного, привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективный характер. Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления и чувств, но знание общих объективных законов работы с цветом помогут осознать собственные предпочтения и получить естественный стимул для нового творческого поиска.
Символическая характеристика цвета
Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям или событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы .
Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм). Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и более цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа – символика цветных форм, причем как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.
Символика цветов имеет древнейшее происхождение. Она возникла в те времена, когда человек научился добывать и использовать природные краски. С этой поры цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики во многом утеряны, особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.
Рассмотрение цветовой символики в историческом аспекте, во-первых, показывает ее глубокую связь с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей, а во-вторых, позволяет выделить основные этапы развития цветового символизма.
Первый – космологический, или мифологический, – включает в себя цветовую символику первобытных народов, древнего мира и античности. В ней цвет предстает как символ мировых сил, стихий и начал. Второй этап – религиозный или богословский, начинающийся от поздней античности и продолжающийся до эпохи Возрождения. Свет и цвет в то время представлялся категориями божественного. Третий – социально-психологический, от Ренессанса до XX в. Он характеризуется цветовой символикой общественно-политических, социальных и индивидуальных процессов и явлений.
Придерживаться объективности при изучении вопроса о взаимосвязи цвета и психики практически невозможно, так как сложно отделить психологию цвета от его символического значения.
Первый тип цветового символа – цвет сам по себе. Символическое значение цветов складывалось у определенных народов на протяжении веков. Например, символическое значение черного и белого цветов. На Западе черный цвет воспринимается как серьезный, драматичный, печальный. При использовании черного цвета в декорировании часто звучит предупреждение о его угнетающем воздействии. Черный – традиционно цвет траура. Белый – ассоциируется с чистотой, миролюбием и оптимизмом (белый – традиционно цвет подвенечного наряда невесты). Тем не менее, в некоторых странах Востока, некоторых странах Юго-Восточной Азии и в культуре Индии именно белый, а не черный цвет является цветом траура.
Символическое значение белого и черного цветов в мусульманском и европейском цветовом коде несколько отлично. Белый – сумма семи цветов на Востоке считался лучшим цветом, так как отражал множество достоинств: духовное очищение, перерождение, цвет траура (так как смерть воспринималась не как трагедия, а как переход к вечной жизни и покою). Черный также не ассоциировался только с негативом и символом греха. По Корану ночь прекрасна не менее чем день, и земля, кормящая людей также черная . При более внимательном анализе символики смерти выясняется, что различия связаны не с эмоциональным значением цветов (белый цвет повсюду связан с позитивными эмоциями, а черный – с негативными), а с противоположным отношением к смерти.
Если даже на протяжении истории менялась трактовка цвета, содержательный компонент цветовых символов и отношение к ним, то ядро цветовой символики оставалось неизменным. Не меняется та часть цветового символа, которая остается даже в том случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций.
Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека. Их интерпретация порождает цветовые ассоциации и символы, вызванные впечатлениями от цвета. Никто не воспринимает цвет без этих и подобных впечатлений. Именно цвета вызывают впечатление.
Цветовая символика лишь верхушка взаимосвязей и отношений между человеческой психикой и цветом. Основанием служат объективные законы цветового воздействия на человека.
Всякий цвет может быть истолкован как сигнал, символ. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов.
Цвет может служить знаком отличия предметов, средством сообщения информации, цветовым кодом. При этом код должен быть понятен всем, использоваться во всех видимых глазом творениях человека, например, в интерьерах домов, храмах, живописи, графике, архитектуре и пр. Система цветовой символики должна быть устойчивой для того, чтобы быть узнаваемой. Критериями устойчивости являются обоснованность символов и общепринятость.
В основе символики лежат цветовые ассоциации, возникающие из жизненного опыта, физиологическое и психологическое воздействие цвета, культурная традиция. В ходе истории символы пояснялись, закреплялись и канонизировались. В итоге появились символические значения основных цветов (таблица 5).
Источник