Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников и его влияние на психологическое благополучие ребенка
статья (подготовительная группа) на тему
Особое место в психическом развитии детей дошкольного возраста занимают эмоции. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по отношению к окружающему миру и людям. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_sfery_starshikh_doshkolnikov.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников и его влияние на психологическое благополучие ребенка
Педагог-психолог МКДОУ БГО ЦРР – детского сада №11
Пащенко Нина Михайловна
Особое место в психическом развитии детей дошкольного возраста занимают эмоции. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по отношению к окружающему миру и людям. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
Изучением эмоциональной сферы человека занимались многие исследователи. Физиологи, психологи разрабатывали теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джемс, К. Ланге, У. Кеннон, П. Бард, Л.Фестингер, П.В. Симонов). Психологом К. Изардом были выделены основные эмоциональные состояния: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.
Многие психологи занимались исследованием развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Запорожец А.В., Неверович Я. З., Кошелева А.Д., Кулагина И.Ю., Минаева В.М. и др.) По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Эта деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.
Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Эмоциональную жизнь старшего дошкольника формируют взаимоотношения с воспитателем, отношения в семье с родителями, коллектив группы — отношения с детьми и положение в коллективе.
Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать эмоции. Главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника – проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к обучению в школе.
Я обратила внимание на то, что заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые не всегда уделяют достаточное внимание эмоциональному развитию, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. По-моему мнению, воспитание и обучение дошкольника должно быть ориентировано как на развитие когнитивных процессов, так и на развитие чувственной сферы ребенка. Еще А. В. Запорожец, отмечая значимость развития эмоциональной сферы, говорил о необходимость «выращивать», воспитывать и развивать эмоции дошкольника.
Мы учим ребенка ходить, показываем, как держать ложку и карандаш, учим читать и писать. Мы предельно внимательны к формированию у ребенка знаний об окружающем мире. Но в мир чувств и эмоций зачастую ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета. А ведь эмоциональная сфера сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.
В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.
Родители и педагоги нередко обращаются в психологическую службу нашего ДОУ за помощью, сталкиваясь с такими трудностями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Велико число запросов по проблемам гиперактивности, агрессивности, замкнутости, тревожности у дошкольников. Такие проявления у детей иногда приводят к возникновению конфликтов с другими детьми, трудностям в общении с родителями и педагогами. В целом, нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития.
Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы очень актуальна и важна.
Наблюдая за детьми, их общением и поведением, работая с ними, я поняла, что проблема заключается в том, дети затрудняются выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, рассказывать о своем внутреннем мире, зачастую им сложно понять, описать свое эмоциональное состояние и чувства других людей. В связи с этим могут дошкольники испытывать эмоционально-психологическое неблагополучие. К тому же, в дошкольном возрасте еще не сформирована способность управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Так, еще В. С. Мухина, рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, отмечала, что дошкольник находится «в плену» эмоций.
Я пришла к выводу, что развитие и коррекция недостатков эмоционально-личностной сферы, необходимо рассматривать в качестве одного из наиболее важных направлений работы детского психолога. В связи с этим мною была запланирована и проведена работа по развитию и коррекции эмоциональной сферы и профилактике возникновения эмоционального дискомфорта у детей. Велась она мною по трем направлениям: с детьми, родителями, педагогами.
Для детей старшего дошкольного возраста была разработана комплексная система коррекционно-развивающих занятий направленных на развитие эмоциональной сферы личности ребенка. На занятиях были использованы такие методы как: игротерапия ( сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры; дидактические игры); арттерапия ( рисование; танец; музыкально-ритмические движений); сказкотерапия; психогимнастика, телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка, посещение уголка психологической разгрузки.
Каждое занятие носило интегрированный характер, имело определенную тематику и структуру (приветствие, разминка основная часть, рефлексия, прощание). Например, занятие «Веселый, грустный или…» было направлено на формирование у детей знаний об эмоциях, о том как проявляются. На этом занятии было использовано сказкотерапевтическое упражнение «Чудо — острова», где детям предлагалось выбрать понравившийся кораблик. На ковре я выкладывала вырезанные различные по форме острова. Остров Удивления, остров Радости, остров Печали. Предлагала детям занять понравившийся остров. Большинство детей отдавали предпочтение острову Радости. С участниками была проведена беседа, где обсуждались вопросы — почему ребенок сделал такой выбор, в каких случаях люди радуются, а в каких печалятся. На одном из занятий был использован арттерапевтический этюд «Совместный рисунок «Я+Ты» направленный на развитие способности чувствовать состояние другого человека, развитие навыков взаимодействия со сверстниками. На полу необходимо расстелить листы бумаги в рост ребенка. Дети начинают игру парами. Один ребенок ложится на большой лист бумаги, а второй обводит одну сторону его тела фломастером. Потом они меняются. В результате получается один общий портрет. После этого дети самостоятельно раскрашивают свою половину и дают получившемуся на портрете ребенку имя, состоящее из частей своих имен.
Первым шагом в работе с родителями было налаживания контакта, в процессе индивидуальных консультаций, на родительских собраниях. Оформление в группах информационных уголков для родителей, где помещались консультативные материалы. В специальных папках размещались подборки методических рекомендаций для родителей составленных мной на темы: «Как правильно взаимодействовать с детьми», «Любовь без условий», «Необходимо ли детям наказание?», «Как быть с детской агрессией», «Детские страхи» и др.
Следующим шагом в работе по развитию и коррекции эмоциональной сферы у детей и профилактики возникновения эмоционального неблагополучия была организация работы родительского клуба «Родничок». Задачи работы клуба: информирование родителей о развитии эмоциональной сферы ребенка, сохранение социально-психологического благополучия детей и родителей, укрепление детско-родительских отношений.
Работа родительского клуба реализовывалась в различных формах: заседание, родительское собрание, тематическая консультация, круглый стол, семинар–практикум, тренинг, дискуссия, делова игра, семейные альбомы, газеты. Интересной формой работы с родителями стало использование закрытых ящиков, (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель мог выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т.д.
Содержание работы по третьему направлению, заключалось в оказании психологической и информационной помощи педагогам. Приоритетные задачи: ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста; обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями; помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.
С педагогами проводились индивидуальные консультации, семинары- практикумы, тренинги и мини-тренинги. Систематически для педагогов проводились релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения, использовались различные приемы изотерапии, ауторелаксации, музыку, упражнения-медитации. Все это способствует повышению чувства эмоционального комфорта у педагогов, что опосредованно влияет и на повышение чувства комфорта у детей.
Опираясь на результаты повторной психодиагностики, отзывы родителей и педагогов, я пришла к выводу, что работа по эмоционально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста дала хорошие результаты.
Эмоционально-личностное развитие детей является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика. В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством различных форм и методов работы подготовить детей к следующему шагу в большую жизни – к лучшей адаптации в школе.
Источник
Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
Уфимцева Марина
Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Bыготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, обучая ребенка взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно поставить себя на место обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются, поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Основная ее цель – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы;
Изучить этапы развития эмоционально-волевой сферы детей;
Корректировать эмоциональное поведение детей;
Снизить проявления гиперактивности и возбудимости в поведении детей;
Формировать эмоциональное осознание своего поведения;
Развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;
Формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;
Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения.
Такая целенаправленная работа дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.
От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует отметить, что эмоциональная сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы.
В работе используются такие технологии,как:
Виды,используемых технологий: игры, элементы тренингов, психогимнастика, гимнастика для глаз, артерапия, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, самомассаж, релаксация.
По словам Д. Б. Эльконина, дошкольник вращается вокруг взрослого, его функций, задач. Взрослый выступает для него в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе социальных отношений (папа, доктор, водитель). Но дети еще не в состоянии реально участвовать во взрослой жизни, хотя и являются членами общества. Вот, как раз противоречие этой социальной ситуации разрешается в игре как ведущей деятельности, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых. Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».
В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает законы системы человеческих отношений.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В процессе игры у детей произвольно развиваются внимание и память, игровая ситуация оказывает постоянное влияние на умственное развитие дошкольника.
Самый ответственный период для развития умственных способностей дошкольников – от 3-7лет. Именно в это время необходимо приложить максимум усилий для развитиявсех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.
Для того, чтобы осуществлять свою работу создан уютный кабинет и наполнен необходимым оборудованием и инструментарием.
Поскольку для каждого ребенка наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность, поэтому все занятия проводятся в доброжелательной обстановке, учитываются индивидуально-типологические особенности детей. Развивая интеллектуальные способности детей, в занятия включаются упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения. Работа со старшими дошкольниками, позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации, уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т. д.
1. Подготовительный этап (10 минут)
Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить артикуляционный аппарат к работе, улучшить ритмирование организма, активизировать работу мышц глаз
Содержание: дыхательные, глазодвигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мышц руки, на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений.
2. Основной этап (25 минут)
Задачи: повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого.Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др.
Содержание: этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапия, рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях.
Условия реализации программы
1. Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка — на успех у каждого ребенка.
2. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группу.
3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
4. Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.
5. Стимуляция мотива «быть не хуже других».
6. Занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 20 занятий. Продолжительность каждого занятия 35 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
7. Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Большое значение в развитии познавательных процессов и эмоциональной сферы у детей является взаимодействие родителей и педагогов, поэтому в ДОУ проводятся регулярные встречи с родителями, которые проходят как консультации на волнующие темы, семинары-практикумы, мастер классы, тренинги.
За период функционирования встреч с родителями самым сложным оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью.
Тщательная подготовка к каждой встрече, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению клубных встреч.
Критериями эффективности работы являются:
— использование родителями предложенных материалов в работе с детьми;
— положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.
Результатом работы с просвещением родителей можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.
Немало важную роль играет работа с педагогами. С педагогами и специалистами проводится просветильская работа, игровые упражнения, мастер-классы, тренинги.
5. Список литературы
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — СПБ. ; Речь, 2007
2Денисов П., Денисов Г. Программа «Гимнастика мозг». Ч. 1 и 2/ Пер. С. М. Масгутовой. М., 1997
3. Маралов В. Г. Фралова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников, — М. :- ТЦ Сфера, 2008.-
3. Савина Л. И. Пальчиковая гимнастика. – М., 1999 г
4. Сакович Н. А.Практика сказкотерапии:- СПБ. : Речь, 2004.
5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. -М., 2000.
6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2002 г.
7. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М. :ТЦ Сфера, 2003
8. Стишенок И. В. Сказка в тренинге- СПБ. : Речь, 2005.
9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. : Академия развития, 1997.
10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб. : Речь, ТУ Сфера, 2001
11. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ. : М. : Сфера, 2008.
12. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронина А. П., Нилова Т. А.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет). – СПб. : Детство-Пресс, 2000
13. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М., 1999 г.
14. Чистякова М. И. Психогимнастика. — М.,Просвещение: Владос, 1995
Список литературы для родителей
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — СПБ. ; Речь, 2007
2. Корнеева Е. Н.Детские капризы-Ярославль: Академия развития, 2002г.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2002 г.
4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ. : М. : Сфера, 2008.
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное.
Доклад «Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы детей» Роль праздников в развитии и воспитании детей. 1.1. Значение и роль праздника В результате многолетней работы с детьми, я пришла к выводу,.
Игровое занятие для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Игровое занятие «Круг» для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Занятие «Круг» — ритмически организованное занятие, направленное.
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.
Отчёт педагога-психолога «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников на начало учебного года» «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников» на начало учебного года. Для диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.
Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально-волевой сферы в поведении детей с ОВЗ Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально – волевой сферы и типичных отклонений в поведении детей.
Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве. В настоящее время, наряду с общими.
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск» «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей.
Духовно-нравственное воспитание, развитие эмоционально-волевой сферы. Занятие в подготовительной группе «Слепая лошадь» Цель: на примере притчи объяснить детям, как важно быть ответственным за свои слова и поступки, подвести к пониманию, что от этого может.
Источник