- Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой (методика ОДРЭВ)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Захарова Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства. // Национальный психологический журнал. — 2014. — №2(14) — с. 97-101
- Аннотация
- Методы исследования
- Результаты исследования
- Обсуждение результатов
- Выводы
- Литература
- Для цитирования статьи:
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой (методика ОДРЭВ)
Исходя из того, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи, Е.И.Захарова [Захарова Е.И., 1996, 2002] разработала опросник для родителей — «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ), — позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik_emotsionalnykh_otnosheniy_v_seme_e.i.zakharovoy.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой
Исходя из того, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи, Е.И.Захарова [Захарова Е.И., 1996, 2002] разработала опросник для родителей — «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ), — позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде. Опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.
1. Блок чувствительности:
— способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56);
- понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);
- способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).
2. Блок эмоционального принятия:
— чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48);
- безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);
- отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);
- преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62).
3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:
- стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);
- оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);
- ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21, 43, 65, 10, 32, 54);
— умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).
Обоснование выбора именно этих показателей детско-родительского взаимодействия Е. И. Захарова дает в своих публикациях [Захарова Е.И., 1996, 2002].
Процедура проведения опросника
Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три из указанных в скобках) — согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества и три — отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках) — согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качества.
Степень своего согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной на бланках опросника рядом с инструкцией. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, повышает достоверность полученной оценки.
Для получения стандартных баллов, которыми удобно оценивать выделенные характеристики, предлагается объединить показатели, относящиеся к каждой из них, и преобразовать по формуле:
где а, b, с — оценки положительных утверждений; d, е, f — оценки отрицательных утверждений.
Таким образом, складываются оценки положительных утверждений и вычитаются оценки отрицательных. В результате указанных вычислений можно измерять степень выраженности каждой характеристики в интервале от 0,5 до 5 баллов.
Возраст ребенка ______________________
Пол ребенка ______________________
Который по старшинству в семье_______
Полная или неполная семья___________
Оцените справедливость следующих утверждений, используя пятибалльную шкалу: 5 — абсолютно верно; 4 — скорее всего это так; 3 — в некоторых случаях верно; 2 — не совсем верно; 1 — абсолютно неверно.
Возраст ребенка ______________________
Пол ребенка ______________________
Который по старшинству в семье_______
Полная или неполная семья___________
Оцените справедливость следующих утверждений, используя пятибалльную шкалу: 5 — абсолютно верно; 4 — скорее всего это так; 3 — в некоторых случаях верно; 2 — не совсем верно; 1 — абсолютно неверно.
- Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
- Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.
- Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
- Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
- Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.
- Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.
- Я редко повышаю голос.
- Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить его характер.
- Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.
10. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его
непослушания.
- Я легко могу успокоить моего ребенка.
- Чувства моего ребенка для меня загадка.
- Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
- Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
- Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он плохо себя ведет.
- Я многое хотел(а) бы изменить в своем ребенке.
- Мне нравится быть матерью (отцом).
- Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
- Я часто глажу моего ребенка по голове.
- Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.
- Я жду пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.
- Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.
- Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
- Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.
- Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
- Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.
- Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
- Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.
- Мы с моим ребенком приятно проводим время.
- Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне.
- Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.
- Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.
- У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.
- Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
- Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.
- Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.
- Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
- Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.
- Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка.
- Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.
- Мне часто хочется взять ребенка на руки.
- Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его.
- Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.
- Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
- Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
- Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.
- Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.
- Я очень устаю от общения со своим ребенком.
- Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.
- Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал(а).
- У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим ребенком.
52..Я редко сажаю ребенка к себе на колени.
53.Я часто хвалю своего ребенка.
54.Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.
55.Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.
56.Мне тяжело понять желания моего ребенка.
57.Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.
58.Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.
59.Я получаю удовольствие от общения с ребенком.
60.Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.
61.Мне удается научить ребенка, что и как делать.
- Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
- Мой ребенок любит ко мне прижиматься.
- Я часто бываю строгой (строгим) со своим ребенком.
- Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».
- Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.
Источник
Захарова Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства. // Национальный психологический журнал. — 2014. — №2(14) — с. 97-101
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста. Целью исследования было выявление специфики взаимодействия матерей, рождение ребенка у которых состоялось после 35 лет. Актуальность исследования обусловлена явно выраженной в последнее время тенденцией рождения первого ребенка в зрелом возрасте, когда родительство все чаще становится «поздним». Средством выделения возрастной специфики стал сравнительный анализ двух групп матерей дошкольников, родивших первого ребенка до 30 лет (молодые матери) и родивших первого ребенка после 35 лет («поздние» матери). В исследовании приняли участие 80 женщин в возрасте от 26 до 55 лет, имеющих детей дошкольного возраста.
Наряду с этим, были проанализированы особенности эмоционального состояния их детей. Переживание дошкольниками особенностей внутрисемейной ситуации позволило говорить о преимуществах и опасностях «позднего» материнства. Анализ эмоционального состояния дошкольников проводился посредством проективной рисуночной пробы. Также был проведен опрос матерей и воспитателей детского сада, имеющих возможность длительно наблюдать за ребенком. Результаты исследования позволяют говорить о том, что «поздние» матери выстраивают более гармоничное взаимодействие с детьми, что отражается в их переживании благополучия семейной ситуации и благоприятном эмоциональном состоянии. Отзывчивость «поздних» матерей, их поддержка и сочувствие позволяет ребенку чувствовать себя защищенным, хотя это не способствует обретению детьми автономии. Такие дети чаще обращаются за помощью взрослого, ищут его поддержки, в то время как дети молодых матерей чаще склонны решать проблемы самостоятельно.
Принята к публикации: 28.09.2014
Разделы журнала: Психология и общество
Ключевые слова: «позднее» материнство; детско-родительское взаимодействие; переживание семейной ситуации; эмоциональное состояние
Одной из особенностей современной российской семьи стало возрастание частоты рождения детей женщинами старших репродуктивных возрастов. Прослеживается тенденция к более поздним срокам появления первого ребенка, поэтому родительство все чаще становится «поздним». Статистические данные о рождаемости в России свидетельствуют о появлении такой тенденции в нашей стране в конце 1990х годов (Захаров, 2005). В 1990 г. коэффициент рождаемости для 20-24-летних составлял 55.0, для 25-29-летних — 56.5, для 30-34-летних — 48.2, а для 35-39-летних — 19 -В 2009 г. ситуация существенно изменилась — коэффициент рождаемости в этих возрастных группах составил 30.3; 90 .3; 63 .3; 23.8 соответственно (Российский статистический ежегодник, 2010). Мы видим, что рождение первого ребенка после 35 лет стало достаточно распространенным явлением. Многие современные женщины считают, что они без вреда для себя могут отложить рождение ребенка до определенного времени — пока они не получат образование, не добьются успехов в профессиональной деятельности, не упрочат свое финансовое положении, не найдут подходящего спутника жизни. Кроме того, «позднее» материнство может быть следствием проблем медицинского характера — поздней беременности после борьбы с бесплодием, позднего вступления в брак (Русанова, 2008).
Данная тенденция проявляется не только в нашей стране. В европейских странах она возникла гораздо раньше и уже успела привлечь к себе интерес ученых. Встречаются описания исследований, в которых обсуждаются доводы как «за», так и «против» позднего материнства (Фоули Д., Нечас Э., 1995). С одной стороны, матери старшего возраста более ответственно подходят и к планированию беременности, и к родам, и к воспитанию ребенка, у этих женщин есть определенная стабильность в материальном и социальном плане. Большинство таких матерей говорят, что в зрелом возрасте они оказались более способными понять и учесть все стороны своего родительского опыта, чем они могли бы это сделать, когда были моложе. Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что женщины старшей возрастной группы во время беременности испытывали меньший дистресс, чем совсем молодые женщины. Они не считают, что ребенок «тянет их назад», когда они пытаются завершить то, что не успели до его рождения. Большинство поздно родивших матерей уже позаботились о том, чтобы стать хорошими профессионалами. Беременность в более поздние годы обычно приходится на время глубоких размышлений, когда решение принимают два зрелых человека, имеющие большой жизненный опыт. Кроме того, позднее материнство просто обязывает женщину еще очень долго оставаться молодой, и это один из самых больших его плюсов.
Позднее материнство, конечно, имеет и отрицательные стороны. Женщины старшего детородного возраста не так быстро оправляются от родов, у них уже не столько сил, как у молодых женщин, они становятся менее гибкими, что создает трудности при перестройке образа жизни в связи с рождением ребенка. Некоторые противники позднего рождения детей указывают, что родители часто слишком балуют их — синдром «драгоценного ребенка» (особенно если ребенок единственный) (Крайг, 2000). Позднее материнство часто сопровождается формированием сверхценного отношения к ребенку, проявлением тотального контроля, сверхопеки, гиперпротекции (Кучерова, 1996). Кроме того, из-за большой разницы в возрасте между родителями и ребенком существует опасность возникновения непонимания друг друга. В 35-40 лет женщина может оказаться одновременно в роли и новоиспеченной матери, и сиделки своих престарелых родителей. Она принадлежит к поколению, которое называют «стиснутым», т.е. зажатым между родителями и детьми. Причем, поздние дети тоже должны быть готовы к подобной ситуации — когда им будет 35 лет, их родителям будет за 70, и они сами могут оказаться в рядах «стиснутого» поколения (Спаненд Е. и др., 2000).
В целом, можно утверждать, что исследований такого феномена как позднее материнство явно недостаточно (а имеющиеся носят скорее социологический характер). Это побудило нас к проведению исследования, целью которого стало выявление особенностей эмоциональной стороны взаимодействия «поздних» матерей с детьми дошкольного возраста, специфики переживания детьми внутрисемейной ситуации и их эмоционального состояния. Исследование проводилось с середины ноября 2010 года до середины апреля 2011 года на базе Муниципального учреждения «Кругозор» и детских садов г. Москвы.
Методы исследования
В качестве методов исследования были использованы: опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой, рисуночная методика «Моя семья» Г.Т. Хоментаускаса , опросники для родителей и воспитателей, выявляющие особенности эмоционального состояния и поведения ребенка, опросник для выявления условий реализации «позднего» материнства.
В исследовании приняли участие 80 женщин в возрасте от 26 до 55 лет, имеющих детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет). Участницы исследования были разделены на две группы: 1 группа — матери дошкольников, родившие первого ребенка до 30 лет (молодые матери), 2 группа — матери дошкольников, родившие первого ребенка после 35 лет («поздние» матери).
Результаты исследования
Анализ особенностей внутрисемейной ситуации показал, что выборка «поздних» матерей отличается от выборки молодых матерей дошкольников преобладанием женщин, воспитывающих детей без помощи супруга (41,3% против 12,7% у молодых матерей). Используя критерий согласия х 2 Пирсона, мы можем говорить о согласованности полученных результатов (х 2 = 24.000, p= 0.000), т.к. формула Пирсона дает нам максимально значимую величину критерия х 2 (р 2 Пирсона позволяет говорить о согласованности полученных результатов (х 2 = 25 .42; p= 0.000), т.к. формула Пирсона дает нам максимально значимую величину критерия х 2 (р<0 .001). Это позволяет с уверенностью говорить о том, что эмоциональное состояние детей в выборках молодых и «поздних» матерей, особенности их поведения имеют значимые различия. Состояние детей «поздних» матерей оказалось более благополучным.
Обсуждение результатов
Подводя итоги проведенного исследования, можно утверждать, что «позднее» материнство способствует более гармоничным отношениям матери и ребенка. Вероятно, такие женщины оказываются в большей степени готовыми к появлению ребенка. Несмотря на то, что им чаще, чем молодым женщинам, приходится воспитывать его без помощи супруга, они эмоционально принимают его, поддерживают и сопереживают. Во взаимодействии с ребенком «поздние» матери в большей степени склонны ориентироваться на его состояние, что свидетельствует о ценностном к нему отношении. Молодые матери оказались менее принимающими ребенка и менее ориентирующимися на него при взаимодействии. Высоко оценивая себя в качестве воспитателей, они часто бывают несдержанными, раздраженными, что не может не сказаться на эмоциональном состоянии детей. Не будучи уверены в материнском принятии, понимании и поддержке, дети испытывают тревогу, болезненно переживают неуспех в деятельности и склонны к агрессии в отношении сверстника. Вероятно, у такого ребенка нет уверенности в том, что его поддержат, он может рассчитывать только на свои силы, которые в данном возрасте еще очень ограничены.
Выводы
Позднему материнству сопутствует воспитание ребенка в неполной семье.
Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия «поздних» матерей отличается значимо более высоким уровнем гармонии. Такие матери, безусловно, принимают ребенка, сочувствуют ему, учитывают его состояние при построении взаимодействия.
Материнское отношение находит отражение в переживании дошкольника. Дети молодых матерей чаще переживают материнское отношение как амбивалентное, им свойственны тревожные переживания внутрисемейной ситуации.
Эмоциональное состояние детей «поздних» матерей более благополучно. Их отличает спокойствие, уравновешенность, конструктивная реакция на неудачу. Однако, рассчитывая на поддержку матери, они менее склонны к самостоятельному решению проблем.
Литература
Захаров С.В.Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход / С.В. Захаров // Отечественные записки. — 2005. — № 3. — С. 124-140.
Крайг Г.Психология развития / Г. Крайг. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 992 с.
Кучерова Е.В.Эмоциональное благополучие детей как показатель их психологического здоровья / Е.В.Кучерова // А.В. Запорожец и современная наука о детях. — Москва, 1996. — С. 45-51.
Родить и возродиться : Беременность. Эмоции. Схватки. Боль. Упражнения. Мед. вмешательство. Домаш. роды. Материнство. Груд. вскармливание. Секс. Опыт. Работа : Откров. беседа с близ. подругой / Адаптир. пер. с голланд. Г. Ватер, О. Горбачевой. — Москва : Знание, 2000.- 309, [5] с. : ил.
Российский статистический ежегодник, 2010 : стат.сб. — Москва, 2010. — 813 с.
Русанова Н.Е.Новые тенденции рождаемости в России / Н.Е. Русанова // Народонаселение — 2008. — № 3. — С. 152-16.
Фоули Д.Энциклопедия женского здоровья / Д. Фоули, Э. Нечас ; пер с англ. М.Г. Луппо. — Москва, 1995. — 248 с.
Чеснокова О.Б., Субботский Е.В.Психолог в системе дошкольного образования: английский вариант // Национальный психологический журнал. — 2013. — № 1(9). — С. 127-134.
Для цитирования статьи:
Захарова Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства. // Национальный психологический журнал. — 2014. — №2(14) — с. 97-101
Zakharova E.I. (2014). Features of the mother interaction with preschool children in a “late” motherhood. National Psychological Journal, 2(14), 97-101
Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.
Источник