Эмоциональной стороны детско родительского взаимодействия захаров

Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой (методика ОДРЭВ)

Исходя из того, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимо­связи, Е.И.Захарова [Захарова Е.И., 1996, 2002] разработала оп­росник для родителей — «Опросник детско-родительского эмо­ционального взаимодействия» (ОДРЭВ), — позволяющий опосре­дованно выявлять степень выраженности каждой отдельной ха­рактеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде.

Скачать:

Вложение Размер
oprosnik_emotsionalnykh_otnosheniy_v_seme_e.i.zakharovoy.doc 94 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой

Исходя из того, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи, Е.И.Захарова [Захарова Е.И., 1996, 2002] разработала опросник для родителей — «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ), — позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде. Опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.

1. Блок чувствительности:

— способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56);

  • понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);
  • способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).

2. Блок эмоционального принятия:

— чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48);

  • безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);
  • отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);
  • преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62).

3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:

  • стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);
  • оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);
  • ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21, 43, 65, 10, 32, 54);

— умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).

Обоснование выбора именно этих показателей детско-родительского взаимодействия Е. И. Захарова дает в своих публикациях [Захарова Е.И., 1996, 2002].

Процедура проведения опросника

Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три из указанных в скобках) — согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества и три — отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках) — согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качества.

Степень своего согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной на бланках опросника рядом с инструкцией. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, повышает достоверность полученной оценки.

Для получения стандартных баллов, которыми удобно оценивать выделенные характеристики, предлагается объединить показатели, относящиеся к каждой из них, и преобразовать по формуле:

где а, b, с — оценки положительных утверждений; d, е, f — оценки отрицательных утверждений.

Таким образом, складываются оценки положительных утверждений и вычитаются оценки отрицательных. В результате указанных вычислений можно измерять степень выраженности каждой характеристики в интервале от 0,5 до 5 баллов.

Возраст ребенка ______________________

Пол ребенка ______________________

Который по старшинству в семье_______

Полная или неполная семья___________

Оцените справедливость следующих утверждений, используя пятибалльную шкалу: 5 — абсолютно верно; 4 — скорее всего это так; 3 — в некоторых случаях верно; 2 — не совсем верно; 1 — абсолютно неверно.

Возраст ребенка ______________________

Пол ребенка ______________________

Который по старшинству в семье_______

Полная или неполная семья___________

Оцените справедливость следующих утверждений, используя пятибалльную шкалу: 5 — абсолютно верно; 4 — скорее всего это так; 3 — в некоторых случаях верно; 2 — не совсем верно; 1 — абсолютно неверно.

  1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
  2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.
  3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
  4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
  5. Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.
  6. Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.
  7. Я редко повышаю голос.
  8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить его характер.
  9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.

10. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его
непослушания.

  1. Я легко могу успокоить моего ребенка.
  2. Чувства моего ребенка для меня загадка.
  3. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
  4. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
  5. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он плохо себя ведет.
  6. Я многое хотел(а) бы изменить в своем ребенке.
  7. Мне нравится быть матерью (отцом).
  8. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
  9. Я часто глажу моего ребенка по голове.
  10. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.
  11. Я жду пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.
  12. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.
  13. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
  14. Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.
  15. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
  16. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.
  17. Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
  18. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.
  19. Мы с моим ребенком приятно проводим время.
  20. Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне.
  21. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.
  22. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.
  23. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.
  24. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
  25. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.
  26. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.
  27. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
  28. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.
  29. Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка.
  30. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.
  31. Мне часто хочется взять ребенка на руки.
  32. Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его.
  33. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.
  34. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
  35. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
  36. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.
  37. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.
  38. Я очень устаю от общения со своим ребенком.
  1. Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.
  2. Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал(а).
  3. У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим ребенком.

52..Я редко сажаю ребенка к себе на колени.

53.Я часто хвалю своего ребенка.

54.Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.

55.Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.

56.Мне тяжело понять желания моего ребенка.

57.Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.

58.Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.

59.Я получаю удовольствие от общения с ребенком.

60.Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.

61.Мне удается научить ребенка, что и как делать.

  1. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
  2. Мой ребенок любит ко мне прижиматься.
  3. Я часто бываю строгой (строгим) со своим ребенком.
  4. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».
  5. Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.

Источник

Захарова Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства. // Национальный психологический журнал. — 2014. — №2(14) — с. 97-101

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста. Целью исследования было выявление специфики взаимодействия матерей, рождение ребенка у которых состоялось после 35 лет. Актуальность исследования обусловлена явно выраженной в последнее время тенденцией рождения первого ребенка в зрелом возрасте, когда родительство все чаще становится «поздним». Средством выделения возрастной специфики стал сравнительный анализ двух групп матерей дошкольников, родивших первого ребенка до 30 лет (молодые матери) и родивших первого ребенка после 35 лет («поздние» матери). В исследовании приняли участие 80 женщин в возрасте от 26 до 55 лет, имеющих детей дошкольного возраста.

Наряду с этим, были проанализированы особенности эмоционального состояния их детей. Переживание дошкольниками особенностей внутрисемейной ситуации позволило говорить о преимуществах и опасностях «позднего» материнства. Анализ эмоционального состояния дошкольников проводился посредством проективной рисуночной пробы. Также был проведен опрос матерей и воспитателей детского сада, имеющих возможность длительно наблюдать за ребенком. Результаты исследования позволяют говорить о том, что «поздние» матери выстраивают более гармоничное взаимодействие с детьми, что отражается в их переживании благополучия семейной ситуации и благоприятном эмоциональном состоянии. Отзывчивость «поздних» матерей, их поддержка и сочувствие позволяет ребенку чувствовать себя защищенным, хотя это не способствует обретению детьми автономии. Такие дети чаще обращаются за помощью взрослого, ищут его поддержки, в то время как дети молодых матерей чаще склонны решать проблемы самостоятельно.

Принята к публикации: 28.09.2014

Разделы журнала: Психология и общество

Ключевые слова: «позднее» материнство; детско-родительское взаимодействие; переживание семейной ситуации; эмоциональное состояние

Одной из особенностей совре­менной российской семьи стало возрастание частоты рождения детей женщинами старших репродуктив­ных возрастов. Прослеживается тенден­ция к более поздним срокам появления первого ребенка, поэтому родительство все чаще становится «поздним». Стати­стические данные о рождаемости в Рос­сии свидетельствуют о появлении такой тенденции в нашей стране в конце 1990­х годов (Захаров, 2005). В 1990 г. коэф­фициент рождаемости для 20-24-летних составлял 55.0, для 25-29-летних — 56.5, для 30-34-летних — 48.2, а для 35-39-лет­них — 19 -В 2009 г. ситуация существенно изменилась — коэффициент рождаемо­сти в этих возрастных группах соста­вил 30.3; 90 .3; 63 .3; 23.8 соответственно (Российский статистический ежегодник, 2010). Мы видим, что рождение перво­го ребенка после 35 лет стало достаточ­но распространенным явлением. Мно­гие современные женщины считают, что они без вреда для себя могут отложить рождение ребенка до определенного времени — пока они не получат образо­вание, не добьются успехов в професси­ональной деятельности, не упрочат свое финансовое положении, не найдут под­ходящего спутника жизни. Кроме того, «позднее» материнство может быть след­ствием проблем медицинского характе­ра — поздней беременности после борь­бы с бесплодием, позднего вступления в брак (Русанова, 2008).

Данная тенденция проявляется не только в нашей стране. В европейских странах она возникла гораздо рань­ше и уже успела привлечь к себе ин­терес ученых. Встречаются описания исследований, в которых обсуждают­ся доводы как «за», так и «против» позднего материнства (Фоули Д., Нечас Э., 1995). С одной стороны, матери старшего возраста более ответственно подходят и к планированию беременности, и к ро­дам, и к воспитанию ребенка, у этих жен­щин есть определенная стабильность в материальном и социальном плане. Большинство таких матерей говорят, что в зрелом возрасте они оказались более способными понять и учесть все сторо­ны своего родительского опыта, чем они могли бы это сделать, когда были моло­же. Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что женщины старшей возрастной группы во время беременности испытывали меньший дистресс, чем совсем молодые женщины. Они не считают, что ребенок «тянет их назад», когда они пытаются завершить то, что не успели до его рождения. Большинство позд­но родивших матерей уже позаботились о том, чтобы стать хорошими професси­оналами. Беременность в более поздние годы обычно приходится на время глубо­ких размышлений, когда решение при­нимают два зрелых человека, имеющие большой жизненный опыт. Кроме того, позднее материнство просто обязывает женщину еще очень долго оставаться мо­лодой, и это один из самых больших его плюсов.

Позднее материнство, конечно, име­ет и отрицательные стороны. Женщи­ны старшего детородного возраста не так быстро оправляются от родов, у них уже не столько сил, как у молодых жен­щин, они становятся менее гибкими, что создает трудности при перестройке образа жизни в связи с рождением ре­бенка. Некоторые противники позднего рождения детей указывают, что родите­ли часто слишком балуют их — синдром «драгоценного ребенка» (особенно если ребенок единственный) (Крайг, 2000). Позднее материнство часто сопрово­ждается формированием сверхценного отношения к ребенку, проявлением тотального контроля, сверхопеки, гиперпротекции (Кучерова, 1996). Кроме того, из-за большой разницы в возрасте между родителями и ребенком сущест­вует опасность возникновения непони­мания друг друга. В 35-40 лет женщина может оказаться одновременно в роли и новоиспеченной матери, и сиделки сво­их престарелых родителей. Она принад­лежит к поколению, которое называют «стиснутым», т.е. зажатым между роди­телями и детьми. Причем, поздние дети тоже должны быть готовы к подобной ситуации — когда им будет 35 лет, их ро­дителям будет за 70, и они сами могут оказаться в рядах «стиснутого» поколе­ния (Спаненд Е. и др., 2000).

В целом, можно утверждать, что ис­следований такого феномена как позд­нее материнство явно недостаточно (а имеющиеся носят скорее социологиче­ский характер). Это побудило нас к проведению исследования, целью которого стало выявление особенностей эмоцио­нальной стороны взаимодействия «позд­них» матерей с детьми дошкольного воз­раста, специфики переживания детьми внутрисемейной ситуации и их эмоцио­нального состояния. Исследование про­водилось с середины ноября 2010 года до середины апреля 2011 года на базе Муниципального учреждения «Кругозор» и детских садов г. Москвы.

Методы исследования

В качестве методов исследования были использованы: опросник дет­ско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаро­вой, рисуночная методика «Моя семья» Г.Т. Хоментаускаса , опросники для роди­телей и воспитателей, выявляющие осо­бенности эмоционального состояния и поведения ребенка, опросник для выяв­ления условий реализации «позднего» материнства.

В исследовании приняли участие 80 женщин в возрасте от 26 до 55 лет, име­ющих детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет). Участницы исследования были разделены на две группы: 1 груп­па — матери дошкольников, родившие первого ребенка до 30 лет (молодые ма­тери), 2 группа — матери дошкольников, родившие первого ребенка после 35 лет («поздние» матери).

Результаты исследования

Анализ особенностей внутрисемей­ной ситуации показал, что выборка «поздних» матерей отличается от вы­борки молодых матерей дошкольников преобладанием женщин, воспитывающих детей без помощи супруга (41,3% против 12,7% у молодых матерей). Ис­пользуя критерий согласия х 2 Пирсона, мы можем говорить о согласованности полученных результатов (х 2 = 24.000, p= 0.000), т.к. формула Пирсона дает нам максимально значимую величину критерия х 2 (р 2 Пирсона позволяет говорить о согласован­ности полученных результатов (х 2 = 25 .42; p= 0.000), т.к. формула Пирсона дает нам максимально значимую величину крите­рия х 2 (р<0 .001). Это позволяет с уверен­ностью говорить о том, что эмоциональ­ное состояние детей в выборках молодых и «поздних» матерей, особенности их по­ведения имеют значимые различия. Со­стояние детей «поздних» матерей оказа­лось более благополучным.

Обсуждение результатов

Подводя итоги проведенного иссле­дования, можно утверждать, что «позд­нее» материнство способствует более гармоничным отношениям матери и ре­бенка. Вероятно, такие женщины оказываются в большей степени готовыми к появлению ребенка. Несмотря на то, что им чаще, чем молодым женщинам, приходится воспитывать его без помо­щи супруга, они эмоционально прини­мают его, поддерживают и сопережи­вают. Во взаимодействии с ребенком «поздние» матери в большей степени склонны ориентироваться на его состо­яние, что свидетельствует о ценностном к нему отношении. Молодые матери оказались менее принимающими ребен­ка и менее ориентирующимися на него при взаимодействии. Высоко оценивая себя в качестве воспитателей, они часто бывают несдержанными, раздраженны­ми, что не может не сказаться на эмо­циональном состоянии детей. Не будучи уверены в материнском принятии, по­нимании и поддержке, дети испытывают тревогу, болезненно переживают неу­спех в деятельности и склонны к агрес­сии в отношении сверстника. Вероятно, у такого ребенка нет уверенности в том, что его поддержат, он может рассчиты­вать только на свои силы, которые в дан­ном возрасте еще очень ограничены.

Выводы

Позднему материнству сопутству­ет воспитание ребенка в неполной семье.

Эмоциональная сторона детско-ро­дительского взаимодействия «позд­них» матерей отличается значимо более высоким уровнем гармонии. Такие матери, безусловно, принима­ют ребенка, сочувствуют ему, учиты­вают его состояние при построении взаимодействия.

Материнское отношение находит от­ражение в переживании дошкольника. Дети молодых матерей чаще пережи­вают материнское отношение как ам­бивалентное, им свойственны тревожные переживания внутрисемейной ситуации.

Эмоциональное состояние детей «позд­них» матерей более благополучно. Их отличает спокойствие, уравновешен­ность, конструктивная реакция на неу­дачу. Однако, рассчитывая на поддержку матери, они менее склонны к самостоя­тельному решению проблем.

Литература

Захаров С.В.Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход / С.В. Захаров // Отечественные записки. — 2005. — № 3. — С. 124-140.

Крайг Г.Психология развития / Г. Крайг. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 992 с.

Кучерова Е.В.Эмоциональное благополучие детей как показатель их психологического здоровья / Е.В.Кучерова // А.В. Запорожец и современная наука о детях. — Москва, 1996. — С. 45-51.

Родить и возродиться : Беременность. Эмоции. Схватки. Боль. Упражнения. Мед. вмешательство. Домаш. роды. Материнство. Груд. вскармливание. Секс. Опыт. Работа : Откров. беседа с близ. подругой / Адаптир. пер. с голланд. Г. Ватер, О. Горбачевой. — Москва : Знание, 2000.- 309, [5] с. : ил.

Российский статистический ежегодник, 2010 : стат.сб. — Москва, 2010. — 813 с.

Русанова Н.Е.Новые тенденции рождаемости в России / Н.Е. Русанова // Народонаселение — 2008. — № 3. — С. 152-16.

Фоули Д.Энциклопедия женского здоровья / Д. Фоули, Э. Нечас ; пер с англ. М.Г. Луппо. — Москва, 1995. — 248 с.

Чеснокова О.Б., Субботский Е.В.Психолог в системе дошкольного образования: английский вариант // Национальный психологический журнал. — 2013. — № 1(9). — С. 127-134.

Для цитирования статьи:

Захарова Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства. // Национальный психологический журнал. — 2014. — №2(14) — с. 97-101

Zakharova E.I. (2014). Features of the mother interaction with preschool children in a “late” motherhood. National Psychological Journal, 2(14), 97-101

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Источник

Читайте также:  Звуки твоего настроения порок сердца
Оцените статью