Эмоциональной сферы ребенка домики

Новая методика диагностики дифференциаций эмоциональной сферы ребенка «Домики».

ВНИМАНИЕ! НОВАЯ МЕТОДИКА!

Для тех, кто работает с самыми маленькими клиентами, кто стремится получить информацию об эмоциональном мире ребенка, системе его ценностей, понять его боль и радость Лаборатория инструментальной психологии «Иматон» подготовила к выпуску новую проективную методику

«Диагностика дифференциаций эмоциональной сферы ребенка «Домики».

Тест разработан известным специалистом в области детской психологии О. А. Ореховой. Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент. Детям предлагается раскрашивать цветными мелками домики, «жильцы» которых — эмоции, и с помощью цвета ребенок определяет свое отношение к ним. Процедура тестирования (бланковая или компьютерная) напоминает занимательную игру, что сразу положительно сказывается на эмоциональном настрое ребенка и приносит психотерапевтический эффект. Психолог интерпретирует индивидуальные цветовые предпочтения, выбор цвета для обозначения понятий – «счастье», «скука», «горе» и т.п. С помощью раскрашивания выявляется отношение ребенка к различным видам деятельности: игре, чтению, счету и т.п., к социальным объектам (школа, детский сад), элементам детской субкультуры. Таким образом, тест является отражением шкалы духовных ценностей ребенка. В результате тестирования проясняется вся система личностных отношений ребенка, его социальные предпочтения и ценности, варианты личностного развития, а порой – боль, непонимание, обиды, накопленные им в период общения со сверстниками, воспитателями и родителями. Методика предназначена для работы с детьми с 4 лет.

Источник

«Домик, где живут наши эмоции». Организация уголка оценки эмоционального состояния детей

Лина Цапок
«Домик, где живут наши эмоции». Организация уголка оценки эмоционального состояния детей

Тема этой публикации не нова, рассматривалась многими, но всё же, мы решили поделиться собственным опытом организации уголка оценки эмоционального состояния в старшей группе ДОУ.

Прежде всего, давайте вспомним, что для развития здорового ребёнка крайне важно сохранение и укрепление как физического, так и психоэмоционального здоровья. На состояние эмоциональной сферы ребёнка влияет множество факторов, в первую очередь – взаимоотношения с окружающими, как ровесниками, так и взрослыми, эмоциональная атмосфера в семье и в детском коллективе дошкольного образовательного учреждения, и т. п. Задача педагога – сохранять положительное эмоциональное состояние ребёнка, при его наличии, и скорректировать – при наличии негативных эмоций. В случае необходимости коррекции эмоционального состояния ребёнка – педагог должен уметь распознавать кратковременные, сиюминутные, негативные эмоции, вызванные незначительными факторами или явлениями, устранение, которых, практически мгновенно меняет эмоции ребёнка на диаметрально противоположные. Например, небольшие конфликтные ситуации между детьми, которые воспитатель в силах урегулировать сразу же. И необходимо уметь распознавать глубокие, стойкие негативные эмоции ребёнка, которые не устраняются маленькими детскими радостями, вроде игр, интересных занятий и т. п. Стойкие, длительно испытываемые ребёнком негативные эмоции, могут быть вызваны, например, неблагоприятной атмосферой в семье или в ДОУ.

Наличие неблагоприятной атмосферы в семье, естественно, требует от педагогов углублённой работы с семьёй, а отрицательные эмоции, вызванные атмосферой в ДОУ, в детском коллективе или взаимоотношениями с воспитателями, соответственно, требуют анализа взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Наличие факторов, негативно влияющих на психоэмоциональное состояние ребёнка, как в семье, так и в ДОУ, вызывают у ребёнка психологическое напряжение, стресс, который может привести к серьёзным нарушениям психического развития. Поэтому, так важно создавать условия эмоционального благополучия ребёнка, своевременно выявлять и стремиться устранить причины негативных эмоций, т. к. это совершенно необходимо для полноценного развития детей.

Оценку эмоционального состояния детей, в нашей группе, мы проводим по утрам, во время приёма детей. В результате «мозгового штурма», мы создали такой многоквартирный домик, в котором «поселились» воспитанники нашей группы (см. фото ниже).

На фасаде домика размещены окошки, по количеству детей группы (в нашей группе 25 воспитанников). В каждом окошке размещена небольшого размера фотография ребёнка, с написанным печатными буквами его именем (некоторые дети умеют читать, другие будут запоминать образ слова собственного имени, и конечно с целью информирования взрослых). В нижней части домика размещены два кармашка с вырезанными из картона жёлтыми кружками-солнышками, и тучками с солнышком. Солнышко означает положительные эмоции, тучки – негативные, крыша домика украшена смайликами-эмоциями. Ребёнку предлагается оценить своё эмоциональное состояние, и разместить в своём окошке солнышко или тучку. Нам не пришлось напоминать детям по утрам о необходимости оценить свое настроение, живой интерес заставлял их самостоятельно делать это, причём, иногда, неоднократно в течение дня, поэтому следует следить, и вовремя реагировать на изменения в эмоциональном состоянии ребёнка. Не все дети могут пожаловаться на грусть или поделиться радостью, многие дети застенчивы, но все испытывают потребность выразить свои эмоции, и этот уголок стал самой настоящей палочкой-выручалочкой в решении этого вопроса.

Читайте также:  Цените чувства друг друга

Если ребёнок с утра оценил своё эмоциональное состояние «тучкой», и в течение дня у него не возникло желание изменить оценку, то к концу дня мы инициируем с ребёнком беседу. О том, как он провёл этот день, что понравилось, что запомнилось особо, в некоторых случаях мы стараемся в течение дня помочь ребёнку, создать условия для изменения его настроения в сторону позитива. И в конце беседы спрашиваем, не хочет ли он сменить «тучку» на «солнышко». Чаще всего дети уходят домой в лучшем настроении, чем пришли.

Одним из эффективных приёмов выявления причин наличия у ребёнка негативных эмоций – служит беседа, но не следует игнорировать и наличие положительных эмоций. Ведь ребёнок часто желает ими поделиться, но не всегда осмеливается или умеет их выразить. Поэтому, педагогу следует расспрашивать детей, как о причинах положительных, так и отрицательных эмоций. В случае затруднений, ребёнку следует помочь сформулировать высказывание с помощью наводящих вопросов. Ведь воспитатель, часто может догадываться о тех или иных причинах, влияющих на эмоциональное состояние ребёнка. Это первоочередная задача взрослого – понять, помочь, поддержать ребёнка. Кто как не мы, со своим богатым жизненным опытом, сможет это сделать.

Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей Задачи. 1. Информировать педагогов по проблеме толерантности 2. Развивать личностные и профессиональные качества педагогов 3. Совершенствовать.

Домик для «Гномиков». Оформление уголка уединения в детском саду В начале лета я ушла в отпуск. Но находясь в отпуске, я думала, как изменить развивающую среду в группе и что придумать нового для моих.

Интегрированное занятие психолога и инструктора по физической культуре с агрессивными детьми «Наши эмоции» Цель: психолого-педагогическая коррекция агрессивных тенденций в поведении дошкольников путем обучения навыкам адаптивного поведения. Задачи:.

Конспект занятие с детьми старшей группы «Наши эмоции и чувства» Конспект занятие с детьми старшей группы «Наши эмоции и чувства» Цель: повышение настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное.

НОД «Наши Эмоции» Цель: закреплять полученные знания об основных эмоциях. Задачи: Обучающая: формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях Развивающая:.

Организация уголка по конструированию в средней группе — Центр строительных игр Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста: Человек – созидатель. Это основное качество его личности. Потребность.

Организация уголка воображения «Страна Вообразилия» в подготовительной группе ДОУ В рамках годовой задачи 2016-2017 г. Создание уголка «Страна Вообразилия» на развитие воображения и фнтазии у детей. Актуальность: Воображение.

Открытое занятие «Наши эмоции» Тема занятия: «Наши эмоции» Цель: • познакомить детей с понятием «эмоции»; • учить детей распознавать и проявлять «эмоции»; • развивать.

Практикум «Как превратить наши эмоции в друзей и союзников» Педагогу, как человеку сознательному, просто необходимо заботиться о своем психологическом здоровье, уметь владеть своими эмоциями, хотя.

Развитие навыков рефлексии, эмоционального состояния, чувств, ощущений Слайд№1 Ощущения и восприятия Слайд№2 — это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства.

Источник

Проективный тест “Домики”.

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Скачать:

Вложение Размер
domiki.docx 41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  1. Лист ответов
  2. Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 – твое настроение на уроке чтения,

№4 – твое настроение на уроке письма,

№5 – твое настроение на уроке математики

№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,

Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

с положительным отношением к школе

с амбивалентным отношением

с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Далее заполняется сводная таблица . Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:

достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме)

частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс)

недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс)

Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.

И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

недостаточный (или дезадаптация)

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

первоклассников с недостаточным уровнем адаптации

первоклассников с частичной адаптацией

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.

Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.

Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.

Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.

Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.

Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 1995 .

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.

Источник

Читайте также:  Весеннего тепла хорошего настроения
Оцените статью