Эмоциональность передается по наследству или нет

Содержание
  1. 10 эмоций, которые передаются по наследству. Почему ревность – это наследственное?
  2. 1. Гнев
  3. 2. Стыд
  4. 3. Вина
  5. 4. Беспомощность
  6. 5. Тревожность
  7. 6. Неуверенность
  8. 7. Эгоизм
  9. 8. Критика
  10. 9. Изоляция
  11. 10. Ревность
  12. Новости синтона
  13. Подпишитесь на нашу рассылку!
  14. SOS. Обуздай свои эмоции
  15. Четыре основные эмоции
  16. Эмоциональная культура
  17. Пять шагов к эмоциональной культуре и три вредных эмоции, которыми важно научиться управлять
  18. Пять составляющих эмоциональной культуры
  19. Источники эмоций 
  20. Эмоции и здоровье
  21. Плохо управляемые беспокойство, гнев и депрессия порождают эмоциональные проблемы и переживания
  22. Природа наших эмоций и поведения 
  23. Азбука мышления, чувств и поведения
  24. Что такое активизирующие события?
  25. Взгляды, убеждения и утверждения включают:
  26. Искаженное мышление
  27. Взгляд на эмоции с точки зрения так называемого здравого смысла
  28. Правильное мышление
  29. Верный взгляд на эмоции

10 эмоций, которые передаются по наследству. Почему ревность – это наследственное?

Чем сильнее она пыталась преодолеть привычку тревожиться и положить конец этим мыслям, тем хуже ей становилось. Со временем беспокойство переросло в панические атаки, которые заставляли Анну сидеть дома и никуда не выходить на протяжении нескольких недель. Она не могла сконцентрироваться на работе, пренебрегала своими обязанностями дома, и ее брак трещал по швам. В полном смятении и замешательстве она обратилась к психотерапевту.

Первый вопрос, который ей задал врач, показался ей неожиданным: «Кто еще в вашей семье страдает от беспокойства?».

Анна задумалась на мгновение и ответила: «Моя мама, бабушка, брат, племянник и тетя». Ей не приходило в голову, что тревога может передаваться из поколения в поколение!

Но такое встречается очень часто. Мать приучила дочь думать о смерти, потому что ее отец умер, когда Анна была совсем маленькой. Ее бабушка так волновалась, что не решалась разговаривать с незнакомыми людьми. Брат боялся экзаменов, племянник испытывал социальную тревожность, а тетя была беспокойной и назойливой перфекционисткой.

Тревога – не единственная эмоция, которая передается из поколения в поколение. Многие негативные чувства наследуются через семейные психологические травмы, родительские модели поведения или пережитое в детстве насилие.

1. Гнев

Существует три типа нездорового гнева: агрессивный, пассивно-агрессивный и подавленный гнев. Все они могут негативно влиять на ребенка. Например, если отец злится, переходя на крик, ребенок подражает такому поведению или привыкает направлять вспышки гнева на себя. Родители должны научиться выражать свой гнев ассертивно, открыто утверждая, что они хотят, без попытки контролировать, унижать или манипулировать детьми.

2. Стыд

Унижающие комментарии родителей: «Ты никогда ничего не добьешься» или «Ты тупой» наносят удар в самое сердце. К сожалению, подобная тактика распространена в семьях, где от ребенка требуют соответствия нереалистичным завышенным стандартам. Ребенок перенимает это и начинает подходить с такой же меркой к другим людям. Противодействие стыду – это принятие и прощение.

3. Вина

Чувство вины – давняя традиция во многих семьях. Намеки: «Если бы ты любил меня, ты бы вымыл посуду» или «Дочь, которая заботится о матери, будет часто звонить ей», являются примерами того, как родитель использует чувство вины в качестве рычага давления на ребенка. Это манипуляция. Лучше скажите прямо, чего вы хотите, и объясните свое желание. Не заставляйте человека чувствовать себя неудобно, если он не хочет выполнить вашу просьбу.

4. Беспомощность

Ребенок привыкает играть роль жертвы. Родитель использует свои прошлые травмы для оправдания плохого поведения: «Я пью каждый день, потому что твоя мать ушла от меня» или «Меня бросили в детстве, вот я и веду себя как сумасшедший». Дети всегда готовы оправдать родителей, хватаясь за любую соломинку. Переработав травму детства, вам не придется воссоздавать ее снова и снова, оставаясь жертвой обстоятельств.

5. Тревожность

Беспокойство – это нужная и полезная эмоция, которая сигнализирует о приближении угрозы, как датчик уровня топлива в автомобиле. Однако, чрезмерная тревожность заставляет страдать. Лучший способ справиться с тревогой – это медитация и осознание своих эмоций. Пытаясь бороться с ней, вы только усиливаете беспокойство и заражаете своей нервозностью окружающих.

6. Неуверенность

Дети изучают своих родителей, чтобы узнать больше о себе. Поэтому ребенок перенимает и страхи родителей. Сомнения в себе, заставляющие отца отказаться от повышения, передаются ребенку, который боится претендовать на роль в школьной пьесе. Чтобы вырваться из этого порочного круга, важно определить, где ваша неуверенность, а где — ваших родителей, и не позволять чужим страхам негативно влиять на вас.

7. Эгоизм

Нарциссизм развивается в семьях, где дети не чувствуют привязанности к родителям, потому что родители не могут или не хотят этого. На ранних стадиях развития доверие имеет ключевое значение, и его нехватка приводит к проблемам с привязанностью. Поверхностные связи порождают эгоистичное поведение. Создание среды, которая поощряет уязвимость, позволит родителям исправить этот разрыв.

8. Критика

Привычка постоянно критиковать ребенка: как он выглядит, во что он одет, какие у него успехи в школе, с кем он дружит, подрывает уверенность в себе. Вдвойне вредна критика, которая сопровождается замечаниями типа: «Я говорю так, потому что люблю тебя», так как ребенок приравнивает критику и осуждение к любви.

9. Изоляция

Люди замыкаются в себе по многим причинам: страх, депрессия, печаль и даже паранойя. Вместо того чтобы переработать неприятные эмоции, человек изолирует себя или выплескивает свой гнев на окружающих. Если родители привычно отгораживаются от мира, дети приходят к убеждению, что это нормальный способ справиться с эмоциями, и начинают делать то же самое. Чтобы преодолеть изоляцию, необходимо научиться жить с болезненными эмоциями, не скрывая их от себя и других людей.

10. Ревность

«В нашей семье все ревнивцы», — это оправдание, которое объясняет многие нездоровые реакции – гнев, агрессию и оскорбления. Конечно, подобное поведение нельзя поощрять у детей. Собрать все мужество, научиться доверять партнеру и спокойно разобраться в ситуации – вот единственный способ справиться с ревностью.

Узнав, что ее тревога имеет давние корни, и есть более здоровые способы справиться с ней, Анна успокоилась. Когда она отделила свое беспокойство от психологических травм детства, она перестала волноваться так часто. Это помогло ей разобраться, какая тревога заслуживает внимания, а когда это лишь эхо прошлых обид.

Источник

Новости синтона

Новое на сайте

Подпишитесь
на нашу рассылку!

SOS. Обуздай свои эмоции

Четыре основные эмоции

Что такое эмоции? Эмоции — это комплексные чувства, состоящие из психического, физического и поведенческого компонентов. На психическом уровне мы переживаем свои эмоции и чувства, как приятные и неприятные. На физическом уровне мы испытываем настороженность или напряжение. На поведенческом уровне эмоции становятся для нас импульсом к действию.

Столкнувшись со змеей, я мысленно оценил это событие как неприятное и пугающее. На физическом уровне мое дыхание участилось и сердце забилось сильнее. Что касается поведения, я почувствовал сильный импульс к действию: «бежать или сражаться».

Читайте также:  Не эмоциональный человек девушка

Четыре основных вида эмоций — это страх, гнев, печаль и радость или наслаждение (Goleman, 1995). Подавленный страх, переживаемый в различных ситуациях, становится беспокойством. Гнев — сильное чувство неудовольствия и сопротивления. Затяжная печаль превращается в депрессию. Удовольствиеэто ощущение благополучия, приятных эмоций без лишнего беспокойства, гнева и депрессии. Книга, которую вы держите в руках, сосредоточена на таких эмоциях, как беспокойство (подавленный страх), гнев, депрессия (подавленная грусть) и удовольствие. Теперь разберемся, что означает эмоциональная культура и каким образом она связана с нашими эмоциями.

Эмоциональная культура

Люди отличаются как по уровню интеллекта, так и по эмоциональной культуре. Эмоциональная культураэто способность разбираться в своих эмоциях и управлять ими (Goleman, 1995) * .

Высокий интеллект и хорошее образование не гарантируют того, что вы умеете справляться со своими эмоциями или преуспеваете в жизни. Неуправляемые и слишком сильные эмоции, а также низкая способность переносить фрустрацию могут привести к неудаче.

Успех и признание ровесников были главными целями Джона, кандидата психологических наук. Эмоционально уязвимый перед критикой, он однажды так увлекся, защищая свое исследование, что ударил в нос другого психолога. Его оборонительная позиция, неудовлетворительный контроль над эмоциями, критические замечания по поводу коллег и председателя стоили ему работы. Джон — пример умного и хорошо образованного человека. Однако недостаток эмоциональной интуиции и неумение управлять эмоциями помешали ему достичь желаемого.

Плохо справляясь со своими эмоциями, мы создаем серьезные проблемы в отношениях. Злобно выкрикивая: «Ненавижу тебя!» ребенку или другому близкому человеку, мы разрушаем отношения с ним.

Ваша эмоциональная культура значительно важнее для успешной и радостной жизни, чем уровень интеллекта. Поскольку эмоциональная культура не передается по наследству, а приобретается в процессе обучения, ее можно повысить. Следующие главы предлагают специальные приемы, которые помогут вам лучше управлять вашими эмоциями. Теперь рассмотрим, из чего состоит эмоциональная культура.

Пять способностей лежат в основе эмоциональной культуры (Goleman, 1995). Это:

Умение понимать свои эмоции

Умение управлять своими эмоциями

Умение распознавать эмоции других людей

Умение выстраивать отношения с окружающими

Умение мотивировать себя на достижение целей

Исследуем и вкратце рассмотрим каждую составляющую эмоциональной культуры. Первая способность: умение понимать свои эмоции — это самосознание, осмысление своих основных чувств и способность дать дефиницию своим эмоциям. Понимание своих эмоций также предполагает, что мы осознаем свою внутреннюю речь и мысли, непроизвольно сопровождающие наши эмоции и настроения.

Вторая способность: умение управлять своими эмоциями — очень зависит от понимания своих эмоций, непроизвольных мыслей и непроизносимых вслух внутренних утверждений. Главная цель этой книги — научить людей эффективнее управлять своими эмоциями, что имеет решающее значение для успешной жизни. Многие пытаются заглушить свои эмоции перееданием, выпивкой, легкими наркотиками и сверхурочной работой. Эти неадекватные способы успокоить себя приводят к еще большим проблемам с эмоциями и в дружеских отношениях.

НАУЧИТЕСЬ УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ,

ОНИ НАЧНУТ УПРАВЛЯТЬ ВАМИ

Эффективное управление эмоциями подразумевает следующее:

Умение утешать и успокаивать себя, если это необходимо

Умение контролировать себя

Умение управлять гневом

Умение контролировать порывы

Умение выражать эмоции в нужном месте и в нужное время

Умение не скрывать гнев, беспокойство и депрессию

Умение справляться с неизбежными поражениями и неудачами

Умение предотвращать негативные эмоции, не позволяя им возобладать над вами, когда вы выносите суждения и решаете проблемы

НАУЧИТЕСЬ СМЯГЧАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ

Два дополнительных компонента при управлении эмоциями особенно важны в описании изучаемой программы, это:

способность переносить фрустрацию

способность принимать и ценить себя

Умение распознавать эмоции людей зависит от вашей способности понимать чувства и намерения окружающих. Стивен Ковей (Steven Covey) в своей книге «Семь привычек высокоэффективных людей» («The Seven Habits of Highly Effective People») советует: «Стремитесь сначала понять, а затем быть понятыми». Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» («How То Win Friends and Influence People») рекомендует «быть хорошим слушателем и поощрять других к разговорам о себе самих». Умение распознавать эмоции связано с тем, внимательно ли вы слушаете и поощряете ли собеседников выражать свои мысли и чувства. Сопереживание и сострадание — следствие умения распознавать эмоции окружающих.

Способность выстраивать отношения с окружающими — четвертая составляющая эмоциональной культуры. Те, кому это хорошо удается, легко общаются с окружающими, уверены в себе, умеют обсуждать конфликтные ситуации и искать выход из них, находят язык с трудными людьми. Умение выстраивать отношения в значительной степени зависит от нашей способности понимать свои эмоции и управлять ими, а также распознавать эмоции других людей.

Умение создать установку для достижения реальных целей — высшая ступень развития эмоциональной культуры. Это умение связано со способностью планировать, с упорством, с готовностью отсрочить удовольствие, с терпимостью к фрустрации, с решимостью противостоять импульсивному поведению, восстанавливать силы после неудач и провалов и получать удовлетворение от текущей деятельности. Умение создать установку для достижения целей, конечно же, зависит от того, хорошо ли мы понимаем собственные эмоции и как управляем ими.

Пять шагов к эмоциональной культуре и три вредных эмоции, которыми важно научиться управлять

Развивайте эмоциональную культуру и избегайте ловушек вредных эмоций:

беспокойства, гнева и уныния.

Пять составляющих эмоциональной культуры

Умение понимать свои эмоции

Умение управлять своими эмоциями

Умение распознавать эмоции других людей

Умение выстраивать отношения с окружающими

Умение создать установку для достижения целей

Профессиональный успех при нашей конкурентной экономике с ее высокими требованиями в значительной мере зависит от пяти способностей, составляющих нашу эмоциональную культуру. Умение завязывать и с успехом выстраивать близкие отношения, а также избегать тяжелых и неприятных, в высшей степени зависит от нашей эмоциональной культуры.

Эмоциональная культура Томаса Эдисона 1

Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку после бесчисленных попыток и 1000 неудач. Какие две из пяти способностей эмоциональной культуры он показал наиболее ярко?

1. Понимал свои эмоции

2. Управлял своими эмоциями

3. Распознавал эмоции других людей

4. Умел выстраивать отношения с окружающими

5. Создал установку для достижения целей

Ответ на этот вопрос вы найдете в примечании на следующей странице.

ПОСКОЛЬКУ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ, А ОБРЕТАЕТСЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, ЕЕ МОЖНО

Источники эмоций 

Каковы источники эмоций? Откуда они появляются? Сильные эмоции позволили нашим предкам выжить в мире, где все определял девиз: «Ешь или будешь съеден». Те же эмоции и центры мозга, отвечающие за них, передавались генетически бесчисленным поколениям. Мы все еще испытываем те же эмоции, хотя саблезубые тигры давно исчезли.

Читайте также:  Особенности социально эмоционального развития детей с ограниченными возможностями

Высокий уровень напряжения, настороженность, беспокойство и агрессивность, как и мгновенная реакция «бежать или сражаться», помогли нашим предкам выжить в мире саблезубых тигров и других опасностей. Но в современном мире, где нет ежедневной борьбы за выживание, эти сильнейшие эмоции мешают адаптации и спокойным отношениям с окружающими.

Особые примитивные центры в мозгу оказывают заметное влияние на эмоции. Однако использование речи и сложных нервных центров мозга ощутимо подавляют примитивные эмоциональные центры. Наибольшее воздействие на эмоции и поведение оказывают мышление, оценка событий и молчаливые внутренние утверждения.

От наследственности (генотипа), конечно, зависит характер реакции — спокойный или возбужденный, но не слишком. Детский опыт и эмоциональная поддержка окружающих вас людей воздействуют на ваше эмоциональное состояние: от этого зависит, спокойны ли вы. Различные физические обстоятельства (болезнь, недосып, плохое питание) предрасполагают вас к тому, что вы легко огорчаетесь. Однако на преобладающее большинство людей эти факторы не оказывают существенного влияния. От них не зависит уровень удовольствия и свободы, беспокойства, гнева или депрессии.

Нашими эмоциями в значительной мере, но не полностью, управляют наши взгляды, то, что мы думаем о проблемах, и наши внутренние монологи. Если физическое состояние и болезнь предрасполагают к негативным эмоциям, обратитесь к врачу. Он поможет вам изменить эти психические состояния. Кроме того, изучайте и практикуйте приемы, описанные в этой книге. Наши иррациональные шаблоны мышления похожи на дурные привычки: они приносят вред и их трудно изменить.

ВЫ НЕ РАЗБЕРЕТЕСЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ,

ПОКА НЕ РАЗБЕРЕТЕСЬ С ЭМОЦИЯМИ

Эмоции и здоровье

Да! Терапевты, психологи и психиатры признают, что травмирующие события, эмоциональные потрясения и наша оценка неприятностей серьезно вредят нашему здоровью (Gatchel&Blanchard, 1993; American Psychiatric Association, 1994). Психологические факторы могут принести ущерб нашему организму * . Этот ущерб бывает временным или постоянным. Однако есть много свидетельств того, что люди вылечиваются от серьезных заболеваний, изменив свой взгляд на мир и эмоциональное состояние.

Что вызывает напряжение у одного, не обязательно становится фактором стресса для другого. Как вы узнаете из следующей главы, наша интерпретация и оценка неприятных событий в значительной мере определяют нашу эмоциональную реакцию на эти события.

Каким образом эмоциональное напряжение наносит ущерб нашему организму? Оно усиливает напряжение мускулатуры, мы скрипим зубами, испытываем сильные головные и другие боли. Спазмы сосудов головного мозга — частая причина мигреней.

В состоянии гнева и страха в нашу кровь выбрасываются вещества, приводящие к образованию тромбов. От плохих новостей давление иногда повышается до опасного уровня. Высокое давление и выброс в кровь адреналина побуждали наших предков спасаться от саблезубых тигров. Но при современном сидячем образе жизни такая реакция скорее наносит вред нашему здоровью. То, что когда-то помогало выжить нашим предкам, теперь может убить нас.

Эмоциональная сумятица подавляет нашу иммунную систему, делая нас уязвимыми перед вирусами и бактериями. Стресс порой изменяет слизистую носа, горла и легких, что приводит к частым или хроническим инфекциям. Некоторые виды сыпи и выпадение волос обусловлены психологическими причинами.

При эмоциональном нарушении желудок выделяет слишком много кислоты, что приводит к изжоге и гастриту. Тошнота, рвота, диарея и запор — частые следствия эмоциональных проблем. Хорошо известно, что такие расстройства, как булимия и анорексия, спровоцированы психологическими причинами.

Плохое понимание того, что такое эмоции, и неумение управлять ими мешает нам испытывать удовольствие от жизни, отношений с окружающими и достигать целей, а вместе с тем подрывает наше здоровье. Используйте приемы, описанные в этой книге, чтобы научиться управлять эмоциями и навести порядок в своей жизни.

ВЫ НЕ НАЛАДИТЕ ОТНОШЕНИЯ,

НЕ НАУЧИВШИСЬ УПРАВЛЯТЬ

Плохо управляемые беспокойство, гнев и депрессия порождают эмоциональные проблемы и переживания

То, что важно запомнить:

Беспокойство, гнев, депрессия и прочие негативные эмоции — причина умственных переживаний и физических недугов. Они мешают нам испытывать чувство удовлетворенности, вредят здоровью, нарушают отношения с окружающими и препятствуют осуществлению жизненных целей.

Для успешной и приятной жизни наша эмоциональная культура (понимание собственных эмоций и умение управлять ими) значат больше, чем наша общая компетентность.

Поскольку эмоциональная культура не передается по наследству, а обретается в процессе обучения, ее можно совершенствовать.

Профессиональный успех при нашей конкурентной экономике, связанной с высокими требованиями, в значительной мере зависит от пяти способностей, составляющих нашу эмоциональную культуру.

Наши мысли, оценка событий и молчаливые утверждения внутреннего монолога, в основном, контролируют наши эмоции и поведение.

Цель данной книги — научить вас управлять беспокойством, гневом, депрессией и другими эмоциям так, чтобы вы испытывали удовлетворение жизнью и с успехом достигали поставленных целей.

Природа наших эмоций и поведения 

АЗБУКА НАШИХ ЭМОЦИЙ

Нам нужно освоить азбуку наших эмоций

«А» — это активизирующие событие или неприятные ситуации, с которыми мы сталкиваемся. «В» — это наши взгляды, убеждения и внутренние монологи, иными словами, то, что мы говорим про себя об этих событиях. «С» — это следствия, эмоциональные и поведенческие. Эти следствия включают в себя беспокойство, страх, депрессию и прочие негативные чувства, а также наши поведенческие реакции.

Наши эмоции — скорее результат наших взглядов, убеждений и внутренних монологов, чем самих неприятных событий.

Эта книга научит вас тому, как исправить ваши эмоции и поведение, используя методы самопомощи из когнитивной терапии и рациональной эмоциональной поведенческой терапии.

Этот способ помогать людям придумали доктор Альберт Эллис и его последователи, желая научить своих пациентов справляться с беспокойством, гневом, депрессией и другими негативными эмоциями и управлять своим поведением.

Понимание и использование методов самопомощи из рациональной эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) совершенствует нашу эмоциональную культуру, предоставляя нам возможность жить успешнее и с удовольствием. 

Из предыдущей главы мы узнали, что эмоциональная культура включает в себя следующие способности:

Умение понимать свои эмоции

Умение управлять своими эмоциями

Умение распознавать эмоции других людей

Умение выстраивать отношения с окружающими

Умение создавать установку для достижения целей

Для счастливой, эффективной жизни эмоциональная культура значит больше, чем уровень интеллекта.

РЭПТ — помощь для чувств, поведения и мышления.

Что такое рациональная эмоциональная поведенческая терапия? Эта терапия фокусирует внимание на улучшении трех сфер нашей жизни: рациональной, эмоциональной и поведенческой. Рациональная сфера означает мышление, рассуждение и познание. Эмоциональная — эмоции, настроения и чувства. Поведенческая — нашу деятельность. Люди проводят жизнь, размышляя, чувствуя, совершая поступки. Большую часть времени они осуществляют эту деятельность счастливо и успешно. К сожалению, некоторые тратят много времени, думая искаженно (иррационально), поэтому чувствуют себя несчастными, а их поступки приводят к саморазрушению.

Достойная цель — провести дни, месяцы и годы, чувствуя себя довольным и успешным.

Читайте также:  Чувствую запах приправы что это

Рациональная эмоциональная поведенческая терапия, или сокращенно рациональная эмоциональная терапия, была разработана психологом Альбертом Эллисом в 1950-е годы. В настоящее время исследователи и психотерапевты продолжают разрабатывать РЭПТ и расширяют способы ее применения, чтобы помочь людям. Современные психотерапевты считают Эллиса дедушкой когнитивной поведенческой терапии, которая основана на исследованиях, признана и практикуется во всем мире (Corey, 2000) * * .

Пусть вас не смущает длинное название рациональной эмоциональной поведенческой терапии. РЭПТ практична, целенаправленна и действительно эффективно помогает людям разбираться со своими эмоциями. Она учит брать ответственность за свои эмоции на себя и не обвинять других людей, весь мир, вместе не ссылаясь на невезение, за ваш постоянный гнев или депрессию. Поэтому РЭПТ часто называют терапией, «исключающей оговорки» и оправдания. На мой взгляд, рациональная эмоциональная поведенческая терапия — наиболее полезная терапия самопомощи, связанной с эмоциями, когда-либо предложенная психологами и психотерапевтами.

Наши эмоции, чувства и поведение сформированы нашими убеждениями и представлениями о мире. Эпиктет (Epictetus, греческий философ, который жил 2000 лет назад (около 55-135 гг. до н. э.) сказал: «Людей огорчают не сами вещи, а как они воспринимают их».

В этой книге вы найдете полезные методы и поймете, как взаимодействуют ваше мышление и чувства, а также как стать более удачливым в достижении целей. Давайте начнем с природы наших эмоций.

Азбука мышления, чувств и поведения

Наши эмоциональные переживания сформированы не столько событиями и происшествиями, сколько нашими убеждениями и внутренними монологами о событиях и происшествиях. Азбука эмоций и поведения в рациональной эмоциональной поведенческой терапии показывает основную причину возникновения наших эмоций.

«А» — это активизирующие события, реальные ситуации или исходные источники нашего стресса. «А» включают в себя следующие ситуации: некто забыл ключи в машине и закрыл ее, получил самую плохую оценку на экзамене, напрасно ждал свидания, не получил ожидаемого продвижения по службе и многие другие удручающие неизбежные и тяжелые удары жизни. Если вы попытаетесь описать для себя активизирующее событие, представьте, что оно заснято на видеокамеру, и перемотайте пленку назад.

Активизирующими могут стать мысли о свершившемся, например воспоминания о том, что вас бросил любимый человек, или память об унижении, пережитом в юности. К ним относятся и мысли о будущем, воображаемые события или ситуации, такие как: планы попросить у босса прибавку к зарплате или ожидать в больнице укола антибиотика. Активизирующие события — те, которые вы помните, или те, что происходят в настоящем, а так же будущее, имеющее для вас значение.

Что такое активизирующие события?

Активизирующие события индуцируют, стимулируют и пробуждают наше мышление, формируют убеждения и внутренние монологи. Это неприятности, фрустрации и стрессовые факторы нашей жизни.

Активизирующие события происходят в прошлом, настоящем или будущем (которое мы предчувствуем).

Активизирующее событие бывает реальным или воображаемым

Активизирующим событием может быть одна ситуация, не связанная с другими, а также продолжающееся неприятное чувство или разочарование.

Активизирующее событие может быть плохим, уже случившимся, или хорошим, но не случившимся (разочарование).

Почему же их называют АС? Потому что они активизируют, стимулируют и пробуждают наше мышление, нашу систему рациональных и иррациональных убеждений, наши внутренние утверждения и внутренние монологи.

Люди постоянно вовлечены во внутренние монологи и диалоги, они машинально произносят фразы и внутренние утверждения. Эти внутренние утверждения часто бывают автоматическими, и мы их почти не осознаем. Ведя внутренний диалог, мы обсуждаем различные способы наших действий и определяем наши чувства и эмоциональные реакции на происходящие события.

«В»это наши внутренние утверждения и убеждения, то, что мы говорим себе об активизирующих событиях и ситуациях. Существует два основных типа внутренних утверждений и убеждений. Первые, рациональные, то есть те, которые помогают совладать с собой, приспособиться к обстоятельствам; воодушевляют. Они ведут к эмоциональному здоровью. Второй тип, иррациональные, наносящие вред, препятствующие адаптации, внутренние утверждения. Они ведут к эмоциональным переживаниям * .

Иррациональные утверждения вызывают беспокойство, гнев, депрессию и чувство, что мы не контролируем свои эмоции. Рациональные утверждения — источник менее раздражающих эмоций, таких как опасение, досада, раздражение или грусть. Рациональные утверждения помогают также более эффективно справляться с проблемами, получать больше того, что мы хотим, и испытывать удовлетворение от жизни. Язык рациональных убеждений и взглядов по эмоциональной окраске — нейтральный или слегка окрашенный положительно, а не накаленный или переменчивый.

Взгляды, убеждения и утверждения включают:

Иррациональные взгляды, убеждения и утверждения

Рациональные взгляды, убеждения и утверждения

Обратим внимание на примеры иррациональных взглядов, убеждений и утверждений. Испытав разочарование, вы можете сказать себе: «Этого не должно было произойти, это ужасно, и я не вынесу этого!» Или: «Она не имела права так обращаться со мной. Однако она так поступила, и я чувствую себя ничтожеством». Иррациональные убеждения усиливают эмоциональное переживание, обостряют беспокойство, гнев и депрессию, ведут к неадекватному поведению. Наши иррациональные убеждения истощают психическую энергию и затрудняют поиск творческих решений.

А вот примеры использования рациональных убеждений, утверждений и взглядов. Человек говорит: «Я бы хотел, чтобы эта неприятная ситуация не произошла, но она произошла, и я переживу это». Или во втором примере кто-то мог бы сказать: «Она обращается со мной несправедливо, и мне не нравится, когда со мной так обращаются. Но, когда со мной обращаются подло, это не означает, что я — ничтожество или незначительная личность».

Мы отвечаем за те слова, что говорим себе и другим. Наши внутренние убеждения помогают нам четко разобраться в своих проблемах. Или, напротив, помешать найти решения и усилить наши нездоровые и негативные эмоции.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ ОДНА ВЕЩЬ, НА КОТОРУЮ

МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ ПСИХОЛОГИ: ИХ ПАЦИЕНТЫ

ГОВОРЯТ С САМИМИ СОБОЙ, И ПРОИСХОДИТ

ЭТО ДОВОЛЬНО ЧАСТО, ПО ПОВОДУ И БЕЗ ПОВОДА.

ТО, ЧТО ЛЮДИ ГОВОРЯТ СЕБЕ, ОПРЕДЕЛЕНО ТЕМ,

Внутренний монолог удовлетворенных и удачливых людей содержит много рациональных убеждений и утверждений, даже в том случае, когда они переживают стрессовые ситуации. Как уже отмечалось, рациональным убеждениям соответствуют скорее нейтральные или слабо эмоционально окрашенные слова, нежели эмоционально накаленный язык.

Мы с вами разобрали «А» и «В». Теперь обратим внимание на «С». «С», или следствия,это эмоции и поведение, обусловленные нашими убеждениями и утверждениями. Эмоции и поведение — следствие наших взглядов, внутренних утверждений и убеждений.

Искаженное мышление

Взгляд на эмоции с точки зрения так называемого здравого смысла

(ошибочно полагают, что «А» — причина «С»)

Такое мышление также называется А-С взглядом на наши эмоции.

Правильное мышление

Верный взгляд на эмоции

(правильно полагают, что «А» активизирует «В», но лишь «В» вызывает «С»)

Такое мышление называется также А-В-С взглядом на эмоции

Источник

Оцените статью