Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста
Светлана Курик
Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста
Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. Выразительность – это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу. С другой — использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему обьективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику. Чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется личность говорящего.
Особенности выразительности речи тесно связаны с проявлением индивидуальности человека, они помогают понять уровень его личностной и речевой культуры.
Исследователи трактуют понятие «выразительность» как интегративную особенность речи, сложную систему, состоящую из нескольких интегрированных компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.
К вербальным средставам выразительности относятся:
1) звуковая выразительность,подразумевающая:
— четкую артикуляцию звуков;
— звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях);
— интонацию как основное выразительное средство звучащей речи, включающую в себя темп и ритм речи, тембр и мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы и выполняющую многообразные функции;
2) лексика, обладающая большими возможностями для придания речи эмоциональности, образности, стилистической оправленности,среди которых:
— эмоционально-экспрессивные возможности, проявляющиеся в использовании синонимии, антитезисы, фразеологизмов;
— изобразительно-выразительные возможности, представляемые всеми видами тропов (сравнение, метафора, гипербола, эпитет и др.)
— функционально-стилистические возможности, основанные на дифференцированном использовании лексики в зависимости от целей и условий общения, от стиля языка;
3) синтаксическая структура речи (свободный порядок слов в предложении, многосоюзие и бессоюзие, риторический вопрос, эпифора, анафора и др.)
К невербальным средствам выразительности относятся жесты, поза и мимика. Они оформляют высказывание внешне и обеспечивают точность интерпритации вербального сообщения.
Только при адекватном использовании всех этих средств речь становится действительно выразительной и наиболее полно передает содержание мыслей и чувств говорящего.
Феномен выразительности речи определяется обьективными и субьективными факторами. Обьективность выразительности характеризуется выбором адекватных, т. е. обьективно соответствующих содержанию речи средств вербальной и невербальной выразительности. Субьективность выразительностиобусловлена целым рядом причин: направленностью и силой личных эмоций человека; наличием определенных знаний о средствах выразительности и их значении, уровнем сформированности целого ряда специальных умений по их использованию; характером опыта самостоятельной речевой деятельности; индивидуальными особенностями человека.
В литературе выделяют различные показатели выразительности речи,но определяющими являются:
— уместность (способность передать содержание в соответствии с задачами и обстановкой сообщения);
Таким образом, выразительность является важной качественной характеристикой, в которой проявляется индивидуальный стиль речи.
Для младшего дошкольного возраста характерна непосредственная, спонтанная выразительность речи, когда аффективные переживания преобладают над обьективным содержанием. Это придает речи эмоциональную насыщенность и аффективную окрашенность. Выразительность речи дошкольников данного возраста непроизвольна, оан является естественным следствием их собственных переживаний и эмоций.
В возрасте 5-6 лет детская речь становится менее эмоциональна, более осмысленной, сдержаной и регламентированной. Вместе с тем именно в возрасте 5-6 лет у многих детей наблюдается интерес к выразительным средствам речи и литературного языка. По мнению А. М. Леушиной, у старших дошкольников появляется потребность «рассказать красиво», употребляя «взрослые» литературные слова. В силу этого дети начинают замечать литературные средства выразительности, делают первые попытки сознательного их использования в собственной речи.
Таким образом, выразительность детской речи изменияется и развивается с общим ходом развития личности.
Однако эмоциональная чуткость сама по себе не гарантирует выразительности речи дошкольников. Этот процесс опосредован специальной целенаправленной педагогической работой.
Прежде всего выразительность речи должна развиваться в единстве с решением других речевых задач. Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает детям употреблять точное по смыслу слово или словосочетание. Фонетическая сторона включает звуковое оформление высказывания, отсюда – эмоциональное воздействие на слушателя.
Грамматический аспект также важен, так как, используя разнообразные стилистические средства, дети оформляют высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Чтобы речь детей была выразительной необходимо использовать разнообразные средства.
Устное народное творчество.
На начальном этапе важно развивать художественное восприятие фольклорных произведений в единстве их содержания, формы и речевого воплощения.
Следующий этап – освоение дошкольниками способов выразительного воплощения художественного образа. Для этого используют игры-драматизации и ролевые диалоги. Затем особое значение будут иметь игровые этюды. В дальнейшем возможен переход к театрализованной игре с использованием макета-карты места действия большинства русских народных сказок и специального набора плоскостных игрушек к ней. Театрализованная игра может плавно подвести детей к более сложной форме игры – игре режиссерской (ребенок организует деятельность как творец, сценарист) это создает благоприятные условия для развития выразительности речи детей.
Заключительный этап развития выразительности связан с творческими проявлениями детейв двух видах деятельности: игровой и художественно-речевой.
Изобразительное искусство не менее важное средство развития выразительности речи. Это углубляет впечатление детей, заставляет находить новые языковые средства для выражения своих впечатлений.
Развитию выразительности речи способствует также речевые игры,упражнения и творческие задания:
— образование смысловых оттенков значений существительных с помощью суффиксов увеличительности, уменьшительности, ласкательности (береза-березка-березонька);
— выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, дополняющих значение производящего слова (худой-худющий, плохой – плохонький, полный – полноватый);
— подбор антонимов (один теряет, другой (находит, сахар сладкий, а лимон … (кислый);
— подбор синонимов к изолированным словам и словосочетаниям по всем частям речи (смелый – храбрый – мужественный – бесстрашный; дети – малыши – ребята – детвора);
— выбор адекватного слова из синонимического ряда: жаркий (горячий) день;
— подбор эпитетов к существительным (море синее, а еще какое? – тихое, спокойное, лазурное);
Подбор слов-действий (листья падают, а еще что делают? – летят, шуршат, кружатся);
— подбор слов-существительных (чем это делают? Чем копают, рисуют и т. д.). «Назови что-нибудь деревянное (стеклянное, пластмассовое»);
— активизация глаголов («Кто что делает?»; «Кто как передвигается?»; «Кто как голос подает?»);
— речевые игры: «Кто внимательный (дети учатся слушать и выделять слова, противоположные по смыслу); «Кто больше вспомнит» (обогащает глаголами, обозначающими действия, процессы); «Помоги Петрушке выбрать слово» (дети выбирают наиболее точное слово из 2-3 синонимов); «Как сказать по другому?» (называние одного из синонимов) и т. д.
В результате у детей повышается смысловая точность речи, совершенствуется грамматический строй, что позволяет пользоваться усвоенными навыками в любом самостоятельном высказывании.
Игра для развития интонационной выразительности:
«РАССКАЖИ ПО — РАЗНОМУ»
Очень интересная, увлекательная игра, позволяющая детям научиться владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания.
В этой игре можно использовать любое стихотворение, скороговорку, потешку, которую Ваши дети выучили наизусть.
Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании:
ВЕСЕЛО — ГРУСТНО — ГРОМКО — ТИХО — БЫСТРО — МЕДЛЕННО
Предварительно необходимо подготовить карточки с изображением:
лицо с пальчиком около рта (тихо)
лицо с широко открытым ртом (громко)
изображение ракеты (быстро)
изображение черепахи (медленно).
Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо — рассказывают грустно и так далее. Карточки взрослый меняет по своему усмотрению (я рекомендую менять на каждую строку).
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю.
Но где же снежинка? В ладошке вода!
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
Взрослый меняет карточки в течение стихотворения, задача детей не сбиться и вовремя поменять интонацию.
Эта игра вызывает много положительных эмоций у д
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Под связной речью понимается развёрнутое изложение.
«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.
Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников.
Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.
Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.
Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.
Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.
Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.
Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.
Источник
Особенности стилей речи. Готовимся к ГИА и ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
Подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_stiley_rechi._podgotovka_k_oge.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности стилей речи
(лексические и грамматические)
Неофициальная обстановка, диалоги, дружеские послания
Обмен впечатлениями, мыслями с близкими или знакомыми людьми
Непринуждённость, эмоциональность, оценочный характер речи
Эмоциональная, выразительная разговорная лексика, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометий, модальных частиц; повторы, инверсия и пр.
Изложение научной информации
Научные труды, выступления, доклады, лекции, статьи, книги, учебники и пр.
Сообщение сведений, имеющих научное значение, объяснение причин явлений; разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них
Точность, логичность, доказательность; отсутствие эмоциональности, возможна некоторая сухость речи
Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния; глагольные формы множественного числа; деепричастия, причастия; прямой порядок слов; простые предложения, осложнённые обособленными и однородными членами; вводные слова, указывающие на порядок оформления мысли и пр.
Точная передача деловой информации
Деловые бумаги (объявления, заявления, отчёты, справки, расписки, инструкции, договоры, законы и пр.)
Сообщение сведений, имеющих деловое информационное значение
Строгость, точность, официальность, бесстрастность — речь, лишённая эмоций
Использование штампов, специальной деловой лексики, прямого порядка слов, преобладание существительных над другими частями речи, употребление отглагольных существительных, глаголов в повелительном наклонении; производных предлогов, составных союзов; простых и сложных предложений с обособленными членами; сложноподчинённые предложения с придаточными условия и пр.
Воздействие, агитация и пропаганда
Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, и пр. на общественно-политические темы
Передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения
Призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при информативной насыщенности
Использование лексики разных пластов; общественно-политическая лексика; слова с подчёркнуто положительным значением; фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты; изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и пр.), синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные) предложения, риторические вопросы, обращения и пр.
Воздействие путём словесного художественного изображения жизни; передача отношения к окружающему, создание художественных образов и пр.
Образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи
Сочетание языковых средств разных стилей; широкое использование изобразительно-выразительных средств языка; привлечение лексических и синтаксических средств других стилей для большей выразительности и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация.Тестовое задание для обучающихся общеобразовательных школ. Данный тест может бы.
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями эпистолярного жанра.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен.
урок в форме ролевой игры технологии личностно ориентированного обучения.
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной «Русская речь. Развитие речи. 7 класс». Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс.
Данную презентацию можно использовать при изучении раздела «Стили речи. Художественный стиль» в 9 классе.Она помогает раскрыть особенности художественного стиля речи, бог.
Работу с таблицей «Особенности стилей речи» на уроке русского языка в 6 классе (по учебнику Е.А.Быстровой) лучше всего проводить в конце изучения темы «Стили речи». Это поможет обобщить знания и самос.
Источник