Эмоциональность как свойство личности 7 класс

Психологический портрет личности: эмоции и чувства.
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Конспект урока «Психологический портрет личности: эмоции и чувства»

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskiy_portret_lichnosti.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание (7 класс)

Тема урока: Психологический портрет личности: эмоции и чувства

Цель урока: дать представление об основных понятиях урока; дать характеристики положительных и отрицательных эмоций человека; объяснить, что такое стресс и как с ним справляться; способствовать становлению и развитию личности учащегося.

Оборудование: презентация, учебник, 3 ватмана, маркеры, раздаточный материал.

Класс разделён на 3 группы.

I. Организационный момент.

II. Переход к изучению новой темы.

Учитель: Наш урок сегодня я хочу начать с игры. Я буду произносить слова, показывать определённые движения, а вы эти движения будете повторять.

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

Здравствуй, мой товарищ справа,

Здравствуй, мой товарищ слева.

Улыбнись тому, кто справа.

Улыбнись тому, кто слева.

А теперь своё плечо поцелуйте горячо.

Пожалей соседа справа.

Пожалей соседа слева.

Обними соседа справа.

Обними соседа слева.

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

Учитель: Ребята, что вы испытывали во время этой игры? (учитель записывает ответы на доску)

РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, ВОСТОРГ, ВООДУШИВЛЕНИЕ, АЗАРТ…..

Учитель: Как можно одним словом выразить то, что мы сейчас испытывали?

Учитель: Молодцы! Вы сами назвали тему нашего урока сегодня. Речь сегодня пойдёт об эмоциях и чувствах, которые составляют психологический портрет личности.

Слайд №2: Тема урока.

III. Изучение новой темы

  1. Положительные и отрицательные чувства и эмоции.
  2. Какие бывают чувства.
  3. Изобрази эмоцию.
  4. Решение ситуативных задач.
  5. Высказывания.
  6. Контроль своих чувств.

1. Учитель: Каждый день мы испытываем различные чувства: положительные и отрицательные.

Задание: вспомните их названия и запишите в два столбика (маркерами на ватмане)

Положительные: веселье, спокойствие, любовь, дружба, забота, нежность, привязанность.

Отрицательные: злоба, скука, обида, уныние, зависть, ревность, гнев, боль, агрессия.

Учитель: Теперь подчеркните название самого приятного чувства в первом столбике и самого неприятного во втором (обсудите совместно).

Учитель: В каких ситуациях возникают эти чувства?

Группы комментируют результаты своей работы.

Учитель: Каких чувств прозвучало больше?

Учитель: Какие чувства сложнее было вспомнить?

2. Слайд №3 . Схема.

Учитель: Все чувства делятся на:…..(комментирует схему на слайде)

Задание: комментированное чтение учебника (стр.43-44), а также значение понятий аффект, настроение.

3. Учитель: Со значением понятий мы уже познакомились, а теперь давайте попробуем без слов изобразить эмоции, настроение или чувства.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Задание: Изобразить эмоцию без слов.

1 группа: ярость, встреча, радость за гол любимой футбольной команды.

2 группа: боль, расставание, счастье.

3 группа: страх, гордость, грусть.

Учитель: Спасибо! Вы сейчас всячески пытались выразить, показать свои чувства, эмоции. Скажите, а в жизни мы всегда их проявляем?

4. Учитель : В результате следующего упражнения вам необходимо ответить на ряд вопросов:

  • Выражение своих чувств и эмоций способствует взаимодействию с людьми или препятствует ему?
  • Можно ли и нужно ли открыто выражать свои чувства?
  • Когда эмоции необходимо сдерживать?

Задание: Каждой группе будет дана жизненная ситуация с двумя противоположными реакциями т.е. когда вы скрываете или не скрываете свои чувства. Проанализируйте ситуации и ответьте на поставленные вопросы.

Слайд №5 (группа №1)

Мальчику очень нравится девочка. Он, когда видит её, радостно улыбается, возбуждённо что-то говорит, стараясь привлечь внимание. Может быть и наоборот: делает вид, что не замечает девочку, ведёт себя сдержанно, даже подчёркнуто не реагирует на неё.

Какова будет реакция девочки в том и другом случае?

Слайд №6 (группа №2)

Девочка очень ревновала свою подругу к однокласснице. Она злилась, досадовала на неё, но демонстрировала воодушевление, слушая рассказы подруги о встречах с одноклассницей. Или не пыталась скрыть своей печали и искренне признавалась подруге в своём чувстве.

Какой может быть реакция подруги и в том, и другом случае?

Слайд №7 (группа №3)

Ребята из класса, не поладив друг с другом, затеяли драку во дворе школы. Вы увидели это и , возмутившись, попытались растащить дерущихся, что навлекло на вас их гнев. Второй вариант: почувствовав презрение к ним, а может быть, опасаясь за себя, пошли своей дорогой.

Какова будет ваша внутренняя реакция на собственный поступок в том и другом случае?

Отвечаем на вопросы, поставленные ранее (см. слайд №8 ).

Дополнительные комментарии учителя:

Вопрос №2. Когда человек прячет или искажает свои чувства, другой человек не сможет его правильно понять, а следовательно и правильно отреагировать. Итог получается прямо противоположным. Как же быть? Каждый человек имеет право на выражение своих чувств и эмоций. Их надо выражать и принимать без искажений, в этом и состоит естественность и искренность общения и отношений между людьми.

Вопрос №3. Но всё ли так просто! Конечно, не всякое выражение чувств и эмоций может быть уместно. Но во всякой ситуации можно найти подходящий способ передачи своих переживаний.

5. Учитель: А сейчас самостоятельно прочитайте высказывания ( слайд №9 ), а затем скажите: какое из них вам понравилось больше и почему?

  • Чувства – самая яркая часть нашей жизни.
  • Легко скрывать ненависть, труднее – любовь, а всего труднее – равнодушие.
  • Счастье – как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.
  • Гнев есть оружие бессилия.
  • Равнодушие – это паралич души.
  • Скорбь безгранична, радость имеет пределы.
  • Самый лучший человек тот, кто живёт своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека – который живёт чужими мыслями, и своими чувствами.

6. Учитель: Мы сегодня обсуждали и сами испытывали множество чувств и эмоций. Но контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами можем не всегда.

Как научиться управлять своими эмоциями и чувствами?

Учитель: Существуют простые, но очень эффективные правила.

Учитель: Принимайте и любите себя таким, какой вы есть!

  • заведите как можно больше друзей и знакомых;

активно и много общайтесь;

  • выражайте, а не сдерживайте свои эмоции, но в рамках приличия;
  • признавайтесь в своих чувствах, не отказывайтесь от них;
  • разделяйте свои чувства с тем, кому вы доверяете.

IV. Домашнее задание.

  • Параграф 6, вопросы.
  • Памятка «Как управлять эмоциями и чувствами».

Учитель: В заключении нашего урока я хочу услышать ваше мнение. Я даю вам в руки микрофон, а вы говорите, что вам понравилось на уроке, что не понравилось, какие чувства вы испытывали сегодня. Можете сказать какое у вас сейчас настроение.

Учитель : А теперь я попрошу вас всех встать в круг. Протяните в центр круга свою правую руку, кладём свои ладони друг на друга, затем также левую руку. Немного помолчим. А теперь хором повторяем за мной пожелания: Удачи! Здоровья! Счастья! Любви! Успехов! До встречи!

Источник

Эмоциональность как свойство личности 7 класс

У каждой личности структуры эмоциональной сферы являются индивидуальными. Индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека обозначается понятием «эмоциональность личности».

Определение. Эмоциональность личности — качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику её эмоций и чувств.

Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностными и мировоззренческими ориентациями.

Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят выражение в знаке и модальности доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо положительные, либо отрицательные эмоции. В структуре эмоциональности могут преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если преобладает эмоция радости, то такие люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям, оптимистичны. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризуют подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.

К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств эмоциональности можно выделить, по крайней мере, три следующие черты :

1. Впечатлительность — способность человека воспринимать различные ситуации как эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка возбудят, а у третьего вызовут сильные переживания.

2. Эмоциональная устойчивость — качество личности, которое характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому, тесно связано с темпераментальными особенностями личности.

3. Эмотивность — черта личности, характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих человеку.

Нельзя ответить однозначно на вопрос о том, развивается эмоциональная сфера человека в течение жизни или нет. Существует несколько точек зрения.

1. Согласно первой точке зрения, эмоции — это врожденные характеристики организма , поскольку они связаны с его функционированием, нервными, гуморальными и экспрессивными процессами.

2. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, что эмоциональная сфера человека , как и все психические процессы, развивается .

3. Современные исследования показывают, что эти точки зрения совместимы друг с другом . Элементарные эмоции как субъективные проявления органических состояний действительно врожденные и в течение жизни человека изменяются мало. Однако уже в отношении высших эмоций и чувств это утверждение неверно.

Развитие высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и становления личности в нескольких направлениях :

Во-первых, в направлении, связанном со включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.

Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля чувств со стороны личности.

В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. д.

Источник

Эмоциональность как свойство личности

Эмоции в соответствии с их основными характеристиками отно­сятся к каждому из трех типов психических явлений: психическим процессам, психическим состояниям и психическим свойствам лич­ности. Эмоции как психический процесс характеризуются кратко­временностью и динамичностью, имеют достаточно явно выражен­ные начало и конец. К эмоциональным процессам относятся, напри­мер, чувственный тон, ситуативные эмоции. Эмоции как психическое состояние отличают относительное постоянство и достаточная про­должительность. Они существуют как единство переживания и поведения человека. К эмоциональным состояниям относятся на­строения, стрессы. Аффекты, хотя и представляют собой кратковре­менные эмоциональные реакции, также относятся к психическим состояниям, ввиду того что они образуют целостный синдром эмо­циональных и поведенческих реакций и имеют длительное после­действие. Если эмоциональные процессы и состояния часто возни­кают и однотипно переживаются в схожих ситуациях, они приобретают устойчивость и закрепляются в структуре личности, становят­ся эмоциональными свойствами личности. Так же, как и все эмоци­ональные явления, они характеризуются знаком, модальностью и силой. Это могут быть такие свойства, как жизнерадостность, опти­мизм, чувствительность, сдержанность или пессимизм, бесчувствен­ность, раздражительность и др. Некоторые эмоциональные свой­ства, в частности уравновешенность, вспыльчивость, обидчивость, зависят от свойств нервной системы и темперамента. В основном же эмоциональные свойства личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, в системе определенных жизненных ситуаций и отношений как результат наиболее часто повторяющих­ся эмоциональных состояний.

Например, при выполнении некоторой деятельности ребенок терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации взрослые поддержат ребенка, помогут исправить ошибки, пережитые эмо­ции останутся преходящим эпизодом в его жизни. Если неудачи повторяются (вспомним известную картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка») и ребенка при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у него обычно развивается эмоцио­нальное состояние фрустрации. Это выражается в длительных, негативных переживаниях, в потере интереса к данной деятельно­сти, ее дезорганизации и еще большем ухудшении результатов. Если сложившаяся система отношений сохраняется в течение длительного времени, фрустрация становится устойчивым спосо­бом реагирования на неудачи и превращается в свойство личнос­ти — фрустрированность. Теперь уже каждый свой неуспех ребе­нок считает закономерным, он теряет уверенность в себе, у него формируется заниженная самооценка, снижается уровень притя­заний. Психологическая коррекция проявлений фрустрированности представляет значительные трудности, хотя и возможна при правильной организации деятельности ребенка с учетом его инте­ресов и способностей, при изменении условий жизни и системы взаимоотношений с окружающими людьми.

Между эмоциональными процессами, состояниями и свойствами личности существует взаимозависимость. Эмоциональные свойства личности формируются как закрепление эмоциональных состояний. Впоследствии они становятся важным фактором, определяющим протекание всех эмоциональных процессов и состояний.

В онтогенезе происходит формирование устойчивых комплек­сов эмоциональных свойств, которые обусловливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность — это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и дина­мику эмоций и чувств. Эмоциональность проявляется в знаке и модальности доминирующих эмоций, в особенностях их возникно­вения и внешнего выражения, в готовности и умении открыть дру­гим людям мир своих переживаний, эмоциональной устойчивости и характере эмоционального самочувствия и др.

Человеку с преобладанием положительных эмоций присуще радостное мироощущение. В состоянии радости, вдохновения, счастья
человек испытывает прилив сил, у него повышается работоспособность, формируются доброжелательные взаимоотношения с други­ми людьми. Но при этом важно, чтобы положительные эмоции выполняли свою основную приспособительную функцию — отражали объективные отношения воздействий окружающей среды к потреб­ностям субъекта. Если эта. функция ослабевает или теряется и положительные эмоции не имеют под собой причин, развивается одна из форм патологии эмоций — эйфория. Это эмоциональное состояние повышенной неадекватной веселости при снижении критичности мышления. Эйфория препятствует нормальной жизни, работе и общению.

Приспособительная функция отрицательных эмоций также очень важна для человека, так как дает ему информацию о вредности или опасности окружающей среды. Страх, например, может пробудить в человеке силы, о которых он и не подозревал и тем самым спасти ему жизнь. Но если отрицательные эмоции будут доминировать в поведении и структуре личности, психологический облик человека изменяется. При доминировании гнева формируется агрессивная, конфликтная личность. При доминировании страха у человека раз­виваются тревожность, беспокойство, застенчивость, боязливость. При крайних формах преобладания отрицательных эмоций человек все воспринимает в мрачном свете, у него развивается депрессия, выра­жающаяся в резко выраженной пассивности, снижении или полном отсутствии интереса к окружающему миру.

В этих случаях человек нуждается в психологической или пси­хиатрической помощи. Причиной депрессии может стать горе, вы­званное трагическими обстоятельствами, болезнью или тяжелой утратой. Помощь человеку, переживающему сильную, невосполни­мую астеническую реакцию, состоит в том, чтобы дать ему воз­можность выговориться, сопереживать вместе с ним, способст­вовать формированию новой жизненной перспективы и новых смыслов.

Люди сильно отличаются между собой по доминирующим эмо­циям и их внешнему выражению, умению и желанию раскрывать свой внутренний мир, свои чувства. Одним людям свойственны силь­ные переживания и бурное проявление эмоций. Другие более спо­койны и сдержанны в эмоциональном плане.

Полная открытость чувств для других людей присуща только детям. По мере взросления они начинают заботиться о неприкос­новенности своих внутренних переживаний и овладевают умением сдерживать их внешние проявления. В большей мере сдержанное эмоциональное поведение характерно для интровертов. Это бывает также следствием воспитания, дефицита общения. Существуют и определенные половые различия. Мужчины более сдержанны в выражении чувств.

Неумение или нежелание раскрывать свои чувства нередко соз­дает трудности в общении, препятствует конструктивному разре­шению конфликтов. Люди различным образом проявляют свои эмоции в официальной обстановке и в интимно-личностном обще­нии. Теплота отношений, дружба, любовь помогают человеку пре­одолеть барьер сдержанности и замкнутости. В тренинги повыше­ния коммуникативной компетентности, например, включены спе­циальные упражнения, развивающие умения анализировать свои эмоции и чувства и адекватно использовать их в процессах об­щения.

Эмоциональная устойчивость проявляется в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям и в разной сте­пени нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения. При высокой эмоциональной устой­чивости, чтобы вызвать эмоцию, требуется более сильный раздра­житель. Возникающие в процессе деятельности эмоции не снижа­ют ее эффективность. Человек может сохранять контроль над сво­ими эмоциями и успешнее противостоять стрессу. Эмоциональная устойчивость зависит как от психофизиологических, так и от пси­хологических факторов. К первым относятся свойства нервной си­стемы, ко вторым — сложные механизмы саморегуляции и контро­ля поведения, формируемые в процессе воспитания личности. Л.С. Выготский показал, что в основе этих механизмов лежит слож­ная и неоднозначная взаимосвязь эмоций и мышления.

С одной стороны, осмысление своих эмоций приводит к их ос­лаблению или даже разрушению. Американский психолог Э. Титченер утверждал, что внимание враждебно эмоциям, если оно со­средоточено прямо на них. С другой стороны, эмоции и мышление функционируют в человеческом сознании как единое целое. В этом заключается сформулированный Л.С. Выготским принцип единства аффекта и интеллекта в структуре поведения и деятельности чело­века. Решение о том или ином действии принимается человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Когда действия и поступки осуществляются только на основе дово­дов разума, они менее успешны, чем в том случае, когда подкрепле­ны эмоциями. Обычно конкретный акт поведения начинается и за­вершается эмоциональной оценкой ситуации и принятого решения, но мысль при этом доминирует.

Если человек оказывается не в состоянии осознать и осмыслить свои эмоции, он не может обрести над ними власть. В этом случае верх над интеллектом берет эмоциональность, следствием чего мо­гут быть принятие импульсивных решений, или различные формы неадекватного поведения: несдержанность, агрессивность, повышен­ная тревожность, беспричинное веселье и др. Особенно ярко неспо­собность справиться со своими эмоциями проявляется в сложных критических ситуациях, например в условиях конфликта, дефицита времени или сверхмотивации деятельности. Так, эмоционально не­устойчивые школьники обычно показывают более низкие результа­ты при выполнении ответственных контрольных работ или на экза­менах.

Знание особенностей эмоциональности другого человека спо­собствует пониманию его действий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения, рациональной организа­ции деятельности.

Эмоциональная устойчивость является необходимым услови­ем успешного осуществления многих видов профессиональной деятельности, в том числе педагогической. Работа учителя отличается высокой динамичностью, напряженностью, обилием конф­ликтных ситуаций, многообразием проблем, требующих быстрых и нетривиальных решений. При этом важно, чтобы учитель умел грамотно справляться с возникающими эмоциями и аффектами, не поддавался чувствам раздражения, обиды, антипатии. В психо­логическом облике учителя важны такие эмоциональные каче­ства, как спокойствие, рассудительность, сдерживание импульсив­ных реакций, способность к контролю своего эмоционального состояния.

Своеобразие эмоциональной сферы человека во многом опреде­ляет специфику его поведения, деятельности, общения, отношения к жизни и эмоционального самочувствия. У каждого индивида складывается индивидуальная система колебания эмоционального са­мочувствия, ощущение себя счастливым или несчастным. Б.И. До-донов образно назвал такого рода колебания «эмоциональным ма­ятником». У одних людей эмоциональное самочувствие приближа­ется к полюсу «счастье», у других — к полюсу «несчастье». Различия в эмоциональном самочувствии часто наблюдаются у людей, объек­тивно находящихся в сходных жизненных условиях. Это означает то, что ощущение себя счастливым или несчастным зависит не только от обстоятельств жизни, но и от потребностей и характера челове­ка, его ценностей и смыслов, особенностей его эмоциональности и личности в целом.

Эмоции играют очень большую роль в жизни каждого человека. С помощью эмоций мы определяем значимость внешних воздей­ствий и оцениваем собственное поведение. Все наши победы и по­ражения окрашены эмоциями. Многие жизненные события запо­минаются именно благодаря пережитым эмоциям. Воспитание куль­туры эмоций и чувств учащихся составляет важное направление в общей воспитательной работе семьи и школы, является актуальной задачей литературы, искусства, средств массовой информации. Не­умение управлять своими эмоциями нарушает его межличностные взаимодействия с другими людьми, не позволяет адекватно строить ‘ производственные, семейные, дружеские отношения, становится пре­пятствием для выбора и успешного овладения многими профессия­ми. Гармоничное развитие эмоциональной сферы необходимо каж­дому человеку для полноценной жизни в обществе, адекватного отношения к другим людям и самому себе, для сохранения своего здоровья.

В эмоциях оъективно переживаются, становятся внутрен­ним событием отношения человека к миру и к самому себе, поэтому эмоции и чувства так или иначе присутствуют во всей психоло­гии личности, которая составляет содержательно основную часть всего раздела «Общая психология».

Эмоции представляют собой важную, выразительно яркую и зна­чимую сторону исконной, атрибутивной субъективности психи­ческого образа мира, являющегося предметом психологии и объек­том данного учебника. Практические переживания есть у человека всегда, хотя и не обязательно выражены, представлены его созна­нию и самосознанию.

Личность существует, функционирует и развивается во взаи­модействиях, общении, в отношении с другими людьми. Эти отно­шения закладываются в направленности личности, выражаются в ее характере, а переживаются в эмоциях, т.е. становятся для лич­ности некоторым субъективно отмеченным фактом ее психической жизни, поэтому эмоции и чувства по определению взаимодейству­ют со всей психикой человека. Они феноменологически и функ­ционально пересекаются с деятельностями, потребностями, спо­собностями, сознанием и самосознанием, темпераментом и харак­тером, психическим опытом и речью, с познавательной, оценочной, волевой и регулярной сферами психики. Как и все описанное в предыдущих главах учебника эмоции, это не часть целостной пси­хики, а лишь определенный, условно выделенный, специфический аспект ее научно-аналитического рассмотрения, поэтому он (в струк­туре общеличностного) будет рассматриваться и так или иначе проявляться, реализовываться во всех последующих разделах учебника: в социальной, возрастной и педагогической психологии.

Контрольные вопросы

1.Каковы основные функции эмоций и как можно их охарактеризовать?

2.Что такое аффект и каковы его основные свойства?

3.В чем заключаются различия между стеническими и астеническими

4. В чем состоят причины возникновения стресса и каковы основные

стадии его протекания?

5. Как проявляется единство аффекта и интеллекта в деятельности

6. Что такое эмоциональная устойчивость личности и в чем состоит ее

влияние на поведение человека?

Тестовые задания

1. Что является основной качественной характеристикой эмоций?

Источник

Читайте также:  Больше радости чем заботы
Оцените статью