Эмоциональность как характеристика темперамента

Активность и эмоциональность как основные компоненты темперамента

Исследования В.Д. Небылицина показали наличие трех главных, ведущих компонентов темперамента – общей активности индивида, его моторики и эмоциональности. Каждый из этих компонентов обладает весьма сложным многомерным строением и развитой формой психических проявлений.

1) Общая активность индивида. Занимает центральное место в характеристике темперамента и выступает в следующих формах:

— в стремлении к продолжению начатой деятельности;

— в энергичности производимых действий;

— в выносливости по отношению к напряжению, связанному с активностью;

— в разнообразии производимых действий, скорости и их варьировании;

— в скоростных характеристиках реакций и движений (темп, замедленность движений).

Проявляется активность в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Диапазон активности распределяется от вялости, инертности, пассивной созерцательности на одном полюсе до бурных проявлений энергии, стремительности действий – на другом.

Противоположностью активности является пассивность поведения. Основанием для оценки биполярной характеристики темперамента (активность – пассивность) является степень активности в трудовой, учебной и общественной деятельности индивида, отношение его к выполнению своих обязанностей, способ проведения досуга и т. п. При этом пассивность поведения понимается как отсутствие активности или значительное ее снижение.

Существует определенная связь активности поведения индивида с его реактивностью. Активность и реактивность составляют своего рода энергетический уровень поведения человека, определяемый индивидуальными различиями физиологических механизмов, ответственных за накопление и освобождение энергий. Под реактивностьюпонимается уровень интенсивности реакции как ответ на определенные раздражители. Этот уровень интенсивности реакций колеблется в значительных пределах у лиц с различными типами темперамента. Известно, что слабая нервная система относительно легко возбуждается, но и быстро тормозится. Слабость нервной системы означает не только недостаток силы, малую выносливость, но и повышенную чувствительность, реактивность. Для лиц со слабой нервной системой реактивность проявляется в готовности реагировать на незначительные раздражители, выступает в качестве одного из видов активности. Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимость индивида. Другими словами, чем слабее раздражитель, вызывающий хотя бы еле заметную реакцию у индивида, тем сильнее его реактивность. Между реактивностью и активностью существует обратная связь.

Высокореактивные индивиды характеризуются обычно пониженной активностью действий, их деятельность недостаточно интенсивна. В свою очередь, низкореактивные индивиды характеризуются большей активностью. Это означает, что, реагируя слабее, чем высокореактивные индивиды, на непосредственные раздражители, они отличаются большой интенсивностью действий.

2) Двигательный (моторный) компонент темперамента (быстрота, сила, ритм и амплитуда мышечных движений, а также речевая моторика) легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому, как отмечает В.Д. Небылицин, может служить основой для суждения о темпераменте их носителя. Скоростные характеристики реакций и движений также лежат в широком диапазоне: от резкого и стремительного нарастания до замедленного темпа и затухания движений.

3) Третий из основных компонентов – эмоциональность – образует комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности выступают впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность.

Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям. Импульсивность означает быстроту, с которой эмоции становятся побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения вы полнить их. Под эмоциональной лабильностью понимается скорость, с которой прекращается эмоциональное состояние или происходит смена одного состояния другим.

Ниже представлена сравнительная характеристика основных свойств высшей нервной деятельности по типам темперамента (табл. 8).

Таким образом, основные компоненты темперамента (общая активность личности, моторика и эмоциональность), по выражению В.Д. Небылицина, «. образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко отграничить темперамент от других психических образований личности – ее направленности, характера, способностей» (Цит. по 1, с.39).

Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин, изучая проблемы психологии индивидуальных различий, высказали мысль о том, что люди различаются между собой не конечными результатами действий, а способами достижения этих результатов. Приемы же и способы работы у разных людей различны и во многом зависят от особенностей темперамента. В.С. Мерлин и Е.А. Климов, разносторонне изучившие индивидуальный стиль деятельности, показали, что этот стиль вырабатывается и совершенствуется в процессе активного поиска приемов и способов действий с целью достижения наилучших результатов работы применительно к своему темпераменту. Здесь под индивидуальным стилем деятельности понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему выполнению возложенных на него обязанностей. Были выработаны общие рекомендации для овладения индивидуальным стилем деятельности, исходя из следующих положений.

1) Представителям инертного типа темперамента лучше не отрываться от начатого дела. Они легко осуществляют плавные движения, предпочитают стереотипные способы решения задач.

2) Представители подвижных типов темперамента обладают противоположными чертами. Монотонную работу чаще всего готовы выполнять обладатели слабой нервной системы, инертных нервных процессов с преобладанием внешнего торможения.

Темперамент оказывает влияние и на формирование индивидуального стиля деятельности учащихся, студентов. Одни юноши и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие – быстро и не всегда правильно, третьи – медленно и правильно, четвертые – медленно и с ошибками. Представители медленных, инертных типов (флегматики и меланхолики) тратят больше времени на подготовительную работу (сбор и обдумывание материала, написание черновиков и т. п.), подвижные индивиды (сангвиники и холерики) этот этап проходят в свернутом виде, сразу стремясь выполнить задание набело. Из этого следует, что значительные индивидуальные различия учащихся с необходимостью требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учета типов темперамента школьников и студентов, их психологических индивидуальных особенностей.

Проявление темперамента зависит также от особенностей эмоционально-волевой сферы личности.На основе флегматического темпераментаскорее может сформироваться методическая, интеллектуальная форма воли; на основе холерического – эмоционально-порывистая воля. Образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют регулировать проявления темперамента в процессе деятельности.

Свойства темперамента играют важную роль и в процессе сработанности и совместимости людей в совместной деятельности. Было выявлено, что наибольшая совместимость людей на производстве достигается в звеньях и бригадах, а также в семейно-брачных отношениях при сочетании людей с противоположными темпераментами. Так, при прочих равных условиях флегматику легче работать с сангвиником, сангвинику – с меланхоликом, а меланхолику – с флегматиком.

Читайте также:  Чувство эйфории при любви

Психологами исследовались особенности подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям. В психодиагностическом исследовании определялись поведенческие характеристики спортсменов в стрессовых ситуациях. Было выявлено, что спортсмены эмоционально возбудимые, со слабой нервной системой (меланхолики) имели низкий уровень притязаний, в условиях стресса даже при тренировках испытывали определенные трудности в принятии самостоятельных решений. Они постоянно обращались за помощью и советами к тренеру, товарищам по команде. Спортсмены сильного типа нервной системы, малотревожные, эмоционально устойчивые (сангвиники) отличались повышенным уровнем притязаний, высокой степенью саморегуляции. В аналогичных стрессовых ситуациях решения принимали самостоятельно и добивались высоких результатов.

Таким образом, прикладное значение учения о темпераменте заключается в определении тех негативных и позитивных черт, которые дают о себе знать в собственном поведении. Например, холерику надо всегда помнить, что его активность может носить разрушительный характер. Сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть немного посерьезнее; флегматику – не забывать, что желательно действовать несколько быстрее, меланхолику – уметь отделять неудачи от катастроф, неурядицы – от беды, частный промах – от крушения жизненных планов.

1. «Ни минуты покоя». Таков принцип холерика, который опирается на использование его плюсов: энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность и нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость, конфликтность. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

2. «Доверяй, но проверяй».Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек, сангвиник всегда обещает, что бы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

3.«Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность и, конечно, минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рас считает свое время и сделает дело.

4.«Не навреди». Это девиз для меланхолика, который также имеет свои плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним».

Со свойствами темперамента связана такая черта личности, как тревожность. На это указывал еще И.П. Павлов: «. в основе. нормальной боязливости, трусости, а особенно болезненных фобий, лежит простое преобладание физиологического процесса торможения как выражение слабости корковых клеток».

Вместе с тем, темперамент отражает лишь динамические особенности психики. Он является биологическим фундаментом личности, на базе которого, в процессе социализации, формируется характер человека.

Источник

Эмоции и характер — личность человека

Эмоции и характер.

Темперамент.
Некоторые люди, бывает, часто раздражаются, «психуют», а другого человека – невозможно вывести из себя. Одни легко переносят невзгоды и неудачи, а другие – расстраиваются из-за каждой маленькой мелочи: просыпалась случайно соль – «ой! По приметам, быть ссоре, ой-ёй-ёй!».
Особенно заметно проявление темперамента человека во время принятия решений или исполнения важного дела.

Сидя за письменным столом мне вспоминаются дни моего студенчества. Во время сдачи экзаменов-зачетов профессорам по разным предметам видно было, среди моих товарищей, — кто из них флегматик, покорно несущий «свой крест», терпеливо и не торгуясь с профессорами. «Торговались» и ходили на пересдачу зачетов к профессорам даже на дом только сангвиники: натуры широкие, которым неудача на экзаменах портит аппетит и мешает посещать дискотеки испортив настроение. К флегматикам профессора относились благосклоннее, а сангвиников гоняли на пересдачу не раз и не два до конца года.

Кстати. Все эти названия дали темпераментам по учению Гиппократа, ещё 2 тысячи лет назад он объяснял эти особенности поведения человека преобладанием в организме одного из «жизненных соков».
По Гиппократу – преобладание желтой желчи, «холе», делает человека импульсивным, «горячим». А человек становится спокойным и медлительным из-за наличия большого количества в его организме лимфы – «флегмы». Если же в организме преобладает кровь – по-гречески «сангвис», человек бывает подвижен и весел. Грусть и страх в человеке порождает черная желчь – «мелайна холе».
Вот, по названию четырех «жизненных соков» Гиппократа впоследствии были названы четыре типа темперамента человека: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

И так различали многие врачи и философы, вплоть до начала 20-го века поддерживая и разделяя выдвинутую Гиппократом «жидкостную» теорию темперамента.
Принципиально новый взгляд на темперамент высказал Павлов И. П., который с собаками экспериментировал. Он пришел к выводу, что тип темперамента зависит от особенностей функционирования нервной системы, а также от скорости, от силы. Уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
Согласно теории Павлова: у холерика – сильный тип нервной системы, но основные нервные процессы неуравновешены, возбуждение преобладает над торможением; у флегматика – сильные, уравновешенные, но малоподвижные нервные процессы; сангвиник – сильный, уравновешенный, но в отличие от флегматика подвижный тип; слабый тип нервной системы, со слабыми процессами возбуждения и торможения соответствует – меланхолику.

Темперамент считают из числа личностных качеств, а личность формируется в процессе становления человека, и темперамент можно сформировать. Однако, строго говоря, это и врожденное и неизменное свойство человеческой психики. Темперамент дается с рождения и можно его только чуть подправить воспитанием в ребенке. Темперамент проявляется вскоре после рождения и сохраняется на всю жизнь: если уж медленный человек, таким он и будет, если порывистый, резкий таким «горячим» он и вырастет.
«Хорошего» или «плохого» темперамента не существует, у каждого типа есть свои достоинства и недостатки.

Может кто-то мало знаком с характеристиками:

Читайте также:  Мужу не нравится когда у меня хорошее настроение

Холерики – это вспыльчивые люди, раздражительные, невыдержанные, зато они могут страстно отдаваться какому-нибудь делу. Быстро мобилизоваться для решения проблемы и работу свою они стараются выполнить быстро. Им не занимать смелости и решимости.

Флегматики – невозмутимые люди. Медлительные, и им трудно быстро принимать решения. Многолюдные сборища их утомляют. Они терпеть не могут делать что-либо впопыхах. Зато – люди с этим типом темперамента обладают большой работоспособностью, умеют они рассчитывать свои силы, всегда выполняют работу до конца и не теряют голову в трудных ситуациях.

Сангвиники – это весельчаки, шутники, «легкие» люди. Они активно начинают противостоять трудностям, но не всегда выдерживают все до конца. Им свойственно приспосабливаться к меняющимся условиям. Однако сангвиники не способны к кропотливой длительной работе – они быстро увлекаются и быстро теряют интерес.

Меланхоликам свойственно глубоко переживать неприятности, всякую смену обстановки. Они легко впадают в уныние, и испытывают трудности в общении. Эти люди нерешительны, подвержены страхам и панике. Но высокая чувствительность, как раз позволяет им тоньше воспринимать окружающую действительность, предсказывать даже беды и события. Среди меланхоликов бывает много творческих людей – поэтов, художников, музыкантов.

Люди все – неоднозначны настолько, чтобы представлять один и тот же вид психотипа. В чистом виде темпераменты встречаются крайне редко. Большинство людей в разных ситуациях обнаруживают черты разных типов темперамента.
А примеры «чистых» темпераментов можно встретить в литературе: как Пьеро в известной сказке – это типичный меланхолик, Буратино – сангвиник, Карабас-Барабас – холерик, Тортилла – флегматик. И Дюма в своем романе «Три мушкетера» описал все четыре типа темперамента на примере главных героев. У него – вспыльчивый Д’Артаньян – холерик, спокойный Арамис – флегматик, весёлый Портос – сангвиник, а неулыбчивый Атос – меланхолик.
Эмоции и характер.
Утром готовит завтрак: пару яиц с колбасой решает пожарить на сковородке, краснощекий, красноносый, в полосатой пижаме, торопливый холерик. Он проспал, как обычно, и спешит и нервничает, что медленно жарится, — уже и посолил лишний раз, надеясь, что от этого будет быстрее. В нетерпении и метании: он ещё зубы чистит, в беготне из ванной на кухню, он хватает сковородку с нагретой железной ручкой без тряпки, голой рукой и сковородка выпадает у него из руки на пол. Холерик психует и убегает на работу так и не позавтракав, оставив на полу полужареную яичницу с колбасой и так и не убравшись. Для него есть Макдональдс и прочие похожие пункты быстрой еды.
Флегматичный спокойный человек спокойно пошёл в ванную чистить зубы и умываться, пока его завтрак, та же яичница с колбасой на сковородке не пригорела. Но ему – ничего, будто так уж случится должно было: что ж поделать. Он вывалил подгоревший завтрак в мусорное ведро и поставив сковороду обратно на плиту, начал готовить вновь, разбивая яички прямо над сковородкой. Спокойно пожарив. Спокойно позавтракав. Спокойно поехал он на работу.
Сангвиник никуда не спешил, он весело переворачивал яичницу, не отходя от плиты и с улыбкой поел в хорошем расположении духа. С юморком простившись с женой, вставшей позже него, и напевая песенку бегом сбежал по лестницам на улицу минуя лифт: пешком надо больше ходить – здоровый образ жизни вести.
Наш меланхолик пока возился в ванной и найдя затем на кухне подгоревший завтрак, сильно расстроился, чуть не заплакал. У него заболела голова, а померив давление, которое поднялось, он тут же слег в постель и уже собирался вызывать скорую помощь.

Темперамент дан человеку от природы. Эмоции и выражения – общие для всех людей также заложены в нашей внутренней природе организма.
Эмоции – это субъективные реакции, это переживания. Отражающие приятые и неприятные ощущения. Это реакции выражающие отношения человека к явлениям, процессу и результату своей деятельности, и реакция отношения к людям. Вот тут, одна из основных функций эмоций – дать нам возможность понимать друг друга, даже не пользуясь речью.
Люди на всех континентах одинаково выражают радость и горе. Европейцы, открывавшие новые земли, не знали языка туземцев, местных племён, но находили общий язык с дикарями благодаря одинаковому способу выражения эмоций: видно было, как рады туземцы цветным бусам и яркой тряпочке-платочку, и туземцы видели, что европейцы рады меховым шкуркам животных и золотым изделиям, — происходил обмен.
Более того, эмоции животных нам тоже бывают легко понятны. Про обезьян и говорить не стоит, все знают, что они подражают человеку. Также злятся, также радуются. Но мы понимаем и эмоциональный язык домашних животных: рычание собаки выражает агрессию; поджатый хвост – вину, страх; виляние хвостом – радость.
Как нам служат эмоции? Они призваны снимать избыток эмоционального перевозбуждения, превращая его в слёзы (в горе), в покраснение или побледнение кожи (в гневе) и так далее. Вот в этом состоит регулирующая функция эмоций. Одновременно эмоции исполняют сигнальную функцию, оповещая о состоянии человека: так, например, выспавшийся отдохнувший человек весел и бодр, а недоспавший бывает раздражителен.
Эмоции бывают возбуждающими, то есть повышающими жизнедеятельность организма: это и радость, и гнев, в том числе. Но бывают эмоции угнетающие – подавляющие жизненные процессы: это печаль, страх.
Положительные эмоции побуждают человека к бурной деятельности. Отрицательные – вызывают действия, направленные на устранение вредного влияния окружающей среды. Из эмоций складывается настроение и чувства человека.
Считается, что фундаментальных эмоций всего 10:
Радость, удивление, интерес-волнение, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, и вина.
Фундаментальные эмоции – как музыкальные ноты, из которых рождаются мелодии производные длительного состояния человека.
Так, например – тревожность – это производная эмоция, сочетающая из фундаментальных: страха, гнева, вины, интереса-волнения.
Различают несколько типов эмоциональных состояний, потому что сами эмоции – радость, гнев, удивление, — кратковременны и возникают под воздействием обстоятельств. А Настроение – это длительное состояние общего эмоционального фона, и оно влияет на поведение и переживания человека.
Вот и Чувство – это тоже устойчивое эмоциональное отношение человека к другим людям и к явлениям окружающего мира. Чувства более связаны с сознанием и могут развиваться и совершенствоваться, но чувства рождаются из эмоций, включают в себя эмоции. Например, всем известное и первейшее чувство любви может быть представлено и радостью и гневом, отчаянием и ревностью, страданием и волнением.
С чувствами немного сложнее: различают чувства нравственные – чувство долга, честь; эстетические – чувство прекрасного, вкус; и интеллектуальные чувства – жажда познания, любознательность.
Эмоции проявляются по-разному и приводят к различным состояниям человека. Иногда в результате какого-то действия или в неожиданных обстоятельствах человек впадает в особое эмоциональное состояние – Аффект. К аффектам относятся бесконтрольные вспышки ярости, сильное отчаяние или оцепенение. Сила эмоций может быть так велика. Что человек теряет сознание и даже впадает в кому.
Нужно сказать и о Страсти, которая тоже производная эмоций.
Страсть – это сложное эмоциональное состояние. Направляющее все действия человека в сторону объекта его страсти. Страсть заставляет человека любыми средствами достигать поставленной цели. Страсть может носить созидательный характер – тогда она ведет к новым открытиям, к созданию великих произведений искусства. Разрушительный характер носит страсть к деньгам или неразделенная страсть к другому человеку – тогда она подавляет её носителя и разрушает его личность.
Характер.
А что такое личность(?), тут же зададимся вопросом. Личность человека видна из его характера. На бытовом уровне каждый хорошо понимает значение слова «характер». Однако психологический термин характер имеет свою специфику. Прежде всего нужно отделить понятие «характер» от понятия «темперамент».
Темперамент – качество врожденное, а характер формируется, начиная с раннего детства. Темперамент определяет реакции человека на других людей и обстоятельства; характер же определяет поступки человека относительно других людей. Так, например, холерический темперамент вызывает бурную реакцию на действия обидчика, сдержанный характер не дает выплеснуться эмоциям и довести дело до драки. Характер связан с сознанием, и все личностные черты характера не являются случайными. В этом примере задействованы эмоции, темперамент и характер. И все эти свойства присущи Личности человека.
Личность, тем самым, кроме характера включает в себя ещё и волевые качества, способности человека, его мотивацию и эмоции, а также жизненные установки, которые к характеру почти не имеют отношения.
Характер не всегда отражает личность. Выдающиеся люди часто обладали «дурным» характером, что не мешало им достичь высоких результатов в своей области деятельности. Для истории характер человека значения не имеет, важен масштаб его личности. А вот для окружающих в первую очередь имеет значение характер близкого им человека. Черты характера, связанные с упорством в достижении цели, сближаются с волевыми качествами личности. Есть свойства характера, отвечающие за способы эмоционального реагирования, сближающего характер с эмоциями. Накопление жизненного опыта, формирование убеждений, взглядов также оказывает влияние на становление характера и на его изменение. Характер может меняться.
И всё же, характер – это сочетание устойчивых черт, проявляющихся в отношениях человека к самому себе, к окружающим людям, к выполняемой работе и к жизненным обстоятельствам.
Существует в психологии, в науке, понятие многообразия характеров.
Несамостоятельных людей, подверженных чужому влиянию, людей безвольных, не умеющих ставить перед собой и достигать конкретных целей, часто называют бесхарактерными. Однако характер есть у каждого человека, и «бесхарактерность» — это тоже характер.
Психологи не раз пытались разделить человеческие характеры на основные типы, систематизировать их. Наиболее известна теория характера немецкого психолога Э. Кречмера.
Обобщив наблюдения ученых антропологов и психологов, Кречмер выявил связь между характером и конституцией (телосложением) человека. Он описал 3 типа телосложения и соответствующие им 3 типа характера.
1) Худых, тонкокостных людей с длинными руками и ногами, с плоской грудной клеткой, слабой мускулатурой и удлиненным лицом Кречмер назвал – астениками (от греческого – слабый). Тип характера, соответствующий астенику, — шизотимический.
Шизотимики – это люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. Они высокого мнения о себе, стараются ни в чём не походить на остальных, поэтому обычно сдержанны. И тут Кречмер разделил шизотимиков ещё на 6 подтипов, дав им характерные названия: 1эгоисты; 2холодные властные натуры; 3 идеалисты мечтатели; 4 тонко чувствующие натуры; 5 «сухари» и 6 безвольные.
2) Второй тип характеров – атлетики, к которым относятся люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой.
Женщины-атлетики несколько мужеподобны и в отличие от мужчин склонны к ожирению. Атлетикам соответствует «иксотимический» тип характера. Иксотимики – спокойны, невпечатлительны, практичны, властны, сдержаны в жестах и мимике, обладают не очень гибким мышлением.
3) Люди среднего роста, полноватые или склонные к полноте, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами – относятся к «пикникам» (от греческого пикнос – плотный, толстый). Пикникам присущ циклотимический тип характера. Циклотимики – общительны, контактны. Они слишком веселы и радостны, либо печальны – но всегда эмоциональны.
Очень сложная классификация характеров служит медицинской науке для лечения болезней: шизофрении, эпилепсии и прочих. На самом деле и характеры людей смешаны, нет однозначно-типичных характеров.

Читайте также:  Что чувствует собака во время эвтаназии

По уровню проявления черт характера – они делятся на средние, выраженные, и на характеры, выходящие за рамки нормы – психопатические. У людей с выраженными характерами те или иные черты характера усилены, утрированы. Например, бережливость превращается в паталогическую скупость, упорство – в ослиное упрямство, смелость – в безрассудство. У некоторых акцентированные черты скрыты и почти не видны окружающим, от их проявлений страдает сам их носитель. У других эти черты характера ярко выражаются, и тогда характер граничит с психопатией.
Вывод: Человек настолько сложно устроенное существо, что всего понять не удастся и не удается пока никакой науке.
Личность – это и характер, в который входят и темперамент, и эмоции.

Но продолжаем изучать себя. Ибо по присказке древних: познай себя и ты познаешь мир, Вселенную!
Конец.

Источник

Оцените статью