Эмоциональность его повествования передает синтаксическое средство

Эмоциональность его повествования передает синтаксическое средство

Решение 2461. «Персонаж «Рассказа старшего садовника» А. П. Чехова знакомит слушателей со своей любимой легендой. Эмоциональность его повествования передаёт синтаксическое средство — (А)_____(предложения 36

— (1)Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры, — сказал Михаил Карлович, садовник графа N. — (2)Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (3)Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (4)Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?

— (5)Мысль хорошая, — сказал я.

— (6)Но это не новая мысль. (7)Помнится, когда-то очень давно я слышал даже легенду на эту тему, — сказал садовник и улыбнулся. — (8)Мне рассказывала её моя покойная бабушка.

(9)Мы попросили его рассказать эту легенду.

— (10)В одном маленьком городке, — начал он, — поселился пожилой, одинокий и некрасивый господин по фамилии Томсон или Вильсон, — ну это всё равно. (11)Дело не в фамилии. (12)Профессия у него была благородная: он лечил людей. (13)Жители города были очень рады, что Бог наконец послал им человека, умеющего лечить болезни, и гордились, что в их городе живёт такой замечательный человек. (14)«Он знает всё», — говорили про него.

(15)Но этого было недостаточно. (16)Надо было ещё говорить: «Он любит всех!» (17)В груди этого учёного человека билось чудное, ангельское сердце. (18)Ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для них своей жизни. (19)У него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были. (20)0н пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду. (21)Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал.

(22)Признательность жителей не имела границ. (23)В городке и его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом.

(24)И вот этот человек, который, казалось, своею святостью оградил себя от всего злого, доброжелателями которого считались даже разбойники и бешеные, однажды был найден в овраге убитым. (25)Можете же представить себе теперь ту скорбь, какая овладела жителями города и окрестностей. (26)Все в отчаянии, не веря своим глазам, спрашивали себя: кто мог убить этого человека? (27)Судьи, которые проводили следствие, сказали так: «Здесь мы имеем все признаки убийства, но так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, то, очевидно, убийства тут нет и совокупность признаков является только простою случайностью. (28)Нужно предположить, что доктор в потёмках сам упал в овраг и ушибся до смерти».

(29)Но вдруг, можете себе представить, случай наводит на убийцу. (30)Увидели, как один шалопай, уже много раз судимый, пропивал в кабаке табакерку и часы, принадлежавшие доктору. (31)Когда стали его уличать, он смутился и сказал какую-то очевидную ложь. (32)Сделали у него обыск и нашли рубаху с окровавленными рукавами и докторский ланцет в золотой оправе. (33)Каких же ещё нужно улик? (34)Элодея посадили в тюрьму. (35)Жители возмущались и в то же время говорили:

— Невероятно! (36)Не может быть! (37)Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду!

(38)На суде убийца упорно отрицал свою вину. (39)Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная, но судьи точно с ума сошли: они по десяти раз взвешивали каждую улику, недоверчиво посматривали на свидетелей, краснели, пили воду.

— (40)Обвиняемый! — наконец обратился главный судья к убийце. — (41)Суд признал тебя виновным в убийстве доктора такого-то и приговорил тебя к.

(42)Главный судья хотел сказать: «к смертной казни», но выронил из рук бумагу, на которой был написан приговор, вытер холодный пот и закричал:

— Нет! (43)Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, подсудимый не виноват! (44)Я не допускаю мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора! (45)Человек не способен пасть так низко!

— (46)Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи.

— (47)Нет! — откликнулась толпа. — (48)Отпустите его!

(49)Убийцу отпустили на все четыре стороны, и ни одна душа не упрекнула судей в несправедливости. (50)Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой: она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. (51)Каждого!

Задание 26. «Персонаж «Рассказа старшего садовника» А. П. Чехова знакомит слушателей со своей любимой легендой. Эмоциональность его повествования передаёт синтаксическое средство — (А)_____(предложения 36, 37, 43, 44, 45). Приём — (Б)_____ (в предложениях 50—51) — подчёркивает убеждённость персонажа в справедливости своих утверждений. Синтаксическое средство — (В)_____ (в предложениях 29, 50) — отражает стремление рассказчика обратить внимание на то, что он говорит. Рассказ садовника — легенда, условность её содержания передаёт троп — (Г)_____(в предложениях 14, 22, 23)».

Читайте также:  Органы чувств у комаров

5) лексический повтор

6) риторический вопрос

7) восклицательные предложения

9) вводные конструкции

1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство». Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое средство

А – синтаксическое средство.

Б – синтаксическое средство.

В – синтаксическое средство.

2. Выделим в списке терминов тропы, приёмы и синтаксические средства.

Лексические средства: отсутствуют.

Синтаксические средства: 2, 5, 6, 7, 8, 9.

Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 3 до 6 терминов. Термины в задании не повторяются.

3. Выберем правильный термин.

(А) (36)Не может быть!

(37)Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду!

(43)Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, подсудимый не виноват!

(44)Я не допускаю мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора!

(45)Человек не способен пасть так низко! – восклицательные предложения, 7.

(Б) «эта вера в человека, вера, которая…», «каждого человека. Каждого!» — лексический повтор, 5.

(В) «можете себе представить», «посудите» — вводные конструкции, 9.

(Г) «он знает всё», «признательность не имела границ», «не было человека, который позволил не только сделать, но даже подумать» — гипербола, 3.

Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических и смысловых ошибок нет.

«Персонаж «Рассказа старшего садовника» А. П. Чехова знакомит слушателей со своей любимой легендой. Эмоциональность его повествования передаёт синтаксическое средство — (А)восклицательные предложения (предложения 36, 37, 43, 44, 45). Приём — (Б)лексический повтор (в предложениях 50—51) — подчёркивает убеждённость персонажа в справедливости своих утверждений. Синтаксическое средство — (В)вводные конструкции (в предложениях 29, 50) — отражает стремление рассказчика обратить внимание на то, что он говорит. Рассказ садовника — легенда, условность её содержания передаёт троп — (Г) гипербола (в предложениях 14, 22, 23)».

Источник

Эмоциональность его повествования передает синтаксическое средство

Источник задания: Решение 4159. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит — рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык. (3)Деревня — наши истоки, наши корни. (4)Деревня — материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер.

(5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабушек.

(6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!

(8)Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне.

(9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла свой второй фронт, тот фронт, которого так жаждала Красная армия.

(10)А как, какой мерой измерить подвиг всё той же русской женщины в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!

(11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним «Матрёнин двор» А. Солженицына, «Последний срок» В. Распутина, героинь В. Шукшина, В. Астафьева и В. Белова. (13)Это не идеализация деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной лёгкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.

(14)Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжких испытаний.

(15)Да, эти героини малограмотные, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! (16)Бесконечная самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому — да всего не перечислишь.

(17)К сожалению, современный молодой человек, взращённый в иных, более благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества. (18)И одна из главнейших задач современной литературы — предостеречь молодёжь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.

(19)В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды, памятников материальной культуры. (20)Не пора ли с такой же энергией и напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом.

(По Ф. А. Абрамову)

Задание 24. «Автор неравнодушен к судьбе русской деревни, поэтому его рассуждения глубоко эмоциональны. Эмоциональность тексту придают синтаксические средства выразительности: (А)____ (предложения 6, 7) и (Б)____ (предложение 11), а также приём — (В)____ (предложения 3, 4). Рассуждая о духовной сфере, Ф. А. Абрамов использует такой троп, как (Г)____ («душевного очерствения», «духовный багаж» в предложении 18)».

Читайте также:  От чего у грудного ребенка стресс

3) книжные слова

6) восклицательные предложения

8) риторический вопрос

9) вопросно-ответная форма изложения

1.Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере курсивом!

А – синтаксическое средство.

Б – синтаксическое средство.

В – синтаксическое средство.

2. Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические средства.

Синтаксические средства: 4, 6, 7, 8, 9.

Лексические средства: 1, 2, 3.

Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4 терминов. Термины в задании не повторяются.

3. Выберем правильный термин.

А – в предложениях представлены восклицательные предложения, 6.

Б – в предложении 11 представлен риторический вопрос, 8.

В – слово «деревня» встречается в начале двух предложений – анафора, 4.

Г – в предложенном списке только один троп – метафора, 5.

Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических ошибок нет.

В ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и запятых.

Источник

Как использовать синтаксические средства выразительности в русском языке

Что такое синтаксические средства выразительности

Синтаксические средства выразительности — тип средств выразительности, которые посредством синтаксиса помогают расставить акценты, придать живописности предложению.

Что такое фигуры речи и какие они бывают

Фигуры речи — обороты речи, зафиксированные стилистикой русского языка, усиливающие экспрессивность предложения.

Антитеза — фигура речи, показывающая контраст двух частей высказывания.

  1. Одночленная (то есть простая) антитеза – характеризуется одной антонимичной парой в составе антитезы: «Сильные — уходили, слабые — уживались, и жизнь в сонном городке вокруг мертвого замка брала свое». (Короленко В.Г. История моего современника).
  2. Сложная (многочленная) антитеза – характеризуется наличием нескольких антонимичных пар в составе антитезы: «Я — раб, я — царь, я — червь, я — бог!» Субстанция-то одна, что у червя, что у Гете». (Горький Максим. Жизнь Клима Самгина)
  • сопоставление понятий, а также образов, которые, так или иначе, контрастируют друг с другом:

«На жизненной стезе
‎Оставив след загадочный и странный,
Являясь ангелом в грозе
И демоном у пристани желанной, —
‎Погибла ты…» (Некрасов Н. А., Несчастные («Тяжел мой крест: уединенье. »)

«Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, — я у ног твоих! (Лермонтов М.Ю. Демон)

Антитеза помогает глубоко раскрыть образы литературных героев, противопоставляя идеи, характеры, события, которые появляются в произведении. Яркий пример — произведение «Принц и нищий» Марка Твена.

«Третья группа представляла «Действия злых сердец»: она изображала ястреба, терзающего голубя, паука, спускающегося на муху, кошачью голову, с мышью в зубах, лисицу, давящую петуха. Эту группу заключал нестройный хор музыки; музыканты были наряжены в виде разных животных». (Гейнце Н.Э. Людоедка)

«Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет». (Блок А.А. Ночь, улица, фонарь, аптека)

Градация — тип фигуры речи, состоящий из однородных членов предложения, выражает либо постепенное напряжение действия (климакс), либо постепенное снижение эмоциональной выразительности (антиклимакс).

Виды градации:

  1. Градация, идущая по «восходящей»: элементы выстроены в таком порядке, чтобы усиливать общее эмоциональное значение выражения. «По всем данным и по всему, что я знаю, что исповедуют все, говорит себе рабочий человек, — я бы должен быть свободен, равен всем другим людям, любим, а я — раб, я унижен иненавидим». (Толстой Л.Н. Царство Божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание)
  2. Градация, идущая по «нисходящей». Элементы предложения выставлены в таком порядке, чтобы эмоциональная напряженность убывала, «успокаивалась». «Отчаянный рев ветра сменяется тогда тоскливым плачем и ропотом». (Григорович Д.В. Рыбаки)

Функции градации:

  1. Придает даже «серому» (неокрашенному эмоционально) предложению эмоциональную окраску.
  2. Создает остроту и придает выразительность высказыванию.
  3. Придает излишнюю эмоциональность высказываниям героев.
  4. Показывает противоречия души (внутреннего мира) героя.

Инверсия — фигура речи, характеризующаяся изменением порядка слов в предложении или словосочетании. Цель данной фигуры речи — усилить торжественность, поэтичность момента, сделать акцент на событии или слове.

В русском языке предложения строятся по следующей схеме: сначала идет подлежащее, потом сказуемое, далее второстепенные члены предложения, такие как: определение, дополнение, обстоятельство и т.д.

Часто инверсия используется в лирике. Например, у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Парус».

Виды инверсии:

  1. Смена местоположения слов в предложении. «Скажу еще более: чтобы доставить истинную пользу тем, кому служу, я должен был сначала делать им зло».(Лажечников И.И. Последний Новик. Том 1)
  2. Слова разбавлены словосочетаниями или же вставными словами. «А я стою, голосом реву, слезами плачу, вышел уже изо всякого терпения, нет моей мочи». (Короленко В.Г. Фёдор Бесприютный)
  3. «Расширенная» инверсия — двойная инверсия. «В остальные же дни он никогда не обедал дома, а в излюбленном им трактире на Театральной площади». (Гейнце Н.Э. В тине адвокатуры)

Функции инверсии:

  1. Приобретение инверсированным словом стилистической выразительности.
  2. Приобретение смысловых акцентов в предложении.
  3. Создание эффекта загадочности или, наоборот, точности высказывания.

«Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала». (Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву)

Эллипсис — синтаксическая фигура, характеризующаяся «умалчиванием» одного из компонентов предложения. Обычно «умалчивается» сказуемое с целью сделать текст более выразительным, динамичным, передать незавершенность высказывания.

«Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе? Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне! (Горький Максим. Челкаш)

Виды эллипсиса:

Синтаксическая конструкция с междометием вместо сказуемого.

«А странный вы господин! — начала, подумав, Даша. — Громами гремите против предрассудков, а самим ух жутко, если дело начистоту выходит! Что же вам! Разве вы не любите сестры или стыдитесь быть ее, как они говорят «коханком»?» (Лесков Н.С. Обойдённые) — пропущен глагол «становится»

Цели эллипсиса:

В художественном тексте выражает эмоциональное состояние героев, их чувства (шок, взволнованность и другие), увеличивает динамику происходящего. «Казак тотчас на коня и верхом выехал на берег. Арсеньев В. К., По Уссурийскому краю) — пропущен глагол «влез»

Лирическое усиление художественной выразительности:

«Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мёртвому — дроги.
Каждому — свое». (Цветаева М. Зверю – берлога)

Имитация настоящего диалога в тексте:
«Тогда еще вечер был, и солнце на вас обоих так…, а я сидел в углу и трубку курил да на вас смотрел… Я, Сережа, каждый месяц к ней на могилу, в город, езжу, – прибавил он пониженным голосом, в котором слышались дрожание и подавляемые слезы. – Я об этом сейчас Насте говорил: она сказала, что мы оба вместе будем к ней ездить…» (Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели)

Эпифора — фигура речи, характеризующаяся повторением одного элемента в концах фраз.

«Пот неудержимо бежал у меня по лбу из-под белого колпака, и марлей Пелагея Ивановна вытирала соленый пот». (Булгаков М.А. Записки юного врача)

Функция эпифоры:

  1. Акцентологическая.
  2. Служит для передачи уверенности, фиксируется на следствии явления или действия.

Анафора — фигура речи, повторяющая один и тот же элемент в начале каждой фразы.

«Только ветер да звонкая пена,

Только чаек тревожный полет,

Только кровь, что наполнила вены…» (Багрицкий Э.Г. Моряки)

Функции анафоры:

  1. Акцентологическая.
  2. Усиливающая.
  3. Придает динамичность речи.

Параллелизм — фигура речи, которая характеризуется повтором речевых приемов в синтаксисе предложения. Разные предложения при параллелизме (или части предложения) имеют одинаковую синтаксическую структуру.

Для чего нужен параллелизм?

Подчеркивая сходные или несходные черты, придает тексту/фразе выразительности, обычно в эмоциональном плане.

«Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?» (Ахматова А.А. Помолись о нищей)

Широко используются приёмы параллелизма в лирике, прозе, а также в фольклоре (например, в сказках, былинах, частушках, пословицах)

«Муть вина, нагие кости,
Пепел стынущих сигар,
На губах – отрава злости,
В сердце – скуки перегар. » (Анненский И.Ф. Трактир жизни)

Риторический вопрос — синтаксическая фигура речи, характеризующаяся присутствием вопроса, ответ на который не обязателен. Ответ в таком случае может быть не предусмотрен, очевидным.

Наравне с риторическими вопросами в тексте выполняют те же функции такие синтаксические фигуры речи, как риторическое восклицание и риторическое обращение.

Функции риторического вопроса:

  1. Усилительная (подчеркивание той или иной фразы, слова, словосочетания).
  2. Акцентологическая.

«Что бы ни было, пойду разведать, что он: жив ли он? в могиле? или уже и в самой могиле нет его?» (Гоголь Н.В. Тарас Бульба)

«Что в ненависти моей к людям нашей земли заключалась всегда тоска: зачем я не могу ненавидеть их, не любя их, зачем не могу не прощать их, а в любви моей к ним тоска: зачем не могу любить их, не ненавидя их?» (Достоевский Ф.М. Сон смешного человека)

«А судьи кто?» (Грибоедов А.С. Горе от ума)

Оксюморон — фигура речи, которая придает повествованию особую эмоциональную выразительность антонимичными парами слов.

«Багратион молчал, пораженный тяжелым зрелищем живого трупа, каким выглядел Александр Васильевич. Последний продолжал после минутной паузы. » (Гейнце Н.Э. Генералиссимус Суворов)

«Охрипшие и надсаженные голоса арфисток неприятно резали непривычное ухо; на каждом шагу так и обдавало ярмарочным кабаком с его убогой роскошью и беспросыпным, отчаянным пьянством». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы)

Функции оксюморона:

  1. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта.
  2. Употребление оксюморонов — это один из способов построения фантастических миров, свободных от некоторых правил, обязательных для нашего мира.
  3. Оксюмороны используются как средство для привлечения внимания.

Источник

Читайте также:  Чувственный опыт это основа
Оцените статью
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: ФУНКЦИЯ
Бессоюзие — синтаксический прием, при котором союзы в предложении опускаются.
Многосоюзие — синтаксический прием, характеризующийся повтором одного и того же союза. «Младший, Степан, пошел по торговой части и помогал отцу, но настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем и глух; его жена Аксинья, красивая, стройная женщина, ходившая в праздники в шляпке и с зонтиком, рано вставала, поздно ложилась и весь день бегала, подобрав свои юбки и гремя ключами, то в амбар, то в погреб, то в лавку, и старик Цыбукин глядел на нее весело, глаза у него загорались, и в это время он жалел, что на ней женат не старший сын, а младший, глухой, который, очевидно, мало смыслил в женской красоте». (Чехов А.П. В овраге)
Вопросно-ответная форма изложения — синтаксический прием, который характеризуется конструкцией вопрос + ответ. «Ничего не помня, бегаю по двору, и собаки тоже. Спрашивают: что делать? Не знаем! (Горький Максим. Лето)