- ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
- 1.8. Феномен эмоционального выгорания и профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел
- Профессиональный стресс в деятельности сотрудников овд и его профилактика — Профилактика синдрома эмоционального выгорания сотрудников овд
- Профилактика синдрома эмоционального выгорания сотрудников овд
- Профессиональные стрессы и дистрессы в системе трудовой мотивации
- Профессиональная нравственная деформация сотрудника и ее профилактика
- Профилактика синдрома эмоционального выгорания
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1.8. Феномен эмоционального выгорания и профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел
Феномен эмоционального выгорания является разновидностью острого кризисного состояния. Он является неотъемлемой частью профессиональной деятельности тех специалистов, которых традиционно относят к категории «помогающих профессий» (психологи, психотерапевты, социальные работники, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.), которые в своей работе имеют дело с негативными переживаниями людей и оказываются личностно вовлеченными в них. «Выгорание» приводит к потере производительности труда, интереса к работе, чувству переутомления, к текучести кадров и другим последствиям. Последствия, которые могут колебаться от незначительного продолжительного раздражения (например, головная боль) до самоубийства или даже убийства. «Выгорание» включает три компонента: «деперсонализацию»; «минимизацию личных достижений» (чувства самодевальвации, безрезультатности, несостоятельности, желания «все бросить») и «эмоциональное истощение». Эмоциональное выгорание — душевная и физическая усталость, утрата веры в свои силы и, как следствие, невозможность проводить эффективную работу
Для профилактики эмоционального выгорания обычно рекомендуются: анализ причин и их коррекция; отпуск или существенное снижение частоты контактов с людьми; временное переключение на другие формы работы психологической службы, создание чувства психического комфорта путем повышения профессиональной компетентности. Целесообразны и организационные меры, такие как: систематическое повышение квалификации; допуск к работе только после прохождения предварительной подготовки; обучение приемам снятия эмоционального напряжения; создание атмосферы поддержки и взаимопонимания в коллективе; коррекция предвестников феномена «выгорания».
Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД — негативное изменение психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудника в процессе службы. Проблемы профессиональной деформации исследовались А. Р. Ратиновым (1967), Г. Г. Шиханцовым (1976, 1998), Л. С. Свеницким (1986), Н. Л. Гранат (1993), А. И. Папкиным (1996), К. Р. Такасаевой (2001) и др. Наиболее подробно они исследованы А. В. Будановым (1987, 1992, 1994), весомый вклад в исследование проявлений профессиональной деформации принадлежит С. П. Безносову (1987, 1997), предложившему психологический портрет ее проявлений, и В. С. Медведеву (1991, 1996, 1999), связавшему ее с отклонением социальных ориентиров личности и особенностями деятельности разных служб (особенно в уголовном розыске, патрульно-постовой службе, следствии). С. Е. Борисова (1998, 2001) выявила личностные предпосылки профессиональной деформации сотрудников в первые годы службы и впоследствии.
Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение и эффективность его служебной деятельности. Профессиональная деформация — результат искажения профессиональных и личностных качеств работника под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды
Эффекты взаимосвязи между трудом и субъектом труда рассматриваются в рамках психофизиологии, преимущественно как профессиональные заболевания соматического характера. Однако необходимо направить внимание на психологический аспект влияния профессионального труда на личность работника. Исследованиями в юридической психологии установлено, что профессиональная деятельность оказывает на личность работника более мощное формирующее влияние по сравнению с непрофесиональными видами деятельности и приводит к появлению не случайных, а закономерно обусловленных профессиональных типов личности.
В каждой профессии существуют свои комплексы психодеформирующих факторов, имеющих как общую, так и специфическую природу. Точное определение последних требует конкретных эмпирических и экспериментальных исследований с целью их обнаружения для формирования программ профилактики деформации личности. Наиболее глубокие негативные поражения личности работников свойственны профессиям типа «человек — ненормальный человек».
А. В. Буданов описал три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации сотрудников ОВД.
1. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности:
• детальная правовая регламентация деятельности, которая наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;
• наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что может проявляться в злоупотреблении и необоснованном их использовании;
• корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников и отчуждения от общества;
• повышенная ответственность за результаты своей деятельности;
• психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;
• экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);
• необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т. и.).
2. Факторы, отражающие особенности сотрудников’.
• неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;
• недостаточная профессиональная подготовленность;
• специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т. п.);
• профессиональные установки (например, восприятие других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);
• особенности социально-психологической дезадаптации личности в органах правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;
• изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).
3. Факторы социально-психологического характера:
• неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;
• неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);
• низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.
Профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т. д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т. д.).
Основные проявления профессиональной деформации сотрудников. Проявления профессиональной деформации связаны с деформацией индивидуальной профессиональной концепции сотрудника и появлением в ее структуре жестких стереотипов, отражающих неверное восприятие организации и самого себя в ее структуре. Исследования позволили выявить шесть стереотипов.
Стереотип «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее в режим угрозы наказанием за проступок, приказного общения.
Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
Стереотип «маленького человека» ведет к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
Стереотип «оптимального ролевого поведения» часто выступает как механизм приспособительного поведения к определенным служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т. д.
Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т. п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.
Проявления профессиональной деформации имеют место как во внешней среде деятельности, взаимодействии с правонарушителями и другими гражданами, так и во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем. Во внешней среде деятельности можно рассмотреть следующие проявления профессиональной деформации:
• уверенность и самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка;
• наличие установки на «обвинительный уклон» по отношению к другим людям, чрезмерная подозрительность, грубые ошибки в восприятии и оценке других людей, их действий и поступков;
• правовой нигилизм, который проявляется в пренебрежительном отношении к требованиям закона, их игнорировании и произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов;
• правовой ригоризм, представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности, к ситуации совершенного правонарушения;
• стереотип закрытости, стремления к излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденция к сверхконтролю;
• перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внеслужебные отношения;
• усвоение элементов криминальной субкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человеку и т. д.) и их использование в своей деятельности;
• упрощение делового общения, выражающееся в снижении культуры и этики общения с гражданами, обращения на «ты», применении выражений, оскорбительных для других людей, ит.п.;
• наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального воздействия и т. д.;
• педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции.
Во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами возможны следующие проявления профессиональной деформации:
• потеря инициативы в работе, выражающаяся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев управления и забвении своих личных должностных обязанностей и ответственности;
• установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, имитация активной деятельности;
• переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций;
• установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку;
• профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб и снижающий результаты совместной деятельности.
Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т. п.); вымещения (например, словесного оскорбления задержанных и т. п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т. п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и др.
Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации. Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического, организационно-управленческого, воспитательного характера:
• выработка у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;
• развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;
• формирование установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;
• совершенствование стиля и методов управления персоналом;
• формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов внутренних дел.
Источник
Профессиональный стресс в деятельности сотрудников овд и его профилактика — Профилактика синдрома эмоционального выгорания сотрудников овд
Особенность правоохранительной деятельности сотрудников правоохранительных органов, особенно оперативно-розыскных подразделений, такова, что каждый из них практически постоянно сталкивается с ситуациями, которые могут вызвать состояние стресса. Следовательно, умение предотвращать стресс, управлять им, а также нейтрализовать его негативные последствия должно входить в число ключевых профессиональных навыков каждого сотрудника полиции. В статье предпринята попытка обобщить научные данные о механизме, причинах, методах борьбы и профилактики стресса, которые могут быть успешно применены в современных исследованиях юридической психологии.
Для профессионального и эффективного управления стрессом в служебной деятельности сотрудников полиции необходимо знать так называемый механизм стресса, который мы рассмотрим на примере физиологического стресса. В своем развитии стресс проходит три стадии.
Стадия 1. Реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма и субъективно воспринимается человеком как возбуждение.
Стадия 2. Стадия сопротивления — активно противодействуя и адаптируясь к стрессу, организм остается в напряженном, мобилизованном состоянии.
Стадия 3. Стадия истощения. Постоянный стресс и длительное сопротивление приводят к тому, что резервы организма постепенно истощаются, развивается истощение или астенизация. В начале этой стадии адаптационные способности человека истощаются, если последствия стрессора не были устранены. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов, может сформироваться соматическая патология (гипертония, инфаркт, инсульт), и это особенно вероятно, если стрессор продолжает воздействовать. Депрессивные реакции часто являются выходом из этой стадии, и если действие стрессора не прекращается, то в худшем случае возможен летальный исход. Наступление третьей стадии не обязательно.
Продолжительность стадии и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека.
Сотрудникам полиции следует помнить, что сильное, чрезмерное волнение связано с истощением и нехваткой ресурсов организма для дальнейшего преодоления стресса. В англоязычной литературе используется термин burnout, который переводится на русский язык как синдром выгорания. Он определяется как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. На наш взгляд, она затрагивает людей, чья работа связана с постоянным общением, а сотрудники оперативно-розыскных подразделений занимают одно из первых мест в списке таких людей. Особенностью следственной работы является то, что сотрудники подвергаются постоянному, хроническому стрессу, в результате чего у многих из них развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса.
Значительную роль в развитии этого процесса может играть несоответствие между требованиями, предъявляемыми к организму, и его реальными возможностями. Постоянная информационная перегрузка, общение с агрессивной средой, преодоление конфликтных ситуаций приводят к эмоциональному стрессу, что сказывается на состоянии здоровья. К сожалению, человеческий организм не безграничен, и до определенного предела, мобилизовав все ресурсы, организм выдерживает воздействие постоянных стрессовых факторов: человек работает через силу. Однако, если не предпринимать профилактических мер, неизбежно наступает стадия истощения, которая служит одним из условий развития профессиональной деформации работника, проявляющейся в ее негативном проявлении.
Работы отечественных психологов и психиатров убедительно показывают, к каким печальным последствиям может привести противоречие и несоответствие между реальными возможностями человека и его стремлениями и требованиями к себе: Развивается болезненное состояние — невроз.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания сотрудников овд
Если мы изучим эту проблему, то увидим, что «синдром выгорания» обычно представляется как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что вредит человеку и его работе. Но Трунов Д.Г. в своей статье говорит о том, что нельзя смотреть на это явление однобоко. Он представляет симптомы «выгорания» как внешние проявления неких естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им своих профессиональных обязанностей. Автор позитивно относится к симптомам «выгорания» как к сигналам из «внутренней сферы» в «сознательную сферу», как к способу коммуникации между «скрытым» и «понятным», бессознательным и сознательным. «В некотором смысле они являются друзьями профессионала, помогая ему понять, что с ним происходит. Воспринимать эти сигналы как вражеские — значит отрицать возможность более глубокого понимания себя и своей деятельности.» Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» заключается в том, что процессы, происходящие в человеке и внешне выражающиеся в симптомах «выгорания», не только не являются патологическими, но даже позитивными, то есть выполняют положительную функцию.
- Знайте признаки опасности (ухудшение отношений с родственниками, коллегами, друзьями; нарастающий негатив по отношению к себе, работе и деятельности; постоянное чувство вины и неудачи; обида, раздражительность, потеря чувства юмора; нарастающая усталость, ухудшение памяти, внимания и другие нездоровые и неприятные переживания).
- Уметь помогать себе и обращаться за профессиональной помощью, когда это необходимо
- Уметь вдумчиво рассчитывать и распределять свою общую нагрузку (работа — это только часть жизни!)
- реагировать на конфликты, особенно незначительные и не имеющие принципиального характера
- Знайте свои особенности, чтобы иметь возможность переключаться с одного вида деятельности на другой;
- Знание своих неэффективных моделей поведения и способность изменить их на более эффективные и менее разрушительные, а также многое другое, что служит для предотвращения (упреждения) эмоционального выгорания.
В настоящее время существует множество консультаций, семинаров и тренингов по профилактике эмоционального выгорания. Эти тренинги предназначены как для профессионалов, так и для всех, кто может страдать от эмоционального выгорания из-за своей работы. На этих тренингах мы учимся не только распознавать свое текущее состояние, но и выбирать те психологические техники, которые мы можем использовать самостоятельно. В то же время вы узнаете, как помочь своим коллегам, друзьям и родственникам.
Отдельным аспектом в системе профилактики профессионально-психологической деформации личности сотрудников является проведение профессионально-психологического отбора при приеме на работу. Качественные мероприятия психологического обследования личности будущих сотрудников, а также тех, кто будет переведен на различные должности, позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у работников в определенных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений. В связи с этим психологам ОВД следует обратить внимание на наличие у сотрудника профессионально важных личностных качеств, которые бы определяли успешность его служебной деятельности и оказывали профилактическое воздействие на возникновение профессиональной деформации.
Профессиональные стрессы и дистрессы в системе трудовой мотивации
С одной стороны, стресс имеет положительное значение, поскольку он дает организму дополнительную энергию при возникновении проблем на работе. И в этом смысле стресс обладает большой мотивирующей (подстегивающей) силой. Но с другой стороны, если полученная энергия не реализуется, то она начинает разъедать организм изнутри, приводя к нервным срывам и снижению удовлетворенности и продуктивности, и тогда уже можно говорить о дистрессе[1].
Интересно, что основатель физиологической теории стресса Г. Селье считает, что главный способ предотвращения и преодоления стресса — «быть в дружеских отношениях со своей работой» и, по возможности, выбрать «игривую профессию», позволяющую максимально раскрыть свой потенциал, и тогда все остальные жизненные проблемы покажутся несущественными. Отсюда Селье вывел и знаменитую «формулу счастья», которую он адресует читателю в следующих словах: «Стремитесь к самой высокой цели, которая вам доступна. И не ввязывайтесь в драки из-за ерунды».
Факторы стресса (дистресса) на работе те же, что и факторы мотивации и удовлетворенности работой, только с обратным знаком: 1) низкий доход; 2) плохие отношения с коллегами; 3) отсутствие перспектив карьерного роста и т.д. (Более подробную информацию см. в гл. 1 данного руководства). Анализ основных факторов профессионального стресса и, как следствие, синдрома «эмоционального выгорания» у преподавателей и ученых выявил две основные его причины — низкая заработная плата и колоссальная бюрократизация учебного процесса в современном российском образовании и науке. В то же время, учитывая реальные трудности в решении этих проблем сегодняшним руководством страны, можно предложить в процессе обучения ученых, учителей и других специалистов с предположительно низкими доходами и «бюрократическим произволом» развивать способность к внутреннему сопротивлению и готовность отстаивать свои экономические и гражданские права.
A. Лукаш перечисляет следующие «наступательные стратегии» на стресс (стресс-менеджмент): 1) профилактика (комплекс мер по лучшей организации работы, включая стресс-тренинги, тайм-менеджмент и т.д.).
2) Своевременное реагирование (распознавание стрессовых факторов, обучение персонала здоровому образу жизни и психологической грамотности);
3) Прямая помощь персоналу (реабилитация, психологическая поддержка, изменение индивидуального графика и типа работы). Реагируя на трудности и неудачи, T.O. Гордеева призывает рассматривать их не как «угрозу», а как «вызов», что подразумевает более рациональный анализ сложной ситуации, поиск альтернативных решений и их реализацию.
К основным мерам регулирования рынка ценных бумаг (включая валютное регулирование) В.Л. Мальцев относит следующие: 1) установление обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и их стандартов; 2) государственная регистрация выпусков; 3) лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; 4) создание системы защиты прав владельцев ценных бумаг; 5) запрет и пресечение деятельности лиц, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. Существуют также определенные принципы валютного регулирования: 1) принцип исключения необоснованного вмешательства государства (кроме особых случаев, связанных с сохранением золотовалютных резервов, коррекцией резких колебаний курса национальной валюты и т.д.); 2) принцип единства внешней и внутренней денежно-кредитной политики РФ; 3) принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля. При этом государственная защита прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является «конституционным положением».
Профессиональная нравственная деформация сотрудника и ее профилактика
Профессиональная нравственная деформация — это негативное изменение нравственных ценностей и ориентиров некоторых сотрудников органов внутренних дел под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющееся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующее моральный облик сотрудника.
Профессиональные и моральные качества сотрудников все чаще подвергаются сомнению и критике. На это есть свои причины.
В условиях резкого расслоения населения на уровне материальной и социальной обеспеченности служба в органах внутренних дел становится все менее престижной, что приводит к уходу из служб и подразделений способных сотрудников и ослабляет приток молодых, способных специалистов.
Следует отметить, что проблема профессиональной нравственной деформации сотрудников — это требование не только нашего времени, эта проблема существует с момента возникновения советской милиции, так как речь идет об особой профессиональной деятельности, насыщенной моральными и правовыми коллизиями и разнообразными конфликтными ситуациями.
Среди причин негативного отношения граждан к защитникам правопорядка можно назвать:
- Равнодушие, низкая культура сотрудников;
- Отсутствие профессионализма, некомпетентность;
- использование служебного положения в личных целях, вымогательство, взяточничество, коррупция;
- Применение силы, несправедливое лишение свободы.
Наличие данных негативных характеристик у определенной части сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о распространенности такого явления, как профессиональная нравственная деформация.
Было бы неправильно считать профессиональной нравственной деформацией сотрудников органов внутренних дел только их крайние, наиболее опасные проявления — нарушение законности и совершение аморальных поступков. Профессиональная нравственная деформация — это изменение личностных качеств и профессиональных способностей работника в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности. И начинается такая деформация не с нарушения закона, а с того, что работник теряет истинное представление о нравственном смысле своей профессии; его чувство профессионального долга притупляется, работа кажется ему все более бессмысленной, он становится восприимчивым к негативным влияниям, в том числе и со стороны криминальных элементов.
Все это не может не отразиться на профессиональных способностях работника: Профессиональные знания, умения и навыки сужаются, он теряет способность их выполнять, вырабатывает формальное отношение к службе и шаблонность профессиональных действий, явно старается избежать ответственности, предпочитает заменять реальную работу написанием всевозможных бумаг или посещением всевозможных совещаний и заседаний. Он испытывает потребность в мелочной регламентации своих действий со стороны начальства. Это может сопровождаться явным преувеличением своей роли в общем деле, формальными отношениями с коллегами, чрезмерным вниманием к внешним атрибутам деятельности, в частности — к атрибутам власти. Иногда происходит обратное — человек закрывается, уходит в себя, пытается стать незаметным в работе и в коллективе.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
Если мы изучим эту проблему, то увидим, что «синдром выгорания» обычно представляется как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что вредит человеку и его работе. Но Трунов Д.Г. в своей статье говорит о том, что нельзя смотреть на это явление однобоко. Он представляет симптомы «выгорания» как внешние проявления неких естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им своих профессиональных обязанностей. Автор позитивно относится к симптомам «выгорания» как к сигналам из «внутренней сферы» в «сознательную сферу», как к способу коммуникации между «скрытым» и «понятным», бессознательным и сознательным. «В некотором смысле они являются друзьями профессионала, помогая ему понять, что с ним происходит. Воспринимать эти сигналы как вражеские — значит отрицать возможность более глубокого понимания себя и своей деятельности.» Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» заключается в том, что процессы, происходящие в человеке и внешне выражающиеся в симптомах «выгорания», не только не являются патологическими, но даже позитивными, то есть выполняют положительную функцию.
- Знайте признаки опасности (ухудшение отношений с родственниками, коллегами, друзьями; нарастающий негатив по отношению к себе, работе и деятельности; постоянное чувство вины и неудачи; обида, раздражительность, потеря чувства юмора; нарастающая усталость, ухудшение памяти, внимания и другие нездоровые и неприятные переживания).
- Уметь помогать себе и обращаться за профессиональной помощью, когда это необходимо
- Уметь вдумчиво рассчитывать и распределять свою общую нагрузку (работа — это только часть жизни!)
- реагировать на конфликты, особенно незначительные и не имеющие принципиального характера
- Знайте свои особенности, чтобы иметь возможность переключаться с одного вида деятельности на другой;
- Знание своих неэффективных моделей поведения и способность изменить их на более эффективные и менее разрушительные, а также многое другое, что служит для предотвращения (упреждения) эмоционального выгорания.
В настоящее время существует множество консультаций, семинаров и тренингов по профилактике эмоционального выгорания. Эти тренинги предназначены как для профессионалов, так и для всех, кто может страдать от эмоционального выгорания из-за своей работы. На этих тренингах мы учимся не только распознавать свое текущее состояние, но и выбирать те психологические техники, которые мы можем использовать самостоятельно. В то же время вы узнаете, как помочь своим коллегам, друзьям и родственникам.
Отдельным аспектом в системе профилактики профессионально-психологической деформации личности сотрудников является проведение профессионально-психологического отбора при приеме на работу. Качественные меры психологического обследования личности будущих сотрудников, а также тех, кто будет переведен на различные должности, позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у работников в определенных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений. В связи с этим психологам ОВД необходимо обратить внимание на наличие профессионально важных личностных характеристик, которые определяют успешность их служебной деятельности и оказывают профилактическое влияние на возникновение профессиональной деформации.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Источник