Эмоционального предвосхищения у дошкольников

Эмоционального предвосхищения у дошкольников

Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Сравним еще раз поведение ребенка раннего возраста и дошкольника. До 3 лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком — т.е. то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно. Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.

Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать нужный эмоциональный образ. Например, в детском саду воспитатель вместо того, чтобы потребовать немедленно привести в порядок помещение после бурной игры, может рассказать детям, какую радость вызовет их уборка у младшей группы, пришедшей после них в сияющую чистотой игровую комнату. Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Источник

Эмоциональное предвосхищение поступков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как условие развития нравственного поведения
статья по психологии по теме

Ребенок в современном обществе: психолого-педагогические аспекты развития, воспитания и обучения: материалы межвузовской научно-практической корнференции 19-20 октября 2006 года, Петрозаводск / отв. за вып. И.Л. Гольдфельд [и др.]; Федерал. агентство по образованию, ГОУВПО «КГПУ». — Петрозаводск, 2006, с. 312 — 316.

ст. преподаватель кафедры Физического и психического здоровья ребенка

Карельского государственного педагогического университета

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ПОСТУПКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

На сегодняшний день действительно весомой проблемой является уровень нравственности в обществе. Это обусловлено многими причинами: переменами в политике, экономике, преобразованиями в отношении к религии, увеличением числа и разнообразия контактов между людьми и др., что явно сказывается на характере межличностных отношений.

Ускорение темпов жизни вызывает трудности в процессе морального становления человека. Приобщаться к нравственным ценностям сложно не только из-за внешних, глобальных причин, но и в силу проблем, имеющихся у отдельного индивида. Одной из множества подобных проблем являются особенности в его развитии, в частности, особенности речевого развития у детей стершего дошкольного возраста, что и рассматривается в рамках данной статьи.

Говоря о признании личностью общепринятых нравственных норм, необходимо отметить в качестве важнейших условий нравственного становления уровень развития потребностно-мотивационной сферы, эмоциональной сферы, а именно способности к эмоциональному предвосхищению, т.е. способности предвидеть последствия действий по отношению к окружающим людям на основе понимания их эмоциональных состояний. Это необходимо для изменения поведения во избежание нежелательных последствий и достижения желаемых, общественно одобряемых. Это, в свою очередь, требует умения «тормозить» побуждения, заменять импульсивные, ситуативные действия осознанными.

Таким образом, эмоциональное предвосхищение возможно только при условии развития эмоционального воображения, при наличии эмоционального опыта, при определенном уровне эмоционального сознания, соподчинения мотивов, произвольных действий.

У ребенка с общим недоразвитием речи (далее ОНР), в силу данного нарушения, эмоциональный опыт, эмоциональное воображение, соподчинение мотивов, волевые действия, социальный интеллект, социальные ценности и др. важные показатели эмоционального предвосхищения – имеют специфические особенности, которые определяют процесс эмоционального и социального развития. Многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

Читайте также:  Для поднятия настроения свекрови

Кроме того, среди характерных особенностей, отражающихся в различных видах деятельности и в поведении детей с ОНР, отмечается недостаточно развитая способность к планированию действий, снижение самоконтроля, затрудненное понимание смысла вербальной инструкции, невозможность удерживания ее в полном объеме, возможна потеря цели, низкий уровень произвольности.

Целью исследования являлось выявление особенностей эмоционального предвосхищения (как компонента нравственного развития) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, а именно: понимания возможных последствий собственных поступков и действий других, способности к определению значимости мотивов в зависимости от ситуации, возможности осознанного изменения собственного поведения, наличия социально одобряемых поступков детей.

Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений г. Петрозаводска.

Экспериментальную группу составило 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей с нормальным уровнем речевого развития и 20 детей, имеющих ОНР 2 и 3 уровней.

Изучение особенностей эмоционального предвосхищения у детей с ОНР осуществлялось с помощью: 1. теста изучения фрустрационных реакций (С. Розенцвейг); 2. модифицированного проективного теста социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (О.А. Орехова); 3. методики соотношения вербальных и реальных выборов (разработка авторов); 4. методики “Оцени поступок”: выбор возможных последствий в ситуациях препятствия и обвинения (разработка автора).

В результате исследования определено, что дети с ОНР владеют знаниями о нравственных нормах, о социально одобряемом и верном поведении, но, тем не менее, это мало определяет их реальное поведение. Наличие знаний социальных норм обеспечивается систематической, целенаправленной коррекционной работой, проводимой с детьми с нарушениями речи, в т.ч. по нравственному развитию, по расширению представлений о социальном окружении и ориентировке в нем, о правилах поведения. Но проблема состоит в том, что дети не видят необходимости поступать в соответствии с нравственными знаниями. Отсутствие данной потребности и приводит к тому, что дети не руководствуются в поведении имеющимися знаниями.

В целом эмоциональное предвосхищение свойственно детям с ОНР: они способны представить и понять значение последствий собственных действий для окружающих, но, следует отметить, что это характерно, прежде всего, для знакомых детям конкретных ситуаций. В силу этого изменение поведения в соответствии с пониманием последствий будущих поступков отмечается не всегда.

Результаты методики «Оцени поступок» свидетельствуют о том, что поведение детей с ОНР в меньшей степени характеризуется как гибкое, конструктивное. Трудности, связанные с выделением возможных путей изменения ситуации в зависимости от ее условий, могут объясняться особенностями речевого развития детей, а именно ограниченным объемом активного словарного запаса, недостаточно развернутой фразовой речью, аграмматизмами. Кроме того, невозможность определения дополнительных выходов из проблемной ситуации, а также отсутствие стремления и нежелание поиска вариантов, могут быть связаны с неустойчивым эмоциональным отношением к ситуации, с недостаточной интериоризацией социальных норм.

Социальный и эмоциональный опыт детей с ОНР включает разнообразные переживания, однако, при слабости эмоционального воображения и отсутствия легкости установления социальных контактов дети затрудняются в перенесении данных переживаний в реальную ситуацию. Отсюда спонтанность поведения, которая характеризуется привычными для детей поступками и действиями. Импульсивность, недостаточная настойчивость в проблемных ситуациях, а также трудности сдерживания собственных желаний определяют особенности межличностных взаимоотношений. (По данным методики соотношения вербальных и реальных выборов.)

Неуверенная оценка детьми эмоциональных состояний окружающих людей, обусловленная амбивалентностью, обобщенностью эмоциональных переживаний (как следует из результатов модифицированного теста «Домики»), отражается на понимании значимости социальной ситуации для ее участников и возможности изменения собственного поведения в зависимости от обстоятельств.

Выполнение детьми теста С. Розенцвейга позволило выявить следующее. Отношение детей с ОНР к фрустрационной причине характеризуется в большей степени как обвинительное, сопровождающееся тревожностью, наличием агрессивного компонента поведения, реакцией самозащиты. Иными словами, отмечается преобладание экстрапунитивных реакций поведения и фиксации на оправдании собственных поступков.

Специфика условий в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи обеспечивает достаточно высокий показатель социальной адаптации детей с ОНР (однако, возможна оговорка: социальная адаптация в малой социальной группе).

Несмотря на высокий коэффициент групповой адаптации (тест С. Розенцвейга), у детей фиксируется низкая фрустрационная толерантность, наличие которой объясняется выше названными причинами: плохая ориентировка в социальной ситуации, недостаточная дифференцированность эмоциональных состояний, некоторая сосредоточенность на собственном положении в ситуации, стремление к самозащите. Превалирование в поведении данных особенностей является препятствием для развития вариативности поведения, его конструктивности.

Между тем, дети с ОНР способны трактовать ситуацию как предполагающую оказание помощи, им свойственны переживания содействия, соучастия, но стремление к самостоятельному исправлению своей вины отмечается в меньшей степени, чем у детей, не имеющих речевых нарушений. Таким образом, нередко наблюдается уход от ответственности.

Подводя итоги, отметим, что возможности эмоционального предвосхищения собственных поступков у детей с ОНР и с нормальным уровнем речевого развития различны (у детей с ОНР эти возможности ниже).

Итак, речевые нарушения могут затруднять эмоциональную оценку последствий собственных поступков и регуляцию поведения. Как выяснилось, данные затруднения обусловлены низкой фрустрационной толерантностью, выраженностью экстрапунитивных реакций; не всегда адекватным пониманием значимости социальных ситуаций; несоответствием реального поведения детей имеющимся знаниям о моральных нормах, т.е. расхождением между понимаемым и реальным поведением. Однако это не исключает возможности эмоционального предвосхищения в целом.

Читайте также:  Если он пишет радость моя что это значит

Проблема развития эмоционального предвосхищения у детей с ОНР имеет большое значение не только непосредственно в изменениях эмоциональной сферы, но и в становлении их нравственности и социальном развитии.

Источник

Развитие эмоций в дошкольном возрасте

Ирина Зиберт
Развитие эмоций в дошкольном возрасте

ТЕМА: «Развитие эмоций в дошкольном возрасте».

1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций.

2. Развитие эмоций у дошкольников.

3. Диагностика эмоциональных состояний у дошкольников.

1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций.

Даже сон есть эмоция.

Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование 16 направлений в понимании эмоций, начиная с древнегреческого периода до ХIХ века, и то, что к концу ХХ века отмечено 20 теорий эмоций.

Эмоция всегда оценивает, окрашивает отражаемое содержание – ощущаемое, воспринимаемое, воспроизводимое, мыслимое. Именно эту направленность, предметная отнесенность эмоций к определенному элементу познавательного образа, — уникальный феноменологический факт, ставящий эмоцию в ряд специфических явлений в структуре психического. Отдельным подклассам эмоциональных явлений оценка свойственна не в одинаковой степени, что определяет функции эмоций в целом.

Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждений субъекта деятельности по отношению к этим объектам. Подкласс эмоциональных явлений – чувства как стабильные эмоциональные отношения личности, которые выделяют в образе предметов окружающей действительности мотивы деятельности.

Эмоция – это особый механизм отражения индивидом объективной реальности. Ощущение и эмоции – два различных уровня оценки субъектом объективной реальности. Ощущение – элементарный уровень, в значительной мере имеющий телесный характер, эмоции – более сложный, соотносимый с понятием психическое. Можно сказать также, что ощущение – это отражение в психике телесного, а эмоции – отражение духовного.

Само ощущение содержит оценку значимости фактора среды, в то время как оценка значимости эмоции имеет индивидуальный субъективный характер, фиксированный не на определенных свойствах среды, а в значительной мере отражает жизненный опыт человека. В зависимости от ситуации один и тот же фактор среды может вызывать положительные или отрицательные эмоции.

Эмоции – это импульсивная реакция, отражающая отношение человека к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей.

Эмоции двувалентны – они или положительные, или отрицательные. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Из множества вариантов поведения человек выбирает тот, к которому у него «лежит душа». Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний, может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно – историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства. Исторически сформированные устои порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувства возмущения, негодования и ненависти. В практической деятельности сформировались практические чувства, с началом теоретической деятельности зарождаются интеллектуальные чувства, а с возникновением образно – изобразительной деятельности – эстетические чувства.

Выделяют четыре исходные эмоции: радость (удовольствие, страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обуславливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения. Эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики.

Эмоции – это механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях. Эмоционально воспринимать объект – значит, находить возможность взаимодействовать с ним.

2. Развитие эмоций у дошкольников.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений – более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве.

Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации,в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т. д.

Читайте также:  Есть горячее солнце наивные дети драгоценная радость мелодий

Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость, уходят на второй план.

Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.

День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном плане».

Действия ребенка уже не связанны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан

А. В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Сравним поведение ребенка раннего возраста и дошкольника.

До трех лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком – то есть то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно.

Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.

Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия.

Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать нужный эмоциональный образ. Например, в детском саду воспитатель вместо того, чтобы потребовать немедленно привести в порядок помещение после бурной игры, может рассказать детям, какую радость вызовет их уборка у младшей группы, пришедшей после них в сияющую чистотой игровую комнату.

Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов.В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывал лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и так далее.

Эти реакции сохраняются у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанными. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения.

Ребенок начинает радоваться или печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживание становится сложнее и глубже.

Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной.

Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и так далее, — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

3. Диагностика эмоциональных состояний у дошкольников.

Исследование проводилось в МДОУ «Детский сад 221» комбинированного вида г. Новокузнецка. Участвовали два ребенка подготовительной к школе группы (6 лет).Исследование проводилось по следующим методикам:

1. Изучение эмоционального отношения к моральным нормам.

2. Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения.

3. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.

4. Изучение умения выражать адекватные эмоции.

Протоколы исследований представлены в таблице:

Источник

Оцените статью