Эмоциональное здоровье ребенка это

Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья

Татьяна Епифанова
Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Одним из показателей здоровья детей является эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие человека — уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи — во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми.

Эмоции и чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. По-этому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении.

Жизнь человека немыслима без эмоций как положительных так и отрицательных, и ограждать ребенка от них невозможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же степени, как и мышцы. Для человека важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.

Тревогу вызывает позиция,которой придерживаются многие: единственное направление эмоционального развития детей — воспитание способности контролировать свои чувства.Отсюда вытекает и со-ответствующая воспитательная позиция: жестко подавлять любые проявления эмоций. К чему это может привести? Как правило, к формированию личности, неспособной понимать не только чужие чувства, но и свои, не владеющей так называемым словарем эмоций, т. е. не умеющей выражать (или сдерживать) свои эмоции. Как следствие — психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями. [1]

А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, эмоционально – комфортное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную и эмоционально-волевую сферу, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием. Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. [4]

Как и любое интегральное понятие, эмоциональное благополучие зависит от многих причин. А. Д.Кошелева особо среди них выделяет: [3]

• состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;

• особенности взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;

• особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребенок посещает;

эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом;

• обстановка в семье ребенка.

Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребенка и развивается заболевание.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания. [2]

Г. Г. Филиппова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья и безопасности.

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния,проявляющиеся:

• в трудностях засыпания и беспокойном сне;

• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла;

• в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

• в рассеянности, невнимательности, в беспокойстве и непоседливости;

• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;

Читайте также:  Как разорвать эмоциональную привязанность

• в проявлении упрямства;

• в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

• в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников;

• в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук, в повышенной тревожности;

• в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

• в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось и т. д. [5]

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Возникает вопрос как же выявить то или иное эмоциональное состояние ребенка. Существует множество методик по выявлению эмоционального состояния, но наиболее комфортными для детей дошкольного возраста являются методики связанные с изобразительной деятельностью. Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив, то в его работах присутствует позитивный, радостный фон, если же ребенок находится под влиянием негативных эмоций, работы зачастую неаккуратны, в них прослеживается и подавленность, и агрессивность, и негативный настрой к окружающему.

Как же справиться с проявлениями эмоционального неблагополучия у ребенка и какие существуют профилактические меры? В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую различные здоровьсберегающие технологии направленные на улучшение как физического так и психическогосостояния воспитанников:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Время проведения в режиме дня: Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

Особенности методики проведения: Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.

Время проведения в режиме дня: Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Особенности методики проведения: Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Время проведения в режиме дня: В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.

Особенности методики проведения: Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы

Время проведения в режиме дня: Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Особенности методики проведения:Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

Время проведения в режиме дня: В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Особенности методики проведения: Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

• Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия):

Время проведения в режиме дня: В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач.

Особенности методики проведения: Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Время проведения в режиме дня: 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Особенности методики проведения: Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Время проведения в режиме дня: В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Особенности методики проведения: Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Время проведения в режиме дня: 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Особенности методики проведения: Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом:

Время проведения в режиме дня: В течение всего дня.

Особенности методики проведения: Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Читайте также:  Если мужчина говорит что чувствует меня

Психогимнастика:

Время проведения в режиме дня: 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Особенности методики проведения: Занятия проводятся по специальным методикам.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.

В свою очередь педагоги, с которыми ребенок общается на протяжении большей части дня, также должны способствовать эмоциональному благополучию детей:

• необходимо привлекать детей к различным играм и поручениям, в которых ребенок может самореализовываться.

Следует отметить, что только совместные действия родителей и педагогов могут принести, положительный результат и внести в душу ребенка мир и гармонию, а используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

1. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание -2007. № 12.- С. 12-17

2. Кошелева, А. Д. Мелодия душевной жизни ребенка/. А. Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. — 2003.- № 8. С. 91-96.

3. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников/ А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева– М. : Академия, 2003.- 176с.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. » Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто.

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Источник

Консультация «Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста»

Бединская Наталья Александровна
Консультация «Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста»

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является определяющим в формировании физического и психического здоровья. Особо актуально в настоящее время стоит проблема формирования психического, в частности эмоционального здоровья дошкольников. Чаще всего, педагоги дошкольной образовательной организации преследуют цель развития интеллектуальных способностей детей, а эмоциональному развитию уделяется меньше времени. Данный подход является неверным, так как гармоничное психическое развитие является залогом успешного развития личности дошкольника в целом, которое объясняется именно слаженным функционированием психической и интеллектуальной систем. Также, в последнее время участились случаи психоэмоциональных заболеваний детей дошкольного возраста, таких как эмоциональная неустойчивость, тревожность и др. Регулярные эмоциональные перегрузки, стрессы, носителями которых являются взрослые, сверстники и другие факторы, не могут не отражаться на психическом здоровье ребенка. Дошкольник не способен противостоять этим факторам и является очень подверженным им.

В Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного образования эмоциональное благополучие ребенка определяется как главнейшая направленность педагогической деятельности в детском саду, а эмоциональное благополучие — как фон для полноценного развития личности дошкольника.

Современные психологи, занимающиеся проблемами эмоционального здоровья детей, говорят о том, что важно соблюдать уравновешенность положительных и отрицательных эмоций. Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста можно охарактеризовать превалированием положительных эмоций над отрицательными эмоциями, а так же их фиксацией в характере детей. Первые из них развивают в детях оптимистичность, настрой на успех, дружелюбие по отношению к окружающим. Эмоциональное неблагополучие объясняет собой неудовлетворительное состояние здоровья ребенка. Он становится очень тревожным, замкнутым, у него наблюдается большое количество необъяснимых страхов, барьеры при взаимодействии с окружающими, а так же заниженная либо завышенная самооценка.

Эмоционально благополучное здоровье каждого дошкольника объясняется различными факторами. Исходя из этого, обеспечение психоэмоционального здоровья требует индивидуального, личностно ориентированного подхода к каждому ребенку.

Читайте также:  Желаю отличного настроения каждый день

«Заботясь об эмоциональном здоровье детей необходимо помнить, что воспитателю нужно внимательно относиться к чувствам и переживаниям ребенка, его способностям, увлечениям, интересам, отношению к себе и к жизни», считает С. Н Гамова и ее соавторы.

Очень важным для формирования эмоционального благополучия дошкольников являются его отношения с окружающими людьми. В детском саду педагог должен формировать взаимоотношения с подопечными так, чтобы их эмоциональноеразвитие протекало наиболее благополучно: формировать ситуацию успеха, всячески оказывать, помощь, поддержку, сотрудничество. Все это укрепляет психоэмоциональное здоровье дошкольников.

Оценка педагога так же является фактором воздействия на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.

Однако применение к дошкольникам отрицательной оценки важно ограничивать, так как они очень ранимы. Ребенок, который получил отрицательную оценку, очень остро чувствует обиду и оскорбление. Сама отрицательная оценка должна подаваться педагогом доброжелательным, мирным тоном, именно тогда она будет побуждать и мотивировать ребенка. Отсутствие оценки вообще также влечет отрицательные последствия, так как ребенок перестает ощущать свою значимость, у него формируется неуверенность в себе и своих силах, теряется ориентировка на важное для него.

Огромнейшее значение в эмоциональном благополучии ребенка имеет его семья и детско-родительские отношения. Семейный климат и характер семейных отношений оказывают очень большое влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Ранний эмоциональный опыт влияет на умение ребенка отзываться на эмоции других людей. Атмосфера доброты, заботы, внимания создают благоприятный эмоциональный фон для психоэмоционального развития. В то же время, игнорирование, постоянное отвергание, жесткость в обращении обучают ребенка по-иному реагировать, с целью адаптироваться в неблагоприятных условиях. Наблюдая за взрослыми, ребенок неосознанно копирует модель их эмоционального поведения и реагирования.

Таким образом, эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста является важнейшим этапом становления полноценной личности дошкольников. Работа над развитием эмоционального здоровья детей в детском саду должна быть направлена на развитие эмпатии, коммуникативных навыков детей, на формирование их положительных поведенческих реакций, на принятие себя и формирование положительной самооценки. Необходимо выделять должное внимание развитию эмоционального благополучия детей, уметь найти подход к каждому индивидуально. Педагогу дошкольной образовательной организации следует не забывать о важности его оценки действий дошкольников

«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.

Проект «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,.

Эмоциональное здоровье педагога Зачетная работа по программе повышения квалификации. «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА» (модуль вариативной части повышения квалификации.

Источник

Оцените статью