Эмоциональное явление которое имеет четко выраженный предметный характер

Эмоциональные явления

Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Р.М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. См.:

  1. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.
  2. Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.
  3. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. С.103-152.
  4. Якобсон П. М. Психология чувств. – М.: Изд. АПН, 1956. С.20-173.

Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

  1. реакция тревоги;
  2. сопротивление;
  3. истощение.

По мнению Г. Селье (см. «Общий адаптационный синдром»), стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности [18].

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой, – от его способности отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Источник

Общепрофессиональный курс, тест по теме «Общая психология»

Тест по теме «Общая психология»

Скачать:

Вложение Размер
Тест по теме Общая психология 32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Общая психология»

Если в процессе коммуникации собеседник отводит взгляд в сторону – это означает что он:

Выберите один ответ:

a. хочет закончить разговор

b. не понимает вопроса

c. формулирует мысль

d. не хочет общаться

Правильный ответ: формулирует мысль

Длительные психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер:

Выберите один ответ:

d. эмоциональный тон

Правильный ответ: чувства

Заключительный момент борьбы мотивов:

Выберите один ответ:

a. принятие решения

b. реализация цели

c. осмысление цели

Правильный ответ: принятие решения

Ключевое слово, характеризующее понятие потребность:

Выберите один ответ:

Правильный ответ: нужда

Отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, и на основе концептуальных систем:

Выберите один ответ:

Правильный ответ: категоричность

Психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, к труду и другим людям:

Выберите один ответ:

Правильный ответ: характер

Тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных:

Выберите один ответ:

Правильный ответ: интеллектуальное

Самое длительное, или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение:

Выберите один ответ:

Правильный ответ: настроение

Термин «психология» в научный оборот ввел:

Выберите один ответ:

Правильный ответ: X. Вольф

Выберите один ответ:

a. правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности

b. общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению

c. общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации

d. форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе

Правильный ответ: форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе

Выберите один ответ:

a. высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений

b. отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на наши органы чувств

c. целостное отражение предметов, воздействующих на органы чувств

d. отражение будущего, создание нового образа

e. отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо

Правильный ответ: высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений

Выберите один ответ:

a. разрабатывает методы обучения и воспитания людей

b. исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность

c. изучает наследственные механизмы психики и поведения

d. изучает человеческие взаимоотношения и явления

Правильный ответ: исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность

Выберите один ответ:

a. врожденные особенности человека, обуславливающие степень эмоциональной возбудимости и особенности приспособления к окружающей среде

b. приобретенные особенности человека

c. общие закономерности психики

Правильный ответ: врожденные особенности человека, обуславливающие степень эмоциональной возбудимости и особенности приспособления к окружающей среде

Выберите один ответ:

a. человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны

b. человек со слабой нервной системой

c. человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой

d. человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением

Правильный ответ: человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением

Выберите один ответ:

a. человек со слабой нервной системой

b. человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны

c. человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением

d. человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой

Правильный ответ: человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой

Выберите один ответ:

a. человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением

b. человек со слабой нервной системой

c. человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны

d. человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой

Правильный ответ: человек со слабой нервной системой

Источник

Билет№11. Виды эмоциональных явлений.

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственноэмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств.

Виды:

Аффекты. Наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. (сильный гнев,ярость,ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.) Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Эмоции.Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение успокоение.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Астенические эмоции ведут к скованности, пассивности.

принято выделять следующие эмоции:

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Чувства.Еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь.

Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи.

В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т. д. (чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д.)

Отдельно можно выделить так называемые морально-политическиечувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.( восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.)

К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Настроения.Самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Настроения могут различаться по продолжительности.

Эмоциональный стресс. Эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

  1. реакция тревоги;
  2. сопротивление;
  3. истощение.

По мнению Г. Селье (см. «Общий адаптационный синдром»), стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности [18].

Источник

Читайте также:  Что чувствуют животные перед усыплением
Оцените статью