Виды эмоциональных явлений.
Аффекты– “сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями». Эмоциональные процессы, быстро овладевающие и бурно протекающие – кратковременны, эмоциональная буря (слезы, рыдания, хохот и выкрики): значительное изменение сознания, утрата самообладания, нарушение контроля над действиями.
Мцыри Лермонтова. Тогда на землю я упал; И в иссуплении рыдал; И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею росою…
Возникают в ответ на уже произошедшее событие (сдвинуто к концу), в критических условиях, при неспособности найти адекватный выход. Критерии определения по А.Н. Леонтьеву: явно выраженные вегетативные изменения, расстройство сознания (сужение), импульсивность поведения и отсутствие планирования, несовпадение аффективного поведения с личностью.
Собственно эмоции (эмоции в узком значении этого слова)– “более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к воздействию внутренних и внешних раздражителей, связанных с удовлетворением потребностей, складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них». В ходе эволюции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
Чувства – одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, имеют “отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном или обобщенном”. Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость, поэтому доминирующие чувства являются значимым фактором в формировании мотивационной сферы личности. Чувства классифицируются по предметной сфере:
1. К области нравственных (моральных) чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждения, к государству, к другим людям, к самому себе, соотнесение восприятия этих явлений с нормами, выработанными обществом (чувство долга, патриотизм, гуманность, дружба и др.).
2. Познавательная деятельность порождает у человека переживания, называемые интеллектуальные (познавательные) чувства. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат (удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине). Являются своеобразным регулятором умственной деятельности.
3. Эстетические чувства предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окружающей действительности (природы, искусства, социальной среды). Придание прекрасному ценностного значения проявляется через разные чувства – восторг, радость, тоску, страдание и др.
4. Практические чувства связаны с деятельностью: трудом, спортом. Эмоциональное отношение к процессу труда и его результату проявляется через чувства удовлетворения, радости, творческого подъема и т.п.
Интеллектуальные, практические и эстетические чувства возникают в единстве с нравственными и обогащаются в связи с ними, поэтому чувства, испытываемые человеком, подчас трудно отнести к какой-либо одной категории
Настроения– сравнительно продолжительные, устойчивые эмоциональные состояния умеренной или слабой интенсивности, отражающиеся на деятельности, поведении человека. У настроения нет специфического целевого объекта, нет каких-либо специфических реакций, субъективные переживания по сравнению с эмоциями менее интенсивны. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «настроение не предметно, а личностно, оно не специальное переживание по поводу какого-то события, а разлитое общее состояние; оно отражает не совсем осознанную оценку личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства». К. Прибрам, рассматривая настроение как некий мониторинг окружающих жизненных обстоятельств, также подчеркивает его функцию оценки общего состояния и потребностей индивида. Различают либо как нерасчлененный общий эмоциональный тон (ровное, приподнятое, подавленное и т.д.), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, тоска, печаль, увлеченность, радость и т.д.). Настроение зависит от общего состояния организма (доказана ключевая роль гормональных и биохимических факторов), типа высшей нервной деятельности, погодно-климатических условий, выполняемой деятельности и т.п. Без причины плохого настроения не бывает, человек по природе своей оптимист. Степень осознанности причин может быть разной. Способность контролировать свое настроение, находить способы его сознательной коррекции является важной частью эмоциональной саморегуляции, т.к. настроение (особенно осознанное) влияет на аффективные и когнитивные процессы, определяет эффективность деятельности, окрашивает поведение человека.
Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, приводящее к сосредочению на предмете страсти всех устремлений и сил. Еще один вид сложных, качественно разнообразных, встречающихся только у человека эмоциональных состояний. По С.Л. Рубинштейну [44], “это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им… Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель” Великая страсть рождает ее великую энергию. «Будьте страстны в своих исканиях», — говорил И.П. Павлов. Великой страсти требуют от человека и труд, и спорт, и искусство, и любовь. Основным признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Причины страсти могут быть как бессознательными влечениями, так и осознанными идейными убеждениями, движущей силой великих дел и открытий
Эмоциональный тон ощущений – простейшая форма эмоций, представляющая собой непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению;
Стресс – особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Биологическая функция стресса – адаптация (или ее попытка). В зависимости от вида стрессора и характера его влияния различают: физиологический(или системный – при непосредственном физическом воздействии на органы и ткани) и психологический, который в свою очередь подразделяется на информационныйи эмоциональный.
Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации, не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс связан с ситуациями опасности, обиды, угрозы, в т. ч. угрозы социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению.
В зависимости от длительности воздействия стресс имеет 3 стадии:
1). стадия тревоги (непосредственная реакция на воздействие),
2). стадия сопротивления (или резистентности – максимально эффективная адаптация),
3). стадия истощения (нарушение адаптационного процесса).
Тревога – эмоциональное состояние, выражающееся в ощущении неопределенной угрозы, чувстве диффузного опасения и тревожного ожидания или чувстве неосознанного беспокойства. Специфические черты: негативный эмоциональный оттенок, неопределенность предмета переживаний, ощущение реальной угрозы, направленность опасений в будущее. Чаще всего она связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии.
Фрустрация – «психическое состояние человека, вызываемое объективными непреодолимыми трудностями, возникающие на пути к достижению цели или к решению задачи».
Определение воли
Удивительные примеры сильной воли сохранила история. Римский юноша Муций, пытаясь убить этрусского царя Порсену, осаждавшего Рим в 508 г. До нашей эры, попал в плен. Разгневанный царь приказал развести огонь в жертвеннике, чтобы пытать юношу и узнать его сообщников. Муций гордо подошел к жертвеннику и положил правую руку в огонь. Продолжая разговаривать с царем, он держал руку в огне, пока она не обуглилась. Потрясенный поступком молодого римлянина, показавшего силу воли своей нации, Порсена отпустил его и снял осаду с Рима. Образ Муция, прозванного Сцеволой (левшой), вошел в мировую литературу как пример воли, все преодолевшей. История нашей Родины знает много случаев самоотверженных подвигов (Сусанин, Космодемьянская, Мересьев).
В 5 в. до н.э. греческий воин, пробежав 42 км из местечка Марафон в Афины, и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым. Это в его память названа в современной легкой атлетике длинная дистанция бега – марафонский бег на 42 км 195 м.
В 1961 г. На станции Новолазаревская в центре Антарктиды случился аппендицит у врача Леонида Рогозова, никто из двенадцати товарищей ему помочь не мог, ни один самолет не долетит, ему грозила смерть от перитонита. Он по всем правилам провел аппендэктомию самому себе.
Для того, чтобы удовлетворить собственные потребности, человек обязан организовать свою деятельность и направить ее на изменение окружающего мира.
Воля– это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Главная функция воли – сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. Сталкиваясь с препятствием, человек либо отказывается от действия в этом направлении либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер.
При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях.
I уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности.
II уровень — активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.
Функции воли
1. Активизирующая – порождает действие как результат внутренних состояний человека.
2. Тормозящая – сдерживает нежелательные проявления активности.
Компоненты воли
–это сложное психическое явление, включающее в себя следующие компоненты:
· Динамический – это система побуждений, идущих от потребностей, которая преднастраивается к деятельности, отвечает за то «к чему я стремлюсь»
· Когнитивный (познавательный) выполняет функцию ориентировки: понимание смысла, цели, выстраивает план будущих действий отвечает на вопрос «что я знаю».
· Праксический (исполнительский) включает набор операций, готовность к выполнению действий, отвечает на вопрос «а что я умею».
Структура воли
1) Волевые процессы, присущие всем познавательным процессам (произвольность).
2) Волевые состояния – кратковременное психическое или физическое напряжение, которое получило название «волевое усилие». Виды волевых усилий:
· При напряжении внимания (при длительной работе, например, печатание на машинке).
· Максимальное мышечное напряжение (несем тяжелый груз и не позволям его себе бросить).
· Связанные с преодолением утомления и усталости.
· Связанные с преодолением страха.
· Связанные с соблюдением режима.
3) Волевые свойства личности (проявляются при преодолении трудностей).
Любое ли наше поведение является волевым? Различают «полевое» поведение (действия человека определены каким-то раздражителем в определенной ситуации: окрик, упавший предмет, шум за окном – импульсивно мы повернули голову), к непроизвольным движениям относят рефлекторные акты (мигание, сужение зрачка, глотание, чихание, отдергивание руки от горячего предмета, мимические реакции (улыбка при радости, сжимание челюстей при злобе), поведенческие реакции в ситуации аффекта человек, убегающий от собаки залез на дерево, не знает как – сознанием не контролировалось поведение, не было осознанным.
Непроизвольным действиям противопоставлены сознательные действия, которые наиболее характерны для человека, они направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность характеризует волевое поведение.
Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 3053 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Общая характеристика эмоциональных явлений.
Эмоции – психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают интенсивность актуальной мотивации, вероятность ее удовлетворения в данной конкретной ситуации.
Эмоции – это функция двух переменных: актуальной мотивации и вероятность ее удовлетворения. Эмоции тесно связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоциональные состояния отражаются на поведении человека. Считается, что эмоциональные проявления генетически обусловлены, а с другой стороны – социально предрасположены.
Эмоции проявляются в виде: а) внутренних субъективных переживаний; б) изменений мимики; в) жесты, пантомимика; г) изменения поведения; д) речь; е) гормональные изменения; ж) вегетативные реакции. Эмоции – это универсальная реакция всего организма.
Типы эмоциональных переживаний:
1. Аффект – один из самых мощных видов эмоциональных реакций. Это очень интенсивные, бурнопротекающие, эмоциональные кратковременные вспышки. Некая целостная эмоциональная реакция на возникшую ситуацию.
Особенности: 1) переживание аффекта навязывает человеку выполнение какихлибо действий; 2) человек после выхода из аффекта не помнит и не контролирует свои действия. При возбуждении аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, переходящее в центры коры головного мозга, затем переходит в двигательное возбуждение. В состоянии аффекта изменяется протекание практически всех процессов, резко снижается способность к прогнозированию.
2. Собственно эмоции – отличаются от аффекта длительностью, может быть реакцией на реальную и предполагаемую (возможную) ситуацию или вспоминаемую ситуацию.
* Изард выделяет фундаментальные эмоции:
Радость – положительное эмоциональное состояние, которое связанно с высокой возможностью для удовлетворения эмоциональной потребности.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, когда кажется, что мала возможность для удовлетворения эмоциональной мотивации.
Удивление – не имеет четко выраженного знака, возникает как реакция на внезапно возникшие ситуации.
Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, чаще всего гнев протекает в форме аффекта и возникает как реакция на внезапное препятствие на пути к удовлетворению значимых потребностей.
Отвращение отрицательное эмоциональное состояние, возникает, когда субъект соприкасается с чемто, которое вступает в противоречие с его ценностями и нормой.
Презрение – возникает в межличностных отношениях, отрицательное эмоциональное состояние, возникает, когда субъект соприкасается с чемто, которое вступает в противоречие с его ценностями и нормой.
Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при осознании субъектом расхождений между действиями и ценностями. Он может возникнуть, если есть знание.
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о грозящей опасности (реальной или воображаемой).
3. Чувства – психическое состояние, имеющее выраженный предметный характер и отражающее устойчивые отношения к какимто предметам и явлениям (реальным или воображаемым). Возникают и формируются в процессе онтогенеза через культурноисторический опыт. В определенной степени чувства определяют референтных личностей. Чувства индивидуальны и зависят от системы ценностей. Страсть – это максимальная выраженность чувств, сложное психическое состояние, которое включает в себя эмоции, мотивации, чувства. Направлена на человека или предмет.
Отличие от эмоций: 1) эмоция – это реакция на ситуацию, до конца не определена и не осознанна; чувства – конкретны, предметны и осознаваемы; 2) эмоции чаще связаны с биологическими процессами; чувства – с социальной сферой.
Группы чувств по направленности:
Нравственные (моральные) чувства, которые переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравниваются эти явления с нормой. Это говорит о том, что у человека слоилась система норм и ценностей.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности, а познавательная деятельность связана с проблемными ситуациями, от этого зависит успешность или безуспешность деятельности.
2. Отражательная – состоит в обобщенной оценке события, определяет полезность или вредность фактов и формируется в процессе общения с другими людьми и личным опытом.
3. Сигнальная (ориентировочная) – отслеживание своего поведения, деятельности.
4. Побудительная (стимулирующая);
6. Переключательная – ситуация конкуренции мотивов.
7. Приспособительная – помогает организму эффективно приспособится к окружающему миру;
8. Коммуникативная – воздействие на окружающих и взаимодействие.
Эмоциональные различия между людьми: 1) разнообразие эмоций проявляется в преобладающем настроении; 2) эмоциональная возбудимость человека; 3) в глубине устойчивости чувств; 4) проявление аффекта и страсти; 5) как эмоциональные переживания отражаются на деятельности.
Развитие эмоций в онтогенезе:
Эмоции развиваются также как и все остальные психические функции с помощью интериоризации.
1. Самые первые эмоциональные проявления возникают на базе врожденных реакций, постепенно осваивает. Осуществляется восприятие, состояние другого человека.
2. Рано начинают проявляется страх и гнев и носят бессознательный характер (резко поднять и опустить ребенка – реакция страха).
3. С 2х мес. Ребенок может строить гримасы.
4. Сочувствие, сострадание – 23 года, все эмоциональные состояния близки к аффекту.
5. К концу дошкольного возраста появляются сложные эмоциональные проявления, которые могут контролироваться за счет овладения собственным эмоциональным поведением, осознание норм поведения; проявляется феномен «горькой конфеты», закладываются эстетические чувства.
Отрицательные эмоции связаны с явлением фрустрации.
Интеллектуальные чувства не только сопровождают, но и стимулируют деятельность, это является доказательством связи эмоциональных и интеллектуальных процессов (единство аффекта и интеллекта).
Эстетические чувства – эмоциональные отношения человека к прекрасному в рамках природы, общества и искусства. Это самые формируемые чувства.
4. Настроения – это самое длительное проявление. Оно менее интенсивно и менее предметно, в отличие от эмоций; это бессознательная обобщенная оценка обстоятельств жизни (актуальных), определяется доминирующими эмоциями человека. От настроения зависит: общее состояние здоровья и тонус НС. Устойчивость настроения зависит от: возраста, особенностей темперамента и характера, особенностей волевой сферы, особенностей мотивационной структуры, эффективности деятельности, самооценки, уровня притязаний; настроение может рассматриваться как личностная характеристика (оптимистпессимист).
Долгое время волю не рассматривали, один из первых поднявших эту проблему был * Выготский в культурноисторической концепции: Слово выражается в значении, которое имеет смысл. Смысл – центральная единица познания психики в психологии, который отражается в переживании. Воля – один из механизмов смыслообразования и один из механизмов регуляции поведения. Он вывел формулу произвольного поведения: Произвольность = аффект + интеллект. Произвольность поведения формируется к 6 годам.
*Гиппенрейтер выделяет: Одним определением волю обозначить нельзя.
1. Феноменальный критерий – (как переживается) Воля – это осознанное, целенаправленное внимание, намеренносознательное решение.
2. Продуктивный критерий – (со стороны результата) Воля – это продолжение действия при встрече с препятствием, сознательное преодоление препятствия.
3. Критерий телесного проявления воли – Воля – это способность к регуляции отдельных параметров действия.
Типы регуляции поведения:
1. Непроизвольная непосредственная регуляция – естественные природные процессы удобные для развития человека (поведение ребенка до 3 лет). Основной механизм – ориентировочный рефлекс.
2. Произвольная опосредованная регуляция – развивается к 6 годам. Выготский – высший психический человеческий процесс.
3. Послепроизвольная опосредованная регуляция – процесс ставший непроизвольным, автоманипуляция с объектом.
4. Произвольная непосредственная регуляция – есть цель и усилия, но средств нет, это нет, не означает, что их нет на самом деле – это чисто волевая регуляция поведения. Воля – проблема выбора, принятия решения, изменение смысла ситуации (цели), проблема средств
1. Целеустремленность – это сознательное и активное достижение результата.
2. Настойчивость – синоним целеустремленности, но с большей силой. Важно отличать от упрямства. Упрямство – это отрицательная черта личности, когда человек руководствуется не разумом, а собственными эмоциями. Такое поведение не целесообразно. Упрямый человек волей не обладает – это слабость воли.
3. Инициативность – способность предпринимать попытки для реализации собственных идей.
4. Самостоятельность – способность реализовать решение, но и противостоять различным помехам и не поддаваться влиянию факторов мешающих. Надо отличать от негативизма. Негативизм – это немотивированное противоречие другим людям, отрицание всего другого – слабость воли.
5. Решительность – скорость принятия решения. Уменьшение до минимума этапа борьбы мотивов. Надо отличать от импульсивности. Импульсивность – необдуманность поступков.
6. Последовательность действий – все поступки человека должны управляться какойлибо идеей или серией идей.
7. Самооценка и самоконтроль – связаны с последовательностью действий.
Дошкольный возраст – первое возникновение борьбы мотивов. Необходимо сформировать у ребенка сознательную дисциплину.
* Ильин – Психология воли, Иванников, Маклаков – Волевая регуляция в нестандартных ситуациях.
* Павлов – рассматривал волю, как инстинкт свободы, рассматривая ее наряду с инстинктами голода, опасности. Воля носит рефлекторный характер, как реакция организма в ответ на внешнее воздействие, стимул.
В противовес Павлову современное представление: поведение и деятельность рассматриваются изначально активно. Человек рассматривается как субъект, приписывается способность к сознательному выбору формы поведения, следовательно, воля рассматривается как сознательное регулирование поведения человека.
* Фрейд – воля – это своеобразная энергия человеческих поступков, а источник энергии – либидо.
* Лоренц – воля исходит изначально из человеческой агрессивности.
* Юнг – воля связана с архетипами поведения и мышления.
* Адлер – воля – это стремление к власти и социальному господству.
Источник