Эмоциональное взросление личности это
В отличие от физиологических изменений, которые в определенной степени одинаково сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни, эмоциональная зрелость не зависит от возраста.
В каких-то случаях она гармонично коррелирует с развитием и взрослением личности, но встречаются также люди, чья эмоциональная зрелость формируется очень рано, а в каких-то случаях она может быть практически неизменной на протяжении всего жизненного пути человека.
Так что же такое «эмоциональная зрелость» — искусственный конструкт, который изобрели люди для описания чужой безответственности, или важный аспект становления личности, которому стоит уделить пристальное внимание?
Что такое эмоциональная зрелость
Термин «эмоциональная зрелость» не имеет однозначного определения. При этом можно охарактеризовать эмоционально зрелую личность с позиции различных философско-психологических подходов. С точки зрения таких учёных, как Хорни, Фромм или Салливан, эмоционально зрелая личность характеризуется смелым и конструктивным отношением к своим внутренним конфликтам и невротическим склонностям. С позиции гуманистического подхода, эмоциональную зрелость можно охарактеризовать как функцию личности, которая, следуя своей истинной природе, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Через призму экзистенциализма эмоциональную зрелость можно описать как составляющую психологического здоровья, проявляющуюся в конструктивном преобразовании тревоги и обретении мужества быть собой. В традициях когнитивно-эмотивного подхода — определять эмоциональные реакции человека и весь его образ жизни как зависящий от основных идей, убеждений, отношений и принципов, поэтому эмоционально зрелая личность способна регулировать свои эмоции через замену иррациональных установок на рациональные, эффективные.
Эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности
Если вывести наиболее общее и просто определение, то эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности, самоконтроля, ответственности, способности к рефлексии, с потребностью в труде и устойчивых отношениях. Взрослый человек стремится состояться в профессии и в семье. Ряд психологов подчеркивают значимость мотивов аффилиации (сопричастности) и достижений. Человеку важно определиться с гражданской и социальной позицией, с образом жизни, со своими принципами и внутренними установками.
Что же определяет уровень эмоциональной зрелости?
Уровень эмоциональной зрелости зависит от нашего жизненного опыта. У каждого из нас он уникальный. Однако даже если опыт двух людей схож, каждый из них по-своему трактует и использует его, делая свои выводы.
Здесь следует отметить второй не менее значимый показатель, а именно – уровень интеллекта человека. Чем он более образован, развит интеллектуально, тем более качественно он извлекает уроки из всего, с чем он сталкивается. Это касается и глубины, и прозрачности его выводов, на которые он может опираться в будущем.
Что отличает эмоционально зрелого человека?
1. Осознание, признание своей главенствующей роли во всем, что происходит в его жизни, другими словами — ответственность. Такой человек управляет своей реальностью, он осознает стопроцентную причастность ко всему, что с ним случается. «У Бога нет других рук, кроме Ваших». Эта фраза очень точно отражает принцип ответственности.
Взрослого человека ответственность наделяет силой, свободой, помогает обрести ему «невидимые крылья», потому что он сам управляет своей жизнью, и что самое главное, — это ему по душе. Человек волен выбирать свои мысли, слова, поступки, намерения, цели. Совокупность этих элементов создает тот или иной жизненный сценарий.
У Бога нет других рук, кроме Ваших
2. Знание себя, своих реакций, а также умение идентифицировать и принимать свои эмоции, анализировать причины, которые их вызывают, умение корректировать свои состояния, направляя их в созидательное русло.
3. Способность к выстраиванию экологичных отношений не только с самим собой, но и с окружающим миром. Здесь важны эмпатия, сочувствие, уважение, принятие, умение слышать другого человека и развиваться через него. Ведь именно такая позиция является выигрышной и дарует нам мудрость. Если мы воспринимаем каждого человека как учителя, то это открывает нам поистине грандиозные возможности.
4. Благодарность. Конечно, все мы прекрасно знаем как важно и ценно выражать благодарность. Когда происходит что-то радостное, то, что с первых секунд дарит нам позитив, это довольно просто и приятно делать. Но я бы особенно отметила умение ценить и благодарить за те эпизоды и жизненные ситуации, которые видятся, на первый взгляд, причиняющими боль и разочарование. Открытость и доверие миру, убежденность, что все происходит не просто так, во всем есть свой смысл и благо для нас. Оно может быть завуалировано и казаться нам чем-то отрицательным, но это только потому, что мы порой не сразу можем увидеть картину целиком.
«Дорогу осилит идущий» или как развивать эмоциональную зрелость?
А надо ли ее вообще развивать? И если да, то зачем?
В идеале каждому самостоятельно ответить себе на этот простой вопрос, который поможет определить намерение. И если вы решительно настроены на прокачку этой ценной структуры, то у вас обязательно получится прийти к этой цели.
1. Ведение дневника осознанности, в котором вы будете фиксировать и анализировать
3-5 раз в день ваши состояния, эмоции, мысли, поступки. В одной графе можно записывать те, что со знаком +, а в другой – те, что со знаком – . И над вторыми особенно тщательно работать, погружаясь в их природу, в то, как можно в будущем их избежать. А над теми, что с +, радоваться и хвалить себя.
Подобный анализ ценен тем, что, работая над своими привычными моделями поведения, эмоциями, мыслями, над своим внутренним миром, вы будете совершенствовать то, что происходит вовне. Вы научитесь управлять этим процессом.
А надо ли вообще развивать эмоциональную зрелость?
2. Визуализация и чувствование:
Как вы поймете, что вы повысили свой уровень эмоциональной зрелости? Какие жизненные ситуации Вам послужили бы подтверждением? Что Вы чувствуете, проживая их? Замедлитесь, закройте глаза и представьте себе.
Как изменился Ваш образ? Какой Вы теперь? Как изменится Ваше окружение?
3. Окружение
1) Развивающая среда
Окружать себя и общаться в том числе с теми, кто в Вашем понимании эмоционально зрелый, кто мог бы быть авторитетом для Вас.
2) Поддерживающая среда
Сообщества, группы людей, которые занимаются самосовершенствованием. Вступив в такую группу, вы обретете единомышленников и надежную опору.
И помните, что в освоении любого навыка, компетенции, в процессе любого движения, важно опираться на искусство маленьких шагов. Если вы будете придерживаться регулярности и продвигаться пусть даже крошечными шажочками, Вы непременно достигнете самых небывалых высот.
Если хотите узнать больше о теме эмоциональной зрелости, советуем посетить первую в России онлайн конференцию GROW UP, посвященную осознанному взрослению, она пройдет с 21 по 23 апреля 2021 года. Регистрация по ссылке.
Источник
Эмоциональная зрелость
Эмоциональная зрелость – это определённая степень личностного развития взрослого человека, которая включает открытость эмоциональным навыкам, осознание личных переживаний и принятие ответственности за них, эмоциональную стабильность, сформированность эмоциональной сферы, умение адекватно обстоятельствам выражать собственные эмоции. Проще говоря, эмоциональная зрелость личности, являет собой способность брать контроль над субъективными эмоциональными реакциями, умение их интерпретировать, сдерживать либо проявлять. Это позиция взрослого человека, которая заключается в понимании, что за всё происходящее с ним ответственен он сам, а не внешние обстоятельства либо окружение.
Признаки
На протяжении всего своего бытия личность постоянно меняется вследствие естественного процесса развития либо деградации. У одних лиц данный процесс выражается более ярко, у иных – скрытно.
Путь к эмоциональной зрелости часто нелёгок, некоторые индивиды так и не достигают её, оставаясь инфантильными или эмоционально незрелыми личностями.
Несозревшие в эмоциональной сфере личности характеризуются неуверенностью, стремлением к самоутверждению за счёт сторонних людей, склонностью к грубости, зависти, осуждению. Они пристрастны к пагубным слабостям (алкоголю, наркотикам). Вследствие неудовлетворённости собственным бытием они стараются утешиться, погрузившись в окружающие легкодоступные соблазны.
Эмоциональная зрелость личности характеризуется нижеприведёнными признаками:
– гибкостью (способность адекватным образом приспосабливаться к уникальным обстоятельствам, событиям, ситуациям);
– ответственностью (зрелый индивид принимает ответственность за собственное бытие, он осознаёт, что сиюминутные обстоятельства являют собой следствие принятых им решений, он не обвиняет окружение, если произошла неудача);
– стремлением к саморазвитию (решение задач будущего вынуждает людей развиваться сегодня, зрелая личность испытывает потребность образовываться, получая новую информацию);
– поиском альтернативных мнений (ведь зрелый индивид осознает, что любую деятельность, умение, процесс можно совершенствовать, поэтому он охотно ищет иные мнения, рассматривает воззрения окружающих лиц и с радостью следует им, если понимает, что предложенный путь эффективнее либо менее затратный);
– непредвзятостью (несогласие с воззрениями окружения не является поводом к их критике, поскольку каждый вправе иметь собственные убеждения);
– устойчивостью (зрелый субъект осознаёт, что всегда будут разочарования, неуспехи, будут появляться проблемы и нерешённые задачи, поэтому неуспех сегодня не выбивает его на неделю из колеи, а позволяет наметить дальнейшие шаги, дабы нормализовать ситуацию);
– уравновешенным поведением (естественно, невозможно сохранять спокойствие и невозмутимость постоянно, но в 80% случаев вполне реально);
– реалистическим оптимизмом (зрелые индивиды не склонны к самообману, они осознают, что успешность обусловлена терпением и приложением усилий, и все это понимание подкреплено у них адекватным оптимизмом);
– открытостью (с такими индивидами легко взаимодействовать, люди в их присутствии ощущают себя комфортно);
– верой в собственную личность;
– юмором (зрелые индивиды не воспринимают собственную персону излишне серьёзно, они способны искренне над собой посмеяться вместе с товарищами или коллегами).
Каждый человек имеет различный уровень эмоциональной зрелости. Данный показатель является тем, над чем следует работать, постоянно совершенствуя его.
Уровни эмоциональной зрелости
Всякая эмоция являет собой последствие удовлетворения либо неудовлетворения какой-нибудь потребности, ценности, желания. При удовлетворении желаемого возникают позитивные эмоциональные ответные реакции, при отсутствии удовлетворения – негативные. Поскольку большинство желаний, потребностей, ценностей удовлетворяются исключительно посредством чего-то извне, то можно заключить, что человеческие эмоции играют значимую роль в их бытие. Ведь именно при помощи эмоциональной сферы возникает «связывание» душевной системы ценностей, потребностей с внешней средой.
Эмоции сообщают об удовлетворении потребности (оценочно-сигнальная функция эмоций). Они дают «психологическую силу» для деятельности (мобилизационно-регулирующая функция). С их помощью происходит фиксирование отрицательного и закрепление положительного опыта (следообразующая и адаптивная функция). Именно эмоции дарят людям ощущение бытия, его наполненности.
Следовательно, эмоциональное созревание не менее значимо в существовании человека, чем умственное развитие. Именно поэтому степень эмоциональной зрелости человека является важнейшей характеристикой его умения полноценно существовать.
Ниже приведены уровни эмоциональной зрелости.
Самый низкий уровень именуется эмоциональным блоком. То есть сами эмоции есть, но индивидом они не ощущаются. Их наличие определяется по сопротивлению одним поступкам и возникновению побуждения к другим. Эмоции могут вынуждать совершать действия либо блокировать их. При этом индивид не ощущает непосредственно эмоциональный посыл. Просто он не в состоянии прекратить какое-либо действие, происходящее наперекор сознательному решению, или наоборот совершить какую-нибудь операцию. Также подобное состояние можно описать как вакуум, оцепенение, пустота или замороженность. Нередко случается, что описываемые «неуловимые» эмоции бесконтрольно откладываются, приводя к аффективным вспышкам, сменяющимся опять «бесчувственным» состоянием до следующего подобного всплеска.
На следующем уровне эмоции ощущаются как телесные проявления. Так, например, страх обнаруживается в потливости и учащённом сердцебиении, депрессия – в стеснении груди, гнев – в дискомфортных спазмах в эпигастрии. При этом эмоция как сама эмоция не ощущается.
Низкая эмоциональная зрелость обнаруживается в хаотических переживаниях. Сами эмоции ощущаются как определённый уровень расплывчатой эмоциональной энергии, однако какая именно эмоция переживается определить невозможно. То есть человек не различает собственные ощущения, он ощущает вместо определённых эмоций «кашу» (мешанину) из них и напряжение.
Четвёртый уровень – это различение эмоций. Здесь наблюдается различение и опознание эмоций, определение возбудивших их ситуаций, сопровождающих мыслительную деятельность и желания. Человек одновременно может испытывать несколько неодинаковых эмоций, опознавая и различая их. При этом интенсивные переживания искажают здравую оценку.
На пятом уровне возникает ответственность за собственные эмоции. Внутренний субъективный контроль над переживаниями, заключающийся в понимании, что не события вынуждают человека чувствовать, а его чувства являются откликом на ситуацию. Эмоции не воздействуют на здравое оценивание ситуации либо производимые действия. Сегодня данный уровень считается достаточно высокой степенью сформированности.
На следующем уровне возникает не только умение управлять индивидуальным эмоциональным реагированием, но и эмпатия – понимание и прочувствование переживаемого другими субъектами. При этом индивид чётко разделяет «свои» от «сторонних» эмоций. Он не переживает чужие ощущения, а чувствует, что переживает другой. Данный уровень считается очень высокой степенью развитости. Дабы достичь следующего уровня, необходимо учиться производить «обмен» эмоциями с иными субъектами.
Эмоциональное взаимодействие возникает на последнем уровне. Человек может не только прочувствовать эмоции окружающих лиц, но и полноценно сознательно на уровне эмоций взаимодействовать с окружением.
Эмоциональная зрелость ребенка включает эмоциональную устойчивость, низкую степень импульсивного реагирования, выработку учебной мотивации. Эмоционально сформированный малыш способен контролировать проявление собственных переживаний, настроение его устойчиво, а также он способен сдерживать недовольство, огорчение, обиду.
Как правило, у детей выделяют три компонента школьной зрелости: социальный, эмоциональный и интеллектуальный. Эмоциональный компонент школьной зрелости очень важен, поскольку может стать базисом неготовности к школьной среде ребёнка, а следовательно, и причиной целого комплекса школьных проблем, включая и социальную адаптацию его среди сверстников.
Именно поэтому так важно развивать способность контролировать проявление индивидуальных эмоциональных реакций.
Развитие
Понимание себя, субъективных реакций на проистекающие события, способность обрисовать собственные чувства, осознание, что их порождает – является чертами зрелой личности. Она может осмысленно и легко взамен негативных деструктивных эмоций и машинальных неосознаваемых реакций избирать позитивные, созидательные состояния. Такая личность способна понимать и ощущать окружающих людей, выстраивать гармоничное взаимодействие с ними.
Развитие эмоциональной зрелости достигается, если поставить перед собой намерение взять ответственность за собственное бытие и формировать его собственноручно. Без данного шага невозможно двигаться дальше по пути достижения эмоциональной зрелости. Ведь в намерении содержится решение действовать, а также разумение того, каким образом двигаться к поставленной цели.
Дабы научиться выбирать собственную реакцию на различные события, прежде всего, необходимо подмечать и правильно именовать возникшее автоматически чувство. Здесь поможет «Дневник эмоций», представляющий собой обычную тетрадь, в которую следует заносить ощущаемые эмоции, а также несколько дополнительных слов, точнее описывающих текущее состояние. Чтобы верно обозначить испытываемое чувство, можно воспользоваться словарём эмоций. Помимо того, нужно записывать и события, побудившие эти реакции. После чего следует проверить силу собственных эмоций, ведь каждое проявление содержит градации и оттенки.
Так, например, ощущение бешенства более сходно с раздражённостью, вызванной усталостью либо с нетерпением. Описывая собственные переживания, необходимо определять их интенсивность, соотнося с баллами от 1 до 10. Также следует проанализировать, какие нереализованные потребности породили реакцию, и какие черты характера скрыты за чувствами. Это тоже нужно занести в дневник.
Важно приведённое упражнение делать ежедневно. При этом анализировать и вносить следует, как негативные реакции, так и положительные переживания. Итогом этой техники будет чёткая картина того, что мешает и нуждается в трансформациях.
Третий шаг заключается в приобретении осознанности, что подразумевает осознание себя «здесь и сейчас». Этот умение нужно тренировать. Здесь помогут специальные техники для фиксации внимания, йога, медитация.
Четвертый шаг подразумевает саморегуляцию и осознанность выбора. Здесь необходимо осознанно выбирать состояние, в котором хочется существовать. В этом и заключается управление собой. Человек, вместо того, чтобы подчиняться жизненным перипетиям, собственным машинальным реакциям и отрицательным деструктивным эмоциям, становится активным создателем своего бытия и наполняет его вдохновением, безмятежностью, радостью, гармонией, уверенностью, любовью.
Пятым шагом является умение сопереживать и создание гармоничных взаимоотношений. Человек, достигая эмоциональной зрелости, выбирает, какие отношения он предпочитает завязывать с окружением, и создаёт их. Глубокое понимание собственной личности, знание себя позволяет понимать и ощущать окружающих. Становясь эмоционально сформированной личностью, индивид обретает душевную свободу и получает возможность создавать такую реальность, о которой он грезит.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник