Эмоциональное взаимодействие ребенка с окружением

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.
статья на тему

Очень часто, мы — взрослые уделяем большое внимание физическому здоровью наших детей, забывая о том, что существует еще и эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие включает в себя: эмоции, чувства ребенка, осознание своего собственного «Я» и своего места среди сверстников. Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека, его фундамент закладывается в дошкольном возрасте и определяет успешность развития ребенка, и зависит от окружающих ребенка взрослых (родителей и близких, воспитателей) от их отношений и реакций на его поведение.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnoe_blagopoluchie_rebenka_v_gruppe.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.

Очень часто, мы — взрослые уделяем большое внимание физическому здоровью наших детей, забывая о том, что существует еще и эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие включает в себя: эмоции, чувства ребенка, осознание своего собственного «Я» и своего места среди сверстников. Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека, его фундамент закладывается в дошкольном возрасте и определяет успешность развития ребенка, и зависит от окружающих ребенка взрослых (родителей и близких, воспитателей) от их отношений и реакций на его поведение.

В детском возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются межличностные отношения: дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

Общение со сверстниками имеет ряд особенностей, отличающих его от общения со взрослыми: первое, что бросается в глаза, — это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно — кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Еще одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость — и чем чуднее, тем веселее. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул — и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими.

Формы общения со сверстниками:

1. Эмоционально — практическая форма общения. (2-4года) — ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет) — период расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры.

3. Внеситуативно — деловая форма общения (6-7лет) — дети рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне. Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

Проблемные формы отношения к сверстникам:

Агрессивные дети: практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

Обидчивые дети: среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком своего игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в группе и в конечном итоге деформируют личность человека.

Застенчивые дети: з астенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и т. д.

Демонстративные дети: с равнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений. Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении.

Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя. Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими является сосредоточенность на собственной ценности и на том, «что я значу для других». Такой ребенок уверен, что окружающие думают только о нем, приписывает им определенное отношение к себе и переживает его как реальное.

Специальные исследования показали, что наибольшей популярностью в группе сверстников обычно пользуются именно дети, которые могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Именно эти качества: чуткость, отзывчивость, внимание к другому — наиболее высоко ценятся в детской группе. Эти качества обычно называют нравственными. Отсутствие этих качеств (нечувствительность и отсутствие интереса к партнеру, враждебность и т. д.), напротив, делает ребенка отвергаемым и лишает симпатии сверстников. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

Главная целью воспитания гуманных отношений является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Игры на повышение эмоционального микроклимата в группе помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Базовые принципы игр:

  1. Безоценочность.
  2. Отказ от реальных предметов и игрушек.
  3. Отсутствие соревновательного начала в играх.

Игры на формирование внимания к сверстнику.

В таких играх, как «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо», дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.

Игры на способность к согласованности движений: «Змея», «Скачет, скачет воробей» — эти игры требуют ориентации на действия партнеров и подстройки к ним, что способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Игры для погружения детей в общие для всех переживания: «Найдем клад», «Казаки – разбойники» — создаваемое в этих играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.

Ролевые игры: дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях (например, в игре нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке, или спасти кого-то от дракона, или вылечить ребенка и пр.).

Игры на вербальное выражение своего отношения к сверстнику: комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т.д. Посредством данных игр дети учатся видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

Игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности: изготовление общих рисунков, поделок, подарков.

В процессе проведения данных игр дошкольники становятся более внимательными друг к другу, замечают действия и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре. После проведения данных игр дети начинают больше и лучше играть вместе и самостоятельно разрешать конфликты. И обеспечивается самое главное – признание других и уверенность ребенка в группе сверстников.

Список информационных источников:

  1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. — М.,2005.
  2. Буре Р. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.:Мозаика-синтез, 2011.
  3. Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. О.А.Шаграевой, С.А.Козловой. – М., 2003. Гл.2 Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду.

Источник

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
консультация (1 класс) на тему

Родительское собрание в 1 классе

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie.docx 16.98 КБ
rekomendatsii_po_razvitiyu_polozhitelnyh_emotsiy_vashego_rebyonka.doc 23.5 КБ
znachenie_emotsiy_dlya_formirovaniya_polozhitelnogo_vzaimodeystviya_rebenka_s.ppt 106 КБ

Предварительный просмотр:

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

  1. Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.
  2. Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников.

Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Если нас с вами попросят вспомнить фильм «Доживем до понедельника», то мы сразу вспоминаем фразу, сказанную героем фильма: «Счастье – это когда тебя понимают».

Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому, который хуже одет и менее сыт?

Ответ прост: человеку мало лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный другими, и в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда, зависит от вас.

«Ребенок – это живой человек, — писал великий педагог А.С. Макаренко. – Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослых. И радости, и драмы этой жизни сильнее потрясают личность и скорее способны создать и мажорные характеры деятелей коллектива и характеры злобных подозрительных и одиноких людей».

Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание.

Некоторые родители особенно увлекаются дисциплиной. В таких семьях, дети, как правило, не чувствуют себя окруженными любовью.

Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя спонтанно, нужно выражать свою любовь к ним всеми способами.

Оказывается, что ребенок внимательнее всего слушает нас, когда мы смотрим ему в глаза.

Тяжелой для ребенка является родительская привычка – избегать смотреть ему прямо в глаза. Увы! Как часто мы выбираем такую суровую меру наказания! Для ребенка очень мучительно, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него. Это действует на него угнетающе, и может оказаться, что такие тяжелые минуты своей жизни ребенок никогда не забудет.

Глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь независимо от того, довольны вы им в данный момент или нет.

Второй способ выражения любви к ребенку – физический контакт.

При каждодневном общении с ребенком любящий взгляд и нежное прикосновение необходимы ему. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с окружающими его людьми. Ему будет легко общаться, а следовательно, он будет пользоваться всеобщей симпатией.

Третий способ выражения любви – пристальное внимание. В чем оно заключается?

В том, что мы сосредотачиваемся на ребенке полностью, не отвлекаемся ни на какие мелочи, так чтобы наш ребенок ни на мгновение не усомнился в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что для своих родителей он – самый важный человек в мире. Не имея возможности уделять ребенку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб.

Пристальное внимание – это насущная потребность каждого ребенка. Не получая достаточно внимания, ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие. Ежедневно выкраивайте время, чтобы побыть с ребенком наедине. Как сказал С. Соловейчик: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребенка и берлогой для большого».

Не скупитесь на любовь к вашему ребенку!

Ритуалы, которые нравятся детям:

— Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.

— Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия.

— В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для ребенка и родителей.

— На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.

— В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.

— Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.

Источник

Читайте также:  Не чувствую боли не чувствую снова
Оцените статью