Эмоциональное взаимодействие педагогов с детьми

Взаимоотношения педагога с ребенком- как основное условие эмоционального благополучия.
консультация по теме

Признание взрослым ценности саморазвития ребенка требует изменений образования: не подтягивать ребенка к заранее известным заданным нормам, а создавать условия для обеспечения максимально полного личностного роста. При этом способами общения с ребенком будут понимание, признание, принятие. Взгляд на ребенка как на полноценного, сотрудничающего партнера позволяет ребенку раскрепощаться, быть уверенным в себе, не бояться неудач. Ребенок будет активным в своем развитии, если он: — доволен собой ( комфортно себя чувствует); — уверен в себе; — может быть самим собой; — восприимчив к окружающим ( проявляет интерес к тому, что происходит вокруг). Ребенок доволен собой, если рядом с другими он чувствует себя свободно, может таким, какой он есть. Важен хороший контакт воспитателя с ребенком. Выражение « хороший контакт» означает « мы понимаем друг друга, мы доверяем друг другу, нам интересно друг с другом». Педагог может способствовать развитию ребенка, если будет: — хорошо видеть и слышать ребенка; — понимать ,чем он живет; — понимать, что с ним происходит.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Центр развития ребенка — детский сад №134ь «Жемчужинка»

г. Чебоксары Чувашской Республики

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду зависит от многих причини одной из основных является то, как взрослые поддерживают его в разных ситуациях, как они помогают ребенку поверить в свои силы. Для ребенка очень важно , как строятся его отношения со взрослыми в частности, с педагогами в детском саду, доверяет ли педагог ребенку, предоставляя ему самостоятельно делать выбор и таким образом проявляя уважительное отношение к малышу, к его личности.

Признание взрослым ценности саморазвития ребенка требует изменений образования: не подтягивать ребенка к заранее известным заданным нормам, а создавать условия для обеспечения максимально полного личностного роста. При этом способами общения с ребенком будут понимание, признание, принятие. Взгляд на ребенка как на полноценного, сотрудничающего партнера позволяет ребенку раскрепощаться, быть уверенным в себе, не бояться неудач. Ребенок будет активным в своем развитии, если он:

— доволен собой ( комфортно себя чувствует);

— может быть самим собой;

— восприимчив к окружающим ( проявляет интерес к тому, что происходит вокруг).

Ребенок доволен собой, если рядом с другими он чувствует себя свободно, может таким, какой он есть. Важен хороший контакт воспитателя с ребенком. Выражение « хороший контакт» означает « мы понимаем друг друга, мы доверяем друг другу, нам интересно друг с другом».

Педагог может способствовать развитию ребенка, если будет:

— хорошо видеть и слышать ребенка;

— понимать ,чем он живет;

— понимать, что с ним происходит.

Наблюдения педагогов показывают, что многие дети испытывают неуверенность в себе, эмоционально напряжены, не знают как поступить в определенной ситуации. Это отражается на успешности развития детей ,нарушает и сдерживает процесс их развития.

Содержание программы « Я, ты, мы» направлено на:

— стимулирование уверенности в себе через формирование положительного отношения к себе;

— приобретение умения обходиться с чувствами, желаниями и мнения самого себя и других;

— развитие социальных навыков, позволяющих выполнять работу и играть вместе.

Если при реализации стандартных программ педагогу достаточно владеть знаниями общих закономерностей психического развития ребенка, то данная программа требует от педагога знаний:

— об особенностях развития конкретного ребенка, а не усредненного субъекта;

— умения видеть различия между детьми;

— способности выстраивать педагогический процесс, исходя из интересов, потребностей и индивидуальных способностей каждого ребенка.

Специалистами предложены техники работы с детьми , которые помогают педагогу осознать интересы и потребности конкретного ребенка и строить свою работу с детьми.

Суть данных техник:

Техника наблюдения — педагог фиксирует особенности действий и поведения ребенка, избегая субъективных оценок ( эпизоды из жизни ребенка, индивидуальные карты ребенка, портфолио, рисунки детей, фотографии).

Техника педагогического диалога – диалог возможен при хорошем контакте и благоприятной атмосфере общения и требует от педагога :

— принятие ребенка ( педагог уделяет внимание ребенку, выслушивает его, одобряет его инициативу);

— умения встать на место ребенка ( педагог спрашивает о чувствах, переживаниях и впечатлениях, стимулирует желание самовыразиться);

— искренности ( воспитатель говорит о собственном опыте, предлагает себя как серьезного партнера в разговоре, показывает себя какой он есть на самом деле);

ЧТО НУЖНО ПРЕДПРИНИМАТЬ, И КАК НЕОБХОДИО ПОСТУПАТЬ ПЕДАГОГУ, ЧТОБЫ РЕБЕНКУ БЫЛО ХОРОШО И КОМФОРТНО В ДЕТСКОМ САДУ?

1. Видеть и понимать индивидуальность каждого ребенка. Важно умение воспитателя ставить себя на место ребенка в конкретной ситуации.

2. Стараться различными способами собирать различные сведения о ребенке с той целью, чтобы узнать в каких социальных условиях растет и развивается ребенок. Это могут быть различные беседы, наблюдения, посещения на дому.

3. Строить свои взаимоотношения с ребенком так, чтобы ребенок мог рассказать, что его волнует.

4. Принимать участие в сюжетно- ролевой игре и стимулировать ребенка к использованию его социального и эмоционального опыта.

5. Помогать ребенку выражать свои чувства и переживания в сюжетно- ролевой игре, предлагая себя в качестве партнера и применяя игру по ролям.

6. Вести учет социально- эмоциональных достижений детей для того, чтобы наметить план мероприятий, необходимых в решении той или иной проблемы.

В процессе наблюдения необходимо решать следующие вопросы: — Что я видела?

— Что может ребенок?

— Что нужно для него?

— Чему он отдает предпочтение?

— Могу — ли я что-то изменить?

— Что я должна предпринять?

Чтобы понимать ребенка, принимать его таким , какой он есть, педагогу надо хорошо ориентироваться в языке эмоций и стараться правильно распознавать то эмоциональное состояние ребенка, в котором он находится в данное время, при этом делая акцент на выразительные средства ( поза, мимика, жесты). А для того, чтобы понимать проблему важности выражения чувств ребенка, педагогу самому, нужно осознать свои чувства, потому что собственный фон взрослого, его чувствительность и культура оказывают влияние на формирование взаимоотношений и общение с детьми.

Педагог должен говорить:

« Я начинаю позитивно реагировать на все, что происходит вокруг меня, я представлю ребенку самому решать проблему. Только тогда дети научатся доверять самим себе, будут довольны собой, станут активными и восприимчивыми к чувствам других, смогут самостоятельно принимать решения».

Сигналами хорошего самочувствия детей в детском саду и дома могут служить самостоятельно выполненные поделки, рисунки. На примере рисунков мы можем сказать о том, что ребенок чувствует, существует ли в настоящий момент какая – либо проблема в его эмоциональном состоянии и поведении.

Титульный лист. Фото. Фамилия , имя, ребенка, № группы

1. Раздел « Давайте познакомимся»

«Полюбуйтесь на меня» ( портреты сделанные в день рождения).

«Обо мне» (время, место рождения, что означает имя, когда именины, почему выбрано это имя , гороскопы, талисманы , знаки зодиака).

Анкеты для родителей.

Рубрика: « Я люблю…», «Мне нравится…», «Обожаю, когда…»

2. Раздел «Я расту!» (динамика роста , динамика роста физической активности,

Антропометрические данные: « Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и.т. д.

3. Раздел « Портрет моего ребенка»

Индивидуальная карта развития ребенка.

Книжка в картинках – « Я и моя семья», « Детский сад».

Фото и видеоматериалы.

Самооценка по тесту « Лесенка».

4. Раздел « Я мечтаю»

Высказывания самого ребенка:

« Я бы хотел быть…»,

« Кем и каким я буду , когда вырасту…» и.т.д.

5. Раздел «Вот что я могу»

Продукты творчества ребенка( рисунки, рассказы ,книги- самоделки, фото-, видеоматериалы…).

Что ни слово – золото(высказывания детей).

6. Раздел «Мои достижения»

Корзина пожеланий: благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.

Благодарственное письмо родителям — за воспитание ребенка.

Иллюстрации « умений» — фото-. видеоматериалы.

7. Раздел «Посоветуйте мне…»

Лист рекомендаций: воспитатели, специалисты.

Отзывы родителей о ребенке.

8. Раздел « Скоро в школу»

Результаты психолого — педагогических обследований.

Лист- вкладка « Что вошло в ранец»(заполняет ребенок)

9. Раздел «Спрашивайте, родители!»

Используя полученную информацию о ребенке, можно составить план индивидуальной работы.

Организация работы в группе.

Организация работы в группе – единое целое. состоящее из связанных с друг другом аспектов: педагогического климата, позиции педагога, тематического планирования, организации пространства, распорядка дня и внутренних правил.

При этом необходимо создать атмосферу, в которой:

— поддерживается вера детей в себя: я могу что-то ;

— развивается самостоятельность и ответственность детей: хочу сделать это сам;

— ребенок может оставаться самим собой в отношениях с другими: я чувствую себя дома.

Атмосфера защищенности и комфорта во многом зависят от обеспечения условий для самостоятельного выбора детьми видов деятельности. Необходимо провести следующий анализ:

  • Сколько времени, находясь в детском саду , дети имеют возможность для деятельности, которая их интересует?
  • Каким образом ребенок узнает о том, что его ожидает его в течение дня?
  • Что из того, что планируется в течение дня, дети могут выбрать самостоятельно, исходя из своих интересов и потребностей. / «Доска выбора»- пиктограммы, пиктограммы оценки ребенком своей деятельности/.

Использование выбора деятельности позволяет реализовать право ребенка на саморазвитие в процессе диалога, межличностного взаимодействия, через организацию развивающего игрового пространства.

Вопросы, требующие внимания при организации пространства.

  1. В какой мере организация пространства группы отвечает потребностям детей?
  2. Какая игра/ рабочее место самое любимое у детей? Знаете ли вы почему?
  3. Каким образом должно быть организовано пространство группы, чтобы дети могли самостоятельно работать?
  4. В какие игры можно играть на столе?
  5. В какие игры можно играть на полу или на коврике?
  6. Какие игры/ рабочие места позволяют детям играть вместе?
  7. Какие /рабочие места требуют тишины/концентрированной работы? Располагают к тишине?
  8. Где находится самое лучшее место для шумных игр?
  9. Где находится самое лучшее место для эмоциональных игр?
  10. Существует ли место , где ребенок мог бы уединиться?
  11. Где находится самое лучшее место для групповых разговоров?

Для хорошей организации работы в группе можно использовать пиктограммы:

Внутренние правила группы.

Наблюдения за ребенком и учет индивидуальных потребностей:

Заинтересовал ли я ребенка?

Чувствует ли ребенок себя хорошо?

Есть ли прогресс в развитии ребенка?

Каково мое влияние на этот процесс?

Работа с группой и учет групповых интересов:

Согласовывается ли происходящее с интересами/ запросами детей?

Носит ли деятельность разнообразный и доступный характер?

Стимулирует ли деятельность самостоятельность, активность и действие?

Могут ли дети нести ответственность за происходящее ?

Подходит ли организация пространства ?

Способствует ли окружающая среда развитию?

Самоанализ педагога ( рефлексия планов, предложений, отношений):

Реагирую ли я искренне и с интересом на происходящее?

Веду ли я себя открыто, располагающе?

Показываю ли я свои мысли, эмоции, говорю о них?

Даю ли я возможность детям внести свой вклад в работу, игру?

Помогаю ли я детям контактировать друг с другом?

Источник

Влияние педагога на эмоциональное самочувствие ребенка

Любовь Беляева
Влияние педагога на эмоциональное самочувствие ребенка

«Эмоциональное развитие детей –одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка».

/Лев Семенович Выготский/.

Эмоция –это и есть сама жизнь!

Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь.

Чтобы контакты воспитателя с ребенком приносили взаимное удовлетворение, воспитателю необходимо быть очень внимательным к эмоциональному состоянию ребенка.

Детям сложно говорить о своих чувствах, о том, что с ними происходит, о причинах своего состояния. Возможно, это связано с возрастом или обусловлено тем, что с ними об этом просто не говорят близкие.

Например, подолгу находясь у компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме, со стороны взрослых, также не всегда встречается должное внимание к настроениям ребенка. Родители бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды. Почему же взрослые, лишены наблюдения за своими детьми? Если плачет ребенок, то важно знать причину слез и не ругать его. Если он плачет по причине того, что ему больно или его обидели, то надо попробовать найти способ решения проблемы или способ его успокоить. В этот момент важно не запрещать ребенку плакать, а попробовать переключить его внимание на что-нибудь другое, возможно, почитать книгу вместе или поиграть, порисовать вместе с ним. Не выраженные эмоции могут привести к проблеме со здоровьем. Надо найти золотую середину и, если ребенок устал, он тоже может быть плаксивым и раздраженным и нам, взрослым, нужно порой вспомнить, как важно нам таким большим и умным порой чувствовать поддержку.

Сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного змоционального микроклимата — это хорошее настроение детей в течение всего дня; доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; способность детей занять себя интересным делом; возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться; информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного.

Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садится на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на диване. Это помогает детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам; ребенок испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.

На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.

Чтобы контакты педагога с ребенком приносили им взаимное удовлетворение, педагогу необходимо быть очень внимательным к эмоциональному состоянию ребенка, адекватно интерпретировать его поведение в конкретной ситуации, находить правильные способы

Мальчики строят из больших кубиков и брусочков многоэтажные гаражи. Ваня плохо владеет навыками конструирования, и гараж его рушится. Он смущен и огорчен. Мальчик снова принимается за дело – и опять неудача. Теперь на лице его досада. Другие дети начинают смеяться. Воспитатель, улыбаясь, предлагает построить еще раз. Ваня с опаской начинает строительство, его постройка опять рушится. Он, плача, ломает гаражи других детей – начинается драка. Воспитатель раздраженно сажает Ваню на стул.

Сначала воспитатель искренне хотел подбодрить мальчика, но не сделал главного в этой ситуации – не показал приемы конструирования. Кроме того, необходимо было воздействовать на тех мальчиков, которые смеялись над Ваней. В результате у ребенка появилось отрицательное эмоциональное состояние.

В группу принесли новую мозаику. Славе не удается сложить рисунок. Он огорчен и раздосадован. Воспитатель, играющий с другими детьми в лото, подходит к Славе и предлагает ему сложить рисунок вместе. Воспитатель, не акцентируя внимание мальчика к своей помощи, подсказывает правильные способы конструирования. В итоге Слава испытывает чувство радости от того, что у него «получилось».

В этом случае тактичная помощь помогла установить личностный контакт, результатом чего стало предупреждение ситуативного эмоционального дискомфорта.

А вот примеры для размышления:

Сложилась такая ситуация:

Воспитатель пришел работать во вторую смену в чужую группу. Девочка, уходя домой, взяла игрушку домой. Воспитатель объяснила, что домой игрушки нельзя брать. Ребенок стал плакать. Мама ребенка стала возмущаться, говоря о том, что воспитатель группы всегда дает ей игрушки домой. Воспитатель вежливо сказала, что придет ваш воспитатель, тогда возьмешь игрушку домой. (ваше мнение).

Воспитатель учит, например, дни недели, части суток и. т. д. А другой воспитатель говорит, кто выучит, тот получит сладкую конфету и каждый раз правильный ответ-конфета. И вот, когда другой воспитатель спросил ребенка, например, части суток, и ребенок ответил,но за правильный ответ попросил слезно конфету: «Дайте мне конфету, я же выучил.» ….и ребенок продолжал плакать. (ваше мнение).

Приведенные примеры позволяют сделать вывод: воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять потребность, которую испытывает ребенок, и помочь ему преодолеть отрицательный ситуативный дискомфорт.

Избегайте публичных негативных оценок детей – это лишает их перспективы занять достойное место в детском сообществе, настраивает против них сверстников, понижает самооценку; подойдите к ребенку, возьмите его за руки, посмотрите ему в глаза и скажите, что огорчило вас в его поступке. Чаще хвалите детей, создавайте атмосферу эмоциональной поддержки – если ребенок в чем-то провинился, то, может быть,более эффективными будут доброжелательные слова: «такому хорошему мальчику, как ты, совсем необязательно толкать и обижать…»

ребенка, не успевающего выполнять задания,следует поддержать: «я заметила, что ты сегодня старалась на занятии, и очень рада, что у тебя получается все лучше и лучше».

Подходите индивидуально к каждому воспитаннику – гиперактивный ребенок: на такого ребенка хорошо влияет телесный контакт (мягкое поглаживание рук, спины, спокойный, без ноток раздражения

– неуверенный, робкий ребенок (или новичок): желательно поиграть с ним, постепенно подключая других детей, малыш поймет, что вы оказываете ему особые знаки внимания, другие дети также это поймут – ведь с ним играет сам воспитатель.

– капризный ребенок: сначала разберитесь в причине слез или упрямства, ваша реакция должна быть сочувствующей, ведь каприз – часто сигнал, что ребенок нуждается в помощи, если вам не удается сразу успокоить ребенка, не надо считать себя плохим педагогом, причина такого поведения может быть в семейных отношениях, в состоянии здоровья ребенка.

– агрессивный ребенок: истоки такого поведения чаще всего надо искать в семье, воспитатель должен в тактичной форме рассказать родителям о проблеме ребенка, о том, что его агрессия мешает ему жить в коллективе, важно поднять статус ребенка в глазах родителей, подчеркнуть его положительные качества.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, почва и т. д. чтобы нормально расти ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.

В условиях современной жизни, человек любой профессии испытывает колосальное напряжение. Педагоги, воспитатели, специалисты оказываются в еще более сложной ситуации, ведь их труд всегда отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательная окрашенность психолгического состояния педагогов снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми, родителями, коллегами. Постоянная усталость, конфликты и недопонимание во взаимоотношениях разрушают психическое здоровье, формируя синдром профессионального выгорания.

А преодолеть синдром профессионального выгорания помогут релаксационные упражнения, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение, обрести уверенность в себе, получить заряд энергии, справиться с негативными эмоциональными проблемами.

Но мы, педагоги, не должны свои отрицательные эмоции перекладывать на детей. Будем работать всегда с хорошим настроением. Это не значит, что у воспитателя не может быть плохого настроения. В данном случае под настроением нужно понимать настрой на работу

«Влияние мультфильмов на психику детей». Консультация социального педагога для родителей Мамы и папы, бабушки и дедушки всегда заботятся о том, чтобы малыш развивался правильно, читал хорошие книжки и смотрел добрые мультфильмы.

Педагогический совет «Самооценка педагога. Ее влияние на воспитательно-образовательный процесс» Совет педагогов «Самооценка педагога. Ее влияние на воспитательно-образовательный процесс» Цель: увлечь педагога и профессию «воспитатель.

Почему происходит эмоциональное выгорание педагога 25.09.2017. авторы Евстафьева С. А. Кушнерева Г. Ю. Проскурникова Е. А. Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального,.

Эмоциональное самочувствие ребенка — задача педагога и семьи Статья на тему: «Эмоциональное самочувствие ребенка – задача педагога и семьи!» Что такое эмоция? Какая она? Как она влияет на ребенка?.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: — Расширение опыта эмоционального.

Влияние индивидуально-личностных особенностей педагога на его индивидуальный стиль деятельности Работая в течении длительного времени в дошкольном учреждении мне приходится встречаться с различными индивидуальными стилями деятельности.

Влияние профессиональной компетентности педагога на качество работы ДОУ Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация образования требуют и нового подхода к профессиональной.

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие дошкольника с задержкой психического развития Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие дошкольника с задержкой психического развития Эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ДОУ» Подготовила педагог – психолог МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 151» г. Саратова.

Эмоциональное развитие ребенка «Психогимнастика» Эмоциональное развитие ребенка. «Психогимнастика» То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже.

Источник

Читайте также:  Как правильно пишется чувствоваться
Оцените статью