Утончённая критика
Критика
Эта критика справедлива, но воспринимать ее бывает тяжело.
Критика (от фр. critique из др.-греч. «искусство разбирать, суждение») —
• выявление противоречий;
• выявление ошибок и их разбор
• разбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений с целью дать им оценку (например, литературная критика);
• отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
• исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).
• отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
• отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
Виды и формы критики
Критика бывает справедливая и нет, грамотная и обычная (к сожалению — неграмотная). Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание — короткая критика. Обвинение — тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство — эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия — это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказывания.
Критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная.
Виды и формы критики
Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки — это собственно критика.
Замечание — короткая критика.
Обвинение — тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки.
Недовольство — эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками.
Претензия — это критика с требованием.
Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.
Критика по своей сути бывает справедливая и нет, по форме грамотная и обычная (к сожалению — неграмотная).
Критика — опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится.
Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивно — помогает решать вопросы более эффективно. Грамотная критика не обвиняет и обсуждает не личность, а действия, поступки.
Главные ориентиры критики
Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Разберитесь с «Потому что и Для того, чтобы». Ваши ориентиры —
• позитив: ваша критика должна рождать энергию, уверенность в себе, желание действовать,
• конструктив: не что плохо, а что и как можно сделать лучше.
• ответственность. За результат вашей критики отвечаете вы. Результатом критики должно оказаться не желание человека защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).
Композиция грамотной критики
Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно по-строить оптимальным образом. Основные формулы грамотной критики:
• Плюс-минус-плюс,
• Веселый наезд
• Развернутая критика,
• Критика в обход сопротивлений.
• Критика, развернутая до размеров разборки: смотри
Критика Плюс-минус-плюс
Самая простая и эффективная формула грамотной критики имеет следующий вид: ПЛЮС — МИНУС — ПЛЮС.
Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас Ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту.
Пункт два: Минус, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.
Исправляют — дефективное, а добавляют — к хорошему. Говорить про необходимость «исправить» — конфликтно, а о возможности изменить и добавить — нормально, это сохраняет контакт.
По возможности, это «изменить и добавить» сделайте понятным, конкретным, дайте позитивный образец, чтобы вашими словами можно было воспользоваться. И тогда МИНУС оказывается не негативной констатацией, а конструктивной и доброжелательной подсказкой.
Вроде бы и минус, но одновременно как бы и подарок, и вместо желания агрессивно защититься «А на себя-то посмотри!» появляется понимание, что действительно можно сделать.
Пункт три: снова Плюс. Чтобы желание воплотилось в действие, его надо под-держать финальным плюсом: чем-то позитивным, энергичным и воодушевляющим.
«Ведь ты же — талантливый? У тебя — получится!»
Итого, начинай с достоинств, продолжи трудным, заверши приятным и воодушевляющим!
1. Превратите эпитеты в вопросы. Нужно быть толстокожим, чтобы спокойно слушать критику. Вспыльчивый собеседник в таких случаях способен выкрикнуть: «Сам дурак», в то время как, собственно, имел ввиду спросить : «А что Вы этим хотите сказать?». Если во время критики вы обращаете внимание лишь на одни лишь слова и упускаете из виду намерение выступающего, то вам предстоит или спор, или решение трудной проблемы. Научитесь воспринимать всякого рода эпитеты как простое несогласие и рассматривайте их значение примерно так: «Я не согласен с вами. С чем в действительности вы хотите, чтобы я согласился?»
2. Вы можете уберечь себя от бесконечных споров и многих нездоровых настроений, если будете рассматривать все критические или личные замечания как призыв к уточнению. Например, если в ответ на ваше предложение вам бросили: «У вас ничего не получится», интерпретируйте её следующим образом: «Что вы собственно хотите предложить сами?» И так вы можете перевести любую реплику, любой эпитет в вопрос; отвечая на это вопрос без раздражения, вы тем самым успокоите и своего оппонента.
Злобная критика предназначена главным образом для того, чтобы вывести вас из себя и таким образом получить определённые преимущества перед вами; бывает что критикующий просто пытается придать вес своему «я». Но вы можете легко опрокинуть все расчёты злобствующих критиков, сделав вид, что вы воспринимаете их критику как конструктивную, и тут же выбросить её из головы.
Источник
Критика и разнос
Утонченная критика.
1. Превратите эпитеты в вопросы. Нужно быть толстокожим, чтобы спокойно слушать критику. Вспыльчивый собеседник в таких случаях способен выкрикнуть: «Сам дурак», в то время как, собственно, имел ввиду спросить : «А что Вы этим хотите сказать?». Если во время критики вы обращаете внимание лишь на одни лишь слова и упускаете из виду намерение выступающего, то вам предстоит или спор,или решение трудной проблемы. Научитесь воспринимать всякого рода эпитеты как простое несогласие и рассматривайте их значение примерно так: «Я не согласен с вами . С чем в действительности вы хотите, чтобы я согласился?»
2. Вы можете уберечь себя от бесконечных споров и многих нездоровых настроений, если будете рассматривать все критические или личные замечания как призыв к уточнению. Например, если в ответ на ваше предложение вам бросили: «У вас ничего не получится», интерпретируйте её следующим образом: «Что вы собственно хотите предложить сами?» И так вы можете перевести любую реплику, любой эпитет в вопрос; отвечая на это вопрос без раздражения, вы тем самым успокоите и своего оппонента.
Злобная критика предназначена главным образом для того, чтобы вывести вас из себя и таким образом получить определённые преимущества перед вами; бывает что критикующий просто пытается придать вес своему «я». Но вы можете легко опрокинуть все расчёты злобствующих критиков, сделав вид, что вы воспринимаете их критику как конструктивную, и тут же выбросить её из головы.
Карстен Бредемайер в книге «Черная риторика» пишет: » Черная риторика — это манипулирование всеми необходимыми риторическими, диалектическими приемами для того, чтобы направлять беседу в желательное русло и подводить оппонента или публику к желательному для нас заключению и результату.
Черная риторика — волшебное и демагогическое средство, позволяющее внушить оппоненту иную точку зрения» [1,19].
Черная риторика зачастую является остро отточенным оружием тех, кто не имеет в своем арсенале ничего другого либо желает замаскировать положение вещей, складывающееся не в его пользу.
Черная риторика – это наркотик, принимаемый нами для самовозбуждения и наносящий не затягивающиеся раны, навсегда остающиеся в реминисценциях, воспоминаниях собеседника. Черная риторика не информирует, а скорее, образует внушающую ужас пропасть. Вы должны не обрывать разговор, а делать его долее эмоциональным, выводить партнера из равновесия, чтобы в результате получить тактическое преимущество.
Литература:
1. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова, М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
Критика
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Критика (от фр. critique из др.-греч. «искусство разбирать, суждение») —
• выявление противоречий;
• выявление ошибок и их разбор
• раздел искусствознания, разбирающий (анализирующий) художественные произведения с целью дать им оценку (например, литературная критика); [1]
• отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.) с указанием недостатков;
• исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).
• отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
Материал http://ru.wiktionary.org/wiki/
Значение
1. высказывания, подчёркивающие недостатки, дефекты чего-либо.
2. Жанр литературы или публицистики, связанный с обсуждением, разбором явлений литературы и искусства ◆ Театральная критика.
Синонимы
1. частичн.: осуждение
Антонимы
1. воспевание, одобрение, похвала
Гиперонимы
1. высказывание, обсуждение, суждение
2. жанр
Гипонимы
1. разнос
Родственные слова
Этимология
Происходит от лат. critica, из др.-греч. «суждение, критика», от «сужу, выношу приговор». Русск. критика — начиная с Тредиаковского; заимств. через франц. critique; отсюда новообразование критикан (Лесков). Использованы данные словаря М. Фасмера; см. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
• суровая критика, беспощадная критика
• мягкая критика
• ниже всякой критики
Критика
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/kritika
Автор: Н.И. Козлов
Критика — указание на недостатки в том, что было сделано.
Эта критика справедлива, но воспринимать ее бывает тяжело.
В более широком понимании критикой (от фр. critique из др.-греч.«искусство разбирать, суждение») называют широкую область, включающую выявление противоречий, выявление ошибок и их разбор, отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков, исследование, научную проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников), а также отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
Критика бывает справедливая и нет, грамотная и обычная (к сожалению — неграмотная). Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание — короткая критика. Обвинение — тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство — эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия — это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.
Критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная. Какая вас больше воодушевляет?
Критику используют, когда не получается по-хорошему, когда человек не понимает по-хорошему, когда не можем придумать, как заинтересовать или приучить. В критику невольно впадают, когда плохое настроение, общий негативизм, негативные чувства к партнеру (сердимся на него). А когда не сердимся, а больше любим — находим возможность поговорить по хорошему, поразмышлять вместе с ним, без собственно критики.
Критика — опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют. лучше не становится. Если можно обойтись без критики, лучше без нее обойтись, от нее удержаться. А если уж критиковать, то критиковать только грамотно: справедливо, доброжелательно и конкретно.
Как часто можно критиковать? Как много? Чтобы критиковать, не обязательно видеть в человеке плохое: если видеть в человеке возможность идеала, критики в его адрес может родиться ничуть не меньше. Но тогда любого из нас можно критиковать с утра до вечера, и тогда возникает вопрос — а это делать? Ответ: даже при использовании самых грамотных форм нагрузка критикой должна быть в определенных рамках, превышение которых дает перегруз.
Недогрузил — человеку работы недостаточно, он будет слишком расслаблен. Перегрузил — совсем не будет работать. Значит, ищем приемлемый диапазон и постепенно приучаем человека работать все больше и больше.
Впрочем, один ориентир полезен всегда. В большинстве случаев полезно помнить: «На одно критическое замечание — семь похвал». Посчитаете?
Как реагировать на замечания и критику?
Все зависит от того, кто, зачем и как делает замечания или критикует. Несправедливую критику по возможности лучше пропускать мимо, даже не обсуждая. Если критика справедлива, лучше согласиться с нею быстро и решительно.
Критика деструктивная и конструктивная
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/kritika_destruktivnaya_i_konstruktivnaya
Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.
Разрушительность такой критики — в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.
Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно будут полезны. «Вы критикуйте свободно, я за вас все додумаю и сделаю конструктивным и осмысленным!»
Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив.
Конструктивность критики — необходимый элемент психологической грамотности. Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно.
Сказать детям: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» — несложно, а если в ответ умный ребенок спросит: «А как правильно? Как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»
Если не знаете, как критиковать конструктивно — как правило, лучше не критиковать. На крайний случай можно пресечь недопустимое, но без критических стрел и обвинений.
Виды и формы критики
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_formy_kritiki
Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки — это собственно критика. Замечание — короткая критика. Обвинение — тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство — эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия — это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.
Данная статья посвящена преимущественно собственно критике, то есть критике самого человека либо его действий, однако общие положения по поводу критики вообще справедливы и для возражений: как их делать можно, а как стоит едва ли.
Критика по своей сути бывает справедливая и нет, по форме грамотная и обычная (к сожалению — неграмотная). Также, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная. Какая вас больше воодушевляет?
Критика по форме может звучать очень разнообразно.
Прямая и косвенная
Прямая — о недостатках говорится прямо. Косвенная — описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили.
Развернутая и короткая
Развернутое указание на недостатки — собственно критика. Короткая критика -замечание.
Общего плана и конкретная
Критика общего плана говорит в общем. Конкретная — детально, конкретно. Не просто что не работает, а когда и в какой степени. Из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.
Когда полезна
Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше. Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше — конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно: как ситуацию поправить, он знает лучше вас.
Направленная на личность или на действия человека
Согласитесь, это очень разные формулировки: «ты плохой» или «это был неудачный поступок», «твое высказывание некорректно» или «ты сволочь». Критика, направленная на личность, звучит как обвинения.
Открытая и скрытая
Открытая — автор критики известен. Скрытая — неизвестен. Например, организуем ситуацию, чтобы не мы покритиковали, а типа жизнь покажет…
Поддерживающая и разгромная
Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная — наоборот.
Разгромная использует переходит на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.
Поддерживающая критика — с пряничками, с ресурсной смазкой. Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек. (Ты ОК)
Когда полезна
Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация — просто необходима.
Деструктивная и конструктивная
Деструктивная критика говорит, что плохо, конструктивная — как сделать лучше. Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив. Подробнее смотри Критика деструктивная и конструктивная
Мотивирующая и останавливающая
Мотивирующая — создающая желание делать. Останавливающая — ставящая запреты делать недопустимое. Поддерживающая критика касается личности, мотивирующая направлена на действия. Ты молодец — поддерживающий момент критики. «Вперед! У тебя получится!» — момент мотивирующий.
Грамотная критика
Критика — опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится. Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна — помогает решать вопросы более эффективно.
Главные ориентиры критики
Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Разберитесь с «Потому что и Для того, чтобы». Ваши ориентиры —
• позитив: ваша критика должна рождать энергию, уверенность в себе, желание действовать↑,
• конструктив: не что плохо, а что и как можно сделать лучше↑.
• ответственность. За результат вашей критики отвечаете вы. Результатом критики должно оказаться не желание человека защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).
Композиция грамотной критики
Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом. Основные формулы грамотной критики:
• Плюс-минус-плюс,
• Веселый наезд
• Развернутая критика,
• Критика в обход сопротивлений.
• Критика, развернутая до размеров разборки: смотри Этапы разборки
Подробно смотри Композиция критики
Выбор способа и формы критики
Основные факторы, влияющие на грамотный выбор формы критики:
Обидчивость, эмоциональная неустойчивость личности. Душевно здоровый человек на критику не обижается. Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей.
Значимость предмета критики. Человек ошибся там, где никогда не считал себя профи — одно дело, он никогда тут ни на что не претендовал. Вы вынуждены критиковать то, что всегда было предметом гордости человека — ситуация гораздо более опасная.
Какое окружение. Как правило, лучше критиковать наедине, человеку так легче сохранить лицо. С другой стороны, если человек в защите, а окружение на вашей стороне, то лучше начать разговор при всех: вас поддержат.
Ваши отношения. Чем выше ваш статус в глазах критикуемого и чем лучше ваши отношения и контакт, тем больше вы можете себе позволить. Высокостатусной личности и руководителю позволено больше. Если вы никто, то и критика вам особенно не разрешена. Очень много определяют отношения между вами, в первую очередь доверие к вам. Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе позволить в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения у вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить тебе только редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.
Мера критики
Как часто можно критиковать? Как много? Критикуют чаще всего люди с негативной установкой, склонные видеть во всем недостатки и недочеты. Если критики от вас слишком много, воспитывайте в себе позитивный взгляд на людей и отношения. Смотри Как развивать позитив
С другой стороны, чтобы критиковать, не обязательно видеть в человеке плохое: если видеть в человеке возможность идеала, критики в его адрес может родиться ничуть не меньше. Но тогда любого из нас можно критиковать с утра до вечера, и тогда возникает вопрос — делать ли это? Ответ: даже при использовании самых грамотных форм нагрузка критикой должна быть в определенных рамках, превышение которых дает перегруз.
Недогрузил — человеку работы недостаточно, он будет слишком расслаблен. Перегрузил — совсем не будет работать. Значит, ищем приемлемый диапазон и постепенно приучаем человека работать все больше и больше.
Впрочем, один ориентир полезен всегда. В большинстве случаев полезно помнить: «На одно критическое замечание — семь похвал, семь позитивных контактов». Посчитаете?
Ошибки в критике
В грамотной критике недопустимы конфликтогены, обвинения и позиция Жертвы.
Если ваша критика воспринимается как конфликтоген,
• спросите партнера, в какой форме вам было бы лучше (правильно) сформулировать свое пожелание-критику-недовольство.
«Я видел, тебе не понравилось, как я сделал тебе замечание. Прости меня пожалуйста, я не хотел сказать ничего обидного. Скажи пожалуйста, а как на будущее мне реагировать, когда я хочу тебя поправить?»
• используйте формат и композицию грамотной критики.
Вместо критики
Иногда в интересах дела вместо критики можно использовать другие, более эффективные способы влияния. Смотри
• Реакция на ошибки окружающих
• Способы эффективного влияния
• Я-послание
Источник