- Как педагогу избежать эмоционального выгорания
- Происхождение термина и выгорание преподавателей
- Особенности и этапы выгорания
- Как работать в школе без выгорания
- Анна Валерьевна Кузнецова
- Эмоциональное выгорание педагога
- Профессиональные заболевания учителей
- Что может сделать учитель сразу после стрессовой ситуации в условиях школы?
- Способ, связанный с управлением дыханием
- Способы, связанные с управлением тонусом мышц
- Способ, связанный с воздействием слова
- Приемы психологической самозащиты
- Что может сделать администрация школы для профилактики эмоционального выгорания
- Почему администрация школы должна заниматься профилактикой эмоционального выгорания?
Как педагогу избежать эмоционального выгорания
Происхождение термина и выгорание преподавателей
Понятие выгорания («burnout») введено в начале 70-х годов двадцатого века американским психиатром Гербертом Фрейденбергом и определяется как состояние нарастающего эмоционального истощения. Сначала Фрейденберг опубликовал статью в Journal of Social Issues, использовав и описав данный термин. После этого в 1974 году вышла книга под названием Burnout: The High Cost of High Achievment (на русском «Выгорание: высокая цена высоких достижений»).
Изначально понятие основывалось на наблюдениях за работой специалистов типа «человек-человек», за медицинскими сестрами, учителями и социальными работниками. Поэтому эмоциональное и профессиональное выгорание являются синонимичными выражениями и употребляются одинаково часто. Также важно отметить, что именно педагоги являются первичной группой профессий, где было исследовано состояние выгорания. Педагоги чаще всего становятся жертвами эмоционального выгорания и это объясняется следующими причинами:
- Преподаватели много и интенсивно общаются с другими людьми. Работа учителя подразумевает наличие эмпатии и высокого уровня ответственности при общении. В то же время преподаватель не имеет возможности выбирать тех, с кем он взаимодействует и у него нет эмоциональной разрядки. Даже если ему попадется конфликтный ученик, он не сможет избегать его и открыто высказывать свое недовольство.
Постоянные реформы в сфере образования не способствуют стабильному мироощущению. У преподавателей нет определенности в завтрашнем дне, в том числе из-за невысокой заработной платы. Невысокая зарплата влияет на то, что преподаватели берут все большее количество ставок и рабочих часов, что вызывает стресс.
Процессы модернизации и информатизации общества сильнейшим образом влияют на сферу образования. Преподаватели просто не могут угнаться и освоить огромное количество информации по дисциплине, знания необходимо обновлять чуть ли не каждую неделю. Создание новых и редактирование старых образовательных программ влияет на рост документооборота и занимает большую часть рабочего времени.
Особенности и этапы выгорания
Состояние выгорания является результатом хронического стресса и характеризуется снижением производительности, усталостью, безразличием к окружающему миру. Подавленные отрицательные эмоции накапливаются и влияют на повседневную деятельность. Одной из наиболее важных характеристик выгорания является незаметность, человек с выгоранием не осознает его длительное время. Низкая продуктивность и снижение интереса к работе и жизни воспринимается как усталость. Общее физическое и психологическое состояние оценивается субъективно и неверно. Признаки эмоционального или профессионального выгорания:
- падение общего тонуса организма;
исчезновение интереса к работе и жизни;
резкое снижение коммуникации с коллегами (у преподавателей также учениками);
безразличное отношение к окружающим;
ухудшение качества работы, невозможность увидеть ошибки в работе и невнимательность;
неуверенность и чувство профессиональной некомпетентности;
неудовлетворенность рабочими задачами и результатами;
Специалисты выделяют разное количество этапов эмоционального выгорания. Приведем наиболее популярную и простую пятиступенчатую модель Дж. Гринберга, которая поможет самостоятельно определить этап выгорания у себя или близких. Первым этапом («медовый месяц») эмоционального или профессионального выгорания как ни удивительно является полная самоотдачи рабочая деятельность. Трудоголизм сильнейшим образом влияет на появление выгорания. Это не значит, что нужно работать спустя рукава. Однако даже на начальном этапе вступления в трудовую деятельность важно соблюдать баланс работы и отдыха. На первом этапе человек тратит значительное количество энергии на работу, у него высокая мотивация и заинтересованность в результате. По мере увеличения нагрузки профессиональная деятельность начинает приносить работнику все меньше удовольствия.
На втором этапе («недостаток топлива») человек понимает, что его вклад и трудолюбие не равноценно результату. Он начинает разочаровываться в своей деятельности, появляется раздражительность. Уже на этом этапе наблюдаются отдельные сбои в выполнении повседневных функций, забывчивость. Работник многократно проверяет свои действия, не замечая очевидных ошибок. Появляются усталость и апатия. Сотрудники с высоким уровнем мотивации на этом этапе не сбавляют темпов, продолжая работать в полную силу по привычке или ожидая более высоких достижений.
Третий этап («хронические симптомы») эмоционального выгорания характеризуется измождением. Еще сильнее проявляется недовольство, ухудшается иммунитет. У сотрудника обостряется злоба на окружающих и чувство подавленности, он находится в постоянном стрессе из-за нехватки времени и ресурсов. На четвертом этапе («кризис») могут оформиться или начать прогрессировать хронические заболевания, в результате чего сотрудник частично или полностью теряет работоспособность. Он чувствует, как работа утекает у него из рук, качество жизни снижается.
На пятом этапе («пробивание стены») проявляются все ранее описанные признаки эмоционального выгорания. Пятый этап характеризуется полным равнодушием к окружающей действительности. Так организм реагирует на хронический стресс и усталость. Он вырабатывает своеобразный защитный механизм отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Тем самым организм защищает сам себя, чтобы полностью не остаться без ресурсов.
Несмотря на множество внешних причин, сопутствующих преподавательской деятельности, основной причиной выгорания становится несовпадение желаемого и действительного. Идеализм, особенно характерный для людей профессий «человек-человек», сильнейшим образом влияет на выгорание. Поэтому стоит менее серьезно относиться к своей трудовой деятельности, не связывая результаты работы со своей значимостью как человека. Вот еще несколько советов по профилактике эмоционального выгорания:
- Распределяйте все свои дела по значимости и актуальности, расставляйте приоритеты. Не надо пытаться успеть сделать все за один день. Чем больше вы будете перерабатывать, тем менее эффективно будете работать в последующие дни.
Не берите дополнительный функционал и поручения. Уже на этапе приема на работу строго охраняйте собственный границы. Нечеткие функциональные обязанности приводят к переработкам и увеличивают стресс. Будьте внимательны к себе и своим ресурсам. Автоматизируйте рутинные задачи, если это возможно.
Отдыхайте полностью отключившись от рабочего процесса. Следуйте распорядку дня, отводя четкое время на сон и прием пищи. Чтобы каждую свободную минуту не думать о работе, найдите себе хобби. Это позволит сместить фокус внимания и мыслить позитивно. Не берите на себя слишком много домашних обязанностей, особенно это касается педагогов женщин. «Вторая смена», включающая готовку, уборку, стирку и воспитание детей не является прерогативой одного человека. Распределите домашние обязанности между всеми членами семьи и не стесняйтесь просить помощи.
Эмоциональное выгорание сотрудников происходит гораздо реже, если в организации налажена корпоративная культура. Очевидно, что выстраивание корпоративной культуры в педагогическом коллективе не является обязанностью учителя. Однако любой специалист имеет возможность наладить отношения с коллегами. Без уважительного общения в коллективе работа не будет приносить удовольствия. Постоянная конкуренция и конфликты не приведут к успеху ни одного участника. Когда действия сотрудников согласованы, то все они нагружены равномерно, у каждого есть свои обязанности, которые он не забывает выполнять. Постоянная коммуникация с коллегами влияет на скорость решения возникающих вопросов и уменьшает количество офисной бюрократии.
Сотрудники не могут быть продуктивными целый день. Восемь или двенадцать часов на работе, особенно сидячей, негативно воздействует на организм человека. Понятно, что вы не сможете отказаться от рабочих обязанностей. Если вы чувствуете, что сильно устали, встаньте и пройдитесь по коридору, поднимитесь и спуститесь по лестнице, выйдите на улицу и подышите свежим воздухом. Все эти ежедневные ритуалы помогут разнообразить рабочую деятельность и улучшить физическое состояние.
Если вы уже чувствуете приближение кризиса, то возьмите перерыв. Конечно, такой вид рабочего отпуска, как саббатикал недоступен для большинства работников. Саббатикал — оплачиваемый частично или полностью длительный отпуск продолжительностью от трех месяцев до года с гарантированным сохранением места за сотрудником. Тем не менее, длительный отпуск не единственное решение проблемы. Стоит взвесить все за и против и придумать приемлемое и финансово и психологически решение. Например, уменьшить количество рабочих часов или сменить место работы, работать из дома или временно уволиться.
Источник
Как работать в школе без выгорания
Анна Валерьевна Кузнецова
16 января 2018 • 17:33
Сейчас врачи и психологи много говорят о проблеме эмоционального выгорания. Слышали такое выражение «сгорел на работе»?
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
Эмоциональное выгорание педагога
Я десятый год работаю с детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта. Эта работа требует больших моральных и физических затрат. В прошлом году я отметила у себя признаки эмоционального выгорания и стала искать пути выхода из этого состояния.
- Если вы не можете уснуть, потому что думаете над решением школьных проблем;
- если вас не оставляют тревога и беспокойство;
- если дети вас раздражают;
- если вам уже не хочется искать что-то интересное к уроку;
- если всё время ждёте выходных, но за выходные не отдыхаете;
- если вы не успеваете восстановиться даже за летние каникулы,
то вы тоже горите на работе.
Эмоциональное выгорание педагога — это когда у учителя больше нет ни сил, ни желания работать в школе. Это про то, что очень люблю свою работу, «сердце отдаю детям», поэтому днём веду уроки, потом участвую в семинаре, вечером проверяю тетради, а ночью готовлюсь к урокам. Когда падаю спать, вспоминаю, что сегодня за день 2 раза пила кофе, а поесть было некогда.
Но если спросить учителя «как Вы будете жить через год, пять, десять лет?», он ответит: «Буду работать в школе. Как-нибудь дотяну до отпуска, за лето высплюсь и, с новыми силами…», то есть всё по тому же плану. Такой вот «день сурка» с «белкой в колесе».
После сложного урока хорошо бы посидеть где-нибудь в тишине, заварить чай с мятой, музыку для релаксации послушать, но в большинстве школ нет комнат психологической разгрузки для учителей.
Да и не получается у нас самостоятельно «разгружаться»! Инструктор по ЛФК решила провести для учителей нашей школы занятия с целью снятия нервного напряжения. Легли мы на коврики, инструктор включила музыку со звуками моря и говорит: «Представьте, что вы лежите на берегу, над вами голубое небо…» Как только она замолчала, мы с коллегами начали обсуждать, как наши ученики справились с контрольной. На этом и завершилось наше оздоровление.
Но как-то нервы успокоить всё-таки нужно, поэтому многие учителя заедают стресс, другие постоянно принимают снотворные и успокаивающие таблетки, а некоторые ищут расслабление в бокале вина.
Заканчивается это всё печально — криком на учеников, неврозом – нервная система не выдерживает такие перегрузки и развиваются «болезни стресса»: гипертония, ишемия, язва желудка.
Профессиональные заболевания учителей
Но на первом месте у педагогов не нервные заболевания. На первом месте хронический ларингит — это профессиональное заболевание голосового аппарата. Больше всех страдает горло учителей начальных классов от «систематического перенапряжения при выполнении профессиональных функций или при длительной, без отдыха голосовой деятельности, в результате неумелого пользования фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука.
По результатам обследования 72 % педагогов по функциональному состоянию голосового аппарата могут быть признаны профнепригодными.
А после ларингита по списку:
- осложнения гриппа, перенесённого на ногах, потому что для учителя-трудоголика (а мы почти все такие) высокая температура, насморк и чихание на учеников и коллег не являются поводом уйти на больничный;
- близорукость и остеохондроз из -за долгого сидения за компьютером в неправильной позе.
По статистике, ежегодно из десяти тысяч работающих педагогов инвалидами вследствие общего заболевания становится 50 и более человек.
Что может сделать учитель сразу после стрессовой ситуации в условиях школы?
Рекомендации даёт И. В. Cтишeнoк, преподаватель Гомельского областного института развития образования, практический психолог:
Способ, связанный с управлением дыханием
Упражнение «Двадцать целебных вдохов»
Гораздо быстрее успокаивающих препаратов помогает в стрессовой ситуации упражнение, успокаивающее дыхание. Сидя в кресле, примите удобную позу, позу максимального расслабления, сбросив «зажимы с мышц». Затем в ритме затихающего, «затухающего» дыхания до 20 раз мысленно произнесите: «Я…успокаиваюсь» Причем на вдохе следует произносить «я», на вдохе – «успокаиваюсь».
Способы, связанные с управлением тонусом мышц
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способ 1
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
- Осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением.
- Каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь-прочувствовать-расслабить».
- Напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
Можно работать со следующими группами мышц:
- лица (лоб, веки, губы, зубы);
- затылка, плеч;
- грудной клетки;
- бедер и живота;
- кистей рук;
- нижней части ног.
Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
Способ 2
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмических движений:
- движения большими пальцами рук в «полузамке»;
- перебирание бусинок на ваших бусах;
- перебирание четок;
- пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять выдох.
Способ 3. Антистрессовый массаж
Энергичное надавливание (20-25 раз) подушечками указательного или среднего пальца на точки, расположенные:
- №1 — в конце складки, образующейся при прижимании большого пальца к ладони («холм Венеры»);
- №2 — в центре ладони;
- №3 — на кончике среднего пальца правой и левой руки ( эту точку необходимо сдавливать пальцами поочередно на правой, а затем на левой кисти с большим усилием – на сколько хватит сил);
- №4 — в центре мягких тканей подбородка — под нижней челюстью (перед этой процедурой необходимо выполнить расслабляющий точечный массаж в этой области);
- №5 — в центре верхней половины ушных раковин.
Способ, связанный с воздействием слова
Самопрограммирование
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в похожих обстоятельствах.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится» «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной» «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной» «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Мысленно повторите его несколько раз.
Приемы психологической самозащиты
Техника «стеклянной стены»
Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
Прием «Отрезать, отбросить»
Он пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.
Если Вы понимаете, что выгорание уже происходит, значит, Вам нужна помощь специалиста — психолога или психотерапевта.
Оценить серьёзность ситуации Вам поможет он-лайн тестирование — есть несколько вариантов тестов: «тест на эмоциональное, профессиональное выгорание» (методика К. Маслач и С. Джексон), тест эмоционального выгорания Ильина и тест выгорания Бойко, но диагностика лишь даст общую картинку, насколько «все плохо».
Следующий этап — пересмотр своих жизненных целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе.
В этом могут помочь «Неметодические рекомендации», которые даёт учитель А.С. Бикеева в «Педагогической мастерской».
Она перечисляет ошибочные взгляды со стороны учителя по отношению к своей работе:
- Меня должны уважать и ценить ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников.
- В моей учительской жизни просто не может и не должно быть «трудных» учеников и «трудных» родителей. Иначе я — неумеха в своей профессии и несчастный человек в целом.
- ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны слушать меня, раскрыв рот, разделять мои мнения, взгляды, суждения, всегда и во всём делая то, что я говорю.
- У ВСЕХ родителей моих ВСЕХ учеников должны быть такие же ценности и приоритеты в жизни, как у меня, ведь я — учитель их детей.
- Я должен иметь со ВСЕМИ родителями учеников отличные и хорошие отношения.
А вот какие взгляды она указывает в качестве беспроигрышных:
- Я не могу нравиться всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг нравиться не могут. Все люди разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие отношения. И это — нормально.
- Конечно, хорошо, если бы не было «трудных» учеников и «трудных» родителей, но встречаются и те, и другие. Но это не означает, что я плохо работаю, и никакие «трудные» люди не сделают меня несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье.
- ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут разделять мои взгляды и суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во всём. У них — свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и проблемы.
- Как педагог я должна постоянно работать с родителями своих учеников, общаясь с ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не стремясь им угождать.
- Замечательно, если у учителя хорошие отношения со всеми родителями учеников. Но люди все разные и отношения с ними складываются по-разному. И это — естественно.
- У меня высшее педагогическое образование. Но надо постоянно учиться и переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование — это не дипломные корочки, а процесс длиною в жизнь.
Что может сделать администрация школы для профилактики эмоционального выгорания
- правильно планировать учебную нагрузку для каждого учителя в течение каждого учебного дня, учебной недели, четверти и всего года;
- оборудовать комнату психологической разгрузки;
- дать возможность учителям почувствовать себя ценными личностями;
- организовать тренинги, которые проведёт школьный психолог или приглашенный (специалист со стороны тренинги проведёт эффективнее);
- проводить Дни здоровья с коллективным выездом на природу;
- выделять путёвки в профилакторий, санаторий.
Почему администрация школы должна заниматься профилактикой эмоционального выгорания?
Потому что, по мнению психологов, человек с выгоранием портит всем настроение и климат в коллективе, заражает всех своим выгоранием.
Всё выше перечисленное, конечно, важно, но, если учитель вовремя не вспомнит, что он не только добросовестный ответственный сотрудник, но ещё и живой человек со своими потребностями, желаниями и мечтами, никто ему не поможет.
Источник