- Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников
- Библиографическое описание:
- Научно- образовательный портал IQ
- Как не устать от учебы
- От «выгоревшего» студента — к плохому профессионалу
- Причины эмоционального истощения
- Как не «сгореть» от напряжения
- Как развивается выгорание
- Адресная поддержка проблемных студентов
- Эмоциональное выгорание у студентов: как справиться с проблемой
Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников
Дата публикации: 16.12.2015 2015-12-16
Статья просмотрена: 3746 раз
Библиографическое описание:
Горшков, Е. А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников / Е. А. Горшков, В. И. Косоногова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24327/ (дата обращения: 11.10.2021).
В статье рассматривается проблема выявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. Приводятся результаты диагностики эмоционального выгорания среди студентов 4-5 курса Арзамасского филиала ННГУ. Сопоставляются результаты исследования по половому признаку и по критерию успеваемости.
Ключевые слова: эмоциональное истощение, деперсонализации, редукция личных достижений, профессиональная эффективность, интегральный показатель выгорания.
Исследование синдрома эмоционального выгорания студентов старших курсов педагогического вуза необычайно актуальна. Понятие синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) было введено в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером (Freudenberger) в 1974 году. Ученый определял данное явление как нарастающие эмоциональное истощение, ответную реакцию на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения [1].
В дальнейшем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году которые выделили три главных его компонента: 1) эмоциональное (или физическое истощение), 2) деперсонализация, 3) сниженная рабочая продуктивность. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности, недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности [2].
Если говорить о студентах, то на развитие данного синдрома оказывают влияние многие факторы: стремление к хорошей успеваемости, повышенной стипендии, неправильно организованная работа с учебным материалом, организационные и профессиональные стрессы. Эмоциональное выгорание старшекурсников сильно влияет на личность студента, подрывая его здоровье и желание успешно учиться и в перспективе мотивационный интерес к профессии педагога. Период обучения на 4-5 курсах педагогического вуза связан с прохождением студентами активной педагогической практики, близким знакомством с профессией, интенсивным общением и взаимодействием с учащимися. К тому же это время окончания вуза, написания выпускных квалификационных работ и ответственных экзаменов. Вполне естественно это вызывает сильные психоэмоциональные нагрузки. По данным исследований И.В. Вачкова, В.М. Кузиной, М.M. Митиной, студенты уже в период профессиональной подготовки приобретают характерные черты, свойственные лицам, занимающимся педагогической деятельностью [цит. по: 3].
Таким образом, проблема выявления психологического синдрома эмоционального выгорания в процессе подготовки будущих педагогов представляет теоретический и практический интерес, обусловленный поиском возможностей предупреждения его развития, снижения уровня его последствий.
Цель исследования – выявить наличие синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) провести диагностику эмоционального выгорания среди студентов 4-5 курсов; 2) сопоставить результаты исследования по половому признаку и по критерию успеваемости.
Гипотеза: мы предполагаем, что эмоциональное выгорание среди студентов педагогического вуза может проявиться в заключительный период профессионального обучения; выраженность синдрома будет отличаться в зависимости от пола и успеваемости студентов.
Выборка: студенты 4-5 курсов историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ. Объем выборки – 25 человек. Среди них 6 юношей и 19 девушек в возрасте от 20 до 22 лет.
Для диагностики синдрома эмоционального выгорания и выявления его структурных составляющих нами был использован модифицированный и адаптированный вариант опросника «Maslach Burnout Inventory» (MBI) – «Профессиональное выгорание» [4].
Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются по баллам. «Эмоциональное истощение» — максимальная сумма баллов – 54. «Деперсонализация» максимальная сумма баллов – 30. «Редукция личных достижений» – максимальная сумма баллов – 48.
Результаты исследования представлены в таблице №1.
По результатам опроса интегральный показатель выгорания в высокой и крайне высокой степени был выявлен у 16 человек. Среди них преобладают лица женского пола – 12 человека и 4 из них мужского.
Результаты методики MBI
Источник
Научно-
образовательный
портал IQ
Как не устать от учебы
Уже на первом курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Подобное эмоциональное выгорание у «новобранцев» может вызвать масса обстоятельств: обилие заданий, новый коллектив, «не те» предметы и даже комментарии однокашников в соцсетях. С собственной резкой реакцией на эти ситуации могут справиться не все.
В результате к старшим курсам такие учащиеся хуже осваивают специальность, а часть из них и вовсе отсеивается. «Из-за проблем с адаптацией можно потерять способных студентов с приличными достижениями», — отметила Елена Кудрявцева в докладе «Новые образовательные возможности и выгорание субъектов образовательного процесса»*. Первокурсникам нужно помогать влиться в университетскую жизнь. Изучение их психологических особенностей позволит предупредить эмоциональное истощение.
От «выгоревшего» студента — к плохому профессионалу
Эмоциональное выгорание (от английского «burn out» — выжечь, перегореть, выдохнуться) проявляется в чувстве растерянности, опустошенности и бессилия. Прежние цели и ценности разочаровали, новые пока не появились. В таком состоянии сложно учиться и работать, становиться специалистом в своей области. Оно может привести и к профессиональному выгоранию, когда человек теряет интерес к своей специальности, отметила Елена Кудрявцева.
В группе риска — прежде всего врачи, преподаватели, сотрудники социальных служб, психологи и менеджеры. Представители этих социальных профессий работают с людьми и их проблемами, что отнимает много душевных сил. Исследования эмоционального выгорания, собственно, и начались с изучения самочувствия социальных работников. Американский психиатр Герберт Фройденбергер, понаблюдав за волонтерами, в 1970-е годы впервые описал синдром эмоционального истощения. Он обнаружил у своих «пациентов» и профессиональный кризис.
У врачей, учителей, психологов такая же нервная работа. Гнет чужих проблем изматывает их. Представителям этих специальностей необходим запас эмоциональной прочности, стрессоустойчивость. Если ее нет, то человек может «выгореть» уже на стадии учебы. Это и происходит нередко у студентов социальных специальностей из-за интенсивного переживания «чужого негатива».
Причины эмоционального истощения
У взрослых людей эмоциональное выгорание могут провоцировать напряженная и нелюбимая работа, конфликты с близкими, разочарование в себе, честолюбивое желание преуспеть во всем и пр. (см. Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию). Чаще «выдыхаются» максималисты и перфекционисты — из-за собственного подхода к делу.
У студентов есть специфические причины эмоционального выгорания. Среди них — большая учебная нагрузка (в том числе онлайн-курсы и проекты) и очень широкий круг взаимодействий (с преподавателями, сокурсниками и пр.). Елена Кудрявцева выделила и такой риск как избыток общения в соцсетях, в том числе, с учебными целями. Учащийся постоянно находится в центре внимания, видит комментарии о своих действиях. Это тоже усиливает напряжение, считает эксперт.
«Концентрация коммуникаций в учебной среде сгущает образовательный контекст», добавила исследователь, и это «сгущение» составляет основу эмоционального выгорания.
Как не «сгореть» от напряжения
Стресс от учебы можно снимать разными способами — например, с помощью психологических тренингов (см. Специалисты по социальной работе стремятся стандартизировать свои чувства). Нужно научиться регулировать собственное душевное состояние (см. Врачи дозируют сочувствие к пациентам). Полезно чередовать виды деятельности — кроме занятий должны быть и интересные хобби.
Что помогает студентам бороться с эмоциональным дефицитом:
поддержка педагогов. Их эмоциональная устойчивость хорошо влияет и на студентов;
участие в научных исследованиях, то есть активное включение в «академический контекст». Это помогает учащимся почувствовать себя нужными, ощутить «вкус» науки и преимущества коллективной работы;
дополнительная социальная активность, например, участие в студенческом самоуправлении (оно тоже помогает молодежи понять свою значимость);
сплоченность студенческой группы, чувство локтя.
Как развивается выгорание
Для самочувствия студентов решающими оказались первый и четвертый курс, выяснила исследователь. На первом курсе у половины учащихся нет признаков эмоционального выгорания (они спокойны и открыты). В то же время, примерно у трети есть первые симптомы этого тревожного состояния. На втором курсе оно нарастает — идет «ухудшение ситуации». На третьем курсе ощущения ребят стабилизируются. А к четвертому курсу происходит развязка сюжета. «Часть студентов избавляется от эмоционального выгорания, а часть развивает негативное состояние», — пояснила эксперт.
Изменения психологического самочувствия Елена Кудрявцева отразила в индивидуальных картах учащихся, которые обновляются раз в год (см. Приложение 1). Создание таких карт позволило ей проследить «треки» эмоционального выгорания младшекурсников. В «треке» три фазы, которые набирают силу постепенно:
Напряжение. Человек переживает «психотравмирующие обстоятельства», недоволен собой, «загнан в клетку», встревожен.
Резистенция. Идет эмоционально-нравственная дезориентация, человеку сложно выполнять профессиональные обязанности.
Истощение. Развивается эмоциональный дефицит, возникают проблемы со здоровьем.
Адресная поддержка проблемных студентов
Анализ индивидуальных карт учащихся показал:
трек эмоционального выгорания не зависит от направлений подготовки и образовательных возможностей студентов. Разочаровываются и студенты вузов, и студенты колледжей;
индивидуальные карты помогают выбрать наилучшую стратегию помощи студентам — например, не переусердствовать в работе с отстающими. При повышении требований они могут сопротивляться активнее. В целом нужно учитывать, что «чем сильнее у студента эмоциональное выгорание, тем менее конструктивна его реакция на любую обратную связь», подчеркнула эксперт;
с помощью карт легче прогнозировать академическую активность студентов: включенность в разные учебные форматы, ответственность за выполнение заданий и готовность к дополнительным усилиям. Еще задолго до зимней сессии становится ясно, кто среди первокурсников рискует отсеяться.
В конечном счете, индивидуальные карты учащихся помогают объяснить их образовательные достижения и предупредить отсев, заключила исследователь.
Исследование опирается на наблюдения за психологическим состоянием студентов департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (2015-2016 год), а также на анализ самоощущений студентов педагогического и менеджерского профиля, обучающихся в Приамурском государственном университете.
*Доклад был представлен в Высшей школе экономики на VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО).
IQ
Источник
Эмоциональное выгорание у студентов: как справиться с проблемой
Выбранная профессия может разочаровать как на рабочем месте, так и в процессе получения специализации. Правда, во втором случае совсем неясно, что делать: забирать документы, пережидать или заниматься самоанализом. Говорим со студентами и разбираемся в причинах.
pixabay.com
Понять, с чем хочется связать всю свою жизнь, в юном возрасте непросто. Поэтому случается, что бывший школьник направляется получать профессию, а через семестр-два понимает, что это не его. В таких случаях есть два пути: либо забирать документы и перепоступать на другую специальность, либо продолжать обучаться там же. Часть студентов предпочитает ничего не менять. Важную роль при принятии решения играет курс, бюджетное место (а вдруг в следующий раз будет только платное?) и страх неизвестности. Никто ведь не гарантирует, что новоизбранная специальность не надоест через год. Так и остаются доучиваться – без особого энтузиазма в глазах и с расплывчатой карьерной перспективой.
– На четвертом курсе я поняла: преподавание – это не мое. Подготовка занятий требует много времени и сил, а результат может не оправдать затрат. И, несмотря на возможные плюсы, минусы этой работы угнетают. Раньше хотелось попробовать себя в роли учителя, но сейчас желание полностью пропало, – делится студентка Минского государственного лингвистического университета Ольга. – А ведь после выпуска мне нужно будет отработать два года в школе – понятия не имею, как это сделать. Буду стараться пересилить себя и, возможно, даже смогу получить удовольствие от работы. Впрочем, не думаю, что смогу заниматься этим всю жизнь, так что во время распределения планирую искать другую профессию и пробовать себя в разных сферах. Вдруг что-то зацепит?
Можно поступить по-другому – забрать документы и полностью изменить свою жизнь, выбрав новую специальность. Шаг достаточно рискованный. Оправдывает ли он себя?
– Около года я старалась увидеть себя в профессии химика, но ничего не получалось: она абсолютно мне не нравилась, на лекции ходила через силу. В итоге решила, что настало время кардинально все поменять. – рассказывает студентка Минского торгового колледжа Елизавета. – Сначала не знала в какую сферу пойти, и устроилась на работу в продажах. Там я стала вести отчетность, а через время поняла, что это интересует и затягивает. В итоге решила связать свою будущую профессию с этим направлением. Сейчас учусь на бухгалтера, работаю по специальности и очень довольна своим решением. А всем, кто столкнулся с подобной проблемой, посоветовала бы остановиться, отдохнуть и сменить вид деятельности. Так получится понять, чего сердце хочет на самом деле.
pixabay.com
Остановиться и отдохнуть – это неплохой совет, однако следовать ему получается не всегда. Так, например, у студента Гомельского государственного технического университета Дмитрия времени на размышления практически не было.
– Я остыл к медицине, когда начались пары в больницах, и я столкнулся с реальностью профессии. В это время понял, что нужно уходить. Но куда? Принимать решение в силу обстоятельств приходилось в сжатые сроки. Так я по наугад выбранной специальности ушел в колледж и стал техником-электроником, а потом поступил в университет, чтобы продолжать углубленно изучать эту специальность. Однако нельзя сказать, что у меня лежит душа к профессии, хотя электроника и дается легче медицины. Боюсь ли выгореть снова? Это может случиться в любой момент. Разница только в том, что теперь я закончу вуз, несмотря ни на что. Хочется иметь высшее образование и не показаться человеком, который не может усидеть на одном месте. А там будет видно.
Зачастую причины разочарования в профессии кроются в эмоциональном выгорании. Это такой защитный механизм психики в ответ на травмирующее воздействие извне, под действием которого сокращается проявление эмоций – особенно положительных. О том, откуда этот процесс берется и как он может повлиять на отношение к выбранной специальности, мы поговорили с психологом Юлией Яцкевич.
– Как распознать эмоциональное выгорание?
– На наличие синдрома эмоционального выгорания может указывать несколько симптомов: соматические болезни, переутомление, недостаток сна, отсутствие аппетита и чувство опустошенности. Подверженный выгоранию человек будет выглядеть апатичным и вялым, ведь у него нет ни сил, ни желания что-либо делать. Это неосознанный способ избегания процесса обучения или профессионального взаимодействия. Тело истощается и таким образом старается не допустить лишнего напряжения.
– Каковы основные причины эмоционального выгорания у студентов?
– Из опыта консультирования студентов могу отметить, что чаще всего проблема возникает из-за расхождения ожиданий от профессии с реальностью. Другими факторами может стать неумение расслабляться и отсутствие баланса между обучением и отдыхом. Эмоциональному выгоранию часто подвержены люди, профессия которых связана с общением: учителя, врачи. Когда постоянные спутники вашей жизни – большое количество коммуникаций, многозадачность, напряженное обучение или работа, есть вероятность, что вы переутомитесь. И если в этот момент не получить должного отдыха, может наступить эмоциональное выгорание.
– Эмоциональное выгорание – процесс временный. Как отличить его от окончательного разочарования в профессии?
– Если вас не привлекает в будущей специальности вообще ничего, если контекст этой работы недостаточно для вас хорош – например, она недостаточно творческая или малооплачиваемая, – то стоит спросить себя: а что я тогда здесь делаю? Зачем мне развиваться в этой профессии? Какая деятельность
Источник