Эмоциональное выгорание медицинских работников скорой помощи
Дата публикации: 09.06.2019 2019-06-09
Статья просмотрена: 875 раз
Библиографическое описание:
Зыков, А. В. Эмоциональное выгорание медицинских работников скорой помощи / А. В. Зыков, Е. Г. Крутых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60309/ (дата обращения: 13.10.2021).
В настоящее время, в связи с высокой интенсивностью нагрузки сотрудников скорой помощи, усилением контроля качества оказания медицинских услуг и отсутствием условий для психологической разгрузки, остро стоит вопрос так называемого «синдрома эмоционального выгорания».
Доказано, что стрессовые факторы, тесно связанные с необходимостью постоянного взаимодействия с пациентами, негативно сказываются на психофизическом здоровье медицинских работников, а постоянная работа на износ в связи с кадровой необеспеченностью рабочих мест приводит к физическому истощению организма и, как следствие, снижению профессиональных качеств, что отмечают как отечественные, так и зарубежные авторы (Maslach C., Shaufeli W., 1993; Орел В. Е., 2001; Скугаревская М. М., 2003 и др.) [1]. Эмоциональные ресурсы организма постепенно истощаются, и тогда включаются различные механизмы защиты, одним из которых является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).
СЭВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burn-out (англ.) — сгорание, выгорание, затухание горения. Впервые этот термин предложил Фейденбергер (Freudenberger, 1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. В качестве приспособительного механизма синдром эмоционального выгорания проявляется способностью полностью или частично исключать эмоциональный ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
В дальнейшем социальный психолог К. Маслач определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам (Maslach, C. (1976). Burned-Out. Human Behavior, 9, стр. 17).
По определению отечественного академика В. В. Бойко, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [2].
Изначально под СЭВ подразумевалось эмоциональное истощение с ощущением собственной бесполезность, однако позже исследователи все чаще стали связывать этот синдром с соматическими проявлениями и относить его к отдельному заболеванию, наряду с другими психосоматическими отклонениями. В 2001 году ВОЗ признала, что синдром эмоционального выгорания требует отношения как к реально существуещему заболевания, после чего в международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» [4] является скрытой проблемой, так как, развиваясь практически незаметно, может приводить к серьезным социальным (снижение качества работы, уход из специальности, рост профессиональных ошибок и др.) и медицинским последствиям (развитие депрессии, зависимостей от психоактивных веществ, суицид) [3].
Позже во Франции в 2014 году была сформирована рабочая группа для подготовки проекта по предупреждению формирования эмоционального выгорания, а в 2015 году было предложено признать эмоциональное выгорание профессиональным заболеванием [7].
Спустя год уже в России было направлено обращение к премьер-министру с предложением внести СЭВ в перечень социально-значимых заболеваний [8].
Патогенетические механизмы формирования СЭВ во многом схожи с таковыми при стрессе: организм испытывает постоянное воздействие неблагоприятных психофизических факторов, и, в зависимости от интенсивности и длительности этого воздействия В. В. Бойко выделяет 3 фазы СЭВ: напряжение, резистентность, истощение [2].
В течение первой фазы организм использует свои психологические и физиологические резервы, как и при стрессе изменяется уровень активации ЦНС, выработка гормонов; человек чувствует напряжение, но успешно с ним справляется, не теряя интерес и удовлетворенность работой.
Второй этап — фаза резистентности: утрачивается способность организма справляться со стрессом без потерь, негативные факторы рабочего процесса (организационные, содержательные, личностные) приводят к нарушениям на психологическом и физиологическом уровнях, снижается мотивация и заинтересованность в своем деле, нарастает подавленность настроения и раздражительность.
Во время третьей фазы, истощении, неспособность к адекватной реакции на постоянные стрессовые раздражители проявляется стойкими психосоматическими расстройствами: развивается депрессия, обостряются хронические заболевания, эмоциональная сфера становится нестабильной, приводя к частым перепадам настроения от раздражительности до полной отрешенности.
В. В. Бойко говорит о том, что у каждого отдельного профессионала синдром эмоционального выгорания проходит динамику этих трех фаз по-разному. Две или даже все три фазы могут развиваться параллельно. Все зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей [2].
В зависимости от продолжительности работы в сфере оказания помощи и непосредственно тесноты общения с пациентами изменяется и связанный с этим уровень профессиональных стрессов, что сказывается на степени развитости защитных механизмов.
Работники скорой помощи 60 % рабочего времени затрачивают на обслуживание вызовов, из них примерно 50 % приходится на непосредственное общение с пациентом [5, с. 21], и эта цифра растет в связи с необходимостью минимизации задержек приема вызовов. Из чего следует, что сотрудники СМП находятся в постоянной стрессовой ситуации, имеет место «фоновая напряженность» (состояние ожидания, готовности) [6, с. 13], а значит и истощение эмоциональных ресурсов в течение всех рабочих суток непрерывно продолжается, и защитные механизмы, направленные на приспособление к стрессу, усиливаются, приводя к эмоциональному выгоранию личности.
Изучение степени выраженности стадий эмоционального выгорания среди медработников СМП проводилось в форме тестирования по методике Бойко В. В., в котором приняли участие несколько групп медиков в количестве 93 человек с различными квалификациями и стажем работы.
На основании проведенного тестирования правомерно судить о степени сформированности той или иной стадии стресса, в зависимости от количества набранных баллов:
36 и менее баллов фаза не сформировалась;
37–60 баллов — фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
В таблице 1 показаны средние значения для всех медработников, и мужчин и женщин по всем трем фазам. По результатам проведенного тестирования можно заключить, что как в целом по выборке, так и отдельно в группах мужчин и женщин средние значения шкал входят в диапазон, характерный стадии формирования фаз эмоционального выгорания, за исключением фазы резистентности, данные по которой говорят, что в среднем у всех испытуемых сформирована 2 фаза синдрома эмоционального выгорания. Среди всех медработников СМП у 92,3 % хотя бы одна фаза СЭВ на стадии формирования, из них у 66,1 % либо сформированы, либо в стадии формирования все три фазы, а у 17,4 % две фазы эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания умедработников скорой помощи
Все медработники (N=93)
Мужчины (N=21)
Женщины (N=72)
Источник
Эмоциональное выгорание среди медицинских работников
«Хороший врач должен быть философом»
Гален
Профессиональная деятельность занимает особое место в жизни каждого человека. В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит формирование личностных качеств, необходимых для той или иной специальности, то есть становление человека как специалиста. Этот процесс зависит от изменчивости самой профессии в течение жизни (появление новых методов, технологий), требований общества к ней. Любая профессиональная деятельность накладывает свой психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее. Такая «деформация» может стать предпосылкой как для формирования профессионала высокого класса, так и для развития профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.
По классификации профессий отечественного психолога А.С. Шафрановой по “критерию трудности и вредности” медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой, таким образом, медицинские работники часто испытывают синдром «эмоционального выгорания».
Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) проявляется в трех составляющих:
- Абсолютное эмоциональное истощение и изнеможение. Человек больше не способен отдавать самого себя работе, он чувствует неудовлетворенность собственной деятельностью.
- Отсутствие сочувствия к пациентам, циничность.
- Неприязнь к своей работе и к себе.
В ходе исследований были выделены три типа людей, которым грозит СЭВ:
Первый тип — “педантичный”, характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).
Второй тип — “демонстративный”, характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.
Третий тип — “эмотивный”, характеризуется повышенной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.
В целом можно выделить следующие причины профессионального выгорания медицинских работников:
- огромная физическая и психологическая нагрузка;
- неизлечимые болезни и смерть пациентов;
- давление пациентов и их родственников;
- личное отношение к смерти;
- невысокая заработная плата;
- неудовлетворительные условия труда;
- неоднозначные требования к работе;
- риск выговоров и штрафов;
- физические перегрузки (отсутствие отпуска и полноценных выходных).
Возникновению вышеперечисленных причин способствуют следующие факторы:
- недостаточная мотивация работников, отсутствие поощрения, запрет на инновации и творческую свободу;
- жесткое нормирование рабочего графика, невозможность выполнения работы в поставленные сроки;
- монотонность работы;
- большие усилия, вложенные в работу, которые не получают должного вознаграждения;
- работа с пациентами, которые не выполняют всех рекомендаций и сопротивляются лечению — как следствие, идет неэффективность приложенных усилий медика;
- напряженные отношения в рабочем коллективе, ссоры с коллегами;
- отсутствие возможности дальнейшего профессионального роста;
- осознание ошибочного выбора профессии, несоответствие личностных особенностей специфике выбранной профессии.
Процесс формирования синдрома профессионального выгорания проходит три стадии:
- Медицинский работник начинает чувствовать скуку, его эмоции приглушаются. В этом моменте кажется, что все в порядке, но работа уже не приносит былого удовольствия. Становится меньше позитивных эмоций, появляется отстраненное отношение к семье. Доходит до того, что, возвращаясь домой, человек не желает ни с кем общаться. Ему хочется, чтобы его оставили в покое.
- Появляются недоразумения с пациентами, пренебрежительное отношение к коллегам. Человек чувствует вспышки раздражения, даже когда находится один. Связано это с переизбытком общения.
- Человек становится равнодушным к окружающим и себе самому. Медицинский работник больше не осознает ценности жизни, он становится циничным. Внешне может показаться, что с таким человеком все в порядке, но на самом деле ему все безразлично.
Когда синдром только начинает свое развитие, человек пытается бороться с травмирующими факторами с помощью позитивной установки на работу, но он лишь тратит больше сил. Вскоре человек чувствует усталость и разочарование, он теряет интерес к работе. В таких случаях говорят, что человек «сгорел на работе».
Профилактика
Профилактику профессионального выгорания стоит начинать в момент обучения в медицинском вузе. Студентов нужно подготовить к специфике их будущей работы. Они должны быть осведомлены обо всех возможных рисках. Заканчивая учебное заведение, работник должен знать о методах профилактики профессионального выгорания. С новыми работниками необходимо проводить профилактическую беседу, где стоит описать возможные трудности, с которыми они могут столкнуться, и способы их преодоления.
Важно обучить персонал правилам общения с пациентами, правильным действия в критической ситуации, методикам, направленным на борьбу с профессиональным стрессом. Можно создать группы взаимопомощи, где медицинские работники смогут общаться и делиться своим опытом преодоления синдрома профессионального выгорания. В случае возникновения эмоционального выгорания и депрессии любой работник должен получать квалифицированную помощь психолога.
Не стоит забывать о материальной стороне жизни. От того, сколько получают врачи, напрямую зависит их эмоциональное состояние. Оплата труда должна соответствовать сложности выполняемой работы.
Профилактика эмоционального выгорания заключается в следующем:
- правильное питание и здоровый образ жизни;
- наличие иных интересов, которые далеки от профессиональной деятельности;
- наличие рядом близких людей, с которыми вы находитесь в хороших отношениях;
- способность к адекватной оценке собственной работы, отсутствие зависимости от чужого мнения;
- разработка новых подходов и методик, творческий подход к работе;
- адекватное принятие неудач; осознание, что врач – нужная профессия; стремление к достижению целей;
- принятие нового опыта, способность учиться на ошибках;
- отсутствие зацикливания только на вещах, связанных с профессией;
- повышение собственной квалификации, общение с другими специалистами, посещение семинаров;
- наличие хобби; совместная работа с коллегами.
Что нужно и чего не нужно делать при выгорании
- НЕ скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.
- НЕ избегайте говорить о неприятных для Вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказывать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять её.
- НЕ позволяйте чувствам стеснения, неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
- Постарайтесь сохранить нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.
Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания
В частности, основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность.
К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры:
- разнообразные физические упражнения;
- элементы спорта и спортивной подготовки;
- ходьба, бег, а также другие циклические упражнения и виды спорта;
- работа на тренажерах;
- хоротерапия;
- трудотерапия и др. (так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).
Пассивные средства:
- Телесные: массаж, мануальная терапия (лечебный метод массажа мышц, суставов и т.д.), физиотерапия;
- Психорегулирующие (психологические): аутотренировка (метод расслабления путём концентрации внимания на телесных ощущениях), мышечная релаксация.
Необходимо помнить, что работа — всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только вашей проблемой, но и проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.
Источники:
Статью подготовила: медицинский психолог З.А. Егорова
Источник