- Тест «Профессиональное выгорание: самодиагностика и профилактика»
- Ответы на тест НМО “Базовая помощь и самопомощь при синдроме эмоционального выгорания”
- 1. Автор процессуальной модели
- 2. В каком году было введено понятие burnout?
- 3. В чем выражается эмоциональное выгорание?
- 4. В чьей модели осуществляется экзистенциальное консультирование?
- 5. Двухфакторная модель включает в себя
- 6. Индивидуально-психологический подход в истории изучения выгорания предполагает
- 7. Интегративный метод предполагает
- 8. Какая характеристика верна для экзистенциального консультирования?
- 9. Какие психосоматические реакции присущи эмоциональному выгоранию?
- 10. Концепция (модель) М. Буриша (M. Burisch) включает в себя
- 11. На какие 3 этапа разделена модель психологической помощи Н.И. Влах?
- 12. На какие два аспекта делятся эмоциональные реакции в концепции М. Буриша?
- 13. На какие две группы делятся внутренние ресурсы?
- 14. Организационно-психологический метод предполагает
- 15. Первые исследования о снижении психологической устойчивости и работоспособности были проведены
- 16. Понятие «burnout» (выгорание) был введен в научный оборот американским психиатром
- 17. Прогрессивный пятиступенчатый подход (J. Greenberg) включает в себя
- 18. Психологические аспекты самопомощи при эмоциональном выгорании
- 19. С целью диагностики эмоционального выгорания можно использовать
- 20. Сколько существует теоретических подходов к объяснению эмоционального выгорания?
- 21. Сколько шагов в структурно-динамической модели оказания психологической помощи при эмоциональном выгорании?
- 22. Социально-психологический подход предполагает
- 23. Стадии процессуальной модели
- 24. Трёхкомпонентная модель включает в себя
- 25. Физиологические аспекты самопомощи при эмоциональном выгорании
- 26. Характеристики ситуативной разгрузки
- 27. Что верно по отношению к истощению в рамках процессуальной модели?
- 28. Что верно по отношению к истощению в рамках трехкомпонетной модели?
- 29. Что верно по отношению к нервному (тревожному) напряжению в рамках процессуальной модели?
- 30. Что верно по отношению к редукции профессиональных достижений в рамках трехкомпонетной модели?
- 31. Что верно по отношению к резистенции в рамках процессуальной модели?
- 32. Что входит в Механизмы «антивыгорания» Екатерины Лесовой?
- 33. Что входит в базовые методы психологической помощи Н.И. Влаха при эмоциональном выгорании?
- 34. Что входит в базовые методы психологической помощи Н.И. Влаха при эмоциональном выгорании?
- 35. Что входит в медикаментозную терапию при эмоциональном выгорании?
- 36. Что входит в психологическую помощь при эмоциональном выгорании?
- 37. Что входит в фазу деструктивного поведения в концепции М. Буриша?
- 38. Что входит в факультативные методы Н.И. Влах?
- 39. Что из перечисленного входит в этапы изучения эмоционального выгорания?
- 40. Что из перечисленного относится к одномерной модели?
- 41. Что из перечисленного относится к понятию «недостаток топлива»?
- 42. Что не входит в план самопомощи при эмоциональном выгорании?
- 43. Что означает понятие « контейнер внутренних ресурсов»?
- 44. Что характерно для легкого вида эмоционального выгорания?
- 45. Что характерно для хронического эмоционального выгорания?
Тест «Профессиональное выгорание: самодиагностика и профилактика»
Проверь свои знания в тесте «Профессиональное выгорание: самодиагностика и профилактика»
1. «Суровая» мимика, категоричная речь, отсутствие готовности слушать являются признаками экономии энергии по сценарию
1) бездействие
2) доминирование
3) избегание
4) компромисс
5) обособление
2. Виды потери энергии
1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные
3. Второй этап изменения профессионального поведения
1) адаптация
2) дебют профессионального выгорания
3) профессиональное выгорание
4) социализация
5) экономия энергии
4. Главным в планировании отдыха является
1) планировать перерывы через каждые 2 часа
2) продумать время его начала
3) продумать его продолжительность
4) спланировать действия, которые дадут максимальный эффект
5) уходить домой вовремя
5. Для восстановления контакта с собой используют технику
1) приседания
2) прыжков
3) растяжения
4) суммирования
5) уединения
6. Дополнительные траты энергии, связанные с особенностями профессиональной деятельности специалиста, называются
1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные
7. Если специалист выглядит суровым, не выслушивает собеседника, его речь категоричная, то это указывает на отсутствие у него
1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности
8. Если специалист перестает высказывать свое мнение, предлагать идеи и вносить предложения, то это указывает на отсутствие у него
1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности
9. Если у специалиста «осевшая» осанка и замедленная реакция, то это указывает на отсутствие у него
1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности
10. К параметрам самоконтроля над функциональным режимом специалиста относятся
1) мимика
2) осанка
3) речь
4) скорость реакции
5) характер
11. Какие дела сохраняют позитивный настрой на деятельность?
1) обязательные
2) отложенные
3) привлекательные
4) рутинные
5) трудные
12. Какой этап изменения профессионального поведения характеризуется отсутствием инициативности и доброжелательности в течение 1 месяца и более?
1) адаптация
2) дебют профессионального выгорания
3) профессиональное выгорание
4) социализация
5) экономия энергии
13. Комфортная семейная обстановка и материальная обеспеченность являются ресурсами для сохранения
1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности
14. Минимальное количество привлекательных дел в день, необходимое для сохранения позитивного настроя на деятельность
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
15. На дефицит энергии указывает следующее самонаблюдение
1) бодрость не возвращается после 40 минут отдыха
2) настроение не улучшается после 20 минут отдыха
3) настроение не улучшается после 40 минут отдыха
4) самочувствие не улучшается после 20 минут отдыха
5) самочувствие не улучшается после 40 минут отдыха
16. На какое состояние специалиста указывает следующее поведение маскообразная мимика, категоричная речь, сутулость, отсутствие готовности слушать и предлагать, замедленная реакция или, напротив, торопливость?
1) «дефицит энергии»
2) «экономия энергии»
3) бездействие
4) доминирование
5) обособление
17. Наличие результата деятельности является условием сохранения
1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности
18. Наличие эмоциональных ресурсов и способность специалиста самостоятельно решать возникающие проблемы является характеристикой следующего функционального режима
1) «дефицит энергии»
2) «полное горение»
3) «экономия энергии»
4) «энергетический баланс»
5) «энергетический кризис»
19. Особенностью функционального режима «Полное горение» является следующее
1) специалист «горит» в отношении привлекательных дел
2) специалист «горит» гордо
3) специалист «горит» периодами
4) специалист «горит» постоянно
5) специалист «горит» ярко
20. Отказ от активности (бодрости) является экономией энергии по сценарию
1) бездействие
2) доминирование
3) избегание
4) компромисс
5) обособление
21. Отказ от доброжелательности является экономией энергии по сценарию
1) бездействие
2) доминирование
3) избегание
4) компромисс
5) обособление
22. Отказ от инициативности является экономией энергии по сценарию
1) бездействие
2) доминирование
3) избегание
4) компромисс
5) обособление
23. Отсутствие эмоциональных ресурсов и неспособность специалиста самостоятельно решать возникающие проблемы является характеристикой следующего функционального режима
1) «дефицит энергии»
2) «полное горение»
3) «экономия энергии»
4) «энергетический баланс»
5) «энергетический кризис»
24. Первый этап изменения профессионального поведения
1) адаптация
2) дебют профессионального выгорания
3) профессиональное выгорание
4) социализация
5) экономия энергии
25. Потери энергии при выполнении определенных должностных обязанностей называются
1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные
26. Потери энергии, которые сопровождают любой умственный и физический труд называются
1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные
27. Рекомендация «Больше общайтесь со здоровыми людьми» позволяет сократить следующие траты энергии
1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные
28. Рекомендация «Думайте о пациентах на работе, но не дома» позволяет сократить следующие траты энергии
1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные
29. Рекомендация «Работайте на улучшение климата в коллективе» позволяет сократить следующие траты энергии
1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные
30. Рекомендация «Решайте конфликты» позволяет сократить следующие траты энергии
1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные
31. Сохранению контакта с собой помогает
1) концентрация на деле
2) концентрация на пациенте
3) ориентация на других
4) ориентация на себя
5) сосредоточение на предмете
32. Траты энергии при конфликтах, избыточном контроле руководителя, неблагоприятном климате в коллективе и т.п. называются
1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные
33. Третий этап изменения профессионального поведения
1) адаптация
2) дебют профессионального выгорания
3) профессиональное выгорание
4) социализация
5) экономия энергии
34. Удовольствие, радость и интерес являются условием сохранения
1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности
35. Физическая активность является условием сохранения
1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности
Источник
Ответы на тест НМО “Базовая помощь и самопомощь при синдроме эмоционального выгорания”
1. Автор процессуальной модели
1) C. Maslach, S.E. Jackson;
2) D.V. Direndonck, W.B. Schaufeli;
3) В.В. Бойко;+
4) Ганс Селье;
5) З. Фрейд.
2. В каком году было введено понятие burnout?
1) 1961;
2) 1970;
3) 1974;+
4) 1985;
5) 1999.
3. В чем выражается эмоциональное выгорание?
1) в гиперактивности и повышенной возбудимости;
2) в отсутствии профессиональных планов и крушении надежд;+
3) в отсутствии сна и аппетита;
4) в отчуждении от людей;+
5) в состоянии эмоционального и физического истощения.+
4. В чьей модели осуществляется экзистенциальное консультирование?
1) З. Фрэйда;
2) И. Ялома;+
3) К.Г. Юнга;
4) Р. Кочунаса;+
5) Э. Доренц.+
5. Двухфакторная модель включает в себя
1) аффективный фактор;+
2) личностный фактор;
3) установочный фактор;+
4) экзистенциальный фактор;
5) эмоциональный фактор.
6. Индивидуально-психологический подход в истории изучения выгорания предполагает
1) идею о том, что выгорание не ограничивается какими-либо профессиональными группами;
2) изучение общих закономерностей развития выгорания;
3) изучение характерного для некоторых людей несоответствия между слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которой им приходится сталкиваться ежедневно;+
4) рассмотрение типичных проблем личности в организационной структуре;
5) специфику самой работы в социальной сфере, отличающейся большим количеством нагружающих психику неглубоких контактов с разными людьми.
7. Интегративный метод предполагает
1) идею о том, что выгорание не ограничивается какими-либо профессиональными группами;
2) использование человеком неадекватных копинговых стратегий;+
3) наличие неблагоприятной рабочей обстановки;+
4) специфику самой работы в социальной сфере, отличающейся большим количеством нагружающих психику неглубоких контактов с разными людьми.
8. Какая характеристика верна для экзистенциального консультирования?
1) базируется на телесной терапии;
2) включает в себя гипнотические практики, вхождение в транс;
3) глубокое копание в прошлом, анализ детства и юношества;
4) позволяет определить способ бытия клиента в «здесь-и-сейчас» консультации с психологом: что человек делает со своей жизнью, каким образом сам себя ограничивает, какую часть правды упускает и как пытается преодолеть дискомфорт;+
5) производится только в групповом формате.
9. Какие психосоматические реакции присущи эмоциональному выгоранию?
1) бессоница;+
2) гипервозбудимость, плохая концентрация;
3) неврозы, нервные тики, головные боли;+
4) различные химические зависимости;+
5) сердечнососудистые заболевания.+
10. Концепция (модель) М. Буриша (M. Burisch) включает в себя
1) психосоматические реакции;+
2) разочарование;+
3) стадию отрицания;
4) стадию регрессии;
5) эмоциональные реакции.+
11. На какие 3 этапа разделена модель психологической помощи Н.И. Влах?
1) адаптационный;+
2) инкубационный;
3) интегративный;
4) итоговый;+
5) стабилизационный.+
12. На какие два аспекта делятся эмоциональные реакции в концепции М. Буриша?
1) депрессивные и агрессивные;+
2) конструктивные и деструктивные;
3) осознанные и неосознанные;
4) пассивные и активные;
5) сексуальные и асексуальные.
13. На какие две группы делятся внутренние ресурсы?
1) внешние и личностные;+
2) врожденные и приобретенные;
3) деструктивные и продуктивные;
4) используемые или не используемые;
5) нужные и не нужные.
14. Организационно-психологический метод предполагает
1) наличие у пациента недостатка автономии;+
2) недостаток поддержки и одобрения в коллективе, отсутствие комфортной рабочей обстановки;+
3) работа пациента, так или иначе, связана с большим количеством взаимодействий с людьми чаще на поверхностном уровне;
4) ролевые конфликты и общая неудовлетворенность работой;+
5) углубленное изучение специфики профессии пациента, выработка адаптации к ней или полная ее смена.
15. Первые исследования о снижении психологической устойчивости и работоспособности были проведены
1) Выготским;
2) Гиппенрейтер;
3) Лазарусом;+
4) Селье;+
5) Фрейдом.
16. Понятие «burnout» (выгорание) был введен в научный оборот американским психиатром
1) З. Фрейдом;
2) К.Г. Юнгом;
3) Л. Сенн;
4) Х.Д. Фрейденбергом;+
5) Э. Берном.
17. Прогрессивный пятиступенчатый подход (J. Greenberg) включает в себя
1) гнев;
2) кризис;+
3) медовый месяц;+
4) отрицание;
5) принятие.
18. Психологические аспекты самопомощи при эмоциональном выгорании
1) анализ размышлений, ситуаций, которые беспокоят человека;+
2) гипноз;
3) медитация;+
4) правильная расстановка приоритетов (первоочередное выполнение необходимых дел).+
19. С целью диагностики эмоционального выгорания можно использовать
1) личностный опросник Кеттелла;
2) методику «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко (модификация Е П. Ильина);+
3) опросник выгорания К. Маслач (Maslach Burnout Inventory) (в адаптации Н.Е. Водопьяновой);+
4) тест госпитальной тревоги и депрессии;
5) тест на шизофрению.
20. Сколько существует теоретических подходов к объяснению эмоционального выгорания?
21. Сколько шагов в структурно-динамической модели оказания психологической помощи при эмоциональном выгорании?
22. Социально-психологический подход предполагает
1) наличие у пациента отрицания проблемы;
2) пациенты чаще всего работают в социальной сфере;+
3) пациенты, как правило, являются интровертами и мало коммуницируют с социумом;
4) работа пациента, так или иначе, связана с большим количеством взаимодействий с людьми чаще на поверхностном уровне;+
5) узконаправленное изучение исключительно внутреннего состояния пациента, без значительного учета внешних факторов.
23. Стадии процессуальной модели
1) истощение;+
2) нервное напряжение;+
3) редукция;
4) резистенция;+
5) фрустрация.
24. Трёхкомпонентная модель включает в себя
1) деперсонализацию;+
2) депрессию;
3) деструкцию личности;
4) редукцию профессиональных достижений;+
5) эмоциональное истощение.+
25. Физиологические аспекты самопомощи при эмоциональном выгорании
1) здоровый сон;+
2) иглоукалывание;
3) регулярная физическая активность;+
4) регулярный секс;
5) соблюдение правильного питания (в рацион должны входить продукты, которые содержат витамины, растительную клетчатку и минералы).+
26. Характеристики ситуативной разгрузки
1) к ней относятся меры, ориентированные на изменение поведения, целью которого будут делегирование и разделение ответственности, постановка реалистичных целей, исключение попадания в ситуацию цейтнота;+
2) она включает в себя гипнотические практики и аффирмации;
3) применяется при депрессивных и субдепрессивных расстройствах и для купирования синдрома выгорания;+
4) с нее, как правило, начинается терапия;+
5) это завершающий этап терапии.
27. Что верно по отношению к истощению в рамках процессуальной модели?
1) деперсонализация;
2) оскудение психических резервов;+
3) падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы;+
4) снижение эмоционального тонуса;+
5) тенденция видеть преимущественно «плохие» стороны в характере и поведении других людей.
28. Что верно по отношению к истощению в рамках трехкомпонетной модели?
1) деперсонализация;
2) жалобы на плохое физическое самочувствие;+
3) комплекс проявлений «эмоциональной усталости» или «выпотрошенности»;+
4) постоянный стресс и напряжение, невозможность релаксации;+
5) работа пациента, так или иначе, связана с большим количеством взаимодействий с людьми.+
29. Что верно по отношению к нервному (тревожному) напряжению в рамках процессуальной модели?
1) возникает в следствие повышенного стрессогенного действия;
2) возникает из-за хронической психоэмоциональной атмосферы, служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания;+
3) наблюдается оскудение психических резервов; происходит снижение эмоционального тонуса;
4) при нём человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
5) является результатом психического нарушения.
30. Что верно по отношению к редукции профессиональных достижений в рамках трехкомпонетной модели?
1) обесценивание своих достижений в работе;+
2) пациент не видит перспектив своего дальнейшего развития;+
3) перфекционизм. Пациент не может сконцентрироваться на определенном виде деятельности, он гиперактивен и вспыльчив;
4) человек утрачивает чувство собственной значимости.+
31. Что верно по отношению к резистенции в рамках процессуальной модели?
1) возникает в следствие повышенного стрессогенного действия;
2) возникает из-за хронической психоэмоциональной атмосферы, служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания;
3) наблюдается оскудение психических резервов; происходит снижение эмоционального тонуса;
4) при нём человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;+
5) является результатом психического нарушения.
32. Что входит в Механизмы «антивыгорания» Екатерины Лесовой?
1) «Контейнер внутренних ресурсов»;+
2) выгорание как следствие нарушения баланса личности;+
3) выгорание как следствие недостаточного контакта и заботы о «внутреннем ребёнке»;+
4) гиперактивность;
5) дереализация.
33. Что входит в базовые методы психологической помощи Н.И. Влаха при эмоциональном выгорании?
1) гипноз;
2) групповая терапия;+
3) обязательное индивидуальное консультирование с психодиагностикой;+
4) организация профессиональных групп, составление расписания;+
5) телесно ориентированная терапия.
34. Что входит в базовые методы психологической помощи Н.И. Влаха при эмоциональном выгорании?
1) арт-терапия;
2) балинтовские группы;+
3) ситуативная разгрузка;+
4) телесно-ориентированная терапия;
5) экзистенциальное консультирование.+
35. Что входит в медикаментозную терапию при эмоциональном выгорании?
1) β-адреноблокаторы;+
2) антидепрессанты;+
3) нормотимики;
4) снотворные средства;+
5) транквилизаторы.+
36. Что входит в психологическую помощь при эмоциональном выгорании?
1) арт-терапия;
2) обучение методикам релаксации: мышечной релаксации (методика Джекобсона, трансцендентальной медитации, аутогенной тренировки (методика Шульца), методике произвольного самовнушения (методика Куэ);+
3) проведение тренинга навыков общения (обучение навыкам эффективной межличностной коммуникации, помощь в осознании важности существования близких в жизни пациента/клиента);+
4) тренинг позитивного взгляда на вещи (обучение оптимизму, восприятию ситуации более с позитивной стороны, нежели с негативной);+
5) фрустрационная профилактика (обучение оценивать свои возможности и способности реалистично).+
37. Что входит в фазу деструктивного поведения в концепции М. Буриша?
1) мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям;+
2) сексуальная сфера: перверсии, асексуальность и т.д.;
3) сфера бреда: деперсонализация и дереализация, галлюцинации, навязчивые мысли;
4) сфера интеллекта: снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных задач, ригидность мышления, отсутствие воображения;+
5) эмоционально-социальная сфера: безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание связанных с работой тем, самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.+
38. Что входит в факультативные методы Н.И. Влах?
1) антистрессовый менеджмент;+
2) обращение к внутреннему ребенку;
3) проблемно-ориентрованная психотерапия;+
4) развитие лидерских качеств;+
5) тренинг личностного роста.+
39. Что из перечисленного входит в этапы изучения эмоционального выгорания?
1) выявление и обособление определенных профессий в группе риска эмоционального выгорания;
2) изучение особенностей синдрома эмоционального выгорания у представителей разных профессий;+
3) описание симптомов;+
4) разработка модели выгорания;+
5) сравнительный анализ с другими расстройствами.
40. Что из перечисленного относится к одномерной модели?
1) главный фактор — эмоциональное истощение;+
2) деперсонализация, когнитивно-эмоциональное выгорание, которое выражается в редуцировании персональных достижений;+
3) пациенты, как правило, являются интровертами и мало коммуницируют с социумом;
4) работа пациента, так или иначе, связана с большим количеством взаимодействий с людьми чаще на поверхностном уровне;
5) синдром эмоционального выгорания не ограничивается какими-либо профессиональными группами.+
41. Что из перечисленного относится к понятию «недостаток топлива»?
1) внутренний диалог;
2) появляется усталость, могут появиться проблемы со сном, употребление запрещённых веществ;+
3) работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом, однако по мере продолжения этой стадии работа начинает приносить все меньше удовольствия, работник становится менее энергичным;
4) раздражительность на фоне беспокойного сна;
5) хронические симптомы: чрезмерная работа приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям.
42. Что не входит в план самопомощи при эмоциональном выгорании?
1) овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию;+
2) определение краткосрочных и долгосрочных целей (повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания);+
3) переключение вектора внимания с работы на семью и самого себя;
4) профессиональное развитие и самосовершенствование (даёт ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива);+
5) уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания).+
43. Что означает понятие « контейнер внутренних ресурсов»?
1) это возможности и силы необходимые человеку для адаптации, для продуктивной работы, для восстановления после стресса и т.д.;+
2) это все положительные качества личности;
3) это нераскрытые способности личности;
4) это скрытые желания и потребности человека;
5) это совокупность врожденных характеристик человека.
44. Что характерно для легкого вида эмоционального выгорания?
1) быстро проходит;+
2) возникает из-за напряжения или трудностей на работе;+
3) длительность и монотонность;
4) лечение не обходится без антидепрессантов;
5) является нормальной реакцией организма.+
45. Что характерно для хронического эмоционального выгорания?
1) безвредный процесс, не требующий сторонней помощи;
2) в лечении могут быть использованы разные методики, в том числе и медикаментозные;+
3) имеет затяжной характер, может перерасти в депрессию;+
4) имеется только один способ лечения;
5) может сильно влиять на человека, вплоть до разрушения карьеры и личной жизни, часто без помощи специалиста не обойтись.+
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник