- Откуда берется плохой стресс — семь факторов выгорания
- ⏱ Время прочтения — 7 минут
- Зачем нужен стресс
- 1. Эустресс, хороший стресс, повышает производительность труда.
- 2. Дистресс ― плохой стресс, он же выгорание, снижает производительность труда.
- Что вызывает дистресс
- 1. Завышенность требований
- 2. Дисбаланс усилий и вознаграждения
- 3. Потеря контроля
- 4. Интенсивность изменений
- 5. Неумелый руководитель
- 6. Слабая поддержка со стороны коллектива
- 7. Неуверенность в работе
- Вам также может быть интересно видео РБК Pro
- Стресс и выгорание: как лидеру помочь себе и команде
- ⏱ Время прочтения — 8 минут
- 1. Работа с внешними стрессорами
- 2. Подпитка внутреннего ресурса — физического и эмоционального
- 3. Работа с мышлением (восприятием себя, окружающих и происходящего)
- Вам также может быть интересно видео РБК Pro:
Откуда берется плохой стресс — семь факторов выгорания
Автор: Василий Пигин, председатель компании-разработчика инструментов для оценки и развития персонала «TTISI Россия», HR-tech эксперт
⏱ Время прочтения — 7 минут
Вряд ли я кого-то удивлю, сказав о том, что выгорание крайне вредно для бизнеса ― из-за него снижается производительность кадров и растет их текучесть. Американский институт Gallup в своем исследовании о состоянии глобального рабочего места (State of the Global Workplace 2021) проанализировал данные по 116 странам, включая Россию. Выяснилось, что каждый седьмой из десяти сотрудников не слишком хорошо чувствует себя на рабочем месте, а 43% испытывают стресс. Я могу предположить, что процент гораздо выше: не все осознают, что находятся в стрессе, а некоторые стесняются в этом признаться. По оценке Gallup, выгорание и низкий уровень вовлеченности стоят мировой экономике $8,1 трлн в год, или почти 10% ВВП. Поэтому создание культуры благополучия сотрудников — это вопрос жизнеспособности бизнеса.
Зачем нужен стресс
Есть два вида стресса.
1. Эустресс, хороший стресс, повышает производительность труда.
Умение использовать его потенциал важно для развития компании, повышения мотивации сотрудников и их вовлеченности. Например, сотрудник находится в эустрессе ― тогда его волнуют и цепляют изменения, которые происходят в организации. Если руководитель вовремя заметит это и даст сотруднику возможность проявить себя, например, принять участие в разработке стратегии или выполнить какое-то ответственное поручение, то получит мотивированного, производительного и лояльного к компании человека.
2. Дистресс ― плохой стресс, он же выгорание, снижает производительность труда.
Обычно эксперты советуют людям, страдающим выгоранием, изменить образ жизни: правильно питаться, заниматься спортом, достаточно отдыхать и стремиться сохранять общий позитивный настрой. Все это, безусловно, полезно. Но, увы, ЗОЖ не устранит причину выгорания, он лишь поможет замаскировать его симптомы ― сотрудник «промучается» на работе подольше. Сложность состоит в том, что люди могут не осознавать или неохотно признаваться, что выгорели. Кроме того, чтобы справиться с проблемой, мало ее признать. Нужно понять причину и работать с ней точечно. Если провести аналогию с медициной: выгорание такая же болезнь, и, прежде чем лечить, нужно поставить правильный диагноз.
Что вызывает дистресс
Мы изучили факторы выгорания в организациях разного масштаба и направленности бизнеса и определили семь типичных.
1. Завышенность требований
- Размытые должностные обязанности, избыточные требования.
- Работа не сбалансированна по задачам, нагрузка и ответственность чрезмерны.
- Рабочее пространство используется неэффективно.
- Человек мало подходит для своей должности: он не склонен к работе, которую выполняет, и она ему трудно дается.
- Определите четкие обязанности сотрудника и его объемы работы.
- Проанализируйте, эффективно ли он использует рабочее времени и верно ли расставляет приоритеты.
- Решите, какие дополнительные ресурсы и обучение нужны сотруднику для соответствия требованиям должности.
- Составьте профиль каждой должности — опишите, какие компетенции нужны работнику на ней. Вычислите, какой кандидат более всего подходит для нее. Если сотрудник не подходит для своей должности, не мучайте его, а переведите на другую должность.
2. Дисбаланс усилий и вознаграждения
- Сотрудник прилагает для выполнения обязанностей большие усилия и при этом получает мизерное вознаграждение. Вознаграждение ― это не обязательно деньги. Оно имеет различные формы: признание заслуг, возможность помогать другим, наполнение работы смыслом, повышение, получение новых знаний, личностный рост, возможность придерживаться своих принципов.
- Если копнуть еще глубже, то дисбаланс возникает не только тогда, когда человек делает много, а получает мало. Сотрудник может иметь множество бонусов, но оставаться неудовлетворенным. Это означает, что его внутренняя мотивация принципиально не совпадает с вознаграждением. Например, если человеку важно публичное признание его заслуг, то даже большая денежная премия, которую руководитель вручает ему лично и наедине, будет радовать его недолго.
- Мотивация человека формируется на глубинном уровне его ценностей, и это то, что на самом деле движет им и заставляет ходить на работу.
- Выявите мотиваторы сотрудника и согласуйте их с вознаграждениями ― для этого существуют психодиагностические инструменты. Если мотиваторы кардинально отличаются от тех, которые предполагает его должность, лучше переведите сотрудника на другую должность.
- Проведите коучинговую сессию, чтобы выяснить, какое вознаграждение за работу было бы идеальным для сотрудника, как он сам оценивает свои усилия и объем вознаграждения.
3. Потеря контроля
- Слишком большой уровень ответственности и недостаточность полномочий. Ощущение бессилия ― человек чувствует, что не справляется, и не может это изменить.
- Размытость функций и обязанностей. Сотрудника не слушают. Никто не понимает, что он делает на самом деле.
- Создайте обстановку, при которой человек может сам принимать решения и предпринимать действия, связанные с должностными обязанностями.
- Оцените способности и навыки сотрудника ― достаточно ли их для его должности.
- Развивайте лидерские качества подчиненного.
- Помогите ему повысить эмоциональный интеллект.
4. Интенсивность изменений
Изменения в организации — от перестройки организационной структуры до введения новых правил и процедур — по-разному влияют на людей. У многих возникают опасения, смятение и неуверенность. Когда изменения непонятны или о них не информируют должным образом, уровень выгорания неизбежно повышается.
- Обеспечьте высокий уровень прозрачности в организации ― постоянно устно или письменно информируйте сотрудников о том, что происходит, зачем это нужно и что для этого требуется. Показывайте динамику изменений.
- Проведите стратегические сессии на разных уровнях: среди топ-менеджмента, в департаментах и отделах.
- Организуйте тренинги по командообразованию.
Почему мы откладываем жизнь на потом и как выйти из этого тупика
Что такое синдром отложенной жизни, чем он опасен, как приводит к ангедонии, когда уже невозможно ощущать удовольствие ни от чего, можно ли выйти из этого состояния и как, разъясняет психолог Александра Прицкер
Читать на РБК Pro
5. Неумелый руководитель
Часто говорят, что сотрудники нанимаются в компанию, а бегут от руководителя.
- Требования руководителя к подчиненным выходят далеко за пределы разумного.
- Руководителю не хватает опыта для понимания сотрудников и гармоничного влияния на них.
- Обязанности руководителя и сотрудников размыты.
- У руководителя недостаточно развиты технические навыки планирования и организации.
- Выясните, к какому стилю лидерства вы склонны. Пройдите обучение по стилям лидерства и способам делегирования обязанностей.
- Четко определите свою роль и приоритеты, а также роль и приоритеты сотрудников.
- Пройдите обучение навыкам коучинга персонала. Научитесь вовремя хвалить подчиненных.
- Поговорите с каждым сотрудником с глазу на глаз. Обсудите, какая поддержка ему требуется. Можно ввести для этого еженедельные пятиминутки.
- Организуйте групповую сессию по командному взаимодействию.
6. Слабая поддержка со стороны коллектива
Между коллегами нет взаимопонимания. Они не помогают друг другу, искажают или замалчивают информацию, конфликтуют, сплетничают и ведут подковерные игры.
- Разъяснить участникам коллектива их роли. Объясните, какую пользу каждый из них приносит в команде. Распишите стандарты командного поведения.
- Оцените особенности поведения сотрудников в коллективе. Используйте для этого методику 360 градусов.
- Проведите командную сессию или тренинг для повышения навыков работы в команде, согласования ролей и стандартов поведения.
7. Неуверенность в работе
- Сотрудники не понимают, как могут развиваться в компании.
- Карьерный рост слишком медленный или отсутствует вовсе.
- Сотрудникам непонятны перспективы компании: как она развивается, насколько стабильно ее положение.
- Сотрудники слишком быстро продвигаются по службе ― они не успевают получать профессиональные навыки, которые требуются для должности, или усваивать большие объемы новой информации.
- Спланируйте возможные карьерные траектории и перестановки в организации.
- Оцените способности и навыки каждого сотрудника. Разработайте индивидуальные планы развития. Cоздайте кадровый резерв.
- Объясните пути эволюционного развития компании, например, на стратегической сессии.
В заключение я хочу привести одну из главных мыслей того же исследования Gallup, о котором упоминал вначале. Работодателям нужны энергичные сотрудники, которые целеустремленны и устойчивы, то есть те, что вовлечены в работу и благополучны в жизни. Когда это так, то риск выгорания значительно снижается. Новая метрика организационного успеха: вовлеченность сотрудников плюс благополучие. А семь факторов, о которых я рассказали, помогут понять, в каком из направлений есть признаки неблагополучия.
Вам также может быть интересно видео РБК Pro
Простые способы сохранить здоровье при сидячей работе
Спикер: Александра Безроднова, социальный психолог, тренер, бодимайнд-гештальт-терапевт.
- Почему важно правильное положение тела.
- Как помочь себе принять правильную позу.
- Как оборудовать рабочее место.
Источник
Стресс и выгорание: как лидеру помочь себе и команде
Автор: Арсен Рябуха, ведущий бизнес-тренер Business Relations, коуч и психолог
⏱ Время прочтения — 8 минут
Стресс — это реакция человеческого организма на действие раздражителя. Когда человек постоянно подвержен стрессовым ситуациям, его организм усиленно растрачивает свои силы (энергию). Это приводит к быстрому истощению (выгоранию).
Стрессы можно подразделить на:
- положительные и отрицательные — по степени эмоциональной окраски;
- кратковременные и долгосрочные (или острые и хронические) — по продолжительности;
- физиологические (болезнь, травма) и психологические — по причине возникновения. Психологические, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные;
- внешние (вызваны внешними факторами) и внутренние (пересмотр жизненных ценностей и убеждений, изменение личной самооценки, «синдром самозванца» и т. п.).
Причинами кратковременного (острого) стресса могут стать:
- новый проект;
- сильная эмоция;
- конфликтный разговор (споры);
- форс-мажор;
- шум;
- усталость;
- срыв дедлайна;
- недосып или голод.
Долгосрочный (хронический стресс) могут вызвать:
- отсутствие отдыха;
- нескончаемая череда стрессоров — факторов, провоцирующих появление стресса;
- неэффективное планирование времени и задач;
- большое количество задач, которые необходимо решать одновременно;
- тревожность руководителя и его недоверие к сотрудникам (атмосфера недоверия в команде);
- неумение делегировать;
- давление сроков;
- авторитарное руководство (страх несоответствия ожиданиям);
- проблемы в личной жизни.
Профессор школы бизнеса Хенли: «В среднем сотрудники работают только три часа из восьми»
Бен Лейкер ищет новые методы, которые помогут наладить отношения в рабочем коллективе. Какие десять правил спасут дружбу с коллегами, если вас повысили, и в чем суть «бесконечной геймификации» — в подборке его высказываний.
Читать на РБК Pro
В ответ на раздражающие факторы внешнего мира в организме запускаются биохимические процессы. Назначение этих процессов — справиться с экстремальной ситуацией. Со временем действие стрессоров накапливается, а уровень стресса растет. При продолжающемся или повторяющемся действии стрессора организм проходит через три стадии:
- стадия тревоги — на ней происходит активизация всех систем организма;
- стадия резистентности (сопротивляемости, устойчивости) — организм начинает адаптироваться к действию стрессора;
- стадия истощения — наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, заканчивается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период человеку не будет оказана помощь, он может серьезно заболеть.
Во время стресса организм вырабатывает адреналин, который заставляет человека искать пути решения проблемы. Таким образом, небольшой cтресс (на стадиях 1 и 2) полезен — он заставляет нас думать и развиваться.
Среди наиболее популярных реакций организма на «вредный» стресс выделяют:
- беспричинные и частые приступы раздражительности, злобы, недовольства окружающими, обстановкой, миром;
- вялость, слабость, депрессия, пассивность, нежелание общаться и что-либо делать, быстрая утомляемость;
- бессонница, беспокойный сон;
- невозможность расслабиться, постоянное напряжение тела и нервной системы;
- плохая концентрация внимания, заторможенность, сложность в понимании обычных вещей, снижение интеллектуальных возможностей, проблемы с памятью, заикание;
- недоверие к себе и окружающим людям, суетливость;
- подавленное настроение;
- повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим веществам/занятиям, которые ранее особо не интересовали.
Таким образом, пагубное воздействие стресса состоит из двух слагаемых: давления (stress) внешних обстоятельств или людей и восприятия происходящего. Есть три подхода к работе со стрессом.
1. Работа с внешними стрессорами
Суть подхода проста — уберите внешние раздражители, если у вас есть такая возможность. Отключайтесь. Перестаньте быть рабом своего телефона или ноутбука, когда вы не на работе. Не смотрите и не слушайте то, что вызывает неприятные ощущения. Делегируйте задачи сотрудникам, разгружайте себя. Планируйте рабочий день и чередуйте интенсивную работу с полноценным отдыхом.
2. Подпитка внутреннего ресурса — физического и эмоционального
Эволюция сделала так, что положительные эмоции всегда кратковременны, зато отрицательные перетекают в хроническую форму. Мозг изучает опасности с большим пристрастием, чтобы не пропустить реальную угрозу жизни. Физическое и эмоциональное состояние распространяется на все системы. Поэтому вам нужна подпитка: ищите источники энергии, увеличьте количество дофамина, снизьте количество кортизола, заинтересуйте организм в работе и в увеличении силы, а не в замирании.
Где взять подпитку
- откажитесь от плохих привычек. Не курите, не пейте кофе, алкоголь и другие напитки-стимуляторы. Начните с малого. Поставьте себе цель обойтись без них 14 дней;
- откажитесь от «вредного» сахара. На 14 дней замените его фруктозой;
- ограничьте потребление жирной и жареной пищи. Добавьте в рацион побольше овощей и фруктов. В идеале овощи должны занимать половину тарелки в каждый прием пищи. Ешьте часто и небольшими порциями.
- пейте до двух литров воды в день;
- каждое утро выполняйте обливание прохладной водой или хотя бы принимайте контрастный душ. Если в какой-то день к вечеру чувствуете себя уставшим, снимайте усталость не сладким (алкоголем или перееданием), а ванной с морской солью.
- добавьте в ежедневную рутину физические активности и прогулки — желательно на свежем воздухе. Ходьба, бег или плавание ежедневно заставят вас чувствовать прилив энергии;
- посвящайте упражнениям как минимум семь минут в день! Вы можете установить на смартфон специальное приложение — например, «Seven» («7 минут», «7 Minut Workout»).
- спите 7−8 часов в сутки. Стремитесь ложиться и вставать примерно в одно и то же время.
- вспомните, сколько времени вы тратите на сон, когда в последний раз были на свежем воздухе, сколько времени проводите за компьютером. При длительном использовании компьютер может стать сильным стимулятором утомляемости. Качество отдыха играет важнейшую роль в борьбе с утомляемостью. Так, покупка стола для пинг-понга в одном известном лечебном учреждении повысила качество клинического мышления врачей в 1,5 раза. Больше времени уделяйте отдыху. Но даже если у вас есть на него всего час в день, проведите этот час так, чтобы организм отблагодарил вас сполна! Кому-то расслабиться поможет любимая книга, кому-то — посещение музея, а кому-то — футбольный матч.
От чего зависят положительные эмоции
Согласно теории функциональных систем, разработанной учеными Петром Анохиным и Константином Судаковым, когда мы делаем какое-то дело, то непременно сравниваем его итог с нашими ожиданиями. Если результат и ожидания совпадают, мы испытываем позитивные эмоции, а если нет — в нас копится негатив. Стресс возникает, когда человек длительное время не может удовлетворить жизненно важные потребности.
Позитивный эмоциональный фон (то, что субъективно человек переживает как счастье) создают три сферы:
- близкие люди, то есть те люди, отношения с которыми построены на любви и доверии, безопасности и поддержке, а не на меркантильных выгодах: «ты — мне, я — тебе». Улучшайте отношения с коллегами, родными и друзьями — укрепляйте «муравьиный плот». Особенно в кризис;
- удовлетворение потребностей. В первую очередь обеспечивающих выживание. К таким потребностям относятся еда, сон, безопасность и реализация (творчество, спорт, чтение, друзья, развитие, отдых, свобода…). Даже если один островок из вашего архипелага жизни подтопило, остальные по-прежнему достойны того, чтобы их облагораживать;
- достижение успеха (конкретного результата). Но только в тех областях, которые для вас действительно значимы и связаны с вашими жизненными ценностями.
Эмоции могут представлять прямую угрозу нашей жизни. Это демонстрирует яркий эксперимент средневекового ученого Ибн Сины: в две разные клетки друг напротив друга он посадил волка и ягненка. Всего за несколько дней ягненок сильно заболел от постоянного стресса, вызванного чувством опасности, и умер, хотя у него в клетке была еда, да и сам он был молодым и здоровым.
3. Работа с мышлением (восприятием себя, окружающих и происходящего)
Философ-стоик Эпиктет говорил: «Людей мучают не вещи, а представления о них». По большому счету мы просто-напросто сопротивляемся происходящему и нервничаем из-за этого. Чтобы управлять своим отношением к происходящему, а следовательно, и своим состоянием, развивайте эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI).
EI — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желания других людей и свои собственные, а также управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач.
Осознавая свою стрессовую, негативную эмоцию, можно вести разумный разговор с собой:
- На чем основана моя стереотипная реакция?
- То, из-за чего я переживаю, зависит от меня или находится вне зоны моей ответственности?
- Моя реакция действительно ведет к улучшению ситуации или, напротив, ограничивает?
Персонажа фильма «Шпионский мост» перед неминуемой смертью спросили: «Неужели вы не боитесь?» Он ответил: «А это поможет?» Ваша цель не исключить сопротивление полностью, а управлять им, чтобы сохранять свое ресурсное состояние, а следовательно, быть более эффективным в решении стоящих задач.
Правильно ставьте цели
Формулируйте свои конечные желаемые цели исходя только из того, что полностью лежит в зоне вашего контроля. Если мы ставим перед собой цель достичь результата там, где от него ничего не зависит, рептильный мозг пугается. Мы начинаем тревожиться, теряем созидательную повестку дня и переключаемся в режим выживания.
Пример: студент ставит перед собой цель — получить пятерку на экзамене. Эта цель не находится в зоне его контроля. А что от него зависит? Подготовиться, выспаться, выглядеть хорошо, до конца работать с выпавшим билетом, уважительно и по-партнерски общаться с преподавателем. Эти цели не страшные. Если студент их выполнит, то сделает максимум того, что может.
Цели, где задействованы другие люди, — это на самом деле не цели, а желания.
Вкладывайте в работу смысл
Подумайте, что ценного вы создаете для внутренних или внешних клиентов компании, для себя и окружающих. Если у вас есть ответ на этот вопрос, то вы будете выполнять работу с большим энтузиазмом.
Ищите проекты по душе или ищите в проектах «вроде бы не по душе» смысловые цели, ценностные ориентиры. Это повышает интерес к жизни и избавляет от бесцельного бега по кругу, в котором недалеко до выгорания.
Стремитесь к росту и развитию
Любое живое существо имеет тенденцию к росту и развитию или к стагнации и увяданию. Если нет первого, то обеспечено второе.
Развитие — это шире, чем карьерный рост. Это улучшение какой-то способности, навыка или компетенции. К развитию можно отнести овладение чем-то совершенно новым: необычным подходом к делегированию, современным методом управления или специфическими умениями в профессиональной деятельности.
Чем вы овладеете в ближайший год? Чему научитесь в этом месяце? Что нового попробуете сегодня? Постарайтесь сместить фокус с рутинного выполнения задач на рост и развитие. Перестаньте быть солдатом, бьющимся за KPI, и превратитесь в исследователя. Тогда вы будете воспринимать неожиданности, которые вам встречаются, как повод усовершенствовать свои навыки.
Инструкторы боевой подготовки говорят: «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки». Улучшайте свою подготовку. И никогда не сравнивайте себя с другими — это верный способ потерять собственные ориентиры.
Вам также может быть интересно видео РБК Pro:
- Наличие разных поколений в команде: почему это важно
- В чем главные различия поколений X, Y и Z
- Как выявлять и устранять причины конфликтов
Источник