- Как избежать выгорания сотрудников? Руководство для HR-менеджеров
- Почему стоит обеспокоиться эмоциональным выгоранием сотрудников?
- Что такое выгорание сотрудников?
- Как распознать признаки выгорания сотрудников? Выгорание не случается за одну ночь. Это постепенный процесс, который развивается на протяжении долгого времени и начинается с едва заметных тревожных звоночков. Если вы не обращаете внимания на эти сигналы, они становятся хуже со временем, пока не выливаются в тотальный нервный срыв – эмоциональное выгорание. Как утверждают врачи и психиатры, всего есть четыре главных стадии выгорания сотрудников.
- 4 главные стадия выгорания сотрудников
- Что становится причиной выгорания?
- Как распознать выгорание сотрудника?
- Профессиональное выгорание сотрудников – как с этим бороться?
- Что такое выгорание сотрудников, каким оно бывает и почему появляется
- Психологи выделяют три типа профессионального выгорания:
- Административный восторг
- Управленческая эрозия
- Эмоциональное выгорание
- Причины профессионального выгорания
- Симптомы и признаки профессионального выгорания
- Признаки выгорания:
- Как помочь сотруднику, если выгорание уже случилось:
- Новое хобби
- Смена обязанностей
- Отдых
- Обновление рабочего места
- Занятия спортом
- Как избежать выгорания, если этого еще не произошло
- Интересные примеры: как в российских компаниях «тушат» выгорающих работников
Как избежать выгорания сотрудников? Руководство для HR-менеджеров
Эмоциональное выгорание – это огромная проблема для многих компаний и одна из главных причин, почему уходят талантливые специалисты. Чтобы избежать выгорания сотрудников и удержать их, HR-менеджеры должны обладать глубоким пониманием симптомов выгорания, что является его причиной и как это предотвратить.
Почему стоит обеспокоиться эмоциональным выгоранием сотрудников?
Выгорание сотрудников может иметь катастрофические последствия для вашей компании — снижается продуктивность сотрудников, возникают конфликты на рабочем месте, увеличивается количество прогулов, что приводит к высокой текучести кадров.
95% из 614 опрошенных менеджеров по персоналу утверждают, что эмоциональное выгорание мешает удержанию сотрудников. Очевидно, что выгорание рабочих кадров является огромной проблемой для многих компаний, так как из-за этого они теряют своих специалистов. Особенно талантливых, потому что выгорание – это, прежде всего, проблема одарённых людей. Именно самые лучшие сотрудники из-за своих индивидуальных черт характера более подвержены выгоранию.
Чтобы избежать выгорания и удержать сотрудников, HR-специалисты должны обладать глубоким пониманием симптомов выгорания, что является его причиной и как это предотвратить.
Что такое выгорание сотрудников?
«Выгорание сотрудников» — это термин, который используется для описания состояния физического, эмоционального и психического истощения сотрудников.
Выгорание возникает в результате долгосрочного стресса на работе. Если ничего с этим не делать, стресс переходит в хроническую стадию и может стать причиной нервного срыва.
В состоянии выгорания, сотрудники не способны работать эффективно на личном и профессиональном уровне. Они чувствуют себя подавленными и не в состоянии противостоять ежедневным трудностям.
Как распознать признаки выгорания сотрудников?
Выгорание не случается за одну ночь. Это постепенный процесс, который развивается на протяжении долгого времени и начинается с едва заметных тревожных звоночков. Если вы не обращаете внимания на эти сигналы, они становятся хуже со временем, пока не выливаются в тотальный нервный срыв – эмоциональное выгорание. Как утверждают врачи и психиатры, всего есть четыре главных стадии выгорания сотрудников.
Важно уметь различать эти стадии. Таким образом вы сможете раньше заметить первые признаки выгорания и вовремя принять меры до того как они превратятся в нервный срыв с серьёзными последствиями. Чтобы предотвратить это, вам нужно ознакомиться с четырьмя стадиями выгорания.
4 главные стадия выгорания сотрудников
Стадия «медового месяца»
На этой стадии сотрудники полны чрезмерного рабочего энтузиазма. Они полностью погружены в свою работу. Они говорят «да» на любую просьбу и берут на себя много работы, но при этом рады этому. В таком состоянии они полны больших надежд и устанавливают для себя идеалистические цели.
Стадия трудоголизма
На этом этапе сотрудники тяжело работают, чтобы достичь ранее поставленных целей. Тем не менее, длинный рабочий день, сверхурочные и изнурительные рабочие обязанности уже начинают негативно на них сказываться. Они начинают испытывать первые признаки физической и психологической усталости, становятся раздражительными и начинают сомневаться в своей компетентности.
Стадия стресса
На этом этапе сотрудники постоянно чувствуют себя под давлением невыполнимых рабочих обязанностей. Им сложно сосредоточиться на работе, они чувствуют разочарование, злость и демонстрируют недоброжелательное поведение, срываясь на коллег и клиентов. Помимо этого, они с трудом справляются с физическими симптомами, такими как постоянная усталость, проблемы со сном, регулярные головные боли, плохой аппетит и т.д.
Стадия выгорания
На этом этапе сотрудники больше не в состоянии выдерживать давление на работе. Их физические и психологические резервы полностью опустошены. Они скатываются до цинизма и депрессии и становятся неэффективными. В результате, они осознают свою неудачу и теряют интерес к работе.
Симптомы выгорания сотрудников
Последняя стадия выгорания характеризуется серьёзными симптомами на 3 уровнях:
Физический уровень
- Проблемы со сном
- Плохой аппетит
- Головные боли
- Отдышка
- Высокое кровяное давление
- Учащенное сердцебиение
- Головокружение
Эмоциональный уровень
- Тревожность
- Депрессия
- Напряжение
- Раздражительность
- Вспышки гнева
Психологический уровень
- Забывчивость
- Потеря концентрации
- Дезорганизация
- Нерешительность
- Пессимизм
Таким образом, если ваш сотрудник периодически не выходит на работу, мало вовлечён в работу, у него упала продуктивность, он пессимистичен и часто срывается, возможно, он страдает от выгорания.
Что становится причиной выгорания?
Выгорание – это комплексная реакция организма (физическая, психологическая и эмоциональная) на множество факторов (личные, организационные и социальные). Каждый индивидуум реагирует по-своему на стресс, и не существует одной причины, которая его вызывает. Тем не менее, найдено несколько общих факторов во всех случаях выгорания.
Некоторые распространенные факторы стресса на работе:
- Большая нагрузка
- Нехватка времени
- Отношения между членами коллектива
- Отсутствие баланса между работой и личной жизнью
- Отсутствие гарантии занятости
- Низкая зарплата
Вам также стоит помнить, что сотрудники с определёнными чертами характера — отличники, перфекционисты и пессимисты — более подвержены выгоранию.
Как распознать выгорание сотрудника?
Вот как можно избежать выгорания сотрудника с помощью 4 простых приёмов:
- Распознавайте ранние признаки выгорания
Если вы хотите избежать выгорания своих сотрудников, вы должны уметь распознавать его на ранних стадиях. Уделяйте внимание своим специалистам и будьте наблюдательны. Если вы работаете в большой компании, и у вас нет возможности регулярно общаться с сотрудниками, попробуйте поговорить с менеджерами и руководителями отделов. Расскажите им о важности предотвращения выгорания и помогите им обнаружить его на ранних стадиях.
Вы можете также разослать своим сотрудникам е-мейлы и попросить их пройти тест на определение выгорания. Более продвинутое решение – это программное обеспечение для онлайн тестов. Например, с помощью инструмента Survio вы можете создавать онлайн-опросы бесплатно, используя их шаблон.
Ещё один хороший пример – онлайн платформа для опросов QuestionPro. Вы можете использовать их опрос для оценивания уровня стресса сотрудников на работе.
- Распознавайте случаи выгорания
Если вы эйчар, который заметил симптомы выгорания в своих сотрудниках, вы должны это чётко идентифицировать. Вы можете это сделать, поговорив с сотрудником или с группой сотрудников, которые страдают от выгорания. Можно пригласить их на неформальную встречу вне офиса. Таким образом, вас никто не будет отвлекать, и вы сможете создать более расслабленную атмосферу. Попробуйте узнать, есть ли что-то, с чем вашим сотрудникам сложно справиться. Задайте им открытые вопросы и дайте им возможность объяснить, что именно они испытывают. Вы можете использовать «Опросник для оценивания индивидуального стресса» в качестве подсказки.
- Окажите поддержку
Перед тем как вы побежите решать проблему, остановитесь на секунду и сфокусируйте своё внимание на человеке, который стоит перед вами. Вспомните, что когда-то он был активным и увлеченным своим делом специалистом, который оказался в этой ситуации, потому что он слишком тяжело работал. Наверняка ему стыдно за себя, он чувствуют себя разочарованным, одиноким и изолированным от всех. Окажите ему эмоциональную поддержку, в которой он нуждается, и напомните ему, что его команда и компания ценят его и заботятся о нём. Спросите его, в чём он нуждается, чтобы как можно быстрее исправить ситуацию. Сначала позаботьтесь о его здоровье, а потом решайте проблему.
А теперь пора заняться делом. Вам необходимо закатать рукава, проанализировать проблему, найти решение и начать действовать. На данном этапе важно понять, является ли это проблемой одного конкретного сотрудника или вы наткнулись на организационную проблему, которая может негативно влиять и на других сотрудников. Например, если ваши специалисты жалуются на большой объём работы, вы можете помочь им, предоставив советы по организации рабочего времени или научить их устанавливать границы и говорить «нет». Возможно, менеджер нагружает их чрезмерным количеством задач и обязанностей, при этом он сам задыхается от большого объёма работы и находится в стрессе. В таком случае, вы имеете дело с организационной проблемой, которая требует иного решения. Другими словами, вы должны решать истинную причину проблемы, а не только устранять симптомы.
Надеемся, эти советы помогут вам определить и предотвратить симптомы выгорания, чтобы сохранить позитивную рабочую среду, а ваших сотрудников сделать счастливыми, вовлечёнными и продуктивными.
Выгорание сотрудников также является проблемой в вашей компании? Вы знаете, как предотвратить это? Дайте нам знать в комментариях!
Источник
Профессиональное выгорание сотрудников – как с этим бороться?
Согласно данным рекрутингового агентства Hays, 67% работодателей сталкиваются с выгоранием у сотрудников. 79% опрошенных работников компаний заявили, что выгорали сами или наблюдали этот процесс у коллег. Выгорание опасно. Чем? Расскажем в статье.
Что такое выгорание сотрудников, каким оно бывает и почему появляется
Выгорание — это особое психическое состояние, при котором человек начинает цинично относиться к работе, получать меньше удовлетворения и ощущать собственную несостоятельность.
Выгорание как депрессия, но затрагивает только работу. Из-за негативных эмоций, усталости и отсутствия удовольствия у работников снижается производительность труда. Они начинают халатно относиться к обязанностям, не выполняют план, срываются на коллегах.
Профессиональное выгорание опасно для здоровья. Исследование показывает, что такое состояние ускоряет истончение префронтальной коры головного мозга. Ученые Тель-Авивского университета доказали, что выгорание повышает риск развития коронарной недостаточности.
Впервые термин «выгорание» появился в 1974 году. Его ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер, который заметил, что такому синдрому подвержены люди, деятельность которых связана с регулярным общением с другими людьми и эмоциональному сопереживанию им и большой ответственностью. До недавнего времени профессиональное выгорание считали не более, чем эмоциональным состоянием, близким к опустошению. Сегодня его признали болезнью. На Всемирной ассамблее здравоохранения, прошедшей 20–28 мая 2019 года в Женеве, выгоранию присвоили код QD85 и внесли его в каталог МКБ-11 (Международная Классификация Болезней).
Психологи выделяют три типа профессионального выгорания:
Административный восторг
Появляется у руководителей. Характеризуется тем, что человек буквально упивается властью. Ведет к превышению или злоупотреблению служебными полномочиями.
Управленческая эрозия
Тоже появляется у руководителей любых уровней. Приводит к тому, что власть над людьми приносит человеку больше удовлетворения, чем сама работа.
Эмоциональное выгорание
Встречается у рядовых сотрудников из-за накопления отрицательных эмоций. Ведет к снижению эффективности труда.
Вне зависимости от типа выгорание характеризуется эмоциональным истощением, отрицательными эмоциями по отношению к работе и снижением производительности труда. Работники с выгоранием приносят бизнесу меньше прибыли, чем мотивированные сотрудники.
Причины профессионального выгорания
- переработки — по данным Hays, 87% работников признались, что трудятся сверхурочно и при этом не получают дополнительных выходных или другой релевантной компенсации, кроме того, переработки не оставляют времени на отдых;
- амбиции, особенно нереализованные — если сотрудник не видит перспектив карьерного роста, работа может ему надоесть;
- давление со стороны руководства — если у руководителя тоже выгорание или он некомпетентен, сотрудникам тяжело работать;
- некомфортные условия труда — например, если в офисе слишком жарко или холодно, или интроверту на текущей должности приходится каждый день общаться с новыми людьми.
Есть и другие причины такого эмоционального состояния. Организовать идеальные условия труда для всех не получится, у каждого свои потребности. Нужно стараться создавать комфортные условия и не допускать выгорания.
«Выгорание у сотрудников часто происходит, когда их перегружаешь. Когда я работала по найму, в один момент ощутила, что любимая работа стала в тягость. Ожидание конца рабочего дня, раздражительность, усталость — все нарастало с каждым днём. В один день я не выдержала и ушла. Открыла своё дело и увела людей, которым могла доверять.
Сейчас я стараюсь не перегружать своих сотрудников. Я знаю, когда перегоришь, обычный отпуск или перерыв не помогут. Продуктивность просто пойдет на спад. И качество, и количество пострадают.
К сожалению, руководители редко задумываются о том, как влияет перегрузка на работника. Порой им легче заменить его на другого, еще не перегоревшего, и идти дальше. Но и другой так же перегорит. Так и получается вечная текучка кадров»
— Алиса Сахарова, основатель дизайн-студии unoYuno в Казани
Симптомы и признаки профессионального выгорания
Симптомы могут быть различными в зависимости от места работы, психотипа человека и других факторов. Но если вы или ваши работники сталкиваетесь хотя бы с тремя симптомами из перечисленных ниже, это повод задуматься о том, есть ли у вас профессиональное выгорание.
Признаки выгорания:
- неуверенность в себе и чувство страха перед новыми задачами — рутинными или из другой сферы деятельности;
- негативные мысли о работе, нежелание идти на нее по утрам и стремление уйти пораньше;
- нежелание заниматься рабочими задачами в течение дня, попытки подольше пообедать, поиграть на ПК, заняться чем-то другим;
- перманентная установка на будущее о том, что что бы ни сделал, лучше не будет;
- ощущение монотонности, рутинности действий, отсутствия новизны в рабочих процессах;
- ухудшение общего эмоционального состояния: раздражительность, апатия, замкнутость;
- неприязнь к рабочему окружению, коллегам, рабочему месту, отдаление от коллектива;
- физические нарушения — головные боли, сонливость или бессонница, вялость, нарушения в работе ЖКТ.
Некоторые из этих симптомов могут свидетельствовать о других заболеваниях — например, головные боли могут появиться из-за травм головы, нарушения в работе ЖКТ из-за гастрита или язвы. Нужно оценивать состояние работников комплексно и замечать любые мелочи — чем занимается сотрудник на работе, нужен ли ему отдых, как он ведет себя в коллективе.
«Мы разрабатываем и реализуем на российском и зарубежном рынках систему учета рабочего времени Kickidler. Основная задача, с которой к нам приходят пользователи — это выявление уровня продуктивности персонала, его вовлеченности в рабочий процесс. По словам многих наших клиентов, наиболее проблемными являются именно сотрудники, подверженные профессиональному выгоранию.
Недавно мы провели опрос наших пользователей, работающих в HR-отделах, и выяснили, что 70% всех сотрудников, чья продуктивность ниже средней — это те, кто работает в компании более 3-х лет.
К примеру, наши клиенты из компании, занимающейся производством инструмента, рассказали, что у них работал сотрудник, который порядка 80% рабочего времени читал новости в интернете и общался в соцсетях. Об этом узнали только после установки программы мониторинга. До этого он постоянно сетовал на высокую загруженность и отказывался от новых проектов.
У другого нашего клиента из IT-компании работал системный администратор, который наоборот на протяжении долгого времени демонстрировал высокую работоспособность, постоянно задерживался на работе, иногда — до поздней ночи. Но в один день он просто исчез и неделю не отвечал на звонки.
Без сомнения, старожилы являются проводниками ценностей и основной движущей силой любой компании. Поэтому стратегическая задача руководителя — не допустить выгорания своих сотрудников, а если оно началось, вовремя заметить и принять нужные меры»
— Алексей Уткин, маркетолог системы учета рабочего времени Kickidler
Как помочь сотруднику, если выгорание уже случилось:
Улучшить состояние сотрудника помогут следующие способы:
Новое хобби
Посоветуйте ему заняться любимым делом или попробовать то, о чем давно мечтал. Например, оригами. Порекомендуйте уделять хобби 10–15 минут в день: этого будет достаточно, чтобы снять напряжение, переключить внимание и отдохнуть от работы.
Смена обязанностей
Переведите его на другую должность, обновите круг обязанностей или дайте новый проект.
Отдых
Вовремя отправляйте в отпуск, не нагружайте выходные дополнительными задачами, порекомендуйте отказаться от бешеного темпа жизни. Расскажите, как найти баланс между работой и личной жизнью — наши советы помогут освободить больше времени на отдых.
Обновление рабочего места
Совет банальный, но действенный: просто смените обстановку. Купите сотруднику новый стол, сделайте ремонт в офисе, переведите работника в другой кабинет.
Занятия спортом
Физический труд помогает справиться с эмоциональной усталостью. Запишите сотрудника в фитнес-клуб, посоветуйте работнику гулять 20–30 минут в день на свежем воздухе, делайте перерывы на разминку для всего офиса:
Эти же способы можно использовать, чтобы справиться и со своим выгоранием. Больше отдыхайте, берите новые проекты, сделайте ремонт в кабинете, займитесь любимым делом или начните ходить в фитнес-клуб.
«Выгорание сотрудников — это усталость, когда «внешняя» мотивация не действует, а «внутренняя» куда-то уходит. Сотрудник теряет энергию, его одолевает апатия и это, конечно же, сказывается на производительности труда.
Первый сигнал, на который нужно обратить внимание — это несоответствие результатов труда планируемым. Руководитель всегда должен смотреть сотруднику в глаза и видеть, что с ним происходит. Из моего опыта: каждый день в компании я делал по два обхода, утром и вечером, а иногда и три, и каждый раз я разговаривал с сотрудниками, смотрел им в глаза.
Когда ты видишь, что сотрудник начинает «выгорать», первое, что необходимо предпринять — поговорить. Очень хорошо работает разговор «один на один». Мы садились, наливали две чашки чая и час-полтора, а бывало и больше, разговаривали с сотрудником. Это позволяло понять, что происходит и что с этим можно сделать, а также найти решения, которые позволили бы «зарядить» сотрудника.
Еще один вариант — это перемещение сотрудника на более интересную работу/должность, если у него есть это желание. Здесь важно увидеть эту потребность, а затем договориться и перевести сотрудника на более интересную ему работу.
Третий момент — это овладение смежной профессией: здесь мы тебя немного освобождаем, а ты начинаешь изучать смежную профессию с дальнейшим полным переходом и погружением в нее.
Также хороший инструмент — командировка. Я отправлял сотрудника в командировку, как правило, заграничную, и это давало ему сил к новым свершениям. Один вариантов этого же разрешения проблемы — отпуск.
И еще один вариант решения проблемы — создание «позитивного» образа вокруг этого сотрудника. Я обязательно хвалил его на собраниях, подчеркивал какие-то достижения, создавал позитивный эмоциональный фон вокруг него»
— Владимир Моженков, бизнес-практик и бизнес-тренер
Если ничего не помогает, есть радикальный способ избавиться от выгорания — кардинально сменить сферу деятельности. Поговорите с выгоревшим работником, и, если другого варианта нет, предложите ему написать заявление по собственному желанию. А потом наберите новых работников. Мы рассказывали, как построить команду мечты, в отдельной статье.
Как избежать выгорания, если этого еще не произошло
Выгорание сотрудников легче предотвратить, чем бороться с последствиями. Для этого:
- равномерно распределяйте нагрузку так, чтобы она была примерно одинакова у всех работников: если нагрузить одного больше других, он может быстро выгореть;
- переключайте внимание между разными видами деятельности — давайте работникам разноплановые задачи, например, чередуйте задачи, требующие креатива, и рутинные;
- давайте людям отдыхать — следите за графиком отпусков, введите нормальный обеденный перерыв, старайтесь не задерживать сотрудников после рабочего дня и не давать работу на дом, а в случае переработок — достойно компенсируйте затраченное время;
- создайте комфортную атмосферу в офисе или на производстве — установите кондиционеры, поставьте кулеры и кофемашину, купите удобные стулья и столы, своевременно делайте ремонт;
- заинтересуйте работников чем-то новым: например, предложите всем поехать на рыбалку или сыграть в страйкбол, это поможет не только предупредить выгорание, но и сплотить коллектив;
- мотивируйте, а не ругайте — введите KPI и премируйте за перевыполнение плана, а в случае неудачи не ругайте и не штрафуйте, а разберитесь, почему так произошло, и помогите работнику преодолеть отставание;
- проводите опросы, которые бы выявляли выгорание работников, и помогайте тем, кто близок к нему — переведите на другую должность или используйте советы, приведенные выше.
Не забывайте и о себе. Например, автоматизируйте управленческий учет и бизнес-процессы, больше отдыхайте и проводите время с семьей.
Интересные примеры: как в российских компаниях «тушат» выгорающих работников
В L’Oreal Russia ежегодно проводят опрос, показывающий уровень удовлетворенности сотрудников, а затем корректируют бизнес-процессы в зависимости от результатов опроса. Например, работники высказали желание приходить на работу позже и иногда работать из дома. Просьба была услышана и сотрудникам разрешили приходить не к 9 утра, а в промежуток с 8 до 10, а иногда вообще не приезжать, работая при этом из дома.
В «Яндексе» проводят опрос, показывающий степень вовлеченности в работу. Если руководитель видит, что сотрудник близок к выгоранию, он предлагает ему сменить команду, проект или вообще сферу деятельности. Например, разработчик может стать тестировщиком или попробовать себя в менеджерской позиции.
В «Мегафоне» выяснили, что от выгорания чаще всего страдают работники, которые общаются с людьми. Для таких сотрудников была разработана специальная программа «Стрессу — нет». В ее рамках психологи помогают работникам справиться со стрессом.
В «Уральском банке реконструкции и развития» сотрудникам call-центра предлагают отказаться от однообразия. Работников ставят то на входящие, то на исходящие звонки, а также предлагают поработать с разными продуктами банка. Кроме того, некоторые вакансии в других отделах закрывают за счет сотрудников call-центра. Благодаря этому в call-центре в два раза снизилась текучка кадров.
Есть и другие способы предотвратить профессиональное выгорание. Данные рекрутингового агентства Hays показывают, как поступают российские компании:
Если вы чувствуете что выгорание уже близко (или наступило), то советуем пройти тест на сайте Experimental Psychic и получить результаты совершенно бесплатно.
Источник