Эмоциональное выгорание родителей детей инвалидов

Содержание
  1. Выгорание родителей детей-инвалидов
  2. Эмоциональное выгорание родителей детей с ОВЗ презентация на тему
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Подписи к слайдам:
  6. Воспитание и обучение «особых» детей: профилактика «синдрома выгорания» у родителей и специалистов
  7. Воспитание ребёнка с особенностями развития: концепция сохранения психологического здоровья
  8. «Я больше с ними не могу….» или родительское выгорание
  9. Что такое эмоциональное выгорание?
  10. На первой стадии отдых еще хорошо помогает, но если отдыха долго нет, наступает вторая стадия: истощение.
  11. Разве можно выгореть с собственным ребенком?
  12. А если детей двое? Или трое? А если вы воспитываете детей одна или один?
  13. Как проявляется выгорание?
  14. 1. Эмоциональное истощение
  15. 2. Отстраненность (деперсонализация)
  16. 3. Снижение достижений
  17. Можно ли выгореть за один день?
  18. Поэтому так важно знать, как проявляется СЭВ, замечать его на ранних этапах, когда простой отдых еще помогает.

Выгорание родителей детей-инвалидов

Родительский долг — это тяжелая работа в режиме двадцать четыре часа в сутки. Естественно, что многие родители начинают испытывать усталость, одиночество и высокий уровень стресса, однако нередко откладывают заботу о своем здоровье на второй план, заботясь в первую очередь о детях.

Но еще тяжелее родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, которые сталкиваются с совершенно другим уровнем стресса, потому что им приходится ориентироваться не только на общие для всех родителей обязанности, такие как кормление, защита и уход за своими детьми, но и на уникальный набор проблем, связанных с особыми потребностями детей.

По мере взросления детей, родительских забот должно становиться меньше, но только не у родителей детей-инвалидов, которым приходится решать проблемы сложных медицинских, физических, социальных и других потребностей своего ребенка на протяжении всей жизни.

Все мы знаем, насколько важно заботиться о себе, поэтому родители детей с особыми потребностями должны находить возможность следить не только за ребенком, но и за собой, поскольку существует большая вероятность выгорания тех, кто осуществляет уход за инвалидом.

Постоянными проблемами этих родителей являются изоляция, финансовые трудности, истощение, чувство вины и ощущение безнадежности. Со временем, если родитель не сумеет сформировать у себя необходимые психологические установки, постоянный стресс может перерасти в депрессию.

Депрессия у родителей детей-инвалидов встречается очень часто. Необходимо учитывать, что воспитание ребенка с ограниченными возможностями сравнивается со стрессом солдат, которые участвуют в военных действиях. Неудивительно, что такие родители могут испытывать симптомы, похожие на посттравматическое стрессовое расстройство, поскольку они переносят хронический стресс и постоянно перегружены.

Признаками родительской депрессии являются:

  • большую часть времени человек несчастлив (но по вечерам может чувствовать себя немного лучше);
  • потеря интереса к жизни;
  • появление сложностей в принятии решений;
  • им становится трудно справляться с делами, которые раньше выполнялись с легкостью;
  • физическая истощённость;
  • беспокойство и тревожность;
  • снижение аппетита и потеря, либо прибавление веса;
  • трудности с засыпанием и ранний подъем;
  • снижение либидо;
  • чувство собственной бесполезности и безнадежности;
  • избегание других людей;
  • частое ухудшение самочувствия, обычно утром;
  • раздражительность, суицидальные мысли.

Если вы испытываете несколько этих симптомов на регулярной основе, необходимо обратиться к специалисту.

Профилактика родительского выгорания

Если человек заметил у себя или у своих родных симптомы эмоционального выгорания, необходимо сразу начать работу по избавлению от него, пока оно не перешло в более серьезную стадию. В плане профилактики можно рекомендовать:

1. Начать больше отдыхать;

2. Научиться просить о помощи;

3. Принимать недостатки в себе и других людях;

4. Откладывать второстепенные дела;

6. Находить у себя внутренние ресурсы (это могут быть хобби, спорт, встречи с друзьями, сеансы массажа и т.д.);

7. Избавляться от чувства вины за собственные удовольствия;

8. Регулярно питаться и чаще гулять на свежем воздухе.

Забота о ребенке с особыми потребностями — тяжелая работа. Хотим мы верить этому или нет, но забота о себе имеет не меньшее значение для благополучия и успеха наших детей и семьи. Вы можете даже не осознавать, что то, что вы чувствуете, — это депрессия и что вам необходима помощь. Нужно помнить, что на начальных этапах депрессия лечится легко, и просить помощи не стыдно.

Материал подготовила подготовила педагог-психолог Дроздова И.А.

Источник

Эмоциональное выгорание родителей детей с ОВЗ
презентация на тему

Эмоциональное выгорание родителей

Скачать:

Вложение Размер
Эмоциональное выгорание родителей детей с ОВЗ 329.03 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Эмоциональное выгорание родителей детей с ОВЗ Педагог-психолог МБДОУ д/с № 31 Эгамбердиева Евгения Витальевна

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout ) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением .

Кто чаще всего страдает от синдрома эмоционального выгорания: родители, имеющие двух и более детей младше пяти лет; родители ребенка, который часто болеет, имеет трудноизлечимое или неизлечимое заболевание; матери, которые выходят на работу до момента окончания декретного отпуска или работают на дому, параллельно занимаясь воспитанием детей, то есть живут в режиме мультизадачности; единственные родители в неполных семьях; родители, которые сами в детстве испытывали психологические трудности; родители- перфекционисты , которые имеют завышенные требования к собственной родительской роли; родители, имеющие детей с ОВЗ. Причины эмоционального выгорания

постоянная усталость, нежелание что-то делать или выполнение привычных действий на автомате, плаксивость , апатия , безучастность и равнодушие к собственному ребенку или наоборот раздражительность и беспричинная агрессия, потеря интереса к общению с семьей, родственниками, друзьями, состояние постоянной тревоги и депрессии. Симптомы эмоционального выгорания

Стадия выдерживания Стадия не выдерживания Стадия личностной деформации Стадии эмоционального выгорания

1. Начните больше отдыхать 2. Научитесь просить о помощи 3. Принимайте недостатки в себе и других людях 4. Отложите второстепенные дела 5. Высыпайтесь 6. Ищите внутренний ресурс 7. Избавляйтесь от чувства вины за собственные удовольствия 8. Регулярно питайтесь и гуляйте на свежем воздухе Рекомендации

Источник

Воспитание и обучение «особых» детей: профилактика «синдрома выгорания» у родителей и специалистов

Воспитание ребёнка с особенностями развития: концепция сохранения психологического здоровья

Воспитание и абилитация ребёнка с особенностями развития – путь непростой, особенно в эмоциональном плане. О том, как родителям и специалистам, работающим с такими детьми, сохранить положительный настрой и не подвергнуться «синдрому выгорания», рассказала психолог Ирина Вайнер.

Лекция Ирины Вайнер «Как сохранить себя, воспитывая и обучая «особого» ребёнка, или новый взгляд на «синдром выгорания» прошла в мае на ярмарке «Город здоровья».

Ирина Николаевна имеет опыт работы и с детьми, нуждающимися в абилитации, и с их родителями. Это и натолкнуло её на создание концепции по сохранению психологического здоровья как детей с проблемами в развитии, так и взрослых, которые с ними взаимодействуют. В основу этой концепции легла всем известная пирамида потребностей психолога и социального педагога Абрахама Маслоу.

Психолог рассмотрела потребности от безопасности до самовыражения с трёх сторон – со стороны ребёнка, родителя и специалиста, работающего с ребёнком, и дала рекомендации, как эти потребности удовлетворить. В свою очередь, удовлетворение этих потребностей, по мнению специалиста, способствует психической устойчивости всех участников процесса абилитации.

Среди первоочерёдных базовых потребностей маленького ребёнка специалист назвала потребность в общении. Между тем, сегодняшним малышам, по словам психолога, этого общения катастрофически не хватает, что зачастую и приводит к сложностям в их развитии.

«Если ведущей деятельностью ребёнка является игра, то ведущей деятельность младенца является общение, – говорит Ирина Вайнер. – Раньше бабушки обеспечивали ребёнку всё – и говорение, и «гуление», и шутки, и прибаутки, теперь же всего этого у детей нет. В лучшем случае ребёнок сидит у телевизора или планшета, где диалоговой речи он не слышит, не участвует в ней».

Взрослым – родителям и специалистам на первом уровне базовых потребностей рекомендуется не ограничивать себя в таких элементарных вещах, как вода, пища, свежий воздух и полноценный сон. Достаточное обеспечение себя самым необходимым, по словам Ирины Вайнер, – один из главных шагов профилактики психологического выгорания. Как и дети, взрослые нуждаются в общении, при этом для них большое значение имеет и гармония в интимной сфере взрослых, что, по мнению специалиста, благотворно скажется на их подопечных.

Следующий уровень пирамиды Маслоу – потребность в безопасности – у детей достигается, прежде всего, посредством родительских телесных прикосновений и наличия собственной зоны, будь то своя кроватка, игровая территория или уголок для занятий. Ощущение безопасности ребёнку обеспечивает и баланс эмоций, которые малыш наблюдает перед собой. Так, если мама демонстрирует жалость, а папа при этом сердится, ребёнок учится воспринимать разные эмоциональные проявления и начинает осознавать многообразие человеческих отношений.

Необходимо ребёнку демонстрировать и разделение обязанностей в семье, а также взаимоотношения разных поколений – поэтому, в частности, так важно не обделять малыша общением с бабушками и дедушками.

Что касается ощущения безопасности у родителей, то для них, в первую очередь, помимо адекватного материального обеспечения, важно принять диагноз ребёнка, что зачастую оказывается самым сложным этапом нелёгкого родительского пути. Ирина Вайнер категорично заявляет: пока родитель не принял диагноз своего ребёнка, в безопасности он себя не чувствует.

Вторая потребность специалистов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности, включает в себя обязательное психологическое консультирование со стороны другого специалиста. Оно может быть индивидуальным или групповым, главное – снять стресс и гармонизировать эмоциональную сферу. Немалое значение в плане безопасности для абилитологов имеет и наличие социальных гарантий, однако в этом отношении явные преимущества у тех, кто трудится в госучреждениях.

Принадлежность и любовь

Следующая ступень классической пирамиды – принадлежность и любовь – к базовым потребностям уже не относится, однако не менее важна для психической гармонии. Именно на этом уровне появляется стремление преодолеть чувство одиночества и ощутить причастность к некой социальной группе. У ребёнка эта потребность реализуется с помощью посещения детского коллектива. Эта мера, по словам специалиста, знакомит ребёнка с общепринятыми правилами и даёт необходимое ребёнку «ощущение плеча».

Родителям на этом уровне важно ощущать причастность к собственной семье, а также активно взаимодействовать с другими людьми – друзьями или единомышленниками. Именно это позволит родителю не замкнуться на своей проблеме. Специалисты допускают и интернет-общение, при этом они подчёркивают: абсолютно заменить реальные контакты оно всё равно не сможет. Тем же, кто работает с «особыми» детьми, необходимо общаться как с дружеским, так и с профессиональным окружением.

Ребёнку со специфическими проблемами поддержка и одобрение важны особо. Иногда малыша необходимо похвалить «авансом» – ещё до того, как он за что-то взялся, иногда – помочь достичь ребёнку определённых целей и обязательно поддержать.

Не менее важна поддержка и родителям, которая должна исходить как со стороны специалистов, работающих с ребёнком, так и от самих же себя. Родители, в свою очередь, должны поддержать специалистов, ведь одобрение семьи, с которой они работают, – неоценимое подспорье в их непростой работе.

«От родителей должна исходить обратная связь, они должны рассказывать, чего добился ребёнок, это даёт специалистам ощущение социальной значимости, – добавляет Ирина Вайнер. – Кроме того, для специалиста важно одобрение коллег, руководителя, а также получение различных грамот и участие в социальных проектах».

Наивысшая потребность в известной классификации – это потребность в самореализации. Как правило, у детей она находит свой отклик в любом прикладном творчестве. При этом родители могут ребёнку помогать, используя подход под названием «рука в руке». Однако бывает, что ребёнок не достигает определённого интеллектуального уровня для творческой работы. В этом случае, по словам психолога, ему можно доверить нетрудную работу по хозяйству.

Родителям же в целях самореализации Ирина Вайнер рекомендует искать занятия по душе, постигать новые знания и не пренебрегать психологическими тренингами. «Очень важно ответить себе на вопросы: кто я, как я могу себя выразить, чтобы не зацикливаться на своей боли, а развиваться вместе с ребёнком», – говорит психолог. Специалистам же важно проявлять себя, в том числе, в профессиональном сообществе.

Подводя итог, Ирина Николаевна привела аналогию с инструкцией по безопасности в самолёте: первое, что нужно сделать в критической ситуации взрослому, согласно указаниям, – оказать помощь самому себе, и только потом помочь ребёнку.

«Мы знаем, что, если в самолёте не оказалось давления, нужно сначала снабдить кислородом себя, а потом уже ребёнка, – говорит Ирина Вайнер. – Мы, взрослые – и специалисты, и родители – обязаны в первую очередь снабжать себя «кислородом» – развитием, и только тогда, наполненные, мы сможем помочь детям».

Источник

«Я больше с ними не могу….» или родительское выгорание

Основные симптомы родительского выгорания: проверьте, есть ли они у вас

«Я какое-то чудовище, наверное, но я не могу больше. Садик на карантине , сын дома со мной целыми днями. Прошло две недели, а я на стенку уже хочу лезть, я не могу больше слушать бесконечно все эти «маааам, маааааам…», постоянно кормить, помогать, подавать, играть…

И он постоянно говорит, говорит, говорит, и ему бесконечно что-то надо… Наверное, нельзя так говорить, это ужасно, но я не могу так больше!»

Я не знаю, сколько раз я слышала что-то подобное от подруг, знакомых, клиенток и клиентов… Сколько раз я говорила что-то подобное сама. Очень много, не сосчитать.

Родительское выгорание коварно тем, что его переживает почти каждый родитель, но о нем очень стыдно говорить. Каждая женщина, которая в полном отчаянии говорит «я не могу больше…», испытывает огромное чувство вины.

Потому что понятно, как можно устать от работы, но от собственного ребенка устать как бы нельзя! Это же самый любимый человечек, смысл жизни!

Что такое эмоциональное выгорание?

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это постепенное истощение, потеря энергии, которая случается с нами из-за психологических, эмоциональных причин (в отличие от физического истощения, которое случается от голода, например).

Начало эмоционального выгорания заметно по общему снижению сил, все становится сложнее делать, настроение похуже, часто раздражаетесь… Весь организм нацелен на выживание, все силы уходят, чтобы справиться с ситуацией.

И вроде бы, вы справляетесь, но если случается какая-то непредвиденная неприятность, вы реагируете на нее очень сильно. Заболел ребенок, обычные сопли, а вы сидите и плачете: «Ну что ж такое, ещё и это!».

На первой стадии отдых еще хорошо помогает, но если отдыха долго нет, наступает вторая стадия: истощение.

На этой стадии ресурсов уже нет: часть дел вы уже не можете делать, другую часть делаете хуже. Нет сил на полноценную еду, прогулки, отдых, занятия с детьми – поэтому пельмени, мультики и социальные сети.

Не потому, что вы плохой родитель, а просто истощение не позволяет что-то делать, как раньше. Перепады настроения, вы то плачете, то кричите на детей, потом чувство вины…

И если вдруг что-то случается «сверх» нормы, можно впасть в полное отчаяние. На этой стадии нужна уже поддержка: психолог, медикаменты, группы поддержки, привлекать росдтвенников…

Третья стадия – это полная деформация родителя. Другие люди (и свои дети прежде всего) вызывают ненависть, «они все надо мной издеваются!». Это очень опасное состояние, и очень важно помочь себе до того, как оно наступило.

Выгорание – это защитная реакция организма на хронический стресс . В стрессе мы хуже спим, недоедаем или переедаем, тело переживает гормональные бури – это подтачивает наш организм. Сил становится все меньше, и меньше, и если стресс не заканчивается, наступает выгорание – полное истощение.

Разве можно выгореть с собственным ребенком?

Конечно. Ведь именно за собственного ребенка мы сильнее всего волнуемся, это постоянный поток эмоций! А кроме того, с ребенком мы постоянно находимся в позиции «сильного»: мы должны его кормить, поить, обеспечивать, укладывать спать, утешать, успокаивать, делать с ним уроки… Мы постоянно тратим, тратим, тратим эмоциональные и физические силы на другого человека. И часто не успеваем их восстанавливать.

А если детей двое? Или трое? А если вы воспитываете детей одна или один?

А если у вас нет помощников, или вы должны в одиночку обеспечивать детей? Нагрузка возрастает многократно. А сил больше не становится.

Как проявляется выгорание?

Есть три основных группы симптомов.

1. Эмоциональное истощение

Кажется, что нет сил. Вы очень быстро устаете, общее эмоциональный фон сниженный, настроение может сказать туда-сюда по самому пустяковому поводу. Пропадают прошлые интересы, хочется доползти до дивана и там остаться, окружающие все чаще раздражают, и жизнь в целом кажется серой и безрадостной.

2. Отстраненность (деперсонализация)

Это защитная реакция на перегрузки: чтобы не страдать так сильно, мы внутренне отстраняемся от того, что раньше так сильно волновало. Наступает безразличие, чувство отстраненности, мы выполняем свои обязанности формально, без «огонька». Начинаем гораздо меньше сопереживать своим близким: если раньше дочка заплакала, мы грустили вместе с ней, то теперь ее слезы только бесят.

При сильном выгорании наступают негативизм и циничное отношение. Мы можем думать «это она мне назло!», или «он притворяется», или «да плевать, не могу больше». Наверняка вы сталкивались когда-то с людьми, цинизму которых поражались: как так можно обращаться с детьми?! Очень часто это не намеренная жестокость, а крайняя степень выгорания.

3. Снижение достижений

Если у вас профессиональное выгорание, вы начинаете работать хуже. Если у вас родительское выгорание, то ваш «уровень родительства» тоже падает.

Мы начинаем оценивать себя плохо – кто не думал когда-нибудь «Я ужасная мать. ». Начинаем сопротивляться своим обязанностям, мечтаем «все бросить и уехать», у нас на самом деле падает продуктивность. Начинаем все делать кое-как.

Если раньше вы с радостью делали ребенку в садик поделки формата А2, то теперь на это уже нет сил. И в лучшем случае вы говорите ребенку: «слепи сам ежика, зубочистки в шкафу», в худшем же рыдаете в подушку от бессилия, а потом неделю изводите себя чувством вины.

Можно ли выгореть за один день?

Нет, выгорание происходит постепенно. Начинается всё с обычных жизненных трудностей: ну, чувствую себя не очень, ну, не хочу с ребенок делать домашку – а кто хочет? Ну, вставать по утрам тяжело, настроение туда-сюда скачет… Ну и что? Другим еще хуже! Вон наши бабушки в проруби стирали, и ничего, а ты чего разнылась?

Так мы не замечаем, что понемногу истощаемся. Очень тяжело мамам в декрете: кажется, что не от чего выгорать, дома же сидишь! И мы забываем, что мама в декрете находится в постоянном контакте с ребенком, в постоянном психологическом напряжении, и выгорает быстрее остальных.

Поэтому так важно знать, как проявляется СЭВ, замечать его на ранних этапах, когда простой отдых еще помогает.

Про СЭВ уже столько написано, зачем писать отдельно про родителей?

Родительское выгорание самое «замалчиваемое». Почти каждый родитель когда-то переживал это, но говорить про это другим стыдно.

Как сказать, что я не могу больше видеть своих собственных детей? Как сказать, что от их криков голова раскалывается и хочется бежать из дома? А если уже нет сил даже готовить им нормально – как про это рассказать, это же ужасно стыдно! Что я за мать такая?

Часто помогают простые слова «это нормально». Нормально уставать, выгорать, ненавидеть всех и вся – это не вы мымра, просто вы очень-очень устали. Вам надо лежать и мультики, а ругать вас не надо.

И я вам точно говорю как мама, и как психолог: то, что переживаете вы, прямо сейчас переживают еще сотни тысяч родителей. Вы не один такой ужасный человек.

Ищите единомышленников, ищите поддержку и сочувствие, а не критику и «волшебный пендель». В следующей статье я напишу про то, что делать, если вы обнаружили, что выгорели. А пока что будет достаточно, если вы перечитаете симптомы СЭВ выше и скажете себе:

Я хорошая мать. И я очень сильно устала.

Если вы выгоревший отец, то скажите себе то же самое: отцы тоже устают и выгорают.

Источник

Читайте также:  Доклад про эмоции человека 8 класс
Оцените статью