Эмоциональное выгорание профилактика памятка

Интересные памятки и рекомендации от сотрудников Центра

Памятка профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья

ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в МО г. Новый Уренгой»

ПАМЯТКА

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПОДДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Профессиональное выгорание — это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

— приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;

— исчезают положительные эмоции,

появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;

— возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

— возникают недоразумения с коллегами;

— появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

— притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;

— безразличие ко всему.

Качества, помогающие избежать профессионального выгорания

— хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);

— высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Симптомы профессионального выгорания

— чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;

— ощущение эмоционального и физического истощения;

— снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);

— общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

— частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно­кишечного тракта;

— резкая потеря или резкое увеличение веса;

— полная или частичная бессонница;

— постоянное заторможенное, сонливое сос-тояние и желание спать в течение всего дня;

— одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

— заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально-психологические симптомы:

— безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

— повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

— частые нервные срывы (вспышки гнева,

злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);

— немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;

— постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

— чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

— чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

— общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;

— сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

— постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

— чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

— невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

— дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

Успешному преодолению профессионального стресса способствуют личностные качества:

— способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Профилактика профессионального выгорания

— Позволяйте себе свободно проявлять свои чувства, обсуждайте их со значимыми людьми.

— Используйте каждую возможность

пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

— Принимайте помощь и поддержку других, в том числе — коллег.

— Помните: сами по себе симптомы

профессионального выгорания НИКУДА НЕ ИСЧЕЗНУТ. Работайте над собой.

Читайте также:  Относительно слабо выраженное эмоциональное состояние

— Обращайтесь за профессиональной помощью психолога, если не справляетесь самостоятельно.

— Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

— Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

— Постарайтесь вести здоровый и активный образ жизни, насколько это возможно.

Приемно-консультативное отделение ГБУ ЦСО в МО г. Новый Уренгой

Источник

Памятка по профилактике эмоционального выгорания педагогических работников
материал по психологии на тему

Профилактика эмоционального выгорания педагогических работников

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnoe_vygoranie_pamyatka_dlya_pedagogov.docx 53.59 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное выгорание — это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них .

Физиологические симптомы ЭВ:

— чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

— ощущение эмоционального и физического истощения;

— частые беспричинные головные боли;

— постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

— полная или частичная бессонница;

— резкая потеря или резкое увеличение веса;

— заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания и др.

Социально-психологические симптомы ЭВ:

— безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

— общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

— повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

— частые нервные срывы (вспышки немотивированного

гнева или отказы от общения, уход в себя);

— чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

— чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь».

Поведенческие симптомы ЭВ:

— ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

— чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

— невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;

— дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности и др.

Синдром эмоционального выгорания проходит три стадии .

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе Исчезают положительные эмоции.

На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в

присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Рекомендации по устранению симптомов и профилактике эмоционального выгорания педагогов

1. Регулярный отдых, баланс работа-досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут) . Учителю необходимо объяснить необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться учителю (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.)
3. Полноценный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс . Если имеется недостаточная продолжительность сна, необходимо ложиться на 30-60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения» , когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке.
5. Необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с коллегами, учениками). Выработка умения говорить «нет».
6. Наличие хобби (спорт, культура, природа) , интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).
7. Активная профессиональная позиция ,т. е. принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дубенская средняя общеобразовательная школа»

Источник

Эмоциональное выгорание .Памятка

Содержимое публикации

«Эмоциональное выгорание у воспитателей»

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая поддержка воспитателей должна стать одной из приоритетных линий в работе психолога ДОУ.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

К симптомам эмоционального выгорания относится:

эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;

напряженность в отношении к людям;

заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;

психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);

Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель профессионального выгорания.

«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»

(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результата

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

«никогда» – 0 баллов;

«очень редко» – 1 балл;

«иногда» – 3 балла;

«очень часто» – 5 баллов;

«каждый день» – 6 баллов.

«Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).

«Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений»(тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.

Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, мы советуем:

1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Для профилактики эмоционального выгорания, мы предлагаем приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Цель: Стабилизация эмоционального состояния.

Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая — съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.

Упражнение «Напряжение – расслабление»

Цель: снятие мышечных зажимов

Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

Не забывайте: работа — всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Источник

Читайте также:  Что чувствуешь после сигареты
Оцените статью