ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья
В статье дается описание экспериментального исследования, целью которого стало определение выраженности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоциональное выгорание педагогов | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 15
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Профессиональная деятельность педагога, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания – психологического явления оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере.
В настоящее время уделяется большое внимание вопросам развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), число которых увеличивается с каждым годом. В связи с этим в современном обществе возникла необходимость не только в специалистах, способных проводить эффективную коррекционную работу с такими детьми, но и необходимость в педагогах и воспитателях, способных взаимодействовать с детьми данной категории и при этом успешно справляться с личностными деформациями.
Одним из частых негативных проявлений профессий «помогающего» типа является феномен «эмоционального выгорания» [2, 9]. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утраты веры в собственные силы [3, 4, 6, 10].
Исследования Р.О. Агавелян, Т.И. Яндановой показывают, что у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обнаруживаются: психоэмоциональное напряжение, невротизация, эмоциональное истощение, негативное оценивание себя, возникает деформация отношений с другими людьми, наступают необратимые изменения в соматическом здоровье. Особенно ярко перечисленные признаки обнаруживаются у педагогов, тесно взаимодействующих с детьми с ограниченными возможностями здоровья [1, 11].
Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение настроения, чувство усталости. Влияние на здоровье таких факторов опосредуется, прежде всего, через механизмы стресса, которые лежат в основе эмоционального выгорания, невротизации, психосоматических расстройств, отнюдь не редких у педагогов разных типов и видов образовательных учреждений [4, 5, 9].
Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональной деформации у сотрудников, связанных с социальной деятельностью, исследований синдрома эмоционального выгорания и его влияния на личность педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, недостаточно, что
затрудняет разработку эффективных методов его профилактики и коррекции.
В связи с этим мы предприняли экспериментальное исследование, целью которого стало определение выраженности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях.
Приступая к исследованию, мы предположили, что возникновение и формирование эмоционального выгорания в большей степени характерно для педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений в силу специфики их профессиональной деятельности.
В процессе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- Выявить проявления эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и оценить степень сформированности синдрома эмоционального выгорания.
- Определить коэффициент самочувствия и уровень личностной невротизации у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Изучить факторы привлекательности профессии для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Изучить самооценку личности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и личностных особенностей педагогов, взаимодействующих с данной категорией детей.
- Провести сравнительное исследование проявлений эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и общеобразовательных дошкольных учреждений.
Для решения поставленных задач нами было обследовано две группы педагогов.
Экспериментальную группу составили 20 педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Контрольную группу составили 20 педагогов, работающих в общеобразовательных дошкольных учреждениях с детьми, не имеющими отклонений в развитии.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, метод беседы, анкетный метод, метод статистической обработки экспериментального материала и экспериментальный метод, включающий в себя следующие методики:
1. «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В.Бойко);
2. «Изучение факторов привлекательности профессии» (В. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана);
3.« Методика личностного дифференциала» (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) ;
4.« Диагностика уровня личностной невротизации» (В. В. Бойко);
5.« Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изарда).
Полученные результаты показали, что наша гипотеза имеет свое подтверждение.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование эмоционального выгорания педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений происходит в процессе их профессиональной деятельности. Наиболее характерным при этом является формирование всех фаз эмоционального выгорания. Наиболее выраженными симптомами эмоционального выгорания у педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений являются «расширение сферы экономии эмоций», «редукция профессиональных обязанностей», «переживание психотравмирующих обстоятельств». Наиболее выраженная фаза – фаза «резистенции».
2. Выявлены статистически значимые различия в показателях эмоционального выгорания, степень выраженности которых достоверно выше у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений.
3. Значимое количество корреляций между показателями эмоционального выгорания свидетельствует о комплексном формировании фаз и симптомов у педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений в их профессиональной деятельности.
4. Среди факторов привлекательности профессии у педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений преобладает показатель «работа соответствует моему характеру», тем не менее, по результатам сравнительного анализа данный показатель у педагогов достоверно ниже по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений. При этом среди «непривлекательных» факторов преобладают такие как «работа вызывает переутомление» и «частый контакт с людьми», что может быть более характерным для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, в силу специфики профессиональной деятельности.
5. В группе педагогов, работающих с детьми с ОВЗ значение фактора «Оценки» (уровня самоуважения) достоверно ниже по сравнению с педагогами, работающими с детьми не имеющих отклонений в развитии. Педагоги общеобразовательных дошкольных учреждений по сравнению с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, более склонны осознавать себя как носителя позитивных характеристик, в определенном смысле более удовлетворены собой. Также отмечено, что в контрольной группе достоверно выше значение фактора «Активности»: педагоги, работающие с детьми, не имеющими нарушений в развитии, отличаются от педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, большей активностью, общительностью, энергичностью и эмоциональной отзывчивостью.
6. У педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, наибольшее количество обратных взаимосвязей выявлено по показателю «Активность» с симптомом выгорания «личностная отстраненность и деперсонализация», с эмоцией «горя» и фазой выгорания «резистенция», что свидетельствует о комплексном проявлении пассивности, необщительности педагогов, т. е. снижении активности в фазе эмоционального выгорания «резистенция».
7. У педагогов дошкольных коррекционно-образовательных учреждений отмечается средний уровень личностной невротизации. Это выражается в среднем показателе эмоциональной устойчивости педагогов, относительно положительном фоне переживаний и социальной смелости, тогда как у педагогов контрольной группы общий уровень невротизации имеет низкие значения. Это свидетельствует о более положительном фоне эмоциональной устойчивости, социальной смелости, эмоциональной устойчивости, что подтверждается достоверно значимыми различиями.
8. Выявлены положительные взаимосвязи между уровнем личностной невротизации и показателями эмоционального выгорания, что свидетельствует об их взаимовлиянии в профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
9. Проведенный сравнительный анализ между полученными значениями выявил значимое различие «коэффициента самочувствия» в исследуемых группах, которое достоверно выше у педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений. Таким образом, можно сказать, что эмоциональное самочувствие педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, определяется не только спецификой их профессиональной деятельности, но и особенностями эмоционально-волевой регуляции, а также личностными характеристиками.
Полученные результаты определяют дальнейшие пути исследования, которые связаны, прежде всего, с разработкой программ для психологов дошкольных образовательных учреждений различной направленности, направленных на предупреждение возникновения эмоционального выгорания педагогов.
1. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. — Новосибирск, 2001.
2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб: Речь.-2004.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
5. Демьянчук Р. В. Педагог коррекционного образовательного учреждения: личность и психологические проблемы// Вестник Московского государственного областного университета. 2007. Вып. 1. С. 1-6.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М.: РАГС, 2006.
7. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются//Педагогика и психология.-1982.-№ 7.-с.4-9.
8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002.
9. Реан А.А, Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы психологии.-2007.- №1.-С.45-49.
10. Форманюк Т. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 12-16.
11. Янданова Т.И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях : Автореф. канд. психол. наук : 19.00.10.- М., 2000.
Источник
Эмоциональное выгорание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ
Дата публикации: 13.12.2020 2020-12-13
Статья просмотрена: 211 раз
Библиографическое описание:
Рыбас, Е. С. Эмоциональное выгорание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ / Е. С. Рыбас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76588/ (дата обращения: 12.10.2021).
В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у психологов и студентов психологических специальностей, которые осуществляют клинико-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены наиболее распространенные симптомы эмоционального выгорания специалистов — «редукция профессиональных обязанностей», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «тревога и депрессия», «загнанность в клетку», «эмоционально-нравственная дезориентация».
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, ограниченные возможности здоровья, клинико-психологическое сопровождение, профилактика.
Актуальность: В мире с каждым годом увеличивается рождение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Следовательно, возникает потребность в увеличении численности специалистов клинико-психологического сопровождения особых детей [5]. Особенности профессиональной среды требуют высокой ответственности, постоянного самоконтроля, самообладания, терпимости, стрессоустойчивости. Зачастую специалисты клинико-психологического сопровождения детей с ОВЗ подвержены эмоциональному выгоранию.
Первые научные работы, посвященные проблеме эмоционального выгорания, появились благодаря американскому психиатру Дж. Фрейденбергу в 1974 году в США. Исследуемое явление получило название «burnout». Термин «выгорание» введен для описания состояния личности, которая в своей профессиональной деятельности находится в постоянном эмоциональном общении с людьми. Эмоциональное выгорание отражает состояние предболезни и ухудшает качество жизни [4]. В отечественном подходе синдром эмоционального выгорания определен как защитный механизм человека, возникающий в ответ на длительное воздействие психотравмирующих стрессов, связанных с профессией [3]. Важное место в обязанностях работодателя должна занимать профилактика и коррекция эмоционального выгорания среди сотрудников. В. В. Бойко выделяет фазы синдрома эмоционального выгорания: напряжения, резистенции, истощения. Каждая фаза имеет собственные симптомы [1].
Первая фаза — напряжения — сопровождается следующими симптомами:
– «переживание психотравмирующих обстоятельств» — у человека постоянно растет раздражение, накапливается отчаяние. Неразрешимость ситуации может привести к развитию других явлений «выгорания»;
– «неудовлетворённость собой» — в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие ситуации, человек испытывает недовольство собой, профессией, должностью;
– «загнанность в клетку» — является продолжением развития стресса, при этом симптоме возникает чувство безысходности, так же возникает чувство интеллектуально-эмоционального затора;
– «тревога и депрессия» — проявляется в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию; данный симптом является крайней точкой в формировании тревожной напряженности.
На второй фазе — резистенции — наблюдаются симптомы:
– «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — профессионал перестает понимать разницу между экономией эмоций и полной экономией эмоций, то есть человек не понимает, когда можно воспользоваться дружелюбными жестами;
– «эмоционально-нравственная дезориентация» — у профессионала возникает потребность в самооправдании, человек может разделять субъектов профессиональной деятельности на «плохих» и «хороших»;
– «расширение сферы экономии эмоций» — проявляется в экономии эмоций помимо профессиональной сферы, проявляется уже и в отношении с родными, приятелями и знакомыми;
– «редукция профессиональных обязанностей» — человек пытается упростить свои профессиональные обязанности, которые требуют эмоционального вложения.
Третья фаза — истощения — характеризуется симптомами:
– «эмоциональный дефицит» — человек начинает постепенно ощущать, что он уже не в состоянии эмоционально помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение;
– «эмоциональная отстраненность» — личность полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, ничего не вызывает эмоциональный отклик;
– «личностная отстранённость» — отмечается, что при этом симптоме у человека происходит полная или частичная утрата интереса к субъекту своей деятельности;
– «психосоматические и психовегетативные нарушения» — симптом проявляется уже в самочувствии профессионала [2].
Цель и задачи исследования . Цель — определение особенностей эмоционального выгорания специалистов клинико-психологического сопровождения детей с ОВЗ. Задачи: установить, какие симптомы эмоционального выгорания превалируют у специалистов клинико-психологического сопровождения, работающих с детьми с ОВЗ; выявить основные направления профилактики и коррекции наиболее часто встречаемых симптомов эмоционального выгорания.
Методы исследования, характеристики выборки. Методы исследования: теоретические — анализ научной литературы; эмпирические — анкетирование, тестирование, методы математической оценки. В качестве основной методики исследования применен тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко. Дополнительные методики — методика оценки субъективного благополучия под русскоязычной адаптацией М. В. Соколовой; опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» под русскоязычной адаптацией Н. В. Паниной; методика оценки проявления агрессивности в отношениях А. Ассингера. Базы исследования — ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н. И. Пирогова Минздрава России (Островитянова, д. 1) и Центр психодиагностики и психокоррекции Т. Г. Горячевой (ул. Ивана Бабушкина, д. 23, корпус 1). Исследование проведено в период с 10.10.2020 г. по 30.11.2020 г. Выборка представлена практикующими психологами-профессионалами (8 участников; женщины в возрасте от 24 и до 58 лет) и студентами (14 участников; женщины в возрасте от 21 и до 26 лет), занятыми в клинико-психологическом сопровождении детей с ОВЗ.
Результаты исследования. В результате исследования выявлено, что для 75 % профессионалов характерно умеренное субъективное благополучие, что может говорить об отсутствии серьезных эмоциональных проблем. У 25 % респондентов наблюдаются отклонения в сторону субъективного неблагополучия, возможно, им уже сложно переносить напряженные профессиональные ситуации. Среди студентов, находящихся в начале профессионального пути, — 86 % имеют умеренное субъективное благополучие, у 7 % прослеживаются отклонения в сторону субъективного неблагополучия и у 7 % обнаружено полное эмоциональное благополучие.
Выявлено, что 50 % практикующих психологов демонстрируют высокий индекс удовлетворенности жизнью. Низкий индекс удовлетворенности жизнью обнаружен у 37,5 %, а у 12,5 % — средний индекс жизненной удовлетворенности. Соответственно у специалистов, находящихся в начале профессионального пути у 43 % обнаружен высокий индекс удовлетворенности жизни, у 35 % выражен низкий индекс удовлетворенности жизнью, 22 % имеют средний уровень жизненной удовлетворенности.
Показатели агрессивности характеризуют сложившихся специалистов следующим образом: 75 % имеют умеренную агрессивность; 12,5 % миролюбивы; 12,5 % излишне агрессивны. Среди студентов, занятых в клинико-психологическом сопровождении детей с ОВЗ, показатели агрессивности указывают, что 64 % имеют умеренную агрессивность; 29 % миролюбивы; 7 % демонстрируют излишнюю агрессивность.
Результаты иерархического распределения симптомов эмоционального выгорания среди сложившихся специалистов и студентов, занятых в клинико-психологическом сопровождении детей с ОВЗ, представлены в Таблице 1.
Специалисты-профессионалы (с законченным высшим образованием; сфера профессиональной занятости — клинико-психологическое сопровождение детей с ОВЗ)
Специалисты-студенты (совмещают процесс обучения с профессиональным сопровождением детей с ОВЗ)
«редукция профессиональных обязанностей» — 62,5 %
«неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — 64 %
«неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — 50 %
«загнанность в клетку» — 35 %
«расширение сферы экономии эмоций» — 37,5 %
«эмоционально-нравственная дезориентация» — 35 %
«тревога и депрессия» — 37,5 %
«редукция профессиональных обязанностей» — 28 %
«эмоциональная отстраненность» — 25 %
«тревога и депрессия» — 28 %
«эмоционально-нравственная дезориентация» — 25 %
«переживание психотравмирующих обстоятельств» — у 21 %
«эмоциональный дефицит» — 25 %
«расширение сферы экономии эмоций» — 21 %
«переживание психотравмирующих обстоятельств» — 12,5 %
«эмоциональная отстраненность» — 21 %
«психосоматические и психовегетативные нарушения» — 12,5 %
«эмоциональный дефицит» — 14 %
«загнанность в клетку» — 0 %
«личностная отстраненность» — 7 %
«личностная отстраненность» — 0 %
«психосоматические и психовегетативные нарушения» — 7 %
«неудовлетворенность собой» — 0 %
«неудовлетворенность собой» — 0 %
Выводы и практическая значимость. Эмпирическое исследование симптомов эмоционального выгорания специалистов клинико-психологического сопровождения, работающих с детьми ОВЗ, показало, что у сложившихся специалистов наиболее распространены симптомы: «редукция профессиональных обязанностей»; «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «тревога и депрессия»; «расширение сферы экономии эмоций». Среди специалистов, находящихся в начале профессионального пути, наиболее распространены симптомы: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «загнанность в клетку»; «эмоционально-нравственная дезориентация». Также у большинства испытуемых выявлена умеренная агрессивность.
Полученные данные эмпирического исследования могут быть использованы при организации профилактики эмоционального выгорания. Профилактику эмоционального выгорания следует осуществлять комплексно и целенаправленно на выявленные симптомы. В профилактике таких симптомов как: «редукция профессиональных обязанностей»; «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «расширение сферы экономии эмоций» — целесообразно применять тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, обучение эффективному взаимодействию и самоконтролю эмоциональных проявлений, упражнения по увеличению диапазона значимых межличностных связей для человека. Для профилактики симптомов «загнанность в клетку» и «тревога и депрессия» необходима отработка техник релаксации, направленных на снижение напряжения человека в целом: к примеру, техники прогрессирующей мышечной релаксации (телесно ориентированные упражнения; дыхательные методики). Для профилактики симптома «эмоционально-нравственная дезориентация» применимы тренинги, направленные на развитие уверенности в себе, упражнения на поднятие самооценки. Комплексная профилактика симптомов эмоционального выгорания специалистов клинико-психологического сопровождения детей с ОВЗ дает возможность избежать возникновения синдрома эмоционального выгорания, повысить не только качество выполняемой работы, но и улучшить психофизиологическое состояние профессионалов.
- Бойко В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 490 с.
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. — Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2004. — 256 с.
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 338 с.) 4. — 247 с.
- Maslach C., Jackson S. E. Burnout in organizational settings. BeverlyHills, CA: Sage, 1994. — 247p.
Источник