Профилактика профессионального выгорания педагога
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
В процессе профессиональной деятельности педагог общается с детьми, родителями, коллегами. Профессиональное общение педагогахарактеризуется следующими факторами:
— протяженностью во времени;
— результаты совместной работы;
— эмоциональной насыщенностью, интенсивностью.
Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.
В настоящее время термин «профессиональное выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с предметной областью «человек-человек».
Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на обучающем (помогающем, он ее осознанно принимает.
Люди таких профессий — это педагоги, воспитатели, врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т. д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы).
То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей.
Когда говорят „сидром эмоционального сгорания“, имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональнойдеятельности и к самому себе:
1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);
3) появление негативного отношения к клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);
4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и клиентам);
6) функциональное, негативное отношение к себе;
7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.
Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и снижение личных профессиональных достижений:
— эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;
— деперсонализация — безразличное отношение к труду и объектам своего труда;
—снижение профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
«Подгорающего» педагога можно отличить по психофизическим, психологическим и поведенческим проявлениям. Как правило,он изнурен эмоционально и физически: снижена активность, восприимчивость и реакция на изменения внешней среды. Среди прочих психофизических признаков выгорания специалисты называют частые головные боли, резкие изменения массы тела, бессонницу, сонливое состояние, нарушение дыхания. Работник становится раздражителен, у него случаются вспышки гнева, он избегает общения. Вместе с этим его гложет чувство вины, гипертрофированной ответственности, страха.
Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у трудовых коллективов. По признакам коллективное профессиональное выгораниене очень отличается от индивидуального: коллеги теряют веру в позитивные изменения на работе или в своей жизни, возможность изменить что-либо собственными силами.
Кто же сильнее всех рискует?
Возраст. Особенно опасны периоды возрастных кризисов. Первый – в 23-25 лет – это кризис профессионального самоопределения. Второй – около 30 лет – кризис смысла жизни. Третий – ближе к 40 годам – кризис среднего возраста. После 45 лет также очень уязвимы к профессиональному выгоранию из-за возрастной конкуренции, появляется риск потери работы и сложности в поиске новой.
Особенности характера. Выгорание наиболее вероятно для интровертов, пессимистов, людей с заниженной самооценкой, перфекционистов и эмоционально-сдержанных граждан.
Избыточная квалификация. Те, кто давно перерос свои должностные обязанности, кто выполняет работу без малейшего напряжения, автоматически – постепенно теряют к ней интерес. Необходимо расширять и осваивать новые профессиональные специализации, расширять обязанности или не сменить работу.
Слабая мотивация. Если нет никакого личного интереса, работа не вызывает никаких положительных эмоций, постепенно наступает безразличие и равнодушие.
Работа со сложными людьми. При общении с капризными, излишне требовательными, скандальными людьми или коллегами, включается защитный механизм экономии эмоциональных ресурсов. Человек заранее отстраняется от таких людей. Эта отстраненность постепенно входит в привычку, перерастая в равнодушие.
В зоне риска находятся люди, склонные брать на себя чужую ответственность, стремящиеся опекать других, не умеющие говорить «нет».
Также способствуют эмоциональному выгоранию внутриличностные конфликты, и если их не получается решить самостоятельно, то можно и нужно воспользоваться помощью психолога.
Намного проще предупредить профессиональное выгорание, чем потом выходить из него.важно научиться замечать первые признаки эмоционального истощения и вовремя давать себе возможность отдохнуть: позволять себе в выходные отвлекаться от работы, по возможности брать отпуск, чаще бывать на свежем воздухе, соблюдать режим дня, высыпаться.
Профилактика „синдрома профессионального выгорания“:
1. Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе
2. Необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом
3. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Развитие профессиональных качеств, постоянная рефлексия своего опыта переживаний, связанных с общением с людьми. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.
4. Тайм-ауты. Для того,чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: моцион после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск, прогулка пешком до ближайшего кафе внесёт необходимое разнообразие в рабочие будни.
5. Спорт, фитнес. Любые активные физические упражнения и занятия.
6. Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную «копилку» светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом.
7. Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше.
8. Баня. Особенно русская парилка с веником. Она помогает вывести лишний адреналин, расслабиться и успокоиться.
9. Психотехнические упражнения не требуется большого количества времени и специальных помещений. В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета:
— если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии — смело используйте красный цвет;
— если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам — работайте с оранжевым цветом;
— желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;
— при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;
— голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;
— если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;
— фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.
10. Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья педагогов имеют модели преодолевающего поведения.
Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией педагогов.
Каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М. : Дело, 2000. — 52 с.
2. Гнездилова О. Н.Статья: Инновационная деятельность педагога как фактор, предотвращающий наступление у него синдрома эмоционального сгорания//Международный педагогический Интернет журнал:Образование: исследовано в мире. – 2007, с. 7
3. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом. — СПб. : Питер, 2002. — 40 с.
4. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности
Готовность педагога к условиям профессионального стандарта педагога Доклад на тему: «Готовность педагога к условиям профессионального стандарта педагога». Исполнитель: Мураева Татьяна Николаевна Тема:.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов. Педагог-психолог Дьяченко Н. Г 2 Цель и задачи: обучать педагогов.
Семинар-практикум «Профилактика профессионального выгорания» Аннотация. Эффективность работы педагога определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными.
Синдром профессионального выгорания у педагогов Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным».
Синдром профессионального эмоционального выгорания личности Подобед Е. В., Абрамова А. Е., Котова Е. В. Жизнь без стрессов невозможна. Каждый день мы сталкиваемся с тем или иным проявлением стрессовых.
Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов Тема: Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов. Профессиональное выгорание – долговременная стрессовая реакция.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения.
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания или как жить полной жизнью и не сгореть» Подготовила и провела: старший воспитатель Бойко Ольга Владимировна 2018 год ЦЕЛЬ: развитие ресурсов противодействия «выгорания», формирование.
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Задачи: помочь участникам.
Источник
Маргарита Алексеева
Семинар-тренинг «Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.
• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
• снизить уровень эмоционального напряжения;
• содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
• сформировать установку на сохранение и укрепление психического
Форма работы: смешанная – групповая с элементами индивидуальной, с использованием мини-лекции.
Категория участников: педагогический состав учреждения
Продолжительность занятия – 45 мин
Количество участников в группе 12-15 человек
повышение уровня компетентности в вопросах психического здоровья;
улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
повышение уровня стрессоустойчивости у педагогов;
снижение уровня эмоционального напряжения;
Материалы и оборудование
• Листы для записи информации
• Маркеры, фломастеры, ручки, цветные карандаши
• Кнопки, скотч, ножницы.
I. Вводная часть
1. Приветствие участников.
2. Знакомство с темой и задачами тренингового занятия.
3. Выработка основных правил общения в группе.
При проведении тренинга нужно соблюдать определённые правила. Познакомьтесь с ними.
• общение по принципу «здесь и сейчас». Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе;
• высказываем только своё мнение;
• внимательно слушаем друг друга;
• не перебиваем говорящего;
• уважаем мнение друг друга;
• не оцениваем суждения других;
• придерживаемся правила «стоп», которое гласит, что каждый участник имеет право отказаться от участия без объяснения причин.
• соблюдаем конфиденциальность (всё, что происходит здесь, не выносится за пределы группы).
Упражнение №1 «Улыбка» (Разминка)
-Кто смотрелся в зеркало?
-Кто себе улыбнулся?
Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка — это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее,чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент,то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.
Упражнение №2 «Поза Наполеона» (Разминка)
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки.По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарии для ведущего.
Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
II. Основная часть
1. Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания».
Цель: знакомство с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования.
Римский император Диоклетиан после двадцати лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие шестнадцать с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслак назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».
По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т. е. тех, кто непосредственно работает с людьми.
Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Причины возникновения синдрома:
— напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
— нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
— однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
— работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;
— длительная нагрузка на основные анализаторы (слух, зрение и т. д., концентрация внимания, память, большой объем информации, соучастие эмоций и интеллекта и как следствие нервно-психическое и физическое напряжение.
Три основные стадии синдрома профессионального выгорания:
1 стадия:Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т. д., сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.
2 стадия: Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
3 стадия: Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
Основные симптомы профессионального выгорания:
чувство хронической усталости;
нарушение сна, аппетита;
негативное отношение к коллегам;
оскудение репертуара рабочих действий;
потеря интереса к профессиональным достижениям.
Профессиональное выгорание возникает не мгновенно, а накапливается постепенно и, что важно помнить, незаметно. Когда его симптомы становятся очевидными, то часто уже мало что можно изменить.
Динамика развития выгорания — процесс сугубо индивидуальный выгорание заразно, оно подобно инфекционной болезни. Педагоги, подверженные этому процессу, могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших».
Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания:
Непрерывное психолого-педагогическое образование, повышение квалификации;
Система поощрений (со стороны администрации);
Разделение профессиональной и частной жизни (работы и дома);
Саморегуляция (комплекс мероприятий, направленных на формирование психологических состояний, способствующих наиболее полной реализации потенциальных возможностей.);
Деловые игры/тренинги/игры-практикумы и т. д.
Эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.
На сегодняшний день используются разнообразные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагога. Такие как
Таким образом, профессионального выгорания можно избежать при проведении каждодневной, систематической работы в этом направлении, каждым педагогом и приложении ими определенных усилий. При выполнении данных рекомендаций вы научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.
2. Работа в группах/работа с педагогами
Упражнение № 3 «Стирка» (диагностика уровня стресса)
Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.
Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?
1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»
2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».
3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».
4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».
Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.
1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.
2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.
3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую,мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.
4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.
Упражнение №4 «10 животных» (диагностика, самооанализ)
Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в порядке убывания вашей симпатии к ним. На листочках в столбик запишите этих животных.
Есть ли среди них тот, на кого вы похожи?
Где он находится в списке?
Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в середине вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная самооценка залог психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.
Упражнение №5 «Карандаш» (повышение позитивного коллективного духа, поддержание дружеской атмосферы)
Каждому участнику выдается карандаш/фломастер. Участники становятся в пары, пальцами рук держат карандаши между собой. По команде поднимают руки вверх и опускают вниз.
Затем участники образуют круг. Руками/пальцами удерживают карандаши, чтобы они не упали. По команде руки поднимают вверх/пускают вниз/присаживаются/расходятся/сходятся.
Упражнение №6 «Сказочный дождик». (повышение позитивного коллективного духа, поддержание дружеской атмосферы)
Цель: сплочение педагогического коллектива, создание доверительной атмосферы.
Инструкция. Участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.
Ход упражнения: «Встаньте по кругу друг за другом. Представьте, что в нашем учреждении только что пошёл дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине».
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли было выполнять упражнение?
2. Возникали ли трудности при выполнении задания?
3. Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?
Упражнение №7 «Портрет педагога».
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
Инструкция: «Разделитесь на две команды. Первая команда нарисуйте портрет эмоционально выгоревшего педагога, а задача второй команды нарисовать портрет эмоционально благополучного педагога. Расскажите о портрете, который у вас получился».
Упражнение №8 «Ведро мусора» (сбрасываем напряжение)
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Посреди комнаты стоит ведро — Зачем человеку мусорное ведро?
Представьте жизнь без такого ведра: мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть.
То же происходить с чувствами – у каждого из нас не всегда накапливаются нужные, деструктивные чувства, например, обида, злость, стах.
Я предлагаю выбросить эти негативные чувства. Для этого напишите на листочках «Я обижаюсь/Я злюсь на….».
Представьте, что вы завернули этот негатив в эти листочки и выбросьте их в ведро.
Упражнение №9 «Гора с плеч» (релаксация)
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Упражнение «Гора с плеч» можно использовать с целью сброса психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины; контроля за осанкой и уверенностью в себе. Выполняется оно стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой осанка должна быть постоянно.
Зажимы на лице попробуйте снять с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев, можно поделать гримасы — удивления, радости.
Упражнение №10 «Замок» (релаксация)
Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции живут на шее, ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте руки и плечи. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти.
Во время потягивания происходит выброс «гормона счастья».
Упражнение №11 «Семь свечей». (релаксация)
И заключительным этапом тренинга предлагается провести упражнение на релаксацию и дыхание «Семь свечей».
Инструкция. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте, что в метре от вас стоят семь горящих свечей. Сделайте медленный, глубокий вдох. Теперь представьте, что вам нужно задуть одну из ваших свечей. Как можно сильней подуйте в её направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Снова сделайте медленный глубокий вдох и задуйте вторую свечу. Так же задуйте остальные свечи.
Упражнение №13 «Земляничная поляна» (релаксация)
И заключительным этапом тренинга предлагается провести упражнение на эмоциональную релаксацию «Земляничная поляна».
С помощью метода визуализации можно мысленно представить себя в приятной ситуации, получая активное воздействие на всю систему чувств и представлений. Звучит спокойная музыка.
Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что Вы хотите делать. Или ничего не делайте – просто побудьте там.
Чтобы использовать образы для саморегуляции специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
• Какое упражнение сегодня было самым трудным для выполнения?
• Что показалось самым лёгким? Что было в тренинге для вас полезным и поможет в дальнейшем?
«Корзинка пожеланий» (позитивный настрой после проведения тренинга)
Участники тренинга вытягивают из корзинки листочки с позитивными пожеланиями и высказываниями.
Назло неудачам, назло заварухам,
Чтоб ни было с Вами — не падайте духом.
Бывает, что носом, коленками, брюхом,
Что ж, падайте всем, но не падайте духом!
К горькому кофе, достань шоколадку,
К горькой минуте — счастливую мысль.
Просто запомни: ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.
Просто запомни, что все это ЖИЗНЬ…
На жизнь рассчитывать наивно,
Она Фортуну не пришлет,
Попробуй мыслить позитивно,
Удача вмиг сама придет!
Ты поверь, в огромном мире
Счастье есть, оно придет!
Знай, тебя удача ждет,
Только улыбнись пошире!
Днем погожим и даже ненастным
Позитивность не стоит терять.
Заручись настроеньем прекрасным,
С ним приятней по жизни шагать!
Жизнь прекрасна и удивительна! Оглянись вокруг и ты поймешь, что живешь в чудесном мире! Пусть каждое мгновение будет приятным и неповторимым!
Жизнь создана только для нас. Она неповторима, и она, самое главное, что у нас есть! Так зачем же ее тратить на обиды и переживания, когда можно радоваться и наслаждаться! Думай позитивно, ведь мысли материальны!
Мысли только позитивно,
Весело живи, активно!
Не хандри по пустякам,
Я тебе конфетку дам!
Не кладите в утренний кофе вчерашние, горестные воспоминания… — добавьте — сахар сегодняшних, радостных надежд!
Улыбка, радость, позитив, как мне сказали —
От всех невзгод контрацептив… А вы не знали?
Не подхватить чтоб вирус зла, предохраняйтесь.
Пускай все крутят у виска — вы улыбайтесь!
Пусть уйдут печаль и грусть,
И все проблемы разбегутся!
Надо только им назло
Такое чудо — просто жить!
Дышать и ждать, что будет дальше.
Быть выше зла, обиды, фальши.
Прощать, надеяться, любить.
Пытайся даже в хмурый день найти порхающую радость.
Не ждите чуда! Чудите сами!
Если послали куда подальше… схитри и… сходи… куда поближе… и люди довольны… и сама не устала!
Чтобы не наступать на одни и те же грабли — пронумеруйте их!
Пропускайте сквозь пальчики весь негатив, и тогда в ладошках останется лишь радость.
Хороший слух — это когда слышишь только хорошее.
vozmozhnye-mery-profilaktiki-sindroma-yemocionalnogo-vygoranija-pedagogov_s4tpa.pptx | 1979,45 Кб |
Тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Задачи: 1. Актуализировать.
Тренинг для педагогов по теме «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Тренинг для педагогов по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Подготовила Недосекова Фануза Зямиловна, педагог-психолог.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: — знакомство с понятием.
Мастер-класс «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер,.
Обучающий тренинг для воспитателей «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Обучающий тренинг для воспитателей: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». Цели: — создание условий, способствующих профилактике.
Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление.
Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания у современных педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания;.
Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.
Тренинг для педагогов. Снятие эффекта эмоционального выгорания Актуальность темы Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От много-численных контактов с другими людьми он испытывает.
Источник