Эмоциональное выгорание педагогов исследование

Исследовательская работа по теме «Эмоциональное выгорание педагогов»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Викуловская средняя общеобразовательная школа № 2»

Исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов МАОУ «Викуловская средняя общеобразовательная школа № 2»

Автор: обучающаяся 11 класса

Арефьева Елена Валерьевна

Глава 1. Психологические особенности синдрома эмоционального «выгорания»

в профессиональной деятельности педагога……………………………….

1.1. Общая характеристика синдрома эмоционального «выгорания» ………………

1.2. Синдром эмоционального «выгорания» и его симптомы……. …………………

1.3. Психологические условия педагогической деятельности и личности учителя…………………………………………………………………………..………

1.4. Условия работы учителя, способствующие развитию синдрома

Глава 2. Исследовательская часть……………………………..…………….…….…..

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает усталость, иногда такие люди уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.

Кроме того, современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.

Проблема «синдрома эмоционального сгорания» представляется еще более важной в контексте того, что на сегодняшний момент кадровый состав нашей школы включает в себя большое количество педагогов, чей стаж работы составляет 15 лет и выше. Таким образом, поиск эффективных мер, направленных на предупреждение наступления у них синдрома эмоционального выгорания становится одной из актуальнейших задач нашей школы.

Особенно важным становится осуществление мер, направленных на предупреждение или устранение эмоциональных перегрузок педагогов. Не исключением стала и МАОУ «ВСОШ № 2», где возникла потребность исследовать эту ситуацию, сделать соответствующие выводы и разработать рекомендации по предупреждению профессионального выгорания у педагогов нашей школы. Также одним из важных факторов, что повлияло на выбор темы моего исследования, является то, что моя родственница работает в школе учителем более 25 лет, при этом является классным руководителем и социальным педагогом, и мне очень хотелось помочь грамотным советом.

Объект исследования — синдром эмоционального выгорания педагога.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

Гипотезой данного исследования послужили следующие предположения:

— синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога;

— на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики их деятельности.

Целью исследования явилось определение уровня эмоционального выгорания учителей и факторов, его вызывающих.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Диагностика синдрома эмоционального выгорания у педагогов;

2. Диагностика личностных особенностей педагогов;

3. Анкетирование, с целью выявления влияния организационных факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания;

4. Анализ влияния организационных и личностных факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания педагогов .

Диагностическим инструментарием данного исследования послужила методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (см. приложение №1).

Глава 1. Психологические особенности синдрома эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности педагога

Общая характеристика синдрома эмоционального «выгорания»

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существуют профессии, в которых человек, в связи с необходимостью постоянного контакта с другими людьми, испытывает чувство внутренней эмоциональной напряженности. К ним относятся учителя, психологи, врачи, воспитатели и другие работники социальной сферы деятельности. В значительной степени подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания — педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциональных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения эмоционального «выгорания» достаточно высока.

В связи с модернизацией системы российского образования в обществе постоянно повышаются требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, умениям и личностным особенностям. Такая ситуация создает педагогу дополнительный эмоциональный дискомфорт, усиливает нервно-психическое напряжение и может вызвать возникновение синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное «выгорание» — состояние психики педагога, которое он испытывает — равнодушие или глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению.

Сегодня проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Подробно исследуются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности, непосредственно связанные с влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжения, перегрузок, психотравмирующих факторов и т. д.) на физическое и психическое здоровье личности.

1.2. Синдром эмоционального «выгорания» и его симптомы

Эмоциональные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: частые головные боли, бессонница, головокружение. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса эмоционального выгорания.

Читайте также:  Предновогодняя депрессия что это

Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя. Все эти особенности могут способствовать формированию синдрома эмоционального выгорания.

Симптомы эмоционального выгорания можно условно разделить на физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся:

— усталость, чувство истощения;

— частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта;

— избыток или недостаток веса, одышка, бессонница.

К поведенческим и психологическим:

— работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

— человек рано приходит на работу и остается надолго;

— поздно появляется на работе и рано уходит;

— чувство неосознанного беспокойства, чувство скуки;

— снижение уровня энтузиазма, чувство обиды, чувство разочарования;

— неуверенность, чувство вины;

— легко возникающее чувство гнева, раздражительность, подозрительность;

— неспособность принимать решения, общая негативная установка на жизненные перспективы.

Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко — стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога.

Психологические условия педагогической деятельности и личности учителя

Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек” зависит от качеств того и другого. Не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.

Если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная личностная черта это:

1. интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог.

Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с

2. интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле. Если педагогу интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос “любви к ребенку”, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность.

Третья важная личностная характеристика это:

3. интерес к культуре. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и др. форм созидания в этом мире. Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится выступать в роли представителя сегодняшней, хотя он ею владеет в недостаточной степени, а иногда далек от нее. Однако это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает тем, что прививает детям.

Перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми.

Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с учащимися более подробно. К таким качествам относит:

— наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные

— гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро

и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро

изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения,

индивидуальных особенностей учащихся;

— умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении, умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

— хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый

Читайте также:  Как его забыть если чувства не взаимны

лексический запас, правильный отбор языковых средств, способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия.

Все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно.

Выявленные личностные качества профессионально ценностны, они необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.

1.4. Условия работы учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального «выгорания»

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.

Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания.

Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

— хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

— повышенная ответственность за исполняемые функции и операции представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д.

Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. Плата высока – нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются.

— неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе “ руководитель – подчиненный”, и по горизонтали, в системе “ коллега – коллега”.

— психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относит следующие факторы:

— интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.

— слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Во- вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

Систему самооценок он поддерживает иными средствами — материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, “выгорать” ему просто и легко.

Глава 2. Исследовательская часть

В исследовании принимали участие педагоги МАОУ «ВСОШ № 2». В результате исследования влияния индивидуальных особенностей педагогов на формирование у них синдрома «выгорания» было выявлено, что чем ниже уровень общительности, эмоциональной устойчивости, социальной активности, нормативности поведения, чем выше уровень тревожности, тем выше риск возникновения синдрома эмоционального выгорания. Следовательно, такие личностные особенности педагогов как замкнутость, необщительность, эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, подверженность чувствам являются предрасполагающими факторами формирования синдрома эмоционального выгорания.

В результате исследования зависимости синдрома эмоционального выгорания от возраста педагогов было выявлено, что связь между возрастом и эмоциональным выгоранием отсутствует.

Для проведения данного исследования были выбрана методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания”.

Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома.

Опытно — экспериментальная база и этапы исследования

Эмпирическое исследование проводилось в период с сентября 2016г. по февраль 2017 г., среди педагогов МАОУ «ВСОШ № 2» села Викулово Викуловского района Тюменской области.

Исследованием в общей сложности было охвачено 14 человек в возрасте от 24-56 лет со стажем работы от 1 года до 28 лет.

Работа проведена в 4 этапа:

I этап — теоретический

Проведён теоретико-методологический анализ содержания синдрома эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе, характерного для ряда социальных профессий. Осуществлён анализ факторов развития и формирования выгорания в зарубежной и отечественной литературе. Определена методология исследования.

Читайте также:  Rdr 2 настроение банды

II этап — эмпирический

На базе школы проведено исследование синдрома эмоционального выгорания и индивидуально-психологических характеристик личности педагогов, которое подтвердило актуальность исследования этой проблемы у педагогов, выявило способствующие факторы, получено дополнительное представление о структуре и механизмах изучаемого синдрома.

III этап — аналитический

Проведён анализ и обобщение полученных результатов, сформулированы выводы. Обоснованы психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания, разработана программа: «Синдром эмоционального выгорания педагога: профилактика, и преодоление», предложены практические рекомендации по профилактике данного синдрома.

IV этап — заключительный

Проведена апробация программы «Синдром эмоционального выгорания педагога: профилактика и преодоление». Программа включает в себя 4 уровня профилактики и устранения синдрома эмоционального сгорания (см. приложение 2):

1. Органический (телесный). Снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета.

2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний.

3. Рациональный (смысловой). Приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту.

4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, налаживание трудовой дисциплины.

В ходе исследования изучались фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». Каждая из этих фаз имеет отдельно взятые симптомы. Фаза «напряжение» включает в себя: 1) переживание психотравмирующих обстоятельств; 2) неудовлетворённость собой; 3) «загнанность в клетку»; 4) тревога и депрессия.

Фаза «резистенция» состоит из симптомов: 1) неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; 2)эмоционально-нравственная дезориентация; 3) расширение сферы экономии эмоций; 4) редукция профессиональных обязанностей.

Симптомы фазы «истощение» таковы: 1) эмоциональный дефицит; 2) эмоциональная отстранённость; 3) личностная отстранённость (деперсонализация); 4) психосоматические и психовегетативные нарушения (см. приложение № 3).

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что одним из основных факторов, провоцирующих профессиональное выгорание педагогов, является большая часовая нагрузка и одновременное ведение классного руководства. Стаж педагогической работы не оказывает такого влияния, ибо данные исследования показывают, что выгорание при большой часовой нагрузке возникает и у молодых специалистов, а у учителей с 25-летним стажем его может не быть вовсе или оно проявляет себя в виде отдельного симптома. Так же немаловажным фактором, негативно влияющим на эмоциональное состояние педагога и влекущим за собой профессиональное выгорание, является низкая заработная плата, обусловленная малым количеством уроков. Это приводит к неудовлетворённости профессией и собой. Данный факт ещё усугубляется отсутствием благоприятных перспектив для улучшения финансового положения в условиях села и ответственностью за судьбу своих детей в такой социально сложной ситуации. Низкая заработная плата закрывает возможность приобретения собственного жилья, что оказывает гнетущее влияние на учителей. Рекомендациями по результатам исследования может послужить перечисление качеств, помогающих педагогу избежать профессионального выгорания (см. приложение № 4).

Мною были разработаны рекомендации, адресованные директору, заместителям директора разного уровня, по оптимизации рабочей среды школы (см. приложение № 5). Ведь организационные изменения, проводимые руководством школы, могут сыграть главную роль в профилактике эмоционального сгорания педагогов.

Сами педагоги также могут предпринять ряд практических мер по оптимизации организации своего труда. В этой связи мы также предложили учителям ряд рекомендаций (см. приложение № 6).

Выполнение этих небольших правил в организации труда позволяет несколько снизить стрессовую нагрузку на работе и почувствовать, что сам человек может контролировать складывающуюся ситуацию и поддерживать равновесие между внешними требованиями и своими внутренними ресурсами.

Проведенные опросы педагогов показали, что у большинства из них есть свои способы преодоления некоторых негативных состояний (см. приложение № 7).

Представленная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов. В ней я изучала и исследовала феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Я постаралась обосновать причины формирования синдрома, рассмотрела динамику его развития в зависимости от стажа практической деятельности.

Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы и эти факторы взаимно усиливают друг друга. Изучаемая в работе проблема, на мой взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно, на мой взгляд, продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.

Таким образом, можно заключить, что, в основном, к профессиональному выгоранию приводят значительные энергетические затраты, связанные с большой часовой нагрузкой и психологические проблемы, возникшие как следствие социальных проблем (разочарование в жизни и в профессии, неудовлетворенность собой, тревога за себя и своих детей). Несоответствие профессиональным требованиям (интровертированный характер, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, присущая меланхолическому темпераменту и т. д.) так же является причиной быстрого эмоционального выгорания.

Источник

Оцените статью