Эмоциональное выгорание педагогов эссе

Эссе на тему: «Профессиональное выгорание педагога дошкольного учреждения»
статья на тему

Данная статья посвещается анализу проблемы эмоционального выгорания дошкольных работников.

Скачать:

Вложение Размер
esse_na_temu.doc 26 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Профессиональное выгорание педагогов»

Данная статья посвящается анализу проблемы эмоционального выгорания педагогов, которая является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации. Работа раскрывает психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога, анализирует факторы, инициирующие возникновение проблемы. В данном эссе предлагается мое мнение по теме профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов со стороны администрации детского сада.

Как показывают результаты многочисленных исследований, при таких условиях труда у педагогов день за днем уровень напряженности накапливается. Высокие энергетические затраты профессии сами по себе, плюс забота о поддержании культивируемого «имиджа» имеют высокую психологическую цену. В этих обстоятельствах педагог испытывает огромное нервно-психическое напряжение и часто не справляется с ним, не владея специальными методами и приемами саморегуляции.

Проявляется это в виде повышенной раздражительности, возбуждения, беспокойства, повышенного уровня тревожности, мышечного напряжения, зажимов в различных частях тела, повышенной утомляемости, снижения интереса к работе, появления психосоматических заболеваний, эмоционального безразличия так называемый синдром эмоционального выгорания. Педагог с такими проблемами не способствует психическому и личностному развитию учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья, «Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профил.

СИНДРОМЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯЧекмарева М.А.Казанский федеральный университет, Елабуга,e-mail: mariy140390@mail.ruСиндром эмоционального выгорания понимаетсякак один и.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки.

Сочинение о моей работе.

Эссе «Горжусь профессией своей».

Каждый год к компетентности педагога современное общество предъявляет всё новые требования. Что значит для меня- компетентность педагога.

В статье дается описание экспериментального исследования, целью которого стало определение выраженности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных .

Источник

Эссе «Эмоциональное выгорание. Как я преодолеваю трудности.»

«В большинстве болезней виноваты ни природа, ни общество, а только сам человек.

Чаще всего он болеет от лени и от жадности, но иногда и от неразумности».
Академик Николай Амосов
От эмоционального выгорания не застрахован никто в современном мире. Рано или поздно волна усталости и безразличия к происходящему накатывает на каждого. Первыми звоночками, говорящими, что не всё благополучно, становятся: амбициозные планы, приближение к которым даётся с большим трудом; желание работать без отдыха; бесконечные попытки улучшить себя.
Человек, однажды переживший подобное, не станет экспериментировать повторно, а просто запланирует парочку внеурочных выходных дней.
Любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. С эмоциональным выгоранием дело обстоит точно так же. При малейшем подозрении на утомляемость следует на время «выключиться» из процесса и уделить внимание только себе: посмеяться, чаще радоваться мелочам, не сравнивать себя с окружающими, отказываться от непосильной работы и начать относиться ко всему проще.
Раз и навсегда следует запомнить, что наибольшую пользу от отдыха получает не до конца уставший человек. Если жизненная «батарейка» на нуле, то зарядить её заново окажется очень проблематично. Как это ни странно, короткие, но частые мгновения расслабления продуктивно сказываются на последующем трудовом процессе. Хорошая прогулка или чашка кофе при выключенном компьютерном мониторе способны творить чудеса. В вечерние часы желательно целиком и полностью отстраниться от работы, отказавшись от переговоров и планирования.
Лёгкая стихийность ещё никому не мешала. Привычный распорядок дня может быть слегка нарушен импровизированной встречей с друзьями или походом на выставку во время обеденного перерыва. Иногда даже посиделки на парковой скамейке могут подарить, целую гамму свежих эмоций на несколько дней вперёд.
Своевременное удовлетворение базовых желаний организма – непременное условие психологического комфорта. Если человек голоден, не выспался и к тому же просидел весь день в замкнутом пространстве, ни о какой продуктивности не может быть и речи. Хороший сон, правильное питание и посильное движение – вот основа для построения уверенной в себе личности. Но увы при удовлетворении базовых желаний у организма есть адаптация, поэтому нельзя получать всё время одно и тоже. Одно из непременных условий для счастья — разнообразие деятельности и разнообразие жизни.
Вторым условием для счастья ставить себе цели, которые можно достигнуть. При этом человек должен понимать реальность своих возможностей.
Третье условие — наше счастье очень сильно определяется отношением окружающих людей. Эгоистический человек не может быть долго счастлив. Устойчивость счастья достигается только добрым отношением окружающих людей. Разумно выделять людям, как можно большую долю своей активности и своего хорошего отношения к ним, за это люди тебе отплатят добрым отношением к тебе. А это добро, это отношение является важнейшим компонентом личного счастья каждого и того компонента к которому не наступает адаптация.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методические рекомендации «МОЙ РЕЦЕПТ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА»

ЭССЕ «МОЙ РЕЦЕПТ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА»

Автор: Чумакова Алена Вячеславовна

МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония»

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – знакомое словосочетание для представителей помогающих профессий. Кто-то слышал об этом что-то, кто-то сам через это прошел. Но всегда кажется, что это что-то опасное и не преодолимое.

Интересующийся человек найдет массу теории по этому вопросу, как в сети Интернет, так и научно обоснованную. Однако. Мы много знаем о СЭВ, но не умеем с этим бороться самостоятельно. Однажды не услышав первые тревожные колокольчики, и не приняв первые меры самозащиты, мы все глубже погружаемся в проблему. Постоянное чувство эмоционального истощения, хроническая усталость, безразличие к качеству выполняемых профессиональных обязанностей, искаженное восприятие своих успехов и неудач – самые яркие симптомы, кричащие о том, что с нами что-то происходит.

Разумный человек, изучив кое-какую литературу, приходит к выводу что, скорее всего, он «поймал» вирус под названием – «Синдром эмоционального выгорания», а каков рецепт лечения? Мы беспомощно разводим руками.

Конечно, от любого вируса можно подобрать противовирусное средство. Но какое лекарство подойдет против СЭВ если это не болезнь, а всего лишь защитная реакция нашего организма на постоянные стрессоры. Наш организм защищается от чего-то и если это что-то устранить или изменить к этому свое отношение, то, скорее всего, можно избежать СЭВ.

Прежде всего, давайте взглянем на ситуацию под другим углом. Если предположить что СЭВ не «конец света», а начало, рождение нового этапа жизни профессионала без жалоб, усталости, самобичевания и самоедства? Конечно, СЭВ это больно, иногда испытываешь просто физическую боль и безысходность. Пройдут дни, месяца, может быть года, пока ты поймешь, что нужно что-то менять. Но ведь все новое рождается в муках. И я считаю, я даже уверена, СЭВ помогает родиться нашему новому «я» и снова испытывать радость от исполняемого дела. Вы спросите, почему я так убеждена в этом? Я отвечу – я сама через это прошла. Я скажу больше, я благодарна СЭВ, ведь именно это привело меня в психологию.

Моя история знакомства с СЭВ началась давно. Тогда я еще была не психологом, а педагогом-хореографом. Бурная профессиональная деятельность – постановки, ученики, ежедневные тренажи, конкурсы, концерты, победы и неудачи. Все было. Но хотелось еще больше, еще качественнее, еще выше, еще профессиональнее. Не жалея сил, времени и себя хотела успеть все и сразу. Я стремительно неслась по профессиональному пути, сгорая на лету. Результат – опустошенность, тревога, прямо-таки физическое страдание от того, что больше не могу заниматься любимым делом.

Спустя несколько лет, оглядываясь на ту ситуацию, я понимаю, что Синдром эмоционального выгорания был на лицо. Я находилась на той стадии, когда уже требовалась помощь профессионала.

Я человек деятельный, поэтому постоянно искала выход и скорее всего больше интуитивно, чем осознанно обратилась к психологии. Я поступила в институт, на факультет психологии. Изучая и постигая эту науку, я собирала себя обратно по крупицам. Сейчас психология, которую я познала, спасая себя, для меня любима и увлекательна.

Благодаря собственному опыту и приобретенным знаниям, я много знаю про СЭВ и помогаю моим коллегам-педагогам услышать себя и принять меры самозащиты от СЭВ. И когда вижу, что помогла человеку, то испытываю чувство удовлетворения и радости. Я научилась гореть, но не сгорать на работе, подобрав свой рецепт профилактики СЭВ. Вот он:

1 ингредиент – «Улыбка»!

Я взяла за правило каждое утро принимать «смеющийся душ» (автор метода Римма Умярова) . В душе сначала улыбаюсь, потом начинаю хихикать, закрываю глаза и представляю, что капельки душа это смешинки. Если вода смывает физическую грязь, то такой душ смывает негативные эмоции.

Сама создаю себе настроение упражнением «Натяни улыбку» (автор Римма Умярова). Если все плохо и невыносимо, просто натягиваю на себя улыбку, даже если очень плохое настроение, пусть она будет искусственной. Держу улыбку не менее 10 минут. За это время в мозг поступит сигнал, что все хорошо. Начинают выделяться гормоны радости. И даже если нет настроения, через 10 минут оно улучшается.

2 ингредиент – «Кислород»!

У человека есть физическое тело и психическое тело. Именно психическое тело страдает от негативных эмоций. Если это происходит постоянно, то болезнь психического тела может передаться и физическому. Недаром же говорят что все болезни от нервов. Дыхательные техники помогают восстановить здоровье моего психического тела.

В мой рецепт профилактики СЭВ включаю упражнения на саморегуляцию и расслабление по методу танатотерапевта Баскакова. Это помогает снять зажатие, которое происходит при стрессе. После упражнения я чувствую себя значительно лучше.

Есть очень много техник саморегуляции через дыхание, они просты в применении. Попробуйте на себе разные техники, просканируйте свои ощущения и остановитесь на одной, которая вам действительно поможет расслабиться.

3 ингредиент – «Забота»!

Психологи говорят, что только тот, кто умеет заботиться о себе может позаботиться и о других.

Заботясь о своем психическом здоровье, я научилась адекватно воспринимать критику в разрезе «Да, это про меня» и «Нет, это не про меня». Ассертивно отстаивать свои границы. В ситуации внешнего давления корректно защищать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что меня не устраивает и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

И конечно поддерживаю бодрость духа «витаминками»:

Регулярно отдыхаю; сплю, достаточное количество времени; часто занимаюсь делами, которые приносят мне истинное удовольствие; самообразовываюсь; не занимаюсь самоедством, а исправлять свои ошибки.

На первый взгляд может показаться, что мой рецепт довольно прост и банален. Ингредиенты просты – улыбка, кислород и забота. Но, мне кажется, это именно то, чего не хватает человеку в современном мире. Из малого складывается великое. Залог успеха в простоте исполнения. Не навязчиво, постепенно, испытывая удовольствие от выполняемых действий, можно побороть СЭВ и радость от выполнения профессиональных обязанностей вернется!

Источник

Доклад на тему: «Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»»

«Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»

Подготовила: Киселева Раиса Павловна

Учитель начальных классов

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

3) самоотверженную помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) наличие ролевых конфликтов;

6) работу с «трудными» детьми.

Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».

Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.

По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.

Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.

Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:

• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией , воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;

• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;

• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;

• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.

Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.

Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.

Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.

• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.

• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.

• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.

• Наличие и развитие высокой организационной культуры.

• Профессиональная и административная поддержка.

• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.

1. Просветительское направление:

— информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;

-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.

2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:

— создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

— создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;

— участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;

— обобщение педагогического опыта воспитателя;

— возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.

3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)

Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе

с людьми (рецепты В. В. Бойко)

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

— Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

— Что мешает Вам находиться наверху?

Коллаж «Привычки счастливого человека»

Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на на 2 команды 1 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе, 2 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы.

Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники рассматривают слайды под спокойную музыку.

Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.(В ближайшее время Вам особенно повезет! Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д.)

Что понравилось? Что узнали нового? Чему научились?

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

3.Откажитесь от пекфекционизма.Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните

6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события

прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

13. Не забывайте хвалить себя!

14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.

16. Станьте энтузиастом собственной жизни!

17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

22. Посещайте, выставки, театр, концерты.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

24. Музыка – это тоже психотерапия.

25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.

28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Помните: работа — всего лишь часть жизни!

Источник

Читайте также:  Чувства мужчин когда его бросают
Оцените статью