Воспитатели больше других работников ДОО (ДОУ) подвержены профессиональному выгоранию, поскольку они постоянно взаимодействуют с детьми и их родителями. Важно заниматься профилактикой выгорания, чтобы не потерять сотрудников, сохранить их интерес к работе и эмоциональное здоровье.
Профессиональное выгорание – это состояние эмоциональной, умственной и физической истощенности. Когда у человека накапливаются негативные эмоции, которые не получают “разрядки” или “освобождения”. В определенный момент у воспитателя заканчиваются ресурсы и он перестает быть эффективным не только на работе, но и в личной жизни. Такое состояние особенно заметно в середине года, когда накапливается усталость от ежедневного напряжения. Сказывается общение с конфликтными родителями и непослушными детьми, много бумажной работы и низкая зарплата.
Есть несколько стадий профессионального выгорания. Сначала воспитатель просто приходит на работу в подавленном состоянии, у него часто болит голова, потом он перестает улыбаться детям и начинает грубить их родителями. Если выгорание прогрессирует, он теряет интерес к любой деятельности.
К профессиональному выгоранию следует относиться как к обычной болезни — следить за появлением симптомов, определять причины и устранять их. Чтобы обнаружить уставших специалистов, достаточно недолго понаблюдать за их поведением на рабочем месте. Несложно заметить такие признаки:
— Безразличие к результатам своей работы. Например, воспитатель перестает заниматься с детьми развивающими занятиями и заменяет их на свободное время.
— Забывчивость. Когда воспитатель забывает подготовить детское выступление к празднику или сдать вовремя отчет.
— Равнодушие и потеря инициативы. Например, воспитатель не хочет участвовать в дополнительных профессиональных конкурсах, отказывается от обучения и повышения квалификации, старается уменьшить время и количество усилий, отведенных работе.
— Эмоциональная нестабильность и конфликты. Когда воспитатель повышает голос на ребенка или грубит его родителям, а коллегам жалуется на работу и весь мир.
Если хотя бы два признака применимы, следует начинать активные действия против профессионального выгорания.
Если вы заметили, что ваш воспитатель на одной из стадий профессионального выгорания, психологи рекомендуют предпринять экстренные действия и не ждать ухудшения ситуации. Поговорите с воспитателем и дайте ему возможность осознать проблему и признать, что он действительно устал. Затем создайте условия для эмоционального и физического отдыха сотрудника.
Например, отправьте его на неделю обучения или организуйте небольшой внеплановый отпуск для отдыха. Обучение покажет новые возможности развития в профессии, что сделает работу более интересной. После отдыха воспитатель вернется с новыми силами и свежим взглядом на свою работу.
Чтобы не допустить эмоционального выгорания воспитателей, нужно создать благоприятные условия для работы:
1. Создайте дружескую открытую атмосферу внутри коллектива.
У воспитателя всегда должна быть возможность обратиться за помощью и рекомендацией к другим воспитателям, психологу в детском саду или к администрации. Например, он впервые ставит утренник детям и ему нужна помощь опытных коллег.
2. Поощряйте активности в работе и за ее пределами.
Предлагайте воспитателям участвовать в конкурсах, поощряйте их другие интересы. Например, спорт и физическая активность помогает противостоять профессиональному выгоранию.
3. Подчеркивайте ценность каждого воспитателя.
Воспитатель должен понимать, что руководство ценит его работу. Не воспринимайте труд воспитателей как должное — благодарите их, хвалите.
4. Не перегружайте воспитателей работой.
Это особенно актуально для новых сотрудников. Они должны постепенно адаптироваться к своей должности. Но и опытные воспитатели без особой радости уделяют работе свое личное время, поэтому правильно планируйте нагрузку работников.
5. Ставьте цели в работе воспитателей, обучайте их и устраивайте обмен опытом. Важно, чтобы воспитатель непрерывно получал новые знания, использовал их в работе и развивался как специалист. Новые вызовы и знания пробуждают интерес к работе. Можно не только отправлять их на тренинги, но и проводить обучающие лекции внутри ДОУ. Например, полезно рассказать как работать со стеснительными детьми , что делать если ребенок плачет или как общаться с родителями без конфликтов.
6. Обучите воспитателей быстрым способам избавления от эмоционального напряжения. Например, сделать 10 медленных вдохов и выдохов, выпить стакан воды, сделать гимнастику или включить спокойную музыку.
7. Помогите воспитателям сформировать правильный настрой на работу. Усталость от работы неизбежна, с этим сталкиваются практически все специалисты. Важно то, как человек реагирует на это — бежит менять сферу деятельности или понимает, что усталость временна, а самое интересное еще впереди.
Рекомендуем использовать эти упражнения для воспитателей в целях профилактики профессионального выгорания. Обычно их проводят в группе среди воспитателей.
Упражнение помогает воспитателям понять и оценить, сколько у них есть внутренних личных и профессиональных ресурсов. Понять важность работы и пользу, которую она приносит.
Суть упражнения в следующем: специалист называет фразу, а воспитатели должны ее продолжить.
Например:
— Я горжусь своей работой, потому что:
— Не хочу хвастаться, но в своей работе я:
Упражнение помогает расслабиться и стабилизировать свое эмоциональное состояние.
Суть упражнения в следующем: воспитатели встают в круг, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как с этим вдохом они взбираются по радуге. Затем выдыхают, и представляют, как на выдохе они съезжают по радуге вниз.
Упражнение помогает зарядиться положительными эмоциями, почувствовать радость и уверенность, что все начинания будут успешными. Это упражнение может быть приятным ритуалом для начала рабочей недели.
Суть упражнения в следующем: каждый участник записывает на бумажку позитивное пожелание. Например: скоро вам обязательно повезет, вас ждет приятный сюрприз. Все пожелания складываются в мешочек. Затем воспитатели по очереди вытаскивают из мешочка бумажку и зачитывают пожелание вслух.
Профессиональное выгорание легче предотвратить, чем вылечить. Поэтому не ждите, пока появятся признаки выгорания. Регулярно используйте меры профилактики.
Источник
Елена Новичкова
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей
Педагоги в детском саду — это коллектив. Он может быть маленьким и большим, дружным и сплоченным, или наоборот. Как правило педагогический коллектив работает в целом эффективно. Но иногда можно заметить перемены в настроении кого-то из педагогов, депрессивное состояние, отстраненность от работы. В этом случае можно предположить, что у педагога произошло эмоциональное выгорание.
Название синдрому эмоционального выгорания дал американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Этот феномен часто называют профессиональным выгоранием. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром «выгорания выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Существует ряд признаков,по которым можно самим распознать это неприятное явление и своевременно оказать помощь:
Низкая самооценка, в том числе профессиональная;
Нарастающее безразличие к своим обязанностям;
Забывчивость, отрешенное состояние;
Недовольство собой и окружающими;
Апатия, безынициативность, равнодушие;
Эмоциональная нестабильность, вероятность нервных срывов;
Чувство опустошения и ненужности;
Нарастающее раздражение, вероятность конфликтных ситуаций;
Сухое формальное общение;
Ощущение личной и профессиональной несостоятельности.
Кроме того, педагоги, которые подвержены эмоциональному истощению, могут жаловаться на плохое физическое самочувствие, частые болезни, бессонницу и отсутствие энергии. К сожалению, они не всегда задумываются о психосоматике своих недугов. Тем не менее, большая часть их проблем со здоровьем связана именно с эмоционально-психическим состоянием.
Многие психологи выделяют три основных признака синдрома эмоционального выгорания:
1. предельное истощение;
2. отстраненность от воспитанников и от работы;
3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Кто же все-таки виноват в том, что некоторые буквально «выгорают» на своем рабочем месте? Казалось бы, лучший педагог с многолетним опытом работы с детьми, всегда в отличном настроении и, вдруг, «гаснет на глазах».
Как правило, «выгоранию«на работе способствуют несколько факторов:
Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
Загруженность в течение рабочего дня;
Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
Необходимость владения современными методикам и технологиями обучения;
Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
Жесткие временные рамки деятельности, ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей;
Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
«Неотрегулированность»организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, режим работы, моральное и материальное стимулирование;
Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с воспитанниками, родителями, коллегами, администрацией.
Причин для эмоционального выгорания может быть множество. На рабочем месте, как и в жизни, бывают взлеты и падения, а ежедневная рутина неизбежна.
Тот, кто больше половины времени занят вещами, которые он делает неохотно, не участвует сердцем в деле или не испытывает радости от процесса, тот должен ожидать, что рано или поздно у него возникнет синдром эмоционального выгорания.
Что делать, если у Вас эмоциональное выгорание?
1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть.
2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье.
3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели.
4. Начинать действовать.
Как справиться со своей усталостью?
Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
Проще относиться к конфликтам на работе;
Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Людям, страдающим эмоциональным выгоранием прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации.
А потому памятка для Вас дорогие педагоги:
1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность.
5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.
7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу,задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?
9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».
Конечно, лучше своевременно пресекать только начинающийся кризис, чем бороться с нагрянувшим.
Успехов удачи и эмоционального здоровья Вам!
Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья Семинар – тренинг на тему «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья»..
Мастер-класс «Синдром эмоционального выгорания» Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Задачи: • Знакомство с понятием профессиональное «выгорание»,.
Профилактика профессионального выгорания Подготовила педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с «Мальвина» Григорьева А. Г. Практическое занятие: Профилактика профессионального выгорания Цель.
Профилактика эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.
Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.
Психологическая профилактика эмоционального выгорания Консультация для педагогов МБДОУ д/с № 17 » Золушка» «Психологическая профилактика эмоционального выгорания» Современная жизнь с ее трудностями.
Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: — знакомство с понятием.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания. «Я ль на свете всех милее…» Цель: Эмоциональное благополучие педагогов в образовательной среде. Задачи: Активизация процесса самопознания и взаимопонимания у педагогов;.
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.
Источник