Эмоциональное выгорание педагога результаты диагностики

Аналитическая справка по результатам диагностики профессионального выгорания педагогов ЦДТ

Диагностика профессионального выгорания педагогов

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagogov.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка о результатах мониторинга уровня эмоционального выгорания педагогов ЦДТ (2017-2018 уч.год)

1. Актуальность исследования

Решение приоритетной задачи по созданию оптимальных условий, обеспечивающих полноценное формирование, развитие личности и сохранение здоровья ребенка, предполагает комплексную работу со значимыми составляющими образовательной среды УДО. Наибольшее влияние на психологическую комфортность детей в УДО оказывает такой фактор социального компонента образовательной среды, как преобладающий эмоциональный фон у педагога. Профессиональное выгорание, эмоциональное опустошение педагога не может не сказаться на его деятельности в детском саду, а атмосфера равнодушия и напряжения, в свою очередь, негативно влияет на детей, на их мотивацию к различным видам деятельности, на их отношение к педагогу.

В этой связи организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов, включающей в себя диагностический, психокоррекционный и просветительский аспекты, является весьма актуальной задачей для коллектива ЦДТ.

Проведенное исследование можно считать первым практическим шагом в рамках решения данной задачи. Диагностика позволяет получить исходную информацию об актуальном состоянии эмоциональной сферы педагогов во время осуществления ими профессиональной деятельности и наметить возможные пути нивелирования выявленных проблемных зон.

2. Цели исследования

— выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ) в профессиональной деятельности педагогов УДО;

— выработать возможные стратегии выхода из ситуаций, провоцирующих стрессы.

3. Условия проведения исследования

Исследование проводилось в феврале 2018 года.

Участники: педагоги дополнительного образования ЦДТ (27 человек).

4. Диагностический инструментарий

Методика «Определение психического выгорания» направлена на изучение интегральной диагностики психического «выгорания» в двух подструктурах личности: эмоциональной и мотивационной сферах.

Изучение подструктур личности ведется с помощью шкал.

Содержательные характеристики шкал (негативные проявления):

Ø Психоэмоциональное истощение – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

Ø Личностное отдаление – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

Ø Низкий уровень или отсутствие профессиональной мотивации – проявляется низкой профессиональной эффективностью и отдачей, стремлением работника облегчить или сократить обязанности, которые требуют энергетических затрат в работе с детьми; снижением потребности в достижениях и снижением успешности в работе с людьми.

Индекс психического «выгорания» (ИПв) считается путем суммарного подсчета баллов по 3-м шкалам.

5. Интерпретация результатов опроса

I. Психоэмоциональное истощение (далее ПИ)

Опрошенных по полученным результатам можно объединить в 5 групп (см. Таблицу 1) :

Таблица 1. Результаты по шкале «психоэмоциональное истощение»

· Педагоги, у которых преобладают крайне низкие значения ПИ (4,1%) отличаются неограниченностью диапазона и интенсивностью включения эмоций в профессиональное общение. Такие педагоги, как правило, чрезмерно эмоциональны, не сдержаны, конфликтны.

· Педагоги, у которых преобладают низкие значения ПИ (30,4%) , отличаются большим запасом энергетических ресурсов, в профессиональной сфере активны, но не всегда могут контролировать свои эмоции.

· Группа обследованных (52,6%) , у которых выявлены средние значения психоэмоционального истощения соответствует норме, характеризуются, активной жизненной установкой, позитивным мышлением, адекватной самооценкой, самоуважением и самодостаточностью.

· Группа педагогов (8,1%) , уровень психоэмоционального истощения которых соответствует высоким значениям, отличается негативной установкой по отношению к своей работе, негативной самооценкой, усилением пассивности. Такие педагоги относятся к группе риска – лица с повышенной угрозой нарушения психического здоровья.

· Педагоги с крайне высоким уровнем ПИ (3,8%) , характеризуются хроническим эмоциональным и физическим утомлением, пренебрежением к исполнению своих обязанностей, равнодушием и холодностью по отношению к окружающим, в том числе, к детям, с которыми они непосредственно работают в творческих объединениях ЦДТ.

II. Личностное отдаление (далее ЛО)

По данной шкале результаты распределились таким образом (см. Таблицу 2) :

Таблица 2. Результаты по шкале «личностное отдаление»

· 3,8% опрошенных педагогов попали в группу крайне низких значений, что позволяет говорить о недостаточной гибкости в их профессиональном поведении и в целом в коммуникативных процессах. У лиц с такими значениями ЛО наблюдается поверхностное и неизбирательное общение.

· 15,7% испытуемых имеют низкие значения по шкале ЛО, что свидетельствует о наличии у педагогов желания контактировать с людьми, их включенности в работу и дела других людей.

· Средние значения (65%) характеризуют педагогов как общительных людей, умеющих в конфликтных ситуациях находить конструктивное решение, проявляющих терпимость и доброжелательность к окружающим.

· Высокие значения по данной шкале (11,4%) могут говорить о дезактивизации поведения или деятельности, проявляющейся в уменьшении количества контактов с окружающими, нетерпимости, негативизме по отношению к другим людям.

· Крайне высокие показатели (4,1%) свидетельствуют о социальной дезадаптации, об избегании работниками взаимодействия с окружающими, повышенной раздражительности, конфликтности в ситуациях общения.

III. Профессиональная мотивация (далее ПМ), см. Таблицу 3

Таблица 3. Результаты по шкале «профессиональная мотивация» (ПМ).

· Крайне низкие значения (0,2%) характеризуют педагогов, как людей с чувством низкой профессиональной эффективности и отдачи. У таких педагогов проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют энергетических затрат в работе с детьми.

· Низкие значения (0,8%) , свидетельствуют о снижении потребности в достижениях в различных сферах жизни и успешности в работе с людьми.

· Педагоги, у которых преобладают средние значения по данной шкале (10,8%) , обладают адекватной самооценкой собственной профессиональной компетентности. Чувства неудовлетворенности работой и отношениями в коллективе появляются крайне редко. Такие испытуемые, как правило, видят перспективу собственного развития, равномерно распределяют нагрузку, оптимистичны и заинтересованы в работе.

· Высокие значения (13,4%) могут говорить о высоком уровне притязаний педагогов. Это может быть инициировано как руководителем учреждения (административное принуждение к участию в конкурсах, интенсивная нагрузка педагогов), так и жизненной позицией испытуемых, перфекционизмом.

В проведенном опросе 74,8% его участников показали крайне высокую мотивацию к профессиональной деятельности. Однако следует критически отнестись к достоверности этих значений. Во-первых, потому что по социально-психологическим нормативам даже в коллективах со здоровым организационным климатом лишь 5-я часть (20%) работников имеет высокую и очень высокую мотивацию к деятельности. Во-вторых, потому что наблюдение за данной категорией опрошенных специалистов в процессе реального осуществления ими практической деятельности демонстрирует противоположные профессиональные качества — поведенческую пассивность и эмоциональную ригидность.

Причинами завышенных результатов могут быть следующие мотивы:

a) Склонность лиц, работающих в сфере образования, давать при различных опросах социально одобряемые ответы.

b) Стремление отдельных представителей педагогических коллективов к достижению определенного социального статуса посредством получения внешних форм одобрения (грамоты, дипломы, сертификаты участия и т. п. внешняя атрибутика как символ статусности). При этом, проявляя демонстративно гуманное отношение к детям на словах, внутренне они к ним либо равнодушны, либо негативно настроены.

c) Невротическое чувство ответственности, связанное с характерологическими особенностями личности.

IV. Индекс психического «выгорания» (далее ИПв)

Комплексный анализ показателей позволяет сделать вывод о преобладании средних значений по общему индексу психического «выгорания» (см. Таблицу 4) , что говорит о нормальном развитии эмоциональной сферы у 60,5% обследованных педагогов . Опрошенные, попавшие в эту категорию, могут оптимально распределять рабочую нагрузку и в полной мере восполнять потраченную энергию , они обладают достаточными собственными ресурсами, чтобы противостоять выгоранию, связанному с особенностями профессиональной деятельности.

Качественно-количественный анализ результатов проведенного исследования показал, что 25,1% опрошенных педагогов обнаруживают выраженные признаки профессионального выгорания, а еще 10,7% имеют уже сложившийся синдром выгорания.

Анализ данных позволяет также выявить группу из 7 педагогов с крайне низкими и низкими значениями ИПв ( 3,7%) , это лица с большим энергетическим запасом, практически не подверженные процессу психоэмоционального выгорания.

Таблица 4. Результаты по индексу психического «выгорания» (ИПв)

Источник

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ

Елена Ческидова
Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ

Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский сад №.».

Методы исследования: методика «Диагностика профессионального «выгорания»» (автор К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой).

Обследовано 15 педагогов ДОУ.

Для получения объективного результата, исследование проводилось анонимно, указывался только возраст педагога.

Сроки выполнения:.

Актуальность исследования: термин «синдром профессионального выгорания» — понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе. «Выгорание» — это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе. Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Педагог чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально. В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к педагогам с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих воспитанников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Педагогам ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и думать о рейтинге ДОУ.

Результаты исследования:

Диагностика состоит из 22 утверждений, характеризующие чувства и переживания, которые могут возникать в связи с работой. Педагог оценивает каждое утверждение, насколько оно соответствует его личным переживаниям, используется шкала от 0 до 6. Компонентами эмоционального выгорания являются: эмоциональное истощение, деперсонализация, редуцирование персональных достижений.

Эмоциональное истощение, которое проявляется в ощущении эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Педагог чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций, в особо тяжелых случаях возможны эмоциональные срывы.

Низкий уровень – 53,6% (8 человек);

Средний уровень – 26,8% (4 человека);

Высокий уровень – 6,7% (1 человек);

Очень высокий уровень – 13,4% (2 человека).

Деперсонализация представляет собой негативное, бездушное, циничное отношение к людям. Контакты становятся обезличенными и формальными. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер (сдерживаемое раздражение, но со временем вырваться наружу в виде вспышек гнева или конфликтных ситуаций

Низкий уровень – 46,65% (7 человек);

Средний уровень – 46,65% (7человек);

Высокий уровень — 0% (0 человек);

Очень высокий уровень – 6,7% (1 человек).

Редуцирование персональных достижений проявляется в виде снижения чувства компетентности в своей работе, уменьшения ценности своей деятельности, негативного самоотношения в профессиональном плане, чувства вины, чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе.

Низкий уровень – 46,65% (7человек);

Средний уровень – 40,2% (6 человек);

Высокий уровень – 13,4% (2 человека);

Очень высокий уровень — 0% (0 человек).

Выводы: После проведения диагностики были выявлены низкие, средние высокие и очень высокие показатели уровня эмоционального выгорания у педагогов. Необходимо обратить внимание на педагогов, показавших высокий уровень профессионального выгорания. Исходя из полученных данных, для педагогов будут разработаны рекомендации, направленные на профилактику и снижение уровня эмоционального выгорания.

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Анализ выполнения рабочей программы педагогов второй младшей группы Во второй младшей группе № 3 в 2017 – 2018 году находилось 5 детей в возрасте от 2 до 3 лет, 18 воспитанников — от 3 до 4 лет. На начало.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Предотвращение профессионального выгорания Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: — Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Источник

Читайте также:  Бабушкины рецепты от депрессии
Оцените статью