Эмоциональное выгорание методологическая основа

Змановская Е.В. Концепция отношений как теоретико-методологическая основа изучения эмоционального выгорания в проф. деятельности

Публикация: Змановская Е.В., Маргошина И.Ю. Концепция отношений как теоретико-методологическая основа изучения эмоционального выгорания в профессиональной деятельности // Вестн. психотерапии. — 2014. — № 52(57). — С. 7-22.

УДК 314.5 : 159.9.072
Е.В.Змановская, И.Ю. Маргошина

Концепция отношений как теоретико-методологическая
основа изучения эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины
им. А.М. Никифорова МЧС России;
Санкт-Петербургский государственный институт психологии
и социальной работы.

Понятие профессионального выгорания
В конце 70-х годов прошлого века американский психиатр Герберт Фейденбергер, изучая представителей помогающих профессий, описал картину нарастающего эмоционального истощения, названного им «синдромом профессионального выгорания» (burnout) [16] . За прошедшие 40 лет термин «профессиональное выгорание» получил широкое распространение и, одновременно с этим, самое разнообразное толкование. В современных зарубежных и отечественных публикациях в качестве содержательных аналогов понятия «профессиональное выгорание» используются десятки различных терминов. Наибольшее распространение получили концепты: синдром профессионального выгорания [16, 12], синдром выгорания [3, 15], психическое выгорание [10, 11], синдром эмоционального выгорания [1]. Реже используются термины: хроническая усталость, психическое истощение, деморализация, прогрессивное эмоциональное истощение, эмоциональная отстраненность, истощение энергетических ресурсов вследствие чрезмерных требований, прогрессирующий процесс усталости и опустошенности личностных ресурсов, болезненная и личностно-деструктивная реакция на чрезмерный стресс, негативные изменения в профессиональных установках и поведении, профессиональная дезадаптация, профессионально-личностная деформация [2, 6, 8, 11, 12].
В наиболее общем виде, под профессиональным выгоранием понимают любые негативные изменения в состоянии и личности человека, возникающие под влиянием длительно действующих профессиональных стрессоров [5]. В более узком значении, профессиональное выгорание – это состояние эмоционального истощения, обусловленное влиянием профессиональных стрессоров [1]. Выделяют 3 группы факторов профессионального выгорания [6]: организационные (связанные с управлением и условиями работы); деятельностные (связанные с содержанием и характером деятельности); личностные (связанные с мотивационными и индивидуально-психологическими особенностями специалиста).
Особую важность проблема выгорания приобрела в связи с изучением представителей социономических (помогающих) профессий, в частности психологов и врачей, чья деятельность связана одновременно с несколькими профессиональными стрессорами, в том числе: с интенсивным межличностным взаимодействием и чрезмерной эмоциональной насыщенностью. Медицинская и психологическая деонтология предъявляют высокие требования к эмоционально-коммуникативным способностям специалиста, среди которых: эмпатия, сострадание, понимание и принятие негативных эмоций клиентов и пациентов, эмоциональная устойчивость, умение справляться с собственными сильными эмоциями [7]. Все это требует от специалиста максимальной эмоциональной вовлеченности и повышенного самоконтроля, что повышает риск развития синдрома выгорания.
По данным В.А. Петровского, 80% врачей-психиатров, психотерапевтов, наркологов имеют признаки синдрома выгорания, а 7,8 % – резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям [7]. Исследования также свидетельствуют о том, что у медицинских работников, на фоне синдрома профессионального выгорания формируются психосоматические нарушения, отмечается повышенный уровень тревожных расстройств, депрессии и суицидальных попыток, а также злоупотребление алкоголем и наркотиками [2, 6].
Разные авторы приводят различные количественные данные об уровне выраженности и частоте встречаемости синдрома выгорания у представителей одной и той же профессиональной группы. Например, анализ зарубежных публикаций за 1993–2012 гг. по проблеме профессионального выгорания у среднего медицинского персонала [4] выявил выраженные разногласия по вопросу о распространенности феномена профессионального выгорания: у разных исследователей процент медсестер, подтверждающих наличие у них признаков данного синдрома, варьиовал от 10,7 до 50,0 %, ввиду чего авторы анализа сделали вывод о ведущей роли условий деятельности (организационных детерминант), на фоне менее выраженного личностного вклада [4].

Концептуализация проблемы
В современных исследованиях профессионального выгорания отчетливо доминирует феноменологический или симптомо-центрический подход. Это означает, что данный феномен определяется и объясняется посредством составления списка его основных проявлений или симптомов. Выявленные признаки объединяются в гомогенные группы – в соответствие с этим различают одно-, двух- трех- и более факторные теории, акцентирующие внимание соответственно на одном, двух, трех или более компонентах выгорания.
На конференции в Сан-Франциско (Professionalburnout: Recent development sin the theory and research, 1993 г.) было принято решение о принятии в качестве ведущей 3-компонентной модели К. Маслач и С. Джексона, включающую в свою структуру три группы признаков: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию личных достижений [15]. При этом, под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к деятельности и объектам своего труда, уход от работы и эмоциональных контактов. Редукция профессиональных достижений связана со снижением ощущения компетентности и продуктивности работы.
Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) содержит рубрику, позволяющую идентифицировать феномен выгорания в рамках синдрома усталости: Z73 «Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни», код: Z73.0 – диагноз «переутомление (состояние истощения жизненных сил) [8] .
Наряду с выделением ключевых симптомов выгорания предпринимаются попытки концептуализации проблемы. В качестве исходной точки изучения негативных профессиональных феноменов рассматривается понятие стресса, предложенного Г. Селье в рамках концепции адаптационного синдрома [13]. Большинство существующих исследований, так или иначе, разделяют данный взгляд, связывая феномен выгорания с профессиональным стрессом или дезадаптацией к условиям деятельности. Признается, что негативный стресс (дистресс), вызывающий истощение и дезорганизацию личности, относится к ведущим факторам профессиональных рисков [2, 3]. Данная концепция широко распространена, однако она игнорирует ряд важных моментов, например тот факт, что в рамках одной и той же деятельности, при одних и тех же стрессорах и организационных условиях специалисты демонстрируют различные уровни адаптированности, успешности, и эмоционального благополучия.
Другой проблемой исследований, выполненных на основе теории стресса, оказывается невозможность выйти за рамки внешних факторов и выявить все возможные психологические механизмы выгорания. Стандартно изучаются три характеристики, сопряженные со стрессом: индивидуальные копинг-стратегии (способы совладания со стрессом), индивидуальные копинг-ресурсы (психологические особенности, способствующие преодолению стресса) и уровень психической адаптации. Современные психологические исследования, сфокусированы на данных параметрах, которые сами по себе носят констатирующий характер, обладают низкой объяснительной силой и невысоким коррекционным потенциалом.
Ряд авторов, рассматривают выгорание преимущественно с эмоциональной точки зрения, используя для его обозначения более конкретное понятие «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ). Так, например, зарубежные исследователи C. Cherniss [14] и отечественные исследователь В.В. Бойко [1], характеризуют СЭВ, как негативный процесс, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических ресурсов работающего человека. Данный подход отличается большей терминологической точностью и психологической содержательностью, что позволяет разрешить многие противоречия.
Одним, из перспективных направлений в области исследования профессионального выгорания, на наш взгляд, является психодинамический подход, рассматривающий данный феномен в контексте бессознательной мотивации, неконструктивных паттернов взаимодействия и малопродуктивных психологических защит специалиста. По мнению ряда авторов, профессиональному выгоранию психолога способствует, прежде всего, непродуктивная мотивация, детерминирующая нарушения в системе профессиональных отношений и эмоциональное истощение. Так, например, в число «истощающих» мотивов деятельности психолога входят: мотив спасателя (навязчивое стремление помогать людям в ущерб собственным интересам и брать на себя ответственность за их проблемы); стремление к доминированию и власти; потребность к сверхконтролю; нарциссическое стремление получать одобрение от клиентов/пациентов и «быть хорошим для всех»; агрессия и вытесненная враждебность к людям [5, 6].
Другим негативным фактором бессознательной динамики может выступать действие незрелых психологических защит специалиста в форме: отрицания своих проблем, проекции собственных переживаний на клиентов, ощущения всемогущества, обесценивания своей работы, агрессивной разрядки и прочего [5, 6, 7].
Одним из наиболее интересных подходов, признающих доминанту эмоционального фактора в системе выгорания, является концепция контрпереноса. В психоанализе «контрперенос» (контртрансфер) определяется как совокупность неосознаваемых эмоциональных реакций специалиста на перенос, воздействие и личность клиента (пациента). Неумение вовремя отрефлексировать и эмоционально выразить такие реакции, создает риск перенапряжения, ведущего в конечном итоге к симптоматике «синдрома эмоционального выгорания» [5].

Читайте также:  Почему не чувствую толчки ребенка

Концепция отношений как теоретико-методологическая основа
исследования эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

Проведенный анализ литературных данных позволил выделить ряд актуальных научных проблем, связанных с темой профессионального выгорания. Термин «профессиональное выгорание», в целом является не слишком удачным, поскольку изначально фокусирует внимание на профессиональных условиях как ведущем факторе выгорания, не отражая психологической сути феномена. Этим обстоятельством может объясняться существующая терминологическая путаница и многообразие концептуальных моделей. В результате, термин используется в самых различных значениях. Это в свою очередь, приводит к чрезвычайно широкому разбросу данных о степени распространения выгорания в одной и той же профессиональной группе.
Разделение теорий профессионального выгорания на однофакторные, двухфакторные и многофакторные также не может быть признано правомерным, поскольку ни одно психологическое явление не может быть вызвано только одним или двумя причинами, как правило, психологические феномены полидетерминированы.
Отсутствие единого понятийного аппарата и неразработанность теоретико-методологической базы затрудняют диагностику конкретных случаев и приводят к противоречивым исследовательским результатам. Обзор зарубежных и отечественных публикаций убедительно свидетельствует о необходимости конкретизации и концептуализации понятия профессионального выгорания.
На наш взгляд, для феноменов, обозначаемых как «профессиональное выгорание», более обосновано использование понятия «эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности» (далее мы будем применять данные термины как синонимы). В качестве наиболее адекватной концептуальной основы для изучения профессионального выгорания мы рассматриваем теорию отношений В.Н. Мясищева, согласно которой ведущее значение в жизнедеятельности личности имеет система ее отношений (избирательных эмоционально-ценностных связей) — отношений к себе, к деятельности, к другим людям, к миру [9].
Применение концепции отношений к феномену выгорания позволило нам конкретизировать ряд теоретических положений. В контексте данной парадигмы профессиональное выгорание представляет собой нарушения в системе отношений личности в процессе профессиональной деятельности. Феномен профессионального выгорания, прежде всего, распространяется на представителей коммуникативно-помогающих профессий: социальных работников, врачей, педагогов, психологов и других специалистов, чья деятельность предполагает интенсивное эмоционально-личностное взаимодействие.
В феноменологии выгорания следует четко дифференцировать и одновременно рассматривать четыре группы явлений: 1) детерминирующие факторы; 2) диагностические признаки; 3) психологические механизмы; 4) негативные последствия.

Синдром профессионального выгорания формируется в результате конвергенции трех основных детерминант: 1) объективные условия (хроническое действие профессиональных стрессоров); 2) интерактивная или эмоционально-негативная профессиональная коммуникация; 3) индивидуально-психологические предикторы (индивидуально-психологические особенности, способствующие формированию выгорания). Личностными факторами риска выступают: непродуктивная профессиональная мотивация; нарушенные объектные отношения (субъективные репрезентации значимых фигур и паттерны отношений с ними); деструктивный стиль межличностных отношений; эмоциональные нарушения (высокий уровень тревоги, агрессии или депрессии).
Профессиональное выгорание проявляется как синдром мотивационно-эмоциональных нарушений и включает следующие группы признаков: 1) непродуктивная профессиональная мотивация и демотивация (нарастающее негативное отношение к работе), 2) нарушенная коммуникация (дистанцирование, негативное или неадекватное отношение к клиентам/пациентам, коллегам); 3) профессиональная неуспешность (снижение продуктивности работы); 4) нарушения самооценки (по типу снижения или завышения; 5) эмоциональные нарушения (повышение уровня тревоги, депрессии, агрессии).
Ведущими психологическими механизмами выгорания выступают: психическое заражение, идентификация (уподобление), малопродуктивные психологические защиты (проекция, отрицание, изоляция, обесценивание), индукция негативных аффектов (тревога, страх, депрессия, агрессия), деструкция и аутодеструкция (нарастание внешне агрессивных и саморазрушительных импульсов).
В качестве наиболее распространенных негативных последствий выгорания выступают: признаки физического переутомления; вегетативные, психосоматические и соматические заболевания (включая ощущение хронической усталости, нарушения сна, головные боли, заболевания ЖКТ и прочее); неврозы; аутодеструктивное зависимое поведение (пищевые нарушения, химические аддикции, нехимические зависимости); деструктивно-девиантное поведение (агрессия, конфликты, насилие). Данные проявления не могут считаться непосредственными симптомами выгорания, поскольку являются неспецифическими для данного феномена и присутствуют в ряде других расстройств.
В результате длительного действия неблагоприятных факторов наблюдается следующая негативная динамика: дисбаланс в системе профессиональных отношений – формирование отдельных компонентов выгорания — сформированный синдром мотивационно-эмоционального выгорания – негативные последствия выгорания — деформация личности (устойчивые изменения личности, формирующиеся под влиянием профессиональной деятельности и распространяющиеся за ее пределы).

Читайте также:  Как ты себя чувствуешь по арабски

Материалы и методы эмпирического исследования
В целях конкретизации выдвинутых положений нами было проведено пилотажное исследование, включающее: психодиагностическое обследование и стандартизированное интервьюирование врачей и психологов (80 человек).
В исследовании приняли участие врачи общей практики и психологи, в количестве 80 человек, повышающие квалификацию в учреждениях медицинского и психологического профиля Санкт-Петербурга. По профессиональному критерию выборка была разделена на 2 группы. Первую группу составили врачи клиницисты (n = 40), чья деятельность предполагает непосредственный коммуникативный контакт с пациентом: физиотерапевты (32человека); мануальные терапевты (5 человек); стоматологи (3 человека). Из них: мужчин – 19, женщин – 21; средний возраст 38 ± 1,4 лет; средний стаж работы 8 ± 1,3 лет. Во вторую группу вошли клинические психологи (n = 40), также осуществляющие свою деятельность в форме непосредственного контакта с пациентами. Половой состав: мужчин – 11, женщин – 29; средний возраст 34 ± 1,2 лет, средний стаж работы 7 ± 1,01 лет.
Мы исходили из факта, что деятельность психологов и врачей схожа по объективным условиям, имеет общие профессиональные стрессоры. Более того, ряд обследуемых специалистов работали в одном и том же медицинском учреждении. Также нет оснований полагать, что психологи как профессиональная группа имеют более серьезные личностные нарушения, чем врачи. Все респонденты имеют высшее образование. Одновременно с этим, выборки сопоставимы по возрасту, полу и стажу деятельности. Главным условием исследования было свести к минимуму влияние организационных, возрастных, половых и стажевых различий. В основе исследования лежало предположение о более высоком риске эмоционального выгорания у психологов в сравнении с врачами вследствие специфики деятельности, а именно – в силу более сложного и напряженного характера профессионального взаимодействия.
На первом (психодиагностическом) этапе для оценки признаков выгорания применялась методика В. Бойко, которая на наш взгляд, в большей степени, чем другие опросники, фокусируется на эмоциональных и динамических характеристиках выгорания. В методике выделяются три фазы (синдрома) выгорания и соответствующие им признаки. I фаза «Напряжение» (Н): 1) переживание психотравмирующих обстоятельств (Н-1); 2) неудовлетворенность собой (Н-2); 3) «загнанность в клетку» (Н-3); 4) тревога и депрессия (Н-4). II фаза «Резистенция» (Р): 1) неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (Р-1); 2) эмоционально-нравственная дезориентация (Р-2); 3) расширение сферы экономии эмоций (Р-3); 4) редукция профессиональных обязанностей (Р-4). III фаза «Истощение» (И): 1) эмоциональный дефицит (И-1); 2) эмоциональная отстраненность (И-2); 3) личностная отстраненность (деперсонализация) (И-3); 4) психосоматические и психо-вегетативные нарушения (И-4).
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 баллов и менее – «не сложившийся» симптом; 10-15 баллов – «складывающийся симптом», 16 более и – «сложившийся»; симптомы с показателями 20 баллов и более относятся к «доминирующим» в фазе или во всей симптоматике нервно-психического напряжения. Суммарная оценка показателей по каждой фазе может варьироваться от 0 до 120 баллов: 36 баллов и менее – фаза не сформировалась; 37-60 баллов – фаза в стадии формирования; 61 баллов и более – сформировавшаяся фаза синдрома эмоционального выгорания.
Статистическая обработка проводилась с помощью компьютерной программы Statistica 7.0. Результаты исследования проверены на нормальность распределения. Сравнительный анализ средних показателей симптомов выгорания проводился с использованием t-критерия Стьюдента, а сравнение сформированных групп симптомов -при помощи критерия Фишера (?).
На втором этапе исследования респонденты участвовали в стандартизированном интервью, в ходе которого врачам и психологам задавались стандартные вопросы в заданной последовательности. Интервью занимало от 20 до 40 минут и включало 10 вопросов, касающихся профессионального выгорания. Примеры вопросов: «Наблюдаете ли вы у себя признаки профессионального выгорания? Когда это началось? В чем это проявляется? Наблюдаете ли вы синдром выгорания у ваших коллег? В чем это проявляется? Что могли бы вы посоветовать коллегам для предотвращения и преодоления профессионального выгорания?» и другие. Полученные в ходе интервью данные подвергались содержательному анализу.

Результаты и их обсуждение
Количественные и качественные показатели симптоматики эмоционального выгорания по опроснику В. Бойко представлены в Таблице1.
Таблицы 1,2.
(см.Приложение)

Представленные данные средних оценок свидетельствуют о том, что у врачей синдром эмоционального выгорания не оформлен по всем трем фазам. Фаза «Напряжение» не сформировалась. На стадии формирования находятся симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (H-1). Доля сформированности этой фазы у врачей составляет 15%, а доминирующую часть из сформированных симптомов на данной фазе занимает симптом Н-1 (27,5%).
Фаза «Резистенция» у врачей находится на стадии формирования. В ней на стадии формирования находятся симптомы: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (Р-1) и «редукция профессиональных обязанностей» (Р-4). Общая доля сформированности этой фазы у врачей составляет 17,5 % , где ведущие места занимают симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (Р-1)- (22,5%) и «личностная отстраненность» (Р-3) (22,5%). Фаза «Резистенция» доминирует в структуре выгорания врачей.
Фаза «Истощение» у врачей также не сформировалась. В ней большинство симптомов не выражено. Симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» (И-4) у врачей находится на стадии формирования. Общая доля сформированности этой фазы у врачей составляет 2,5%, а среди сформировавшихся симптомов больший вес занимает указанный выше симптом И-4.
Таким образом, результаты обследования свидетельствуют о несформированности в группе врачей большинства признаков эмоционального выгорания, активном действии психологических защит в форме тенденции отрицания негативных эмоций и соматизации напряжения.
У психологов проявляется более неблагоприятная картина. Фаза «Напряжение» находится на стадии формирования, что свидетельствует о нарастающем эмоциональном напряжении. Сформированность этой фазы у психологов составляет 40%, и в ней больше представлен симптом «загнанность в клетку» (Р-3) — (60%). Фаза напряжения доминирует в структуре синдрома выгорания у психологов.
Фаза «Резистенция» у психологов также находится на стадии формирования. Причем симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (Р-1) уже сложился, в то время как остальные симптомы данной фазы находятся на стадии формирования. Удельный вес сложившейся фазы у психологов составляет 20%, где среди сложившихся симптомов доминирует тот же симптом Р-1 (47,5%). Анализ симптомов фазы «Резистенция» позволяет говорить о нарушениях самооценки и застревании на негативных переживаниях.
Фаза «Истощение» также находится на стадии формирования со всем своим симптоматическим рядом. Доля сложившейся фазы у психологов составляет 22,5%, где в ней из сложившихся симптомов большую долю составляет симптом «эмоциональный дефицит» (И-1) — (42,5%).
При сравнении средних показателей симптоматики СЭВ между 2-мя группами специалистов при помощи критерия Стьюдента выявлены значимые различия по состоянию всех фаз: «Напряжение» (р=0,000), «Резистенция» (р=0,007), «Истощение» (р=0,004). Самочувствие психологов хуже, чем у врачей. В фазе «Напряжение» у психологов, по сравнению с врачами, достоверно более выражены симптомы (при р?0,01): «неудовлетворенность собой » (Н-2); «загнанность в клетку » (Н-3); «тревога и депрессия » (Р-4). В фазе «Резистенция» у психологов достоверно более высокие значения имеют симптомы (при р?0,05): «эмоционально-нравственная дезориентация » (Р-2) и «редукция профессиональных достижений» (Р-4). В фазе «Истощение» психологи более, чем врачи, переживают «эмоциональный дефицит » (И-1), «эмоциональную отстраненность » (И-2), «деперсонализацию » (И-3) (все показатели при р?0,01).
Таким образом, качественно-количественный анализ результатов психодиагностического обследования свидетельствует о том, что в группе психологов выявлены признаки нарастающего эмоционального напряжения и более высокий риск выгорания в сравнение с врачами. Поскольку психометрические методы констатируют только формальные различия без объяснения сути явления, для анализа содержательной стороны синдрома выгорания использовалось стандартизованное интервью.
На вопрос «Наблюдаете ли вы у себя признаки профессионального выгорания?» — все респонденты единодушно ответили, что выгорание у них отсутствует. В то же время 2 врача и 10 психологов признали, что «наблюдают иногда в небольшой степени отдельные признаки выгорания». В качестве отдельных признаков выгорания респонденты назвали: нежелание идти на работу; желание уменьшить контакты с клиентами/пациентами и коллегами; ощущение бесполезности и бессмысленности своих усилий; физическую усталость, зацикленность на каком-то переживании/мысли; сужение личных интересов и круга общения. Среди возможных причин синдрома выгорания были перечислены: чрезмерные нагрузки; формализм руководства; чрезмерные требования администрации и пациентов; ограниченные ресурсы; низкий уровень оплаты труда; трудные клиенты; конфликты и напряженные отношения в коллективе; семейные проблемы. В группе психологов были также названы такие факторы, как: вовлечение в негативные переживания пациентов; чрезмерное желание помочь клиентам; неадекватные представления администрации и пациентов о деятельности психолога; нарушение границ со стороны пациентов.
Одновременно с тем, что респонденты отрицают выгорание у себя, они активно признают его проявление у своих коллег. На вопрос: «Наблюдаете ли вы синдром выгорания у ваших коллег?» 12 врачей и 32 психолога ответили утвердительно. По мнению данных респондентов, у их коллег проявляются следующие признаки выгорания: усиление конфликтности и агрессивности; непереносимость критики; отчуждение и замыкание в себе; равнодушие к работе и холодность к пациентам; манипулятивное или циничное обращение с пациентами; работоголизм (чрезмерная вовлеченность в работу); неадекватные поведенческие реакции; депрессивность или гипомания; сужение сферы личных и профессиональных интересов; злоупотребление табаком и алкоголем.
Полученные в ходе интервью данные свидетельствуют о наличие признаков выгорания у врачей и психологов на фоне их самоотрицания. Опрос показал, что в структуре профессионального выгорания психологов преобладают коммуникативно-эмоциональные нарушения, деструкции и аутодеструкции.
Для предотвращения и преодоления синдрома выгорания врачи и психологи предлагают использовать следующие меры: сокращение времени работы; организация активного досуга; расширение круга общения вне работы; профессиональное обучение и профессиональный рост; личная психотерапия специалиста; супервизии и дебрифинг (групповое обсуждение профессиональных проблем)».

Читайте также:  Может быть хорошее настроение при депрессии

Заключение
Анализ существующих литературных данных позволяет говорить об отсутствии понятийной согласованности и многообразии концептуальных подходов к изучению феномена профессионального выгорания.
Концепция отношений выступает адекватной теоретико-методологической базой для изучения феномена выгорания. Профессиональное выгорание целесообразно рассматривать как комплекс мотивационно-эмоциональных нарушений, формирующихся в ходе чрезмерно-интенсивного профессионального взаимодействия.
В феноменологии выгорания следует четко дифференцировать и одновременно рассматривать четыре группы явлений: 1) детерминирующие факторы; 2) диагностические признаки; 3) психологические механизмы; 4) негативные последствия.
Проведено исследование, в ходе которого выявлен больший риск профессионального выгорания у психологов в сравнении с врачами. Данная особенность связана с более напряженным и эмоционально-негативным общением психолога с клиентами, менее определенными профессиональными отношениями психолога.
В качестве перспективных исследований профессионального выгорания целесообразно рассматривать систему профессионально-личностных отношений специалиста: профессиональную мотивацию, стиль межличностного взаимодействия, отношения с коллегами и профессиональную поддержку, профожидания, самоотношение.

Источник

Оцените статью