Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: систематизированы и оформлены теоретические основания рассмотрения феномена эмоционального «выгорания» матери в отношениях с ребенком: обоснован уровневый характер рассмотрения феноменапредставлена внешняя и внутренняя картины феноменараскрыт и охарактеризован его компонентный состав (аффективный, конативный, когнитивный, соматический… Читать ещё >
Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
Содержание
- Глава.
- 1.
- Теоретические основания изучения проблемы эмоционального «выгорания» матери в ее отношениях с ребенком
- Личность женщины и материнство
- Отношения матери с ребенком как функция материнства
- Концепции, структура, специфика отношений в системе «мать—дитя»
- Содержательная характеристика материнских нагрузок в отношениях с детьми
- Психологический анализ феномена эмоционального «выгорания» матери в отношениях с ребенком
- Обоснование необходимости рассмотрения эмоционального «выгорания» в аспекте материнства
- Эмоциональное «выгорание» в отношениях как предмет психологического анализа
- Проявления эмоционального «выгорания» у матерей
- Факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми
- Глава.
- 2.
- Глава.
Диссертационная работа посвящена изучению феномена эмоционального «выгорания» и выявлению личностных факторов, обусловливающих его возникновение у матерей в отношениях с детьми.
Актуальность исследования. Необходимость сохранения здоровья подрастающего поколения актуализировала проблему психологической помощи семье и, главным образом, женщине, воспитывающей ребенка.
Среди актуальных проблем материнства сегодня исследуются: эмоциональное состояние женщины во время беременности (A.C. Батуев, Г. И. Брехман , А. И. Захаров , И.В. Добряков), взаимодействие матери и ребенка в раннем онтогенезе (А.Н. Авдеева, Т. В. Архиреева , О. Ю. Дубовик , Е.О. Скобло), факторы и условия девиаций материнства (В.И. Брутман, М. С. Радионова и др.), личностные изменения женщины, связанные с переходом к родительству (Е.И. Захарова, Е. И. Исенина , O.A. Карбанова и др.). Изучается совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери (О.Б. Подобина), анализируются психологические трудности матери в отношении с ребенком (Т.А. Кошкарова), рассматривается роль самоактуализации личности матери как фактора ее отношения к детям (Т.К. Хозяинова), а также структура идентичности женщин с различным материнским отношением (Е.В. Васильева).
В последние десятилетия у российских матерей наблюдается деформация ценностей и норм, социальных стереотипов и установок, изменяются их функции в отношениях с ребенком (Е.В. Васильева). То есть феномен материнства сегодня претерпевает существенные изменения (И. Кон, М. Мид, Г. Г. Филиппова , М. С. Радионова , Е. Badinter, R. Gelles, В. Kornel и ДРО.
В процессе взаимодействия с ребенком женщина неизбежно сталкивается с различными видами трудностей. Изучая детско-родительские отношения, отечественные и зарубежные исследователи в основном акцентируют внимание на эффективности развития личности ребенка в процессе этих отношений (Дж. Боулби, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Фрейд, К. Хорни, Д. В. Виникотт , М. Кляйн, A.C. Спиваковская, Е. О. Смирнова и др.). Проблемы матери в этом аспекте изучены недостаточно. Поэтому особую актуальность приобретает исследование психологических трудностей матери, которые могут возникать в процессе взаимодействия с ребенком и нарастать по мере его взросления.
Рождение ребенка является для женщины ответственным событием и в целом изменяет ее жизнь, перестраивает отношения во всех аспектах ее бытия: от семейного, бытового до профессионального и личностного. Включенность женщины в постоянные взаимодействия со своим ребенком, «замкнутость» психологического пространства этих диадных отношений формируют совершенно особенную среду бытия матери, наполненную новой для женщины ответственностью, обязанностями, физическими нагрузками и эмоциональными переживаниями, а также многими другими сопутствующими материнству психическими процессами и состояниями. Действие многочисленных стрессогенных факторов материнства (как объективных, так и субъективных) может вызывать накопление у женщины усталости и изнеможения, что ведет к ее истощению и, как следствие, эмоциональному «выгоранию».
Феномен эмоционального «выгорания» рассматривается сегодня преимущественно в аспекте профессиональной деятельности человека (В.В. Бойко, Н. Е. Водопьянова , Е. С. Старченкова , В. Е. Орел , С. Maslach и др.), где показана роль личностных особенностей работающего человека в его устойчивости к психотравмирующим факторам профессии. В настоящее время отсутствуют исследования эмоционального «выгорания» матери в детско-родительских отношениях. Между тем многие женщины испытывают в материнстве и демонстрируют окружающим тот психологический феномен, который известен как эмоциональное «выгорание» специалиста в профессиональной деятельности.
Изучение факторов, провоцирующих появление эмоционального «выгорания» у матерей и его последствий, приобретает особую актуальность. Проблема изучения данного феномена в предлагаемом ракурсе заключается в определении спектра личностных особенностей, обусловливающих опасность эмоционального «выгорания» матери в отношениях с ребенком.
Ранняя диагностика, коррекция и профилактика развития эмоционального «выгорания» могут предупредить его возникновение у матерей и помочь в приостановке начавшегося процесса, а также способствовать предупреждению деформаций личности не только матери, но и ребенка.
Учитывая неразработанность данной проблемы в зарубежной и отечественной психологии, встает задача создания надежной психодиагностической методики для оценки наличия и уровня эмоционального «выгорания» у матерей.
Таким образом, исследование данного феномена в контексте детско-родительских отношений является важным как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Цель исследования: выявить связь личностных черт матери и особенностей отношения к ребенку с ее эмоциональным «выгоранием».
Объект исследования — личность матери и ее отношения с ребенком.
Предмет исследования — личностные факторы эмоционального «выгорания» матери в ее отношениях с ребенком.
1. Феномен эмоционального «выгорания» представляет собой симптомокомплекс, в структуре которого существуют закономерные взаимосвязи между его компонентами: аффективным, конативным, когнитивным, соматическим.
2. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матери в отношениях с ребенком проявляются в двух аспектах: а) как совокупность черт личности матери, обусловливающих ее повышенную (или сниженную) восприимчивость к нагрузкам материнстваб) через отношение матери к ребенку, обусловливающее повышенную (или сниженную) опасность возникновения и разный уровень ее эмоционального «выгорания».
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить теоретические подходы к анализу материнства, сложившиеся в психологической науке.
2. Проанализировать и обобщить теоретические подходы к изучению эмоционального «выгорания», сложившиеся в психологической науке.
3. Подобрать и апробировать методики исследования, сформировать комплекс методических процедур, адекватных задачам исследования.
4. Разработать психодиагностическую методику для выявления эмоционального «выгорания» матери и провести ее психометрическую проверку.
5. Определить факторы, обусловливающие возникновение эмоционального «выгорания» у матерей.
6. Выявить поуровневые характеристики эмоционального «выгорания» и описать психологические портреты матерей с различным его уровнем.
Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы: развития, системности, детерминизма, единства сознания и деятельности, взаимообусловленности внешнего и внутреннего в развитии психических явлений и основные принципы гуманитарного и естественнонаучного подходов в психологии, культурно-историческая концепция формирования личности (JI.C. Выготский) и субъектно-деятельностный подход к изучению социально-психологичеких явлений (C.JI. Рубинштейн, К. А. Абульханова , A.B. Брушлинский и др.), а также положения по основам экспериментальной психологии (В.Н. Дружинин).
Теоретической базой исследования стали: теория психологии отношений (В.Н. Мясищев) — подход личностной обусловленности бытия человека (В.В. Знаков, З. И. Рябикина , Г. Ю. Фоменко , JI.H. Ожигова, А. Р. Тиводар и др.) — философские и психологические концепции материнства (В.И. Брутман, Д. В. Виникотт , А. И. Захаров , Г. Г. Филиппова и др.) — теории детско-родительских отношений (A.C. Варга, В. Н. Дружинин , A.C. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер и др.) — теоретические подходы к изучению эмоционального «выгорания» (В.В. Бойко, В. Е. Орел , A.A. Рукавишников, JI.A. Китаев-Смык, Н. Е. Водопьянова , С. Maslach, A. Pines и др.) — классическая концепции стресса Г. Селье.
Исследование проводилось с 2006 по 2009 гг.
I этап (2006—2007 гг.) — аналитический — обоснование и теоретическое осмысление темы исследования. На этом этапе определялись исходные позиции исследования, его методология, рабочая гипотеза, изучалась научно-методическая литература по проблеме, логика и организация исследования.
II этап (2007—2008 гг.) — теоретико-эмпирический. На этом этапе продолжалась работа по теоретической изучению темы исследования, обоснованию ведущих теоретических позиций. Была создана и апробирована психодиагностическая методика для исследования наличия и уровня выраженности феномена эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми.
III этап (2008—2009 гг.) — эмпирический. Проведено исследование взаимосвязи личностных факторов на эмоциональное «выгорание» у матерей, в процессе которого проверялись рабочие гипотезы.
В работе использовались следующие методы: теоретические методы (анализ имеющихся в литературе фактов и положений по проблеме исследования) — эмпирические методы — свободное наблюдение, анализ единичных случаев, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование (авторский опросник эмоционального «выгорания» для матерей, опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (ВРР) И. М. Марковской [100, с. 29—49], пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае и П. Коста («Большая пятерка») в интерпретации А.Б. Хромова) [21, с. 148—164].
Для обработки результатов исследования использовались методы качественной обработки данных (частотный и контент-анализ) и математической статистики (коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена, коэффициент корреляции г-Пирсона, частная корреляция, Ц-критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ А>ЮУА, кластерный анализ).
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными методологическими позициями, соответствующими цели и задачам исследованияадекватностью использованных методов исследованиясоотнесением результатов различных методиксогласованием количественного и качественного анализа эмпирических данных, а также применением статистических методов.
Характеристика выборки. В пилотажном исследовании приняли участие 300 женщин-матерей. В основном исследовании участвовали 388 матерей в возрасте от 21 до 43 лет, имеющих стаж материнства от трех до десяти лет. В исследовании также принимали участие эксперты (всего 450 человек, при этом три эксперта, оценивали одну женщину). Таким образом, в исследовании приняли участие 1138 респондентов (6, «https://referat.bookap.info»).
Научная новизна исследования: теоретико-феноменологически обоснована и эмпирически подтверждена эвристичность обращения к конструкту эмоционального «выгорания» в рассмотрении и интерпретации состояний женщины, возникающих в отношениях «мать—дитя» — выявлена феноменология симптомокомплекса эмоционального «выгорания» матери: а) осуществлена его поуровневая характеристикаб) представлены внешняя и внутренняя картины феномена эмоционального «выгорания» — в) описаны индивидуальные случаи, характеризующие специфику общего феномена в конкретных переживаниях женщин, различающихся личностными особенностями, отношением к ребенку и находящихся на разных уровнях эмоционального «выгорания» — разработана и психометрически верифицирована авторская методика, обеспечивающая выявление наличия и оценку уровня выраженности эмоционального «выгорания» у матерейдоказано, что личностные черты матери и ее отношение к ребенку являются совокупным фактором ее эмоционального «выгорания» — получены данные, раскрывающие характер зависимости уровня эмоционального «выгорания» матери от особенностей ее отношения к ребенкуустановлено, что эмоциональное «выгорание» матери связано с определенными личностными особенностями: избегание впечатлений, равнодушие, консерватизм, отсутствие настойчивости и артистичностипоказано, что на эмоциональное «выгорание» влияют повышенная эмоциональная лабильность матери и ее излишняя самокритикаописаны психологические портреты личности «выгоревших» и «не выгоревших» матерей.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: систематизированы и оформлены теоретические основания рассмотрения феномена эмоционального «выгорания» матери в отношениях с ребенком: обоснован уровневый характер рассмотрения феноменапредставлена внешняя и внутренняя картины феноменараскрыт и охарактеризован его компонентный состав (аффективный, конативный, когнитивный, соматический компоненты) — выявлены 1) личностные черты матери, ведущие к ее эмоциональному «выгоранию» в отношениях с ребенком и предохраняющие от «выгорания» — 2) особенности отношения матери к ребенку, способствующие возникновению ее эмоционального «выгорания» и предохраняющие от «выгорания» — описаны психологические портреты женщин с различным уровнем эмоционального «выгорания».
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации авторской методики диагностики эмоционального «выгорания» у матерей. Проведена полная психометрическая проверка созданной методики. Результаты работы способствуют ранней диагностики вероятности возникновения эмоционального «выгорания» у матерей. Материалы работы могут стать основой создания специальных программ психологической помощи женщинам, проявляющих симптомы эмоционального «выгорания». Полученные эмпирические данные могут применяться в консультативной и коррекционной работе с матерями по определению психологических ресурсов в процессе личностного роста.
Полученные данные могут быть использованы при подготовке и чтении курсов по психологии семейных отношений, психологии стресса, психологии развития и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональное «выгорание» матери в отношениях с ребенком личностно обусловлено: многочисленные стрессоры материнства приводят женщину к эмоциональному «выгоранию» при наличии определенных, свойственных ей личностных факторов.
2. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матери проявляются в двух аспектах: а) как совокупность черт личности матери, обусловливающих ее повышенную (или сниженную) восприимчивость к нагрузкам материнстваб) через отношение матери к ребенку, обусловливающее повышенную (или сниженную) опасность возникновения и разный уровень ее эмоционального «выгорания».
3. Феномен эмоционального «выгорания» матери включает четыре компонента: а) аффективный (агрессия, злость, раздражительность, обиды на ребенка и пр.) — б) конативный (частые наказания, крик, укоряющее молчание, «отталкивание» ребенка и т. п. ) — в) когнитивный (снижение интеллектуальной работоспособности, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти и внимания и т. д. ) — г) соматический (постоянная усталость, общее физическое недомогание, неспособность отдохнуть за время сна и пр.).
4. Каждой фазе развивающегося у матери синдрома эмоционального «выгорания» свойственен свой компонентный акцент: в фазе «напряжения» доминируют симптомы когнитивного компонента («осознание проблем») — в фазе «резистенции» преобладают симптомы аффективного компонента («избирательность эмоционального реагирования», «расширение сферы экономии эмоций») — в фазе «истощения» превалируют симптомы психосоматических нарушенийсимптомы конативного компонента сопровождают все фазы эмоционального «выгорания».
5. Личностные черты матери разнонаправленно сопряжены с ее эмоциональным «выгоранием» в отношениях с ребенком: а) прямо сопутствуют эмоциональному «выгоранию» такие черты, как избегание впечатлений, равнодушие, отсутствие настойчивости и артистичности, излишняя самокритика, консерватизм, эмоциональная лабильностьб) противостоят эмоциональному «выгоранию» такие личностные черты, как поиск впечатлений, теплота, настойчивость, самодостаточность, любопытство, эмоциональная стабильность, артистичность.
6. Каждая из фаз эмоционального «выгорания» характеризуется определенным комплексом сопутствующих личностных черт. Специфическими личностными чертами, сопровождающими фазу «напряжения», являются депрессивность, напряженность, тревожность материфазу «сопротивления» сопровождают избегание впечатлений и непониманиефазу «истощения» — уступчивость матери. Универсальной чертой личности матери, сопутствующей всем фазам эмоционального «выгорания», является равнодушие.
7. Уровень «эмоционального» выгорания матери связан с характером ее отношения к ребенку: низкая удовлетворенность отношениями с ребенком, его отвержение и непоследовательность матери являются доминирующими факторами эмоционального «выгорания» женщинывоспитательная конфронтация в семье, тревожность за ребенка, эмоциональная дистанция, строгость и отсутствие сотрудничества достоверно влияют на эмоциональное «выгорание» матери.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2007—2009) — Всероссийской научно-практической конференции «Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодого исследователя» (Краснодар, 2007) — методологическом семинаре для аспирантов на базе Кубанского государственного университета. Основные положения и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры общей и кафедры прикладной психологии Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Полученные в исследовании данные применяются в работе муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (психолого-медико-социальный) центр» г. Сочи.
Публикации. По материалам исследования опубликовано десять печатных работ, две из которых — в журнале из списка изданий, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации: определяется логикой проведенного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (226 источников, из них 13 — на английском языке) и приложений.
Результаты исследования могут использоваться в психологическом консультировании матерей, а также в психокоррекционной и психотерапевтической работе с ними и направлены на раннюю диагностику вероятности возникновения феномена эмоционального «выгорания» матери.
Заключение
Осуществленное диссертационное исследование было посвящено изучению личностных факторов эмоционального «выгорания» у матерей.
Теоретическое осмысление подходов и полученные в диссертации эмпирические данные позволяют сделать вывод, что феномен эмоционального «выгорания» в последние десятилетия претерпел значительные изменения и нашел отражение в отношениях матерей с детьми.
С момента рождения ребенка женщина-мать приступает к реализации материнских функций, постоянно включаясь при этом в новые для нее по содержанию межличностные отношения со своим ребенком. Характер этих отношений (по эмоциональным и физическим нагрузкам) приближает материнство к тем видам деятельности, где субъекты труда в силу своих должностных обязанностей осуществляют постоянные контакты с другими людьми.
Понимая под эмоциональным «выгоранием» динамический симптомокомплекс состояния физического и эмоционального истощения, в работе были выделены его эмпирические симптомы, позволяющие диагностировать его в каждый отдельный момент своего развития у матерей, на стадиях напряжения, резистенции или истощения эмоций.
Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы:
В диссертации теоретико-феноменологически обоснована и эмпирически подтверждена эвристичность обращения к конструкту эмоционального «выгорания» в рассмотрении и интерпретации состояний женщины, возникающих в отношениях «мать-дитя».
Доказано, что эмоциональное «выгорание» матери в отношениях с ребенком личностно обусловлено. Многочисленные стрессоры материнства приводят женщину к эмоциональному «выгоранию» при наличии определенных, свойственных ей личностных особенностей. К личностным факторам эмоционального «выгорания» относятся: а) совокупность черт личности матери, обусловливающих ее повышенную (или сниженную) восприимчивость к нагрузкам материнстваб) отношение матери к ребенку, обусловливающее повышенную (или сниженную) опасность возникновения и разный уровень ее эмоционального «выгорания».
Разработанный автором опросник эмоционального «выгорания» для матерей отвечает требованиям, предъявляемым к опросникам, работает как единая шкала,. позволяющая определить уровень выраженности эмоционального «выгорания», а также может быть использован для диагностики его отдельных компонентов.
На основании теоретического анализа и эмпирического исследования показано, что феномен эмоционального «выгорания» матери включает четыре компонента: а) аффективный (агрессия, злость, раздражительность, обиды на ребенка и пр.) — б) конативный (частые наказания, крик, укоряющее молчание, «отталкивание» ребенка и пр.) — в) когнитивный (снижение интеллектуальной работоспособности, неспособность сосредоточиться, ухудшение памяти и внимания и пр.) — г) соматический (постоянная усталость, общее физическое недомогание, неспособность отдохнуть за время сна и пр.).
Каждой фазе развивающегося у матери синдрома эмоционального «выгорания» свойственен свой компонентный акцент: в фазе «напряжения» доминируют симптомы когнитивного компонента («осознание проблем») — в фазе «резистенции» преобладают симптомы аффективного компонента («избирательность эмоционального реагирования», «расширение сферы экономии эмоций») — в фазе «истощения» превалируют симптомы психосоматических нарушений. Симптомы конативного компонента сопровождают все фазы эмоционального «выгорания».
В эмпирическом исследовании выявлены личностные черты матери, разнонаправленно сопряженные с ее эмоциональным «выгоранием»: а) прямо сопутствуют эмоциональному «выгоранию» такие черты, как избегание впечатлений, равнодушие, отсутствие настойчивости и артистичности, излишняя самокритика, консерватизм, эмоциональная лабильностьб) противостоят эмоциональному «выгоранию» поиск впечатлений, теплота, настойчивость, самодостаточность, любопытство, эмоциональная стабильность, артистичность.
Выявлено, что каждая из фаз эмоционального «выгорания» характеризуется определенным комплексом сопутствующих личностных черт: фазу «напряжения» сопровождают депрессивность, напряженность, тревожность материфазу «сопротивления» — избегание впечатлений и непониманиефазу «истощения» — отсутствие настойчивости матери. Универсальной чертой личности матери, сопутствующей всем фазам эмоционального «выгорания», является равнодушие.
Доказано, что уровень «эмоционального» выгорания матери связан с характером ее отношения к ребенку: низкая удовлетворенность отношениями с ребенком, его отвержение и непоследовательность матери являются доминирующими факторами эмоционального «выгорания» женщинывоспитательная конфронтация в семье, тревожность за ребенка, эмоциональная дистанция, строгость и отсутствие сотрудничества достоверно влияют на эмоциональное «выгорание» матери.
По результатам данной диссертационной работы можно выделить следующие перспективные направления исследований и практической деятельности психолога: изучение различных факторов, провоцирующих эмоциональное «выгоранию» матери;
— изучение личностных особенностей ребенка в связи с эмоциональным «выгоранием» его матери;
— изучение отношений супругов к супругам в связи эмоциональным «выгоранием» женщины;
— изучение особенностей проявления эмоционального «выгорания» матери в полных и неполных семьяхв многодетных семьях;
— разработка системы профилактики эмоционального «выгорания» у женщин.
Система профилактики эмоционального «выгорания» может найти свое отражение в обучении матери различным способам отдыха: умению отвлекаться от переживаний, связанных с ребенкомумению удовлетворять потребность в общении с другими людьмивозможности получать удовольствие от различных видов деятельностинаходить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботахне отказываться от помощи со стороны родственников и знакомых.
Необходимо еще до появления ребенка в семье обучить женщину не относиться себе и своим действиям самокритично, а также научить ее способам саморегуляциии и релаксации, т. е. управлению своим психоэмоциональным состоянием, которое может достигаться. путем воздействия на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием и выражаться в отдаче самой себе различных форм самоприказов, самоодобрений.
Если женщина заметила у себя первые признаки эмоционального «выгорания» по отношению к ребенку, прежде всего она должна признаться самой себе, что она их испытывает, не стесняться осуждения со стороны родственником и знакомых, поделиться своими переживаниями, т. к. блокирование своих чувств могут замедлить процесс восстановления. Оказанная вовремя психологическая помощь матери поможет справиться с возникшими симптомами эмоционального «выгорания» и наладить взаимоотношения в семье.
В заключение диссертационной работы хотелось бы отметить, что задачи, поставленные в ходе исследования выполнены, цель достигнута.
Источник