- Медицинские интернет-конференции
- Языки
- Профессиональное выгорание в фармации
- Как бороться с выгоранием сотрудников
- Эмоциональное выгорание фармацевтов провизоров — профилактика профессионального синдрома
- Причины развития синдрома
- Внешние факторы
- Внутренние факторы
- Как развивается профессиональное выгорание?
- Симптомы выгорания — как оно проявляется?
- Способы борьбы с профессиональным выгоранием
- Профилактика синдрома профессионального выгорания
Медицинские интернет-конференции
Языки
Профессиональное выгорание в фармации
Профессиональное выгорание в фармации
Научный руководитель: к.п.н., доцент Новокрещенов И.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра экономики и управления здравоохранением и фармацией
Актуальность. В современных условиях профессиональная деятельность фармацевтических работников качественно изменилась. Увеличилось количество и качество требований к личности и профессиональной состоятельности фармацевтов. Соответственно возросли и психологические нагрузки, и, как следствие, увеличилось в разы количество стрессовых ситуаций на рабочем месте. Специалисты при выполнении своих профессиональных обязанностей зачастую не обращают внимания на появившуюся усталость, раздражительность и излишнюю тревогу. Тем временем, накапливающиеся в них стрессы способны привести к серьезному осложнению, получившему название выгорание.
Цель исследования: выявление особенностей деятельности фармацевтических работников, приводящих к возникновению синдрома профессионального выгорания на основании анализа литературных данных.
Результаты. Профессиональное выгорание характерно для специалистов, чья деятельность связана с оказанием помощи людям, именно работа с людьми влечет за собой развитие профессионального стресса за счет переживаний, возникающих вследствие осознания груза ответственности за жизнь человека. На работников аптеки возложен двойной груз общения, так как в течение рабочего дня он сталкивается с огромным количеством незнакомых лиц, и выступает либо в качестве утешителя, либо в качестве мишени для снятия раздражения и агрессии. За счет давящего на плечи груза ответственности рождаются переживания по поводу чужих проблем и, вследствие этого, ухудшается здоровье специалиста, его психоэмоциональное состояние, а также снижается результативность его работы.
Основными причинами выгорания фармацевтических работников являются:
- постоянное общение с большим количеством покупателей;
- частые контакты с людьми, находящимися в проблемных ситуациях;
- невозможность отказа от общения с посетителем;
- незащищенность от недоброжелательного поведения;
- необходимость сдерживать свои эмоции, всегда быть вежливым и доброжелательным;
- продолжительная рабочая смена.
Выводы. Для фармацевтических работников установлена высокая степень развития синдрома профессионального выгорания вследствие особенностей их профессиональной деятельности (постоянные стрессы, высокая психоэмоциональная нагрузка). Существует необходимость изучения распространенности синдрома выгорания у фармацевтических работников, и применения методов его профилактики.
Источник
Как бороться с выгоранием сотрудников
Короткий световой день, холод, сырость и слякоть, отсутствие солнца явно не способствуют хорошему самочувствию.
Неудивительно, что именно осенью усиливаются воздействия стресса, увеличивается количество депрессий, а на работе у сотрудников все ярче проявляется синдром профессионального выгорания, или burnout.
Симптомы давно уже хорошо известны психологам и кадровым специалистам. Это апатия, медлительность, отсутствие мотивации к работе, усталость, депрессия, а также снижение общего тонуса организма, слабость. Человек в таком состоянии может отдыхать, но при этом время, свободное от работы, не несет необходимого восстановления. По данным исследований, с выгоранием в своем окружении сталкивается 79% опрошенных.
Впервые этой проблемой заинтересовался американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг в 1974 году. Он и ввел термин burnout, или выгорание, в профессиональный обиход. Фрейденберг заметил, что наиболее такого рода проблеме подвержены представители профессий, связанных с коммуникацией: врачи, педагоги, полицейские, журналисты, специалисты по работе с клиентами и др. Они ежедневно общаются с другими людьми, причем часто в непростой ситуации. Это отклонение еще называли «платой за сочувствие». Однако сегодня этот синдром охватывает представителей самых разных профессий. В зоне риска и интроверты, которые до последнего держат в себе все переживания и проблемы, и стремящиеся во всем быть первыми перфекционисты, буквально «живущие» работой, «большие боссы» и рядовые работники.
Основными «виновниками» в возникновении данного расстройства признаны стресс и хроническая усталость, отсутствие полноценного отдыха, недовольство положением и должностью, низкая мотивация сотрудника, недостаток признания его заслуг, неинтересные задачи и др. Зарубежные исследования также показывают, что в этот список входят бюрократизация (59% респондентов), задержки на работе (34%), повышение уровня компьютеризации (32%), а также отсутствие взаимопонимания со стороны администрации, персонала и коллег (30%).
Медики также добавляют к этому списку отсутствие уважения у пациентов к докторам и персоналу. Кроме того, на самочувствие врачей влияют и невозможность полного излечения пациентов, и в сложных случаях их смерть, риски врачебной ошибки, а также необходимость общения с родственниками.
Часто в погоне за деньгами люди берутся за сверхурочную работу или ищут подработку, которая «съедает» время, предусмотренное для отдыха и сна. В итоге ради этого они отказываются от встреч с друзьями, походов в кино или театр, полноценного общения с членами семьи, что несет не только усталость, но и чувство вины и, как итог, общее раздражение и недовольство.
Проблема выгорания не так проста, как кажется на первый взгляд. И если не обращать на нее внимания и не принимать мер, то в скором времени компания лишится сотрудника или он потеряет здоровье. А зачастую этому синдрому подвержены как раз те специалисты, которые демонстрируют не только высокий уровень компетенций, но и лояльность к организации, приверженность ее идеям и ценностям.
Так, 63% опрошенных в данном состоянии меняли работу, 54% респондентов не только уходили в другую компанию, но и меняли профессию.
В связи с этим корпорации давно работают над проблемой выгорания своих работников. Здесь вам не позволят работать без полноценного отпуска и отправят на заслуженный отдых в срок. Руководители готовы обсуждать проблемы сотрудников и открыты к предложениям по развитию компании даже от рядовых специалистов – так, например, поступают в Yota.
Интернет-магазин «Озон» заботится о здоровье сотрудников. Поэтому на территории офиса есть турники, несколько раз в неделю проводятся занятия йогой и бегом. Кроме того, на каждом этаже в месте отдыха есть свежие фрукты. Для борьбы с рутиной используют ротацию специалистов и горизонтальный рост, а также еженедельные встречи All hands, объединяющие всех сотрудников, где может выступить каждый и рассказать о ситуации в организации, поделиться новостями, задать любой вопрос.
В L’Oreal Russia проводят опросы и измерения уровня удовлетворенности и вовлеченности сотрудников, а в «Мегафоне» запустили программу «Стресса нет» для тех, кто постоянно взаимодействует с клиентами. Им в сложной эмоциональной ситуации помогают психологи.
Кадровые специалисты стараются найти все новые методы и техники, направленные на выявление на ранних стадиях данной проблемы и борьбу с ней. Где-то дают специалистам возможность дополнительного обучения при помощи различных тренингов, где-то нанимают «менеджера по счастью». При этом невозможно точно сказать, какой из этих вариантов наиболее эффективен – все люди индивидуальны.
Тем не не менее для того, чтобы избежать «боевых потерь», есть ряд универсальных советов:
- Обращайте внимание на эмоциональное состояние сотрудников. Тревожными звонками могут являться жалобы на работу в присутствии коллег, частые ошибки специалиста, его негативное настроение, усталость, незаинтересованность в новых задачах, а также частое снятие стресса с помощью алкоголя.
- В случае выявления проблемы необходимо поговорить с работником, выяснить причины недовольства, дать возможность отдохнуть, включая внеочередной отпуск. Если он подрабатывает, то стоит обсудить вариант с повышением оплаты или карьерным ростом, чтобы он тратил силы только в вашей компании.
- В сложной ситуации порекомендуйте хорошего психолога, который поможет справиться с выгоранием.
В качестве профилактики выстройте «обратную связь» между руководством и подчиненными, внимательно относитесь к потенциалу каждого работника, не давайте талантливым засиживаться на должности. Заботьтесь о материальных и нематериальных видах мотивации, повышайте командный дух в коллективе.
Источник
Эмоциональное выгорание фармацевтов провизоров — профилактика профессионального синдрома
В мае 2019 года Всемирная Организация Здравоохранения признала синдром эмоционального выгорания болезнью и описала его признаки.
Синдром профессионального выгорания — состояние умственного и эмоционального истощения, которое развивается на фоне хронического стресса на работе. Человек может испытывать нехватку физических сил, снижение работоспособности, негативное и циничное отношение к своим рабочим обязанностям.
Существуют категории профессий, которые больше подвержены профессиональному выгоранию, чем остальные. К ним относятся и работники аптеки: провизоры и фармацевты. Это связано с тем, что специалисты фармацевтической отрасли постоянно взаимодействуют с другими людьми, например, покупателями. Однако есть и другие причины развития такого состояния, которые мы рассмотрим далее.
Причины развития синдрома
К выгоранию приводят различные причины, которые можно разделить на внешние и внутренние.
Внешними могут быть события и условия, которые приходят «извне» и провоцируют появление негативных эмоций.
Внутренними — особенности характера, привычки и сложившиеся модели поведения, которые человек использует при принятии решений.
Рассмотрим внешние и внутренние факторы более детально.
Внешние факторы
- Воздействие среды. Сюда входят большие рабочие нагрузки, слишком интенсивный график, длительное и беспрерывное обслуживание посетителей аптек, нехватка времени в течение смены для отдыха;
- Отсутствие денежной мотивации. К этой группе относится низкая оплата труда, отсутствующая или плохо организованная система материальных и моральных поощрений;
- Атмосфера в коллективе. Частые рабочие конфликты, изоляция сотрудника от коллектива, напряженная атмосфера могут стать причиной выгорания;
- Поведение руководства. Неправильная стратегия и тактика руководителя аптеки, чрезмерные требования, противоречивые задачи и необъективные критерии оценки труда приводят к появлению недовольства среди сотрудников.
Внутренние факторы
Иногда некоторые особенности характера человека могут привести к эмоциональному выгоранию. В таком случае даже внешние причины не оказывают серьезного влияния.
Состояние эмоционального выгорания чаще испытывают люди с сильно развитым чувством ответственности — в таком случае они чувствуют внутреннюю потребность выполнять свою работу «идеально», максимально качественно. Ошибки, частичное, а не полное владение ситуацией заставляют сотрудника нервничать и переживать неудачу острее.
Из-за негативного опыта у человека может наблюдаться сильная восприимчивость к критике, и как следствие — нежелание брать на себя дополнительную ответственность и стремление уклониться от выполнения определенных задач.
Чувство ответственности может возрасти еще больше, если сотрудник считает свое рабочее место престижным — в таком случае может ощущать себя в постоянном напряжении и испытывать страх совершить ошибку.
Иногда сотрудник из-за своих личных убеждений о необходимости и важности работы в его жизни ставит ее на первое место и зачастую игнорирует отдых.
Как развивается профессиональное выгорание?
Опасность этого синдрома заключается в том, что он развивается постепенно и незаметно для человека и окружающих его людей. Зачастую сначала сотрудник не связывает физическую усталость и эмоциональные проявления между собой.
По версии американского исследователя К. Маслача существует 3 стадии выгорания.
- Начальная стадия сопровождается утратой «остроты» эмоций и чувств. Положительные эмоции могут притупляться или исчезать — человека может сопровождать чувство пустоты. В рабочем процессе появляются мелкие ошибки, например провизор может не сразу вспомнить название препарата или неправильно посчитать сдачу для клиента. Такие проявления легко списать на обычное переутомление, но они не исчезают и после отдыха.
- Промежуточная стадия характеризуется потерей интереса к работе и возникновением раздражения; специалист быстро устает от коммуникаций с посетителями и коллегами, стараясь ограничить его — иногда делая это резко и грубо. Апатия и усталость сопровождают человека почти все время, а после выходных или отпуска сотрудник не чувствует себя отдохнувшим.
- На завершающей стадии человек не только чувствует себя уставшим, но и не видит смысла в выполняемой работе. Все действия, которые он совершает, выполняются «на автомате». Стремление к карьерному и личностному росту исчезает — возникает полная потеря интереса к работе и жизни в общем, наступает эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними.
Симптомы выгорания — как оно проявляется?
Некоторые признаки указывают на приближение к выгоранию или характеризуют его:
- сотрудник может уставать больше, чем обычно;
- физическое недомогание, частые простуды, головные боли;
- проблемы со сном и аппетитом;
- повышенная тревожность, раздражительность, агрессивность;
- формализм, неприятие общих идей (например, внутри коллектива);
Стоит уточнить, что не всегда подобные симптомы являются предвестниками выгорания — иногда это состояния, которые не связаны друг с другом.
Способы борьбы с профессиональным выгоранием
Это состояние требует серьёзного подхода к восстановлению.
- Нормализация режима сна и отдыха как забота о собственном здоровье. Часто причиной профессионального выгорания фармацевтов становится дисбаланс между работой и отдыхом. Важно уделять достаточное количество времени сну, физическому и эмоциональному состоянию.
- «Оставлять работу — на работе». Сотрудник может продолжать думать о рабочих вопросах или ситуациях, которые произошли в течение дня — особенно этому подвержены менеджеры, сотрудники руководящего звена. Для того, чтобы не думать о рабочих вопросах, можно мысленно оставлять «рюкзачок с проблемами за порогом аптеки», чтобы вернуться к ним только в тот момент, когда сотрудник вновь вернется на работу. Полезно отключать рабочие чаты или оповещения электронной почты.
- Обратиться за помощью к специалисту. Да, иногда собственных «инструментов» воздействия на это состояние недостаточно. Консультация с психологом может помочь найти корень проблемы и подсказать направления для решения.
Профилактика синдрома профессионального выгорания
Провизор сам может заранее позаботиться о профилактике «выгорания». Что можно сделать для этого?
- Разделить личное время и время работы. Каждому человеку необходимо помнить, что помимо работы в его жизни есть и другие сферы, требующие внимания и времени. Важно задавать себе вопрос: «Если в моей жизни не будет работы, что в ней останется?»
- Уделять время близким, друзьям, увлечениям. Этот пункт перекликается с предыдущим. Отдых, семья, хобби — такие же важные пункты, как и работа. Важно уделять этому достаточное количество времени.
- Установить границы в рабочем общении. Работая с людьми, есть «соблазн» принять проблемы посетителей или конфликты с ними близко к сердцу. Нужно разделить: проблемы клиента ≠ проблемы сотрудника. Возможная негативная реакция направлена не на сотрудника «целиком», а на его «должность» — роль, которая выполняется им в аптеке.
- Следить за удовлетворением от выполняемой работы. Иногда профессиональное выгорание происходит потому, что эта профессия или должность становится «узка» для сотрудника, и пришло его время двигаться дальше.
Профилактику развития синдрома эмоционального выгорания у фармацевтических работников полезно проводить и в рамках аптеки. Будут полезны психологические тренинги, создание здоровой атмосферы в коллективе, обучение работе с возражениями и негативно настроенными покупателями.
Важна и правильная мотивация — комфортные условия отдыха и работы, хорошее отношение к сотрудникам, достойная заработная плата и система поощрений.
Источник