Эмоциональное выгорание фармацевтических работников

Медицинские интернет-конференции

Языки

Профессиональное выгорание в фармации

Профессиональное выгорание в фармации

Научный руководитель: к.п.н., доцент Новокрещенов И.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра экономики и управления здравоохранением и фармацией

Актуальность. В современных условиях профессиональная деятельность фармацевтических работников качественно изменилась. Увеличилось количество и качество требований к личности и профессиональной состоятельности фармацевтов. Соответственно возросли и психологические нагрузки, и, как следствие, увеличилось в разы количество стрессовых ситуаций на рабочем месте. Специалисты при выполнении своих профессиональных обязанностей зачастую не обращают внимания на появившуюся усталость, раздражительность и излишнюю тревогу. Тем временем, накапливающиеся в них стрессы способны привести к серьезному осложнению, получившему название выгорание.

Цель исследования: выявление особенностей деятельности фармацевтических работников, приводящих к возникновению синдрома профессионального выгорания на основании анализа литературных данных.

Результаты. Профессиональное выгорание характерно для специалистов, чья деятельность связана с оказанием помощи людям, именно работа с людьми влечет за собой развитие профессионального стресса за счет переживаний, возникающих вследствие осознания груза ответственности за жизнь человека. На работников аптеки возложен двойной груз общения, так как в течение рабочего дня он сталкивается с огромным количеством незнакомых лиц, и выступает либо в качестве утешителя, либо в качестве мишени для снятия раздражения и агрессии. За счет давящего на плечи груза ответственности рождаются переживания по поводу чужих проблем и, вследствие этого, ухудшается здоровье специалиста, его психоэмоциональное состояние, а также снижается результативность его работы.

Основными причинами выгорания фармацевтических работников являются:

  • постоянное общение с большим количеством покупателей;
  • частые контакты с людьми, находящимися в проблемных ситуациях;
  • невозможность отказа от общения с посетителем;
  • незащищенность от недоброжелательного поведения;
  • необходимость сдерживать свои эмоции, всегда быть вежливым и доброжелательным;
  • продолжительная рабочая смена.

Выводы. Для фармацевтических работников установлена высокая степень развития синдрома профессионального выгорания вследствие особенностей их профессиональной деятельности (постоянные стрессы, высокая психоэмоциональная нагрузка). Существует необходимость изучения распространенности синдрома выгорания у фармацевтических работников, и применения методов его профилактики.

Источник

Как бороться с выгоранием сотрудников

Короткий световой день, холод, сырость и слякоть, отсутствие солнца явно не способствуют хорошему самочувствию.

Неудивительно, что именно осенью усиливаются воздействия стресса, увеличивается количество депрессий, а на работе у сотрудников все ярче проявляется синдром профессионального выгорания, или burnout.

Симптомы давно уже хорошо известны психологам и кадровым специалистам. Это апатия, медлительность, отсутствие мотивации к работе, усталость, депрессия, а также снижение общего тонуса организма, слабость. Человек в таком состоянии может отдыхать, но при этом время, свободное от работы, не несет необходимого восстановления. По данным исследований, с выгоранием в своем окружении сталкивается 79% опрошенных.

Впервые этой проблемой заинтересовался американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг в 1974 году. Он и ввел термин burnout, или выгорание, в профессиональный обиход. Фрейденберг заметил, что наиболее такого рода проблеме подвержены представители профессий, связанных с коммуникацией: врачи, педагоги, полицейские, журналисты, специалисты по работе с клиентами и др. Они ежедневно общаются с другими людьми, причем часто в непростой ситуации. Это отклонение еще называли «платой за сочувствие». Однако сегодня этот синдром охватывает представителей самых разных профессий. В зоне риска и интроверты, которые до последнего держат в себе все переживания и проблемы, и стремящиеся во всем быть первыми перфекционисты, буквально «живущие» работой, «большие боссы» и рядовые работники.

Читайте также:  Самая сильная эмоция человека это

Основными «виновниками» в возникновении данного расстройства признаны стресс и хроническая усталость, отсутствие полноценного отдыха, недовольство положением и должностью, низкая мотивация сотрудника, недостаток признания его заслуг, неинтересные задачи и др. Зарубежные исследования также показывают, что в этот список входят бюрократизация (59% респондентов), задержки на работе (34%), повышение уровня компьютеризации (32%), а также отсутствие взаимопонимания со стороны администрации, персонала и коллег (30%).

Медики также добавляют к этому списку отсутствие уважения у пациентов к докторам и персоналу. Кроме того, на самочувствие врачей влияют и невозможность полного излечения пациентов, и в сложных случаях их смерть, риски врачебной ошибки, а также необходимость общения с родственниками.

Часто в погоне за деньгами люди берутся за сверхурочную работу или ищут подработку, которая «съедает» время, предусмотренное для отдыха и сна. В итоге ради этого они отказываются от встреч с друзьями, походов в кино или театр, полноценного общения с членами семьи, что несет не только усталость, но и чувство вины и, как итог, общее раздражение и недовольство.

Проблема выгорания не так проста, как кажется на первый взгляд. И если не обращать на нее внимания и не принимать мер, то в скором времени компания лишится сотрудника или он потеряет здоровье. А зачастую этому синдрому подвержены как раз те специалисты, которые демонстрируют не только высокий уровень компетенций, но и лояльность к организации, приверженность ее идеям и ценностям.

Так, 63% опрошенных в данном состоянии меняли работу, 54% респондентов не только уходили в другую компанию, но и меняли профессию.

В связи с этим корпорации давно работают над проблемой выгорания своих работников. Здесь вам не позволят работать без полноценного отпуска и отправят на заслуженный отдых в срок. Руководители готовы обсуждать проблемы сотрудников и открыты к предложениям по развитию компании даже от рядовых специалистов – так, например, поступают в Yota.

Интернет-магазин «Озон» заботится о здоровье сотрудников. Поэтому на территории офиса есть турники, несколько раз в неделю проводятся занятия йогой и бегом. Кроме того, на каждом этаже в месте отдыха есть свежие фрукты. Для борьбы с рутиной используют ротацию специалистов и горизонтальный рост, а также еженедельные встречи All hands, объединяющие всех сотрудников, где может выступить каждый и рассказать о ситуации в организации, поделиться новостями, задать любой вопрос.

В L’Oreal Russia проводят опросы и измерения уровня удовлетворенности и вовлеченности сотрудников, а в «Мегафоне» запустили программу «Стресса нет» для тех, кто постоянно взаимодействует с клиентами. Им в сложной эмоциональной ситуации помогают психологи.

Кадровые специалисты стараются найти все новые методы и техники, направленные на выявление на ранних стадиях данной проблемы и борьбу с ней. Где-то дают специалистам возможность дополнительного обучения при помощи различных тренингов, где-то нанимают «менеджера по счастью». При этом невозможно точно сказать, какой из этих вариантов наиболее эффективен – все люди индивидуальны.

Тем не не менее для того, чтобы избежать «боевых потерь», есть ряд универсальных советов:

  1. Обращайте внимание на эмоциональное состояние сотрудников. Тревожными звонками могут являться жалобы на работу в присутствии коллег, частые ошибки специалиста, его негативное настроение, усталость, незаинтересованность в новых задачах, а также частое снятие стресса с помощью алкоголя.
  2. В случае выявления проблемы необходимо поговорить с работником, выяснить причины недовольства, дать возможность отдохнуть, включая внеочередной отпуск. Если он подрабатывает, то стоит обсудить вариант с повышением оплаты или карьерным ростом, чтобы он тратил силы только в вашей компании.
  3. В сложной ситуации порекомендуйте хорошего психолога, который поможет справиться с выгоранием.
Читайте также:  Органы чувства окружающий мир 3 класс

В качестве профилактики выстройте «обратную связь» между руководством и подчиненными, внимательно относитесь к потенциалу каждого работника, не давайте талантливым засиживаться на должности. Заботьтесь о материальных и нематериальных видах мотивации, повышайте командный дух в коллективе.

Источник

Эмоциональное выгорание фармацевтов провизоров — профилактика профессионального синдрома

В мае 2019 года Всемирная Организация Здравоохранения признала синдром эмоционального выгорания болезнью и описала его признаки.

Синдром профессионального выгорания — состояние умственного и эмоционального истощения, которое развивается на фоне хронического стресса на работе. Человек может испытывать нехватку физических сил, снижение работоспособности, негативное и циничное отношение к своим рабочим обязанностям.

Существуют категории профессий, которые больше подвержены профессиональному выгоранию, чем остальные. К ним относятся и работники аптеки: провизоры и фармацевты. Это связано с тем, что специалисты фармацевтической отрасли постоянно взаимодействуют с другими людьми, например, покупателями. Однако есть и другие причины развития такого состояния, которые мы рассмотрим далее.

Причины развития синдрома

К выгоранию приводят различные причины, которые можно разделить на внешние и внутренние.

Внешними могут быть события и условия, которые приходят «извне» и провоцируют появление негативных эмоций.

Внутренними — особенности характера, привычки и сложившиеся модели поведения, которые человек использует при принятии решений.

Рассмотрим внешние и внутренние факторы более детально.

Внешние факторы

  • Воздействие среды. Сюда входят большие рабочие нагрузки, слишком интенсивный график, длительное и беспрерывное обслуживание посетителей аптек, нехватка времени в течение смены для отдыха;
  • Отсутствие денежной мотивации. К этой группе относится низкая оплата труда, отсутствующая или плохо организованная система материальных и моральных поощрений;
  • Атмосфера в коллективе. Частые рабочие конфликты, изоляция сотрудника от коллектива, напряженная атмосфера могут стать причиной выгорания;
  • Поведение руководства. Неправильная стратегия и тактика руководителя аптеки, чрезмерные требования, противоречивые задачи и необъективные критерии оценки труда приводят к появлению недовольства среди сотрудников.

Внутренние факторы

Иногда некоторые особенности характера человека могут привести к эмоциональному выгоранию. В таком случае даже внешние причины не оказывают серьезного влияния.

Состояние эмоционального выгорания чаще испытывают люди с сильно развитым чувством ответственности — в таком случае они чувствуют внутреннюю потребность выполнять свою работу «идеально», максимально качественно. Ошибки, частичное, а не полное владение ситуацией заставляют сотрудника нервничать и переживать неудачу острее.

Из-за негативного опыта у человека может наблюдаться сильная восприимчивость к критике, и как следствие — нежелание брать на себя дополнительную ответственность и стремление уклониться от выполнения определенных задач.

Чувство ответственности может возрасти еще больше, если сотрудник считает свое рабочее место престижным — в таком случае может ощущать себя в постоянном напряжении и испытывать страх совершить ошибку.

Иногда сотрудник из-за своих личных убеждений о необходимости и важности работы в его жизни ставит ее на первое место и зачастую игнорирует отдых.

Как развивается профессиональное выгорание?

Опасность этого синдрома заключается в том, что он развивается постепенно и незаметно для человека и окружающих его людей. Зачастую сначала сотрудник не связывает физическую усталость и эмоциональные проявления между собой.

По версии американского исследователя К. Маслача существует 3 стадии выгорания.

  1. Начальная стадия сопровождается утратой «остроты» эмоций и чувств. Положительные эмоции могут притупляться или исчезать — человека может сопровождать чувство пустоты. В рабочем процессе появляются мелкие ошибки, например провизор может не сразу вспомнить название препарата или неправильно посчитать сдачу для клиента. Такие проявления легко списать на обычное переутомление, но они не исчезают и после отдыха.
  2. Промежуточная стадия характеризуется потерей интереса к работе и возникновением раздражения; специалист быстро устает от коммуникаций с посетителями и коллегами, стараясь ограничить его — иногда делая это резко и грубо. Апатия и усталость сопровождают человека почти все время, а после выходных или отпуска сотрудник не чувствует себя отдохнувшим.
  3. На завершающей стадии человек не только чувствует себя уставшим, но и не видит смысла в выполняемой работе. Все действия, которые он совершает, выполняются «на автомате». Стремление к карьерному и личностному росту исчезает — возникает полная потеря интереса к работе и жизни в общем, наступает эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними.
Читайте также:  Как победить чувство гордости

Симптомы выгорания — как оно проявляется?

Некоторые признаки указывают на приближение к выгоранию или характеризуют его:

  • сотрудник может уставать больше, чем обычно;
  • физическое недомогание, частые простуды, головные боли;
  • проблемы со сном и аппетитом;
  • повышенная тревожность, раздражительность, агрессивность;
  • формализм, неприятие общих идей (например, внутри коллектива);

Стоит уточнить, что не всегда подобные симптомы являются предвестниками выгорания — иногда это состояния, которые не связаны друг с другом.

Способы борьбы с профессиональным выгоранием

Это состояние требует серьёзного подхода к восстановлению.

  1. Нормализация режима сна и отдыха как забота о собственном здоровье. Часто причиной профессионального выгорания фармацевтов становится дисбаланс между работой и отдыхом. Важно уделять достаточное количество времени сну, физическому и эмоциональному состоянию.
  2. «Оставлять работу — на работе». Сотрудник может продолжать думать о рабочих вопросах или ситуациях, которые произошли в течение дня — особенно этому подвержены менеджеры, сотрудники руководящего звена. Для того, чтобы не думать о рабочих вопросах, можно мысленно оставлять «рюкзачок с проблемами за порогом аптеки», чтобы вернуться к ним только в тот момент, когда сотрудник вновь вернется на работу. Полезно отключать рабочие чаты или оповещения электронной почты.
  3. Обратиться за помощью к специалисту. Да, иногда собственных «инструментов» воздействия на это состояние недостаточно. Консультация с психологом может помочь найти корень проблемы и подсказать направления для решения.

Профилактика синдрома профессионального выгорания

Провизор сам может заранее позаботиться о профилактике «выгорания». Что можно сделать для этого?

  • Разделить личное время и время работы. Каждому человеку необходимо помнить, что помимо работы в его жизни есть и другие сферы, требующие внимания и времени. Важно задавать себе вопрос: «Если в моей жизни не будет работы, что в ней останется?»
  • Уделять время близким, друзьям, увлечениям. Этот пункт перекликается с предыдущим. Отдых, семья, хобби — такие же важные пункты, как и работа. Важно уделять этому достаточное количество времени.
  • Установить границы в рабочем общении. Работая с людьми, есть «соблазн» принять проблемы посетителей или конфликты с ними близко к сердцу. Нужно разделить: проблемы клиента ≠ проблемы сотрудника. Возможная негативная реакция направлена не на сотрудника «целиком», а на его «должность» — роль, которая выполняется им в аптеке.
  • Следить за удовлетворением от выполняемой работы. Иногда профессиональное выгорание происходит потому, что эта профессия или должность становится «узка» для сотрудника, и пришло его время двигаться дальше.

Профилактику развития синдрома эмоционального выгорания у фармацевтических работников полезно проводить и в рамках аптеки. Будут полезны психологические тренинги, создание здоровой атмосферы в коллективе, обучение работе с возражениями и негативно настроенными покупателями.

Важна и правильная мотивация — комфортные условия отдыха и работы, хорошее отношение к сотрудникам, достойная заработная плата и система поощрений.

Источник

Оцените статью