Эмоциональное восприятие цвета психофизиологические свойства цвета

Психофизиологическое воздействие цвета

Психофизиологическое воздействие цвета на человека в эмоциональном отношении огромно. Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность. Цвет способен вызывать различные эмоциональные реакции и мысли: он может успокаивать и волновать, радовать и печалить, угнетать и веселить. Цвет может вызывать чувство теплоты и холода, бодрости и усталости, расширять и сужать пространство, стимулировать зрение, мозг, нервы; он может способствовать и помогать лечению больных. В эстетике цвет среди других эстетических факторов занимает одно из важных мест.

Воздействие цвета можно (в целях изучения) разделить на физиологическое, психологическое и эстетическое; этими факторами обусловлены цветовые ассоциации, семантика и символика цвета, а также использование цвета в искусстве. Разумеется, все эти факторы и категории тесно связаны, порой невозможно их разделить.

Современные высказывания и суждения ученых и художников о психофизиологическом влиянии цвета на человека сводятся к следующему:

красный – возбуждающий, горячий, энергичный и жизнерадостный. Он имеет самую длинную волну, стимулирующе влияет на мозг и вызывает эмоциональные реакции; способствует увеличению мускульного напряжения, повышению давления крови и ритма дыхания; сильно влияет на настроение людей;

оранжевый – яркий, вызывающий радость, в разных случаях успокаивает или раздражает. В физиологическом отношении способствует улучшению пищеварения и ускорению тока крови;

желтый – стимулирует зрение, мозг, нервы, успокаивает некоторые нервные состояния, создает веселость, способствует общительности;

зеленый – цвет природы, покоя, свежести, успокаивающе действует на нервную систему. Он способствует снижению давления крови за счет расширения капилляров;

голубой – светлый, свежий и прозрачный. Он воздействует примерно также, как и зеленый, успокаивающе, создает впечатление небесной дали. В физиологическом отношении он относится к лечебным цветам и облегчает болезненное состояние больше, чем зеленый;

фиолетовый – пышный и благородный; он положительно действует на сердце и легкие и увеличивает их выносливость. Цвет утомленности и печали;

коричневый – теплый, он создает спокойное настроение, выражает крепость и устойчивость предметов. Коричневый цвет с серым оттенком подавляюще действует на психику;

серый – холодный, деловой и унылый. Он вызывает апатию и скуку, в производственной обстановке рекомендуется применять его как можно реже;

белый – легкий, холодный и благородный, но в больших количествах вызывает блескость. Он – символ чистоты, очень хорошо сочетается с другими цветами;

черный — мрачный, тяжелый, резко снижает настроение. В небольшом количестве необходим для создания контраста.

Обобщая учет психологического влияния цвета на организм человека, видимые части спектра делят на три части: длинноволновую – 760…580 нм (красный, оранжевый и оранжево-желтый), средневолновую – 580…510 нм (желтый, зеленый и частично голубой), коротковолновую – 510…380 нм (голубой, синий, фиолетовый).

В настоящее время установлено, что цвета длинноволновой части спектра оказывают возбуждающее и стимулирующее воздействие, а цвета коротковолновой части – успокаивающее или угнетающее воздействие. Наиболее благоприятно влияют цвета средней части спектра. Группа фиолетовых и пурпурных цветов оказывает беспокоящее и раздражающее влияние.

Перечисленные особенности психофизиологического воздействия цвета являются наиболее характерными, однако это не значит, что цвет одинаково воздействует на человека. Это зависит от среды и обстановки, в которой находится человек, от наличия и сочетания с другими цветами и от психического состояния человека и его настроения. Один и тот же цвет в разных условиях может производить разное впечатление на одного и того же человека или в одних и тех же условиях по-разному влиять на различных людей.

Читайте также:  Как устранить причины стресса

Вопросы психологического воздействия колористических сочетаний гораздо сложнее перечисленных общих сведений о воздействии отдельных цветов и тесно связаны с теорией цветовых гармоний.

Различают такие цветовые сочетания: гармоничные и негармоничные. Гармоничное цветовое решение предполагает комбинацию различных цветов по простейшим эстетическим закономерностям цветового круга. Абстрактные цветовые сочетания могут быть гармоничными, однако цветовую группу необходимо выбирать для определенного предмета и в определенных условиях, так как только в этом случае цвет, форма и среда образуют единство. Эмоциональное воздействие гармонии цвета зависит от многих сложных, связанных между собой причин.

Крупнейший специалист по цвету на производстве Жан Вьено (1893-1959), основатель Института технической эстетики во Франции, писал, что цвет способен на все и что от него можно требовать света, разрядки или возбуждения, гармонии и резкого воздействия, ожидать чудес, но он может вызвать и катастрофу.

Сочетание цветов, согласно Гете, можно разбить по цветовому кругу на три группы: гармоничные (дополнительные цвета), характерные (чужеродные) и негармоничные (родственные цвета).

Немецкий специалист по цвету Оствальд полагал, что гармоничные цветовые сочетания можно получить простыми комбинациями дополнительных цветов по его цветовому кругу. Их он предлагает шесть: красный – зеленый; красный — желто-зеленый – голубой; красный-зеленый-желтый-синий; красный-желтый-зеленый; красный-желтый и красный–желто-зеленый.

В области цветовидения исключительно велика роль работ советского ученого профессора Е.Б. Рабкина, разработавшего атлас цветов (1956г.), который является ценным руководством для специалистов.

Автор статей и книг по цветовидению А.Г. Устинов цветовые гармонии делит на две группы: контрастные и нюансные. Контрастные гармонии основываются на противопоставлении цветов, участвующих в композиции по одной или нескольким характеристикам (цветовой тон, светлота, насыщенность, площадь). Наиболее контрастной по цветовому тону является гармония взаимно дополняющих цветов, в основе нюансных гармоний лежат близкие по цветовому кругу цвета. Применение цветовых триад основано на сочетании трех цветов, равноотстоящих на цветовом круге.

Важным показателем гармонии является так называемый доминирующий цвет, являющийся основным в композиции. В контрастных гармониях остальные цвета противопоставляются доминирующему, а в нюансных гармониях они, наоборот, приближаются к нему и подчиняются его основным чертам.

При создании цвето-фактурного решения необходимо руководствоваться, прежде всего, предназначением объекта проектирования. Некоторые изделия требуют контрастных и ярких тонов: планеры, спортивные парашюты, детские игрушки, палатки. Другие – светлых и мягких тонов, например, медицинское оборудование, приборы, станки в цехах.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Психофизиологические свойства цвета

Цвет не только выражает физические свойства окружающего мира, он одновременно является фактором нашего субъективно-психологического восприятия этого мира.

Психологическое воздействие цвета определяется как эмоциональными реакциями, вызываемыми различными цветами на подсознательном уровне, так и жизненным опытом, под воздействием которого у человека формируются условные рефлексы и ассоциативное мышление. Выразительные и изобразительные возможности цвета определили его исключительную роль во всех видах пластических искусств, в архитектуре и дизайне. Цвет — одно из важнейших средств создания функционального комфорта и художественной выразительности архитектурной среды. В изобразитель- ном искусстве определенная цветовая гамма помогает художнику выразить любое эмоциональное состояние, тончайшие оттенки психологического состояния человека. Эмоциональное воздействие каждого цвета определяется прежде всего его психофизическими характеристиками, о которых подробно говорилось в предыдущих лекциях.

Различные эмоциональные и ассоциативные впечатления, производимые разны-

ми цветами, часто определяются как «несобственные качества цвета. Например, различие по цветовому тону определяет разделение цветов на «теплые» и «холодные». Особенности характера эмоционального и ассоциативного воз- действия теплых и холодных цветов можно представить в парах противоположных определений (по Иттену):

Читайте также:  Упражнение для пожилых людей для поддержания позитивного настроения

Различие по светлоте на темные и светлые цвета определяет ассоциативное восприятие, на основе которого возникают пары противоположных определений:

Сопоставление цветов высокой и низкой насыщенности дает пары противоположных определений:

яркий — тусклый (бледный);

громкий (звонкий) — тихий;

Для архитектурной среды важное значение имеет пространственное воздействие цвета. Оно обязательно должно учитываться и целенаправленно использоваться дизайнерами и архитекторами для коррекции визуального восприятия архитектурной среды и создания с помощью цвета определенного впечатления, которое должно создавать проектируемое пространство. Если учитывать сравнение цветов только по какой-нибудь одной из трех основных характеристик, то можно сказать, что выступать вперед, визуально приближать поверхность и сжимать наблюдаемое пространство будут цвета более теплые по цветовому тону, более темные и более насыщенные. Наоборот, более холодные, светлые и менее насыщенные цвета будут «отступающими» (рис. 6.1). Однако различное сочетание основных характеристик может значительно менять пространственное восприятие того или иного цвета и соотношение впечатлений, производимых различными сравниваемыми цветами. Здесь возможно большое количество различных соотношений. Например, более холодный и при этом более темный цвет может казаться сильнее выступающим, чем теплый, но значительно более светлый; при небольшой разнице по «температуре» более выступающим будет казаться тот из двух цветов, который более насыщен и т.д. Данные соотношения пространственных качеств цветов по светлоте верны только при условии, что рассматриваемый цвет занимает большую часть визуального поля («кадра») и ничем не заслонен. Например, пустая комната с темными стенами кажется более тесной, чем комната той же площади со светлыми стенами; здание на фоне неба будет казаться приближенным к наблюдателю, если его стены будут темнее и т.д. Если мы имеем в визуальном поле не только один цвет, занимающий большую площадь, а одно или несколько относительно небольших цветовых пятен на каком-либо фоне, цвет и тон фона будут влиять на пространственное восприятие цветовых пятен. Важнейшее значение здесь имеет соотношение светлоты фона и наблюдаемых на нем пятен: на темном фоне темные пятна проваливаются, а светлые выступают, на светлом, наоборот — выступающими кажутся темные пятна. Возможно, именно поэтому в разных пособиях, опирающихся на различные лабораторные исследования, различно, иногда прямо противоположно, определяется соотношение пространственных качеств темных и светлых цветов.

Цветовой тон и насыщенность фона тоже влияют на пространственное восприятие цветового пятна, так как в зависимости от них меняется восприятие оттенка и степени насыщенности цвета пятна. Наконец, большое значение для пространственного воздействия цвета имеет соотношение площади пятна и фона, т.е. контраст распространения или контраст размеров цветовых пятен (подробнее об этом см. в лекции 9). Например, маленькое желтое пятно на красном фоне выступает вперед, однако, если мы увеличим его площадь, то в определенный момент желтый цвет станет играть более значительную роль и вытеснит красный, который будет выглядеть выступающим вперед обрамлением желтого.

Из сказанного следует вывод, что определенное пространственное восприятие цвета меняется при различных условиях наблюдения и под воздействием других различных цветов, воспринимаемых одновременно с данным цветом в одном визуальном поле.

Смысловое звучание спектральных цветов в цветовом круге можно представить

на графической схеме (см. диаграмму 6.1 и табл. 6.1).

Более тонко и дифференцированно действие отдельных цветов и сочетаний цветовых пар на психику человека раскрывается в результате лабораторных исследований, проведенных колористами Фрилингом и Ауэром.

Классификация цветов по психологическому воздействию на человека.

1. Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

красный — волевой, жизнеутверждающий;

кармин — повелевающий, требующий; киноварь — подавляющий;

оранжевый — тёплый, уютный;

Читайте также:  Что с настроением лукашенко

жёлтый — контактирующий, лучезарный.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение: фиолетовый — углублённый, тяжелый;

синий — подчеркивает дистанцию;

светло-синий — уводит в пространство, направляющий; сине-зелёный — подчеркивает движение, изменчивость.

3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

розовый — нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;

лиловый — замкнутый, изолированный;

пастельно-зелёный — ласковый, мягкий;

4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих:

чисто-зелёный — требовательный, освежающий;

оливковый — успокаивающий, смягчающий;

желто-зелёный — обновляющий, раскрепощающий;

пурпурный — изысканный, претенциозный.

К цветам ахроматических и глухих тонов, которые не вызывают раздражения, относят три группы цветов, приведенных ниже.

белый — гасит раздражение;

черный — помогает сосредоточиться.

6. Тёплые тёмные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:

охра — смягчает рост раздражения;

коричневый, землистый — стабилизирующий; тёмно-коричневый — смягчающий возбудимость.

7. Холодные тёмные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: тёмно-серые, черно-синие, тёмные зелёно-синие.

ПОЛЯРНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ ПАРЫ:

желтый и ультрамариново-синий — сильная напряженность, благодаря которой

создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания;

оранжевый и синий (зелено-синий) — ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление;

красный и зеленый (сине-зеленый) — сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения, импульсивности.

Пурпурный и цвет зеленых листьев — повышает ощущение жизнеутверждающей силы.

Фиолетовый и лимонно-желтый — создает впечатление соотношения тяжести и легкости.

НЕПОЛЯРНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ ПАРЫ:

желтый и красный — насыщенная лучезарность, радостная теплота; золотой и красный — пышность, роскошь, теплота;

оранжевый и красный — резко кричащий;

желтый и пурпурный — некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;

золотой и пурпурный — мощь, достоинство, праздничность;

красный и пурпурный — диссонанс, праздничность;

желтый — цвет зелёного липового листа: веселье, радость;

оранжевый и фиолетовый — опьянение, оглушение;

красный и синий — динамика отталкивания, волнение; красный и ультрамариновый — резкая сила;

оранжевый и ультрамариновый — претенциозность, резкость;

синий и розовый — робость, застенчивость, разобщенность;

пастельно-зеленый и красный — неуверенность, мерцание;

пастельно-зеленый и синий — односторонность, пассивность, неясность; пастельно-зеленый и розовый — слабость, нежность, радушие;

пастельно-зеленый и лиловый — диссонанс, сумерки;

желто-зеленый и красновато-серый — легкий диссонанс, связанность;

д) сопоставление с цветами группы 6:

бежевый и красный — легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);

бежевый и цвет зеленого липового листа — ассоциации с природой, успокаивающая теплота;

коричневый и зеленый (оливковый) — заземленность;

коричневый и ультрамариновый — укрепление, разрешение;

темно-коричневый и синий — бескомпромиссность;

темно-коричневый и охра — оцепенение, жесткость, заземленность;

е) сопоставление с цветами группы 5:

зелёный и серый — родственность, пассивность;

синий и серый — нейтральность, холодность;

красный и черный — подавление жизненности, опасность;

оранжевый и черный — насилие;

желтый и черный — разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания; синий и черный — подчеркивание удалённости синего, ночь;

желтый и белый — прояснение, просветление;

красный и белый — ослабление яркости красного;

синий и белый — чистота, холодность;

зеленый и белый — усиление зеленого цвета, чистота, ясность;

розовый и белый — слабость, бледность.

Необходимо, однако, отметить, что в условиях лабораторных исследований, проведенных Фрилингом и Ауэром, наблюдателям предлагалось оценивать восприятие отдельных цветов и цветосочетаний изолированно, без контакта со сложной цветовой средой, под воздействием которой в реальных условиях наблюдения восприятие отдельных цветов и цветосочетаний усложняется и их психофизиологическое воздействие на человека может меняться.

Дата добавления: 2017-01-19 ; просмотров: 4274 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью