Краткий конспект лекций по курсу Тема 23. Правосознание и правовая культура Правосознание — это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений). Структуру правосознания составляют: индивидуальные знания о праве; личностные ценности индивида; субъективная воля индивида. Правовая идеология — отношение общества в целом к праву (доктрины, понятия, принципы, уровень развития юридической науки). Правовая идеология образует ту «среду», где формируется правосознание отдельной личности. Правовая психология — эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми права и правовых явлений (чувства, настроения, переживания). Индивидуальные знания о праве — уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, неспециалиста, глубоко интересующегося правом). Личностные ценности индивида — та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления. Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения. 3. Правосознание классифицируется: индивидуальное — личное отношение человека к праву; групповое — отношение к праву групп, коллективов и т. д.; корпоративное — правосознание представителей различных профессий (например, работников милиции, торговцев па рынке, физиков, врачей), социальных групп и слоев (бизнесменов, рабочих, интеллигенции, заключенных), членов партий (коммунистов, христианских демократов, радикалов), работников отдельных предприятий и организаций (банков, колхозов и т. д.); массовое — правосознание больших групп людей; общественное — правосознание всего общества; обыденное — отношение к праву обывателя либо специалиста, для которого право не является основным занятием; профессиональное — правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, работников налоговой инспекции, адвокатов); научное — правосознание, свойственное ученым-правоведам, специалистам в области правовой науки. 4. Основными функциями правосознания являются: информационно-познавательная — высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом; оценочная — при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются тс или иные правовые явления; регулятивная — высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения. 2. Правовая культура. Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированы ости государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества. Правовую культуру определяют: степень развитости правосознания населения; уровень развития правовой деятельности; степень совершенства всей системы правовых актов. 3. Высокая степень развитости правосознания характеризуется: признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и зашита его прав и свобод; осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважение к правам и свободам других людей; правовой установкой граждан на правомерное поведение; знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и иных нормативно-правовых актов; широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права; позитивным отношением к суду. Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает: наличие сильной юридической науки; качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля; вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом; высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности; соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве; развитость и совершенство государственного аппарата; авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения; наличие гарантий независимости судебной власти; демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учет приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров; высокое качество правоприменительной деятельности. Совершенство системы правовых актов достигается благодаря: наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции; соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых (подзаконных) актов — законам; четкой иерархии нормативно-правовых актов; высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права. 3. Правовое воспитание. 1. Правовое воспитание — это формирование у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. 2. Основными направлениями правового воспитания являются: формирование правосознания и правовой культуры в семье; обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе; профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля; распространение правовых знаний средствами массовой информации; выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы; осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами; создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»), распространение правовой информации через Интернет. 3. Правовые знания включают в себя: знание норм Конституции РФ; знание содержания наиболее важных федеральных законов (в том числе основных положений отраслевых кодексов); понимание сущности правовых учений, доктрин; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение за деятельностью законодательных органов и учет новейших нормативно-правовых актов; иную информацию. 4. Основными способами правового воспитания являются: 4. Правовой нигилизм. 1. Правовой нигилизм — негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения. 2. В современном российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма. Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов: умышленные уголовные преступления; гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения; осуществление преступной деятельности в организованных формах; сращивание преступного мира и части госаппарата; распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.); контроль организованной преступности за частью бизнеса; давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизнеса и государственных структур. Массовое неисполнение и нарушение правовых норм: незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне; неисполнение законодательства госорганами; прибегание гражданами к неправовым способам споров. Распространение антиправовой психологии: появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение; эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность; сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни. «Война законы» создание параллельной системы законодательства (например, дополнительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими «правозаменительный» характер; правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан); издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду «целесообразности»‘ принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов. Массовое нарушение прав и свобод человека: повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности; частая невозможность законными средствами защитить свои права и свободы; незащищенность и негарантированность права на жизнь (гибель около 30 тысяч человек в год от рук преступников, 5 тысяч в год в мирное время в Вооруженных Силах РФ, около 100 тысяч — в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев). Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате: длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры рассматриваются годами); больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (пошлины, труд адвокатов); косного, равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов; большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров; распространенности нарушения прав человека при правоохранительной деятельности и исполнении наказаний; слабости исполнительного аппарата судов; высокого процента нераскрытых преступлений; Теоретические формы правового нигилизма ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права (например, право — средство угнетения народных масс); отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке; новейшие и старые правовые учения, разделяющие «писаное» и «неписаное» право; ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права. 3. Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию правового нигилизма в российском обществе, считаются: особенности исторического развития (монголо-татарское иго, опричнина Ивана Грозного и др.); самодержавный, деспотический характер власти; отсутствие развитых демократических и правовых традиций; распространенность неправовых способов решения споров; репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени; теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рамками права), сталинские репрессии; распространенные в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами; трудности современного переходного периода; несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы; повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий; несовершенство правовой системы. 4. Признаками современного российского правового нигилизма являются: широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп — чиновников, сотрудников правоохранительных органов и др.); многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно); высокая степень агрессивности и неподконтрольности; соединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог); усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.); эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления). 5. К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся: укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов); реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов; гарантированность прав и свобод человека; совершенствование правовой системы; повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности; обеспечение в стране правопорядка; 6. Основными методами борьбы с правовым нигилизмом являются: 5. Правовой идеализм. 1. Правовой идеализм — это переоценка права и его возможностей. Основными формами проявления правового идеализма являются: нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление «писаного» и «неписаного» права); слепая вера граждан в «хорошие законы», которые способны быстро изменить жизнь; буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом; идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы); неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся «в поле зрения» правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т.д); увлечение формальной стороной права (например при рассмотрении многих судебных дел). 2. К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся: особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций; историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) — запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов — строительство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху; культивируемый десятилетиями и столетиями «правовой голод»; идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву; неразвитое и деформированное правосознание; дефицит политико-правовой культуры. 3. Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются: укрепление режима законности в стране; гарантированность прав и свобод граждан; уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества; уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов; усиление реалистичности юридический науки; создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов; 4. Правовой идеализм и правовой нигилизм — родственные, взаимосвязанные явления. Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом. Литература - Байниязов Р.С. Массовое, групповое и индивидуальное правосознание // Вестник Саратовской государственной академии права. — 1997. — № 4.
- Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет// Правоведение. — 2000. — № 3.
- Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (теоретические проблемы). М., 1991.
- Бегинин В.Н. Общественное правосознание и государственность. — Саратов, 1993.
- Белканов Е.А. Базовые стереотипы правосознания // Российский юридический журнал. — 1998. — № 2.
- Белканов Е.А. Лояльность правосознания // Российский юридический журнал. — 1996. — № 3.
- Болдырева М.Г. Правовая культура. — М., 1998.
- Бражников М.Ю. К вопросу об отражении средневекового менталитета в нормах обычного средневекового права// Гос-во и право. — 2002. — № 10.
- Ветютнев Ю.Ю., Шириков А.С., Трифонов А.С. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции)// Гос-во и право. — 2001. — № 10.
- Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. — 1998. — № 11,12.
- Егорова М.С. Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и формирования правовой культуры (По материалам международных «круглых столов») )// Гос-во и право. — 2001. — № 9.
- Землин А.И. Правовая культура современной российской молодежи// Основы гос-ва и права. — 1999. — № 6.
- Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства // Правоведение. — 1992. — № 2.
- Иванников И.А. Концепция правовой культуры// Правоведение. — 1998.
- Ильин И.А. О сущности правосознания. — М., 1993.
- Казаков В.Н., В.П. Малахов. Правосознание: природа, содержание, логика. // Гос-во и право. — 2002. — № 3.
- Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. — М.: Юридическая литература, 1984.
- Мирзоев Г.Б., Кейзеров Н.М. Правовая культура адвоката. — М., 1996.
- Невватай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания// Правоведение. — 2000. — № 3.
- Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции (история и современность). — М.,1986.
- Окара А.Н. Правосознание — центральная категория философии И.А. Ильина// Гос-во и право. — 1999. — № 6.
- Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. — М., 1969.
- Право и культура: проблема взаимодействия. Ростов-н/Д., 1996.
- Правовая культура в социалистической жизни: вопросы методологии// Правоведение. — 1991. — № 1.
- Проблемы формирования правовой культуры населения в современных условиях: Тр.респ.науч. — практ.конф.: в 2 ч. — Чебоксары: Волго-Вятский регион.центр «Ассоциация содействия вузам», 1996.
- Семитка А.Л. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. — Екатеринбург, 1996.
- Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. — М.: Наука, 1987.
- Суслов В.А. Структура правосознания// Правоведение. — 1997. — № 2.
- Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика — М.: Высш.шк., 1990.
- Трофимов А.Н. О некоторых вопросах нравственного и правового воспитания. — Орел, 1996.
- Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории// Гос-во и право. — 1999. — № 3.
- Шавгулидзе Т.Г., Лежава Г.Ш. Общественное мнение и правосознание в динамике. — Тбилиси, 1990.
- Щегорцов В.А. Социология правосознания. — М.1981.
- Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика — М.: Высш.шк., 1990.
- Трофимов А.Н. О некоторых вопросах нравственного и правового воспитания. — Орел: Б.и., 1996.
- Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. — 1989. — № 10.
|