Эмоциональное восприятие людьми правовых явлений

Структура правосознания

Структура правосознания включает в себя два элемента — правовую психологию и правовую идеологию.

Правовая психология — это система правовых чувств, эмоций, на­строений, иллюзий, привычек, выражающих отношение людей как к действующему праву, так и к желаемым правовым явлениям. Од­ним словом, правовая психология представляет собой эмоциональ­ное восприятие людьми правовых явлений (например, чувство уве­ренности в справедливости закона, прочности правопорядка, не­терпимое отношение к правонарушителям). При этом отражение общественного бытия конкретизировано, связано с конкретными правовыми реальностями. Наибольшее значение психологические элементы имеют на уровне индивидуального правосознания. На основе психологических элементов формируются идеологические.

Правовая идеология — это систематизированное, научно обос­нованное, теоретизированное отражение правовых явлений (пра­вовые знания, понятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права). Правовая идеология форми­руется путем более глубокого, рационального осмысления право­вой действительности, а иногда и путем научного обобщения по­литико-правового развития общества. Однако правовая психоло­гия в структуре правосознания имеет первичный характер, по­скольку правовые чувства и эмоции зачастую возникают ранее правовых идей.

Иногда в структуру правосознания включают и поведенческие элементы, под которыми понимаются юридические мотивы пове­дения, внутренние установки, готовность действовать. Идеологи­ческие и психологические элементы служат базой, предпосылкой поведения субъектов правоотношений.

Виды правосознания

По субъектам правосознание может быть индивидуальным, групповым и общественным. Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типич­ные свойства правовой действительности того или иного общест­ва. Под групповым правосознанием понимают отношение к праву различных групп и коллективов. Внутри группового можно выде­лить корпоративное правосознание, носителем которого высту­пают представители различных профессий (работники правоох­ранительных органов, учителя и др.). В результате усвоения и активной переработки на основе личного опыта системы ценностей общественного и группового правосознания складывается инди­видуальное правосознание отдельного человека. Однако, как уже подчеркивалось, связь между ними не односторонняя: индивиду­альное правосознание оказывает активное обратное воздействие на групповое и общественное правосознание.

В зависимости от уровня, глубины отражения правовой дейст­вительности правосознание делится на обыденное, профессио­нальное и научное.

Обыденное (эмпирическое) правосознание складывается стихий­но, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их лич­ного опыта и правового образования. Обыденное правосознание отражает непосредственно воспринимаемые конкретные право­вые явления. Оно обычно индивидуально, хотя бывает и группо­вым, и общественным, отражая массовые представления людей о праве.

Профессиональным правосознанием обладают юристы, специали­сты-практики. Оно характеризуется тем, что идеологические и пси­хологические элементы гармонично сочетаются в нем с умением и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов. Профессиональное правосоз­нание реализуется в решении конкретных юридических дел.

На основе глубокого и специального исследования правовой действительности, выявления закономерностей ее развития, со­провождающегося правовыми обобщениями, формируется науч­ное — (теоретическое) правосознание. Его содержание — правовая идеология, а форма выражения — нормативно-правовые акты, юридическая наука. Этот уровень является непосредственным ис­точником правотворчества.

Правовой нигилизм

В определенных исторических условиях в обществе формиру­ется дефектное правосознание, приобретающее форму правового нигилизма. Сам термин «нигилизм» произошел от латинского слова nihil, что означает «ничто», «ничего». Как социальный феномен нигилизм характеризуется рядом признаков:

1) гипертрофированным сомнением и отрицанием различных духовных и социальных феноменов (при этом признаком ниги­лизма является не объект отрицания, а степень отрицания, его категоричность);

2) абсолютизацией индивидуалистического начала, оценкой действительности с позиций отдельного индивидуума, отвергаю­щего базовые принципы и ценности общественного устройства,
закономерности общественного развития;

3) использованием в борьбе против устаревших, с точки зрения нигилистов, социальных и культурных форм наихудших способов действия, рождаемых отрицаемым ими обществом;

4) аморфностью или отсутствием конструктивной програм­мы;

5) транзитивностью, т. е. переходным характером (нигилисти­ческое сознание рождается и широко укореняется в обществе в условиях крутой ломки общественных устоев).

В зависимости от характера отрицаемых ценностей нигилизм может быть религиозным, политическим, нравственным и т. д.

Правовой нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности, проявляющееся в негативно-отрицатель­ном отношении к праву, законности, правопорядку, неверии в не­обходимость права, в его общественную полезность. Правовой нигилизм может существовать в нескольких формах: от подмены законности целесообразностью, неуважения к правоохранитель­ным органам, неподчинения конкретному закону до полного от­рицания правовой системы и умышленного нарушения законов и иных нормативно-правовых актов.

Нигилистическое отношение к праву складывается не только на уровне обыденного правосознания в форме различных предубеждений и стереотипов. Особую опасность представляет тео­ретическая форма правового нигилизма в виде идеологических доктрин и учений. Так, в СССР долгое время господствовала доктрина о постепенном «отмирании» права по мере приближе­ния коммунистической перспективы. Это, естественно, не могло способствовать росту уважения к правовым требованиям.

Правовой нигилизм может достичь такого уровня, который повлечет за собой разрушение всей правовой системы. Пути борьбы с ним разнообразны, в частности:

— повышение жизненного уровня населения, выравнивание дохо­дов, что должно привести к созданию среднего класса, выступаю­щего сторонником режима законности и опорой правопорядка;

— соблюдение прав и свобод человека в деятельности государст­венных органов;

— воплощение в нормативно-правовых актах общественных пред­ставлений о справедливости, приближение их содержания к инте­ресам различных слоев общества;

— борьба с коррупцией в правоохранительных органах;

— воспитание уважения к суду и правоохранительным органам и т. д.

Весь комплекс этих мер должен содействовать повышению уровня правовой культуры общества, которая сможет противо­стоять правовому нигилизму.

Читайте также:  Почему чувствуешь сердцебиение при нормальном пульсе

Источник

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

электронное учебное пособие

На главную

Об авторе

Содержание

Отправить сообщение

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Навальный С.В., 2006

Источник

Читайте также:  Связь внутренних органов эмоциями
Оцените статью


Краткий конспект лекций по курсу

Тема 23. Правосознание и правовая культура

Правосознание — это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений).

Структуру правосознания составляют:

индивидуальные знания о праве;

личностные ценности индивида;

субъективная воля индивида.

Правовая идеология — отношение общества в целом к праву (доктрины, понятия, принципы, уровень развития юридической науки). Правовая идеология образует ту «среду», где формируется правосознание отдельной личности. Правовая психология — эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми права и правовых явлений (чувства, настроения, переживания).

Индивидуальные знания о праве — уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, неспециалиста, глубоко интересующегося правом).

Личностные ценности индивида — та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления.

Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.

3. Правосознание классифицируется:

индивидуальное — личное отношение человека к праву;

групповое — отношение к праву групп, коллективов и т. д.;

корпоративное — правосознание представителей различных профессий (например, работников милиции, торговцев па рынке, физиков, врачей), социальных групп и слоев (бизнесменов, рабочих, интеллигенции, заключенных), членов партий (коммунистов,

христианских демократов, радикалов), работников отдельных предприятий и организаций (банков, колхозов и т. д.);

массовое — правосознание больших групп людей;

общественное — правосознание всего общества;

обыденное — отношение к праву обывателя либо специалиста, для которого право не является основным занятием;

профессиональное — правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, работников налоговой инспекции, адвокатов);

научное — правосознание, свойственное ученым-правоведам, специалистам в области правовой науки.

4. Основными функциями правосознания являются:

информационно-познавательная — высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом;

оценочная — при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются тс или иные правовые явления;

регулятивная — высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения.

2. Правовая культура.

Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированы ости государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.

Правовую культуру определяют:

степень развитости правосознания населения;

уровень развития правовой деятельности;

степень совершенства всей системы правовых актов.

3. Высокая степень развитости правосознания характеризуется:

признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и зашита его прав и свобод;

осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважение к правам и свободам других людей;

правовой установкой граждан на правомерное поведение;

знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и иных нормативно-правовых актов;

широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права;

позитивным отношением к суду.

Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает:

наличие сильной юридической науки;

качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля;

вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом;

высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;

соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;

развитость и совершенство государственного аппарата;

авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения;

наличие гарантий независимости судебной власти;

демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учет приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;

высокое качество правоприменительной деятельности.

Совершенство системы правовых актов достигается благодаря:

наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;

соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых (подзаконных) актов — законам;

четкой иерархии нормативно-правовых актов;

высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.

3. Правовое воспитание.

1. Правовое воспитание — это формирование у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

2. Основными направлениями правового воспитания являются:

формирование правосознания и правовой культуры в семье;

обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;

профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля;

распространение правовых знаний средствами массовой информации;

выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;

создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»), распространение правовой информации через Интернет.

3. Правовые знания включают в себя:

знание норм Конституции РФ;

знание содержания наиболее важных федеральных законов (в том числе основных положений отраслевых кодексов);

понимание сущности правовых учений, доктрин;

ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов;

наблюдение за деятельностью законодательных органов и учет новейших нормативно-правовых актов; иную информацию.

4. Основными способами правового воспитания являются:

4. Правовой нигилизм.

1. Правовой нигилизм — негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.

2. В современном российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма.

Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов:

умышленные уголовные преступления;

гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения;

осуществление преступной деятельности в организованных формах;

сращивание преступного мира и части госаппарата;

распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.);

контроль организованной преступности за частью бизнеса;

давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизнеса и государственных структур.

Массовое неисполнение и нарушение правовых норм:

незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне;

неисполнение законодательства госорганами;

прибегание гражданами к неправовым способам споров.

Распространение антиправовой психологии:

появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение;

эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность;

сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни. «Война законы»

создание параллельной системы законодательства (например, дополнительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими «правозаменительный» характер; правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан);

издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду «целесообразности»‘ принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов.

Массовое нарушение прав и свобод человека:

повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности;

частая невозможность законными средствами защитить свои права и свободы;

незащищенность и негарантированность права на жизнь (гибель около 30 тысяч человек в год от рук преступников, 5 тысяч в год в мирное время в Вооруженных Силах РФ, около 100 тысяч — в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев).

Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате:

длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры рассматриваются годами);

больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (пошлины, труд адвокатов);

косного, равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов;

большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров;

распространенности нарушения прав человека при правоохранительной деятельности и исполнении наказаний;

слабости исполнительного аппарата судов;

высокого процента нераскрытых преступлений;

Теоретические формы правового нигилизма

ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права (например, право — средство угнетения народных масс);

отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

новейшие и старые правовые учения, разделяющие «писаное» и «неписаное» право;

ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

3. Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию правового нигилизма в российском обществе, считаются:

особенности исторического развития (монголо-татарское иго, опричнина Ивана Грозного и др.);

самодержавный, деспотический характер власти;

отсутствие развитых демократических и правовых традиций;

распространенность неправовых способов решения споров;

репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени;

теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рамками права), сталинские репрессии;

распространенные в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами;

трудности современного переходного периода;

несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы;

повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий;

несовершенство правовой системы.

4. Признаками современного российского правового нигилизма являются:

широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп — чиновников, сотрудников правоохранительных органов и др.);

многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

соединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог);

усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях

как должного и имеющего свои преимущества явления).

5. К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

гарантированность прав и свобод человека;

совершенствование правовой системы;

повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;

обеспечение в стране правопорядка;

6. Основными методами борьбы с правовым нигилизмом являются:

5. Правовой идеализм.

1. Правовой идеализм — это переоценка права и его возможностей.

Основными формами проявления правового идеализма являются:

нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление «писаного» и «неписаного» права);

слепая вера граждан в «хорошие законы», которые способны быстро изменить жизнь;

буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;

идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся «в поле зрения» правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т.д);

увлечение формальной стороной права (например при рассмотрении многих судебных дел).

2. К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся:

особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций;

историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) — запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов — строительство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху;

культивируемый десятилетиями и столетиями «правовой голод»;

идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

неразвитое и деформированное правосознание;

дефицит политико-правовой культуры.

3. Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются:

укрепление режима законности в стране;

гарантированность прав и свобод граждан;

уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества;

уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;

усиление реалистичности юридический науки;

создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

4. Правовой идеализм и правовой нигилизм — родственные, взаимосвязанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм.

Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

Литература

  1. Байниязов Р.С. Массовое, групповое и индивидуальное правосознание // Вестник Саратовской государственной академии права. — 1997. — &#8470 4.
  2. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет// Правоведение. — 2000. — &#8470 3.
  3. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (теоретические проблемы). М., 1991.
  4. Бегинин В.Н. Общественное правосознание и государственность. — Саратов, 1993.
  5. Белканов Е.А. Базовые стереотипы правосознания // Российский юридический журнал. — 1998. — &#8470 2.
  6. Белканов Е.А. Лояльность правосознания // Российский юридический журнал. — 1996. — &#8470 3.
  7. Болдырева М.Г. Правовая культура. — М., 1998.
  8. Бражников М.Ю. К вопросу об отражении средневекового менталитета в нормах обычного средневекового права// Гос-во и право. — 2002. — &#8470 10.
  9. Ветютнев Ю.Ю., Шириков А.С., Трифонов А.С. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции)// Гос-во и право. — 2001. — &#8470 10.
  10. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. — 1998. — &#8470 11,12.
  11. Егорова М.С. Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и формирования правовой культуры (По материалам международных «круглых столов») )// Гос-во и право. — 2001. — &#8470 9.
  12. Землин А.И. Правовая культура современной российской молодежи// Основы гос-ва и права. — 1999. — &#8470 6.
  13. Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства // Правоведение. — 1992. — &#8470 2.
  14. Иванников И.А. Концепция правовой культуры// Правоведение. — 1998.
  15. Ильин И.А. О сущности правосознания. — М., 1993.
  16. Казаков В.Н., В.П. Малахов. Правосознание: природа, содержание, логика. // Гос-во и право. — 2002. — &#8470 3.
  17. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. — М.: Юридическая литература, 1984.
  18. Мирзоев Г.Б., Кейзеров Н.М. Правовая культура адвоката. — М., 1996.
  19. Невватай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания// Правоведение. — 2000. — &#8470 3.
  20. Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции (история и современность). — М.,1986.
  21. Окара А.Н. Правосознание — центральная категория философии И.А. Ильина// Гос-во и право. — 1999. — &#8470 6.
  22. Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. — М., 1969.
  23. Право и культура: проблема взаимодействия. Ростов-н/Д., 1996.
  24. Правовая культура в социалистической жизни: вопросы методологии// Правоведение. — 1991. — &#8470 1.
  25. Проблемы формирования правовой культуры населения в современных условиях: Тр.респ.науч. — практ.конф.: в 2 ч. — Чебоксары: Волго-Вятский регион.центр «Ассоциация содействия вузам», 1996.
  26. Семитка А.Л. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. — Екатеринбург, 1996.
  27. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. — М.: Наука, 1987.
  28. Суслов В.А. Структура правосознания// Правоведение. — 1997. — &#8470 2.
  29. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика — М.: Высш.шк., 1990.
  30. Трофимов А.Н. О некоторых вопросах нравственного и правового воспитания. — Орел, 1996.
  31. Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории// Гос-во и право. — 1999. — &#8470 3.
  32. Шавгулидзе Т.Г., Лежава Г.Ш. Общественное мнение и правосознание в динамике. — Тбилиси, 1990.
  33. Щегорцов В.А. Социология правосознания. — М.1981.
  34. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика — М.: Высш.шк., 1990.
  35. Трофимов А.Н. О некоторых вопросах нравственного и правового воспитания. — Орел: Б.и., 1996.
  36. Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. — 1989. — &#8470 10.