Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
статья (старшая группа) по теме
В современной психологии и социологии чтения термин« читатель» распространяется и на ребёнка ─ дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восприятия и понимания, книги, свойст- венные слушанию в той же мере, что и чтению. Ученые (А.В.Запорожец , Д.Б.Эльконин, Л.С.Славина, Д.М.Ароновская, Н.С.Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст ─ период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отноше- ние к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospriyatiya_i_ponimaniya_detmi.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия и понимания детьми
литературных произведений разных жанров.
В современной психологии и социологии чтения термин« читатель» распространяется и на ребёнка ─ дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восприятия и понимания, книги, свойст- венные слушанию в той же мере, что и чтению. Ученые (А.В.Запорожец , Д.Б.Эльконин, Л.С.Славина, Д.М.Ароновская, Н.С.Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст ─ период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отноше- ние к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия худо- жественной литературы, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.
В эстетическом развитии дошкольников выделяют два периода , имею- щих резкие качественные различия и тесно связанных с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно опредилил К.И.Чу- ковский Первый длится от «двух до пяти» ─ когда малыш еще недостаточ- но отчетливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период ─ когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, становиться самоцен- ным.
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного воз-раста развивается и совершенствуется. Л.М.Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения.
Младший дошкольный возраст. Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понима- ния художественного произведения от непосредственного личного опыта ре- бенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представле- ниями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно. Иногда дети нео- жиданно по-своему осмысливают самые, казалось бы, простые вещи . На- пример, строчки из стихотворения А.Барто « Девочка ─ ревушка» ─ «Не- куда я не пойду! Мне не нравиться в саду» и «Ой, пойду обратно, дома неприятно» ─ некоторые трехлетние малыши пересказывают по-своему, в соответствии со своими первыми « детсадовскими » впечатлениями: «Она топнула ногой, не хотела в детский садик идти……Она потом не хоте- ла из детского садика уходить».
Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге роль первоначального импульса для осмысленного воссоздания геро- ев и событий ; без рисунков художника воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят.
В этом возрасте появляется первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений.
Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построе- ние сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказы- вают младшим дошкольникам(« Теремок », « Волк и козлята », « Колобок », « Репка » и др. Если прямая связь событий прерывается по ходу сюжета появляется скрытый замысел, то существенно усложняет восприятие, а порой приводит к непониманию произведения. Например, дети не всегда отчетливо осознают содержание сказки братьев Гримм« Заяц и ёж » или даже совсем простой сюжет сказки « Маша и медведь ». Многие малыши не улавливают скрытого замысла девочки Машеньки и в связи с этим непра- вильно понимали некоторые события и поступки героев сказки. Пересказы- ваяя ее, дети «спрямляют» сюжет, опуская эпизоды, где Маша прибегает к хитрости. Схема пересказа нередко бывает такова: Маша попадает к медведю ─ печет пирожки ─ медведь доставляет ее к бабушке с дедушкой. В своих пересказах дети исключают основной конфликт и вся история приоб- ретает не вполне соответствующий оригиналу благополучный характер. Определенную трудность восприятия вызывают у малышей сказки с двух- частной композицией, сюжет которых объединяет несколько историй(«Лиса и волк», « Кот, петух и лиса » и др. Обычно ребенок улавливает и воспро- изводит одну из историй (частей ) сказки.
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребен- ка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре ─ иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то , что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа ,но не понимает его переживаний мотивов поведения. Например, нередко дети по- ложительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь» ─ «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес », ─ игнорируя то обстоятельство, что девочка с хитростью побудила его к этому.
Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено.Ребе- нок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному ис- ходу событий, торжеству добра над злом.
Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение. Так, мишку из сказки теремок ребенок называет хорошим только потому , что у него дома есть любимая игрушка ─ мишка.
Cвоеобразие восприятия литературных произведений у детей 2─4 лет заключается в том, что при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющейся у него непосредственный опыт ещё очень ограни- ченный . Личный опыт превалирует над осознанием текста ,мешая ребенку понять те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной
Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность кото- рую отмечают исследователи детства, ─ это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным рифмам, выразительной интона- ции. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радост- ной, плясовой. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора , повторяя слова , восклицания , интонации ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух , отчего литература становится для него поистине родной.
Средний дошкольный возраст. После четырех лет у ребенка наблю- даются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений обогаще- нием его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей. Как свидетельствуют исследования ( А.В.Запорожец, Т.И.Титаренко, О.О.Хоменко и др), дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами , чувствуют законы сказочной фантастики , возможность или невозможность переноса в сказке функции одного предмета на другой.
На этом рано появляющемся у ребенка умении разграничивать в лите- ратурных произведениях реальное от фантастического возникает возможно- сть постепенно формироватьь первые представления о некоторых особеннос- тях жанра ( сказка, рассказ ,небылица и др.). На данном возрастном этапе ин- тенсивно развивается воссоздающее воображение, оно становится более самостоятельным. Оно помогает проникновению в авторский замысел фор- мирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства. Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующее воображение ни в коей мере не отменяет , не отрицает положительную функцию иллюстрации.
На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, спо- собны при необходимости вычленить из цепи событий отдельные факты. Характеризуя героев ,дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребенок 4─5 лет прежде всего активный соучастник изображае- мых событий; он переживает их вместе с героями.
Многие исследователи ( А.В.Запорожец, А.М.Леушина, Н.Х.Швачкин, С.Я.Маршак, К.И.Чуковский и др.) отмечают в среднем дошкольном возрас- те новое, особое отношение детей к языковым явлениям ─ ярко выраженную реакцию на СЛОВО, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести, его обыграть ,осмыслить.
Старший дошкольный возраст. С 5 ─ летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес, к содержанию произведения к установлению много- образных связей, к постижению его внутреннего смысла.
Самыми любимыми у детей становятся волшебные сказки с их чу- десным вымыслом ,фантастичностью, развитым сюжетным действием, пол- ным конфликтов, препятствий ,драматических ситуаций, разнообразных мо- тивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), c яркими характерами героев. Русские народные сказки (« Морозко » ,«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Царевна лягушка », «Сивка –бурка» и многие другие) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непременной борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их .
Очень популярны у детей “толстые» книжки полные, хитросплетений, интриг и приключений ( «Золотой ключик или Приключение Буратино » А.Толстого, «Приключение Чиполлино »Дж. Родари, « Приключение Незнайки и его друзей » Н.Носова, « Дядя Федор пес и кот» Э. Уcпенского и др.). Они удовлетворяют потребности детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.
Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. Ребенок способен понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает выполнять собственно иллюстративную, вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.
Накапливаемый довольно обширный жизненный опыт, помогает ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду с накопленным ранее жизненным опытом обогащается опыт опосредованный, и в частности литературный , проявляющийся прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову. У ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное , яркое слово но и осознавать его роль в тексте.
Усложняется и понимание литературного героя, он начинает прони-кать и в чувства мысли. В связи с этим становиться доступным восприятию не только герой с однозначным характером плохой или хороший, но и более сложный чье поведение иногда характеризуется противоречивыми поступ- ками, нравственными переживаниями, сложными мотивациями. Возмож- ность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознать такие мотивации поступков персонажей, которые связаны не только с их действиями, но и с чувствам.
Формирование у ребенка способности улавливать эмоциональный подтекст произведения, но далеко не всякий подтекст доступен детям. Вместе с тем огромное удовольствие , получаемое детьми от слушания басен и сказок Андерсена, яркий эмоциональный отклик, искрений интерес к событиям и героям дают основание рассматривать данный уровень понимания как определенный этап будущего полноценного восприятия произведений подобного рода.
Таким образом, видно, что в течение всего дошкольного периода проиcходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.
Это обстоятельство заставляет нас, педагогов тщательно продумывать вопросы связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и прежде всего отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. Учебное пособие
для студентов средних педагогических заведений. М.: Академия,1997
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие
для студентов ВУЗов. М.: Просвещение,1981
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского
сада. Пособие для воспитателя. М.: Просвеение,1983
4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. Методическое
пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Источник
Особенности восприятия детьми литературных произведений
Наташа ТАТЬЯНИНА
Особенности восприятия детьми литературных произведений
«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело». К. Д. Ушинский
Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.
Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:
непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);
понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.
Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения,выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.
На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.
Слайд Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия.Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду.
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.
При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев, речевой строй и композицию.
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и др.Разработано несколько критериев:
1. нравственная направленность детской книги (воспитания любви к Родине, к людям, к природе);
2. высокое художественное мастерство, литературная ценность (образцовый литературный язык);
3. доступность, т. е. соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт);
4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
5. конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.
1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира.Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.
Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.
Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.
Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.
Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.
Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» — от лат. «actives» — деятельный, действенный. «Гипер» — от греч. «hyper» — над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.
Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.
Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.
Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное.
Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.
Значение восприятия природы детьми дошкольного возраста Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной.
Источник