Роль социально-эмоционального воспитания в развитии личности дошкольника
Галина Федяева
Роль социально-эмоционального воспитания в развитии личности дошкольника
«Воспитание не сводится к обучению ребенка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами, нормами.»
Многие годы дошкольное воспитание детей в нашей стране в большей мере было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Важно не только научить бегло читать, верно считать, грамотно писать, но и осуществлять его социально-эмоциональное развитие: умение ребенка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации.
С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон, интонацию голоса.
Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как он и, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.
Еще сложнее не просто понять другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Тем более это сложно для маленького ребенка.
Постепенно, на основе опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность учитывать чувства, желания других, причины их поступков.
Характер общения во многом зависит от социальной позиции человека‚ его социальной роли. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться, и различны для каждой субкультуры принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. И ребенку предстоит этому научиться.
В первую очередь необходимо научить ребенка любить.Любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека. Видеть в любом, даже не в очень хорошем человеке, его светлые качества. Научить любить самого себя, осознавая свое несовершенство. Уметь не загонять вглубь себя свои чувства, а понимать и выражать их. Помочь научиться управлять гневом, страхом, робостью и другими эмоциями.
Ценность эмоциональной составляющее как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции (от лат. еmovere — потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события,направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Именно поэтому многие психологи (Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко) утверждают, что формирование эмоций является важнейшим условием развития его как личности.
Л. С.Высотский отмечал: «Именно эмоциональные реакции должны составлять основу воспитательного процесса».
К. Э. Изард, настаивая на том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – работы, учебы, игры,приводит следующий факт: «Благотворное влияние положительных эмоций на процессы мышления, памяти и на уровень выполнения заданий было выявлено в ряде исследований, проведенных с детьми дошкольного возраста».
Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций.
Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником — эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в дошкольном образовательном учреждении понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.
Организовывая среду дошкольного учреждения необходимо создание не столько предметно-развивающей сколько эмоционально развивающей среды, т. е. такой среды, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной среды ребенка от раннего возраста, как условие его дальнейшего успешного и гармоничного развития. Для выполнения этой задачи необходимо определить условия, влияющие на эмоциональную атмосферу дошкольного образовательного учреждения.К ним относятся:
1) Профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе, или эмоционально-поддерживающий компонент среды. Воспитание через эмоциональное воздействие – тонкий процесс. Невозможно произвольно, по заказу, вызвать у себя то или иное чувство, как невозможно ждать от ребенка, чтобы он переживал то, что он не переживает, не чувствует, или переживал и демонстрировал только позитивно-окрашенные эмоции. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или нивелировать эмоции, а в том, чтобы уметь их прямым или косвенным образом направлять, организовывая деятельность ребенка. Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей младшего возраста необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие.
2) Внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели, или эмоционально-настраивающий компонент среды. Эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильной безопасности.
3) Режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада, или эмоционально-стабилизирующий компонент среды.
Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, питания, выполнения правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционально состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развитие организма. Если режим дня и дисциплина отсутствует в окружение ребенка, то он не чувствует себя защищенным от внешней среды и начинает искать более стабильные жизненные территории.
4) Разнообразие занятости детей — игры, занятия, сюрпризные моменты, праздники, или эмоционально-активизирующий компонент среды.
Активизация эмоциональных состояний происходит или при «радости узнавания» или при встрече с чем-то новым, необычным, но не пугающим. Чаще всего эмоциональная активация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. В игре закладывается база для других видов деятельности.
5) Проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально—тренирующий компонент среды.
Психогимнастика представляет собой специальные занятия, этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психо-физической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками. Основная цель занятий по психогимнастике –овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольника Доклад на тему: «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольника» Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии,.
Роль трудового воспитания в развитии личности дошкольника Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается консультация по теме: «Роль трудового воспитания в развитии личности дошкольника»Трудовое.
Консультация для родителей «Роль природы в формировании личности дошкольника» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.
Консультация для воспитателей «Значение лепки в развитии личности дошкольника» Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому.
Роль музыкального воспитания во всестороннем развитии дошкольника Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей с самого раннего возраста. Важно создавать условия для формирования.
Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольникаГолубятникова Т. Н. Театр-удивительный мир, поскольку буквально каждый человек,.
Роль физической культуры и спорта в развитии личности Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности,.
Роль игрушки в развитии личности ребенка «Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты» Лев Кассиль С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек.
Роль семьи и семейных ценностей в развитии личности Статья «Роль семьи и Семейных ценностей в Развитии личности». Материалы регионального научно-практического семинара. Гвардейцева М. А. ,.
Значение дошкольного воспитания для развития личности дошкольника Значение дошкольного воспитания на развитие личности ребенка. Подготовила: воспитатель высшей категории Клынина Вера Николаевна. МДОУ ЦРР.
Источник
Разнообразные формы и методы нравственно-эмоционального воспитания дошкольников
Вишневецкая Маргарита Ивановна
Разнообразные формы и методы нравственно-эмоционального воспитания дошкольников
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько осуществляется этот процесс во многом зависит дальнейшее нравственное развития детей.
Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные эмоции, чувства, представление, понятия и на их основе поступки, соответствующие нормам поведения человеку нашего общества.
Целесообразно организованная деятельность детей играет ведущую роль в их воспитании.
Разработка эффективных научно-обоснованных методов нравственно-эмоционального воспитания, является делом очень трудным значительно более сложным, чем разработка методов обучения ребенка каким-либо занятиям и навыкам.
Организация практического нравственного опыта, использование упражнений в положительных поступках является основным методом нравственно-эмоционального воспитания.
Педагог, формируя нравственно-эмоциональный опыт детей стремится создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках.
Очень важно вызвать в детях положительный эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок.
В средней группе воспитатель, опираясь на имеющиеся у детей опыт вместо прямых указаний, сначала обращает внимание детей на следующие, ситуации, в которых, надо проявить отзывчивость, заботливость. Например «Я вижу, что Виталик чем-то огорчён. Как ему помочь? Что надо сделать?» Выяснив в чём причина беспокойства мальчика, педагог привлекает детей к проявлению заботливого отношения к сверстнику.
Воспитатель часто ставит детей в условия, в которых они сами решают, как поступить, обращает внимание на характер реакции ребенка, одобряет поступки, в которых проявляется вежливость, скромность, тактичность, положительный эмоциональный настрой.
Используя оценку — как метод воспитания педагог учитывает возраст детей. Малышей он стремится чаще похвалить за послушание, исполнительность, доброе отношение к сверстнику. Это создает у них хорошее эмоциональное настроение, желание быть послушным, повышает уверенность в своих силах.
По примеру взрослого, дети охотно включаются труд, проявляют волевые усилия. Положительное эмоциональное отношение педагога к процессу труда, так же влияет на детей, взрослый постоянно заражает детей своим оптимизмом, постоянной готовностью включаться в работу.
Используя пример как метод воспитания, педагог одновременно прибегает действия, их методам разъяснения, и к методам убеждения.
В старших группах детского сада убеждения и разъяснения нередко принимают форму беседы. Обычно такие беседы идут за чтением художественных произведений на этические темы.
Например, после чтения рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Естественно загадать вопрос «А как играют?» Обсудить, как поступают дружные ребята?
В нравственно-эмоциональном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой и образной эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям в окружающей жизни.
Художественные образы, увлекательные сюжеты в которых проявляются достоинства и недостатки литературных героев, осуждаются, отрицательные поступки и явления – все это находит живой отклик у детей, способствует формированию нравственно — эмоциональных понятий и чувства, вызывая желание следовать хорошим примером, воздерживаться от отрицательных поступков.
Искусство художественной литературы воздействует на чувства и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Художественная литература должна чаще использоваться, как средство развития человечности, гуманных качеств личности, добра, справедливости. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни перестраивать его субъективный мир.
Рассказы М. Пришвина, В. Бианки Б. Житкова раскрывают перед детьми красоту и неповторимость родной природы, воспитывают любовь к ней.
В нравственно- эмоциональном воспитании действенным средством являются произведения живописи, скульптуры. Яркие образы, конкретные поступки изображённые на картине или скульптуре воздействует на чувства и эмоции детей, помогают глубже понять нравственное содержание ситуации. Левитан «Золотая осень» Пластов «Первый снег» Шишкин «Утро в сосновом бору». Особой силой воздействия на эмоции обладают музыка.
Умелое использование воспитателем музыкальных произведений вызывает у детей живой эмоциональный отклик.
Главная цель проведения музыкальных праздников: создание радостной эмоциональной обстановки, приобщение к праздничной культуре. При проведении сезонных праздников весна-осень детей приобщают, воспитывают любовь к родному краю, родной природе. Создается атмосфера радости веселья. Мамин праздник 8 Марта, праздник, посвящённый Дню матери, направлен на формирование любви к матери, бабушке, сестре, умение проявлять заботу и понимание. На этом празднике дети стараются выразить самые искренние эмоционально нравственные чувства. Особо хочется отметить праздник развлечения с присутствием родителей с последующим продолжением чаепития в группе, также групповые родительские собрания в непринужденной домашней обстановке с чаепитием в присутствии детей — такие мероприятия сближают, сплачивают дружный коллектив детей и родителей.
Музыка оказывает существенное влияние при проведении изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Так, например, слушая произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года: осень» дети старшего дошкольного возраста рисуют осенний пейзаж. Игровая театрализованная деятельность также способствует развитию у дошкольников нравственно-эмоциональной сферы. Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают при работе с детьми.
Воспитатель учитывает и сочетает различные методы и формы, считаясь при этом с особенностями возраста индивидуальными проявлениями, уровнем воспитанности каждого ребенка и всей группе в целом.
Одни и те же формы и методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования воспитание детей разного возраста.
В младшей группе воспитатель указывает, как надо поступить в той или иной ситуации. Этому способствуют беседы о реальных случаях из жизни группы, чтение художественных произведений.Обыгрывание различных ситуаций: например «кукла Настя плачет. Что ты сделаешь?» Ребенок пытается утешить куклу, воспитатель помогает.
В средней группе педагог напоминает, предлагает подумать, как надо поступить «Как утешить плачущего товарища?»
В старших группах значительно шире используется метод контроля объективной оценки,к которой привлекается детский коллектив: «Что случилось с Мишей? Почему он плачет? Как ему помочь?»
Важным этапом формирования образа правильного поведения, является оценка нравственно – эмоционального состояния другого человека, развития способности сопереживать, сочувствовать взрослому или сверстнику. Без умения сопереживать невозможно нормальное нравственно – эмоциональное развитие личности. Душевная чуткость или черствость не передается по наследству, они формируются в семье, зарождаются в раннем детстве, большинство дошкольников способны к сопереживанию на нравственно-эмоциональном уровне.
Правда, они сочувствуют не тому человеку, к которому привязаны. Эмоциональный отклик на чужие радости и горести формируется позже.
Одним из важных условий успешного развития нравственно эмоционального воспитания является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него.
Таким образом, оценка поведения детей становится требовательной, учитывается накопленный опыт нравственного поведения, их возрастающую самостоятельность и способность осмыслить свое поведение.
Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания детей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Заучивание стихотворения «Ромашки» с использованием мнемотехнологии.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Формы и методы контроля к «Программе по развитию песенного творчества у старших дошкольников» Формы и методы контроляДиагностика проводится с целью изучения качественных показателей достижений детей и составления объективного и информативного.
Формы и методы работы в воспитании у дошкольников понятий и ценностей здорового образа жизни Сегодня в дошкольном образовании особую роль играет формирование культуры здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение.
Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Современное общество нуждается в активной,.
Консультация для воспитателей ДОУ «Формы и методы патриотического воспитания дошкольников» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотическое воспитание – это.
Педсовет с родителями «Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания» Педсовет №3 (совместно с родителями) Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантное.
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность.
Средства и методы нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу;.
Источник