Эмоциональное воспитание дошкольников кошелева

Эмоциональное воспитание дошкольников кошелева

Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.

С 3 до 5-6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение 3-4 недель. Нередко страхи могут вызывать необдуманные поступки взрослых, например ошибки в умственном воспитании, которые приводят к снижению уровня ориентации в окружающем. Если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно пугает и интересует, он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, в сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, например вместе войти в темную комнату.

Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в действиях с предметами//Дошкольное воспитание. — 1981. — № 7. -С. 65-67.

Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре//До-школьное воспитание. — 1981. -№ 10. — С. 61-64.

Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми//Вопросы психологии. — 1975. — № 5. — С. 81-89.

Миронов В. Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы/Дошкольное воспитание. -1993. -№10. -С. 41-42.

Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада//Дошкольное воспитание. — 1977. -№ 2. — С. 12-19.

Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985.

Источник

«Особенности развития эмоционального мира дошкольников»
методическая разработка по теме

Раннее и дошкольное детство — это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_razvitie_emotsionalnogo_mira_doshkolnikov.doc 100.38 КБ
osobennosti_razvitiya_emotsionalnogo_mira_doshkolnikov.pptx 1.66 МБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развития эмоционального мира дошкольников»

Раннее и дошкольное детство — это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.

Эмоции являются одной из самых важных составляющих в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Для того, что бы понять особенности развития эмоционального мира дошкольников, необходимо рассмотреть, что представляют собой эмоции.

С психологической точки зрения, эмоции (от лат. emovezo — возбуждать, волновать) — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающихся в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.), подчеркивающих значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для жизнедеятельности.

Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.

К основным видам эмоций относят: настроения, аффекты, чувства, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процесса и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Настроение – это самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным и т.д.

Аффект — это интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Например: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом.

Стресс — состояние психического напряжения.

Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности.

Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

В процессе развития ребенка происходят изменения в эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.

Рассмотрим, особенности развития эмоционального мира дошкольников:

1) развиваются социальные эмоции , что происходит из-за воздействия общественных мотивов и под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

2 ) развивается эмоциональное предвосхищение , когда ребенок переживает по поводу возможных результатов своей деятельности, предвидит реакцию других людей на его поступки.

Например, младшие дошкольники уже могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, так ребенок под руководством воспитателя делает бабочек, что бы подарить их маме и порадовать ее. Старшие дошкольники могут выполнять какую-либо работу, для других людей, по собственной инициативе, они уже осознают, что их действия могут принести пользу. Так ребенок может убирать игрушки и вещи, что бы помочь родителям. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

3) происходит переход от базовых эмоции к более сложным. Дети радуются, грустят, ревнуют, сердятся и т.д. Например, несмотря на то, что ребенок с чувством нежности относится к близким, у него может вспыхнуть ревность к своему брату или сестре, если им больше уделяют внимания.

4) происходит освоение высших форм экспрессии , когда дети начинают выражать свои чувства с помощью интонации, мимики, пантомимики, жестов, что помогает понять им переживания другого человека.

5) речь становить эмоционально насыщенной , состояние ребенка сопровождается словами: «Я обижен», «Я страдаю».

6) развивается эмпатия , что выражается в способности к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний.

7) эмоции носят аффективный характер , то есть вспыхивают быстро, протекают ярко, но так же быстро гаснут. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту — слезы.

Более значительный контроль над эмоциональным поведением возникает у детей лишь в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляются и более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием все более усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми.

8) эмоции зависят от взаимоотношения со взрослыми . Дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть. Вот почему они способны пережить множество разных чувств за необычайно короткий промежуток времени.

9) развиваются мотивы самолюбия и самоутверждения . Ребенок начинает отделять себя от других людей, начинает претендовать на то, чтобы его уважали, обращали на него внимания, прислушивались к нему. Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств.

10) развивается познавательный мотив. В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. К концу дошкольного возраста преобладающим у детей становится вопрос «Почему?», и это один из самых эмоционально окрашенных вопросов, который является к тому же источником-акцептором эмоционального отношения к миру.

11) развиваются нравственные чувства. Дети начинают понимать и осознавать что хорошо, а что плохо, у них проявляется симпатия, сочувствия.

12) плохо сдерживают эмоции по поводу органических потребностей . Если ребенок голоден, хочет пить или устал, действует импульсивно.

13) развивается идентификация , когда ребенок уподобляет себя любимому персонажу сказки, мультфильма или рассказа. Ребенок может вновь и вновь слушать одну и ту же сказку, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких.

14) возникает чувство долга:

В 3 года ребенок еще подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла. В этот период идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение их со своими действиями и поступками.

В 4-5 лет дети уже понимают смысл требований, возникает чувства долга по отношению к своим и чужим поступкам.

В 5-6 лет возникает чувство долга по отношению ко взрослым и сверстникам.

В 6-7 лет дети осознают необходимость и обязательность правил общественного поведения. Нарушение правил, недостойны поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

15) развивается чувство товарищества и дружбы:

В 3-5 лет дети дружат поочередно со многими детьми.

В5-7 лет помимо дружбы со всеми, появляется парная дружба.

16) развиваются эстетические чувства

В 3-4 года для дошкольника красивое все, что яркое, нарядное, блестящее.

В5-7 лет ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца.

17) обнаруживается и развивается чувство комического .

Так дети 3-4 лет смеются над падением медведя в мультике, над проявлением страха у лисы.

Дети 5-7 лет обнаруживают чувство комического в гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствия в поведении людей, недостатки в их знаниях. Они смеются над глупостью волка, одураченного козлятами, над наивным Иваном — дурачком.

18) проявляется склонность к приписыванию человеческих действий и переживаний предметам. Дети могут сочувствовать и жалеть сломанный цветочек, гневаться на снег или дождь, что не дает пойти погулять.

19) изменяются внешние проявления чувств .

В 3-4 года появляются первые попытки сдерживать свои чувства, хотя ему в этом возрасте это еще плохо удается.

В 5-6 лет дошкольники уже могут сдержать слезы, скрыть страх и гнев.

20) к концу дошкольного возраста формируется самосознание .

К 5-6 годам у детей появляется самооценка на основе чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения.

Оценивая свои умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Исходя из выше сказанного, необходимо выделить условия, от которых зависит развитие эмоций у дошкольников:

— Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

— При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки, рисования). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая.

— Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями. Например, в сюжетно – ролевой игре, в ходе которой дети могут понять другого человека, понять его настроение и чувства.

— В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Дошкольный возраст — это «период первоначального склада личности» (А.Н.Леонтьев) и особенности эмоционального мира в дошкольном возрасте заключается в том, что:

1) Дети осваивают социальные формы выражения чувств.

2) Изменяется роль эмоций в действиях детей, развивается эмоциональное предвосхищение.

3) Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

4) Формируется система мотивов, которая составляет основу произвольности психических процессов и поведения в целом.

5) Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

6) Происходит развитие воображения, образного мышления и произвольной памяти.

В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Для развития эмоциональной сферы дошкольников требуются специально разработанные принципы, методы и формы работы, учитывающие возрастные и личностные особенности дошкольников, тщательный отбор и адаптация используемого речевого материала.

Задачи воспитателей — обеспечить разностороннее развитие детей. Все обучение осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной), в различном их сочетании, в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации.

Перед воспитателями стоят задачи способствовать обогащению общего развития детей и их подготовки к школе.

Список используемой литературы

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000.

2. Маклаков А. Г. Общая психология.- СПб.: 2008 — 583 с

3. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

4. Головчиц Л.А. Дошкольная педагогика. Воспитание и обучение дошкольников. — М., 2009.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. — М., 1960.

Источник

Читайте также:  Группа может быть чувства
Оцените статью