Эмоциональное воспитание детей с овз
Автор: Антонова Марина Вячеславовна
Организация: СП «Детский сад Ручеёк» ГБОУ СОШ №1
Населенный пункт: Самарская область, г. Похвистнево
Аннотация: Огромное значение для развития личности ребенка с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) имеет его психологическое здоровье, которое включает в себя, прежде всего, эмоциональное благополучие. В статье представлены психокоррекционные методы и приёмы, направленные на сохранение психологического здоровья детей с ОВЗ, их эмоционального благополучия.
Ключевые слова: личность; психологическое здоровье; эмоциональное благополучие; психокоррекционные методы и приёмы; дети с особыми возможностями здоровья.
Модернизация России нацеливает дошкольные образовательные организации на воспитание свободного, уверенного в себе человека, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Огромное значение для развития данных черт личности у ребенка имеет его психологическое здоровье, которое включает в себя, прежде всего, эмоциональное благополучие, так как, по мнению Л.С. Выготского, именно эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека [1].
Однако наблюдение за детьми в детском саду показывает, что есть тенденция к увеличению количества дошкольников, не умеющих управлять своими эмоциями и чувствами.
Особенно ярко это проявляется у детей с ограниченными возможностями здоровья. Стесняясь своих индивидуальных особенностей, они либо замыкаются в себе, либо пытаются защититься при помощи агрессии (физической или вербальной). В обоих случаях у ребенка формируется заниженная самооценка, низкий социальный статус, проблемы с социализацией в группе сверстников. Кроме того, старшим дошкольникам предстоит переход из детского
сада в школу, где проблемы с общением могут перерасти в проблемы с адаптацией к новым социальным условиям. Те, в свою очередь, могут негативно отразиться на дальнейшем развитии личности, на успешности учебной деятельности.
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля хода психического развития ребенка и коррекция возникших нарушений давно признана в отечественной и зарубежной психологии. Наиболее благоприятными методами в работе с дошкольниками являются рисование, рассказывание сказок и игры, так как, по мнению Л.Ф. Обуховой, Л.Ю. Субботиной, Д.Б. Эльконина это ведущая в данном возрасте деятельность [3,5,6].
Психокоррекционные методы и приёмы для работы с дошкольниками с ОВЗ
«Прозрачный планшет» – это планшет из небьющегося стекла в деревянной раме, размером 15х20 см. Предназначен для работы с детьми 5 – 7 лет с нарушениями эмоционально – волевой сферы (агрессия, конфликтность, страхи и т.д.). В отличие от рисования на бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Гуашь (именно её свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, её можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Предлагаю следующие игры с прозрачным планшетом:
«Нарисуй, смой и снова нарисуй!» Ребёнку можно предложить изобразить на планшете какую – либо негативную эмоцию: злость, обиду, страх, а затем смыть её водой и нарисовать что–то позитивное.
«Волшебные ладошки». Ребёнок на планшете делает цветной отпечаток своей ладошки. Затем, он придумывает, как превратить ладошку в рыбку, бабочку, дерево, жар – птицу и др.
Прозрачный планшет можно использовать также в работе с тревожными детьми, которые боятся ошибиться. Так как в процессе рисования на стекле не получившийся, по мнению ребёнка, элемент, можно стереть влажной салфеткой, нанести новый рисунок, а если понадобиться – снова стереть и снова нарисовать и так до тех пор, пока ребёнок не доведёт свою картину до совершенства.
«Прозрачный чудо – мольберт» является разновидностью предыдущей техники. Разница лишь в том, что на планшете может рисовать один ребёнок, а мольберт позволяет рисовать сразу двум детям. У каждого – своя прозрачная рабочая поверхность.
«Творим вместе». Детям предлагается нарисовать пейзаж. Один ребёнок рисует нижнюю часть пейзажа, другой – верхнюю. Либо, один рисует контуры, а другой – закрашивает.
«Юный портретист». Ребёнок изображает на стекле контуры и элементы своего лица, глядя в зеркало, расположенное с обратной стороны мольберта. Другой вариант: ребёнок рисует портрет или автопортрет, с опорой на фотографию, которая прикреплена с обратной стороны мольберта.
Вариант 1. К прозрачному мольберту с обратной стороны прикрепляются контуры лиц персонажей сказок без черт лица. Дети, рисуя черты лица, передают различные эмоции: злой Кощей, грустный Чебурашка, весёлая Снегурочка и т.д.
Вариант 2. С обратной стороны мольберта, один ребёнок изображает какую – либо эмоцию, а другой – передаёт её на портрете.
Вариант 3. Один ребёнок, находясь с обратной стороны мольберта, показывает с помощью мимики негативную эмоцию (например, грусть), а другой в это время рисует на стекле – позитивную (радость).
«Рисование пальцами». На планшете и мольберте приветствуется рисование пальцами. Так, ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Данный приём подходит для коррекции тревожности, страхов, подавленности.
«Сторителлинг» – это новый интерактивный метод, который можно использовать в работе с дошкольниками, в том числе с диагнозом задержка психического развития (ЗПР) различного генеза и тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). В переводе с английского означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Сами рассказы могут быть как о выдуманных (сказочных, мультипликационных) героях, так и о реальных (детях группы, самом педагоге). Они похожи на сказку, поскольку мораль в них скрыта.
Данную методику разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Принципы создания хорошей истории:
Простота. Чтобы детям история запомнилась, она должна быть похожа на сказку или притчу, поэтому следует отбросить всё лишнее, оставить только самое необходимое.
Неожиданность. Ребёнок заинтересуется сюжетом, когда он что – то не знает, но хочет знать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Интерес мало возбудить – его надо удержать. Например, можно изложить историю как некое детективное расследование или загадку.
Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам.
Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность истории:
внешний – сослаться на мнение других детей, педагогов, родителей, бабушек и дедушек, энциклопедии, Интернет и т.п.;
внутренний – использовать дополнительные детали, т.е. историю нужно рассказывать так, как будто вы лично её пережили или были участником событий, знали её персонажей. Затем следует создать ситуацию, в которой бы дети могли самостоятельно проверить способ решения, предложенный в истории.
Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.
Широкий диапазон информационно – коммуникационных ресурсов открывают новые возможности для педагога. Ребёнку можно не только рассказать историю, используя методику сторителлинг, но и проиллюстрировать её с помощью мультимедийного электронного пособия. Поскольку, даже дошкольникам с уровнем развития в пределах возрастной нормы трудно воспринимать информацию, опираясь исключительно на слух, а детям с ЗПР тем более.
В результате, ежегодное психологическое исследование по методике «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен показывает стабильное снижение тревожности у детей с ОВЗ в конце учебного года, после проведения коррекционно – развивающей работы с применением данных методов и приёмов. Кроме того, наблюдая за детьми в ходе режимных моментов, большинство педагогов отмечает, что дошкольники, с которыми проводилась психокоррекционная работа, постепенно становятся более доброжелательные, активные и уверенные в себе.
Таким образом, эмоциональное благополучие оказывает позитивное влияние на развитие личности дошкольника с ОВЗ.
Список литературы:
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М., 1997.
Давыдова О. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017. – № 4.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник.- М.: Пед. общество России, 2001.
Перминова Е. Прозрачный чудо – мольберт // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 8.
Субботина Л.Ю. Ваш ребенок, какой он? // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника.- Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.- М., 1989.
Источник
Эмоциональное воспитание детей с овз
Автор: Головина Татьяна Николаевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №18»
Населенный пункт: Самарская область, г.о. Самара
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [7,с.1].
В этот период закладываются основы психического развития и здоровья будущего человека. Большое значение для здоровья и развития личности ребенка имеет его эмоциональное благополучие. В настоящее время психологи и педагоги все больше внимания стали уделять данной проблеме. «Стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [6, п.1.6].
Интерес к проблеме эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы, приобретенными в раннем детстве. «Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает явления» [4, с 9].
Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей с ограниченными возможностями здоровья. «Ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу своего малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя…» [4, с 7].
Отдельную и многочисленную группу представляют собой дети с тяжелыми нарушениями речи. «Дошкольники с речевой патологией испытывают трудности в формировании связной речи, у них также снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи в отношениях со сверстниками» [2, с 55].
Наше дошкольное учреждение – это учреждение комбинированного вида, в котором наряду с общеразвивающими группами функционируют компенсирующие группы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи. 45% воспитанников этих групп имеют вторичный диагноз – задержка психического развития. У этих детей эмоциональная сфера характеризуется высокой степенью психоэмоциональной напряженности и повышенным беспокойством, излишней возбужденностью и раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенной лабильностью поведенческих реакций, не выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей. Неустойчивый фон настроения ребенка приводит к повышенному у него уровню тревожности. У детей с ОНР и ЗПР наблюдаются агрессивные состояния и гипервозбудимость, замкнутость и медлительность, проявляющиеся в эмоциональном и двигательном беспокойстве, с часто возникающими аффектами. «Аффект не только оказывает влияние на развитие мышления и поведения ребенка, он является мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску «обходных путей развития» в случае наличия врожденного дефекта» [1, с 213]. Поэтому, проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, такие дети испытывают серьезные психические нагрузки.
У нас сложилась целая система работы с такими детьми, которая направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. «Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка с ОВЗ в общем процессе усвоения им опыта общественных отношений…» [5, с 7]. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемся сверстникам, способным самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Целью нашей работы является профилактика эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника с ОВЗ.
Цель реализуется через решение ряда задач:
- помочь ребенку поверить в свои силы;
- сформировать умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей;
- познакомить детей с этическими ценными формами поведения;
- упражнять в умении применять на практике разные способы поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми;
- сформировать у детей коммуникативные навыки.
На эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника влияют:
- содержание и характер общения в семье;
- общение с воспитателем:
- отношения со сверстниками;
- деятельность и достижение успеха в ней.
Мы определили «Портрет нашего воспитанника с высоким уровнем эмоционального благополучия», который будет являться результатом целенаправленной работы в данном направлении и для которого будет характерно:
- желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
- успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;
- умение уладить конфликт;
- уступить или настоять на своем;
- признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
- заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя;
- владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
Работа в данном направлении должна начинаться еще задолго до поступления ребенка в ДОУ. В ДОУ функционирует группа ранней адаптации «Кроха». Малыши рисуют, играют и поют, общаются, встречают праздники. А чтобы им было эмоционально комфортно, с ними всегда рядом мамы и папы, бабушки и дедушки. Посещение детьми, будущими воспитанниками, группы ранней адаптации способствует профилактике эмоционального дискомфорта в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Цель ее работы – обеспечить психологический комфорт и эмоциональное благополучие, раннюю интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития в среду нормально-развивающихся сверстников.
Работа проводиться в двух основных направлениях:
- с родителями будущих воспитанников;
- с детьми.
Современная жизнь приводит к тому, что родители все более отдаляются от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, углубляя изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого. Эти обстоятельства идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи. Интервью с родителями, является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей с ОНР, ЗПР. А памятки родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка, советы: как вести себя с малышом, что надо и чего не надо делать; помогают мамам и папам правильно построить свой стиль отношений с ребенком.
Ведущая роль в этот период отводится объединяющим играм детей с родителями и педагогом. Одним из факторов, обуславливающих эмоциональное состояние детей с ОВЗ, является эмоциональное благополучие в отношениях с родителями. У детей снижено стремление к успеху, они более остро воспринимают неудачи. Такие игры, как «Клубочек», «Виноградная гроздь», «У нас Пугало стояло», «Ловушки» способствуют воспитанию у детей чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, единства, сплоченности, развивают тактильное восприятие и воображение. Педагоги широко используют «новые приемы объяснения и закрепления материала на основе цветового игротренинга. Цвет – это яркая сторона детства. Все дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им…» [3, с 64].
В процессе посещения занятий группы ранней адаптации тренируется система адаптационных механизмов, ребенок приучается к изменяющимся условиям социальной среды. Дети учатся взаимодействовать со сверстниками, взрослыми (первоначально в малых группах происходят кратковременные контакты в игровой форме). В результате у детей повышается эмоциональная устойчивость к стрессовым воздействиям, они чувствуют эмоциональную поддержку со стороны взрослых.
Таким образом, посещение детьми с ОВЗ группы ранней адаптации подготавливают их к успешной адаптации к среде сверстников.
Этот этап начинается с момента начала посещения детьми дошкольного учреждения. В начале учебного года педагогом-психологом проводится изучение уровня тревожности вновь поступивших детей, изучаются особенности их эмоциональной сферы:
- особенности использования мимики и пантомимики при демонстрации эмоций;
- изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;
- изучение понимания детьми своего эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей.
По результатам психологического исследования составляется заключение и индивидуальный образовательный маршрут по развитию эмоциональной сферы, который представляет собой взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все педагоги ДОУ.
Для эмоционального благополучия малыша в ДОУ необходимо помочь ребенку повысить уверенность, этому способствуют минутки вхождения в день. Они проводятся под лирическую музыку в начале дня ежедневно. А «волшебный дождик» и релаксация способствует повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе, снятию тревоги в период адаптации.
Для создания положительной мотивации на режимный момент, развития чувства уверенности широко используются так называемые «сонные игрушки». Это мягкие игрушки различных размеров, систематические игры с которыми после нагрузок или в период негативных эмоций (после конфликтов, после ухода родителей) имеют релаксирующую особенность. Сонные игрушки успокаивают плачущего малыша, помогают ему уснуть. Игрушки «живут» на специальной полке, периодически меняются, что позволяет внести разнообразие и сюрпризный момент.
Для определения эмоционального состояния каждого ребенка, для выделения причин положительного или отрицательного эмоционального состояния малышей в группах создана Доска настроений. Дети учатся определять по картинкам настроение своих сверстников и устранять причины их плохого самочувствия.
С целью выявления наклонностей детей в предпочитаемой деятельности, объединении воспитанников по интересам и планирования индивидуальной работы с каждым ребенком в группе вывешивается «Доска желаний». В утреннее время каждый имеет возможность выбрать ту деятельность, которой он желает заняться.
За основу коррекционной работы с детьми мы взяли парциальную программу О.Л.Князевой «Я-ты-мы». Каждый педагог осознает, что невозможно обеспечить эмоциональное благополучие и психологический комфорт для воспитания у дошкольников уверенности в себе, внимательности к чувствам и переживаниям других людей. Каждый ребенок должен иметь право на свое мнение и желание. Ребенок эгоцентричен и ему трудно войти в положение другого человека, это часто и является причиной конфликтов между детьми, поэтому необходимо научить детей быть доброжелательными и терпимыми к другим людям.
Цикл занятий «Уверенность в себе» помогает детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осознать и понять, что они, как все люди, уникальны и неповторимы. Дети учатся понимать: «Кто я?», «Что между нами общего?». Сравнивая свои привычки «Что я люблю и не люблю», «Мое любимое животное», объединяясь по интересам в играх, каждый ребенок имеет возможность повысить свой рейтинг среди сверстников. В старшей логопедической группе совместными усилиями родителей, педагогов и воспитанников были созданы сундучки: сундучок радости, крышка которого всегда открыта для каждого, и сундучок «Это мне не нравится!», который всегда закрыт на замок. Преодолеть агрессивность, снять негативные эмоции, гипервозбудимость, которые характерны для детей с синдромом дефицита внимания и активного протеста, помогает «Волшебная подушечка злости» и «Черный мяч». Пиная мяч или ударяя кулачками по подушке, ребенок сбрасывает негативизм и агрессию, накопившиеся в нем.
Цикл занятий «Чувства, желания, взгляды» помогают научить дошкольников осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также эмоциональные состояния других людей, познакомить детей с основными эмоциональными состояниями людей, упражнять детей в распознавании различных эмоций людей по выражению лица, позе.
Формирование эмоционально-волевой сферы и коррекция ее недостатков рассматривается нами в качестве одной из наиболее важных задач воспитания детей с ОНР и ЗПР. В своей работе в данном направлении за основу мы взяли классификацию эмоций по К.Изарду, которая основана на фундаментальных эмоциях. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике. Знакомство детей с эмоциями происходит в Стране облаков, где выражение мимике каждого облака соответствует какому-то эмоциональному состоянию. Детям очень нравится изображать радость и удивление, грусть и тревогу с помощью мимики, данные упражнения раскрепощают детей, способствуют развитию их эмоциональной сферы.
Коррекция выявленных недостатков в развитии эмоциональной сферы происходит в процессе познавательных игр, в ходе которых осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Эти игры проводятся в свободное время с подгруппой детей или индивидуально 1-2 раза в неделю. Познавательные игры были разделены нами на несколько групп, объединенных общей темой:
Детям доставляет большое удовольствие изображать животных, их повадки и движения. Дополнительные атрибуты помогают ребенку войти в образ. Это такие игры, как: «Мама и малыш», «Угадай, кто это?», «Маски», «Наш зоопарк» и т.п. Дети с моторной алалией (неговорящие дети) имеют возможность общаться в игре, используя мимику и пантомимику.
В эту группу мы объединили игры, которые способствуют развитию воображения, выразительности мимики и пантомимики. В процессе игры дети имеют возможность изобразить веселое или грустное облако, показать как идет дождь и светит солнце. Дети очень любят эти игры «По небу плывут облака», «Солнышко и дождик», «Рябинки и березки». Образы природы позволяют задействовать все тело ребенка, способствуют свободному выражению себя. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых отмечается нарушение координации движений.
3. «В гостях у сказки»
Эти игры привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, помогают ребятам перевоплощаться в героев сказок. «Сказочные зайчики». «Колобок — румяный бок», «Выбери меня» дают возможность побывать в сказке, вместе с героем пережить радость и горе, гнев и удивление.
Серия этих игр позволяет обыграть действия и ситуации, связанные с тем или иным видом деятельности людей. «Веселый клоун», «Фокусник», «Грустный и веселый художник», «Ловись, ловись, рыбка!» — эти игры интересны детям, малыши с интересом и большим удовольствием подражают взрослым.
Все дети любят сюрпризы и с интересом принимают участие в играх, которые их содержат. Неожиданное появление предмета или игрушки, яркие краски и быстрые движения привлекают внимание и раскрепощают даже самых замкнутых и застенчивых. «Волшебный башмачок», «Чудесный мешочек», «Зазеркалье», «Я люблю….», «Мыльные пузыри» и т.п.
Специальные темы раздела предоставляют возможность педагогам побеседовать с более старшими детьми о чувстве страха. Большое значение для снижения уровня тревожности у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития имеет цикл занятий, который помогает понять причины возникновения страхов у детей и способствует его профилактике. Рисуя свои страхи, дети учатся справляться с ними, а волшебный цветик- Семицветик помогает понять ребенку: чего он боится и что его нравится.
Цикл занятий «Социальные навыки» предполагает знакомство детей с формами и способами поведения в отношениях с другими людьми. Наличие речевой патологии у ребенка часто вызывает у сверстников и взрослых ближайшего окружения неадекватное отношение к нему. Вследствие чего у ребенка формируется особое отношение к себе и окружающему мир, появляются признаки эмоционального неблагополучия. Поэтому целенаправленная работа в данном направлении достаточно актуальна. Педагог помогает детям понять, что делать что-то совместно не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, прислушиваться к мнению товарищей. Дети начинают понимать, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому человеку.
Таким образом, эмоциональное благополучие детей с ОВЗ формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
Список литературы:
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. — М.: Педагогика. 1984. — Т. 6. -213 с.
Городова А.И. Тематические сказки как средство развития речи дошкольников // Научно-методический журнал «Логопед» — 2016. — №10.- С 55
Логинова Е.И. Цветовой игротренинг в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР. // Научно-методический журнал «Логопед» 2016. — №6 — С 64
Козлов С.А. Мой мир. /приобщение ребенка к социальному миру/ М.: ЛИНКЕ-ПРЕСС, 2015. – 7-9 с.
Я-ТЫ-МЫ» программа социально-эмоционального развития дошкольников /сост.: О.Л.Князева. – М. Мозаика-Синтез — 2013. — 7-10 с.
Источник