Эмоциональное утомление у водителя чаще возникает при
По статистике более половины всех дорожных происшествий так или иначе связаны с переутомлением водителей. Особенно сильно проявляется утомление, когда водитель садится за руль, не выспавшись.
Надежность водителя в значительной степени определяется его работоспособностью.
Работоспособность снижается при болезненном состоянии водителя, после употребления им алкоголя, при утомлении, а иногда в результате сильного нервного возбуждения или угнетенного состояния.
Утомление оказывает негативное влияние на все основные функции организма водителя и психофизиологические качества, необходимые для безопасной езды.
В результате утомления ухудшаются характеристики зрительного восприятия: увеличиваются его пороги, снижаются контрастная чувствительность, точность оценки расстояний до объектов и скорости их движения. Зрительное утомление напрямую зависит от продолжительности рабочего дня. Например, после 8 ч непрерывной работы водитель увидит дорожный знак не за 100 м, а за 80 м.
При утомлении ослабевает память, что влияет на скорость переработки информации, меняется реакция, она становится чрезмерно замедленной или, напротив, очень быстрой.
В результате утомления происходит расстройство ранее сформированных навыков. Меняется рабочая поза, становится более глубокой посадка с типичным наклоном корпуса вперед или заваливанием назад, что затрудняет пользование рулевым колесом, педалями и рычагами, ухудшает обзор дороги и наблюдение за приборами.
Как показывают исследования процесса развития утомления у водителей, оно обнаруживается уже на 4—5 ч вождения, явно ощущается на 6—8 ч и к концу 9 ч уже требуются волевые усилия, чтобы поддерживать движение на безопасном уровне.Если водитель находится за рулем от 7 до 12 ч, то степень возможного попадания в ДТП становится в 2 раза чаще, если свыше 12 ч — в 9 раз чаще, чем при продолжительности рабочего дня менее 7 ч.
Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате трудовой деятельности.
Повышенные энергозатраты способствуют прогрессированию утомления и в результате наступает момент, когда несмотря на возрастающие усилия возникают ошибки, пропуски необходимых действий, снижение производительности труда по количественным и качественным показателям. Утомлению обычно предшествует чувство усталости.
Усталость — это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Усталость затрагивает сложные виды психической деятельности, снижает готовность к действиям при резком изменении ситуации на дороге.
При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте водитель быстрее почувствует усталость, чем при вождении автомобиля в условиях насыщенного городского движения.
Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Работа водителя сочетает все три вида утомления. Больше всего водитель устает эмоционально. Это возникает из-за постоянной готовности действовать быстро, в целях избежания ДТП.
В некоторых ситуациях от водителя требуются поспешные действия, которые близки к пределу психофизиологических возможностей — это вызывает быстрое переутомление. При длительном управлении транспортными средствами возникает напряжение, как в мышцах туловища, так и мышцах конечностей. Развивается утомление, связанное с мышечной слабостью. Для снятия напряжения необходимо каждые 2 часа делать перерывы на 15—20 мин.
Умственное утомление наступает при длительной и насыщенной умственной работе. От нее люди устают не меньше, чем от физической. Это происходит из-за большого потребления энергии клетками головного мозга.
Умственная работа водителя проявляется во время интенсивного движения при больших скоростях и заключается в непрерывной оценке ситуации на дороге и быстром принятии решений. Эта работа может выполняться в условиях дефицита времени и сильного эмоционального напряжения.
Наиболее распространёнными формами психических состояний, развивающихся в процессе производственной деятельности и неблагоприятно влияющих на работоспособность водителя, являются запредельные психические напряжения.
Запредельные ( чрезмерные ) формы психического напряжения снижают эффективность труда и лежат в основе ошибочных действий оператора.
Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией. Для протекания на высоком уровне психических процессов необходима оптимальная информационная нагрузка. Избыточная информация в результате чрезмерного напряжения психических процессов приводит к более быстрому развитию утомления. При недостатке информации интенсивность протекания психофизиологических процессов падает, что приводит к снижению готовности водителя к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки.
Для поддержания в этих условиях необходимой интенсивности и устойчивости внимания требуется значительное волевое усилие, что также связано с расходом нервно-психической энергии и приводит к преждевременному утомлению.
Сонливость и засыпание водителя за рулем — наиболее опасные проявления утомления, которые нередко приводят к ДТП. Водитель, чувствуя сонливость, может какое-то время преодолевать ее и достаточно надежно управлять автомобилем, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно и он этот момент может не заметить, что создает очень серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.
Сны могут быть настолько внезапными, что будут восприниматься как реальность. Были случаи, когда водители видели во сне на дороге пешеходов или животных и, внезапно просыпаясь, начинали тормозить или сворачивать с дороги, что приводило к дорожно-транспортным происшествиям.
Засыпание за рулем не обязательно следствие переутомления, оно может быть вызвано монотонной окружающей обстановкой. Когда длительное время не происходит смена ландшафта, скорость движения не меняется и хорошо слышен шум двигателя, может произойти так называемое сонное опьянение.
По данным исследований, этому состоянию подвержены в полной степени 23% водителей, в легкой — 74% и только 3% не подвержены вовсе.
Чтобы не допустить сонного опьянения, необходимо отвлекаться, но ненадолго. Поэтому, если у водителя появляется сильная сонливость за рулем, то бороться с ней на ходу не следует. Нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения. Только после снятия сонливости можно продолжать путь.
Характерным признаком наступающего утомления может служить появление, казалось бы, незначительных ошибочных действий: рассеянное внимание, желание выпрямиться, переменить позу. При таких признаках утомления необходимо немедленно прекратить движение. Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом.
Доказано, что при одном и том же времени отдыха несколько коротких перерывов значительно эффективнее одного продолжительного перерыва.
Выделены следующие виды утомления: компенсируемое и некомпенсируемое.
При компенсируемом утомлении водитель может заставить себя сосредоточиться на дороге.
При некомпенсируемом утомлении водитель не может преодолеть возникшие нарушения, вследствие чего существенно возрастает вероятность ошибок.
Так, например, после нескольких часов работы появляются первые признаки утомления, но их легко устранить коротким отдыхом.
При сильном переутомлении снять признаки усталости не поможет даже ночной сон.
Необходимость психофизиологиического обеспечения профессиональной деятельности водителя в условиях высокой функциональной нагрузки очевидна.
На базе кабинетов психологической разгрузки, психологической регуляции, психофизиологической диагностики и рейсовых пунктов контроля функциональной безопасности используется широкий спектр немедикаментозных средств, таких как арома- и фитотерапия, звуко и цветотерапия, практика специальных дыхательных и ритмических упражнений с элементами релаксации и приемам активизации внимания, профилактические методики, повышающие остроту зрения и активность клеток головного мозга.
Водитель безаварийного типа – это водитель, обладающий способностью к самоконтролю за своим состоянием, осознающий недопустимость выезда в рейс в состоянии болезни, психологического перевозбуждения, усталости или утомления.
Источник
Эмоциональное утомление у водителя чаще возникает при
Для безопасного движения на дорогах большое значение имеет предотвращение случаев управления водителями автомобилем в болезненном состоянии. При различных заболеваниях происходит резкое снижение работоспособности, что может привести к ошибкам и дорожно-транспортным происшествиям.
Но даже зная, что управление автомобилем в болезненном состоянии запрещено Правилами дорожного движения и в случае ДТП это усугубит их вину, все равно это состояние водители скрывают. Была установлена зависимость между самочувствием водителя и безопасностью дорожного движения.
По данным исследования, проведенного в нашей стране, на 10% возрастает вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия в результате сердечно-сосудистых заболеваний у водителей, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта возрастает на 16%, с заболеваниями нервной системы — на 33%. При обследовании 4 тыс. водителей выявлено, что среднее число заболеваний водителей (на 100 человек), выполняющих пассажирские перевозки, составляет 8,84%, а водителей грузовых автомобилей — 2,0%. Опрос 8 тыс . водителей показал, что 24% из них жаловались на головные боли, 20% — на боли в животе, 42% — на боли в поясничной области и 34% — на раздражительность.
Наибольшую опасность представляет неожиданное ухудшение здоровья, т. е. потеря сознания или сильные болевые ощущения. При сильной боли водитель не всегда может даже остановить автомобиль, что в трех случаях из пяти приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Водителям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, лучше любыми способами избегать сильной физической и психологической нагрузки. Как правило^ , инфаркт миокарда происходит из-за серьезной психологической травмы или длительного напряжения, а также сильного переутомления. Врачи таким водителям рекомендуют дольше отдыхать, т. е. делать кратковременные перерывы в работе и увеличивать время принятия пищи.
Сильное снижение работоспособности и, как следствие, возникшие аварийные ситуации на дороге, происходят как из-за острых, так и из-за хронических заболеваний. К числу острых заболеваний можно отнести: грипп, катар верхних дыхательных путей и желудочно-кишечные расстройства. Работоспособность нарушается не только в период самого заболевания, но и во время выздоровления и в самом начале заболевания.
Эти заболевания развиваются вследствие неблагоприятных условий труда у водителей, к которым можно отнести: сильные перепады температуры воздуха в кабине, переохлаждения в холодное время, неправильный прием пищи и контакты водителей пассажирского транспорта с пассажирами, особенно во время эпидемий острых респираторных заболеваний.
К наиболее часто встречающимся хроническим заболеваниям у водителей относятся: заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы, радикулит, болезни органов дыхания и желудочно-кишечного тракта. В целях избежания последнего заболевания очень важно придерживаться сбалансированного и регулярного питания. Необходимо следить за полноценностью питания и не увеличивать перерывы между приемами пищи более чем на 5 ч. В действительности правильное питание среди водителей редкость, они едят когда придется и, как правило, это холодные закуски. Причинами дальнейших заболеваний служат не только плохие условия работы, но и пренебрежительное отношение водителей к своему здоровью. Если вы желаете меньше болеть вирусными инфекциями, в том числе гриппом, необходимо закаливание организма. Закаливание — это система мероприятий, повышающих стойкость организма к резким изменениям метеорологических условий. Результатом закаливания является устойчивость к простудным заболеваниям. Закаливаться можно с помощью солнца, воздуха и воды. Последний способ наиболее эффективен. Лучше начинать закаливаться с принятия душа или мытья ног. В самом начале температура воды должна быть не ниже 30°С, а потом ее постепенно понижают до 15 °С. Необходимо производить закаливание постоянно и с постепенным понижением температуры. Можно также носить легкие вещи в прохладное время года и проводить много времени на свежем воздухе. Однако все нужно производить постепенно.
Особенно сильное влияние на безопасность дорожного движения оказывают заболевания нервной системы, которые очень часто развиваются из-за сильных нервных перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью водителей. Основными симптомами таких заболеваний могут быть длительные депрессии или чрезмерная раздражительность, неуверенность в себе, снижение аппетита, сонливость на работе и бессонница по ночам. Неврозы могут быть последствием сильного утомления, а также случаются из-за тяжелых и напряженных условий работы.
Замечено, что водители с большим стажем даже при наличии хронических заболеваний могут довольно долгое время сохранять высокую работоспособность. Это свидетельствует о длительном сохранении их профессиональных навыков. Но несмотря на устойчивость к заболеваниям, они все равно нуждаются в длительном отдыхе и медицинском контроле. Если происходит резкое обострение хронических заболеваний, то работоспособность сильно ухудшается и это может привести к дорожно-транспортным происшествиям.
Во время эпидемии гриппа наиболее часто болеют водители общественного транспорта. Заболеваемость среди водителей, которые занимаются перевозками пассажиров, во много раз превышает заболеваемость среди водителей, занимающихся грузоперевозками.
Снижение работоспособности влечет за собой нарушения в протекании психических процессов. В результате замедляются и становятся менее точными процессы восприятия, мышления, ухудшаются функции внимания, оперативной памяти и ее готовности, резко увеличивается время реакции, уменьшается мышечная сила, снижается острота зрения, нарушается глубинное зрение, увеличивается время восстановления зрения после ослепления, снижается вестибулярная устойчивость. Вследствие этого у водителя возникают проблемы с оценкой дорожной ситуации, и им могут быть приняты неправильные решения, которые повышают опасность на дорогах. А повысить безопасность дорожного движения поможет обязательное медицинское обследование водителей. Очень важен этот осмотр перед отправлением водителей в длительные рейсы. Предрейсовые осмотры помогут существенно снизить количество ДТП на дорогах. При проведении осмотра необходим индивидуальный подход к каждому водителю. Особенно внимательно необходимо осматривать водителей пожилого возраста и молодых водителей, потому что даже незначительное ухудшение самочувствия может привести к серьезным дорожно-транспортным происшествиям. Ухудшение их самочувствия и прием лекарств могут негативно отразиться на безопасности дорожного движения. В результате проведенного исследования было установлено, что применение лекарственных препаратов служит причиной 16% ДТП.
Особую опасность представляют снотворные средства, успокаивающие и средства, понижающие артериальное давление. Эти препараты увеличивают время реакции, способствуют сонливости и, как следствие, приводят к неготовности быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию на дороге.
Различные жаропонижающие средства, которые примет водитель в случае простудного заболевания, способны вызвать потливость, слабость, снижение остроты зрения и слуха. Крепкие чай и кофе, если приняты в больших дозах, приводят к возбуждению, беспокойству, нарушению памяти и повышают двигательную активность. Глазные капли расширяют зрачок, что приводит к сужению поля зрения и неверному определению расстояний.
Все это может стать причиной поспешно принятого решения, которое может оказаться неправильным.
Источник