Эмоциональное состояния моей семьи

Психологический климат в семье

Динара Денисова
Психологический климат в семье

Все начинается с семьи.

Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи, в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.

Так для благоприятного психологического климатахарактерны следующие признаки:

2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,

3. высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,

4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье,

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье:

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе — Я-Концепция, — где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа.

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.

Д. С. Макаренко, «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. — писал он. — Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

Читайте также:  Как спорт убивает стресс

Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.

Детей учит то, что их окружает.

•Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;

•Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

•Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;

•Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

•Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;

•Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;

•Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;

•Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;

•Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;

•Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

«Мама, это ты?» Психологический рассказ В детстве эти края Ему всегда напоминали кадры из фильма «Женя, Женечка и Катюша». Или наоборот, Он всегда в этом фильме вспоминал родные.

Дидактическое пособие «Психологический мини-уголок» Направленность: эмоциональное развитие детей Цель: нормализация эмоционального состояния детей Задачи: — обучать детей способам снятия негативных.

Физкультурно-психологический досуг «Наш цирк» Предварительная работа: Чтение стихов о цирке. Беседы о цирке с показом иллюстраций. Прослушивание песен о цирке: «Цирк Шапито», «Клоун.

Психологический тест для дошкольников «Моя семья» Дети с интересом относятся к тестированию. Для них тесты – новый вид увлекательной игры. Пока ребенок увлечен этой игрой, психолог проводит.

Психологический тренинг для родителей: «Если что, я с тобой!» Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей. Задачи: 1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия.

Психологический уголок доверия , в нашем Центре организовала психологический уголок доверия для родителей. Стенд описан подробной информацией, которой пользуются родители.

Психологический уголок в группе Задачи психологического уголка в группе: — снять психологическое напряжение, усталость; -помочь успокоиться; -снять агрессивное состояние;.

Эколого — психологический проект «Мир прекрасный и удивительный» Вид проекта: познавательно – творческий. Длительность проекта: долгосрочный (с 24 февраля по 24 декабря 2016г). Возрастная группа: старший.

Эколого-психологический тренинг «Мы — гусеницы» Эколого — психологический тренинг «Мы — гусеницы» Цель игры: Знакомить детей с разными насекомыми, с их образом жизни в природе, с их.

Эколого-психологический тренинг «Прогулка в лес» Эколого – психологический тренинг «Прогулка в лес» Цель – используя дополнительный материал, расширять природоохранительный кругозор и.

Источник

Эмоции в семье

Надо ли быть эмоциональным в семье и не сдерживать себя в проявлениях своих чувств, или быть со своими близкими всегда спокойным и хладнокровным?

Эмоциональный – не значит «громкий»!

Когда в обществе или в СМИ начинают говорить об эмоциональности человека или супругов, часто происходит подмена понятий, и под эмоциональностью, ошибочно, начинают понимать что угодно. Обычно, имеют в виду степень громкости человека или семейной пары. Между тем, это далеко не одно и то же. Эмоциональность в семье вполне может быть и тихой, ориентированной на телесные ощущения или конкретные дела. Допустим, жена не кричит ежедневно мужу в ухо, что любит его, но зато всегда обнимает супруга, тесно к нему прижимается, целует. Или, муж, являясь стеснительным человеком, в принципе, крайне редко говорит нежные слова, зато ежедневно самостоятельно моет посуду, забирает ребенка из детского сада и всегда интересуется у жены, как прошел день. Спрашивается, можем ли мы упрекнуть такие «тихие» семьи в отсутствии у партнеров любви и эмоциональности? На мой взгляд, нет! С моей точки зрения, гораздо важнее, чтобы супруги были счастливы вместе, а то, как часто они заявляют о своих чувствах вслух, уже второстепенно. Хотя и это, для гармонии семейных отношений, безусловно, очень полезно!

Или вот еще один миф об эмоциональности в семье. Многие люди убеждены, что показателем эмоциональности и любви мужа к жене является число букетов цветов, подаренных им ей. Мол, если муж дарит жене хотя бы пять букетов в год в семье, значит, он любит, а жене – повезло с мужем. Если же он вместо цветов дарит такие чисто практические подарки, как стиральные и посудомоечные машины, сотовые телефоны и подарочные карты в парфюмерные магазины, то это означает, что он ее чуть ли не уважает, опускает ее до уровня «кухонной рабыни». Что с моей точки зрения, совершенно противоречит реальной жизни. Как практический семейный психолог, я убежден, что число разводов в тех семьях, где часто дарятся цветы, к сожалению, даже несколько больше, чем там, где мужья меньше подвержены стереотипам и ритуалам, но зато более внимательно относятся к потребностям своей супруги и вместо действий, рассчитанных на «показуху», реально облегчают ее жизнь и быт.

Читайте также:  Чувство вины перед умершей бабушкой

А связь эмоциональности и семейного секса? Многие ошибочно убеждены: факт ежедневного интима – гарантия яркой любви и эмоций, а если интим два-три раза в неделю, значит, супруги уже охладели друг к другу и у них все плохо. Так люди путают эмоции и уровень потребности человека в чем-то, а данном случае – в интиме. Плюс не учитывают технические возможности для интимных игр, возраст партнеров, наличие тяжелого графика работы, наличие маленьких детей, стесненные условия жил.площади. Между тем, кто-то из супругов может быть интимно активным, но при этом, не уважать своего партнера по семье как личность, легко совершать измены. А другой партнер, при этом, быть менее активным, однако искренне дорожить своей «половиной», хранить верность и трогательно заботиться.

Самый яркий пример психологической неточности общественного мнения – миф о том, что «милые бранятся – только тешатся!», а «бьет – значит, любит!». Казалось бы, живем уже в 21 веке, культурные люди, выступаем за гуманизацию общества, однако многие по-прежнему считают, что ссорится, ругаться и поднимать друг на друга руку – практически эталон семейных отношений. Мол, если муж бьет супругу из ревности, значит – выражает эмоции настоящей любви, он не равнодушен к своей жене. Если супруга выкинула вещи мужа с балкона или публично надавала ему пощечин и обозвала, значит – он ее все-таки трогает. Как вы понимаете, лично я, как мужчина и психолог, такого подхода категорически не приемлю. Важно не сваливать в одну кучу эмоции и отношение мужчины и женщины друг к другу как к вещи, как к собственности, не путать любовь и эгоизм, страсть и элементарную несдержанность и невоспитанность.

Важно понимать, что яркие эмоции в семье, это не столько показатель любви супругов друг к другу, сколько характерная особенность двух из четырех вариантов врожденного темперамента людей – энергичных сангвиников и бурных холериков, а ведь еще есть более спокойные флегматики и меланхолики. Которые тоже могут и умеют любить членов своей семьи, только делают это более спокойно. Кроме того, степень выражения своих эмоций, как положительных, так и негативных – это прямой результат специфики воспитания ребенка в его собственной родительской семье. Если папа носил маму на руках, или колотил ее каждые выходные, женившийся сын с высокой степенью вероятности перенесет данный стереотип поведения в свою собственную семью. Если мама регулярно устраивала папе истерики и хлестала его мокрым бельем по физиономии, или, напротив, любила устраивать романтические семейные ужины и смотрела телевизор только у него на коленях, дочь почти гарантировано будет вести себя уже с собственным мужем.

Обобщая все то, с чем мы имеем дело в реальной жизни, можно увидеть, что эмоциональность в семье – явление сложное и неоднозначное, в ней есть не только плюсы, но и минусы. Однако, если оба супруга оказались людьми с бурным темпераментом, а поводы для выражения их семейных эмоций чаще всего являются позитивными, а не негативными, лично я советую им не сдерживать себя! Не скрывать своей любви и счастья, больше и крепче обниматься, чаще улыбаться и громче смеяться. До тех пор, пока более сдержанные в своих эмоциях соседи не начнут стучать кулаками в стену… И пусть семейное Счастье равно приходит в дом и более сдержанных и экстремально эмоциональных супругов!

Читайте также:  Каким органом чувств вполне можно молоть

С уважением, семейный психолог, д.к.н., профессор Андрей Зберовский.

Запись на личную или онлайн консультацию по телефонам: +79266335200, +79029905168.

Источник

Консультация для родителей «Психологический климат семьи и его влияния на эмоциональное состояние ребёнка»

Марина Рыженкова
Консультация для родителей «Психологический климат семьи и его влияния на эмоциональное состояние ребёнка»

«Психологический климат семьи и его влияния

на эмоциональное состояние ребёнка»

(консультация для родителей)

Характер взаимоотношений в семье – это основа её эмоционального климата для ребёнка.

Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи, — ссоры, конфликты, непонимание между супругами. Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личные качества которых только начинают закладываться.

Если родители вовремя обращаются за помощью к специалисту (педагогу, психологу, психотерапевту, появляется возможность нормализировать обстановку в семье.

Есть ситуации, когда супруги не видят необходимости в обращении к психологу: явных открытых конфликтов и враждебности нет, но есть разногласия, которые практически всегда присутствуют в каждой семье, и как результат – напряжённость в отношениях, недовольство, претензии друг к другу. У ребёнка в подобной семье появляются такие негативные качества, как тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность, что может привести его к внутриличностным конфликтам.

Психологический климат семьи выражается в том, какие в ней преобладают отношения и настроения (восторженное, радостное. Светлое, спокойное, тёплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное).

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствуют себя равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм.

Главное в семье – чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнёром.

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.

Для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду,постарайтесь овладеть следующими умениями:

Держать улыбку (потому что именно лицо – визитная карточка).

Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).

Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).

Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).

Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта – это не вступать в него).

Ободрять других (оптимистам жить легче).

Делать комплименты (учтите, что женщины любят ушами и даже самые умные мужчины легко откликаются на лесть).

«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка» Дневной сон необходим для детей дошкольного возраста. Педиатры и детские невропатологи считают, что сон во время тихого часа должен быть.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация для родителей «Как успокоить ребёнка» Многим родителям знакома ситуация, когда, например, ребёнка надо вечером укладывать спать, а он разыгрался, расшалился и никак не хочет.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Консультация для родителей «Упрямство ребёнка» Ситуации, когда дети капризничают и упрямятся, не редки. Особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Причём, мальчики упрямятся чаще.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.

Режим дня ребёнка. Консультация для родителей Большое значение для здоровья и физического развития ребенка дошкольного возраста имеет режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный.

Источник

Оцените статью