- Эмоционально-волевая регуляция управленческой деятельности
- Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности
- 22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
- Эмоциональная составляющая в управлении персоналом
- Ожидания от персонала
- Что руководитель ожидает от сотрудника:
- Что ожидается от руководителя:
- Потребности персонала
- 3 уровня взаимодействия
- Повышая эмоциональную осознанность, сотрудник сможет:
Эмоционально-волевая регуляция управленческой деятельности
Тесная взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их определяющее влияние на контроль человека за своими состояниями в ходе деятельности зафиксированы в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний. В содержание этого обобщенного понятия входят понятия — эмоций, воли, состояний, а также особенности их проявления в деятельности.
Эмоции (от лат.еmovere — возбуждать, волновать) определяются как одна из форм психического отражения, состоящая в непосредственном, пристрастном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Чувства — это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; они отличаются достаточно высокой стабильностью, сложностью и, как правило, осознанностью. Эмоции и чувства выполняют две основные функции — сигнальную и регулирующую. Воля в качестве психического процесса определяется как сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей. При ее характеристике ключевое значение имеют три следующих понятия — волевого акта (и его структуры), волевого усилия и волевых свойств личности.
В структуре волевого акта выделяются три основных звена (этапа). Первое — это осознание человеком цели и возникновение желания ее достичь. Второй этап — фаза «борьбы мотивов», связанная с выбором между той или иной целью и принятие решения о выборе конкретной цели, а также обобщенного способа ее достижения. Третий этап — реализация принятого решения.
Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней предельно высокой эмоциогенности и стрессогенности (содержит огромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний) и ответственностью, высокими требованиями к эффективности и жесткости регулятивных действий. Управленческая деятельность, как никакая иная, содержит обширный спектр причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции.
«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Г. Селье). «Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен».
В самом общем плане проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс.
Фрустрация (лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — психическое состояние, переживания неудачи, обусловленное невозможностые удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимы* непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.
Резистентность (лат. resistentia — сопротивление, противодействие; син сопротивляемость) организма — устойчивость организма к воздействию повреждающие факторов. Формирование резистентности связано с необходимостью вырабатывание готовности к экстренным действиям в состоянии стресса, исходя из характера фрустрационных реакций личности. Необходимо развитие способности личности ь мобилизации защитных механизмов в угрожающих ситуациях. Имеются в виду каь механизмы психологической защиты, так и биологические механизмы.
Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.
Сейчас в новых условиях жизнедеятельности особое значение приобретают волевые качества руководителя:• упорство в работе;• настойчивость и целеустремленность;• воспитание потребности доводить начатое до конца.
Важной основой работоспособности делового человека является деятельное, хорошее настроение. Мощный интеллектуальный и эмоциональный потенциал — это колоссальный фактор здоровья. Любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы работоспособности. Важное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобы сохранить творческую активность, руководитель должен жить и работать в атмосфере доброжелательности.
Источник
Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
Психическая организация управленческой деятельности не ограничивается только когнитивными, регулятивными и коммуникативными процессами, она включает в себя также эмоциональные, волевые и мотивационные процессы.
Взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их влияние на контроль человека за своими состояниями в ходе деятельности отражены в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний.
Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — форма психического отражения, состоящая в непосредственном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. По сравнению с чувствами эмоции являются более простой формой оценочного, субъективного отношения к действительности. Они развертываются как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Чувства отличаются высокой стабильностью, сложно-
стью и осознанностью; они менее «привязаны» к ситуации и в большей степени характеризуют личность и ее мотивы. Сходство между эмоциями и чувствами в том, что они выступают двумя формами личностного отношения человека к себе самому и к окружающей действительности.
Чувства и эмоции выполняют две основные функции — сигнальную и регулирующую. Выделяют две их основные группы: положительные и отрицательные. Первые обозначают как сте-нические (усиливающие психические возможности человека), вторые — как астенические (негативно влияющие на состояние и деятельность). Существует также обширная сфера амбивалентных (двойственных) чувств и эмоций, характеризующихся сочетанием отрицательных и положительных отношений к одному и тому же предмету.
Эмоциональные процессы состоят из определенных фаз, первая из которых — нарастание эмоционального напряжения, затем следует фаза разрешения, снятия напряженности. Для чувств нехарактерен параметр фазовости, так как они являются стабильными формами отношений. Выделяют интеллектуальные, моральные, эстетические и праксические чувства (от греч. praxis — дело, занятие).
Эмоции классифицируются по степени их интенсивности. При минимальной выраженности они выступают как окраска какого-либо психического процесса — в форме эмоционального фона. Выделяясь в самостоятельный процесс, они приобретают форму эмоционального переживания, а в предельно выраженном виде — форму аффекта. Стрессовые состояния и настроения тоже считаются основными формами эмоциональных отношений.
Воля как психический процесс определяется в качестве сознательной регуляции человеком своего поведения и деятельности. Она обеспечивает преодоление трудностей при достижении целей. Ключевое значение при ее характеристике имеют такие понятия, как волевой акт, волевое усилие и волевые свойства личности.
Структура волевого акта включает в себя три основных этапа: 1) осознание человеком цели и желание ее достичь; 2) «борьба мотивов», связанная с выбором цели; 3) реализация принятого решения и преодоление возникающих при этом трудностей.
Все этапы данного акта требуют волевого усилия, связанного с преодолением импульсивных желаний и потребностей. Волевое усилие может принимать форму побуждения, запрета, поддержания работоспособности, контроля, сопротивления внешним помехам.
Наиболее значимые волевые процессы — самостоятельность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание. Производные от них свойства — дисциплинированность, смелость, стойкость. Тесная взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов приводит к тому, что в реальном поведении они неразделимы и переживаются человеком в форме психических состояний. Это — вся психика, ее содержание, но на определенном интервале ее функционирования. Психические состояния изучает специальная область психологии — психология функциональных состояний.
Все основные типы состояний с их закономерностями сохраняются в деятельности руководителя, но и часто проявляются в наиболее отчетливой форме. Классифицируются они по степени интенсивности: по содержанию (утомление, воодушевление, фрустрация, тревога и др.), по видам деятельности (игровой, учебной, трудовой), по тону (положительные, отрицательные, амбивалентные), по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).
Структура любого состояния состоит из двух компонентов: содержательного и динамического. На эффективность выполнения деятельности большое влияние оказывает как содержание состояний, так и его интенсивность. Энергетический фон, сопровождающий выполнение деятельности, обозначают понятием уровня активации. Он меняется в широком диапазоне значений, для обозначения которого в психологии используется понятие «континуум активации» или «шкала уровней бодр-
ствования». Следующие состояния рассматриваются в качестве таких уровней: кома, глубокий сон, быстрый сон, поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс.
Эффективность деятельности руководителя зависит от уровня активации: она снижается на слишком высоком и слишком низком уровнях. Впервые эту зависимость обнаружили американские ученые Р. Йеркс и Д. Додсон. Называется она «закон Йеркса — Додсона», или закон «оптимума активации». Существует также связь между степенью деструктивного (негативного) влияния психических состояний и сложностью процессов, на которые оказывается это влияние. Например, под действием утомления или стресса сначала снижаются интеллектуальные функции, а затем, и в значительно меньшей мере, более простые — моторные, исполнительские.
В управленческой деятельности мощная группа эмоцио-генных факторов связана с межличностными отношениями. Сложность этой деятельности, трудные условия ее реализации в сочетании с ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Именно такая деятельность требует постоянного включения волевых процессов. В психологии управленческой деятельности выделяют круг наиболее типичных аспектов эмоционально-волевой регуляции, наиболее значимых для ее организации. Это — проблемы стресса, фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистенции руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности.
Источник
Эмоциональная составляющая в управлении персоналом
Какие типы мышления можно развивать?
- Стратегическое — способность к многомерному моделированию и перспективному видению (важный навык для управленческой команды).
- Системное — способность смотреть на организацию как на систему, рассматривать себя как элемент системы, включенный в связи с другими элементами (важный навык эффективного руководителя).
- Аналитическое — способность разложить целое на составляющие(важный навык эффективного руководителя).
- Креативное — способность смотреть на вещи под разными углами, с разных перспектив, находить новые ракурсы, искать новые возможности, принимать нестандартные решения (важный навык для многих руководителей и сотрудников, которые не ограничены рамками должностной инструкции).
- Эмоциональное — способность замечать эмоциональный фон в себе и в окружающих, понимать природу эмоций, уметь выбирать свою реакцию и влиять на эмоции других людей (важный навык в управлении персоналом, лидерстве, управлении коммуникацией с внутренним и внешним клиентом).
- Речевое — мышление вовремя речи и речь вовремя мышления, способность легко и ясно доносить свои мысли до слушателей (необходимый навык в презентациях и публичных выступлениях, в продажах, переговорах, при проведении совещаний).
Если вы вспомните продуктивных людей в различных сферах деятельности, на разных уровнях организационной лестницы, то наверняка у всех вы найдете одну общую черту, которая по — разному проявляется. Чаще всего это люди, которые излучают радость и удовольствие, с ними приятно вести дела, они гибко реагируют на потребности коллег и клиентов, они умеют изменять свои эмоции и влиять на эмоции других, они привносят позитивную энергию в то, с чем имеют дело.
И это аспекты эмоционального мышления. Именно оно как лакмусовая бумажка определит, кто преуспеет, а кто- нет, кто всегда недоволен, а кто счастлив, кто умеет строить длительные отношения с коллегами, руководителем, клиентами, а кто только ожидает к себе особого отношения, ни капли не заботясь о других.
Ожидания от персонала
Для начала давайте обратим внимание на то, что ожидается от сотрудника и от руководителя в бизнесе, кроме технического выполнения функциональных задач. То есть нас интересует социально — психологический аспект работы человека в организации.
Что руководитель ожидает от сотрудника:
- принимать адекватные решения в рамках своего функционала;
- заботливо и профессионально общаться с клиентами;
- эффективно решать проблемные ситуации;
- продуктивно взаимодействовать с коллеги;
- регулировать свое эмоциональное состояние.
Что ожидается от руководителя:
- эффективно ставить задачи, обучать, мотивировать, поддерживать;
- принимать адекватные решения;
- регулировать свое эмоциональное состояние;
- эффективно решать проблемные ситуации;
- корректно давать обратную связь;
- развивать и вдохновлять свою команду.
Потребности персонала
Приходя в компанию человек всегда соотносит то, что от него ожидают со своими потребностями. Каковы же потребности любого человека, приходящего в организацию? Если обобщить различные концепции по этому поводу и просто обратить внимания на свои внутренние ощущения, то практически каждому из нас хочется
- продуктивно выполнять свою работу;
- быть оцененным по заслугам;
- иметь право на ошибку;
- иметь право высказывать свое мнение, предлагать идеи;
- получить поддержку, при необходимости;
- общаться с позитивными коллегами;
- быть на своем месте и чувствовать себя комфортно.
Если совместить потребности и ожидания, то связующим звеном между ними, станет присутствие эмоционального мышления и осуществление эмоционально адекватного взаимодействия.
3 уровня взаимодействия
В ежедневной деятельности мы взаимодействуем друг с другом на 3х уровнях:
- ментальном (обмен идеями, задачами, информацией),
- эмоциональном (распознавание, выражение, изменение эмоционального состояния- своего, клиента, партнера),
- физическом (рукопожатие, дружеские объятия, похлопывания по плечу).
Последние открытия в области нейропсихологии мозга показывают, что когда человек испытывает удовольствие, радость, приятные эмоции, выделяется серотонин, который приводит в действие наиболее высокий уровень ментальной активности. Это значит, что человек может повысить свою продуктивность, генерировать творческие идеи, быстрее справляться с задачами, качественно выполнять свою работу, обучившись поднимать эмоциональный тон.
Когда сотрудник сталкивается с эмоционально окрашенными ситуациями — с жесткими сроками, трудной задачей, требовательным клиентом , внезапными изменениями, авторитарным руководителем или «террариумом единомышленников», большим вызовом для него становится сохранить эмоциональную целостность и быть продуктивным. Просто чаще всего люди не знают, как эти управлять.
Японцы приходят друг к другу с поклонами, подарками и благодарностями, и никто не удивляется: уважать и признавать друг друга – это норма поведения в их культуре.
Американский психолог Эрик Берн определили это как «психологический кислород»: психологическая потребность человека в поглаживаниях. Он выделяет четыре типа поглаживаний:
- позитивные (благодарность, похвала) и негативные (критика);
- безусловные (за личность: «ценю тебя как прекрасного человека») и условные (за действия: «вы отлично справились с этим проектом»);
- внутренние (хвалить и благодарить себя) и социальные (других);
- физические (обнять, похлопать по плечу, пожать руку) и психологические (слова и невербальное одобрение).
Обычной платой за низкий уровень эмоциональной компетентности является
- недовольства, обиды, раздражения (часто под маской»у меня все отлично»)
- плохие, поверхностные отношения
- неприятие со стороны коллег
- торможение в рабочих процессах
- конфликтные ситуации
- скрытый (или явный) саботаж
- увольнение сотрудников (говорят «приходят на работу, а уходят от руководителя»)
Как же руководитель или специалист в компании может избежать подобных результатов? Для этого важно вывести на осознанный уровень понимание, что происходит с ним и коллегами на эмоциональном уровне, какова природа этих эмоций и как ими управлять. А то, что мы осознаем, мы можем либо изменить, либо принять, либо поменять к этому отношение. У человека всегда есть выбор!
Таким образом эмоциональное мышление — это инструмент достижения успеха для тех людей, профессии которых относятся к сфере «человек- человек»: руководители, продавцы, менеджеры проектов, HR- менеджеры, тренеры, РR- менеджеры и т.д.
Повышая эмоциональную осознанность, сотрудник сможет:
- сохранять продуктивное состояние в течении дня;
- адекватно реагировать на вызовы в работе;
- стать более уравновешенным;
- перестать обвинять, раздражаться, выплескивать негатив;
- выстраивать продуктивное взаимодействие с клиентами, подчиненными, коллегами;
- создавать и поддерживать долгосрочные отношения;
- стать эмоционально целостным.
Эмоциональное мышление — это рабочий навык, который существенно усилит как руководителей так и специалистов вашей компании. А успех любой компании во многом зависит от эмоционального состояния сотрудников!
Источник