Эмоциональное состояние управленческой деятельности

Эмоционально-волевая регуляция управленческой деятельности

Тесная взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их определяющее влияние на контроль человека за своими состояниями в ходе деятельности зафиксированы в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний. В содержание этого обобщенного понятия входят понятия — эмоций, воли, состояний, а также особенности их проявления в деятельности.

Эмоции (от лат.еmovere — возбуждать, волновать) определяются как одна из форм психического отражения, состоящая в непосредственном, пристрастном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Чувства — это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; они отличаются достаточно высокой стабильностью, сложностью и, как правило, осознанностью. Эмоции и чувства выполняют две основные функции — сигнальную и регулирующую. Воля в качестве психического процесса определяется как сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей. При ее характеристике ключевое значение имеют три следующих понятия — волевого акта (и его структуры), волевого усилия и волевых свойств личности.

В структуре волевого акта выделяются три основных звена (этапа). Первое — это осознание человеком цели и возникновение желания ее достичь. Второй этап — фаза «борьбы мотивов», связанная с выбором между той или иной целью и принятие решения о выборе конкретной цели, а также обобщенного способа ее достижения. Третий этап — реализация принятого решения.

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней предельно высокой эмоциогенности и стрессогенности (содержит огромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний) и ответственностью, высокими требованиями к эффективности и жесткости регулятивных действий. Управленческая деятельность, как никакая иная, содержит обширный спектр причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Г. Селье). «Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен».

В самом общем плане проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс.

Фрустрация (лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — психическое состояние, переживания неудачи, обусловленное невозможностые удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимы* непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Резистентность (лат. resistentia — сопротивление, противодействие; син сопротивляемость) организма — устойчивость организма к воздействию повреждающие факторов. Формирование резистентности связано с необходимостью вырабатывание готовности к экстренным действиям в состоянии стресса, исходя из характера фрустрационных реакций личности. Необходимо развитие способности личности ь мобилизации защитных механизмов в угрожающих ситуациях. Имеются в виду каь механизмы психологической защиты, так и биологические механизмы.

Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Пер­воначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

Сейчас в новых условиях жизнедеятельности особое значение приобретают волевые качества руководителя:• упорство в работе;• настойчивость и целеустремленность;• воспитание потребности доводить начатое до конца.

Читайте также:  Укол вакцины не чувствуется

Важной основой работоспособности делового человека является деятельное, хорошее настроение. Мощный интеллектуальный и эмоциональный потенциал — это колоссальный фактор здоровья. Любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы работоспособности. Важное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобы сохранить творческую активность, руководитель должен жить и работать в атмосфере доброжелательности.

Источник

Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности

22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний

Психическая организация управленческой деятельности не ограничивается только когнитивными, регулятивными и коммуникативными процессами, она включает в себя также эмоциональные, волевые и мотивационные процессы.

Взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их влияние на контроль человека за своими состояниями в ходе деятельности отражены в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний.

Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — форма психического отражения, состоящая в непосредственном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. По сравнению с чувствами эмоции являются более простой формой оценочного, субъективного отношения к действительности. Они развертываются как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Чувства отличаются высокой стабильностью, сложно-

стью и осознанностью; они менее «привязаны» к ситуации и в большей степени характеризуют личность и ее мотивы. Сходство между эмоциями и чувствами в том, что они выступают двумя формами личностного отношения человека к себе самому и к окружающей действительности.

Чувства и эмоции выполняют две основные функции — сигнальную и регулирующую. Выделяют две их основные группы: положительные и отрицательные. Первые обозначают как сте-нические (усиливающие психические возможности человека), вторые — как астенические (негативно влияющие на состояние и деятельность). Существует также обширная сфера амбивалентных (двойственных) чувств и эмоций, характеризующихся сочетанием отрицательных и положительных отношений к одному и тому же предмету.

Эмоциональные процессы состоят из определенных фаз, первая из которых — нарастание эмоционального напряжения, затем следует фаза разрешения, снятия напряженности. Для чувств нехарактерен параметр фазовости, так как они являются стабильными формами отношений. Выделяют интеллектуальные, моральные, эстетические и праксические чувства (от греч. praxis — дело, занятие).

Эмоции классифицируются по степени их интенсивности. При минимальной выраженности они выступают как окраска какого-либо психического процесса — в форме эмоционального фона. Выделяясь в самостоятельный процесс, они приобретают форму эмоционального переживания, а в предельно выраженном виде — форму аффекта. Стрессовые состояния и настроения тоже считаются основными формами эмоциональных отношений.

Воля как психический процесс определяется в качестве сознательной регуляции человеком своего поведения и деятельности. Она обеспечивает преодоление трудностей при достижении целей. Ключевое значение при ее характеристике имеют такие понятия, как волевой акт, волевое усилие и волевые свойства личности.

Структура волевого акта включает в себя три основных этапа: 1) осознание человеком цели и желание ее достичь; 2) «борьба мотивов», связанная с выбором цели; 3) реализация принятого решения и преодоление возникающих при этом трудностей.

Все этапы данного акта требуют волевого усилия, связанного с преодолением импульсивных желаний и потребностей. Волевое усилие может принимать форму побуждения, запрета, поддержания работоспособности, контроля, сопротивления внешним помехам.

Наиболее значимые волевые процессы — самостоятельность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание. Производные от них свойства — дисциплинированность, смелость, стойкость. Тесная взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов приводит к тому, что в реальном поведении они неразделимы и переживаются человеком в форме психических состояний. Это — вся психика, ее содержание, но на определенном интервале ее функционирования. Психические состояния изучает специальная область психологии — психология функциональных состояний.

Все основные типы состояний с их закономерностями сохраняются в деятельности руководителя, но и часто проявляются в наиболее отчетливой форме. Классифицируются они по степени интенсивности: по содержанию (утомление, воодушевление, фрустрация, тревога и др.), по видам деятельности (игровой, учебной, трудовой), по тону (положительные, отрицательные, амбивалентные), по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).

Читайте также:  Что делать если у моей сестры депрессия

Структура любого состояния состоит из двух компонентов: содержательного и динамического. На эффективность выполнения деятельности большое влияние оказывает как содержание состояний, так и его интенсивность. Энергетический фон, сопровождающий выполнение деятельности, обозначают понятием уровня активации. Он меняется в широком диапазоне значений, для обозначения которого в психологии используется понятие «континуум активации» или «шкала уровней бодр-

ствования». Следующие состояния рассматриваются в качестве таких уровней: кома, глубокий сон, быстрый сон, поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс.

Эффективность деятельности руководителя зависит от уровня активации: она снижается на слишком высоком и слишком низком уровнях. Впервые эту зависимость обнаружили американские ученые Р. Йеркс и Д. Додсон. Называется она «закон Йеркса — Додсона», или закон «оптимума активации». Существует также связь между степенью деструктивного (негативного) влияния психических состояний и сложностью процессов, на которые оказывается это влияние. Например, под действием утомления или стресса сначала снижаются интеллектуальные функции, а затем, и в значительно меньшей мере, более простые — моторные, исполнительские.

В управленческой деятельности мощная группа эмоцио-генных факторов связана с межличностными отношениями. Сложность этой деятельности, трудные условия ее реализации в сочетании с ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Именно такая деятельность требует постоянного включения волевых процессов. В психологии управленческой деятельности выделяют круг наиболее типичных аспектов эмоционально-волевой регуляции, наиболее значимых для ее организации. Это — проблемы стресса, фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистенции руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности.

Источник

Эмоциональная составляющая в управлении персоналом

Какие типы мышления можно развивать?

  • Стратегическое — способность к многомерному моделированию и перспективному видению (важный навык для управленческой команды).
  • Системное — способность смотреть на организацию как на систему, рассматривать себя как элемент системы, включенный в связи с другими элементами (важный навык эффективного руководителя).
  • Аналитическое — способность разложить целое на составляющие(важный навык эффективного руководителя).
  • Креативное — способность смотреть на вещи под разными углами, с разных перспектив, находить новые ракурсы, искать новые возможности, принимать нестандартные решения (важный навык для многих руководителей и сотрудников, которые не ограничены рамками должностной инструкции).
  • Эмоциональное — способность замечать эмоциональный фон в себе и в окружающих, понимать природу эмоций, уметь выбирать свою реакцию и влиять на эмоции других людей (важный навык в управлении персоналом, лидерстве, управлении коммуникацией с внутренним и внешним клиентом).
  • Речевое — мышление вовремя речи и речь вовремя мышления, способность легко и ясно доносить свои мысли до слушателей (необходимый навык в презентациях и публичных выступлениях, в продажах, переговорах, при проведении совещаний).

Если вы вспомните продуктивных людей в различных сферах деятельности, на разных уровнях организационной лестницы, то наверняка у всех вы найдете одну общую черту, которая по — разному проявляется. Чаще всего это люди, которые излучают радость и удовольствие, с ними приятно вести дела, они гибко реагируют на потребности коллег и клиентов, они умеют изменять свои эмоции и влиять на эмоции других, они привносят позитивную энергию в то, с чем имеют дело.

И это аспекты эмоционального мышления. Именно оно как лакмусовая бумажка определит, кто преуспеет, а кто- нет, кто всегда недоволен, а кто счастлив, кто умеет строить длительные отношения с коллегами, руководителем, клиентами, а кто только ожидает к себе особого отношения, ни капли не заботясь о других.

Ожидания от персонала

Для начала давайте обратим внимание на то, что ожидается от сотрудника и от руководителя в бизнесе, кроме технического выполнения функциональных задач. То есть нас интересует социально — психологический аспект работы человека в организации.

Что руководитель ожидает от сотрудника:

  • принимать адекватные решения в рамках своего функционала;
  • заботливо и профессионально общаться с клиентами;
  • эффективно решать проблемные ситуации;
  • продуктивно взаимодействовать с коллеги;
  • регулировать свое эмоциональное состояние.
Читайте также:  Эмоция бей копытом фортнайт

Что ожидается от руководителя:

  • эффективно ставить задачи, обучать, мотивировать, поддерживать;
  • принимать адекватные решения;
  • регулировать свое эмоциональное состояние;
  • эффективно решать проблемные ситуации;
  • корректно давать обратную связь;
  • развивать и вдохновлять свою команду.

Потребности персонала

Приходя в компанию человек всегда соотносит то, что от него ожидают со своими потребностями. Каковы же потребности любого человека, приходящего в организацию? Если обобщить различные концепции по этому поводу и просто обратить внимания на свои внутренние ощущения, то практически каждому из нас хочется

  • продуктивно выполнять свою работу;
  • быть оцененным по заслугам;
  • иметь право на ошибку;
  • иметь право высказывать свое мнение, предлагать идеи;
  • получить поддержку, при необходимости;
  • общаться с позитивными коллегами;
  • быть на своем месте и чувствовать себя комфортно.

Если совместить потребности и ожидания, то связующим звеном между ними, станет присутствие эмоционального мышления и осуществление эмоционально адекватного взаимодействия.

3 уровня взаимодействия

В ежедневной деятельности мы взаимодействуем друг с другом на 3х уровнях:

  • ментальном (обмен идеями, задачами, информацией),
  • эмоциональном (распознавание, выражение, изменение эмоционального состояния- своего, клиента, партнера),
  • физическом (рукопожатие, дружеские объятия, похлопывания по плечу).

Последние открытия в области нейропсихологии мозга показывают, что когда человек испытывает удовольствие, радость, приятные эмоции, выделяется серотонин, который приводит в действие наиболее высокий уровень ментальной активности. Это значит, что человек может повысить свою продуктивность, генерировать творческие идеи, быстрее справляться с задачами, качественно выполнять свою работу, обучившись поднимать эмоциональный тон.

Когда сотрудник сталкивается с эмоционально окрашенными ситуациями — с жесткими сроками, трудной задачей, требовательным клиентом , внезапными изменениями, авторитарным руководителем или «террариумом единомышленников», большим вызовом для него становится сохранить эмоциональную целостность и быть продуктивным. Просто чаще всего люди не знают, как эти управлять.

Японцы приходят друг к другу с поклонами, подарками и благодарностями, и никто не удивляется: уважать и признавать друг друга – это норма поведения в их культуре.

Американский психолог Эрик Берн определили это как «психологический кислород»: психологическая потребность человека в поглаживаниях. Он выделяет четыре типа поглаживаний:

  1. позитивные (благодарность, похвала) и негативные (критика);
  2. безусловные (за личность: «ценю тебя как прекрасного человека») и условные (за действия: «вы отлично справились с этим проектом»);
  3. внутренние (хвалить и благодарить себя) и социальные (других);
  4. физические (обнять, похлопать по плечу, пожать руку) и психологические (слова и невербальное одобрение).

Обычной платой за низкий уровень эмоциональной компетентности является

  • недовольства, обиды, раздражения (часто под маской»у меня все отлично»)
  • плохие, поверхностные отношения
  • неприятие со стороны коллег
  • торможение в рабочих процессах
  • конфликтные ситуации
  • скрытый (или явный) саботаж
  • увольнение сотрудников (говорят «приходят на работу, а уходят от руководителя»)

Как же руководитель или специалист в компании может избежать подобных результатов? Для этого важно вывести на осознанный уровень понимание, что происходит с ним и коллегами на эмоциональном уровне, какова природа этих эмоций и как ими управлять. А то, что мы осознаем, мы можем либо изменить, либо принять, либо поменять к этому отношение. У человека всегда есть выбор!

Таким образом эмоциональное мышление — это инструмент достижения успеха для тех людей, профессии которых относятся к сфере «человек- человек»: руководители, продавцы, менеджеры проектов, HR- менеджеры, тренеры, РR- менеджеры и т.д.

Повышая эмоциональную осознанность, сотрудник сможет:

  • сохранять продуктивное состояние в течении дня;
  • адекватно реагировать на вызовы в работе;
  • стать более уравновешенным;
  • перестать обвинять, раздражаться, выплескивать негатив;
  • выстраивать продуктивное взаимодействие с клиентами, подчиненными, коллегами;
  • создавать и поддерживать долгосрочные отношения;
  • стать эмоционально целостным.

Эмоциональное мышление — это рабочий навык, который существенно усилит как руководителей так и специалистов вашей компании. А успех любой компании во многом зависит от эмоционального состояния сотрудников!

Источник

Оцените статью