Эмоциональное состояние у медсестер

Стресс в профессиональной деятельности медицинской сестры

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ.

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом зa больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены(день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники).

Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше.

Профессия медсестры является одной из самых сложных в мире, так как требует повышенной самоотдачи, постоянного совершенствования собственных навыков, предельной концентрации внимания, эмоциональной устойчивости, постоянного чувства личной ответственности за жизнь и здоровье своих пациентов.

Стресс медсестры на рабочем месте: закономерность или случайность?

Стресс в работе медсестры, нередко приводящий к эмоциональному выгоранию, в значительной степени обусловлен личностными особенностями.

Существует три типа медсестер, наиболее подверженных стрессу:

Люди этого типа обычно являются перфекционистами, испытывают болезненную тягу к аккуратности и идеальному порядку (часто во вред себе).

Даже в случае небольшой неудачи или незначительного отклонения от задуманных результатов работы эти люди почти перестают испытывать удовлетворение от процесса деятельности.

К данному типу поведения склонны личности, у которых преобладают лидерские качества, желание держать первенство даже в самых незначительных вещах, неумение уступать, несговорчивость.

Страх быть обойденными другими коллегами и боязнь потери собственного авторитета из-за мелкой неудачи постоянно сопровождают этих людей.

Люди этого типа настолько близко принимают все к сердцу, что это в буквальном смысле становится патологией: чужая боль для них сродни собственной, отзывчивость не знает границ, а смерть пациента может привести к глубокой депрессии и суицидальным мыслям.

Чем опасен стресс в работе медсестры?

Частое эмоциональное перенапряжение приводит к увеличению вероятности возникновения соматических заболеваний, мигреней, повышению артериального давления, снижению устойчивости иммунитета к простудным заболеваниям.

Кроме того, большинство медсестер испытывают колоссальные производственные нагрузки по причине круглосуточной вовлеченности в процесс приема пациентов, число которых нередко превышает нормативные показатели. Влияет на интенсивность стресса и низкая техническая оснащенность рабочих мест.

Каким образом можно снизить стресс медсестры на рабочем месте?

Огромное значение в профилактике стресса в работе медсестры занимает правильная психологическая подготовка к выполнению профессионального долга:

  • тренинги, обеспечивающие постоянный личностный и профессиональный рост;
  • обучение действенным стилям коммуникациии методам разрешения конфликтов;
  • программы, направленные на повышение эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, позитивное мышление;
  • помощь в формировании доброжелательной атмосферыв коллективе.

Дополнительные способы снижения стресса в работе медсестры:

1) Поиск интересов, не относящихся к профессиональной деятельности

Сюда входят хобби, приносящие положительные эмоции, чтение развивающей литературы, вышивание, рисование, игра на музыкальных инструментах, посещение концертов, выставок, фестивалей.

2) Забота о своем здоровье

Работа медсестры напрямую зависит от физических возможностей ее организма, поэтому необходимо придерживаться правильного режима питания и сна, здорового образа жизни в целом.

  • Желательно спать не менее 8 часов в сутки, делать зарядку, совершать пробежки.
  • Дыхательная гимнастика, йога, плавание бассейн, баня, массаж– все это является прекрасным помощником в борьбе со стрессом и эмоциональным выгоранием.

3) Открытость всему новому

Крайне желательно не замыкаться на достигнутом, встречаться с коллегами для обмена профессиональным опытом, посещать различные семинары и конференции, где можно почерпнуть передовой опыт и современные знания о профессии.

4) Коррекция собственного поведения

Включает навыки ухода от стрессов, избегание общения с неприятными людьми по мере возможности, смена способа взаимодействия с коллегами.

  • Люди данной профессии должны вести диалоги с собой и окружающими, чтобы быть способными проводить достаточно полный самоанализ;
  • разумно использовать самовнушение в случае необходимости;
  • также необходим поиск грамотных путей преодоления психологической несовместимости с коллегами.

Важно: медсестрам следует преодолевать в себе излишний перфекционизм, понимать, что они такие же люди, как и все остальные. В запущенных случаях человек вообще перестает говорить о своих личных проблемах, прочно слившись с образом «железного работника».

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Читайте также:  Почему иногда нет настроения без причины

Причинами усталости и нервозности можно также назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объем канцелярско-оформительской работы, низкую техническую оснащенность рабочих мест

Работа медсестры связана с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Есть еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие лекарственных средств для оказания помощи, отсутствие материальной заинтересованности) и завышенные требования к медсестре, необходимость сочетания профессиональных обязанностей с семейными обязанностями.

Действие постоянного стресса ведет к развитию нервного истощения. В здравоохранении нервное истощение определяется, как потеря интереса и отсутствие внимания к людям, с которыми вы работаете. Эмоциональное истощение, выражается в том, что медсестра больше не выражает ни каких позитивных, симпатий или уважения к пациенту.

Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

  1. Физическое истощение, частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшении аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью).
  2. Психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, развивается депрессия. В своем развитии нервное истощение проходит несколько стадий: Энтузиазм. Застой. Неудовлетворенность. Уход (депрессия).

Осуществлять меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше. Основная роль принадлежит организации труда: постановка реальных задач и целей.

С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций в своей деятельности опирайтесь на следующие принципы:

  1. Изучайте свои служебные обязанности и постарайтесь ответить себе на вопросы: В чем состоит моя работа? Хорошо ли я работаю? Куда могу обратиться за помощью? Мои конкретные действия и взаимодействия с другими членами команды.
  2. Планируйте свой день. Определите цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно».
  3. Сосредоточитесь на успехи. В любом случае подход должен быть только положительным.
  4. Не стремитесь делать больше, чем можете. Главное – стремитесь не к абсолютному совершенству, а к совершенству в рамках ваших возможностей.
  5. Не забывайте об отдыхе. Короткие, но регулярные периоды отдыха, более ценны, чем пара часов расслабления в конце дня. 2 часа работы – 15 минут отдыха.

Борьба с психологическими стрессами.

Необходимо научиться вести себя в конфликтной ситуации, бороться с влияниями стресса.

  1. Снять напряжение помогает сознательное отношение к « психологическому осадку», чтобы отбросить его нужно идти быстро, не « копаться» в себе
  2. Не пугать себя. Помните, что никто не является совершенством. Совершенство – это идеал. Гордитесь тем, что прилагаете все усилия для достижения совершенства.
  3. Улыбнитесь, сделайте вид, что ничего не произошло. Спросите себя, какой опыт вы приобрели.
  4. Ваше постоянное самопожертвование никому не поможет.
  5. Вы не смогли сделать все. Похвалите себя, сосредоточившись на том положительном, что вам удалось сделать за день.
  6. Умыться, подержать под водой руки с мыслью, что вода смывает и уносит все негативные мысли и чувства.

Источник

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА РАБОТУ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

Медицинская сестра на современном этапе является одной из ключевых фигур в улучшении качества жизни больного. Это активный участник профилактического и лечебно-диагностического направлений при оказании медицинской помощи, способный к самостоятельной работе в составе единой команды. Реформирование системы сестринского дела выдвигает особые требования к личности медицинской сестры. Пациенты ориентируются не только на профессиональные знания, умения и навыки, но и на личностные качества медицинской сестры: насколько она должна быть внимательной и отзывчивой, располагать к себе, вызывать желание общаться, так как сами они находятся в стрессовой ситуации в силу возникшего или обострившегося заболевания [1, c .12].

Сестринский персонал, эмоционально включаясь в общение с пациентами и их родственниками, соприкасаясь с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, ответственностью за жизнь и здоровье других людей, часто теряет свое физическое и психическое здоровье. Как следствие, возникают такие эмоции, как безразличие, черствость, нежелание помочь и поддержать больных в их проблемах, нежелание работать и неумение отдыхать и т.п. Это может привести к формированию синдрома эмоционального выгорания, как ответной реакции на продолжительные стрессы в процессе общения с другими людьми [3].

Термин «выгорание» был введен в профессиональный лексикон в 1970-х годах американским психологом Гербертом Фрейденбергером. Он использовал его для описания последствий сильного стресса и стремлении к высоким идеалам в «помогающих» профессиях. Врачи и медсестры, например, которые жертвуют собой ради других, часто оказываются «выжженными» – измученными, вялыми и неспособными справиться со своей работой.

Стрессовый образ жизни сестринского персонала может поставить его под крайнее давление до такой степени, что они чувствуют себя истощенными, пустыми, сгоревшими и неспособными справляться с делами. Стресс на работе также может вызывать физические и психические симптомы. Возможные причины включают в себя: постоянный перегруз работой, невозможно выполнить всё качественно, находясь под давлением времени, конфликты с коллегами и больными. В основе этого может также лежать крайняя приверженность, в результате которой медперсонал пренебрегает своими собственными потребностями.

Читайте также:  Не чувствую беременности кто родится

Проблемы, вызванные со стрессом на работе, являются распространенной причиной для взятия отпуска по болезни. Но иногда изменения в рабочей среде и более конкретная поддержка в повседневной жизни уже могут помочь с такими вещами, как проблемы на рабочем месте или стресс от ухода за больными родственниками.

Утомление – это нормальная реакция на стресс, а не признак болезни.

Некоторые ученые считают, что за выгоранием стоят другие состояния – такие как депрессия или тревожное расстройство. Физические заболевания могут также вызывать симптомы, подобные выгоранию. Раннее диагностирование выгорания может означать, что реальные проблемы не идентифицированы и не обработаны надлежащим образом. Считается, что выгорание имеет широкий спектр симптомов. Нет общего согласия относительно того, какие из них являются частью выгорания, а какие – нет. Но все определения, данные до сих пор, разделяют идею о том, что симптомы, как полагают, вызваны стрессом, связанным с работой или другими видами стресса.

Есть три основные области симптомов, которые считаются признаками выгорания медицинских сестер [4]:

1. Истощение. Медперсонал эмоционально истощен, не справляется, устает и падает от бессилия, ем не хватает энергии. Физические симптомы включают такие, как боль и проблемы с желудком или кишечником.

2. Отчуждение от связанной с работой деятельности. Врачи и медсестры, которые выгорают, находят свою работу все более напряженной и разочаровывающей. Они могут начать цинично относиться к своим условиям труда, коллегам, пациентам. В то же время они могут все больше дистанцироваться эмоционально и начать чувствовать онемение от своей работы.

3. Снижение производительности. Выгорание в основном влияет на повседневные задачи на работе, дома или при уходе за членами семьи. Сестринский персонал с выгоранием очень негативно относятся к своим задачам, им трудно сосредоточиться, они вялые, им не хватает творчества.

Симптомы, которые говорят, что у человека выгорание, как правило, могут иметь другие причины, в том числе психических или психосоматических заболеваний, таких как депрессия, тревожные расстройства или синдром хронической усталости. Некоторые физические болезни или приём некоторых лекарств могут также вызывать такие симптомы, как истощение и усталость. Также, эмоциональное выгорание нередко ставят в один ряд с депрессией у медицинских работников. В данном сравнении общих признаков больше, чем со стрессом, но все равно есть и весомые различия.

К одним из общих признаков можно отнести апатию и безучастность, потерю интереса к тем сферам жизни, которые раньше приносили удовольствие. Но главное отличие, несомненно, выражается в том, что депрессия представляет собой более глубокое и сложноустроенное психическое заболевание, причины которого могут быть различны. Эмоциональное выгорание, как правило, практически во многих случаях связано с переутомлением в рабочих и личных сферах жизни медсестер.

Некоторые симптомы, которые считаются типичными для выгорания, также проявляются при депрессии. К ним относятся: крайняя усталость, снижение производительности. По причине того, что симптомы подобны, некоторые люди могут думать, что у них выгорание, хотя на самом деле у них болезнь. Например, при выгорании большинство проблем связаны с работой в медицинских учреждениях. В депрессии негативные мысли и чувства касаются не только работы, но и всех сфер жизни. Другие типичные симптомы депрессии включают: низкая самооценка, безнадежность и суицидальные тенденции.

Они не рассматриваются как типичные симптомы выгорания. Таким образом, медицинские сестры с выгоранием не всегда имеют депрессию. Но выгорание может увеличить риск депрессии. Усталость и эмоциональное выгорание также являются абсолютно разными понятиями. Первое состояние может являться следствием усталости после интенсивной тренировки или незапланированно долгого мыслительного процесса. После усталости человек может восстановить свои силы гораздо легче и быстрее, в отличие от эмоционального выгорания.

Как правило, первопричиной и источником появления у сестринского персонала признаков данного состояния является следствие интенсивной профессиональной деятельности, когда рабочая обстановка наиболее загружена и требует сверх предусмотренной концентрации, приводящей как к физическому, так и психическому истощению. К некоторым конкретным причинам можно отнести следующие положения [4]:

однотипные и монотонные задачи, которые систематически выполняются медсестрами, не принося им никакого результата или личностного роста;

хаотичное распределение обязанностей и должностей в трудовом коллективе, ведущее к постоянной путанице и стрессу;

отсутствие удовлетворенного результата от проделанной работы и неполучение обратной связи за качественно выполненные цели и задачи.

Помимо профессиональной деятельности эмоциональное выгорание может возникнуть также в связи с личной сферой жизни медперсонала. Такими причинами являются нездоровый образ жизни, проблемы со сном, возложения максимальной ответственности на себя без перераспределения обязанностей между другими, а также проблемные отношения с близкими и родными. Говоря об эмоциональном состоянии в целом, стоит отметить, что оно связано с изменением некоторых личностных характеристик: человек становится апатичным, раздражительным, безразличным, и перестает наслаждаться теми вещами, которые раньше его радовал.

Читайте также:  Девушка сказала что у нее пропали все чувства ко мне

Психологи выделяют четыре этапа эмоционального выгорания у медицинских сестер [5]:

Первая стадия связана с появлением чрезмерной усталости и перенапряжения. Снижается интерес не только к рабочим моментам, но и перестает радовать любимое хобби.

Вторая стадия уже включает в себя появление бессонницы и беспричинного чувства постоянной тревоги и переживаний.

Последние две стадии являются наиболее психологически опасными для личности. На третьем этапе у медработников могут начаться проблемы со здоровьем и появиться не прекращаемая раздражительность, которая будет перерастать в тревогу.

Четвертая, последняя, стадия характеризуется тем, что тревога, напряжение, проблемы со здоровьем, апатия к привычным любимым вещам начнут истощать и изводить психологическое состояние медсестер.

Деятельность медработников среднего звена имеет свои отличительные черты: предусматривает процесс взаимодействия персонала и пациентов и эмоциональную интенсивность, психофизическое напряжение и иные факторы, которые вызывают стресс. Медицинской сестре надо иметь следующие качества: терпимость, внимательность, сочувствие, гуманность и преданность к профессии. Дежурства, большая нагрузка требуют значительной функциональной активности, влияние внешних и внутренних воздействий на организм, адаптационный ресурс личности устанавливают функциональные резервы и их отличительные черты в проявлении деструкции среднего медперсонала.

Основной причиной выгорания является расхождение внутренних потенциалов к условиям внешней среды. Формируясь, синдром выгорания определяет жизнь человека, взгляды на себя и на жизнь, втягивают человека в замкнутое пространство негативных эмоций. Можно сказать, что медперсонал – это люди, подверженные эмоциональному выгоранию, вследствие особенностей профессиональной деятельности, большой ответственности за здоровье и за жизнь пациентов. Возможно, формирование эмоционального выгорания связано с тем, что деятельность медицинских сестер требует максимальной самоотдачи и выдержки, так как является эмоционально насыщенной, а также с утомлением, отдачей, беспокойством, появлением конфликтов, ухудшением морального состояния.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание сестринского персонала является одной из важных и серьезных проблем современного общества. Как правило, оно может быть связано как с профессиональной деятельностью личности, так и с другими жизненными аспектами. Одним из самых действенных выходов из данного состояния будет обращение к хорошему специалисту, который сможет помочь.

В порядке профилактических мероприятий для медицинских сестер мы рекомендуем следующее [5]:

1. Работа с психологом. Психолог может проводить как групповые занятия, которая включает: семинары, беседы, тренинги и лекции и т.д., так и персональную консультацию каждого сотрудника. Проведение подобных занятий поможет в формировании главных профессиональных качеств работника и установлении группы риска.

2. Постоянный мониторинг психологического состояния медсестер.

3. Предоставление возможности для профессионального развития сотрудникам: обучение в средних или высших учебных заведениях, на семинарах, курсах и др.

4. Помощь и поддержка со стороны главной или старшей медицинской сестры при определении целей, и проведение периодической ротации персонала при их согласии.

5. Обеспечение клинического наблюдения над персоналом и психологической подготовки с целью преодоления стрессовых ситуаций самостоятельно.

6. Адаптация персонала на рабочем месте, формирование оптимального морально-психологического климата в коллективе, оптимизация системы материального и морального стимулирования, перспектива профессионального роста.

Истоки профилактики эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, и собственной жизни. Особое место в программе профилактики эмоционального выгорания мы отводим действиям по саморазвитию специалиста сестринского дела: забота о своем физическом здоровье, овладение основами саморегуляции, организация досуга. Реализация всех составляющих профилактики эмоционального выгорания позволит надеяться на снижение уровня распространенности СЭВ среди медицинских сестер [4].

Это, в свою очередь, должно позитивно отразиться на качестве отношений «медицинская сестра – пациент», что повысит удовлетворенность потребителей медицинских услуг от взаимодействия с организационными структурами системы здравоохранения.

Боброва, И.Р. Влияние синдрома эмоционального выгорания на качество отношений «медицинская сестра-пациент» / И.Р. Боброва, Т.Г. Светличная. // Инновации в сестринском деле: наука, образование, практика: мат-лы Межрегион. науч.-практ.конф. – Архангельск, 2009. – С. 12-13.

Кравчук, Н.Н. Эмоциональное выгорание сотрудников: выявление и методы лечения. / Н.Н. Кравчук. // Наука и практика регионов. – 2017. – № 3 (8). – С. 65-68.

Курилкин, Д.Е. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников / Д.Е. Курилкин // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013. – Т. 3. – № 2. – С. 456.

Лазарева, Л.А. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер. / Л.А. Лазарева и др. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – Т. 16, № 5(4). – С.1514-1516.

Огнерубов, Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей. / Н.А. Огнерубов. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2013. – Т. 18. – № 4-1. – С. 1337-1341.

Федоткина, Т.Ю. Личностные и профессиональные факторы риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у медсестер. / Т.Ю. Федоткина // Проблемы и перспективы развития сестринского дела в системе здравоохранения: мат-лы Межрегион. науч.-практ. конф. с межд. участием. – Томск, 2009. – С. 133-137.

Источник

Оцените статью