Стресс в профессиональной деятельности медицинской сестры
Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ.
В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом зa больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.
Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены(день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники).
Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше.
Профессия медсестры является одной из самых сложных в мире, так как требует повышенной самоотдачи, постоянного совершенствования собственных навыков, предельной концентрации внимания, эмоциональной устойчивости, постоянного чувства личной ответственности за жизнь и здоровье своих пациентов.
Стресс медсестры на рабочем месте: закономерность или случайность?
Стресс в работе медсестры, нередко приводящий к эмоциональному выгоранию, в значительной степени обусловлен личностными особенностями.
Существует три типа медсестер, наиболее подверженных стрессу:
Люди этого типа обычно являются перфекционистами, испытывают болезненную тягу к аккуратности и идеальному порядку (часто во вред себе).
Даже в случае небольшой неудачи или незначительного отклонения от задуманных результатов работы эти люди почти перестают испытывать удовлетворение от процесса деятельности.
К данному типу поведения склонны личности, у которых преобладают лидерские качества, желание держать первенство даже в самых незначительных вещах, неумение уступать, несговорчивость.
Страх быть обойденными другими коллегами и боязнь потери собственного авторитета из-за мелкой неудачи постоянно сопровождают этих людей.
Люди этого типа настолько близко принимают все к сердцу, что это в буквальном смысле становится патологией: чужая боль для них сродни собственной, отзывчивость не знает границ, а смерть пациента может привести к глубокой депрессии и суицидальным мыслям.
Чем опасен стресс в работе медсестры?
Частое эмоциональное перенапряжение приводит к увеличению вероятности возникновения соматических заболеваний, мигреней, повышению артериального давления, снижению устойчивости иммунитета к простудным заболеваниям.
Кроме того, большинство медсестер испытывают колоссальные производственные нагрузки по причине круглосуточной вовлеченности в процесс приема пациентов, число которых нередко превышает нормативные показатели. Влияет на интенсивность стресса и низкая техническая оснащенность рабочих мест.
Каким образом можно снизить стресс медсестры на рабочем месте?
Огромное значение в профилактике стресса в работе медсестры занимает правильная психологическая подготовка к выполнению профессионального долга:
- тренинги, обеспечивающие постоянный личностный и профессиональный рост;
- обучение действенным стилям коммуникациии методам разрешения конфликтов;
- программы, направленные на повышение эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, позитивное мышление;
- помощь в формировании доброжелательной атмосферыв коллективе.
Дополнительные способы снижения стресса в работе медсестры:
1) Поиск интересов, не относящихся к профессиональной деятельности
Сюда входят хобби, приносящие положительные эмоции, чтение развивающей литературы, вышивание, рисование, игра на музыкальных инструментах, посещение концертов, выставок, фестивалей.
2) Забота о своем здоровье
Работа медсестры напрямую зависит от физических возможностей ее организма, поэтому необходимо придерживаться правильного режима питания и сна, здорового образа жизни в целом.
- Желательно спать не менее 8 часов в сутки, делать зарядку, совершать пробежки.
- Дыхательная гимнастика, йога, плавание бассейн, баня, массаж– все это является прекрасным помощником в борьбе со стрессом и эмоциональным выгоранием.
3) Открытость всему новому
Крайне желательно не замыкаться на достигнутом, встречаться с коллегами для обмена профессиональным опытом, посещать различные семинары и конференции, где можно почерпнуть передовой опыт и современные знания о профессии.
4) Коррекция собственного поведения
Включает навыки ухода от стрессов, избегание общения с неприятными людьми по мере возможности, смена способа взаимодействия с коллегами.
- Люди данной профессии должны вести диалоги с собой и окружающими, чтобы быть способными проводить достаточно полный самоанализ;
- разумно использовать самовнушение в случае необходимости;
- также необходим поиск грамотных путей преодоления психологической несовместимости с коллегами.
Важно: медсестрам следует преодолевать в себе излишний перфекционизм, понимать, что они такие же люди, как и все остальные. В запущенных случаях человек вообще перестает говорить о своих личных проблемах, прочно слившись с образом «железного работника».
В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.
Причинами усталости и нервозности можно также назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объем канцелярско-оформительской работы, низкую техническую оснащенность рабочих мест
Работа медсестры связана с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Есть еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие лекарственных средств для оказания помощи, отсутствие материальной заинтересованности) и завышенные требования к медсестре, необходимость сочетания профессиональных обязанностей с семейными обязанностями.
Действие постоянного стресса ведет к развитию нервного истощения. В здравоохранении нервное истощение определяется, как потеря интереса и отсутствие внимания к людям, с которыми вы работаете. Эмоциональное истощение, выражается в том, что медсестра больше не выражает ни каких позитивных, симпатий или уважения к пациенту.
Нервное истощение характеризуется следующими признаками:
- Физическое истощение, частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшении аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью).
- Психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, развивается депрессия. В своем развитии нервное истощение проходит несколько стадий: Энтузиазм. Застой. Неудовлетворенность. Уход (депрессия).
Осуществлять меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше. Основная роль принадлежит организации труда: постановка реальных задач и целей.
С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций в своей деятельности опирайтесь на следующие принципы:
- Изучайте свои служебные обязанности и постарайтесь ответить себе на вопросы: В чем состоит моя работа? Хорошо ли я работаю? Куда могу обратиться за помощью? Мои конкретные действия и взаимодействия с другими членами команды.
- Планируйте свой день. Определите цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно».
- Сосредоточитесь на успехи. В любом случае подход должен быть только положительным.
- Не стремитесь делать больше, чем можете. Главное – стремитесь не к абсолютному совершенству, а к совершенству в рамках ваших возможностей.
- Не забывайте об отдыхе. Короткие, но регулярные периоды отдыха, более ценны, чем пара часов расслабления в конце дня. 2 часа работы – 15 минут отдыха.
Борьба с психологическими стрессами.
Необходимо научиться вести себя в конфликтной ситуации, бороться с влияниями стресса.
- Снять напряжение помогает сознательное отношение к « психологическому осадку», чтобы отбросить его нужно идти быстро, не « копаться» в себе
- Не пугать себя. Помните, что никто не является совершенством. Совершенство – это идеал. Гордитесь тем, что прилагаете все усилия для достижения совершенства.
- Улыбнитесь, сделайте вид, что ничего не произошло. Спросите себя, какой опыт вы приобрели.
- Ваше постоянное самопожертвование никому не поможет.
- Вы не смогли сделать все. Похвалите себя, сосредоточившись на том положительном, что вам удалось сделать за день.
- Умыться, подержать под водой руки с мыслью, что вода смывает и уносит все негативные мысли и чувства.
Источник
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА РАБОТУ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
Медицинская сестра на современном этапе является одной из ключевых фигур в улучшении качества жизни больного. Это активный участник профилактического и лечебно-диагностического направлений при оказании медицинской помощи, способный к самостоятельной работе в составе единой команды. Реформирование системы сестринского дела выдвигает особые требования к личности медицинской сестры. Пациенты ориентируются не только на профессиональные знания, умения и навыки, но и на личностные качества медицинской сестры: насколько она должна быть внимательной и отзывчивой, располагать к себе, вызывать желание общаться, так как сами они находятся в стрессовой ситуации в силу возникшего или обострившегося заболевания [1, c .12].
Сестринский персонал, эмоционально включаясь в общение с пациентами и их родственниками, соприкасаясь с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, ответственностью за жизнь и здоровье других людей, часто теряет свое физическое и психическое здоровье. Как следствие, возникают такие эмоции, как безразличие, черствость, нежелание помочь и поддержать больных в их проблемах, нежелание работать и неумение отдыхать и т.п. Это может привести к формированию синдрома эмоционального выгорания, как ответной реакции на продолжительные стрессы в процессе общения с другими людьми [3].
Термин «выгорание» был введен в профессиональный лексикон в 1970-х годах американским психологом Гербертом Фрейденбергером. Он использовал его для описания последствий сильного стресса и стремлении к высоким идеалам в «помогающих» профессиях. Врачи и медсестры, например, которые жертвуют собой ради других, часто оказываются «выжженными» – измученными, вялыми и неспособными справиться со своей работой.
Стрессовый образ жизни сестринского персонала может поставить его под крайнее давление до такой степени, что они чувствуют себя истощенными, пустыми, сгоревшими и неспособными справляться с делами. Стресс на работе также может вызывать физические и психические симптомы. Возможные причины включают в себя: постоянный перегруз работой, невозможно выполнить всё качественно, находясь под давлением времени, конфликты с коллегами и больными. В основе этого может также лежать крайняя приверженность, в результате которой медперсонал пренебрегает своими собственными потребностями.
Проблемы, вызванные со стрессом на работе, являются распространенной причиной для взятия отпуска по болезни. Но иногда изменения в рабочей среде и более конкретная поддержка в повседневной жизни уже могут помочь с такими вещами, как проблемы на рабочем месте или стресс от ухода за больными родственниками.
Утомление – это нормальная реакция на стресс, а не признак болезни.
Некоторые ученые считают, что за выгоранием стоят другие состояния – такие как депрессия или тревожное расстройство. Физические заболевания могут также вызывать симптомы, подобные выгоранию. Раннее диагностирование выгорания может означать, что реальные проблемы не идентифицированы и не обработаны надлежащим образом. Считается, что выгорание имеет широкий спектр симптомов. Нет общего согласия относительно того, какие из них являются частью выгорания, а какие – нет. Но все определения, данные до сих пор, разделяют идею о том, что симптомы, как полагают, вызваны стрессом, связанным с работой или другими видами стресса.
Есть три основные области симптомов, которые считаются признаками выгорания медицинских сестер [4]:
1. Истощение. Медперсонал эмоционально истощен, не справляется, устает и падает от бессилия, ем не хватает энергии. Физические симптомы включают такие, как боль и проблемы с желудком или кишечником.
2. Отчуждение от связанной с работой деятельности. Врачи и медсестры, которые выгорают, находят свою работу все более напряженной и разочаровывающей. Они могут начать цинично относиться к своим условиям труда, коллегам, пациентам. В то же время они могут все больше дистанцироваться эмоционально и начать чувствовать онемение от своей работы.
3. Снижение производительности. Выгорание в основном влияет на повседневные задачи на работе, дома или при уходе за членами семьи. Сестринский персонал с выгоранием очень негативно относятся к своим задачам, им трудно сосредоточиться, они вялые, им не хватает творчества.
Симптомы, которые говорят, что у человека выгорание, как правило, могут иметь другие причины, в том числе психических или психосоматических заболеваний, таких как депрессия, тревожные расстройства или синдром хронической усталости. Некоторые физические болезни или приём некоторых лекарств могут также вызывать такие симптомы, как истощение и усталость. Также, эмоциональное выгорание нередко ставят в один ряд с депрессией у медицинских работников. В данном сравнении общих признаков больше, чем со стрессом, но все равно есть и весомые различия.
К одним из общих признаков можно отнести апатию и безучастность, потерю интереса к тем сферам жизни, которые раньше приносили удовольствие. Но главное отличие, несомненно, выражается в том, что депрессия представляет собой более глубокое и сложноустроенное психическое заболевание, причины которого могут быть различны. Эмоциональное выгорание, как правило, практически во многих случаях связано с переутомлением в рабочих и личных сферах жизни медсестер.
Некоторые симптомы, которые считаются типичными для выгорания, также проявляются при депрессии. К ним относятся: крайняя усталость, снижение производительности. По причине того, что симптомы подобны, некоторые люди могут думать, что у них выгорание, хотя на самом деле у них болезнь. Например, при выгорании большинство проблем связаны с работой в медицинских учреждениях. В депрессии негативные мысли и чувства касаются не только работы, но и всех сфер жизни. Другие типичные симптомы депрессии включают: низкая самооценка, безнадежность и суицидальные тенденции.
Они не рассматриваются как типичные симптомы выгорания. Таким образом, медицинские сестры с выгоранием не всегда имеют депрессию. Но выгорание может увеличить риск депрессии. Усталость и эмоциональное выгорание также являются абсолютно разными понятиями. Первое состояние может являться следствием усталости после интенсивной тренировки или незапланированно долгого мыслительного процесса. После усталости человек может восстановить свои силы гораздо легче и быстрее, в отличие от эмоционального выгорания.
Как правило, первопричиной и источником появления у сестринского персонала признаков данного состояния является следствие интенсивной профессиональной деятельности, когда рабочая обстановка наиболее загружена и требует сверх предусмотренной концентрации, приводящей как к физическому, так и психическому истощению. К некоторым конкретным причинам можно отнести следующие положения [4]:
однотипные и монотонные задачи, которые систематически выполняются медсестрами, не принося им никакого результата или личностного роста;
хаотичное распределение обязанностей и должностей в трудовом коллективе, ведущее к постоянной путанице и стрессу;
отсутствие удовлетворенного результата от проделанной работы и неполучение обратной связи за качественно выполненные цели и задачи.
Помимо профессиональной деятельности эмоциональное выгорание может возникнуть также в связи с личной сферой жизни медперсонала. Такими причинами являются нездоровый образ жизни, проблемы со сном, возложения максимальной ответственности на себя без перераспределения обязанностей между другими, а также проблемные отношения с близкими и родными. Говоря об эмоциональном состоянии в целом, стоит отметить, что оно связано с изменением некоторых личностных характеристик: человек становится апатичным, раздражительным, безразличным, и перестает наслаждаться теми вещами, которые раньше его радовал.
Психологи выделяют четыре этапа эмоционального выгорания у медицинских сестер [5]:
Первая стадия связана с появлением чрезмерной усталости и перенапряжения. Снижается интерес не только к рабочим моментам, но и перестает радовать любимое хобби.
Вторая стадия уже включает в себя появление бессонницы и беспричинного чувства постоянной тревоги и переживаний.
Последние две стадии являются наиболее психологически опасными для личности. На третьем этапе у медработников могут начаться проблемы со здоровьем и появиться не прекращаемая раздражительность, которая будет перерастать в тревогу.
Четвертая, последняя, стадия характеризуется тем, что тревога, напряжение, проблемы со здоровьем, апатия к привычным любимым вещам начнут истощать и изводить психологическое состояние медсестер.
Деятельность медработников среднего звена имеет свои отличительные черты: предусматривает процесс взаимодействия персонала и пациентов и эмоциональную интенсивность, психофизическое напряжение и иные факторы, которые вызывают стресс. Медицинской сестре надо иметь следующие качества: терпимость, внимательность, сочувствие, гуманность и преданность к профессии. Дежурства, большая нагрузка требуют значительной функциональной активности, влияние внешних и внутренних воздействий на организм, адаптационный ресурс личности устанавливают функциональные резервы и их отличительные черты в проявлении деструкции среднего медперсонала.
Основной причиной выгорания является расхождение внутренних потенциалов к условиям внешней среды. Формируясь, синдром выгорания определяет жизнь человека, взгляды на себя и на жизнь, втягивают человека в замкнутое пространство негативных эмоций. Можно сказать, что медперсонал – это люди, подверженные эмоциональному выгоранию, вследствие особенностей профессиональной деятельности, большой ответственности за здоровье и за жизнь пациентов. Возможно, формирование эмоционального выгорания связано с тем, что деятельность медицинских сестер требует максимальной самоотдачи и выдержки, так как является эмоционально насыщенной, а также с утомлением, отдачей, беспокойством, появлением конфликтов, ухудшением морального состояния.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание сестринского персонала является одной из важных и серьезных проблем современного общества. Как правило, оно может быть связано как с профессиональной деятельностью личности, так и с другими жизненными аспектами. Одним из самых действенных выходов из данного состояния будет обращение к хорошему специалисту, который сможет помочь.
В порядке профилактических мероприятий для медицинских сестер мы рекомендуем следующее [5]:
1. Работа с психологом. Психолог может проводить как групповые занятия, которая включает: семинары, беседы, тренинги и лекции и т.д., так и персональную консультацию каждого сотрудника. Проведение подобных занятий поможет в формировании главных профессиональных качеств работника и установлении группы риска.
2. Постоянный мониторинг психологического состояния медсестер.
3. Предоставление возможности для профессионального развития сотрудникам: обучение в средних или высших учебных заведениях, на семинарах, курсах и др.
4. Помощь и поддержка со стороны главной или старшей медицинской сестры при определении целей, и проведение периодической ротации персонала при их согласии.
5. Обеспечение клинического наблюдения над персоналом и психологической подготовки с целью преодоления стрессовых ситуаций самостоятельно.
6. Адаптация персонала на рабочем месте, формирование оптимального морально-психологического климата в коллективе, оптимизация системы материального и морального стимулирования, перспектива профессионального роста.
Истоки профилактики эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, и собственной жизни. Особое место в программе профилактики эмоционального выгорания мы отводим действиям по саморазвитию специалиста сестринского дела: забота о своем физическом здоровье, овладение основами саморегуляции, организация досуга. Реализация всех составляющих профилактики эмоционального выгорания позволит надеяться на снижение уровня распространенности СЭВ среди медицинских сестер [4].
Это, в свою очередь, должно позитивно отразиться на качестве отношений «медицинская сестра – пациент», что повысит удовлетворенность потребителей медицинских услуг от взаимодействия с организационными структурами системы здравоохранения.
Боброва, И.Р. Влияние синдрома эмоционального выгорания на качество отношений «медицинская сестра-пациент» / И.Р. Боброва, Т.Г. Светличная. // Инновации в сестринском деле: наука, образование, практика: мат-лы Межрегион. науч.-практ.конф. – Архангельск, 2009. – С. 12-13.
Кравчук, Н.Н. Эмоциональное выгорание сотрудников: выявление и методы лечения. / Н.Н. Кравчук. // Наука и практика регионов. – 2017. – № 3 (8). – С. 65-68.
Курилкин, Д.Е. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников / Д.Е. Курилкин // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013. – Т. 3. – № 2. – С. 456.
Лазарева, Л.А. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер. / Л.А. Лазарева и др. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – Т. 16, № 5(4). – С.1514-1516.
Огнерубов, Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей. / Н.А. Огнерубов. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2013. – Т. 18. – № 4-1. – С. 1337-1341.
Федоткина, Т.Ю. Личностные и профессиональные факторы риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у медсестер. / Т.Ю. Федоткина // Проблемы и перспективы развития сестринского дела в системе здравоохранения: мат-лы Межрегион. науч.-практ. конф. с межд. участием. – Томск, 2009. – С. 133-137.
Источник