Эмоциональное состояние студентов психология курсовая

Исследование эмоциональных состояний у студентов в процессе учебной деятельности

Агрессия — мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидуумам вызывающий

Исследование эмоциональных состояний у студентов в процессе учебной деятельности

Другие курсовые по предмету

Елабужский государственный педагогический университет

Исследование эмоциональных состояний у студентов в процессе учебной деятельности.

Работу выполнил: студентка

281 группы Сунгатова Р.Р.

Научный руководитель: зав. кафедрой

психологии доцент Льдокова Г.М.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности………………………………………………………….5

  1. Анализ проблемы психических состояний в научной литературе….5
  2. Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности………………………………………………….10
  3. Особенности проявления психических состояний у студентов……..23

Глава 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности…………………27

2.1 Постановка эксперимента………………………………………………27

2.2 Обсуждение результатов деятельности………………………………..31

Список используемой литературы………………………………………………..38

Актуальность исследования. Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный или отрицательный чувственный тон, связанный с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходи в аффект радости. Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек
«подавлен». Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний. На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) — возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) — ослабляющие. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными. Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение — сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

За последние годы в психологии уделялось большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психических состояний: стресса, беспокойства или тревоги, ригидности и, наконец, фрустрации. Правда, зарубежные исследователи по отношению к этим явлениям часто избегают терминов «состояния», но фактически речь идет именно о состояниях, которые при определенных условиях на некоторое время откладывают отпечаток на всю психическую жизнь или, если говорить на языке биологии, являются целостными реакциями организма в его активном приспособлении к среде.

Объект исследования: студенты четвертого курса факультета психологии ЕГПУ.

Предмет исследования: эмоциональные состояния у студентов.

Гипотеза исследования: эмоциональные состояния изменяются в связи с изменением ситуаций учебной деятельности.

Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
  2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
  3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности.

  1. Анализ проблемы психических состояний в научной литературе.

Первое систематическое изучение психических состояний начинается в Индии во 2-3 тысячелетие до н.э., предметом которого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему психических состояний. Развитие философской категории «состояние» произошло в работах Канта и Гегеля. Систематическое изучение психических состояний в психологии, пожалуй, началось с У.Джемса, который трактовал психологию как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания. Под состояниями сознания здесь подразумеваются такие явления как ощущение, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т.д. Дальнейшее развитие категории психических состояний связано в основном с развитием отечественной психологии. Первой отечественной работой связанной с психическими состояниями, является статья О.А. Черниковой (1937г.), выполненная в рамках психологии спорта и посвященная предстартовому состоянию спортсмена. Кроме нее в рамках психологии спорта в дальнейшем психические состояния исследовали Пуни А.Ц., Егоров А.С., Васильев В.В., Лехтман Я.Б., Смирнов К.М., Спиридонов В.Ф., Крестовников А.Н. и другие. По словам В.А. Ганзена, только после выхода в 1964 г. книги Н.Д. Левитова «О психических состояниях человека» термин «психическое состояние» получил широкое распространение. Н.Д. Левитову принадлежит и первая монография по психическим состояниям. После его работ психология стала определяться как наука о психических процессах, свойствах и состояниях человека. Н.Д. Левитов определял психические состояния как «целостную характеристику психической деятельности и поведения человека за определенный период времени, показывающую своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и свойств личности»[8,стр.20].

Читайте также:  Почему быт убивает чувства

Позднее, вопроса о психических состояниях касались Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.С. Мерлин, Ю.Е. Сосновикова и другие. Иными словами, как отмечают А.О. Прохоров, Б.Г. Ананьев Ф.Е. Василюк и др., различные формы поведения и деятельности человека протекают на фоне некоторой совокупности психических состояний, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на адекватность и успешность поведения и деятельности в целом. В качестве ключевых звеньев возникновения любого психического состояния А.О. Прохоров выделил три. Во-первых, это ситуация, которая выражает степеньсбалансированности (уравновешенности) психических свойств индивида и внешнесредовых условий их проявления в жизнедеятельности индивида. Изменение среды, изменение ситуации, приводит к изменению психического состояния, его исчезновению, преобразованиею в новое состояние. Примером может служить проблемная ситуация в мыслительной деятельности, которая вызывает рост психической напряженности и может привести к появлению такого состояния как познавательная фрустрация. Во-вторых, это сам субъект, который выражает личностные особенности индивида, как совокупность внутренних условий (прошлый опыт, навыки, знания и т.п.), опосредующие восприятие воздействия внешнесредовых условий. Любое изменение «внутренних условий» влечет за собой изменение психического состояния. Как считает И.И. Чеснокова, психологическое состояние выступает как развернутое во времени проявление свойств личности, ее психологического бытия.

Параллельно с психологией психические состояния затрагивались и смежными дисциплинами. По этому поводу И.П. Павлов писал: &quot

Источник

Исследование эмоциональных состояний у студентов в процессе учебной деятельности

Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности. Особенности проявления психических состояний у студентов. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 19.02.2007
Размер файла 53,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов

Одним из факторов, влияющих на успешность учебной деятельности, является наличие каких-то особенностей в структуре и проявлении психических и личностных качеств студентов. Для выявления этого субъективного фактора успешности деятельности сравнивались две группы студентов с разной успеваемостью по целому ряду показателей, отражающих некоторые особенности их психических процессов, свойств и качеств личности. Для этого были использованы материалы комплексного психологического эксперимента, осуществленного лабораторией психофизиологических проблем высшего образования Казанского университета, и сведения об успеваемости студентов первого курса историко-филологического и физического факультетов по итогам экзаменационных сессий.

Для выявления во взаимосвязях и отношениях изучаемых показателей был применен корреляционный анализ, связанный с построением корреляционных матриц. Следует сделать вывод о том, что предшествующая деятельность вызвала большой спад активности у более пассивных студентов. Судя по содержанию вопросов, эти студенты менее энергичны. Они реже, чем другие, проявляют инициативу в работе, не так целеустремленны при ее выполнении, очень редко берутся за дополнительную работу.

Более высокая эмоциональная реактивность соответствует относительно низкому уровню настроения до и после эксперимента, а так же относительно плохое самочувствие после него. Смысл является вполне очевидным, если обратиться к содержанию вопросов, по характеру ответов на которые определяется степень эмоциональной реактивности. Оказывается, наиболее плохое настроение в течение эксперимента было у студентов, которые чаще расстраиваются в связи с трудностями или неудачами в работе, легко сердятся, более обидчивы, у которых чаще бывает неожиданные смены настроений. У этих же студентов в большей степени ухудшалось состояние после эксперимента, о чем свидетельствует отрицательная корреляция показателя эмоциональной реактивности с показателем самочувствия после обследования и с его сдвигом.

Значительно большее число элементов содержит структура межфункциональных связей, полученная для сильной группы физического факультета. Все элементы этой структуры образуют единую плеяду. Системообразующими являются два элемента: работоспособность, отражающая выносливость к длительным нагрузкам, и эмоциональная реактивность, имеющая четыре связи, причем работоспособность положительно связана с самочувствием и активностью в начале эксперимента и с самочувствием и настроением после него. Следовательно, для тех студентов, которые имели лучшие показатели функционального состояния, судя по их ответам, характерна систематичность в работе. Они чаще доводят работу до конца, имеют тенденцию совершенствовать ее и дольше не утомляются. Кроме того, у них большой объем кратковременной памяти на слова.

Другой системообразующий фактор — эмоциональная реактивность — также коррелирует с некоторыми показателями функционального состояния, но уже отрицательно. Корреляция его с самочувствием и настроением говорят о том, что относительно высокая эмоциональная реактивность характерна для тех, у кого работоспособность и выносливость к длительным нагрузкам имеют более низкий уровень, как и в слабой группе.

Показатели функциональной активности до и после эксперимента коррелируют в этой с показателями, отражающими уровень активности как свойства личности. Данная связь естественна, поскольку высокий уровень энергичности может проявиться в соответствующе высокой функциональной активности. Последняя, определенная до начала эксперимента, связана положительно со скоростью обработки информации в условиях переключения внимания и отрицательно — со средним объемом памяти на цифры.

Смысл первой связи очевиден, а вторая, опять-таки, объясняется нелинейной зависимостью между средними объемом памяти на цифры и активностью. То же самое относиться и к отрицательной связи показателей функционального состояния в начале обследования с максимальным объемом кратковременной памяти на цифры.

Изменение функциональной активности, связанное с интенсивной умственной деятельностью, положительно коррелирует с показателями среднего объема памяти на цифры и максимального объема памяти на цифры. Чем они выше, тем меньше изменилась (а по первичным данным повысилась) функциональная активность студентов этой группы.

В лучшем настроении к концу обследования находились те студенты, которые успешнее справились (по показателю продуктивность деятельности) с тестом «Интенсивность внимания», о чем свидетельствует положительная корреляция этих показателей. По всей видимости, здесь имеет место положительное обратное влияние результатов деятельности на функциональное состояние.

Читайте также:  Эмоции после массажа лица

Перейдем к рассмотрению структуры связей, полученных для сильной и слабой групп историко-филологического факультета. Здесь, как и у физиков, в слабой группе центральным системообразующим фактором является показатель эмоциональной реактивности, отрицательно связанный с пятью показателями функционального состояния: настроение в начале обследования, самочувствие в конце обследования, настроение в конце обследования, активность в начале и в конце обследования. Смысл этих связей состоит в том, что более низкая эмоциональная реактивность характерна для тех, у кого этим показатели функционального состояния хуже. У этих студентов относительно выше оказалась умственная работоспособность, о чем свидетельствует обратная связь между показателем умственной работоспособности и настроением до и после эксперимента. Картина соотношений между личностными показателями и показателями функционального состояния сходна с ней, которая наблюдалась в обеих группах физического факультета.

Наиболее сложная структура межфункциональных связей получена для «сильной» группы историко-филологического факультета. Два центральных компонента объединяют все показатели, входящие в эту структуру. Показатель, отражающий выносливость к длительным нагрузкам, имеет шесть корреляционных связей, а показатель активности личности — пять связей.

Анализ взаимосвязей в данной группе показал, что здесь более ярко, чем в слабой группе выражено прямое отношение между функциональным состоянием и показателями, отражающими эмоционально-волевые качества. Так, выносливость к длительным нагрузкам, характеризующая степень работоспособности студентов, связана здесь положительно со всеми показателями функционального состояния до и после обследования. Исходя из этого, можно сказать, что студенты-историки, находившиеся в лучшем состоянии, оценили свою работоспособность выше и — наоборот. Та же тенденция проявляется и в самооценке степени активности личности, которая оказалась положительно связанной с функциональной активностью до и после эксперимента и самочувствием после него. Наличие этой тенденции в самооценке, как и в слабой группе, в какой-то мере подтверждается там, что у более энергичных студентов выполнение экспериментальных заданий вызвало меньший сдвиг в самочувствии и настроении. Наконец, большая эмоциональная ркактивность оказалась свойственна тем студентам, которые, как и в слабой группе, имели худшие настроение в начале эксперимента. Положительная связь всех показателей, кроме максимального объема памяти на цифры, со сдвигом в настроении, а также скорости заучивания с настроением после эксперимента, дает основание предположить, что в данной группе фактор настроения играет существенную роль.

Рассмотренные нами данные говорят о том, что изучаемые группы различаются по структуре межфункциональных связей, ее объему, сложности, а также характером взаимоотношений. Наиболее сложной, имеющей несколько центральных компонентов, оказалась структура, полученная в сильной группе обоих факультетов. В качестве системообразующих в этой группе выделились показатели, отражающие характер умственной работоспособности и активность личности. В группе слабоуспевающих таким фактором является показатель эмоциональной реактивности, опосредующий волевую активность личности.

1. По результатам проведенного исследования, хорошо и слабо успевающие студенты практически не различаются по степени выраженности изучаемых свойств. Исключение составляет скорость заучивания, которая выше в сильной группе, и продуктивность деятельности в условиях переключения внимания.

2. В данном исследовании выявилось, что фактором, обуславливающим успешность деятельности, являются не отдельные психические процессы и свойства личности, а их структура. При этом деятельность является более успешной тогда, когда ведущую роль в структуре играют волевые качества, а не эмоциональная реактивность, являющаяся характеристикой сензитивности как свойства личности.

3. Характер полученных различий может быть следствием особенностей самооценки студентов, что само по себе уже представляет несомненный интерес.

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности.

2.1 Постановка эксперимента.

Экспериментальное исследование проводилось для определения уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов психологов четвертого курса ЕГПУ. Было протестировано тридцать пять девушек в возрасте от девятнадцати до двадцати двух лет во время учебной деятельности.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа.

Первый этап проходил в июне-октябре месяце 2005 года. Проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выбор контингента испытуемых, подбор методик, оформление первой главы.

Второй этап исследования проходил в ноябре 2005 года. Поводился сбор фактического материала, обработка фактического материала.

На третьем этапе (декабрь 2005 года) проводилось оформление материалов курсовой работы.

В экспериментальном исследовании использовались три методики:

1) «Дневник моего настроения», автором которого является А.Н. Лутошкин

2) Методика «Самооценка эмоциональных состояний», разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом.

3) Методика «Дифференциальные шкалы эмоций», разработанная К. Изардом.

4) Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности», разработанная О. Елисеевым.

«Дневник настроения» предназначен для того, чтобы определить доминирующие состояния испытуемых и их причины. В «Дневнике настроения» испытуемым предлагалась таблица с рядом настроений и соответствующий каждому настроению цвет.

Красный цвет — восторженное

Оранжевый — радостное, теплое

Желтый — светлое, приятное

Зеленый — спокойное, уравновешенное

Синий — неудовлетворенное, грустное

Фиолетовый — тревожное, напряженное

Черный — полный упадок, уныние

Настроение и цвет — явления взаимосвязанные. В настроении не меньше оттенков, чем в палитре красок, окружающего нас. Поэтому каждая цветная полоса в цветописи — это условный знак настроения.

Испытуемым дается такая инструкция: « На месте пересечения даты и сегодняшнего настроения необходимо указать порядковый номер причины этого настроения:

1-состояния здоровья, самочувствия

2-предстоящая сдача зачета (экзамена)

4-предстоящий семинар, контрольная работа

5-отношение с преподавателями

6-отношение с одногруппниками

7-события в группе

8-мои отношения с близкими друзьями

13-успехи/неуспехи в обучении

15-за день не было ничего интересного, нового»

Методика «Самооценка эмоциональных состояний» предназначена для самооценки эмоциональных состояний. В данной методике предлагается четыре следующие шкалы:

Читайте также:  Чувство тревоги без причины у ребенка

1) «спокойствие — тревожность»

2) «энергичность — усталость»

3) «приподнятость — подавленность»

4) «уверенность в себе — беспомощность»

В каждой шкале по десять утверждений от отрицательного эмоционального состояния до положительного эмоционального состояния. Испытуемому предлагается выбрать из наборов суждений то, которое лучше всего описывает его эмоциональное состояние сейчас.

И1 — равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из первой («спокойствие — тревожность») шкалы. Чем выше балл, тем испытуемый оценивает свое эмоциональное состояние как более спокойное. Соответственно, чем ниже балл, тем испытуемый оценивает свое эмоциональное состояние как тревожное, неуверенное в себе.

И2 — равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из второй («энергичность — усталость») шкалы. Если испытуемый выбирает высокий балл, то он оценивает свое состояние как энергичное, бодрое. Если же испытуемый выбирает низкий балл, то он оценивает свое состояние как усталое, утомленное.

И3 — равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из третьей («приподнятость — подавленность») шкалы. Чем выбранное испытуемым суждение ближе к десяти, тем выше он оценивает свое эмоциональное состояние как веселое, возбужденное. Чем выбранное суждение ближе к единице тем ниже испытуемый оценивает свое состояние как депрессия, уныние.

И4 — равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из четвертой («чувство уверенности в себе — чувство беспомощности») шкалы. Если испытуемый выбирает высокий балл, то он оценивает себя как уверенного в себе человека. Если же испытуемый выбирает низкий балл, то он оценивает себя несчастным, неуверенным в себе человеком.

Интерпретация производится по сумме всех четырех шкал по формуле:

И5 — суммарная оценка состояния

И1,И2,И3,И4 — индивидуальные значения по соответствующим шкалам.

Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.

Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое выражается в терминах чувств и эмоций. Для этого предназначена методика «Дифференциальные шкалы эмоций». Ее содержание предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания. В методике следующие шкалы:

Каждая шкала эмоций имеет три понятия. Испытуемому предлагается оценить по четырех балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает его самочувствие в данный момент. Предлагаемые значения цифр:

1- совсем не подходит

2- пожалуй, верно

4- совершенно верно

Подсчитывается сумма баллов по каждой эмоции и таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемых в отношении к определяемому типу характера. Чтобы дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, надо высчитать К по формуле:

К= сумма положительных эмоций С1+С2+С3+С9+С10

Сумма отрицательных эмоций С4+С5+С6+С7+С8

где К — самочувствие

Если К больше единицы, то самочувствие в целом более отвечает положительному. Если К меньше единице, то самочувствие в целом более отвечает отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека. В случаях неудовлетворительного самочувствия (К меньше единицы) самооценка человека в целом понижается, в особенности когда наступает состояние, близкое к депрессии.

Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» предназначена для самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустрированности, агрессивности и ригидности.

Испытуемому предлагается четыре шкалы:

1) самооценка тревожности

2) самооценка фрустрированности

3) самооценка агрессивности

4) самооценка ригидности

В каждой шкале по десять утверждений. Испытуемый должен проставить цифру от одного до четырех около каждого утверждения, где:

1- нет, это совсем не так

4- совершенно верно

По каждому свойству сумма баллов умножается на два. Максимальное количество баллов по каждому свойству — 80.

Низкий балл от 20 до 30

Средний балл от 31 до 45

Высокий балл от 46 и выше

2.2 Обсуждение результатов исследования

После этого тестирования получились такие результаты: спокойное состояние (18.6%) у студентов в период учебной деятельности доминирует над всеми остальными состояниями. Немного меньше процентов уравновешенного (17.1%) и радостного (16.3%) состояния. Напряженное состояние 13.9%, уныние 11.4% и восторженное состояние 11.3%. Самый низкий процент у тревожного состояния — он составляет 11.2%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе учебной деятельности студенты пребывают в спокойном, уравновешенном, радостном состояниях; реже в тревожном состоянии.

На протяжении двадцати четырех дней 35 испытуемых 109 раз (то есть 22.1%) ответили, что причина настроения очень личное

19.8% просто устали

14.4% определили причину во взаимодействии с близкими друзьями

13.1% определили свое состояние из-за погоды

9.5% ссылались на свое здоровье

У 7% не было ничего интересного, нового за день

3% определили свою причину как неприятности дома

2.8% определили свое состояние из-за отношений с одногруппниками

2.4% причину своего настроения определили из-за настроения группы

1.8% недовольны собой

1% причину определил из-за успехов/неуспехов в обучении

0.8% ссылались на отношения с преподавателями

0.6% задумались о предстоящем семинаре/контрольной работе

И только один день из двадцати четырех, один испытуемый вспомнил о предстоящем зачете/экзамене, что соответствует 0.2%.

Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что в период учебной деятельности студенты больше заняты своими личными делами и меньше всего их интересует учебный процесс. Возможно, это связано с тем, что студенты не утруждены предстоящими зачетами и экзаменами.

По методике «Самооценка эмоциональных состояний» получились такие результаты (См табл. №1):

Показатели самооценки эмоционального состояния

Источник

Оцените статью