- Эмоциональное состояние спортсмена это
- ГЛАВА 3 Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
- Читайте также
- ГЛАВА 2 Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
- ГЛАВА 4 Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
- ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
- ГЛАВА 6 Психомоторная сфера спортсмена и ее проявление в спортивной деятельности
- ГЛАВА 7 Индивидуально-типические особенности спортсменов и их проявление в спортивной деятельности
- ГЛАВА 14 Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды
- ГЛАВА 15 Психологический климат, сплоченность команды и успешность спортивной деятельности
- Глава 2. Методология и методы исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в условиях спортивной деятельности
- Глава 4. Соотношение видов интеллекта в структуре спортивной деятельности подростка
- 4.4.4. Особенности социально-психологической адаптации подростков-спортсменов к учебной и спортивной деятельности
- Глава 5. Интеллектуальные способности подростка к эффективной спортивной деятельности, специфика их проявления
- Глава 6. Компоненты интеллектуальной готовности юного спортсмена к вариативным условиям спортивной деятельности
- Глава 7. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению эффективной спортивной деятельности
- 7.2. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению спортивной деятельности
Эмоциональное состояние спортсмена это
Тревога — эмоциональное состояние спортсмена, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании события, интересующего спортсмена, по исходу своему неизвестного (приятным оно будет или неприятным) и потому его волнующего. Тревога — это первая эмоциональная реакция при стрессе.
Причинами возникновения тревоги могут быть: осознание важности, значительности, высокой ответственности выступления в соревновании; несоответствие уровня подготовленности спортсмена требованиям напряженной соревновательной борьбы; психическое состояние спортсмена с повышенной тенденцией предупреждения неуспеха; неадекватная оценка собственных действий и действий соперника; выполнение упражнений, связанных с риском и опасностью и др.
Показателями тревоги могут быть: ощущение беспомощности; общая дезорганизация деятельности, нарушающей ее направленность и результативность; затруднения в дыхании: чувство стеснения в горле и груди; сильное сердцебиение; повышение АД и ЧСС; уменьшение слюноотделения; рвота; потение; тремор; частый диурез.
Тревожность — склонность спортсмена к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги — один из основных параметров индивидуальных различий.
Утомление — функциональное состояние организма спортсмена, вызванное умственной или физической работой, при которой наблюдается временное снижение работоспособности в связи с длительным воздействием нагрузок.
- Чувство слабосилия: утомление переживается как ощущение снижения собственных сил и способностей, чувство тягостного напряжения и неуверенности в правильности действий, невозможности поддерживать работоспособность на прежнем уровне.
- Расстройство внимания — снижение объема внимания, нарушение процессов переключения и распределения, спортсмен становится вялым, малоактивным, легкоотвлекаемым.
- Расстройство сенсорных процессов — выраженное снижение чувствительности различных анализаторных систем.
- Нарушение двигательных функций — У. обычно сопровождается замедлением как простых, так и сложных двигательных реакций выбора. У. приводит к разрушению сложных двигательных навыков (из них выпадают отдельные элементы движений), нарушению координации.
- Нарушение памяти — У. прежде всего приводит к ухудшению извлечения информации из памяти, процессов воспроизведения, процессов запоминания и удержания памяти.
- Нарушение мышления — существенно снижается эффективность процессов мышления.
- Трансформация мотивов деятельности — по мере развития У. происходит смена мотивов деятельности.
- Ослабление воли — снижается выдержка, решительность и самоконтроль, исчезает настойчивость.
- Сонливость — при сильном утомлении возникает сонливость как результат развития охранительного торможения. Потребность во сне может быть настолько высока, что спортсмен часто засыпает в любом положении, даже стоя, на ходу.
Первая стадия: слабое чувство усталости, вялости, сонливости и т.п. Спортсмен еще может поддерживать требуемый уровень продуктивности деятельности за счет волевых усилий или повышенного интереса деятельности. Однако длительное волевое сопротивление может вызвать «взрыв переутомления», который обладает большой разрушительной силой для деятельности спортсмена.
Вторая стадия: снижение работоспособности, которое проявляется в основном ухудшением правильности, а не скорости работы.
Третья стадия: острое переживание утомления, которое может перейти в хроническое. Если развитие слабых форм утомления можно рассматривать как естественную реакцию организма, имеющую защитную характер, то чрезмерное утомление (как в острой, так и в хронической форме) — явление нежелательное.
Фрустрация — психическое состояние спортсмена, возникающее тогда, когда на его пути встречаются объективные (или субъективно воспринимаемые) непреодолимые трудности для достижения цели, или переживание неудачи в удовлетворении своих потребностей и блокирующие его деятельность.
Реакции на фрустрацию:
1 — досада на себя;
2 — злость на других;
3 — обесценивание предъявляемой задачи («задача неразрешимая, никто не может придумать ответа»);
4 — тревожность («мне теперь покоя не будет из-за этой задачи»);
Психическое состояние — это психическая деятельность в определенном промежутке времени, показывающая особенности протекания психических процессов, детерминированных условиями внешней среды и особенностями личности.
К неблагоприятным психическим состояниям относятся:
• связанные с отрицательными асоциальными по своей направленности чертами характера и свойствами личности, навязчивые и устойчивые по своим проявлениям (например, зазнайство);
• снижающие результаты общественно значимой спортивной деятельности астенические или пассивные эмоции, например самоуспокоенность, апатия;
• отвлекающие от основной спортивной задачи, направленные на посторонние объекты, имеющие активный характер, но уводящие от выполнения основной деятельности, например те или другие заботы, восторг, гнев, вызванные личными отношениями;
• неблагоприятно влияющие на физическое и психическое здоровье (невротизирующие психику, вызывающие грубое нарушение функций внутренних органов, ослабляющие защитные силы организма).
Состояние тревожности — это наиболее распространенное состояние у спортсменов перед стартом и перед впервые выполняемым сложным упражнением. Оно возникает у спортсмена перед стартом, результаты которого для него значимы, но исход неизвестен. Симптомы состояния тревожности следующие: сомнение в будущих результатах, замедление двигательных реакций, нарушение дыхательного цикла, уменьшение объема и частоты дыхательных движений. Состояние тревожности усугубляется неуверенностью спортсмена.
Состояние страха. Это состояние возникает перед выполнением опасных спортивных упражнений (возможность срыва и получения травмы) и перед встречей с сильным соперником (бокс, борьба и т.п.). Симптомы состояния страха следующие: увеличение частоты сердечных сокращений, побледнение или покраснение кожных покровов, расширение зрачков, оцепенение, дрожь, заторможенность. Следует иметь в виду, что на протекание состояния страха и на его симптомы влияют личностные особенности спортсмена (свойства нервной системы, волевые качества).
Состояние монотонии наиболее характерно для марафонцев, лыжников, конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов и др. Для состояния монотонии характерно: падение интереса к тренировочной работе, преждевременная усталость, ослабление внимания, чувство неудовлетворенности, сонливость, увеличение времени сложной реакции, реагирование на ложные выпады противника, укорочение времени простой реакции.
Состояние психического пресыщения. Это состояние, как правило, появляется вслед за монотонней, но может возникать и самостоятельно. К симптомам этого состояния относятся: возбужденность, раздражительность, отвращение к выполняемой работе, укорочение времени сложной реакции, снижение частоты сердечных сокращений, дыхания, вентиляции легких и энерготрат.
Состояние стресса. Стресс, вызванный участием спортсмена в соревнованиях, — это целостное психофизиологическое состояние личности, возникающее в трудной ситуации, связанное с активным положительным отношением к выполняемой деятельности, характеризуется сознательной ответственностью и сопровождается неспецифическими вегетативными и эмоциональными изменениями. В состоянии стресса могут появляться как положительные, так и отрицательные сдвиги в выполняемой деятельности. Динамика состояния стресса обусловлена свойствами нервной системы. Уровень достижений спортсмена в состоянии стресса определяется степенью развития стресса и силой нервной системы.
Состояние неуверенности в успешном выступлении является результатом оценки спортсменом предстоящей соревновательной ситуации. Если спортсмен уверен в успешном выступлении на соревновании, то запланированный им результат, как правило, достигается. Состояние неуверенности (низкой уверенности) отрицательно сказывается на предстоящей деятельности, запланированный результат не достигается.
Состояние фрустрации — это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемое объективно не преодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
При низком уровне сопротивляемости к фрустрации может появиться ее деструктивное воздействие на личность, заключающееся в следующем:
— нарушение тонкой координации;
— когнитивная ограниченность, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или другой цели;
— эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.
Психологическая устойчивость — качество личности, позволяющее спортсмену противостоять неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье работоспособность.
Эмоциональная устойчивость — положительное психическое качество, спортсмена в ответственные моменты спортивной борьбы достигает оптимальной степени интенсивности, стабильности и устойчивой направленности на решение спортивных задач.
Стойкость ? способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный уровень настроения.
Уравновешенность ? способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами психики и организма спортсмена.
Сопротивляемость ? способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом.
Источник
ГЛАВА 3 Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
ГЛАВА 3 Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
Выше уже говорилось, что спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью. Возникновение тех или иных состояний определяется многими факторами, среди которых основными, влияющими на выраженность предстартового волнения спортсменов, являются:
1) значимость соревнований; эта значимость всегда личностна и не всегда совпадает с рангом соревнования, например первенство института может быть для спортсмена более значимо, чем участие в соревнованиях городского или областного масштаба, в которых у спортсмена нет никаких шансов на победу;
2) наличие сильных конкурентов;
3) условия соревнования (торжественность открытия, затяжка старта из-за погодных условий);
4) поведение окружающих спортсмена людей, особенно тренера, мешающего сосредоточению спортсмена своими «накачками»;
5) индивидуальные психологические особенности спортсмена (свойства нервной системы и темперамента: эмоциональное напряжение легче возникает у спортсменов со слабой нервной системой, эмоционально возбудимых, имеющих высокий нейротизм);
6) характер и особенности взаимоотношений в коллективе, то есть психологический климат;
7) присутствие на соревновании значимых для спортсмена лиц (друзей, любимых, тренеров сборных команд);
8) степень овладения способами саморегуляции.
3.1. Предстартовые эмоциональные состояния. Тревога
Выделяют три вида эмоциональных состояний спортсменов: боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия.
Состояние боевой готовности (воодушевления) характеризуется оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения и наиболее благоприятно для выполнения соревновательной деятельности. Спортсмен ощущает подъем сил, энергии и активности, у него возникает своеобразное вдохновение. Он уверен в успехе, с нетерпением ожидает старта, намерен с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели. У него обострено восприятие, особенно специализированное («чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча»), внимание сконцентрировано на предстоящей деятельности, мышление осуществляется быстро, характеризуется критичностью и гибкостью. Спортсмен обладает высокой помехоустойчивостью к неблагоприятным факторам (критическим замечаниям тренера, судейским ошибкам, негативной реакции зрителей, провокациям соперников и т. д.). К старту он готовится тщательно и организованно, ясно помнит, что ему надо учесть и использовать в своем выступлении. Это состояние наиболее благоприятно для успешного выступления спортсмена.
Однако состояние боевой готовности имеет и свои «изъяны». Выявлено, что в этом состоянии наряду с усилением процесса возбуждения может наблюдаться снижение произвольного контроля над действиями и увеличение инертности возбудительного процесса, что можно связать с возникновением у спортсмена сильной рабочей доминанты. В некоторых видах спорта эти сдвиги нежелательны, например для стрелков оптимально отсутствие предстартового возбуждения, по крайней мере его явных признаков (см.: Дашкевич О. В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1970).
Предстартовая лихорадка появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению самокритичности. Страдает память, внимание рассеяно (спортсмен не может сосредоточиться, отвлекается на ненужные детали), восприятие и представления отрывочны, понижается гибкость и логичность мышления, сон нарушен (медленное засыпание, сон с мучительными сновидениями). Внешний вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец. Спортсмен проявляет суетливость, торопливость, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений.
Свои возможности спортсмены, находящиеся в состоянии предстартовой лихорадки, часто переоценивают, а возможности соперника недооценивают, то есть появляется самоуверенность. Бывают также случаи проявления страха.
Все эти признаки стартовой лихорадки сопровождаются изменением физиологических показателей. Спортсмен теряет аппетит; пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы; наблюдается потливость; иногда отмечаются пересыхание в полости рта, расстройство желудочно-кишечного тракта.
Для спортсменов возбудимого типа порог перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше, чем для спортсменов тормозного типа. Тот уровень возбуждения, который для лиц тормозного типа будет близок к состоянию «лихорадки», для лиц возбудимого типа может являться обычным предстартовым состоянием. Следовательно, при оценке степени эмоционального возбуждения перед стартом должны учитываться индивидуальные особенности спортсмена.
Способствуют устранению предстартовой лихорадки более интенсивная, чем обычно, разминка с помощью физических упражнений, а также воздействие авторитета тренера, особенно для начинающих спортсменов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ГЛАВА 2 Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
ГЛАВА 2 Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности Мотив – это сложное психологическое образование, являющееся с содержательной стороны основанием (обоснованием для самого себя) действия и поступка, деятельности и поведения, а с
ГЛАВА 4 Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
ГЛАВА 4 Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности 4.1. Сила воли и ее компонентыСпортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами различных трудностей. Выделяют две группы трудностей: объективные и
ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности 5.1. Роль интеллекта и мышления в спортивной деятельностиВ ходе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмену приходится постоянно решать задачи различной сложности,
ГЛАВА 6 Психомоторная сфера спортсмена и ее проявление в спортивной деятельности
ГЛАВА 6 Психомоторная сфера спортсмена и ее проявление в спортивной деятельности Понятие «психомоторика» введено в научный обиход И. М. Сеченовым. Оно подчеркивает зависимость двигательных проявлений человека от психической регуляции. Так, осуществление произвольных
ГЛАВА 7 Индивидуально-типические особенности спортсменов и их проявление в спортивной деятельности
ГЛАВА 7 Индивидуально-типические особенности спортсменов и их проявление в спортивной деятельности 7.1. Пригодность к спортивной деятельности и типологические особенностиЭффективность спортивной деятельности зависит от трех факторов: способностей и одаренности
ГЛАВА 14 Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды
ГЛАВА 14 Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды Необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели деятельности спортсменов выдвигает потребность в руководстве командой. Руководителем или лидером должен быть человек,
ГЛАВА 15 Психологический климат, сплоченность команды и успешность спортивной деятельности
ГЛАВА 15 Психологический климат, сплоченность команды и успешность спортивной деятельности 15.1. Психологический климат и межличностные отношения в командеЭмоциональное состояние команды, положительные или отрицательные межличностные отношения спортсменов, отсутствие
Глава 2. Методология и методы исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в условиях спортивной деятельности
Глава 2. Методология и методы исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в условиях спортивной деятельности 2.1. Теоретико-методологические аспекты исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в спортивной
Глава 4. Соотношение видов интеллекта в структуре спортивной деятельности подростка
Глава 4. Соотношение видов интеллекта в структуре спортивной деятельности подростка 4.1. Структурные компоненты проявления интеллектуальных способностей подростка к спортивной деятельности4.2. Общее представление об интеллекте, соотношение видов интеллекта4.3. Процесс
4.4.4. Особенности социально-психологической адаптации подростков-спортсменов к учебной и спортивной деятельности
4.4.4. Особенности социально-психологической адаптации подростков-спортсменов к учебной и спортивной деятельности Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг. Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой, В своей душе находит их родник. И. Гете
Глава 5. Интеллектуальные способности подростка к эффективной спортивной деятельности, специфика их проявления
Глава 5. Интеллектуальные способности подростка к эффективной спортивной деятельности, специфика их проявления 5.1. Место интеллектуальных способностей в структуре и содержании способностей ребенка к эффективной двигательной деятельности5.2. Интеллектуальные
Глава 6. Компоненты интеллектуальной готовности юного спортсмена к вариативным условиям спортивной деятельности
Глава 6. Компоненты интеллектуальной готовности юного спортсмена к вариативным условиям спортивной деятельности 6.1. Соподчиненность и взаимодействие компонентов интеллектуальной готовности подростка к спортивной деятельности6.2. Информационный компонент как
Глава 7. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению эффективной спортивной деятельности
Глава 7. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению эффективной спортивной деятельности 7.1. Научно-методологические подходы к отбору критериев оценки интеллектуальной готовности подростка к осуществлению спортивной деятельности7.2.
7.2. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению спортивной деятельности
7.2. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению спортивной деятельности Критерием истины является опыт. Т. Кампанелла Процесс спортивной деятельности ребенка и подростка всегда сопряжен с ожидаемым результатом, оцениваемым в системе
Источник