- Комплексный подход к психологической поддержке родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
- Что дает поддержка семьи с детьми с ОВЗ?
- Эмоциональное выгорание родителей
- Специфические социально-психологические факторы, влияющие на родителей и повышающие риск выгорания
- Внешние
- Внутренние
- Клуб родителей особых детей
- Цели и задачи организации психологической поддержки родителей
- Элементы комплексной поддержки родителей детей с ОВЗ
- Проекты комплексной поддержки семьи, воспитывающей подростков и взрослых с ОВЗ центра «Турмалин»
- Консультации психолога
- Консультации методиста
- Дистанционные занятия
- Статья. «Психоэмоциональное выгорание (СЭВ) родителей детей с ОВЗ»
- Журнал практической психологии и психоанализа № 1 март 2009 г «Основные направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, в условиях стационара» С.В. Климова, Л.Л. Микаэлян, Е.Н Фарих.
Комплексный подход к психологической поддержке родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
Воспитание особого ребенка требует решения разных проблем, с которыми приходится сталкиваться родителям. Комплексная поддержка с применением мягких техник и арт-терапевтические занятия положительно влияют на общее эмоциональное состояние родителей и взаимоотношения в семье. Рассказываем, как психологически поддержать семьи, в которых растут дети с ОВЗ.
Социальный педагог-психолог, дефектолог, участник проекта «Клуб родителей особых детей», сотрудник московского Центра социальной реабилитации «Турмалин» Юлия Жулина ответила на актуальные вопросы психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с особенностями развития.
Что дает поддержка семьи с детьми с ОВЗ?
Во-первых, семья — важнейшая социальная формообразующая среда для развития ребёнка. От благополучия семейной системы во многом зависит развитие ребёнка. Обстановка в семье напрямую влияет на состояние ребенка.
Во-вторых, родители, воспитывающие детей с особенностями развития, испытывают еще большую психоэмоциональную нагрузку и чаще подвержены стрессовым факторам, как внутренним, так и внешним.
В-третьих, коррекция эмоциональной сферы родителей является приоритетным направлением поддержки семьи и влияет на состояние детей в силу специфики детско-родительских взаимоотношений. Чем спокойнее и увереннее родители, тем спокойнее и увереннее дети.
«Воспитание ребенка с отклонениями в развитии — это очень сложная во многих отношениях задача, связанная с разнообразными трудно разрешимыми жизненными проблемами. Родители таких детей подвержены гораздо большему стрессу, чем родители обычных детей. Иногда это приводит к депрессии, к социальной изоляции. А если родители преодолевают многочисленные психологические барьеры, они часто меняют сферу деятельности, сами становятся дефектологами и педагогами-психологами, создают родительские ассоциации — это хороший мотивационный опыт для других родителей с такими же проблемами».
Эмоциональное выгорание родителей
Мы привыкли к тому, что с эмоциональным выгоранием чаще всего сталкиваются работники социальных профессий — учителя, воспитатели, врачи. Оказывается, эмоциональному выгоранию подвержены и родители. Выполнение родительских функций рассматривается исследователями в психологии как специфическая форма трудовой деятельности.
Синдром выгорания включает комплекс негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения матери и отца, связанных с детско-родительским взаимодействием. А родители, воспитывающие детей с ОВЗ, относятся к группе с высоким риском эмоционального выгорания, т.к. длительно находятся в ситуации стресса.
Специфические социально-психологические факторы, влияющие на родителей и повышающие риск выгорания
Внешние
- Общественная стигматизация. Так сложилось, что люди с особенностями развития были всегда изолированы. Ни у общества, ни у самих семей не было информации о том, как жить с такими людьми.
- Мифологизация. В обществе давно было принято считать, что родители детей с ОВЗ когда-то в чем-то провинились, и такой «тяжелый крест» дан им в наказание.
- Смещение нормы к идеалу. Вокруг происходит пропаганда идеальной счастливой семьи. Из-за этого часто родители винят себя в том, что обнаруживают какие-то отклонения в развитии у своих детей.
- Жизнь в режиме подвига. Миф о том, что женщина должна быть сильной и вынести все испытания на своих плечах. Инфраструктура. Нет комплексного подхода к социальной защите семей, воспитывающих детей с особенностями. Порой бывает сложно организовать обучение ребенка с особенностями. Поступление в школу, окончание школы, поиск колледжа, поиск места для трудоустройства — непростые задачи для родителей.
- Неопределенность будущего. Получить профессию и образование человеку с ОВЗ не всегда просто. А если опекун или родители уходят из жизни, то человек и вовсе попадает в диспансер, где условия жизни совсем другие.
- Отсутствие единой точки входа, комплексного сопровождения.
- Отсутствие сопровождения в переходные моменты.
- Социальная изоляция.
Внутренние
- Симбиотическая связь родителя и ребенка.
- Особые дети требуют намного больше опеки и внимания, поэтому родители привыкают к тому, что ребенок неспособный, и это порой тормозит его развитие.
- Мало надежд на улучшение.
- Общее утомление;
- Стадии принятия. Когда в семье рождается ребенок с особенностями, уровень переживания настолько высок, что специалисты даже сравнивают его с тем, который обычно испытывают родители, потерявшие ребенка. Эффективная работа внутренних защитных механизмов.
- Одиночество как привычка. Если у родителей нет среды единомышленников, им тяжело справляться с проблемами.
Клуб родителей особых детей
Для работы с этими направлениями была разработана программа «Клуб родителей Особых детей» по поддержке родителей детей с ОВЗ. Программа апробирована на базах РЦ «Турмалин» и СО НКО ЧУ ОО «Школа св. Георгия» в 2018/19 учебном году при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.
Методические рекомендации опубликованы на сайте Центра Социальной Реабилитации «Турмалин».
Цели и задачи организации психологической поддержки родителей
- Опыт положительного социального принятия, уважения, причастности к группе единомышленников (побыть со «своими», «я не один!») через модерируемую беседу, демонстрацию техник ненасильственного общения (через работу ведущего).
- Ресурс через переживание успешности, социальности, связи с природой, через выход из роли мамы, через приятные сенсорные ощущения, вызвать устойчивое ощущение радости (совместная деятельность, переживание своей компетентности и умелости, занятия для души).
- Проба собственных возможностей в других социальных ролях (рукоделие, обмен экспертным опытом).
- Переживание в безопасной обстановке встречи со своими внутренними проблемами, получение опыта их успешного решения, дестигматизация опыта встречи с собой, позитив и практическая польза психотерапевтической работы. Установка «внутри так всё тяжело, что лучше это не трогать» трансформируется в другую: «психотерапия — это не страшно, это интересно, это помогает мне, я чувствую себя лучше, мне проще строить отношения со своим ребенком».
Элементы комплексной поддержки родителей детей с ОВЗ
Если вы хотите организовать в школе или в центре дневного пребывания работу с родителями, обратите внимание на несколько важных факторов.
- Организация пространства. Пространство должно настраивать на позитивный лад. Сделайте так, чтобы родители приходили в уютное светлое помещение, где достаточно места. Можно даже организовать чаепитие.
- Ритмичность: ритм и структура занятия, регулярность встреч, тематика, соответствующая ритму года. Важно, чтобы дети были чем-то заняты, пока родители организуют встречи в клубе. Постоянное время и постоянное место встреч дает некую временную опору. Если говорить о структуре, то начать можно с чаепития, затем может проходить основной блок занятий — беседы с психологом, социальные игры, занятия искусством, последнее — рефлексия, беседы, на которых все участники делятся впечатлениями.
- Использование мягких терапевтических техник, занятия музыкальной и арт-терапией.
- Значение роли ведущего в работе с группой.
- Индивидуальные консультации с психологом.
Если на встречах вы будете заниматься рукоделием, то важно связывать изделия с сезонностью: Новый год, Рождество, приход весны, летние и осенние тематики. Изделия не должны быть сложными, чтобы участники могли закончить их дома самостоятельно. Вообще, освоение любых художественных техник под руководством арт-терапевта — хорошая проработка для эмоциональных проблем.
«Эти встречи — как открыть форточку. После них можно дышать!»
Проекты комплексной поддержки семьи, воспитывающей подростков и взрослых с ОВЗ центра «Турмалин»
Консультации психолога
- Помощь при эмоциональном истощении, неуверенности в себе, страхах, чувстве вины.
- В трудной жизненной ситуации.
Консультации методиста
- Поможет лучше понять своего ребенка, поддержать его взросление, организовать домашнюю среду, поддержать навыки самостоятельности.
- Подобрать вид деятельности.
Дистанционные занятия
- Помогут наладить ритм жизни.
- Поддержать социальные и коммуникативные навыки.
- Снизить тревожность.
- Уменьшить гиподинамию.
- Повысить физический и эмоциональный тонус.
Записаться на консультации методистов или психологов в центр «Турмалин» можно здесь: http://turmaline.ru/profcouns/.
Источник
Статья. «Психоэмоциональное выгорание (СЭВ) родителей детей с ОВЗ»
Психоэмоциональное выгорание (СЭВ) родителей
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог-психолог Ермошин А. А.
МБОУ СОШ «Перспектива»
Об эмоциональном выгорании в медицинских карточках не пишут, но от этого состояния можно серьезно пострадать. Этот феномен впервые был описан в 1982 году в США. Проявление рассматриваемого синдрома можно наблюдать как в системе профессиональной деятельности, так и в ситуации, когда работа отходит на второй план. На первый план выходят обстоятельства, связанные с рождением ребёнка, имеющего особенности развития. Развитие СЭВ при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности и появляется необходимость более тщательного рассмотрения этой проблемы, как со стороны служб психологической поддержки семьи, так и со стороны общества. Формирование рассматриваемого синдрома происходит не только из-за накопления негатива, но и в результате одиночества и однообразия. Когда человек находится в ситуации замкнутости в четырех стенах, у него создаётся ощущение отсутствия «внешней» жизни, это ведет не только к эмоциональному выгоранию, но и к депрессии. Формирование СЭВ достаточно сложный и многогранный процесс.
Формированию СЭВ, предшествует период повышенной активности, когда родители сконцентрированы на заботе о ребёнке, нередко забывают о собственных нуждах (отдых, еда и так далее). При дальнейшем формировании синдрома перестают интересоваться профессиональной деятельностью, у них почти ничего не вызывает эмоционального отклика: ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Полностью утрачивается интерес, в том числе и к ребёнку. Родители не видят перспектив в своей деятельности, снижается удовлетворение работой. Заниженная самооценка, чувство вины и депрессивные состояния свидетельствуют о низкой эмоциональной грамотности. Личность не способна разобраться в себе и в причине своих чувств, она ограничивает эффективное взаимодействие с внешним миром. Это формирование полной личной и социальной неудачи.
Таким образом, можно констатировать, что заболевание у ребенка – основательный источник стресса и потенциального дистресса для всей семьи. В ситуациях хронических заболеваний и нарушений тяжесть переживаний всех членов семьи по поводу постановки и уточнения диагноза осложняется многочисленными трудностями, с которыми каждая семья сталкивается при взаимодействии с болезнью. Общая цель работы психолога: Оказание помощи членам семьи в адаптации к ситуации болезни без игнорирования своих интересов и развития личности в целом.
Исследования семей с хроническим заболеванием у ребенка выявили универсальные проблемы, напрямую затрагивающие семейное функционирование, которые можно разделить на группы трудности, проявляющиеся в :[ 1 ]
гиперопека больного ребенка, в результате которой ребенок лишается даже доступных ему видов деятельности и самостоятельности, при этом родитель часто занимает позицию самоотречения, что способно привести к физическому измождению и эмоциональному выгоранию;
отвержения ребенка. Подавляемый гнев на болезнь часто осознается родителями как недопустимый гнев на ребенка. При этом, стараясь изолировать это чувство, родители эмоционально дистанцируются от сына или дочери, что приводит к минимизации эмоционального общения между ними. Тем не менее, гнев может прорываться в аффективных срывах, что практически всегда влечет за собой чувство вины у родителя и делает детско-родительские отношения нестабильными и непредсказуемыми.
вынужденное перераспределение функциональных ролей и обязанностей в семье;
формирование и разрастание конфликтов, вплоть до разрыва брака;
наложение ограничений профессионального роста одного из родителей, самореализации.
Отношениях в расширенной семье:
в семьях со здоровыми детьми, которые неизбежно получают меньше родительского внимания, отмечалось родительское чувство вины и ощущение собственной некомпетентности;
родственники опасаются негативных реакций друзей и соседей, стыдятся изменений внешности ребенка, тревожатся из-за физической и эмоциональной уязвимости ребенка и ограничивают его контакты;
возможности для семейного досуга и отдыха.
Финансовые трудности, обусловленные функциональными изменениями в жизни семьи, на фоне серьезного детского заболевания:
дорогостоящие препараты, медицинское оборудование, пребывание в стационаре;
транспортные затраты при переездах к месту лечения или образования, которое может находиться на большом расстоянии от места проживания семьи;
особенности образовательного процесса (специализированные школы, учебно-методические пособия).
Психолог прилагает особые усилия, направленные на:
повышение ощущения родительской компетентности через выявление позитивных аспектов родительского поведения (внимание родителя к потребностям ребенка, отзывчивость, адекватность эмоционального отклика, предоставление ребенку уместной самостоятельности);
снятие эмоционального напряжения и сближению ребенка и родителя с использованием терапевтической игры;
выявление эффективного метода зон эмоционального напряжения в отношениях и его преодоления в объединяющей творческой деятельности, которым является рисование и лепка с ребенком и родителем;
использование методов игровой и арт-терапии дает ребенку опыт эмоциональной близости с родителем и, вместе с тем, способствует созданию личного пространства, соответствующего возрасту и потребностям ребенка.
Характеристика особенностей личностного развития родителей болеющих детей:
1. Заниженное восприятие собственного состояние физического и психологического здоровья, что затрудняет или снижает эффективность ухаживания за ребенком и адаптацию к трудностям.
2. Возникновение посттравматического стрессового расстройства , как следствие постоянного нахождения в стрессогенной обстановке. Особенно это проявляется при наличии в анамнезе семьи схожих или других хронических заболеваний.
3. Ограничение возможности налаживать контакты с окружающим. Родителям необходимо постоянно расширять круг знакомых, особенно связанных по спектру заболеваний детей. Данная ситуация позволяет оказывать друг другу постоянную поддержку: делиться опытом лечения, оказывать помощь в бытовых вопросах, оказывать психологическую поддержку. При необщительности родителей, формируется угнетённость его эмоционального состояния, и как следствие снижение эффективности заботы о ребенке.
Для оптимизации работы психологических служб учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья следует активно внедрять работу по формированию и развитию психологической культуры родителей или лиц их заменяющих. Основными формами работы следует считать:
индивидуальные консультации (способствуют более открытому разговору по проблеме и позволяют спрогнозировать особенности работы);
групповые консультации (в форме родительской школы, для создания ситуации, исключающей индивидуализацию проблемы с точки зрения родителя. Перевод восприятия заболевания ребёнка из субъективного поля в объективный ракурс);
участие в групповых занятия в системе «родитель-ребёнок» (оптимизация детско-родительских отношений).
вовлечение родителей в работу общественных организаций (формирование и расширение сферы интересов)
Журнал практической психологии и психоанализа № 1 март 2009 г «Основные направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, в условиях стационара» С.В. Климова, Л.Л. Микаэлян, Е.Н Фарих.
Источник