Эмоциональное состояние родителей детей с овз

Содержание
  1. Комплексный подход к психологической поддержке родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
  2. Что дает поддержка семьи с детьми с ОВЗ?
  3. Эмоциональное выгорание родителей
  4. Специфические социально-психологические факторы, влияющие на родителей и повышающие риск выгорания
  5. Внешние
  6. Внутренние
  7. Клуб родителей особых детей
  8. Цели и задачи организации психологической поддержки родителей
  9. Элементы комплексной поддержки родителей детей с ОВЗ
  10. Проекты комплексной поддержки семьи, воспитывающей подростков и взрослых с ОВЗ центра «Турмалин»
  11. Консультации психолога
  12. Консультации методиста
  13. Дистанционные занятия
  14. Статья. «Психоэмоциональное выгорание (СЭВ) родителей детей с ОВЗ»
  15. Журнал практической психологии и психоанализа № 1 март 2009 г «Основные направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, в условиях стационара» С.В. Климова, Л.Л. Микаэлян, Е.Н Фарих.

Комплексный подход к психологической поддержке родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Воспитание особого ребенка требует решения разных проблем, с которыми приходится сталкиваться родителям. Комплексная поддержка с применением мягких техник и арт-терапевтические занятия положительно влияют на общее эмоциональное состояние родителей и взаимоотношения в семье. Рассказываем, как психологически поддержать семьи, в которых растут дети с ОВЗ.

Социальный педагог-психолог, дефектолог, участник проекта «Клуб родителей особых детей», сотрудник московского Центра социальной реабилитации «Турмалин» Юлия Жулина ответила на актуальные вопросы психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с особенностями развития.

Что дает поддержка семьи с детьми с ОВЗ?

Во-первых, семья — важнейшая социальная формообразующая среда для развития ребёнка. От благополучия семейной системы во многом зависит развитие ребёнка. Обстановка в семье напрямую влияет на состояние ребенка.

Во-вторых, родители, воспитывающие детей с особенностями развития, испытывают еще большую психоэмоциональную нагрузку и чаще подвержены стрессовым факторам, как внутренним, так и внешним.

В-третьих, коррекция эмоциональной сферы родителей является приоритетным направлением поддержки семьи и влияет на состояние детей в силу специфики детско-родительских взаимоотношений. Чем спокойнее и увереннее родители, тем спокойнее и увереннее дети.

«Воспитание ребенка с отклонениями в развитии — это очень сложная во многих отношениях задача, связанная с разнообразными трудно разрешимыми жизненными проблемами. Родители таких детей подвержены гораздо большему стрессу, чем родители обычных детей. Иногда это приводит к депрессии, к социальной изоляции. А если родители преодолевают многочисленные психологические барьеры, они часто меняют сферу деятельности, сами становятся дефектологами и педагогами-психологами, создают родительские ассоциации — это хороший мотивационный опыт для других родителей с такими же проблемами».

Эмоциональное выгорание родителей

Мы привыкли к тому, что с эмоциональным выгоранием чаще всего сталкиваются работники социальных профессий — учителя, воспитатели, врачи. Оказывается, эмоциональному выгоранию подвержены и родители. Выполнение родительских функций рассматривается исследователями в психологии как специфическая форма трудовой деятельности.

Синдром выгорания включает комплекс негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения матери и отца, связанных с детско-родительским взаимодействием. А родители, воспитывающие детей с ОВЗ, относятся к группе с высоким риском эмоционального выгорания, т.к. длительно находятся в ситуации стресса.

Специфические социально-психологические факторы, влияющие на родителей и повышающие риск выгорания

Внешние

  • Общественная стигматизация. Так сложилось, что люди с особенностями развития были всегда изолированы. Ни у общества, ни у самих семей не было информации о том, как жить с такими людьми.
  • Мифологизация. В обществе давно было принято считать, что родители детей с ОВЗ когда-то в чем-то провинились, и такой «тяжелый крест» дан им в наказание.
  • Смещение нормы к идеалу. Вокруг происходит пропаганда идеальной счастливой семьи. Из-за этого часто родители винят себя в том, что обнаруживают какие-то отклонения в развитии у своих детей.
  • Жизнь в режиме подвига. Миф о том, что женщина должна быть сильной и вынести все испытания на своих плечах. Инфраструктура. Нет комплексного подхода к социальной защите семей, воспитывающих детей с особенностями. Порой бывает сложно организовать обучение ребенка с особенностями. Поступление в школу, окончание школы, поиск колледжа, поиск места для трудоустройства — непростые задачи для родителей.
  • Неопределенность будущего. Получить профессию и образование человеку с ОВЗ не всегда просто. А если опекун или родители уходят из жизни, то человек и вовсе попадает в диспансер, где условия жизни совсем другие.
  • Отсутствие единой точки входа, комплексного сопровождения.
  • Отсутствие сопровождения в переходные моменты.
  • Социальная изоляция.
Читайте также:  Что будет если подавлять чувство гнева

Внутренние

  • Симбиотическая связь родителя и ребенка.
  • Особые дети требуют намного больше опеки и внимания, поэтому родители привыкают к тому, что ребенок неспособный, и это порой тормозит его развитие.
  • Мало надежд на улучшение.
  • Общее утомление;
  • Стадии принятия. Когда в семье рождается ребенок с особенностями, уровень переживания настолько высок, что специалисты даже сравнивают его с тем, который обычно испытывают родители, потерявшие ребенка. Эффективная работа внутренних защитных механизмов.
  • Одиночество как привычка. Если у родителей нет среды единомышленников, им тяжело справляться с проблемами.

Клуб родителей особых детей

Для работы с этими направлениями была разработана программа «Клуб родителей Особых детей» по поддержке родителей детей с ОВЗ. Программа апробирована на базах РЦ «Турмалин» и СО НКО ЧУ ОО «Школа св. Георгия» в 2018/19 учебном году при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.

Методические рекомендации опубликованы на сайте Центра Социальной Реабилитации «Турмалин».

Цели и задачи организации психологической поддержки родителей

  • Опыт положительного социального принятия, уважения, причастности к группе единомышленников (побыть со «своими», «я не один!») через модерируемую беседу, демонстрацию техник ненасильственного общения (через работу ведущего).
  • Ресурс через переживание успешности, социальности, связи с природой, через выход из роли мамы, через приятные сенсорные ощущения, вызвать устойчивое ощущение радости (совместная деятельность, переживание своей компетентности и умелости, занятия для души).
  • Проба собственных возможностей в других социальных ролях (рукоделие, обмен экспертным опытом).
  • Переживание в безопасной обстановке встречи со своими внутренними проблемами, получение опыта их успешного решения, дестигматизация опыта встречи с собой, позитив и практическая польза психотерапевтической работы. Установка «внутри так всё тяжело, что лучше это не трогать» трансформируется в другую: «психотерапия — это не страшно, это интересно, это помогает мне, я чувствую себя лучше, мне проще строить отношения со своим ребенком».

Элементы комплексной поддержки родителей детей с ОВЗ

Если вы хотите организовать в школе или в центре дневного пребывания работу с родителями, обратите внимание на несколько важных факторов.

  • Организация пространства. Пространство должно настраивать на позитивный лад. Сделайте так, чтобы родители приходили в уютное светлое помещение, где достаточно места. Можно даже организовать чаепитие.
  • Ритмичность: ритм и структура занятия, регулярность встреч, тематика, соответствующая ритму года. Важно, чтобы дети были чем-то заняты, пока родители организуют встречи в клубе. Постоянное время и постоянное место встреч дает некую временную опору. Если говорить о структуре, то начать можно с чаепития, затем может проходить основной блок занятий — беседы с психологом, социальные игры, занятия искусством, последнее — рефлексия, беседы, на которых все участники делятся впечатлениями.
  • Использование мягких терапевтических техник, занятия музыкальной и арт-терапией.
  • Значение роли ведущего в работе с группой.
  • Индивидуальные консультации с психологом.

Если на встречах вы будете заниматься рукоделием, то важно связывать изделия с сезонностью: Новый год, Рождество, приход весны, летние и осенние тематики. Изделия не должны быть сложными, чтобы участники могли закончить их дома самостоятельно. Вообще, освоение любых художественных техник под руководством арт-терапевта — хорошая проработка для эмоциональных проблем.

«Эти встречи — как открыть форточку. После них можно дышать!»

Проекты комплексной поддержки семьи, воспитывающей подростков и взрослых с ОВЗ центра «Турмалин»

Консультации психолога

  • Помощь при эмоциональном истощении, неуверенности в себе, страхах, чувстве вины.
  • В трудной жизненной ситуации.
Читайте также:  Неприятное чувство во рту при коронавирусе

Консультации методиста

  • Поможет лучше понять своего ребенка, поддержать его взросление, организовать домашнюю среду, поддержать навыки самостоятельности.
  • Подобрать вид деятельности.

Дистанционные занятия

  • Помогут наладить ритм жизни.
  • Поддержать социальные и коммуникативные навыки.
  • Снизить тревожность.
  • Уменьшить гиподинамию.
  • Повысить физический и эмоциональный тонус.

Записаться на консультации методистов или психологов в центр «Турмалин» можно здесь: http://turmaline.ru/profcouns/.

Источник

Статья. «Психоэмоциональное выгорание (СЭВ) родителей детей с ОВЗ»

Психоэмоциональное выгорание (СЭВ) родителей

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагог-психолог Ермошин А. А.

МБОУ СОШ «Перспектива»

Об эмоциональном выгорании в медицинских карточках не пишут, но от этого состояния можно серьезно пострадать. Этот феномен впервые был описан в 1982 году в США. Проявление рассматриваемого синдрома можно наблюдать как в системе профессиональной деятельности, так и в ситуации, когда работа отходит на второй план. На первый план выходят обстоятельства, связанные с рождением ребёнка, имеющего особенности развития. Развитие СЭВ при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности и появляется необходимость более тщательного рассмотрения этой проблемы, как со стороны служб психологической поддержки семьи, так и со стороны общества. Формирование рассматриваемого синдрома происходит не только из-за накопления негатива, но и в результате одиночества и однообразия. Когда человек находится в ситуации замкнутости в четырех стенах, у него создаётся ощущение отсутствия «внешней» жизни, это ведет не только к эмоциональному выгоранию, но и к депрессии. Формирование СЭВ достаточно сложный и многогранный процесс.

Формированию СЭВ, предшествует период повышенной активности, когда родители сконцентрированы на заботе о ребёнке, нередко забывают о собственных нуждах (отдых, еда и так далее). При дальнейшем формировании синдрома перестают интересоваться профессиональной деятельностью, у них почти ничего не вызывает эмоционального отклика: ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Полностью утрачивается интерес, в том числе и к ребёнку. Родители не видят перспектив в своей деятельности, снижается удовлетворение работой. Заниженная самооценка, чувство вины и депрессивные состояния свидетельствуют о низкой эмоциональной грамотности. Личность не способна разобраться в себе и в причине своих чувств, она ограничивает эффективное взаимодействие с внешним миром. Это формирование полной личной и социальной неудачи.

Таким образом, можно констатировать, что заболевание у ребенка – основательный источник стресса и потенциального дистресса для всей семьи. В ситуациях хронических заболеваний и нарушений тяжесть переживаний всех членов семьи по поводу постановки и уточнения диагноза осложняется многочисленными трудностями, с которыми каждая семья сталкивается при взаимодействии с болезнью. Общая цель работы психолога: Оказание помощи членам семьи в адаптации к ситуации болезни без игнорирования своих интересов и развития личности в целом.

Исследования семей с хроническим заболеванием у ребенка выявили универсальные проблемы, напрямую затрагивающие семейное функционирование, которые можно разделить на группы трудности, проявляющиеся в :[ 1 ]

гиперопека больного ребенка, в результате которой ребенок лишается даже доступных ему видов деятельности и самостоятельности, при этом родитель часто занимает позицию самоотречения, что способно привести к физическому измождению и эмоциональному выгоранию;

Читайте также:  Неуверенность или чувство собственности

отвержения ребенка. Подавляемый гнев на болезнь часто осознается родителями как недопустимый гнев на ребенка. При этом, стараясь изолировать это чувство, родители эмоционально дистанцируются от сына или дочери, что приводит к минимизации эмоционального общения между ними. Тем не менее, гнев может прорываться в аффективных срывах, что практически всегда влечет за собой чувство вины у родителя и делает детско-родительские отношения нестабильными и непредсказуемыми.

вынужденное перераспределение функциональных ролей и обязанностей в семье;

формирование и разрастание конфликтов, вплоть до разрыва брака;

наложение ограничений профессионального роста одного из родителей, самореализации.

Отношениях в расширенной семье:

в семьях со здоровыми детьми, которые неизбежно получают меньше родительского внимания, отмечалось родительское чувство вины и ощущение собственной некомпетентности;

родственники опасаются негативных реакций друзей и соседей, стыдятся изменений внешности ребенка, тревожатся из-за физической и эмоциональной уязвимости ребенка и ограничивают его контакты;

возможности для семейного досуга и отдыха.

Финансовые трудности, обусловленные функциональными изменениями в жизни семьи, на фоне серьезного детского заболевания:

дорогостоящие препараты, медицинское оборудование, пребывание в стационаре;

транспортные затраты при переездах к месту лечения или образования, которое может находиться на большом расстоянии от места проживания семьи;

особенности образовательного процесса (специализированные школы, учебно-методические пособия).

Психолог прилагает особые усилия, направленные на:

повышение ощущения родительской компетентности через выявление позитивных аспектов родительского поведения (внимание родителя к потребностям ребенка, отзывчивость, адекватность эмоционального отклика, предоставление ребенку уместной самостоятельности);

снятие эмоционального напряжения и сближению ребенка и родителя с использованием терапевтической игры;

выявление эффективного метода зон эмоционального напряжения в отношениях и его преодоления в объединяющей творческой деятельности, которым является рисование и лепка с ребенком и родителем;

использование методов игровой и арт-терапии дает ребенку опыт эмоциональной близости с родителем и, вместе с тем, способствует созданию личного пространства, соответствующего возрасту и потребностям ребенка.

Характеристика особенностей личностного развития родителей болеющих детей:

1. Заниженное восприятие собственного состояние физического и психологического здоровья, что затрудняет или снижает эффективность ухаживания за ребенком и адаптацию к трудностям.

2. Возникновение посттравматического стрессового расстройства , как следствие постоянного нахождения в стрессогенной обстановке. Особенно это проявляется при наличии в анамнезе семьи схожих или других хронических заболеваний.

3. Ограничение возможности налаживать контакты с окружающим. Родителям необходимо постоянно расширять круг знакомых, особенно связанных по спектру заболеваний детей. Данная ситуация позволяет оказывать друг другу постоянную поддержку: делиться опытом лечения, оказывать помощь в бытовых вопросах, оказывать психологическую поддержку. При необщительности родителей, формируется угнетённость его эмоционального состояния, и как следствие снижение эффективности заботы о ребенке.

Для оптимизации работы психологических служб учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья следует активно внедрять работу по формированию и развитию психологической культуры родителей или лиц их заменяющих. Основными формами работы следует считать:

индивидуальные консультации (способствуют более открытому разговору по проблеме и позволяют спрогнозировать особенности работы);

групповые консультации (в форме родительской школы, для создания ситуации, исключающей индивидуализацию проблемы с точки зрения родителя. Перевод восприятия заболевания ребёнка из субъективного поля в объективный ракурс);

участие в групповых занятия в системе «родитель-ребёнок» (оптимизация детско-родительских отношений).

вовлечение родителей в работу общественных организаций (формирование и расширение сферы интересов)

Журнал практической психологии и психоанализа № 1 март 2009 г «Основные направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, в условиях стационара» С.В. Климова, Л.Л. Микаэлян, Е.Н Фарих.

Источник

Оцените статью