ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам психологического обследования
консультация по коррекционной педагогике
Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.
В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5907150a53815.docx | 43.98 КБ |
Предварительный просмотр:
по результатам психологического обследования
Дата рождения ______________ возраст ________
Дата обследования __________________________
Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др) . Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.
В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается) , но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма) .
При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие) .
После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции) .
В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий) .
Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный) .
Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость) .
Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность) .
Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении) .
Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) .
Критичен к оценке результатов своей работы ( понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен) .
Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование) . Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь) . Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность) .
Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый) .
Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).
Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая) .
Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).
Результаты изучения психических функций следующие.
Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).
Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково) . Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).
Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).
Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).
Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).
Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)
Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:
- Незрелость всех форм мышления;
- Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
- Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;
- …
Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.
- формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
- развитие концентрации, переключаемости внимания.
- развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,
- …
ФИО, подпись психолога____________________
С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» — Изотова Раиса Викторовна
Источник
Эмоциональное состояние ребенка заключение
Важным критерием физического и психического здоровья ребенка является его эмоциональное состояние. По мнению О.В. Липуновой и иных, эмоции – это субъективные носители мотивации поведения, благодаря которым у детей происходит психическая регуляция общей динамики поведения [1].
Согласно информационной теории эмоций П.В. Симонова, которая завоевала наибольшую популярность, эмоции являются неотъемлемой частью реализации функциональной системы, а именно связаны с недостатком или избытком информации, необходимой для удовлетворения потребности. Значимая потребность и дефицит информации обусловливают эмоциональное напряжение. Взаимодействие ребенка с окружающим миром, адекватность эмоционального отражения действительности и успешность социализации в целом во многом определяются его эмоциональной устойчивостью. Нарушение привычных условий жизни ребенка может привести к появлению аффективных реакций, неудовлетворение новых потребностей способно вызывать эмоциональную нестабильность.
Эмоциональные проявления у детей связаны с гендерной принадлежностью. У мальчиков и девочек эмоциональные проявления различаются уже с трехлетнего возраста. В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман утверждали, что мальчики в большей степени проявляют эмоции, связанные с соперничеством, соревнованиями, для них важна победа в играх, конкурсах, им свойственен страх поражения. Для девочек характерна игра в группе, в ходе которой они демонстрируют заботу, сопереживание, характер такой игры спокойнее, имеет элементы эстетического отражения действительности, носит природосообразную направленность [2].
Эмоциональные проявления у мальчиков и девочек также различны. Мальчикам свойственны избирательность, яркость проявления, скоротечность эмоций. Эмоциональное напряжение у мальчиков быстро проходит, они включаются в социальную действительность и в деятельность.
У девочек в эмоциональной среде значительно возрастает общая активность, стимулируется деятельность коры головного мозга и таким способом формируется готовность встретить неприятную ситуацию.
Неполное становление функциональных систем, созревание и совершенствование нервной деятельности обусловливают возможность отклонений в эмоциональном развитии, что влечет за собой трудности в социализации, учебной деятельности [3, 4].
Эмоциональное состояние является внешним фактором, отражающим ход и напряжение адаптационных механизмов при переходе к новым социальным условиям. Диагностика эмоционального состояния может являться критерием успешности адаптации к новым условиям среды, а также позволять диагностировать эффективность психолого-педагогических мероприятий для профилактики дезадаптивных состояний.
Цели исследования: изучение эмоционального состояния младших школьников с нормальным речевым развитием и детей с речевой патологией в процессе адаптации к обучению в школе и оценка эффективности психолого-педагогических мероприятий по повышению двигательной активности в его коррекции.
- Провести диагностику психоэмоционального состояния детей с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи в процессе адаптации к обучению в школе.
- Оценить функциональные возможности нервной системы и работоспособность у детей с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи.
- Оценить влияние двигательной активности на эмоциональное состояние и отношение к учебе.
Методика. Экспериментальная часть работы была проведена на базе МБОУ Лицей № 10 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 200 обучающихся первого и второго классов начальной школы, среди них 100 мальчиков и 100 девочек, сформированных в группы детей с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи. Оценку речевого развития проводили по тестовой методике диагностики устной речи Т.А. Фотековой, отношение к школе и эмоциональный фон определяли по тесту О.А. Ореховой. Диагностику умственной работоспособности проводили по корректурной пробе Анфимова, функционального состояния центральной нервной системы – методом оценки параметров зрительно-моторных реакций.
Результаты исследования. В ходе диагностики эмоционального состояния младших школьников нами были изучены преобладающее настроение, отношение к учебе, учебным предметам, учителям, одноклассникам, сверстникам. Было выявлено, что в группе детей с речевой патологией преобладает негативное эмоциональное состояние, для этих школьников характерно превышение отрицательных эмоций, связанных с посещением школы, контактами с одноклассниками, учителями. В целом сниженный эмоциональный фон наблюдался у 25% младших школьников с нарушением речи. В зарубежных и отечественных исследованиях было показано, что до 75% школьников с речевой патологией находятся в состоянии психоэмоционального стресса [5, 6].
Известно, что эмоциональное состояние ребенка рассматривается как основа взаимосвязей с окружающим миром, основа формирования познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Положительные эмоции оказывают активизирующее влияние на кору больших полушарий головного мозга, стимулируют деятельность организма и всех его функций, способствуя нормальному физическому и психическому развитию [7].
В наших исследованиях были изучены показатели, отражающие функциональное состояние ЦНС. В качестве интегрального показателя функционального состояния нервной системы младших школьников применяется метод диагностики зрительно-моторных реакций, который отражает динамику скорости нервных процессов, их лабильность, общий уровень работоспособности и активности ЦНС. В исследованиях было установлено, что устойчивость реакции, которая обеспечивает стабильное состояние нервной системы, у первоклассников с нарушениями речи хуже. Ниже физиологической нормы оказался у таких детей и уровень функциональных возможностей нервной системы, что не позволяет им достаточно долго удерживать стабильное функциональное состояние и может свидетельствовать об утомлении и эмоциональном напряжении.
Младший школьный возраст — это период активного роста и развития, поэтому он наиболее благоприятен для развития физических способностей. В этот период происходит созревание физиологических механизмов обеспечения мышечной работы, в 10–11 лет дети способны выполнять несколько циклов физических упражнений умеренной и высокой мощности. Необходимо учитывать высокую лабильность нервных процессов и эмоциональную нестабильность детей при недостаточной сформированности свойств мышц, неустойчивую работоспособность и быструю утомляемость. В исследованиях было показано, что дети с низким уровнем функциональных возможностей предрасположены к быстрому развитию признаков утомления [8].
С функциональной зрелостью коры и подкорковых структур коррелирует уровень работоспособности организма, который является интегральным показателем функционального состояния организма и его изменений [9]. В наших исследованиях у первоклассников с нарушениями речи был установлен низкий уровень умственной продуктивности, скорости переработки информации, что может указывать на инертность нервной системы и стать причиной неуспеваемости в школе.
Уровень умственной и физической работоспособности является важным показателем функционального состояния организма ребенка. Уровень работоспособности отражает соблюдение гигиенических требований по нормированию учебной нагрузки, построению режима труда и отдыха, рациональной организации учебного процесса, свидетельствует о соответствии условий жизнедеятельности возрастным анатомо-физиологическим особенностям. Утомление является нормальным физиологическим механизмом, защищающим организм от чрезмерной нагрузки, развития переутомления; в ходе развития данной защитной реакции стимулируются восстановительные процессы, повышаются адаптационные резервы. В литературе имеются данные о том, что в период начала обучения в школе детям свойственны низкая и неустойчивая работоспособность, выраженное нервно-эмоциональное напряжение и быстрое развитие утомления, что, несомненно, влияет на адаптацию [10].
Анализ результатов, полученных в исследованиях первоклассников, показал, что от 50% до 76% всех детей имели низкую работоспособность, что свидетельствует о необходимости оптимизации учебной деятельности и строгого соблюдения режима дня.
Хорошо известно, что эмоциональное состояние детей улучшается под влиянием двигательной активности. Под воздействием импульсов от работающих мышц происходит усиление обмена веществ и энергии в центральной нервной системе, активизируется деятельность коры больших полушарий головного мозга, стимулируется развитие психических процессов.
Двигательная активность является залогом развития растущего организма, правильного формирования и развития органов и систем. Движения обусловливают становление и развитие функциональных систем, оказывают на них тренирующее влияние, что обеспечивает адаптацию к постоянно изменяющимся условиям среды. В ходе двигательной активности нормализуется и улучшается работа сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, укрепляется мышечная система, правильно развивается скелет. Физическая активность способствует повышению естественной резистентности организма, мобилизации защитных сил организма, укреплению иммунитета. Активные движения стимулируют работу системы подкрепления лимбической системы мозга, что сопровождается подъемом эмоционального фона, настроения, как следствие, повышается умственная и физическая работоспособность. Специально организованная система физической активности является эффективным педагогическим условием формирования нравственных качеств личности, развития воли, целеустремленности, ответственности, умственных способностей. Гиподинамия служит неблагоприятным фактором, вызывающим нарушения процессов роста и развития организма, работы сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, при ней нарушаются обменные процессы, происходит снижение эмоционального фона.
Для растущего организма характерна повышенная потребность в энергообеспечении процессов роста и развития, восстановление потраченной энергии происходит со значительным превышением израсходованного уровня. Именно поэтому в результате развивается мышечная масса, создаются предпосылки к выполнению физических нагрузок.
В литературе имеются данные о том, что существует прямая зависимость между уровнем двигательной активности и развитием речи и мышления. Детям с речевыми патологиями присущи общая соматическая слабость, отставание в развитии двигательной сферы, недоразвитие мелкой моторики, неуверенность в выполнении сложнокоординированных движений [11, 12].
По последним данным (И.В. Демидова, 2020), у детей с недостатком движений оказались хуже развиты такие двигательные качества, как гибкость и быстрота, особенно в группе детей с нарушениями речи. Силовые и особенно статические упражнения вызывают быстрое утомление, поэтому рекомендуются кратковременные скоростно-силовые упражнения динамического характера [13].
Недостатки психомоторики и нарушения речи негативно сказываются на общей активности ребенка, на характере его общения и двигательного поведения, на возможности осуществления деятельности, требующей определенного уровня развития моторных и речемыслительных действий, наконец, на становлении сознания и формировании личности [14, 15].
Как известно, любая форма дизонтогенеза непременно сопровождается дисфункцией тех или иных параметров психической деятельности, поэтому при работе с детьми возникает ряд трудностей, вызванных особенностями состояния эмоционально-волевой сферы. От того, насколько полноценно сформированы эмоциональные механизмы, зависят формирование личности и адекватность поведения ребенка.
Для изучения возможностей нормализации психоэмоционального состояния первоклассников в начале учебного года была сформирована группа детей с признаками дезадаптации. Сниженный адаптационный потенциал отмечался у 22% школьников, из них 60% имели речевые патологии. Напряжение адаптационных механизмов сопряжено с использованием функциональных резервов организма. Было установлено, что у большинства детей группы преобладали отрицательные эмоции и переживания, негативное отношение к школе, к процессу обучения и непринятие школьного окружения.
Для группы дезадаптации была разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения, основными задачами которой были улучшение функционального состояния организма детей и создание психологического комфорта. Программа включала мероприятия по стимулированию двигательной активности: дополнительные занятия физическими упражнениями и подвижные игры на свежем воздухе; психологическую коррекцию эмоционального напряжения: психологические тренинги, арт-терапевтические и логопедические занятия.
Так как двигательная активность для детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из ведущих направлений их развития, а в условиях школы потребность детей в движениях не удовлетворяется в полном объеме, ежедневно дополнительно проводили подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе по 45 мин.
Для смягчения эффекта дезадаптации у детей была организована групповая тренинговая работа по снятию эмоционального напряжения, уменьшению тревожности, развитию коммуникативности, формированию элементарных навыков саморегуляции, улучшению взаимопонимания между детьми и сплочению классного коллектива, всего 8 занятий по два тридцатиминутных тренинга в неделю.
Арт-терапевтические занятия, всего 8 по два занятия в неделю, были направлены на развитие у детей методами художественного творчества мелкой моторики, способности к выражению себя и своих чувств, к взаимодействию друг с другом, к формированию представлений о самом себе. В тематике были представлены занятия по изотерапии: рисованию и лепке, музыкотерапии, сказкотерапии и игровой терапии. Преимуществом данных занятий для детей с признаками дезадаптации является то, что арт-терапевтические методики позволяют в символической форме воссоздавать и разрешать травмирующую детскую душу ситуацию, преодолевать страхи, тревожность, плохое настроение. При этом наиболее эффективны для этих целей невербальные средства.
Для детей с нарушениями речи организовали и провели дополнительные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с использованием логопедических игровых методик в соответствии с особенностями нарушений и планами логопедической работы.
По окончании эксперимента было выяснено, что у детей под воздействием двигательной активности и проведенных мероприятий улучшились настроение и отношение к школьной среде, к своим одноклассникам, к учителям, они охотнее посещали школу. На 25% увеличилось количество детей с положительными эмоциями и нормальным психоэмоциональным состоянием. У 33% детей повысились устойчивость нервной системы и уровень ее функциональных возможностей. Двигательная активность способствовала и общей нормализации функционального состояния организма, что отразилось на работоспособности, которая увеличилась у 19% детей.
Заключение. Эмоциональное состояние служит индикатором физического и психического благополучия ребенка, оказывает серьезное влияние на усвоение знаний и результаты мыслительной деятельности. Положительные эмоции благотворно влияют на общее состояние организма и успехи в учебе, отрицательные снижают способность к запоминанию, к обучению и могут свидетельствовать о напряженности адаптационных механизмов. Для первоклассников в процессе их приспособления к новым социальным условиям это особенно важно.
Исследования показали, что у детей с нарушениями речи эмоциональное состояние гораздо хуже, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием. Им свойственны преобладание отрицательных эмоций, неприятные переживания и плохое настроение, при этом среди второклассников детей с таким эмоциональным состоянием оказалось меньше. Отношение к учителям, сверстникам, одноклассникам и учебе у детей с нарушениями речи в большинстве случаев также отрицательное, что выражается в нежелании ходить в школу, общаться со своими сверстниками и учителями.
В результате реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей с признаками дезадаптации у первоклассников улучшились настроение и отношение к школьной среде, к своим одноклассникам, к учителям, они охотнее стали посещать школу. На 25% увеличилось количество детей с положительными эмоциями и нормальным психоэмоциональным состоянием. У 33% детей повысились устойчивость нервной системы и уровень ее функциональных возможностей. Мероприятия по повышению двигательной активности и психологической коррекции эмоционального напряжения способствовали общей нормализации функционального состояния организма детей, что отразилось на их работоспособности.
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ №19-013-00173.
Источник